Мы все давно учились в школе и многое забыли. Но иногда бывает полезно вспомнить школьные знания, особенно из области русского языка. В этой статье мы вспомним, что такое суффикс слова.
Суффиксом является изменяемая часть слова, которая расположена после корня. Суффикс выделяют значком ^. Нулевой суффикс выделяют 0 (нуль). Для чего нужен суффикс? Суффиксы служат для образования новых слов и различных форм слова.
Какие бывают суффиксы
Виды суффиксов:
- Суффиксы -ек и –ик. В случае, если при склонении слова выпадает гласный звук "е", нужно писать суффикс –ек. Если слова при склонении сохраняют звук "и", то нужно писать суффикс –ик. Примеры: сыноч –ек; калач –ик.
- Буквы "ч" и "щ" в суффиксах –чик и –щик. В случае, если эти суффиксы стоят после букв "д", "т", "з", "с" и "ж", нужно писать букву "ч" . Во всех остальных случаях пишется "щ". Примеры: рассказчик, бурильщик.
- Буквы "о" и "е" после ц и шипящих в суффиксах наречий, существительных и прилагательных. В случае, если суффикс существительного, прилагательного и наречия находится под ударением, нужно писать букву "щ", без ударения - писать "е". Примеры: меш-ок; мешоч-ек. Из этого правила есть исключение - слово "дешевый".
- Одна и две буквы "н" в тех прилагательных, которые образованы от существительных.
Две буквы "н" будут писаться в прилагательных, которые образованы от следующих слов:
- От существительных, основа которых заканчивается на "н".
- От существительного с помощью суффиксов –онн и –енн.
Есть в этом правиле исключение - это слово "ветреный".
Одна буква "н" пишется:
- В суффиксах –ан и –ян в прилагательных, которые образованы от существительных. Есть исключения, это слова оловянный, стеклянный, деревянный.
- В кратких прилагательных, кроме форм в мужском роде.
Суффиксы –ск и –к в прилагательных. В случае, если прилагательные имеют короткую форму или образованы от существительных, основа которых заканчивается на "ч", "к", "ц", нужно писать суффикс –к. В остальных случаях –ск.
Как найти в слове суффикс
Зная, что суффикс располагается между окончанием и корнем слова, мы можем его легко найти.
- Сначала нужно выделить именно эти морфемы.
- Для того чтобы определить окончание, слово нужно проспрягать или просклонять. Изменяемая часть в конце слова и будет его окончанием. Ее нужно обвести квадратом.
- Далее нужно подобрать к слову однокоренные слова. Это даст возможность определить корень. Им будет неизменная часть и общая часть для всех однокоренных слов. Обозначается корень дугой.
- Часть, которая остается между корнем и окончанием, и есть суффикс. Он обозначается треугольником - ^. В слове может быть больше одного суффикса.
Типичные ошибки при выделении суффиксов
- Конечные буквы суффикса часто путают с окончанием.
- К суффиксу могут также отнести часть корня или часть предыдущего суффикса.
- Могут не различить отдельные суффиксы и сумму суффиксов, например "грамот-н-ость".
- При отсутствующем суффиксе могут выделить в суффикс часть корня слова.
Мы вспомнили, что такое суффикс и как его найти.
Здравствуйте. Начал изучать программирование практически с нуля, если не считать Бейсик из далеких 80-90х годов. Не могу понять зачем в C# нужны суффиксы если переменной при объявлении уже присвоен тип (то есть уже выделена память определенного размера)Поясню на примере:
long y = 2147483647 + 1; long z = 2147483647L + 1; Console.WriteLine(y); Console.WriteLine(z);
Почему этот код не скомпилируется ведь тип переменных уже обьявлен как long ? В чем смысл присвоения типа переменной если после её значения все равно нужно указывать суффикс? То есть почему нельзя делать так:
y = 2147483647L + 1; z = 2147483647L + 1; Console.WriteLine(y); Console.WriteLine(z);
Если вопрос не корректен, прошу сильно не пинать. Яндекс уже задолбася искать ответ на этот вопрос. Ну уж очень не хочется оставлять былых пятен на начальном уровне изучения.
