В каких странах преобладает раздельное обучение. Девочки налево, мальчики направо

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Всё многообразие живого мира построено на единстве мужского и женского начал. Но, чтобы достигнуть этого единства, надо сформировать каждое из них, обеспечить его развитие, полноту, зрелость и природную самобытность. Биологическая предназначенность пути мужчины и женщины, их полоролевая и социальная значимость в условиях общественного развития особо самоценны. Обществу нужны здоровые мужчины и женщины со зрелыми полоролевыми качествами. Множество фактов свидетельствуют, что данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования этих качеств. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков – женские.Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушкиможет стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно- биологического и социально – нравственного предназначения.

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности: спартанские школы мальчиков, женские школы XIвека в Киевской Руси, школы для девочек при монастырях, школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты XIX века для благородных девиц и юнкерские училища для мальчиков, мужские и женские гимназии. Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос: слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе. Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они - основа раздельного обучения в школе. Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по – разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция – уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой.

Психологи центра охраны здоровья детей и подростков РАМН выявили, что при поступлении в школу у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее (Н.Н.Куинджи)

Наибольший комплекс разных психологических и возрастных черт, характерных для данного пола,имеют школьники 1 – 3 классов. Мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам – чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.

К 9 классу «маскулинные» (мужские) качества мальчиков снижаются под влиянием девочек в смешанных классах, нарастает чувствительность (женская черта), зависимость своего мнения от группового мнения (женские отношения), они чаще лгут, осторожничают, ограничивают общение. Не свойственные полу черты вызывают дисгармонию, нервные срывы, астенические расстройства, повышенную возбудимость уже в начальной школе. В средних классах мальчики гиперактивны, а девочки инфантильны, так как начинают формироваться репродуктивные функции женского организма. У девочек снижается интерес к учёбе, успеваемость. Они чаще болеют, у них происходят функциональные расстройства, срывы, повышается утомляемость к концу учебного дня, часто повышается давление. Если это происходит на глазах у мальчиков, то у мальчиков возникает неприятие девочек, а у девочек возникает заниженная самооценка собственных достоинств, недостаточное самоуважение, комплекс неполноценности из – за принадлежности к женскому полу. Другой путь в этом возрасте – постепенная потеря женских начал и усиление мужских (маскулинных): большая, чем у мальчиков, склонность к риску, небрежность в одежде, меньшая групповая зависимость. К 16 годам показатель маскулинности у девочек 4,5 (у мальчиков – 5), ярко выраженный индивидуализм (эгоизм) – 7,7 баллов против 10 у мальчиков (по данным Центра охраны здоровья детей и подростков). Позже это приводит к неблагоприятным последствиям адаптации в обществе и собственной семье: бескомпромиссное поведение дома и на работе, асоциальное поведение (курит, пьёт, употребляет наркотики, участвует в правонарушениях), отмирание материнских чувств, сокращение рождаемости, разводы по инициативе женщины. Задача гендерного обучения заключается в учёте в процессе обучения основных психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, создании тем самым условий для оптимального познавательного развития учащихся и создания комфортной, природосообразной, здоровьесберегающей учебной среды. Среды, которая позволит учащимся успешно обучаться и развиваться в системе социальных отношений, будет способствовать формированию личности мальчика и девочки с развитым чувством осознания своей половой принадлежности, пониманием своих специфических особенностей. При этом воспитательная работа в классах с раздельным обучением должна быть направлениа на поощрение всевозможных форм сотрудничества и общения мальчиков и девочек как на некоторых совместных уроках, так и во внеурочное время.

Цель гендерного подхода в образовании – это деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личностив зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков (Штылева). Раздельное обучение создаёт условия для максимально индивидуального подхода к учащимся, учёта их психофизиологических и личностных особенностей.

Анализ работ В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман и других авторов показал основные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания:

Мальчики

Девочки

  1. В биологическом смысле мальчики, поступающие в первый класс, моложе девочек.Мальчики оказываются менее зрелыми, чем девочки.К началу периода полового созревания расхождение в «зрелости» - около двух лет. Маленьких мальчиков в раннем детстве реже, чем девочек, берут на руки, чаще делают замечания и ругают.

1. К моменту поступления в школу вполне соответствуют образцу положительного ученика.Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят.

