Великое подводное противостояние. Плавание апл подо льдами арктики Достижения в боевой подготовке



Д убяга (до октября 1949 года - Дубягин) Иван Романович – командир атомной подводной лодки (АПЛ) «К-115» Северного и Тихоокеанского флотов, капитан 2-го ранга.

Родился 16 января 1929 года в селе Благодатное ныне Шпаковского района Ставропольского края в крестьянской семье. Украинец. С 1936 года семья жила в Ташкенте. В 1946 году окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище.

В Военно-Морском Флоте с 1946 года. В 1950 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова, в 1958 году - Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1970 году - Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии.

Служил на Тихоокеанском флоте: с сентября 1950 года – командир БЧ-1 ПЛ «М-4», с марта 1951 года – командир БЧ-1 гидрографического судна «Океан», с декабря 1952 года - помощник командира ГИСУ «Полярный». С июля 1955 года – помощник командира дизельной ПЛ «С-331», с мая 1956 года - старший помощник командира ПЛ «С-140». Член КПСС в 1958-1991 годах.

С июля по сентябрь 1958 года И.Р. Дубяга находился в распоряжении командующего Тихоокеанским флотом. После чего последовали назначения на должности командира дизельных подводных лодок: с сентября 1958 года – «М-248», с февраля по март 1960 года - «М-288», с марта 1960 года – «С-331», и с мая 1961 года – «С-336».

В январе 1962 года Дубяга И.Р. становится командиром строящейся АПЛ «К-115» (проект 627А), которая в январе 1963 года включена в состав Северного флота. Перед экипажем «К-115» командование флота поставило задачу: качественно подготовиться к арктическому плаванию и совершить подлёдный переход с Северного на Тихоокеанский флот.

В это уникальное подводное плавание И.Р. Дубяга отправлялся первым, так как таким путём под водой не ходил ещё никто. То, что предстояло совершить его экипажу, имело общефлотское, государственное значение. Командир организовал многоплановую подготовку личного состава и корабля, принятого от промышленности в декабре 1962 года, к осуществлению межтеатрового маневра. Он кропотливо обучал, воспитывал и сколачивал экипаж. В короткие сроки отработал курсовые задачи с хорошими показателями и ввёл атомоход в состав сил постоянной готовности.

На контрольном выходе в район битого льда была проверена работа корабельных курсоуказателей, эхоледомеров и других приборов и механизмов корабля, экипаж получил первый опыт плавания под паковыми льдами…

Поход начался 3 сентября 1963 года и проходил в подводном положении до мыса Желания, где АПЛ «К-115» всплыла для встречи со спасательным судном, проверив точность плавания по счислению. У ледовой кромки АПЛ снова погрузилась на безопасную глубину и начала движение подо льдами Арктики.

Командир корабля Дубяга И.Р. по плану перехода выполнил ряд всплытий в полынье и приледнений (без хода при небольшой положительной плавучести, как бы прилипая к нижней кромке льда). Каждый «ледовый маневр» требовал от экипажа большого напряжения сил и повышенной готовности к действиям в непредусмотренных ситуациях. Был отработан новый метод выхода на обнаруженное разводье для всплытия в полынье. Малейшая неточность при маневрировании вела к ошибке и потере полыньи.

10 сентября 1963 года «К-115» всплыла в 3,4 мили от советской дрейфующей полярной станции СП-12. Командир с семью подводниками посетил станцию, полярники нанесли ответный визит.

11 сентября 1963 года АПЛ «К-115» всплыла в назначенной точке Чукотского моря, а 17 сентября 1963 года прибыла к новому месту базирования в бухту Крашенинникова на Камчатке. Так успешно был завершен первый трансарктический подводный переход из Баренцева моря в Тихий океан. Самая трудная часть маршрута в 1570 миль преодолена подо льдами Арктики. В опыте такого плавания очень нуждался советский Военно-Морской флот.

З а образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом личное мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года капитану 2 ранга Дубяге Ивану Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После уникального героического похода командир «К-115» до июля 1964 года продолжил службу в прежней должности в составе дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. С июля 1964 года по октябрь 1969 года он старший офицер, заместитель начальника отдела Управления боевой подготовки Тихоокеанского флота, затем убыл на учебу.

С августа 1970 года капитан 1-го ранга Дубяга И.Р. - заместитель командира - начальник учебного отдела Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова, с ноября 1973 года - командир Учебного отряда подводного плавания Ленинградской военно-морской базы.

С ноября 1974 года - председатель Ленинградского городского комитета ДОСААФ. С октября 1978 года – председатель комитета ДОСААФ города Ленинграда и Ленинградской области. С апреля 1985 года контр-адмирал Дубяга И.Р. - в запасе.

Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 года – Санкт-Петербург). Скончался 22 февраля 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище.

Контр-адмирал (14.02.1978). Награждён орденами Ленина (18.02.1964), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Сочинение:
На традициях Октября. М.: ДОСААФ, 1980.

Родоначальница соединения многоцелевых атомных подводных лодок

Н.Я.Щербина , капитан 1 ранга в отставке, к.т.н., доцент; В.Б.Лозинский , капитан 2 ранга в отставке, к.в.н., ВМИИ (филиал ВУНЦ)

Флот уже погиб от бумажек разных. Ни людей, ни кораблей, ни дел геройских - одни бумаги над мачтами порхают... Неслыханно дело приключилось: канцелярия противу флота на абордаж поперлась, и флот она победила! (Ф.Саймонов, 1736 г.)

С подписания Постановления правительства о создании подводных лодок с атомными энергетическими установками 12 сентября 1952 г. началась новая эра подводного флота России.

24 сентября 1955 г., всего через три года после выхода постановления, на Северодвинском машиностроительном предприятии была заложена первая АПЛ К-3 проекта 627. И это в тяжелейшей ситуации восстановления страны после Великой Отечественной войны.
Еще через два года первая советская атомная подводная лодка была спущена на воду, а 1 июля 1958 г. на ней был поднят Военно-морской флаг. С этого времени начался "золотой период" советского атомного кораблестроения.

В июле 1961 г. в Западной Лице была создана 1-я флотилия атомных подводных лодок Северного флота в составе двух дивизий: 3-й (многоцелевых АПЛ) и 31-й (ракетных АПЛ).

На долю 3-й дивизии выпали трудные испытания новой техники, освоения Мирового океана на всех широтах от Арктики до Антарктики. Подводники дивизии первыми прошли подо льдами Арктики с Севера на Восток (АПЛ К-115, командир И.Р. Дубяга), первыми покорили Северный полюс (АПЛ К-3 и К-181, командиры Л.М. Жильцов и Ю.А. Сысоев), первыми совершили кругосветное плавание с Севера через пролив Дрейка на Камчатку (АПЛ К-133, командир Л.Н. Столяров). Воды Индийского и Тихого океанов покорили подводные лодки второго поколения (АПЛ К-314, К-469, командиры В.П. Гонтарев и А.Ф. Урезченко), а АПЛ К-454 (командир В.Я. Барановский) открыла трансарктический маршрут для одновальных АПЛ. Это лишь незначительная часть дальних походов атомных подводных лодок, связанных с географическими свершениями.

Основной же работой подводников 1-йфлотилии и 3-й дивизии АПЛ СФ являлись сотни боевых дежурств на базе и боевых служб практически во всех океанах Земного шара. Эти службы складывались в годы подводного бытия, тысячи тысяч пройденных миль, напряженное слежение за кораблями вероятного противника, вбирали в себя тысячи человеческих судеб. Кто-то стал Героем Советского Союза, Социалистического Труда, стал адмиралом. Из своих рядов только 3-я дивизия выдвинула 5 командующих флотами: В.П. Маслова, В.Н. Чернавина, А.П. Михайловского, В.П. Иванова. О.А. Ерофеева. Флотилия и дивизия являлись настоящей кузницей кадров ВМФ.

Первая Краснознаменная флотилия АПЛ Северного флота. Родоначальница

В начале 1950-х гг. одновременно со строительством атомоходов началась работа по поиску места для создания базы для атомного подводного флота. 30 апреля 1957 г. на берег губы Малая Лопаткина высадился изыскательский отряд под руководством главного инженера А.М.Александровича, а к концу года уже был готов генеральный план застройки базы и будущего поселка подводников.

9 августа 1957 г. со стапеля цеха № 42 Северного машиностроительного предприятия (СМП) была спущена первая отечественная опытная АПЛ К-3 («Ленинский комсомол»). 1 июля 1958 г. в 10 час. 03 мин. субмарина дала ход от атомной энергетической установки и вышла в море.

Научный руководитель проекта - академик А.П.Александров, главный конструктор первой АПЛ - В.Н.Перегудов. Первый командир экипажа - капитан 2 ранга Л.Г. Осипенко, которому впервые после окончания Великой Отечественной войны в ВМФ было присвоено звание Героя Советского Союза.

5 ноября 1958 г. в месте предполагаемой дислокации АПЛ была сформирована береговая техническая база для обслуживания ядерных энергетических установок под руководством капитана 2 ранга В.П.Чижикова.

В марте 1959 г. 150-й дивизион опытных кораблей был преобразован в 206-ю отдельную бригаду АПЛ под командованием капитана 1 ранга А.И. Сорокина с дислокацией бригады в губе Западная Лица. В октябре 1959 г. в губу Малая Лопаткина прибыл первый отряд атомных подводных лодок в составе головной АПЛ К-5 и серийных К-8 и К-14 проекта 627 А.