8 ответов
Irises
Идет переполнение int. Максимальное значение для int равно 2147483647. 2147483647+1 = 2147483648, а это число уже не вмещается в int. А если суммировать 2147483646 + 1, то все работает.Если int + int, то результатом будет int, но в даном случае этот int записывается в long. Поетому ему нужно уточнить, что нужно суммировать long и int и тогда результатом будет long.Sanay0102
Идет переполнение intТо что идет переполнение int я понял Не могу понять почему Y стало int ведь ей же уже присвоен тип long Получается какой бы тип не был присвоен переменной, если не указать суффикс, переменная становится int ? Если так, зачем обьявлять переменную определенного типа?
Irises
Не могу понять почему Y стало int ведь ей же уже присвоен тип longСначала идут вычисления, а потом запись в переменную. Как думает компилятор: Тааааак, int+int будет int. А теперь этот int запишем в long. Y не стала int, она все также long.
Получается какой бы тип не был присвоен переменной, если не указать суффикс, переменная становится int ?Если работаете в Visual Studio, наведите мышкой на число и увидите какого они типа. Если явно не указывать тип, то целые числа будут типа int.
Если так, зачем обьявлять переменную определенного типа?Повторюсь, если указали тип для Y long, она так и будет long.
irises , суффиксы нужны, когда компилятор не может определить подходящий тип переменной, либо по умолчанию определит его не так, как вам надо.
namespace ConsoleAppSanay0102 { class Program { static void Main(string args) { //int a = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки. //int b = 2147483647L + 1; // error CS0266: Не удается неявно преобразовать тип "long" в "int". Существует явное преобразование (возможно, пропущено приведение типов). //var c = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки. var d = 2147483647L + 1; // OK //long e = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки. long f = 2147483647L + 1; // OK //**** g = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки. **** h = 2147483647u + 1; // OK Func1(1); // Какой из методов будет вызван? И как указать другой метод? } static void Func1(int a) { } static void Func1(long a) { } static void Func1(**** a) { } static void Func1(ulong a) { } static void Func1(****** a) { } static void Func1(float a) { } } }
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
Кафедра русского и иностранных языков
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(на примерах из произведений М.Ф. Достоевский)
студент гр. 11В
Груздь А.А.
Научный руководитель:
доцент кафедры РИЯ:
Греку Р.А.
Введение 3
Суффиксы и употребление 4
Виды суффиксов 5
Примеры из произведений Ф.М. Достоевского. 8
«Преступление и наказание» 8
Библиографический список 14
Введение
Русский язык – язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в общественной мысли, науке, культуре, литературе. Во всех этих достижениях – большой вклад русского языка как средства общения, как формы национальной культуры. Величие русского языка и величие русского народа - неотделимы.
Русский язык – один из мировых языков, один из наиболее развитых и совершенных. Авторитет его очень высок.
Русский язык активно функционирует в современном мире. Он является одним из официальных, рабочих языков ООН и ряда других международных организаций. В различных странах миллионы людей владеют русским языком или изучают его. Совершенствуются методики преподавания русского языка как иностранного, растёт спрос на научную и художественную литературу на русском языке.
Цель: выявить все правила употребления суффиксов в именах существительных.
Суффиксы и употребление
Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») - морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня. В российской школьной традиции суффикс схематически выделяется значком ^. Нулевой суффикс зачастую отмечается значком ø (компьютерный ноль).
Фактически суффикс - разновидность постфикса, не являющаяся флексией. Противопоставление суффиксов и флексий характерно для индоевропейских и ряда близких по грамматической структуре языков.
В русском языке перенос слова из одной части речи в другую осуществляется всегда с помощью суффикса. Если в производном слове суффикса не наблюдается, сразу после корня ставится знак нулевого суффикса.
Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Лекант считает, что наиболее важную роль играют такие морфема как суффикс. Роль суффиксов в русском языке очень важна, ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым. Суффиксы могут вызывать чередования в корне слова:
тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть.
Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик).
Виды суффиксов
Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения
(-и- , -тель-, -н-, -ти). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же, как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов. В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы:
Овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).
Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. Например: суффикс –енств (блаж-енств-о). Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов. Например: суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер).
Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы. Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов. Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.
Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).
Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)
Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:
К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;
Ик-: стол - столик, дом - домик;
Чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны: -ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка; -онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка. Например, слово картинка – это картина меньших размеров.
