Виды лингвистики и что они изучают. Что такое лингвистика? Просто о сложном

Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.

Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную (то есть предполагающую построение лингвистических теорий) и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика.

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает дескриптивной (описывающей реальную речь) и нормативной (указывающей, как «надо» говорить и писать).

Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты), либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление, в лингвистике можно выделить несколько аспектов:

Общая лингвистика изучает общие черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий.

Частью общей лингвистики является типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о Языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии, то есть гипотезы, выполняющиеся для большинства описанных языков мира.

Частная лингвистика (в более старой терминологии — описательная лингвистика) ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения сходств и различий между ними. Так, диахроническая лингвистика сопоставляет разные временные срезы в истории языка, выявляя утери и новации; диалектология сопоставляет его территориальные варианты, выявляя их отличительные черты; стилистика сопоставляет различные функциональные разновидности языка, фиксируя сходства и различия между ними и т. п.

Сравнительная лингвистика сравнивает языки друг с другом. Она включает в себя:

1) компаративистику (в узком смысле), или сравнительно-историческое языкознание, изучающую отношения между родственными языками;

2) контактологию и ареальную лингвистику (ареалогию), изучающую взаимодействие соседних языков;

3) сопоставительную (контрастивную, конфронтативную) лингвистику, изучающую сходства и различия языков (независимо от их родства и соседства).

Внешняя лингвистика
(социальная лингвистика, социолингвистика) описывает: язык во всем многообразии его социальных вариантов и их функций; зависимость выбора «кода» (то есть языковой системы) от общественной принадлежности носителя (классовый и профессиональный выбор: напр. арго, жаргон, сленг), от его региональной принадлежности (территориальный выбор: напр. диалект) и от коммуникативной ситуации собеседников (функционально стилистический выбор).

Внутренняя лингвистика
(в другой терминологии, структурная лингвистика) от этой социальной обусловленности отвлекается, рассматривая язык как однородный код.

Статическая лингвистика изучает состояния языка (в том числе состояние языковой способности индивида — владение языком).

Динамическая лингвистика — процессы (изменение языка во времени; возрастные фазы языковой способности: формирование речевой способности, овладение языком, забывание языка).

Лингвистика может описывать хронологический срез языка в определенную историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика, иногда также называется «синхронной»). Сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).

Цели лингвистики. Фундаментальная и прикладная лингвистика


Фундаментальная лингвистика имеет целью познание скрытых законов языка; прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Разделы лингвистики


В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

Грамматика (занимается изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений)

Графика (исследует соотношения между буквами и знаками)

Лексикология (изучает словарный состав языка, или лексику)

Морфология (правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы)

Ономастика (изучает собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения)

Орфография (правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме)

Прагматика (изучает условия использования говорящими языковых знаков)

Семантика (смысловая сторона языка)

Семиотика (изучает свойства знаковых систем)

Стилистика (изучает различные выразительные возможности языка)

Фонетика (изучает особенности звуков речи)

Фонология (изучает структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе)

Фразеология (изучает устойчивые обороты речи)

Этимология (изучает происхождение слов)

Лингвистика и смежные области знания


На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин:

Лингвистика и предмет философии

На стыке лингвистики и философии: философия языка, лингвистическая философия, когнитивная лингвистика.

Лингвистика и предмет естественных наук

На стыке лингвистики и физики (конкретнее, акустики): акустика речи.

На стыке лингвистики и физиологии:

Артикуляторная фонетика, перцептивная фонетика.

Лингвистика и предмет гуманитарных наук

На стыке лингвистики и психологии: психолингвистика, когнитивная лингвистика.

Лингвистика и предмет общественных наук

На стыке лингвистики и социологии: социолингвистика.

На стыке лингвистики и истории: лингвистическая палеонтология.

На стыке лингвистики и генеалогии: антропонимика.

На стыке лингвистики и географии: топонимика.

На стыке лингвистики и филологии: филологическая лингвистика.

Лингвистика и методология науки

На стыке лингвистики и методологии науки: методология лингвистики.

Лингвистика и методы «точных» наук

Лингвистика и методы «дедуктивных» наук

На стыке лингвистики и математики: математическая лингвистика.

На стыке лингвистики и логики: лингвистика и логика, логическое направление в лингвистике.

Лингвистика и методы «эмпирических» наук

На стыке лингвистики и статистики: квантитативная лингвистика, лингвистическая статистика.