Накануне, в августе 1959 г., АПЛ К-3 совершила первый длительный поход под арктическими льдами, положив начало освоению Северного Ледовитого океана атомными подводными лодками.
Этим же летом в месте основного базирования атомоходов была сформирована служба радиационной безопасности (СРБ) под руководством майора М.М. Фуремса. С приходом в основное место базирования АПЛ с баллистическими ракетами пр. 658 формируется ракетно-техническая база во главе с капитаном 2 ранга А.Г.Доценко.

Табл. 1 Корабельный состав 206-й отдельной бригады ПЛ, июль 1961 г.

Проект АПЛ
Тактический номер Командир АПЛ
Командир БЧ-5
С июня 1961 г.
627
К-3
Л.М. Жильцов
Р.А. Тимофеев
3-я дивизия многоцелевых АПЛ 1-й флотилии АПЛ СФ, командир дивизии капитан 1 ранга В.П. Маслов
627А
К-5
В.С. Салов
Ю.А. Агаджанян
627А
К-8
В.П. Шумаков
Е.П. Бахарев
627А
К-14
Б.К. Марин
А.Н. Михеев
К-52
В.П. Рыков
В.В. Панов
658
К-19
Н.В. Затеев
А.С. Козырев
31-я дивизия ракетных АПЛ, командир дивизии капитан 1 ранга А.И. Сорокин
К-33
В.В. Юшков
М.В. Переоридорога
К-55
В.И. Зверев
В.С. Веселов

1-ю флотилию АПЛ Северного флота возглавил контр-адмирал А.И. Петелин. Начальник штаба флотилии капитан 1 ранга А.Г. Козин, член Военного Совета - капитан 1 ранга Г.Г. Антонов, заместитель командующего по электромеханической части, начальник электромеханической службы флотилии - капитан 1 ранга М.М. Будаев.

Первый командующий 1-й флотилии АПЛ СФ контр-адмирал А.И.Петелин, Герой Советского Союза

Для успешного осуществления деятельности вновь образованного объединения АПЛ при флотилии были созданы узел связи (под руководством капитана 3 ранга Н.И.Попадьина) и учебный центр (во главе с капитаном 2 ранга В.Погореловым).

Становление первого многоцелевого соединения АПЛ СФ

В состав 3-й дивизии атомных подводных лодоквошли многоцелевые АПЛ пр. 627 (К-3, командир Л.М. Жильцов), пр. 627А (К-5, К-8, К-14, К-52, командиры: В.С. Салов, В.П. Шумаков, В.Ф. Першин, сменивший Б.К. Марина и В.П. Рыков, соответственно), а также резервный экипаж О.Б. Комарова.

Наплаванность этих АПЛ ко времени включения их в состав дивизии составляла в среднем тысячи часов (50-60 суток), в пройденных милях - около 6 тыс. миль (К-5) и около 12 тыс. миль (К-14). То есть с точки зрения освоения новой сложной боевой техники опыт они имели весьма незначительный.

Табл. 2 АПЛ 1-го поколения, вошедшие в состав 3-й дивизии АПЛ СФ

Завод. номер
Тактич.
номер
Проект
Сдача
ВМФ
Первый командир АПЛ
Первый командир БЧ-5
Примечание
254
К-3
627
1958
Л.Г. Осипенко
Б.П. Акулов
Опытная АПЛ. Л.Г. Осипенко стал Героем Советского Союза и контр-адмиралом, А.П. Акулов контр-адмирал.
260
К-5
627А
1959
В.С. Салов
Ю.А. Агаджанян
Головная АПЛ.
В.С. Салов позже вице-адмирал
261
К-8
-//-
1959
В.П. Шумаков
Е.П. Бахарев
Катастрофа в 1970 г. в Бискайском заливе
281
К-14
-//-
1959
Б.К. Марин
А.Н. Михеев
Убыла на ТОФ в 1966 г. по арктическому маршруту
283
К-52
-//-
1960
В.П. Рыков
В.В. Панов
В.П. Рыков позже Герой Социалистического труда
284
К-21
-//-
1961
В.Н. Чернавин
В.Л. Зарембовский
В.Н. Чернавин позже Герой Советского Союза, ГК ВМФ, адмирал флота. В.Л. Зарембовский контр-адмирал
285
К-11
-//-
1961
Ю.Н. Калашников
С.И. Вовша
Ю.Н. Калашников позже контр-адмирал
286
К-133
-//-
1962
Г.А. Слюсарев
И.Ф. Морозов
Убыла на ТОФ в 1966 г. через пролив Дрейка, И.Ф. Морозов Герой Советского Союза
287
К-181
-//-
1962
Ю.А. Сысоев
В.И. Борисов
Ю.А. Сысоев позже Герой Советского Союза, вице-адмирал
288
К-115
-//-
1962
И.Р. Дубяга
Б.С. Гапешко
Убыла на ТОФ в 1963г. по арктическому мар-шруту. И.Р. Дубяга позже Герой Советского Союза, контр-адмирал.
289
К-159
-//-
1963
Б.Б. Синев
Н.Т. Платонов
Затонула в 2003 г. в Баренцевом море
290
К-42
-//-
1963
И.И. Панов
В.А. Кондратьев
Убыла на ТОФ в 1968 г. по арктическому маршруту
291
К-50
-//-
1963
Г.Г. Костев
Ю.Н. Каширин
Г.Г. Костев позже контр-адмирал

За три года - с 1961 по 1964 г. 3-я дивизия приняла в свой состав еще 8 ПЛА пр. 627А (К-21, К-11, К-133, К-181,К-115, К-159, К-42 и К-50, командиры: В.Н. Чернавин, Ю.Н. Калашников, Г.А. Слюсарев, Ю.А. Сысоев, И.Р. Дубяга, В.С. Синев, И.И. Панов и Г.Г. Костев, соответственно).

Четыре ПЛА (К-115, К-14, К-133, К-42, командиры: И.Р. Дубяга, Д. Н.Голубев, Л.Н. Столяров, В.И Заморев) были переданы в течение 1963-1968 гг. в состав Тихоокеанского флота.

Первое командование дивизии: командир капитан 1 ранга В.П. Маслов, начальник штаба капитан 1 ранга Н.Ф. Рензаев, флагмех капитан 2 ранга В.А Рудаков, заместитель командира дивизии капитан 2 ранга В.П. Рыков, заместитель по политчасти капитан 2 ранга Черноволов.

На плечи нового командования дивизии возлагалась задача по обеспечению качественной приемки АПЛ первого поколения от промышленности и ввод их в кратчайшие сроки в боевой состав ВМФ. Начавшаяся "холодная война" требовала адекватного ответа этому историческому вызову.

К моменту прибытия в состав 3-й ДиПЛ в декабре 1967 г. головной АПЛ второго поколения пр. 671 (К-38, командир Е.Д. Чернов) боевой состав дивизии был следующим: 10 ПЛА пр. 627 и 627А, 4 вторых экипажа, плавучая казарма, торпедолов. В общей сложности они составляли более полуторатысячный сплоченный коллектив моряков-профессионалов, подготовленных для решения любых задач в соответствии с предназначением дивизии.

С 1964 г. атомные подводные лодки 3-й ДиПЛ освоили основной вид боевой деятельности - выполнение задач боевой службы. В 1965 г. интенсивность боевых служб возросла вдвое, что способствовало повышению боеспособности дивизии. Число обнаружений нашими подводными лодками иностранных ПЛ по сравнению с 1964 г. возросло в 2,5 раза. В Норвежском море, в Северной Атлантике, в Средиземном море подводники неоднократно обнаруживали, классифицировали и осуществляли слежение за иностранными АПЛ и авианосно-ударными группировками вероятного противника.

Второй этап формирования дивизии

Вторым этапом формирования дивизии пришелся на 1967-1974 гг. Дивизия приняла в свой состав 15 атомоходов второго поколения пр. 671 (К-38 головная, серийные: К-69, К-147, К-53,К-306, К-323, К-370, К-438, К-367, К-314, К-398, К-454, К-462, К-469 и К-481) и ряд вторых экипажей (289, 166, 173, 246, 91, 373 и 89).

В конце 1967-начале 1968 г. дивизию под свое командование принял капитан 1 ранга А.П. Михайловский, Герой Советского Союза. Начальником штаба дивизии был назначен выпускник Академии Генерального штаба капитан 1 ранга Ф.С. Воловик, служивший до этого командиром бригады ДПЛ на ТОФе.

Главными задачами этого этапа стало освоение АПЛ нового поколения, совершенствование огневой подготовки, выработка тактики использования кораблей нового поколения в условиях боевой подготовки и в процессе интенсивного их использования на боевой службе.

Корабли и экипажи первого поколения АПЛ по мере поступления в ее состав АПЛ второго поколения передавались в состав 17-й дивизии, дислоцирующейся в Гремихе.

В табл.4. перечислены первые командиры АПЛ и БЧ-5 атомных подводных лодок второго поколения, принимавшие корабли от промышленности.

Табл. 3 АПЛ 2-го поколения, входившие в состав 3-й дивизии после 1967 г.