Увеличительность связана, прежде всего, с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс.
Увеличительные слова - так называются некоторые имена существительные, образованные при помощи известных суффиксов, выражающих побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. Такими суффиксами являются -ищ- (с увеличительным значением):дом - домище, волк - волчище, лапа - лапища.
С помощью суффиксов образуется множество новых слов и форм слов. Так же суффиксы служат для образования частей речи, то есть выполняют морфологическую роль. Суффиксы не только помогают более точно выразить мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску (положительную, отрицательную, ласкательную или насмешливую). Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает – это психологическая роль суффиксов.
1. Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый - доброт а (суффикс -от - словообразовательный), добрее , добрейш ий (суффикс -ее - формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш - формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь , например: Поволжь [ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ]е [зъΛн’э́жjь].
2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить - учитель , учительств о, учительск ий.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;
Быстрее , быстрей , дороже , старше , глубочайш ий, мудрейш ий.
суффикс прошедшего времени глагола -л ;
Пришёл , узнал .
суффикс повелительного наклонения глагола -и ;
Бери , веди .
некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;
Ср.: гражданин (ед.ч.) - граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) - друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -j- - [друз’j а́]); сын (ед.ч.) - сыновь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -овj - [сынΛв’j а́]); утён ок (ед.ч.) - утят а (мн.ч.).
некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.
Ср.: мать - (нет) матер и , время - (нет) времен и.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) - -ть, -ти, -чь (бежать , везти , беречь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие - как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь ) как окончание (!).
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ ий, читаем ый, прочитавш ий, прочитанн ый ) и деепричастий (читая , прочитав ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других - как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж-к -а - книж-ек ; скольз-к -ий - скольз-ок , смеш-н -ой - смеш-он , стар-ец - стар-ц -а, блюд-ц -е - блюд-ец .
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к /ч , ова /уj ).
Ср.: книж-к -а - книж-еч -к-а, ком-ок - ком-оч -ек, пир-ова -ть - пир-уj -ю.
4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
- Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка
.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а ) выделяется корень Саш- (Саш-а ) и суффикс -еньк (а ): «Сашенька - уменьшительно-ласкательное к Саш а ».
В слове вишенка (вишен-к-а ) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я ) и суффикс -к (а ): «Вишенка - маленькая вишн я ».
В слове горошинка (горош-ин-к-а ) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х /ш (горох ) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а ): «Горошина - единичная составляющая гороха» ; суффикс -к (а ): «Горошинка - маленькая горош ина ».
- Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный
и сознательный
.
В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый ) выделяется корень мечт- (мечт-а ) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть ): «Мечтать - предаваться мечт ам »; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель ): «Мечтатель - тот, кто любит мечт ать »; суффикс прилагательного -н (ый ): «Мечтательный - такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю ».
В слове сознательный (со-зна-тельн-ый ) выделяется корень зна- (зна-ть ) с приставкой со- (со-зна-ть ), а также один суффикс -тельн (ый ): «Сознательный - такой, который правильно созн аёт , понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель .
Обратите внимание!
Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.
1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е ) - влад-ениj -е, -тиj (е ) - взя-тиj-е, -иj (е ) - самолюб-иj-е, -j (е ) - счасть-j-е, -j (ё ) - старь-j-ё, -ациj (я ) - делег-ациj-я, -иj (я ) - арм-иj-я . Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).
2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).
3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.
Ср.: косн- ость (от косн ый , где косн - - корень), готов -ность (от готов ый , где готов - - корень), грамот-н- ость (ср.: грамот -а → грамот -н -ый → грамот-н- ость ).
В русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка. Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».
Приставка или префикс.
Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т. е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т. д.
В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи , что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.
В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти (Анти-мир, анти-герой), де - (де-милитаризация, де-тронизация) и т. п. в прилагательных: анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.
Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не - . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не - пишется слитно как часть производного слова: не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.
Основные особенности приставки заключаются в следующем:
приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.
Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.
По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова (прежде всего предлоги и частицы), ставшие морфемами.
Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. (Например, Из-, В-)
С помощью приставок образуются Антонимы.
Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать, налить – вылить.
С помощью приставок образуются антонимы . Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить - уходить).
На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова