Вакх бог виноделия. Бог вина в древнегреческой мифологии

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую - чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис - мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

Приготовление самогона и спирта для личного использования
абсолютно легально!

После прекращения существования СССР новое правительство остановило борьбу с самогоноварением. Уголовная ответственность и штрафы были отменены, а из УК РФ изъята статья о запрете производства спиртосодержащей продукции в домашних условиях. По сей день не существует ни одного закона, запрещающего нам с Вами заниматься любимым хобби – приготовлением алкоголя в домашних условиях. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 8.07.1999 № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476).

Выдержка из Федерального закона РФ:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт».

Самогоноварение в других странах:

В Казахстане в соответствии с Кодексом РК Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155 предусмотрена следующая ответственность. Так, согласно статье 335 «Изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки» незаконное изготовление в целях сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги и других алкогольных напитков, а равно сбыт указанных алкогольных напитков влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей с конфискацией алкогольных напитков, аппаратов, сырья и оборудования для их изготовления, а также полученных от их реализации денег и иных ценностей. Однако законом не запрещается приготовление алкоголя в личных целях.

В Украине и Белоруссии дела обстоят иначе. Статьями №176 и №177 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены наложения штрафов в размере от трех до десяти не облагаемых налогом МРОТ за изготовление и хранение самогона без цели сбыта, за хранение без цели сбыта аппаратов* для его выработки.

Практически слово в слово повторяет эту информацию статья 12.43. «Изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пункт №1 сообщает: «Изготовление физическими лицами крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), а равно хранение аппаратов*, используемых для их изготовления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин с конфискацией указанных напитков, полуфабрикатов и аппаратов».

*Приобретать самогонные аппараты для домашнего использования все же можно, так как второе их назначение – дистилляция воды и получение компонентов для натуральных косметических средств и парфюмерии.

Люто ненавидела Диониса и старалась находить все новые и новые способы отомстить незаконнорожденному сыну Царя Богов. Однако впоследствии Дионис сумел утвердиться среди двенадцати олимпийских богов, в качестве отражения таких черт человеческого характера, как безумие, опьянение, веселье и т.п., и Гере пришлось смириться.

Возлюбленной Диониса стала прекрасная Ариадна - дочь критского царя Миноса. По известному мифу Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта и научила того, как победить Минотавра . Вместе с Тесеем они сбежали из чертогов царя Миноса, но по пути в Афины герой Тесей бросил бедную девушку. От страшного горя Ариадна готова была расстаться с жизнью, но её спас Дионис. По другой версии, Дионис пришёл во сне Тесею и сказал ему о том, что Ариадна предназначена в жёны ему, Дионису. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове, где после она встретила Диониса. Зевс из любви к своему сыну сделал Ариадну бессмертной богиней. От Ариадны родились Энопион и Фоант.

Из других возлюбленных Диониса известна Эригона - дочь Икария. Её история очень печальна, Дионис подарил отцу Эригоны вино, которым тот угостил пастухов. Впервые отведав вина, пастухи подумали, что Икарий их отравил и убили его. Эригона покончила с собой, но перед смертью выкрикнула проклятье - чтобы все девушки Афин умирали такой же смертью до тех пор, пока убийцы отца не будут наказаны. Так и случилось. Зевс превратил Эригону после смерти в созвездие Девы.

Авра, миф о которой изложен в XLVIII песне поэмы Нонна "Деяния Диониса", дочь титана Леланта и океаниды Перибеи, родила Дионису близнецов Дидимов. Есть версия, что Гименея от Диониса родила Афродита . Сыном Диониса является и бог пиршеств и веселья - Ком (или Комос).

Неизменными спутниками Диониса являются менады ("безумствующие"). Их называют по-разному: от римского имени Диониса Вакх их называют вакханками; по одному из эпитетов Диониса "Бассарей" - бассаридами; фиадами ("нистовые") их называют как участниц фиаса, то есть шествующих за Дионисом. Менады - это "безумные" женщины, всегда следовавшие за Дионисом и участвующие в его безудержных пиршествах и празднествах.