На стыке лингвистики и методов истории: историческая лингвистика.

На стыке лингвистики и методов географии: ареальная лингвистика, лингвистическая география = лингвогеография, лингвистическое картографирование.

На стыке лингвистики и методов психологии: экспериментальная лингвистика, эксперимент в лингвистике.

На стыке лингвистики и методов социологии: анкетирование в лингвистике.

Лингвистика и методы «технических» наук (техники)

На стыке лингвистики и инженерии: инженерная лингвистика, лингвоконструирование.

На стыке лингвистики и вычислительной техники: вычислительная лингвистика, компьютерная лингвистика, машинный перевод.

Круг задач, решаемых языкознанием (лингвистикой)

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.

8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

Языкознание (лингвистика, языковедение) – наука о языке, возникшая приблизительно 2,5 тыс лет назад на Востоке. Различают общее и частное языкознание.

Частное языкознание – наука об отдельном языке или группе родственных языков (например, арабистика, русистика). Общее языкознание - теория языка – наука о наиболее общих закономерностях, устройствах функциониров. и развития языков. Проблемы ОЯ: природы и сущности языка; внутреннее устройство языка; язык и мышление, их взаимосвязь; язык и общество; классификация языков мира; происхождение языка; развитие языка; методы науки о языке.

Прикладное языкознание - использование лингвистических знаний в практической деятельности людей.

Основные разделы языкознания:

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий речевые звуки и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются: слово и его значение; система взаимоотношений слов; история формирования современной лексики; функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи.

Грамматика - раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов. Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний (лингвистика) и предложений.

7. Звуки речи. Три аспекта изучения звуков.

Звуки явл. универсалиями языка. Звуки - первичны, буквы – вторичны.

Буквы – это условные графические символы для обозначения звуков.

Звук мови – явище матеріальне, фізичне, йому властиві всі ознаки, що й будь-якому звуку взагалі: виникає внаслідок коливання середовища, від характеру коливань залежить його якість. Их можно изучать в 3 аспектах:

1.Физический – изучение акустической характеристики звуков речи (высота, сила, долгота, тон, шум, тембр).

2.Физиологический – изучение процесса образования звуков, их артикуляционная характеристика.

3.Функциональный, или лингвистический – изучение звуков с точки зрения их функций и места в системе языка.

В соответствии с этими аспектами выделяют акустическую, артикуляционную и функциональную фонетику.

8. Акустическая характеристика звуков.

Звук человеческой речи - физическое явление. Они вызываются вследствие колебаний воздушной среды, вызванных звучащим телом. Тело, способное создавать звук – голосовые связки. Ротовая, носовая полости и гортань – резонаторы, усиливающие звук. Звуки речи имеют параметры:

Высота – характеристика звука, зависящая от количества колебаний за единицу времени. (Герц - колебание за секунду). Определяет музыкальное, тоническое, ударение (кит. яз.). Человеческое ухо способно воспр. звуки высотой 16 – 20000Гц, а голосовые связки спос. работать в диапазоне 80 – 1300Гц.

Сила – определяется амплитудой колебаний, часто определяет ударение. (Например, в русском языке – назыв. динамическим (силовым) ударением.)

Долгота – время существования звука (напр., в лат, англ. нем. чешск. и др. языках - короткие и длинные гласные). Определяет квантативное ударение (индонезийский язык), часто сопровождается динамическим ударением.

Тон – создаётся благодаря колебанию твёрдого тела в упругой среде, колебания должны быть ритмичны (голосовые связки).

Шум – возникает при неритмичном колебании тела, создаётся вследствие преодоления воздушным потоком различных преград в речевом аппарате.

Тембр – индивидуальная характеристика звуков, благодаря уникальности тембра мы узнаём голос среди других. Обертоны – накладываются на основной тон и создают тембр (звук отражается от нёба, зубов).

Гласным звукам характерен только тон, глухим согласным – только шум, а звонким согласным – тон + шум.

Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает "язык". Следовательно, лингвистика - это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке.

В лингвистике выделяются следующие разделы: 1. Лексикология, предметом которой является слово, - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова, употребление слова в речи. Основная единица этого раздела - слово.