Завод.
номер
Тактич.
номер
Проект
Сдача
ВМФ
Первый командир АПЛ
Первый командир БЧ-5
Примечание
600
К-38
671
1967
Е.Д. Чернов
Н.Н. Думенский
Головная АПЛ Е.Д. Чернов, позже Герой Советского Союза, вице-адмирал
601
К-69
1968
Р.А. Кетов
В.И. Кизим
602
К-147
1968
В.А. Сидельников
В.А. Дадонов
603
К-53
1969
В.Г. Михайлов
В. Ф. Андреев
604
К-306
1969
Р.И. Пирожков
Л.В. Давыдов
Р.И. Пирожков, позже контр-адмирал
605
К-323
1970
А.И.Семенов
О.А. Спиридонов
606
К-370
1970
В.П. Иванов
Г. Райский
В.П. Иванов, позже командующий БФ, адмирал
608
К-438
1971
В.Н. Шувалов
Е.С.Тигров
609
К-367
1971
В.Б. Яровенко
А.К. Стасенок
610
К-314
1972
В.П. Гонтарев
В. С. Колгашов
Убыла на ТОФ в 1974 г. по маршруту вокруг мыса Доброй Надежды. В.П. Гонтарев, позже контр-адмирал
611
К-398
1972
Э-Б. В. Гашкевич
Ю.Ким
612
К-454
1973
В.Я. Барановский
Р.П. Ткачук
Убыла на ТОФ в 1974 г. по арктическому маршруту. В.Я. Барановский, позже контр-адмирал
613
К-462
1973
В.И. Герасимов
В.С. Корчагин
614
К-469
1974
В.Ф. Урезченко
И.Д. Петров
Убыла на ТОФ в 1976 г. через пролив Дрейка. И.Д. Петров Герой Советского Союза
615
К-481
1974
О.Б. Макаренков
А.Ф. Брянский

Наряду с основными экипажами в состав дивизии входили вторые экипажи для полноценной замены основных экипажей при принятии ими ПЛ: 289-й экипаж (А.М.Евдокименко), 166-й экипаж (В.В.Анохин), 173-й экипаж (В.М. Храмцов), 91-й экипаж (Д.И.Зайдуллин), 343-й экипаж (Шалыгин затем А. Н.Коржев), 426-й экипаж (Е.А.Томко, позже Герой Советского Союза), 89-й экипаж

(А.И.Макаренко). Личный состав вторых экипажей выходил на боевые службы наравне с основными экипажами и успешно решал их. 289-му и 166-му экипажам впоследствии были переданы прибывшие в состав дивизии АПЛ К-370 и К-323.

Из 15 атомоходов нового поколения 3-я ДиПЛ подготовила и передала в 1974-1976 гг. на ТОФ 3 АПЛ (К-314, К-454 и К-469) и 89-й второй экипаж.

Для растущего небывалыми темпами ракетно-ядерного флота страны 3-я ДиПЛ подготовила тысячи моряков подводников.

Как соединению, обладающему колоссальным опытом освоения новой техники и оружия, для скорейшего ввода в боевой состав ВМФ в начале 1980-х гг., на непродолжительное время в него включались АПЛ пр. 671РТ К-387, К-495 (командиры Ю.А. Печенкин, А.В. Горбунов). Модифицированные АПЛ были менее шумными, более надежными, оснащенными новыми ракето-торпедным, гидроакустическим и навигационным комплексами, имели автоматизированную систему управления - БИУС.

В 1971 г. в состав дивизии на короткое время была включена АПЛ пр. 705 К-64 (командир А.С. Пушкин) с ядерной энергетической установкой с жидкометаллическим теплоносителем. С 1961 по 1981 г. 3-я ДиПЛ дислоцировалась в Западной Лице. Последующие 20 лет, вплоть до ее расформирования, составом АПЛ пр. 671 в 11-й флотилии подводных лодок Северного флота, она дислоцировалась в Гремихе.

АПЛ первого поколения

Освоение АПЛ первого поколения проходило в процессе приемки кораблей от промышленности, в полигонах боевой подготовки Северного флота при отработке курсовых задач, на состязательных торпедных стрельбах, при проведении флотских учений, а также в условиях длительного плавания в разных климатических зонах Мирового океана. Это позволяло совершенствовать тактику использования одиночных АПЛ, а также их взаимодействие в составе тактических групп и пр.

Одной из первых ледовую разведку под шапкой Арктики совершила АПЛ К-21. Затем последовали походы к Северному полюсу атомных подводных лодок К-3, К-181, трансарктический поход АПЛ К-115. Одной из первых воды Атлантики опробовала АПЛ К-14. Суровую проверку в экваториальных водах прошла К-133, за ними последовали другие АПЛ дивизии.

С появлением атомных подводных лодок начались регулярные масштабные учения на океанских и морских театрах. В 1960 г. было проведено оперативно-стратегическое учение Северного флота "Метеор", в 1961 г. - командно-штабное учение "Полярный круг". В нем приняли участие атомные подводные лодки тогда еще 206 отдельной бригады, позже вошедшие в состав 3-й ДиПЛ.

Суровой проверкой для атомного подводного флота в 1962 г. стал Карибский кризис. Состояние атомных кораблей не позволило в полную мощь заявить о себе в этих драматических для мира событиях, и вся тяжесть кризиса выпала на долю подводников дизельного флота.

В последующие за кризисом годы напряжение боевой учебы для АПЛ резко возросло. Многократно возросла интенсивность боевых служб (БС). Районы несения БС расширились от Арктики до экваториальных широт. Практически постоянно в Средиземном море и в других стратегически важных районах Мирового океана находились советские атомные подводные лодки. Более 120 кораблей, в том числе 30 подводных, постоянно несли боевую службу. Подводники изучали гидроакустические характеристики кораблей вероятного противника и тактику их действий.

Учения "Север" (1968 г.), "Океан" (1970 г.), "Океан-2" (1975 г.), усиленное внимание к которым проявляли корабли вероятного противника, подтвердили высокий уровень мастерства наших моряков.

До прихода в дивизию АПЛ второго поколения подводными лодками первого поколения были освоены трансарктические и трансконтинентальные маршруты, испытаны техника и вооружение в суровых условиях подо льдами Арктики, в экваториальных широтах. Отрабатывалась стратегия и тактика использования многоцелевых подводных лодок, выявлялись их достоинства и недостатки. Испытания проходили не только корабли, оружие, средства вооружения, но и люди.

На АПЛ первого поколения был вскрыт ряд существенных недостатков. В первую очередь - недостаточная надежность парогенераторов паропроизводящих установок, что привело к ряду серьезных аварий с радиационным облучением личного состава на АПЛ К-8, К-19, К-133, К-3 и ряде других.

Не на должной высоте оказались конструктивные средства обеспечения живучести. В первую очередь это касается вопросов взрывопожаробезопасности. Пожар на АПЛ К-3 при несении боевой службы в сентябре 1967 г. с потерей 39 подводников стал серьезным сигналом о необходимости совершенствования средства обеспечения живучести на атомных подводных лодках.

Это же подтвердила и катастрофа АПЛ К-8 в Бискайском заливе в апреле 1970 г., унесшая 52 человеческие жизни. (К-8 тогда уже не входила в боевой состав 3-й ДиПЛ).

Братские могилы моряков в Западной Лице и в Гремихе являются напоминанием подводникам всех поколений о трагических моментах, связанных с освоением подводных лодок 3-й ДиПЛ первого поколения.

Непрерывное несение боевой службы на важных стратегических направлениях и в районах патрулирования атомными подводными лодками вероятного противника показали, что из-за повышенной шумности лодки первого поколения обладали недостаточной скрытностью, весьма важным для ПЛ тактическим свойством.

Значительного усовершенствования требовали и средства гидроакустического наблюдения.

Благодаря опыту, накопленному в ходе строительства и эксплуатации первых АПЛ, стало возможным создание подводных лодок с более совершенными ядерными энергетическими установками второго поколения. Гидроакустические станции заменили более совершенные акустические комплексы. Удалось избавиться от горючей жидкости в разветвленных корабельных системах гидравлики. На лодках появились более эффективные средства пожаротушения и спасения личного состава.

Даже при наличии ряда недостатков многоцелевые атомные подводные лодки первого поколения состоялись. В условиях противостояния холодной войны они позволили приобрести весьма ценный опыт по обнаружению и слежению за АПЛ вероятного противника, прежде всего, за ракетоносцами и авианосно-ударными группировками. Совершенствовалась тактика действий, на ходу вырабатывались предложения по модернизации техники, средств вооружения и оружия для более совершенных новых проектов многоцелевых АПЛ.

Командиры атомоходов первого поколения

Практически все командиры атомоходов первого поколения пришли с дизельных подводных лодок, пройдя на них суровую школу морской выучки. Многие из них длительное время командовали подводными лодками, были настоящими подводниками-профессионалами.

Командир первой атомной подводной лодки Леонид Гаврилович Осипенко тому прошел через горнило войны, участвуя в боевых походах ПЛ на Черноморском флоте, несколько лет командовал дизельными ПЛ под руководством вице-адмирала Г.Щедрина и Г.М. Егорова.

Командиры следующих серийных корпусов: В.С. Салов, В.П. Шумаков, Б.К. Марин, В.П. Рыков, В.Н.Чернавин, Ю.Н. Калашников, Г.А. Слюсарев, Ю.А. Сысоев, И.Р. Дубяга, В.С. Синев, И.И. Панов, Г.Г. Костев, О.Б. Комаров были уже подводниками послевоенных поколений. На их долю выпала ответственейшая миссия - приемка первых атомоходов от промышленности, ввод их в боевой состав ВМФ.