Среди спутников Диониса были и Мелии (нимфы), Корибанты, Сатиры, Титиры. Они неотступно следовали за Дионисом во время его путешествия.

Нечто почти неуловимое связывает Диониса с его дядей Аидом . Диониса убивают, но он вновь возрождается, он спускается в аид за своей матерью Семелой , чтобы сделать ее бессмертной богиней Фионой. Самому Аиду Дионис дарит мирт (вечнозелёное растение).

Диониса также часто противопоставляют его брату Аполлону . Тогда как Аполлон представляет собой рациональное начало, соблюдение границ и рамок, духовное развитие, Дионис представляет собой начало животное, не знающее меру, предающееся безграничным удовольствиям и экстазу. Дионис - божество земледельческого круга, связано со стихийными силами земли, тогда как Аполлон - прежде всего божество родовой аристократии.

Мифы

Один из самых известных мифов о Дионисе повествует о его рождении . Гера узнав о том, что Семела ждёт от Зевса ребёнка страшно разозлилась. Она обратилась в служанку и внушила Семеле , что её возлюбленный может быть мошенником. Гера уговорила Семелу попросить у Зевса явиться перед ней во всём своём величии. И так как Громовержец пообещал Семеле исполнить любое её желание, он не смог ей отказать. Зевс предстал перед Семелой в ярком сиянии молний и пламени, которые испепелили простую смертную девушку. Остался лишь недоношенный ребёнок, которого его отец зашил в своё бедро, чтобы доносить его до срока. Когда же срок подошёл, Зевс распорол бедро и оттуда появился хорошенький мальчик, которому он дал имя - Дионис.

Согласно сказаниям Брасийцев, Семела всё таки родила Диониса, но Кадм заключил её с сыном в бочку. Бочка была выброшена морем на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитала в пещере его кормилица Ино. Согласно же ахейцам, Дионис был воспитан в городе Месатис, где его подстерегли титаны .

Зевс отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (по Вакхилиду) или сестре Семелы Ино (по Апполодору). Следующий миф рассказывает о том, что Гера не смогла успокоиться и решила отомстить маленькому ни в чём не повинному Дионису. Так, она наслала безумие на Диониса и на всех, кто его окружал, а после натравила на него титанов из самого Тартара , чтобы они разорвали Диониса на части. Но бабушка Рея -Кибела воскресила малыша и отдала его на воспитание престарелому учителю - Силену. Однако мальчик по-прежнему был безумен. Он нашёл виноградную лозу и научился делать напиток из винограда, вселяющий безумие в любого, кто его выпьет. Силен и Дионис отправились странствовать по Египту и Сирии, чтобы учить людей виноделию, когда же он пришёл во Фригию, Рея -Кибела исцелила его безумие и просила его вернуться на Олимп.

Но Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Тогда они заковали пленника в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

Повсюду, где был Дионис, он учил людей выращивать виноград и делать вино. Однако сам Дионис не знал меры - его сопровождали безудержное пьянство и насилие. Он требовал признания своего божественного происхождения и мог свести с ума, если его не признавали, или даже убить. Так, например, царь Ликург (сын царя эдонов) отверг Диониса, не признав в нём бога. В безумстве он убил топором своего сына, будучи убеждён в том, что срубает виноградную лозу. После же он был растерзан своими же лошадьми. Сошли с ума и дочери Миния, а в Аргосе Дионис поверг в бешенство женщин. Так же он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан менадами под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.

Дионис все таки вернулся на Олимп , где был встречен отцом. Он заявил свое право на правление в числе олимпийских богов и тогда Гестия с радостью отдала Дионису своё место. Так Дионис стал одним из двенадцати правящих богов Олимпа.

Имя, эпитеты и характер

Имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма еще в 14 в до н.э. Дионис (др.-греч. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionusus) или Бахус (Вакхос) - божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившегося в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.