  1. В первом классе мальчики хуже адаптируются, чем девочки. У них хуже развита тонкая моторика руки. Почерк неровный, некрасивый, оригинальный. В речевых навыках мальчики поначалу также уступают девочкам, но оказываются сильнее в ситуациях, когда требуется выполнить нестандартные задания, найти словесные ассоциации. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, сравнить его можно только с собой предыдущим.

2. При эмоционально окрашенной информации у девочек усиливается внимание и осмысление.Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении её с ранее имеющейся. У девочек объём кратковременной памяти выше, чем у мальчиков.

  1. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. Задают вопрос, как правило, для того, чтобы получить конкретный ответ. Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с имеющейся и воспринимают её аналитически.

3. Предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно – пространственные задания для них – тяжёлая работа

  1. Мальчики превосходят девочек в визуально – пространственных способностях.Им легче даётся геометрия.Уровень ориентации в пространстве у них выше, поэтому при переходе от словесно – цифровых к зрительно – пространственным заданиям мальчики как бы отдыхают, при этом они имеют большую, чем девочки, скорость зрительно – моторных реакций.

4. Для девочек важно, кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласково укажут на недоработку и может огорчиться, если сухо назовут оценку. Если девочку похвалить за сделанную работу, то она может перстать стараться, успокаивается, удовлетворяясь хорошим отношением, поэтому хваля, надо побуждать девочку к дальнейшим действиям.

  1. Мозг мальчиков активно реагирует избирательно в первую минуту эмоциональноговоздействия.Включаются отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков.затем происходит «блокировка», и мальчик перестаёт слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция.

5. В классах раздельного обучения может наблюдаться такое явление, как соперничествосреди девочек в борьбе за любовь учителя и лидерское положение в классе.

  1. К 7 – 10 годам утомляемость мальчиков в конце учебного года выше, чем у девочек, однако, при раздельном обучении, пик усталости приходится на февраль - март, затем открывается «второе дыхание», и к концу учебного года успеваемость мальчиков растёт.

6.Уже с первого класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». Обычно девочки в совместных классах, как более успешные, исполнительные и более ответственные занимают «руководящие» посты в школе и классе.

  1. Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку их деятельности и поведения, готовы перестроиться, только тогда. Когда взрослые доброжелательны и спокойны.

7. Девочки ждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: смех, подтрунивания, иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит потребность быть замеченными.

  1. Если взрослые подавляют, пытаются подчинить мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает их мозг и психику.

8.К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек, относят: чувство взаимосвязанности, общности. Предпочтение сотрудничества, а не соревнования, как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, их применение в жизни.

  1. Для мальчика принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. При этом лучше хвалить мальчика не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц.Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем – женщиной снижает его рейтинг в группе сверстников, т.к. собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы.

9.При раздельном обучении девочки становятся объектом внимания преподавателей и не чувствуют себя на вторых ролях: получают большие возможности для развития умений интеллектуального лидерства. Сравнения Я – концепции девочек из смешанных классов и девочек, обучающихся в женских классах, даёт более высокий общий показатель. Самый низкий общий показатель – удевочек смешанного класса.

  1. Мальчики более возбудимы, несдержаны, раздражительны. Демонстративны, но более откровенны и искренны, чем девочки. Они, в основном, активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют.

11.Сопоставление с показателями мальчиков говорит о том, что совместное обучение ставит девочек в несколько менее благоприятные условия формирования положительной Я – концепции.

  1. Охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе. Но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании нового.
  1. Когда мальчикам становится скучно, учителю надо иметь в запасе некоторые способы повышения интереса, например, вводить элементы поиска и приключения в каждое дело, чередовать поручения.
  1. Мальчики испытывают коллоссальную потребность в активном движении, которое стимулирует развитие всех высших психических функций.
  1. В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически, и никогда наедине.Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказывают мальчиков, теряя при этом авторитет в глазах и тех, и других.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что обучать и воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учёта их природных и психофизиологических потребностей и роазличий – ошибочно. Равноправие в орбразовании предполагает не отрицание этих различий, а возможность для более полной реализации личности (Л.В.Попова)

Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек; в восприятии окружающего мира; в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления; уровнях адаптивных возможностей организма и психики; особенностях активации эмоций в процессе обучения; в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на эмоционально – волевую сферу личности и на процесс обучения и воспитания, что позволяет выработать и применять в практической деятельности учителя различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек.

Ценностными ориентирами в женском образовании должны стать терминальные (отражающие долговременную перспективу осуществления стремлений) и инструментальные (инструменты реализации будущих устремлений) ценности. Содержание женского образования не должно отвечать только традиционной схеме женского образования, быть «чисто женским». В нём должны быть черты образования, несущие в себе потенциально заложенные идеи стремления к независимости через постижение наук, соответствующие интересам, потребностям, возвышенным порывам души, делающие женщину высокоинтеллектуальной. Высокопрофессиональной, имеющей собственный независимый путь в жизни, высоконравственной.

Мужское образование предполагает развитие физических и психологических качеств, высокий профессионализм, рыцарство, готовность вести за собой, лидерство, компетентность в научных, общественных и бытовых проблемах, высокий уровень восприятия общечеловеческих качеств.

Направления деятельности.

1. Создание эффективных условий для учебно – воспитательного процесса с учётом психофизических особенностей контингента классов раздельного обучения.

В классах девочек создаются условия для УВП с учётом их стремления к уюту и комфорту, привязанности к привычной для них обстановке:

Размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах для создания возможностей приложения эстетических и художественных способностей девочек в обустройстве учебной среды;

Формирование взаимоотношений для создания доброжелательной атмосферы;

Поиск общего стиля преподавания для всего педагогического коллектива с целью разработки образцов взаимодействия;

Проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы женских качеств, которые отсутствуют в молодёжной субкультуре;

В классах мальчиков создаются условия для УВП с учётом их стремления к освоению окружающего пространства и исследованию объектов, потребности в физических нагрузках и движению:

Предоставление в школе безопасных и больших по площади помещений (спортивные залы и площадки) для реализации потребности мальчиков в движении;

Размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах с целью снятия организационных конфликтов;

Оснащение кабинетов наборами «ЛЕГО», конструкторами, настольными играми, спортивным инвентарём;

Проведение выставок личных достижений мальчиков;

Поиск общего стиля преподавания, использование форм и методов для снижения статического напряжения;

Проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы мужских качеств, отсутствующих в молодёжной субкультуре;

Разъяснение родителям особенности влияния окружающей среды на формирование личности мальчика.

2. Подбор педагогических технологий, методов и приёмов.

В школе используются личностно – ориентированные природосообразные педагогические технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала, эффективности организации и управления, активизации и интенсификации деятельности детей. Преподавание в классах раздельного обучения ведётся с учётом полоролевых, психофизических особенностей мальчиков и девочек. Упор осуществляется на свойственные полу качества, вместе с тем должное внимание уделяется компенсаторному развитию.

Преподавание в классах мальчиков идёт с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение статического утомления, энергетическую разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (в форме соревнований, КВН, диспута). Используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.

В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительно – иллюстративный метод, который позволяет эффективно заложить фундамент знаний, для развития которых далее используются продуктивные методы, способствующие развитию сообразительности, быстроты мышления, подходы к использованию в учебно – воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы в связи с их склонностью к опеке, поучению, поддержке.

Раздельное обучение даёт следующие преимущества каждому полу:

  1. создаются условия для максимального сохранения здоровья каждым полом путём подбора соответствующего темпа обучения, правильным отбором методов и форм обучения;
  2. ученик или ученица становятся объектом внимания преподавателя и не чувствует себя на вторых ролях в классе, что формирует их позитивную «Я – концепцию» ;
  3. обеспечивается психологический комфорт;
  4. обеспечиваются лучшие возможности для развития умений и навыков, способностей и целей, в том числе интеллектуального лидерства и преодоления дискомфорта.

Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом:

  1. высокий темп подачи материала
  2. широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации
  3. разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий
  4. минимальное количество повторений пройденного материала
  5. работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  6. вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;
  7. использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;
  8. подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом;
  9. дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;
  10. необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы
  1. неспешный размеренный темп урока подачи нового материала
  2. достаточное количество повторений для лучшего усвоения
  3. дозирование объёма и разнообразия новой информации
  4. большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями
  5. подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике
  6. эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению
  7. использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь
  8. использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память
  9. эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы

В средней общеобразовательной школе №20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Пока только в двух первых классах из четырёх. В плюсах и минусах такого обучения разбирался корреспондент АиФ-Алтай.

Ради этики

По мнению Елены Вирбицкас, директора школы , гендерное обучение должно способствовать формированию у учащихся типично женских и типично мужских качеств. Статистика учреждения показывает, что 54% учеников воспитываются в неполных семьях, а введение раздельного обучения как раз позволит скорректировать их воспитание.

Раздельное обучение, по мнению многих, позволяет воспитывать истинные женские и мужские качества. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Учебная программа у девочек и мальчиков одинаковая, различаются лишь подходы к преподаванию материала. Так, на уроках физкультуры девочкам дают гимнастику и ритмику, мальчикам - силовые и игровые виды занятий. Планируется, что раздельное обучение будет действовать минимум до 8-го класса. У учителей есть желание сделать его для школы всеобщим.

Сама идея гендерного разведения детей при обучении имеет давнюю историю - так учили гимназистов до революции, был и столичный эксперимент в семилетних школах в 1943-54 годах, а в новейшей российской истории примерам, подобным бийскому, больше десяти лет. Правда, обычно гендерное разделение вводят в профильных учебных заведениях - кадетских, языковых и т. д.

Однополые классы чаще встречаются в профильных школах. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

У раздельного обучения много как сторонников, так и противников. Так, по оценке руководства школы в Бийске, в последние годы отмечается чрезмерная эмансипация девочек. Отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов и результаты обучения подтолкнули школу к введению раздельного образования.

Однако, по мнению читателей «АиФ-Алтай», высказавшихся на сайте газеты, раздельное обучение, которое по факту существует в некоторых кадетских классах, порой бессмысленно. Так, при недоборе девочек в кадетские классы их разбавляют «гражданскими» мальчиками. Что убивает саму идею делать девочек женственными, а мальчиков мужественными. Некоторые из тех, кто имел опыт раздельного обучения, называют его отрицательным.

Только в смешанных классах дети разных полов могут научиться общаться друг с другом, считают некоторые эксперты. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Среди сторонников раздельного обучения - врачи и педагоги. Главный аргумент - мальчики и девочки развиваются по-разному, и учить ребят лучше по-разному. Ведь обычно успеваемость у девочек выше, их чаще хвалят учителя, а это может подавить у мальчиков стремление хорошо учиться. Ещё один аргумент - в раздельных классах легче поддерживать порядок и тишину, настраивать ребят на учёбу.

Подготовка к жизни

С точки зрения противников гендерного обучения - разница между полами преувеличена, на способности учиться больше влияют личностные характеристики ребёнка. По мнению Игоря Душенко, психолога-педагога , совместное обучение даёт дополнительный стимул к учёбе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Чтобы происходил «взаимообмен» позитивных качеств. Так, воспитанные в мужском коллективе мальчики хуже понимают, что такое «ответственное отцовство».

Есть мнение, что учиться раздельно дети должны, как минимум, до 8 класса. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Интересно, что в европейских странах, где раздельное обучение представлено широко, социологические исследования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни, они больше зарабатывают. А у мужчин способ обучения не влияет на карьеру, зато сказывается на семейной жизни - процент разводов среди выпускников школ для мальчиков гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Становление мужественности и женственности в гомогенной по половому признаку среде однобоко, не учитывает равноправия полов в обществе, где женщина может быть лидером, а мужчина имеет право на слезы. С другой стороны, в чисто мужских классах с учителями-мужчинами проще воспитывать мальчиков в духе мужской героики.

В дореволюционной России обучение в гимназиях было раздельным: мальчики проходили стандартную программу, а девочки – «женскую», с уклоном в домоводство. Стремление к всеобщему равенству свело учеников обоего пола в одну школу и так юные россияне учатся уже сто лет. И столько же времени ученые всего мира, занимающиеся образовательной наукой, ищут доказательства и опровержения того, что школьное обучение должно быть раздельным.