Второе поколение командиров первых АПЛ (Л.М. Жильцов, В. Зерцалов, Д.Н. Голубев, Е.Н.Гринчик, М.М. Чубич, А.И. Павлов и многие другие) также, в основном, были выходцами с дизельных подводных лодок, назначенными на должности старпомов и помощников командиров АПЛ. Опыт подводников дизельного флота, привнесенный на атомный флот, сыграл важную роль в становлении атомного подводного флота страны.

За 40 лет атомной подводной лодкой К-3 "Ленинский комсомол» командовали 11 командиров: Л.Г. Осипенко, Л.М. Жильцов, Г.С. Первушин, Ю.Ф. Степанов, А.Я. Жуков, А.Н.Базько, А.А. Растворов, О.В. Бурцев, С.В. Мурашов. Л.В. Бондаренко, Е.А Федотов. Первые два из них стали контр-адмиралами и Героями Советского Союза, А.Я. Жуков был начальником штаба 3-й ДиПЛ. О.В. Бурцев стал вице-адмиралом, в его командование в 2002 г. завершилась история 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота.

Следует отметить и таких командиров АПЛ первого поколения, как Б.А. Ананиашвили, В.Г. Морозова, В.Д. Борисенко, В.А. Каширского, А.П. Андросова, Н.В. Соколова, В.С. Борисова. Э.П. Дуба, В.Ф Зайцева, В.Б. Бессонова, А.С. Петухова, Ю.И. Черненко, Е. Ростовцева, Ю.И.Дружинина, В.В. Смарагдова и многих других.

Освоение лодок второго поколения

Многоцелевые атомные подводные лодки пр. 671, пришедшие на смену лодкам первого поколения пр. 627 и 627А, отличались по архитектуре, конструктивному исполнению, по системам вооружения. Это была одновальная АПЛ с более высокоманевренной паропроизводящей установкой, лишенной многих недостатков, характерных для ППУ АПЛ первого поколения. Лодки пр.671 были оснащены более совершенными навигационной системой, гидроакустическим комплексом, устройством быстрого заряжания торпед. Многие процессы управления были взвешенно автоматизированы.

АПЛ 671 проекта была скоростной подводной лодкой, удовлетворяющей всем требованиям (по тому времени) к многоцелевой АПЛ, пожалуй, за единственным исключением. Шумность лодки, не смотря на ряд предпринятых конструктивных и организационно-технических мер, все же оказалась не на должной уровне.

АПЛ К-38 - головная лодка этого проекта, построенная Адмиралтейским заводом, как и всякий сложный образец новой боевой техники, выхаживалась довольно долго. Сдача лодки ВМФ задержалась на год из-за переопрессовки одного из парогенераторов главной энергетической установки при швартовных испытаниях в условиях завода и по ряду других причин. В процессе ввода в боевой состав ВМФ на АПЛ К-38 были выведены из строя циркуляционные насосы первого контура, произошла течь парогенератора, а также ряд других отказов и поломок техники и вооружения. И, тем не менее, после устранения недостатков головная и серийные АПЛ этого проекта оказались достойной заменой атомных подводных лодок первого поколения.

АПЛ первого поколения к тому времени освоили практически все районы Мирового океана. Более 10 офицеров-подводников были удостоены звания Героя Советского Союза. Даже космонавты в то время не могли похвастаться такими результатами. Но отставание от вероятного противника (США и НАТО) в техническом отношении не позволяли ПЛ первого поколения вести борьбу на море “на равных”. Появление атомоходов второго поколения должно было коренным образом изменить ситуацию в лучшую сторону.

Для лодок 671 проекта не оставалось времени на «раскачку». Прием от промышленности, сдача задач курса боевой подготовки, подготовка к боевой службе, боевая служба. Большинство этих АПЛ стали лодками цикличного использования. Их эксплуатация была весьма напряженной.

На этапе освоения АПЛ пр.671 в море (конец 1960-х — начало 1970-х гг.) решалась сложнейшая задача — доказать возможность борьбы на равных с многоцелевыми АПЛ ВМС НАТО. В 1969 г. АПЛ К-69 и К-147 несли боевую службу в Атлантическом океане. В 1971 г. АПЛ К-147 - первая из многоцелевых АПЛ второго поколения осуществила длительное (более 29 часов) слежение за иностранной АПЛ в Средиземном море.

При выходах в море, в том числе и на боевую службу, не обходилось без происшествий технического характера, а также связанных с управлением маневрами корабля и навигационными проблемами. Так, в 1969 г. АПЛ К-69 (командир Р.А. Кетов) в Атлантическом океане столкнулась с иностранной субмариной, осуществлявшей за ней слежение. В марте 1970 г. эта же лодка с экипажем А.М. Евдокименко на борту, в полигоне боевой подготовки флота столкнулась с иностранной атомной подводной лодкой. В 1974 г. АПЛ К-306 (командир Э.В.Гурьев, старший на борту Э-Б.В.Гашкевич) в Атлантическом океане при занятии позиции слежения за иностранной АПЛ столкнулась с ней. В 1980 г. АПЛ К-398 со 166-м экипажем (командир В.Н.Киселев) в процессе длительного слежения столкнулась с иностранной ПЛ.

Это были почти боевые соприкосновения. Обнаружение и длительное слежение за иностранными атомными подводными ракетоносцами являлось основной задачей многоцелевых АПЛ второго поколения. Тактический прием - слежение чрезвычайно трудно выполним, т.к. обнаружение иностранной ПЛ, занятие позиции слежения и осуществление непосредственно слежения должно выполняться скрытно. Удерживать позицию слежения в готовности к уничтожению противника возможно только маневрами своего корабля без использования активных средств. Малейшая ошибка в действиях корабельного боевого расчета и командира ПЛ ведет к потере контроля за дистанцией до лодки противника, что может привести к столкновению с ней.

Несмотря на ряд вскрытых недостатков в технических средствах и средствах вооружения (выход из строя ЦНПК, течи парогенераторов, заневоливание арматуры ППУ, трещины по вварышам прочного корпуса, состояние изоляции радиоантенн, недостаточные возможности ГАК, повышенная шумность и пр.), в целом подводные лодки второго поколения пр.671 оказались достаточно надежными, что позволило во многих случаях избежать тяжелых происшествий, подобных тем, что имели место на АПЛ первого поколения с массовыми жертвами личного состава, его радиационным облучением.

Принятые на короткое время под начало 3-й дивизии модифицированные подводные лодки проекта 671РТ: К-387 горьковской и К-495 ленинградской постройки прошли хорошую школу по вводу в линию и выполнению задач боевой службы. На К-387 произошли два инцидента, связанные с человеческим фактором, закончившиеся гибелью людей.

Ещё 5 поступивших АПЛ пр. 671РТ позволили сформировать 33-ю дивизию многоцелевых атомных подводных лодок. Организация службы на них во многом была заложена 3-й ДиПЛ.

Головная АПЛ К-64 пр. 705 ленинградской постройки вошла в состав дивизии в декабре 1971 г. Она имела титановый корпус, паропроизводящую установку с жидкометаллическим теплоносителем, чрезвычайно высокую для того времени степень автоматизации управления. Из-за наличия существенных конструктивных недоработок по ГЭУ, недостатков в оргштатной структуре и инфраструктуре обслуживания в августе 1972 г. К-64 была выведена из строя, сплав заморожен, лодка разделана. Полугодовой опыт использования этой АПЛ в составе действующего соединения позволил оценить всю сложность ее эксплуатации. Кроме того, была выявлена настоятельная необходимость по совершенствованию как самой техники, так и береговой инфраструктуры для обеспечения ее нормальной эксплуатации.

Командиры 3-й дивизии АПЛ

Подготовка экипажей и их командиров успешно решается при хорошо организованной работе командования дивизии, штаба, электромеханической службы, политотдела на берегу и в море. Во многом это зависит от командира дивизии.

Первым командиром 3-й дивизии был капитан 1 ранга В.П. Маслов, на долю которого выпало начало становления дивизии с отработкой организации ее службы. То было время интенсивного поступления атомных лодок первого поколения. Эти три года для комдива и командиров атомоходов были насыщены учебой на берегу и в море. Нарабатывался первый опыт, создавались новые руководящие документы, практически всё начиналось с нуля. После окончания Академии Генерального штаба В.П. Маслов непродолжительное время командовал 11-й дивизией, затем был назначен первым заместителем командующего ТОФ, а впоследствии и его командующим.

В течение 35 лет существования дивизии ею командовали девять офицеров (табл.5). Комдивам В.П. Маслову, Н.К. Игнатову (с 1964 г.), А.П. Михайловскому (с 1967 г.) довелось готовить первые отечественные подводные лодки к борьбе с вероятным противником на море.

После непродолжительного командования 3-й ДиПЛ А.П. Михайловский возглавил штаб 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота, был ее командующим, затем командиром ЛенВМБ и командующим Северным флотом.

В период 1981-1985 гг. флот пополнился значительным числом атомных подводных лодок третьего поколения.

Табл. 4 Командный состав 3-й дивизии с 1961 по 1995 г.