Дионис славится как Лиэй (или Лисей) ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Дионис Бромий ("шумный"), Эвий ("ликующий"), Иакх ("вопль, призыв"), Мельпомен ("поющий"), Никтелий ("ночной"), Ойнос ("вино") путешествует по миру, ведя за собой шумную толпу последователей и почитателей.

Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом. Он часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он был покровителем культурных растений и деревьев. Растительное прошлое Диониса подтверждается эпитетами Эвий ("плющ") и Дендрит ("древесный"), а также тем, что Дионис являлся умирающим и воскресающим богом также, как и растительная природа.

Зооморфное прошлое Диониса отражено в его эпитетах Бассарей ("лисица") и Эгобол ("поражающий коз"). Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей), к нему часто применялись эпитеты "бык", "быковидный", "быколикий", "двурогий" и т.д. Возможно из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг, а до этого времени люди тащили плуг сами. Существует связь Диониса и с козлом, например, в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил мальчика в козлёнка, чтобы спасти от ярости Геры , также на связь Диониса с козлом указывают и спутники Диониса - сатиры.

Символом Диониса, как бога продородных сил земли, был фаллос, его эпитет Орфос ("прямой"), жертвенник Дионису Орфосу находился в святилище Ор.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Дионис совершенно безумен, он пьяница, жёсткий и безнравственный. Он жестоко мстит своим недоброжелателям. Но Дионис - это сильный и храбрый молодой бог. Он даже отправился в Аид , чтобы вывести свою мать из царства теней. Дионис щедрый и милосердный, он всех одаривает талантом виноделия, он простил царя Мидаса и избавил его от своего же дара (царь Мидас попросил Диониса, чтобы все к чему он прикасался превращалось в золото и чуть не погиб от голода).

Дионис дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона . Дионис дает мыслям восторженность, возвышающуюся до дифирамба, дает им живость, силой которой создается драматическая поэзия и сценическое искусство. Но вызываемая богом виноделия экзальтация доводит и до затемнения рассудка, до оргиастического безумия.

Культ и символика

Распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.

Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (по Вакхиллиду). Участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая "богоодержимости", становясь "вакхами". Радения Диониса осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в "богоодержимости" становятся "вакханками", "менадами" (т.е. исступленными), они и терзают Диониса и одновременно пестуют воскресающего бога-младенца. Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Почитание Диониса перешло из Фракии в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на "благоразумии" и "умеренности", на уважении к установленным социальным граням. Но со временем в Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном . Именно тогда Диониса приняли как сына Зевса , что было обычной формой ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами. На Парнасе каждые два года устанавливались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (по Аристотелю).

В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте-апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

Дионис в искусстве и культуре

О Дионисе повествуют XXVI и XXXIV гимны Гомера. Он действующее лицо трагедии Эсхила "Эдоняне", трагедии Еврипида "Вакханки", комедии Аристофана "Лягушки" и "Дионис, потерпевший кораблекрушение". Существовала сатировская драма Эсхила "Кормилицы Диониса", сатировская драма Софокла "Младенец Дионис", трагедия Херемона "Дионис".

Античное театральное здание в городе Афины, располагающееся на юго-восточном склоне Акрополя - Театр Диониса - один из самых древних театров в мире. Он был построен в V в. до н.э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время малых Дионисий и Великих Дионисий. Фактически эти мистерии дали начало древнегреческому театру. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису возникла древнегреческая трагедия (греч. tragodia, букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", т.е. козлоногих сатиров - спутников Диониса).

Сюжеты мифов о Дионисе отображены в скульптуре, вазописи, литературе и живописи (в особенности эпохи Возрождения и Барокко). Художники изображали вакхические празднества, полные веселья и дикого разгула, в котором принимала участие вся свита Диониса. К этому сюжету обращались А. Дюрер, Тициан, Джулио Романо, Пьетро де Кортона, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Николя Пуссен и другие. Наиболее известные статуи 18-19 в.в. - "Вакх" И.Г. Даннекера и Б. Торвальдсена.