  • 2. Фразеология изучает устойчивые выражения типа бить баклуши, используемые в данномязыке.
  • 3. Фонетика - раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики - звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.
  • 4. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.
  • 5. Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов. Морфема - основное понятие словообразования.
  • 6. Грамматика изучает строй языка. Она включает два раздела:
    • а) морфологию, изучающую словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке;
    • б) синтаксис, изучающий словосочетания и предложения.
  • 7. Орфография - раздел науки, изучающий правила правописания.
  • 8. Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.
  • 9. Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.
  • 10. Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Под знаковым аспектом естественного языка понимают обычно соотнесенность языковых элементов (морфем, слов, словосочетаний, предложений и др.), а, следовательно и языка в целом, в той или иной форме и степени опосредствованности с внеязыковым рядом явлений, предметов и ситуаций в объективной действительности. К знаковой функции языковых единиц относят, далее, их свойство обобщенно выражать результаты познавательной деятельности человека, закреплять и хранить итоги его общественно-исторического опыта. Под знаковый аспект языка подводят, наконец, способность языковых элементов, в силу закрепившихся за ними значений, нести определенную информацию, выполнять различные коммуникативные и экспрессивные задания в процессе общения. Следовательно, термин "знаковый", как и синонимичный с ним термин "семиотический", - многозначны, в него вкладывается разное содержание и, применительно к естественному языку, он может быть отнесен к четырем разным функциям языковых элементов: функция обозначения (репрезентативная), обобщающая (гносеологическая), коммуникативная и прагматическая. Непосредственная связь языка с мышлением, с механизмом и логикой познания, уникальное свойство человеческого языка служить универсальной системой обозначения всего многообразия объективного мира - все это сделало знаковый аспект языка предметом изучения разных наук (философии, семиотики, логики, психологии, языкознания и др.), в силу общности объекта не всегда четко между собой разграниченных.

Понятие системы языка как предмета и объекта лингвистики связано прежде всего с определением открытости и гетерогенности этой системы. Язык является открытой, динамичной системой. Язык как система противостоит конкретному языку. Подобно тому, как модели его единиц противостоят самим единицам, которые порождены этими моделями-образцами. Система языка - это внутренняя организация его единиц и частей. Каждая единица языка входит в систему как часть в целое, она связана с другими единицами и частями языковой системы непосредственно или опосредованно через языковые категории. Система языка сложная и многоплановая, это касается как ее строения, так и функционирования, т.е. использования и развития. Система языка определяет пути его развития, но не конкретную форму, потому, что в любом языке, его норме можно обнаружить факты системные (структурные) и асистемные (деструктурные). Это возникает как в результате нереализованности всех возможностей системы, так и в результате влияния других языков и социальных факторов. Например, существительные русского языка потенциально обладают 12 элементной парадигмой склонения, но не каждое существительное имеет весь комплект словоформ, и есть существительные, которые располагают большим количеством словоформ [ср.: о лесе и в лесу, когда предложный падеж распадается на изъяснительный и местный]; несклоняемые существительные в русском языке - асистемное явление, аномалия (за пределами литературной нормы давление системы легко обнаруживается, когда говорят: "подошел к метру", "ехал в метре" и т.д. Нереализованность системы проявляется не только в том, что некоторые факты не охватываются парадигмой, выпускают из системы, но и в строении самих парадигм, в наличии дефектных парадигм и моделей-образцов. В современных теориях систем анализируются различные типы и виды систем. Для языкознания важны системы, которые обладают свойством оптимальности и открытости. Признак открытости и динамизма свойствен языку как системе. Динамизм системы проявляется в противоположности ее языковой традиции, закрепленной в литературном языке, стереотипу речевой деятельности. Потенциальность как проявление динамизма и открытости языковой системы не противопоставляет ее языку с его категориями и конкретными единицами.

Происхождение человеческой речи - очень сложный вопрос; он изучается не только языкознанием, но и другими науками - антропологией и зоопсихологией, биологией и этнографией. Происхождение языка нельзя методологически правильно рассмотреть в отрыве от происхождения общества и сознания, а также самого человека. Ф. Энгельс писал, что человек, как и бесчисленные классы, отряды, семейства, роды и виды животных, возникает путём дифференциации: когда рука "дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой". И К. Маркс, и Ф. Энгельс подчёркивали, что возникновение языка как практического сознания возможно только в обществе, в результате производственной, трудовой деятельности. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всём своём сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств".

Родовые языки были разными даже в пределах сравнительно небольших территорий, однако по мере расширения брачных и других контактов между родами, а затем хозяйственных связей между племенами, началось и взаимодействие между языками. В последующем развитии языков обнаруживаются процессы двух противоположных типов:

конвергенции - сближение разных языков и даже замена двух или нескольких языков одним;

дивергенции - распадение одного языка на два или несколько различающихся между собой, хотя и родственных языков. Например, язык распадается сначала на диалекты, а затем они развиваются в самостоятельные языки.

Выделяют так же несколько моделей развития языка при их контактировании:

  • А) на базе субстрата (лат. substratum - подстилка, нижний слой). Например, язык коренного населения оказался вытесненным из употребления языком завоевателей, но оставил свой след в языке пришельцев (материальные заимствования, словообразовательные, семантические кальки и т. д.). Яркий пример из истории развития языков - современные романские языки (французский, итальянский, испанский, португальский). В них наблюдается определенное сходство, но и явные отличия, это РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ, поскольку при их формировании народная латынь, из которой они происходят, накладывалась на разные подложки (субстраты) и по-разному усваивалась разными народами.
  • В) на базе суперстрата - наслоение чуждых черт на исконную основу местного языка. Победителем в борьбе языков выходит местный язык. Яркий пример суперстратного влияния - французские наслоения в английском языке, проникшие в него после нормандского завоевания, сохранившиеся, в связи с долгим господством французского языка в Англии, на уровне лексики, фонетики, орфографии.

Особый случай - образование койнэ - общего языка, возникающего на базе смешения родственных диалектов, из которых какой-нибудь оказывается ведущим, и используется для хозяйственных и др. контактов.

Лингва франка (лат. "общий язык") - превращение одного из контактирующих языков в более и менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода другие языки, а сосуществующее с ними на одной территории. Так, для множества индейских племен Тихоокеанского побережья Америки лингва франка - языки чинук, в Восточной Африке Востоке - арабский язык. До сих пор роль лингва франка при общении представителей бывших республик СССР выполняет русский язык. В большинстве стран средневековой Европы языком религии, науки была средневековая латынь - язык, продолживший традиции классической латыни.

Что изучает лингвистика? Что изучает лингвистика? На какие "разделы" ее можно разделить?

  1. ЛИНГВИСТИКА (от латинского lingva - язык) - это наука о языке, русские синоимы ЯЗЫКОЗНАНИЕ или ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ. Есть общее, сравнительное и частное языкознание. Включает в себя много разделов и подразделов: история языка, фонетика, грамматика, лексикология, диалектология, теория перевода - да всего и не перечислить.
  2. Лингвистика изучает язык. Фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация....
  3. Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.

    Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает язык. Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную (то есть предполагающую построение лингвистических теорий) и практическую.
    Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает дескриптивной (описывающей реальную речь) и нормативной (указывающей, как надо говорить и писать) .

    Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты) , либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные) .

    Так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление, в лингвистике можно выделить несколько аспектов:

    Общая лингвистика изучает общие черты всех языков как эмпирически (индуктивно) , так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий.

    Частью общей лингвистики является типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о Языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии, то есть гипотезы, выполняющиеся для большинства описанных языков мира.

    Частная лингвистика (в более старой терминологии описательная лингвистика) ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения сходств и различий между ними.

    Сравнительная лингвистика сравнивает языки друг с другом. Она включает в себя:
    1) компаративистику (в узком смысле) , или сравнительно-историческое языкознание, изучающую отношения между родственными языками;
    2) контактологию и ареальную лингвистику (ареалогию) , изучающую взаимодействие соседних языков;
    3) сопоставительную (контрастивную, конфронтативную) лингвистику, изучающую сходства и различия языков (независимо от их родства и соседства) .

    Разделы лингвистики
    В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами е предмета.
    Грамматика (занимается изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений)
    Графика (исследует соотношения между буквами и знаками)
    Лексикология (изучает словарный состав языка, или лексику)
    Морфология (правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы)
    Ономастика (изучает собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения)
    Орфография (правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме)
    Прагматика (изучает условия использования говорящими языковых знаков)
    Семантика (смысловая сторона языка)
    Семиотика (изучает свойства знаковых систем)
    Стилистика (изучает различные выразительные возможности языка)
    Фонетика (изучает особенности звуков речи)
    Фонология (изучает структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе)
    Фразеология (изучает устойчивые обороты речи)
    Этимология (изучает происхождение слов)

Языкознание (лингвистика ) - наука о языке во всей сложности ее проявления; естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителей.