Командиры дивизии
Начальники штаба
Заместители командира дивизии
Заместители командира дивизии по ЭМЧ - начальники ЭМС дивизии
В.П. Маслов
Н.Ф. Рензаев
О.Б. Комаров
В.Н.Чернавин
М.Г. Проскунов
В.П. Рыков
Г.Г. Костев
В.А. Рудаков
В.Л. Зарембовский
Н.К. Игнатов
В.С. Борисов
Г.В. Егоров
Е.Н. Гринчик
А.П. Михайловский
Ф.С. Воловик
А.М. Евдокименко
В.М. Храмцов
Л.Н. Жданов
В.Е. Соколов
В.М. Монастыршин
Ф.С. Воловик
Е.Д.Чернов
А.Г. Котяш
Е.Д. Чернов
А.Я. Жуков
В.Я. Барановский
В.И.Кизим
В.М. Храмцов
Э-Б.В. Гашкевич
В.В. Никитин
Г.А. Титаренко
Г.И. Полюхович
Ю.К. Русаков
А.И. Стаценко
А.Ю Степанов
В.Н. Афонин
С.В. Гусев
В.А.Горев
В.Д. Ямков
А.А. Котов
И.В. Кирьяков
Г.А. Титаренко
Г.И. Полюхович
А.Ю. Степанов
А.П. Тесленко
А.С. Купченко
Л. Горелик
Ю.Д. Клейменов

Приказ о расформировании 3-й дивизии АПЛ — первенца атомного флота ВМФ пришлось принять командиру дивизии контр-адмиралу Г.И.Полюховичу, прослужившему на ней все годы после выпуска из ВВМУПП им. Ленинского Комсомола.

В подготовке экипажей ПЛ первого и второго поколений командирам дивизии активно помогали их заместители. Большую работу в подготовке кораблей выполняли офицеры штаба: флагманские штурманы, флагманские специалисты РТС, РЭБ, флагманские химики, врачи, старшие помощники НШ. Огромную нагрузку по поддержанию матчасти в строю несли офицеры электромеханической службы дивизии.

Командиры ПЛ второго поколения

Командир корабля - ведущая должность на флоте. Именно они отвечают за подготовку корабля к боевой деятельности, входят в непосредственное боевое соприкосновение с противником. От их умения сплотить и подготовить экипаж зависит успех всего корабля.

Вместе с кораблями нового поколения 3-я дивизия пополнилась плеядой прекрасных командиров, фамилии которых упоминались выше. Многих способных молодых офицеров 3-я дивизия направляла командирами ПЛ в другие соединения многоцелевых АПЛ.

При нехватке кадров, подготовленных для второго поколения АПЛ, привлекались грамотные командиры кораблей первого поколения. По собственному желанию пришел в дивизию “засидевшийся” на строительстве своего нового корабля 3-го поколения пр. 705, капитан 2 ранга В.Н.Щербаков. До прихода в 3-ю дивизию он успел защитить кандидатскую диссертацию, позже стал контр-адмиралом, начальником кафедры ВМА, доктором наук, профессором. Преуспел он и в политической деятельности, став вице-мэром, а затем первым вице-губернатором Санкт-Петербурга.

Сотни командиров АПЛ и моряков-подводников преданно и верно служили Отечеству все те 35 лет, в течение которых существовала 3-я дивизия многоцелевых АПЛ.

Тактическая подготовка

Большое внимание командование дивизии уделяло тактической подготовке командиров АПЛ. На долю первых комдивов, принимавших в боевой состав соединения атомные подводные лодки, выпала трудная задача - выявить их реальные тактические возможности, способность противостоять флоту сильного вероятного противника.

Много времени отводилось для практического обучения командиров на берегу и в море. В базе был введен т. н. “командирский день”. Каждый вторник после проворачивания механизмов на кораблях командиры лодок собирались в Учебном центре дивизии. Проводились разборы выходов всех ПЛ в полигоны боевой подготовки, обсуждались действия их командиров в море, разбор действий лодок, возвратившихся с БС, проводились тренировки по выходу в торпедную атаку поочередно расчетом каждого экипажа, учения по длительному слежению за АПЛ и АУГ, отрабатывались новые тактические приемы. Каждый командир, независимо от возраста и опыта, мог высказать свои предложения, и они обсуждались всеми. Именно эти командирские занятия закладывали основу действий командиров ПЛ в море.

Заместительское звено

Самое пристальное внимание уделялось подготовке заместительского звена дивизии. Речь идет о заместительском звене по командной линии и по профильным специальностям (штурманы, торпедисты, акустики, связисты, инженеры-механики и др.). Контроль за ходом подготовки каждого кандидата в командиры осуществлял командир дивизии. Непосредственную ответственность за подготовку своего старпома нес командир ПЛ.

Большинству командиров ПЛ довелось подготовить несколько командиров. Так, капитан 1 ранга В.В. Никитин за 7 лет командования ПЛ подготовил 4-х человек. При таком отношении к подготовке командиров ПЛ на дивизии никогда не возникал вопрос их дефицита. И по профильным специальностям каждый начальник обязан был готовить себе замену. Подобная школа подготовки заместительского звена оправдала себя на практике.

Учеба вне рамок дивизии

Учеба экипажей атомных подводных лодок с самого начала была поставлена на центализованную основу. Первичную подготовку матросы и старшины проходили в учебных отрядах и в школах старшин. Подготовка экипажей АПЛ осуществлялась в Учебных центрах ВМФ с развитой инфраструктурой тренажерной техники и боевых образцов техники и вооружения. Кроме того, практиковалась подготовка по обслуживанию новых образцов техники, средств вооружения и оружия на предприятиях промышленности, в научно-исследовательских и проектных организациях. Это позволяло обеспечивать качественную приемку кораблей от промышленности и их дальнейшую безаварийную эксплуатацию.

Кроме того, на 6-х ВСОК ВМФ проходили подготовку командирское звено и профильные корабельные специалисты. Это была последняя ступень очного обучения. Дальнейшая подготовка к боевой деятельности и продвижению по служебной лестнице шла в рамках командирской подготовки под руководством командира дивизии и на очном и заочном отделении ВМА. Преимуществом заочного обучения в ВМА было то, что после его окончания кадры “не уплывали” из дивизии.

Позднее окончившие ВМА занимали ответственные посты в структурах ВМФ.

Боевая деятельность дивизии

Боевая деятельность 3-й ДиПЛ, в основном, это боевые службы АПЛ второго поколения. Кораблями пр.671 было выполнено более 150 боевых служб в различных районах Мирового океана. За более чем 20-летний период их интенсивной эксплуатации не произошло ни одного срыва выполнения боевой задачи, несмотря на тяжелые климатические условия, где им приходилось нести службу: подо льдами Северного Ледовитого океана, в штормовых водах Атлантики, в Средиземном море, в жарких водах Индийского и Тихого океанов. Подводные лодки К-314, К-454 в 1974 г.проложили новые маршруты: трансокеанский из Атлантического океана, через пролив Дрейка в Тихий океан (К-314), трансарктический через Северный Ледовитый и Тихий океаны (К-454). Одновальная АПЛ К-454 с экипажем В.Я. Барановского положила начало таким переходам для одновальных подводных лодок других проектов. Не менее сложным оказался трансокеанский переход подводной лодки К-469 вокруг Африки (Атлантический, Индийский и Тихий океаны) в 1976 г.

Не без трудностей осваивалось подледное плавание лодок второго поколения, учитывая их развитые кормовые стабилизаторы и наличие только одной главной линии вала с далеко вынесенным за корму гребными винтом. В случае его повреждения о лед, возвращение ПЛ в базу становилось проблематичным. Но экипажи под командованием В.В.Анохина, Ю.Г.Сергеичева, А.Н.Шпортько, В.Н.Щербакова, Е.К.Мазовки, В.П.Мамайкина, В.Ф.Ермака выполняли задачи подледного плавания вполне успешно. Не всегда такие плавания обходились без огрехов. АПЛ К-147 в 1971 г. возвратилась из 35-суточного похода под льды Арктики с поврежденным ограждением рубки. При подвсплытии на сеанс связи среди отдельно плавающих льдин на АПЛ К-370 была повреждена труба перископа. Повреждения ограничивали скорость хода, глубину погружения, отрицательно сказывались на уровне подводного шума. Но они не приводили к досрочному прекращению боевой службы АПЛ. Их опыт позволял другим лодкам избегать подобного.

Весьма трудными были боевые службы в зоне Индийского океана. Установленные на лодках агрегаты и устройства не предназначались для работы в условиях высокой температуры забортной воды. Высокая температура, повышенная влажность в отсеках, перегрев механизмов создавали постоянную угрозу возникновения пожара, что в условиях автономного плавания ПЛ могло закончиться катастрофой. Экипажи под командованием А.Н.Шпортько, О.А.Петрова, В.Н.Киселева, А.К.Ураева, Е.К.Мазовки, Ю.К.Русакова и в этих труднейших условиях не допустили срывов выполнения боевой задачи. Конечно, и у них возникали пролемы. Так, АПЛ К-369 (со 166-м экипажем) при швартовке к танкеру “Ахтуба” в районе Мадагаскара попала под его кормовой подзор и погнула часть выдвижных устройств. Их пришлось заменить в условиях пункта маневренного базирования в районах Индийского океана.

Плавания в Атлантике и Средиземном море, которые выполнялись ПЛ дивизии постоянно, были более привычными. Но? учитывая насыщенность этих районов противолодочными силами НАТО, напряженное торговое судоходство, расслабиться при выполнении задач в этих районах было невозможно. АПЛ К-69, К-306, К-398 (со 166-м экипажем) в процессе слежения за иностранными ПЛ сталкивались с отслеживаемыми объектами. К-481 (со 166-м экипажем) при форсировании Гибралтарского пролива коснулась грунта, а АПЛ К-53 в Средиземном море, при нахождении на сеансе связи на перископной глубине столкнулась с нашим сухогрузом “Братство”.