К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков - А.С. Даргомыжский "Торжество Вакха", К. Дебюсси "Триумф Вакха" и опера "Дионис", опера Ж. Масне "Вакх" и др.

Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала (см. "Рождение трагедии из духа музыки").

В современности

(3671) Дионис - околоземный астероид из группы "аполлонов", орбита которого пересекает орбиты Земли и Марса. Был открыт 27 мая 1984 года американскими астрономами Кэролин и Юджином Шумейкерами в Паломарской обсерватории.

Тип и атрибуты бога Диониса (Вакха). - Вакх восточный и Вакх фиванский. - Виноградная лоза, плющ и тирс. - Бог Дионис и бог Аполлон. - Бог Дионис как основатель театра. - Вакхические маски. - Мистическая чаша. - Вакханалии - праздники в честь бога Диониса.

Тип и атрибуты бога Диониса (Вакха)

Дионис (или Вакх ; латинизированная форма последнего имени - Бахус ), бог винограда, олицетворял собой вино. Культ бога Диониса учрежден гораздо позже культа остальных греческих богов. Он получил значение и стал распространяться в древней Греции по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Диониса очень часто соединяли с богиней Деметрой (Церерой) и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

В древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением одной головы бога Диониса (Вакха) или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого бога Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку.

Только со времен древнегреческого скульптора Праксителя, первым изобразившего бога Диониса молодым, является в античном искусстве этот тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица такого бога Диониса представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, и только козья шкура небрежно наброшена, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена бог Дионис (Вакх) является довольно часто на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. В групповых и отдельных скульптурных изображениях Дионис обыкновенно представлен в удобной позе полулежа или сидящим на троне. Только на камеях и гравированных камнях бог Дионис изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном.

Вакх восточный и Вакх фиванский

Самое красивое изображение бога Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую Диониса. Эта статуя - настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение Диониса, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши.

Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха. Картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа. Римский писатель Плиний Старший рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с иностранными произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама, предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч динариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь чудесной силой, ему неизвестной, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Деметры (Цереры). Это была первая иностранная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа бог Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение лица бога Диониса мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя. Бог Дионис также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски - обычные атрибуты Диониса-Вакха.

Виноградная лоза, плющ и тирс

Виноградная лоза, плющ и тирс - эмблемы фабрикации вина и того действия, которое оно производит. В античности предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Плющ так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Диониса обвивает тирс , на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях древней Греции сосновые шишки употреблялись при фабрикации вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего вина. Уже судя по тому как легко удалось Одиссею усыпить Циклопа, дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем нынешнее. Древние греки примешивали к вину мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

На многих античных монетах и медалях, выбитых в честь бога Диониса, изображена систа , или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная богу Асклепию, как бы намекая этим на целебные свойства, которые древние греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками бога Диониса на всех памятниках античного искусства, изображающих его триумф. Они указывают на восточное происхождение всего мифа о Дионисе.

Присутствие осла Силена объясняется тем, что Силен был приемным отцом или воспитателем бога Диониса. Осел Силена прославился, кроме того, своим участием в битве богов с Гигантами (гигантомахия). При виде выстроившихся в боевом порядке Гигантов осел Силена принялся так кричать, что Гиганты, напуганные этим криком, обратились в бегство.

Появление зайца в некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних греков и римлян символом плодовитости.

Кроме того, на античных камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь бога Диониса, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык - символ земледелия. Поэтому Дионис иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Бог Дионис и бог Аполлон

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому богу Дионис приписывают некоторые качества Аполлона, этого бога вдохновения по преимуществу.

Бог Дионис как основатель театра

Иногда бога Диониса изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что Дионис считался изобретателем театра, то есть театрального зрелища. На праздниках в честь бога Диониса стали впервые разыгрываться пьесы. Праздники в честь Диониса устраивались во время виноградного сбора. Сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда - актерами.

Вакхические маски

Многочисленные маски, которые часто украшали древние надгробные памятники (саркофаги), были необходимыми принадлежностями мистерий в честь бога Диониса как изобретателя трагедии и комедии.

На саркофагах же вакхические маски указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является в жизни только исполнителем какой-нибудь роли. Таким образом, бог Дионис, олицетворявший вначале только вино, стал символом человеческой жизни.

Мистическая чаша

Чаша есть также один из атрибутов бога Диониса и имела мистическое значение. «Душа, - объясняет ученый исследователь древних мифов Крейцер, - выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Вакханалии - праздники в честь бога Диониса

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь бога Вакха-Диониса - Вакханалий. Обряды, исполняемые на Вакханалиях, были весьма разнообразны.

Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога Дионис, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами.

За колесницей Диониса шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры - одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние греки и римляне считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд.

В Риме Вакханалии подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что римский сенат принужден был Вакханалии запретить.

В Греции же в начале установления культа бога Диониса его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию.

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия в честь бога Диониса в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи, принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхом на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов.

Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами.

Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами бога Вакха чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина - до громадного, наполненного вином пресса включительно.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Вопреки расхожему представлению о древнегреческой религии, главным богом там был вовсе не Зевс . То есть, конечно, Зевс был главой пантеона, отцом богов и т.п. Однако поклонение Зевсу не было религиозным в современном смысле слова, оно было скорее политическим и походило на уплату налогов в пользу царствующего правителя.

Силой, действительно заставляющей трепетать душу древнего грека и наполняющей её мистическим чувством, был Дионис – почти забытый в современности бог, которого «опустили» до уровня покровителя виноделия.

Дионис был древнейшим фракийским богом. Фракийцы были гораздо менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к ним как к варварам. Как и у всех народов земледельческой культурой, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию – Дионис .

Религия Диониса пользовалась колоссальной популярностью прежде всего потому, что она возвращала уничтоженную благоразумием интенсивность чувства, мир предстает перед ним полным наслаждения и красоты, его воображение вдруг освобождается из тюрьмы повседневных забот. Цивилизованный городской житель Греции, утомлённый рассудком, не был способен к интенсивным переживаниям (как, впрочем, и современный человек). Дух городского жителя, упорядоченного и благоразумного, нашел свое выражение в культе , который мы уже обсуждали.

Культ же Диониса отбрасывал благоразумие, он породил так называемый «энтузиазм» , этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения, некоторый отход от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих величайших достижениях человечества. Жизнь была бы плоской и постной без дионисийского элемента, но его присутствие делает ее и опасной .

Культ Диониса, пришедший из Фракии и лишь упоминаемый у Гомера, в зародыше содержал совершенно иной способ исследования отношения человека к миру. Греки видели в явлении экстаза подтверждение того, что душа представляет собой нечто большее, чем ничтожный двойник «я», и что только «вне тела» душа может проявить свою истинную природу.

“Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,- проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом”. (Александр Мень. «История религии». )

Миф о Дионисе двухчастен . Как и во многих других случаях, этот бог имел два воплощения: «старшее» и «младшее». Старший Дионис, Дионис Загрей или Дионис Сабазий («Сабазий», вероятно, означает «спаситель», также общего корня с греч. σέβειν, чтить)– был древним фригийским божеством.

Поначалу его именовали «Владыкой вселенной». Тем не менее, как и у других народов, этот не венчал пантеон, хотя и был глубоко чтим народом.

Позднейшие мифы повествуют, что страстно влюбленный в родную мать, Зевс удовлетворил свою страсть, приняв вид быка; потом под видом кающегося и будто бы оскопившего себя он в лоно матери вложил бараньи ядра, и Деметра родила дочь, Персефону, к которой снова воспылал страстью Зевс и в образе змеи соединился с родной дочерью; плодом этой связи был мальчик Загрей с бычьей головой.

Дионис как природный бог был подвластен изначальным силам Судьбы и Необходимости.

Едва успев появиться на свет, Дионис сел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр, стал своей рукой потрясать миры и метать молнии. Это вызвало ярость Геры, подговорившей титанов убить Диониса. Титаны напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то в льва, то в лошадь, то в змею. Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали, измазав лицо белым мёдом. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели.

Разрывание дикого животного и пожирание его сырого мяса вакханками впоследствии рассматривалось как воспроизведение того, что сделали титаны с самим Дионисом, и животное, в известном смысле, выступало как воплощение бога. Титаны были глубинно-земного рождения, но после того, как они съели бога, они стали обладателями божественной искры.

Афина спасла только сердце, ещё трепетавшее, и принесла его Зевсу, и тот передал его смертной женщине Семеле, от которой родился Дионис - другой, юный Загрей. Загрей – постоянный эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Подземной царицы, растерзанного титанами сразу же после его рождения. Зевс испепелил титанов, а из пепла, образовавшегося из тел титанов и Загрей, были созданы люди.

Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы (дочери фиванcкого царя Кадма). По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Возможно, слово «Дионис» означает «хромота Зевса» , ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре. Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.

Нимфы вырастили Диониса в пещере Нисс (поэтому еще один вариант происхождения имени Дионис – «Божественная Ниса».)

Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.

Этот “новый” бог прошел из Эллады через Сирию в Индию и обратно через Фракию в Элладу. По мифам, Дионис не только прошел всю землю, он спустился в Аид.

Когда юный Дионис хотел вывести из Аида свою мать, некто Просимн указал Дионису вход в царство мертвых, потребовав за это плату: насладиться телом Диониса. Этот вход находился у болота Алкиония. Дионис согласился, но, когда вернулся, Просимн уже умер. Тогда Дионис срезал ветвь смоковницы, придал ей форму мужского члена и сел на нее. По словам Климента Александрийского, как воспоминание об этом воздвигались фаллосы Диониса, ежегодно ночью на берегах болота Алкиония совершались празднества Диониса. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой. Кроме того, существовало предание, что Древний Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид, так что целью этого нисхождения было обретение полноты природы Диониса.

Безумие было постоянным спутником Диониса. Так по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного царя была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка. В Аргосе Дионис также поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей.

Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.

К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Дионис был отождествлён и с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами.

Согласно мифу, однажды, во время охоты, Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос . Он очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Бог долго плакал над его могилой и стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. Именно в память об этом Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино, дающее свободу чувствам. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos.

Вино - атрибут Диониса, такой же, как тирс, канфар, плющ, виноград, змея, свита из животных, сатиров и менад, общее представление о свободе, безответственности, изобилии, счастье и равенстве, или как чувство наркотического опьянения, варьируемое от легкого «навеселе» до экстаза и буйного помешательства.

Традиционно отличал Диониса и его свиту от любых других божеств и людей плющ , который в Греции зимой (во время празднеств Диониса) не сбрасывает листьев.

Римское имя Диониса — Вакх — необъяснимо из греческого языка. Место воспитания Диониса — Ниса — помещалось то в Египет, то в Индию, по всей Европе появились города с таким корнем (например, Ницца). Название одежды Диониса — бассара — не греческого происхождения. Имя Диониса прочитано на табличке из Пилоса, которая датируется вторым тысячелетием до н. э.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса — Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.

Когда бог Дионис неожиданно появлялся перед последователями, поднимался чудовищный шум, – переходящий в мертвую тишину, исполненную глубочайшей печали, когда он столь же внезапно исчезал. При появлении Диониса его менады входили в состояние восторга и экстаза, начинали безумно танцевать и впадали в неукротимую ярость.

На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Позднее он отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.