Языкознание - это гуманитарная наука. Она является разделом культурологии (наряду с искусствоведением и литературоведением) и филологии (наряду слитературоведением), а также отраслью семиотики - науки о знаках.

Как отдельная дисциплина языкознание оформилась в середине 19 века. Языкознание - наука о языке вообще и отдельные языки мира как ее индивидуальные представители.

Предмет языкознания

Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческую речь вообще. Речь не дана лингвисту в прямом наблюдении; непосредственно наблюдаются только факты языка, или языковые явления, то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или языковой материал (ограниченное число письменных текстов на мертвой языке, которым уже никто не пользуется как основным средством общения).

Предмет и объект изучения языкознания

Будучи гуманитарной наукой, лингвистика не всегда отделяет субъект познания (то есть психику лингвиста) от объекта познания (то есть от изучаемого), особенно если лингвист изучает свой родной язык. Лингвистами часто становятся люди, совмещающие тонкую языковую интуицию (чутье) с обостренной языковой рефлексией (способностью задумываться над своим речевым чутьем). Опора на рефлексию для получения языковых данных называется интроспективной.

Разделы языкознание

Языкознание
Теоретическая лингвистика
Фонетика
Фонология
Грамматика
Морфология
Синтаксис
Лексикология
Семантика
Лексическая семантика
Статистическая семантика
Структурная семантика
Прототипична семантика
Прагматика
Прикладная лингвистика
Усвоение языка
Психолингвистика
Социолингвистика
Антропологическая лингвистика
Генеративная лингвистика
Когнитивная лингвистика
Математическая (компьютерная) лингвистика
Дескриптивная (синхронический) лингвистика
Историческая лингвистика
Сравнительная лингвистика
Этимология
Стилистика
Приписова лингвистика
Корпусная лингвистика
Переводоведение
История лингвистики
Список лингвистов
Нерешенные проблемы

Разделы и области лингвистики :

  • Теоретическая лингвистика
    • Фонетика - изучает звуковой состав языка.
      • Фонология - изучает структуру звукового состава языка (речевые единицы и средства) и их функционирование в языковой системе.
    • Грамматика - изучает строение языка.
      • Морфология - изучает явления, характеризующие грамматическую природу слова как грамматической единицы речи.
      • Синтаксис - изучает словосочетания и предложения, их устройство, типы и объединения в надфразна единицы.
    • Лексикология - изучает лексику (словарный состав языка)
      • Фразеология - изучает лексически неделимые сочетания слов.
      • Лексикография - наука о заключении словарей
      • Ономастика - наука об имена.
      • Этимология - изучает происхождение и историю слов языка.
    • Семантика - изучает значение слов и их составных частей, словосочетаний и фразеологизмов.
    • Лексическая семантика - наука о значении слов.
    • Статистическая семантика
      • Структурная семантика
      • Прототипична семантика
    • Прагматика - раздел семиотики, освещающий отношения между участниками коммуникации, адресантом и адресатом, говорящим и слушателем.
  • Прикладная лингвистика - изучает применение языковедческой теории на практике.
    • Усвоение языка
    • Психолингвистика - изучает процессы речевой деятельности, восприятия и созидания языка, намерения говорящего в процессе осуществления речевого акта.
    • Социолингвистика - изучает комплекс вопросов, связанных с общественной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и ролью, которую играет язык в жизни общества.
    • Антропологическая лингвистика
    • Коммуникативная лингвистика
    • Генеративная лингвистика
    • Когнитивная лингвистика - функционирования языка рассматривает как разновидность когнитивной, т.е. познавательной, деятельности, а когнитивные механизмы и структуры человеческого сознания исследует через языковые явления.
    • Математическая (компьютерная) лингвистика - ставит своей целью использование математических моделей для описания естественных языков.
    • Дескриптивная (синхронический) лингвистика - описательная лингвистика.
    • Историческая лингвистика
    • Сравнительная лингвистика - комплекс лингвистических дисциплин, которые используют сопоставления, сравнения.
    • Стилистика - изучает стиль во всех языковедческих значениях этого термина (индивидуальная манера исполнения речевых актов, функциональный стиль речи, стиль речи и т.д.)
      • Приписова лингвистика
    • Корпусная лингвистика - занимается созданием, обработкой и использованием корпусов.
  • История лингвистики
  • Конкретная (изучает отдельные языки или группы языков) и общая лингвистика (изучает все языки мир)
  • Нерешенные проблемы