Все эти неприятные случаи приводили к выходу из строя и длительному ремонту АПЛ. Но в то же время они заставляли экипажи и командиров лодок более тщательно готовиться к выполнению задач в море, повышать мастерство при отработке задач на берегу и в полигонах боевой подготовки.

Поддержание технической готовности

Бурный рост атомного подводного флота, наличие значительных конструктивных недостатков в технике и средствах вооружения, отсутствие на начальном этапе должной инфраструктуры технического обслуживания и ремонта делали поддержание технической готовности кораблей весьма проблематичным.

Ко времени основания 3-й ДиПЛ 1-я флотилия атомных подводных лодок, имея в составе около десятка атомоходов, на которых неоднократно возникали отказы техники и средств вооружения, располагала единственной плавмастерской ПМ-6 с весьма ограниченными возможностями судоремонта. К аварийным работам подключались судоремонтные заводы ВМФ СРЗ-10, СРЗ-35 и завод МСП Севмашпредприятия, построивший АПЛ первого поколения.

В начале освоения, когда ресурс значительной части оборудования был очень низок, вся нагрузка по поддержанию высокой степени технической готовности лодок приходилась на личный состав кораблей, ремонтные бригады судостроительных и судоремонтных заводов. Только спустя десятилетие на флотилии был образован плавучий судоремонтный завод ПРЗ-7, способный профессионально выполнять значительный объем профилактических работ при проведении межпоходовых (МПР), навигационных ремонтов (НР), доковых осмотров и ремонтов (ДО и ДР). Правда, сроки и качество проводимых ремонтных работ не всегда выдерживались.

Определенную роль в обеспечении технической готовности сыграли группы гарантийного надзора (ГГН) судостроительных заводов. По АПЛ пр. 671 ГГН Адмиралтейского завода не единожды оказывал существенную помощь подводникам многих кораблей.

С вводом в строй СРЗ "Нерпа", специально построенного для ремонта АПЛ второго поколения, обстановка с поддержанием технической готовности кораблей 3-й ДиПЛ улучшилась. Начиная с 1974 г., подводные лодки пр. 671 стали размещаться в ремонт на СРЗ "Нерпа" в плановом порядке, вместо ранее практикуемого продления межремонтных сроков.

Трудными для дивизии оказались годы передислокации 3-й ДиПЛ из Западной Лицы в Гремиху, когда корабли по много месяцев были разбросаны по разным базам Северного флота. Даже при наличии указанной инфраструктуры поддержание технической готовности кораблей в этих условиях ложилось непосильным бременем на личный состав экипажей. Особенно доставалось электромеханическим боевым частям, от которых при профилактике требовалось проведение большого объема трудоемких работ. Доставалось и другим боевым частям и службам корабля.

При такой системе поддержания технической готовности говорить о высоких процентах боевого использования кораблей дивизии не приходится. Но, тем не менее, атомные подводные лодки плавали много. Издержки системы компенсировались непосильным и напряженным трудом подводников.

3-я дивизия - кузница кадров

Являясь родоначальницей соединения многоцелевых атомных подводных лодок, дивизия принимала в свой состав корабли и экипажи, отрабатывая и совершенствуя их боевое мастерство. За три с лишним десятилетия в ее составе побывало более тридцати АПЛ первого и второго поколений и около десятка вторых экипажей. Четыре АПЛ первого и три второго поколения были переданы в качестве линейных в состав Тихоокеанского флота. Ряд подводных лодок и вторых экипажей после ввода в боевой состав 3-й ДиПЛ создали основу вновь сформированных 6-й и 33-й ДиПЛ многоцелевых подводных лодок, а затем и 24-й. Тысячи людей прошли школу первого соединения многоцелевиков, приобретя опыт и его традиции.

Офицеры, служившие на кораблях и в экипажах 3-й ДиПЛ, пройдя хорошую школу морской выучки, были востребованы на службе в ВМФ. Главнокомандующим ВМФ и адмиралом флота стал командир АПЛ К-21 В.Н. Чернавин. Заместителем ГК ВМФ - Начальником ГТУ, адмиралом стал его сослуживец по лодке инженер-механик В.В. Зайцев. Заместителем ГК ВМФ по боевой подготовке, адмиралом стал А.В. Горбунов, в прошлом старпом АПЛ К-314. Командующими флотами, адмиралами стали А.П.Михайловский, О.А. Ерофеев (Северный флот), В.П. Маслов (Тихоокеанский флот), В.П. Иванов (Балтийский флот). Начальниками штаба флота стали О.М. Фалеев (ТОФ), М.В. Моцак (СФ). Командовали флотилиями подводных лодок А.П. Михайловский, Е.Д. Чернов, В.М. Храмцов, О.М. Фалеев, А.И. Павлов, В.К. Решетов и ряд других офицеров-подводников, прошедших службу на 3-й ДиПЛ. Это лишь вершина айсберга. Кроме них еще были заместители командующих флотилиями (В.М, Монастыршин, Л.И.Жданов), командиры дивизий, заместители командиров дивизий и бригад, флагмехи дивизий и флотилии, начальники НИИ и училищ, руководители организаций и учреждений Министерства Обороны. Все они приумножали славные традиции подводников 3-й ДиПЛ, исповедовавших лозунг «быть всегда впереди»!

Достижения в боевой подготовке

Завеса секретности, окружавшая плотной пеленой труд подводников-атомщиков, многие десятилетия не позволяла публиковать в открытых источниках какую-либо информацию о достижениях 3-й ДиПЛ.

За 35 лет боевой деятельности дивизии ежегодно ее корабли и экипажи принимали участие в призовых торпедных стрельбах, в учениях по поиску и слежению за подводными лодками и надводными кораблями, преодолению противолодочной обороны и в ряде других мероприятий в соответствии с предназначением противолодочной дивизии. Многие корабли и экипажи 3-й ДиПЛ стали призерами. Это были прекрасные страницы истории нескольких поколений подводников-романтиков, отдавших себя без остатка службе и морю. С расформированием в 1996 г. родоначальницы соединений многоцелевых атомных подводных лодок - 3-й ДиПЛ мы лишили себя и будущие поколения благодарной памяти о делах наших подводников.

Что осталось «на слуху» о достижениях в боевой подготовке?

Головная подводная лодка К-3 стала именной - "Ленинский комсомол", известной всему миру, так как сам руководитель партии и государства Н.С. Хрущев летом 1962 г. встречал ее из похода на Северный полюс, вручал высокие награды Родины экипажу атомохода. Длительное время широкой общественности не был известен ее первый командир Л.Г. Осипенко, открывший после Великой отечественной войны уже в мирное время (1958 г.) список Героев Советского Союза.

Подводная лодка К-181, всплывшая в 1963 г. в географической точке «Северный полюс», подарила стране Героев Советского Союза Ю. А. Сысоева и В.А. Касатонова. Она же побывала с официальным визитом в Александрии, удостоилась высокой награды, стала Краснознаменной.
АПЛ второго поколения К-323 с экипажем В.В. Анохина стала именной "50 лет СССР". Эту лодку, именное звание и более полусотни наград экипаж получил после 35-суточного плавания подо льдами Арктики на АПЛ К-147.

И другие подводные лодки, и экипажи дивизии были удостоены внимания, но дела большинства из них остаются забытыми, не востребованными современниками.

Данной статьей мы попытались восполнить эту несправедливость и отдать должное многолетнему подвигу подводников-атомщиков 3-й ДиПЛ.


Совет Министров СССР 22.10.1955 года принял постановление, в соответствии с которым приступили к разработке серийной АПЛ проекта 627А (шифр «Кит»). За основу взяли атомную подлодку проекта 627. При сохранении основных тех. решений, главной энергетической установки и оборудования, у новых субмарин должны были быть повышенные надежность и живучесть, усовершенствованное штурманское вооружение. Чтобы создать более благоприятные условия работы ГАС (гидроакустическая станция) «Арктика-М», ее антенна была перемещена в специальный наплыв в килевую часть носовой оконечности. Антенну МГ-10 (шумопеленгаторная станция) установили над торпедными аппаратами.


В СКБ-143 весной 56-го года разработали тех. проект усовершенствованного корабля, а уже осенью завершили переработку эксплуатационной документации и рабочих чертежей. В Северодвинске в 55-м году, еще до окончательных результатов испытаний первого атомохода, а также завершения проектных работ, были развернуты работы по строительству 12 лодок проекта 627А. В августе 56-го года заложили первую атомную подводную лодку данного проекта - К-5, на воду ее спустили в сентябре 58-го г., в состав Северного флота субмарину приняли 27.12. 1959. Во время испытаний подлодки К-5, при 80-процентной мощности энергоустановки, была достигнута самая большая в мире скорость подводного хода, которая составила 28 узлов.

Согласно расчетам при максимальной мощности скорость должна была составить 30 узлов.

31.04.1960 в состав Северного флота, после К-5, вошла вторая АПЛ данного проекта - К-8. После этого 23 декабря 1961 года были приняты лодки К-11, К-21 и К-52; 16 октября 1962 года – К-133, К-181; 30 декабря 1962 года – К-115, 4 ноября 1961 года – К-42, К-152; 20 декабря 1963 года – К-50.

Экипажи первых серийных атомных подлодок формировали на базе дивизиона производимых подводных лодок проекта 615 в Ленинграде. В конце 57-го года дивизион строящихся атомных подводных лодок перевели в Северодвинск. Командиры лодок, а также офицеры электромеханических БЧ стажировались в Обнинске.

Западная Лица стала первым местом базирования атомных подводных лодок. Формирование бригады АПЛ началось здесь же. В августе 1961 года разросшуюся бригаду реорганизовали в две дивизии. В состав дивизии (тактический номер «3») вошли все лодки проекта 627 и проекта 627А (дивизию «31» укомплектовывали лодками проекта 658). Кораблям проектов 627, 627А по НАТОвской системе классификации присвоили обозначение November.

Надежность подлодок 627 и 627А проектов первоначально была относительно низкой. Основной причиной этому был низкий ресурс парогенераторов главной энергоустановки. В трубных пучках парогенераторов по истечении нескольких сотен часов работы появлялись микротрещины. Через них вода из первого контура попадала во второй, повышая тем самым уровень радиоактивности в нем. Недостаточная надежность парогенераторов не позволила использовать во время Карибского кризиса (осень 1962 года) корабли 627А проекта, хотя к тому времени в Северном флоте имелось уже 6 АПЛ проекта 627 и проекта 627А. Однако, по мере «доводки» и освоения техники личным составом, надежность кораблей первого поколения повышалась. В 1961 году 4 АПЛ проектов 627 и 627А (командиры В.Л. Березовский, В.И. Зверев, Л.М. Жильцов и В.П. Рыков) выполнили арктический поход. Во время данного перехода лодка К-52 под командованием В.П. Рыкова прошла 516 миль под сплошным льдом, а К-3 под командованием Жильцова достиг 82-й широты.

Более продолжительное подледное плавание было совершено лодкой К-21 627А проекта (командир экипажа В.Н. Чернавин), которая в 1962 году прошла 1700 миль подо льдом. При этом отрабатывали тактику подледного плавания, методику ориентирования и всплытия в полыньях.

Данные подвиги позволили приступить к привлечению атомоходов проекта 627 к несению боевой службы, которая заключалась в слежении за морскими носителями ядерного вероятного противника, и поддержанию готовности к нанесению упреждающего удара по ним, при получении такого приказа. Несение боевой службы как особого вида деятельности кораблей военно-морского флота практиковалось с 61-го года. На начальном этапе для этой цели использовали надводные корабли и дизель-электрические подлодки. Советские АПЛ первый выход для слежения за авианосцами и ракетоносцами ВМФ США выполнили в 1965 г.


Первый удачный поиск с относительно длительным слежением за «противником» - американским ударным авианосцем «Саратога» - был осуществлен в 1965 году в Атлантике лодкой К-181 (командир корабля капитан 1 ранга Борисов). Советская атомная подлодка на протяжении четырех суток «вела» американский корабль. Увеличение интенсивности службы и привлечение к ней атомных подлодок достаточно быстро принесло плоды: если за весь 1964 год дизель-электрические подлодки во время боевой службы обнаружили 16 подводных целей, то уже в следующем году, когда «на сцене» появились АПЛ проекта 627, число обнаружений увеличилось до 42. Однако необходимо признать, что атомные субмарины первого поколения для охоты за подлодками противника не предназначались: у гидроакустического оборудования были относительно низкие характеристики, а шумность лодок была велика. В связи с этим контакты с атомными подводными лодками ВМС США имели, в основном, кратковременный характер и не удавалось установить длительного слежения. При этом необходимо отметить, что американские ВМС, имеющие к середине 60-х г. малошумные специализированные противолодочные АПЛ (тип «Трешер»), также не могли обеспечить регулярное слежение за ракетными атомоходами СССР первого поколения, даже несмотря на то, что они обладали относительно высокой шумностью.

Лодками проекта 627 было совершено несколько дальних походов, которые стали яркими страницами в как отечественного, так и мирового подводного мореплавания. Данные походы, кроме прочего, имели морально-политическое значение: отечественный флот впервые доказал, что способен на равных противостоять флотам Великобритании и США. В сентябре 63-го года атомная подлодка К-115 (командир корабля – капитан второго ранга Дубяга, старший похода – капитан первого ранга Кичев) совместно с подлодкой К-178 проекта 658М (командир корабля - капитан второго ранга Михайловский) совершили подо льдами Северного Ледовитого океана переход на Тихоокеанский флот. За шесть суток было пройдено 1600 миль. Командир АПЛ получил звание Герой Советского Союза.

ПЛА пр.627-А – вид с кормы в нос на ограждение рубки

Также в 1963 году лодка К-181 (командир корабля – капитан второго ранга Сысоев, старший похода – командующий СФ адмирал Касатонов) совершила высокоширотный поход, всплыв на Северном полюсе 29 сентября. Старшему похода и командиру АПЛ были присвоены звания Герой Советского Союза. Атомную подлодку наградили Орденом Красного Знамени.

Чтобы проверить возможности применения АПЛ в южных широтах, атомоход К-133 совершил в 1963 году поход в экваториальный район Атлантического океана.

В 1966 году данный опыт пригодился, когда входящая в состава третьей дивизии подлодок СФ АПЛ К-133 под командованием капитана 2 ранга Столярова совместно с ракетоносцем К-116 под командованием капитана 2 ранга Виноградова совершили через Атлантический и Тихий океаны «кругосветный» переход на Тихоокеанский флот, пройдя за 54 суток в подводном положении почти 20 тыс. миль. Руководитель перехода контр-адмирал А. Сорокин, командир АПЛ Столяров, командиры электромеханических боевых частей капитаны 2 ранга Самсонов и Морозов, а также заместитель командира по ПЧ капитан 2 ранга Усенко получили звание Герой Советского Союза. Подготовку к выполнению такого сложного задания провели в рекордно короткие сроки: за один месяц моряки отработали три курсовые задачи.

В 66-м году АПЛ К-14 под командованием капитана первого ранга Голубева совершила 17-суточный переход под арктическими льдами, проложив трассу, по которой позднее осуществлялась перегонка на Тихоокеанский флот атомоходов европейской постройки. Позже движение в обратном направлении было освоено «комсомольскими» лодками новых проектов. Старший на переходе командир дивизии контр-адмирал Игнатов и командир АПЛ получили звания Герой Советского Союза.

В 1968 г. очередной подледный переход на Тихоокеанский флот выполнила К-42 под командованием капитан второго ранга Заморева. АПЛ совместно с К-55 проекта 658М прошла под арктическими льдами. Данный поход от предшествующих отличался тем, что корабли несли штатное ядерное оружие на борту.

Подводные лодки пр.627-А сфотографированные с самолётов и вертолётов НАТО

В то же время служба атомных подлодок проекта 627А сопровождалась трагедиями, а не только успехами. К сожалению, это было неизбежной платой за освоение новой техники (ни китайские, ни американские подводники-атомники также не избежали трагедий с человеческими жертвами). 12 апреля 70-го года при проведении крупномасштабных учений «Океан» АПЛ К-8 под командованием капитана 2 ранга Бессонова затонула. Корабль к участию в данных учениях специально не готовился, он завершил несение боевой службы в Средиземном море. После пополнения с надводного корабля запасов продовольствия и средств регенерации АПЛ К-8, согласно первоначальному плану, прошла Гибралтарский пролив в подводном положении и вышла в Атлантику. Там 7 апреля лодка получила приказ следовать для участия в учениях в заданный район. В дальнейшем атомная подлодка на связь не выходила.

В Бискайском заливе в нескольких сотнях миль от испанских берегов 08.04 в 21:30 на борту атомной подлодки в третьем отсеке возник пожар, который вызвало возгорание патронов регенерации. Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без электроэнергии. Из-за неисправности дизель-генераторы использовать не удалось. Запас воздуха был израсходован на вторые сутки. Это затруднило выравнивание дифферента, а также поддержание плавучести. За живучесть корабля экипаж боролся более трех суток, но спасти АПЛ К-8 не удалось. Седьмой и восьмой отсеки начали заполняться забортной водой. В 06:18 12 апреля АПЛ затонула на глубине 4680 метров. При этом погибло 52 члена экипажа. Некоторых людей эвакуировали на советские суда, которые подошли к месту аварии. Командир лодки капитан 2 ранга Бессонов получил звание Герой Советского Союза посмертно. Его именем, а также именем начальника медицинской службы капитана медицинской службы Соловья названы улицы в городе Гремиха.

Аварийная лодка К-8 терпит бедствие в Бискайском заливе после сильного пожара. Апрель 1970 г.

Все корабли проекта 627А вывели в резерв и списали в 1989-1992 годах. На Тихом океане завершили службу лодки К-14, К-42, К-115, К-133 и К-181, на Северном флоте – остальные.

Технические характеристики АПЛ проекта 627А:
Наибольшая длина – 107,4 м;
Наибольшая ширина -7,9 м;
Средняя осадка – 5,7 м;
Водоизмещение нормальное – 3101 т;
Запас плавучести – 30 %;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Полная скорость подводного хода – 30 узлов;
Надводная скорость – 15 узлов;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 110 человек.

К созданию проекта 658 советские кораблестроители из Центрального конструкторского бюро №18 (ЦКБ-18, нынешнее ЦКБ «Рубин») подошли, имея за плечами, с одной стороны, опыт постройки первых отечественных атомных подводных лодок (АПЛ) типа «Ленинский комсомол» (проект 627 и 627А, «Кит»), с другой — первых дизель-электрических подлодок с баллистическими ракетами на борту.

Лодка проекта 658 предназначалась для нанесения ударов баллистическими ракетами с ядерными зарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.

Wikimedia

Главным конструктором проекта был утвержден будущий академик и дважды Герой Социалистического Труда 37-летний Сергей Ковалев, который в конце 1940-х входил в группу советских специалистов, изучавших в Германии достижения немецких кораблестроителей.

Работа над проектом началась в августе 1956 года, а уже 12 ноября 1960-го был подписан приемный акт на головную подлодку серии К-19.

Быстрые решения

Субмарина 658-го проекта представляла собой подводную лодку двухкорпусного типа (внешний «прочный» корпус и внутренний «легкий»), состоящую из десяти отсеков. Длина корпуса — 114 м, ширина — 9,2 м. Водоизмещение — около 4030 тонн.

В отличие от первых советских атомных подлодок проекта 627, имевших скругленную эллипсовидную форму носа, проект 658 получил заостренные обводы носовой оконечности.

Такое решение было принято для улучшения мореходных качеств К-19 в надводном положении. Изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении.

Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков: 1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторный, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный, 5-й — дизельный, 6-й — реакторный, 7-й — турбинный, 8-й — электромоторный, 9-й — вспомогательных механизмов, 10-й — кормовой.

Как и в первых советских атомных подлодках, главная энергоустановка К-19 имела мощность 35 тыс. л.с. и включала в себя два водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 70 мВт с парогенераторами, вращавшими два двигательных агрегата. Кроме того, у новой субмарины было два электродвигателя «подкрадывания» по 450 л.с. каждый и два дизель-генератора.

При 80% мощности обеих паропроизводящих установок корабля в подводном положении максимальная скорость субмарины составляла около 24 узлов (44 км/ч).

На такой скорости дальность плавания достигала около 28 тыс. миль (до 50 тыс. км). При стопроцентной нагрузке силового агрегата можно было развить скорость около 26 узлов (46 км/ч). Автономность подлодки составляла 50 суток непрерывного пребывания в море без пополнения судовых запасов масла, топлива, провизии, пресной и дистиллированной воды.

Ракетное оружие состояло из трех баллистических ракет Р-13 с надводным стартом, размещенных в вертикальных шахтах. Такие же жидкостные ракеты, разработанные специальным конструкторским бюро №385 (СКБ-385) в Златоусте Челябинской области под руководством конструктора Виктора Макеева, стояли на первых советских подводных ракетоносцах — дизель-электрических субмаринах проекта 629.

Ограниченная ширина корпуса и солидные габариты 14-тонных ракет и их стартовых устройств сделали возможной установку ракетных шахт только в один ряд.

Каждая из трех ракет оснащалась полуторатонной ядерной боевой частью мощностью 1 Мгт (примерно в 50 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) и могла доставить ее на расстояние до 600 км от места пуска с отклонением до 4 км.

В целях обеспечения пожарной безопасности ракеты хранились заправленными только окислителем — АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте), а непосредственно топливо ТГ-02 размещалось в специальной емкости, вне прочного корпуса и отдельно для каждой ракеты. Оно подавалось на изделие перед стартом. Пуск трех ракет занимал 12 минут после всплытия лодки.

Торпедное вооружение подлодки состояло из четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (в боекомплект входило 16 торпед) и двух малогабаритных 400-миллиметровых кормовых (6 торпед). Последние предназначались для самообороны и ведения огня противолодочными торпедами на глубине до 250 м, 533-миллиметровые торпеды могли использоваться на глубине до 100 м.

Необходимость всплытия для пуска ракет и, следовательно, автоматической демаскировки подлодки существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации атомной подводной лодки по проекту 658М была предусмотрена установка трех пусковых установок СМ-87-1 и ракет Р-21 с подводным стартом.

Одноступенчатая жидкостная 20-тонная ракета Р-21 могла взлететь из-под воды и доставить боевой блок на дальность 1400 км с отклонением в 3 км.

По условиям прочности ракет и точности их попадания старт мог осуществляться лишь в узком диапазоне глубин — «стартовом коридоре». Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40-60 м от донного среза ракеты при скорости лодки до 2-4 узлов (4-7 км/ч) и волнении моря до 5 баллов. Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску занимало около 30 минут. Время стрельбы тремя ракетами — не более 10 минут.

При этом воздействие импульсов, возникающих во время старта ракет, приводило к всплытию подлодки на 16 м, что не позволяло в короткий срок привести ее на исходную глубину для старта следующей ракеты. Комплекс специальных средств, удерживающих субмарину в нужном диапазоне глубин, получил название «системы одержания».

Перед подводным пуском ракет шахты К-19 заливались водой, а для ликвидации разбаланса на лодке использовались специальные балластные цистерны с системой перекачки воды.

После выхода ракет из шахт необходимо было принять около 15 кубометров воды в «уравнительную цистерну».

Специальный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на вычислительные приборы, которые учитывали поправки на вращение Земли и наводили ракету на заданную цель.

Строились первые советские ракетные атомоходы на заводе в Северодвинске. Головную лодку 658-го проекта К-19 заложили 17 октября 1958 года. На воду она была спущена 8 апреля 1959-го, а в строй вступила через полтора года. В 1961 году Северный флот пополнился атомным ракетоносцем К-33, в 1962-м — К-55 и К-40, в 1963-м — К-16 и К-145, а в 1964 году — К-149 и К-176.

Таким образом, за шесть лет была реализована программа строительства серии из восьми атомных субмарин, которые несли в общей сложности 24 баллистические ракеты с ядерными боевыми частями.

Первая и последняя К-19

Служба первого отечественного ракетного атомохода — К-19 — началась в конце 1960 года. В 1961-м подводная лодка вовсю отрабатывала задачи боевой подготовки: сделала три выхода в море, прошла под водой 5892 мили (11 тыс. км), над водой — 529 миль (980 км).

3 июля 1961 года в 4.00 утра на атомоходе в подводном положении произошла авария правого реактора.

К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе главного турбозубчатого агрегата левого борта. В результате разгерметизации первого контура реактора возник мощный радиационный фон во всех отсеках.

Во время борьбы за жизнь подлодки тяжелые дозы облучения получили и погибли 30 человек (15 - через несколько часов, девять — через несколько дней, шестеро — в течение года).

Подошедшим дизель-электрическим подлодкам и надводным кораблям удалось эвакуировать членов экипажа и отбуксировать субмарину в Западную Лицу. В постсоветское время инцидент стал широко известен, были опубликованы воспоминания участников событий, а в 2002 году был снят художественный фильм «К-19» с Харрисоном Фордом в роли капитана советской лодки. В 2006 году экс-президент СССР Михаил Горбачев выдвинул экипаж подлодки на Нобелевскую премию мира, настаивая на том, что героические действия экипажа спасли мир от страшной катастрофы и даже возможной ядерной войны: если бы погибшие моряки не предотвратили взрыв реактора, в США могли принять инцидент за попытку атаки своей военно-морской базы в этом районе.

После аварии лодка получила у моряков зловещее прозвище «Хиросима», но после ремонта продолжила службу.

Проблему растрескивания трубок первого контура на АПЛ решили заменой нержавеющей стали на титан.

К-19 у моряков-подводников считалась невезучим кораблем. Несчастные случаи происходили с ней регулярно. 15 ноября 1969 года атомоход столкнулся в Баренцевом море с американской атомной подлодкой SSN-615 Gato, которая пыталась вести скрытное слежение за советской субмариной. Оба корабля получили повреждения.

24 февраля 1972 года, когда лодка находилась в 1300 км северо-восточнее острова Ньюфаундленд, на борту «Хиросимы» вспыхнул пожар, в котором погибли 28 членов экипажа в 5-м, 8-м и 9-м отсеках.

При этом служба других подлодок 658-го проекта проходила благополучно. К-115 в 1963 году совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский, за шесть суток пройдя подо льдами 1,6 тыс. миль (3 тыс. км). В 1968 году подледный переход повторила К-55, уже с ядерным оружием на борту.

Несмотря на высокую шумность и другие недостатки, подлодки проекта 658М оставались в строю в 1970-е годы, патрулируя океан в непосредственной близости от американского побережья, и обеспечивали минимальное подлетное время своих ракет. Это затрудняло для США меры противодействия ракетному удару, но одновременно делало возвращение атомоходов к родным берегам после выполнения задачи очень проблематичным.

Служба последних атомных подлодок проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до конца существования СССР. К-16, К-33, К-40 и К-149 были списаны в 1988-1990 годах. Они находились в отстое в Оленьей губе и Гремихе.

Последней в 1991 году военно-морской флаг спустила как раз головная подлодка серии К-19.

Первый ракетный атомоход советского производства по сравнению с аналогичным американским кораблем типа «Джордж Вашингтон» обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода, лучшей боевой живучестью, увеличенной глубиной погружения, однако уступал «американцу» по уровню скрытности и характеристикам информационных средств. Проект 658 весьма существенно проигрывал кораблю ВМС США по отношению тоннажа корабля к массе ракетного вооружения. Если на «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну ракеты «Поларис» А-1 приходилось чуть больше 30 тонн водоизмещения субмарины, то на лодке советского производства эта величина увеличивалась практически до 130 тонн.