Мальчики могут сохранить типично мужские качества

Ни для кого не секрет, что с младенчества и вплоть до начала полового созревания мальчики в своем биологическом развитии отстают от девочек на 1,5 – 2 года. И это, по мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, одно из важных доказательств преимущества раздельного обучения. В силу того, что девочки биологически старше своих одноклассников – мальчиков, одну и ту же задачу они понимают и усваивают лучше. Школьницы быстрее адаптируются в коллективе и, стараясь завоевать лидерские позиции, на фоне более отсталых мальчишек быстро достигают задуманной цели. Все это приводит к тому, что юные представители сильного пола, уверяясь в своей беспомощности, часто начинают копировать поведение более успешных одноклассниц. Они подражают им в отношении с учителями, перенимают стремление понравиться, быть прилежным, и в результате теряют свои типично мужские качества: рискованность, смелость. Они уже не пытаются искать другие, альтернативные пути решения задачи или проблемы, не желают доказывать свою правоту и проявлять настойчивость и решительность. В результате вырастают целые поколения мужчин, которым ничего не надо, кроме как получить похвалу, за то, что он — хороший. Совершать открытия, героические поступки, иметь мужество брать на себя ответственность таким юношам просто несвойственно.

Девочки могут освоить традиционно «мужские» предметы

За рубежом тоже преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. Но, например, в Великобритании все самые престижные, элитные частные школы поделены на мужские и женские. Это именно их выпускники – граждане Соединенного Королевства, составляют львиную долю студентов физико-математических факультетов Оксфордского, Кембриджского и Бирмингемского университетов. Остальные — китайцы, арабы, русские. Несколько лет назад ученые из Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование среди граждан Великобритании. Они опросили более 13 тысяч мужчин и женщин, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда идея раздельного обучения в Англии была особенно популярной. Тогда четверть всех школ Соединенного Королевства, как частных, так и муниципальных, были «мужские» и «женские». Проанализировав ответы всех респондентов и, получив информацию о том, как сложилась их дальнейшая судьба, исследователи обнаружили странную закономерность. Женщины, окончившие школы с раздельным образованием, ныне в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных классах. Причем эти дамы в прошлом имели как хорошую, так и среднюю успеваемость, но в дальнейшем связали свою профессию с точными науками или политикой, то есть, с дисциплинами, при изучении которых школьные учителя традиционно делают упор на мальчиков. А вот представители сильного пола, окончившие как раздельные, так и смешанные школы, никак не отличались по уровню своего дохода. Исследователи сделали вывод, что для женщин раздельное обучение эффективнее, поскольку отсутствие в классе мальчиков позволяет девочкам активнее осваивать традиционно «мужские» предметы. И юные дамы достигают отличных результатов в тех областях, в которых в смешанной старшей среднестатистической школе привычно лидируют мальчики. В дальнейшем такие женщины весьма успешно делают карьеру в обществе, где царит реальное равноправие полов.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Уже в садике мальчики и девочки играют в разные игры, мыслят по-разному. А в школе требования для них будут одинаковыми. В некоторых школах России учителя решились на необычный эксперимент.

сайт расскажет, в чем он состоял и что из этого получилось.

Школа № 34 города Каменска-Уральского поделилась первыми результатами эксперимента, который начали в 2014 году. Педагоги в экспериментальных классах уверены - детям так лучше.

У детей раздельное обучение, но смешанное воспитание - только во время уроков порознь. Все остальное время: на переменах, на физкультуре, в столовой, на экскурсиях и внеклассных мероприятиях ребята общаются вместе. После начальной школы классы планируют объединить, чтобы общение между полами было живым, а не в соцсетях. 5–7 классы - это возраст, когда важны друзья, выбор, становление личности в социуме.

Во многих школах с раздельными классами мужские классы стараются ориентировать на спорт, например хоккей, и привлекать к обучению больше мужчин: ОБЖ, физкультура, тренеры спортивных школ - чтобы ребята брали правильный пример с мужчин. Правда, найти мужчину на роль классного руководителя пока проблематично.

Девочкам стараются организовать уроки по хореографии и рукоделию или проводить занятия в местном Доме творчества.

Мальчики и девочки отвлекаются друг на друга

Психологи хорошо знают, что если среди учащихся есть представители противоположного пола, то любой мальчик или девочка, пусть даже неосознанно, будут пытаться произвести впечатление и отвлекаться от урока, падает концентрация внимания.

В смешанных классах у мальчиков ломается мужское начало

И родители, и ученые знают - в раннем возрасте мальчики умственно и физически на 2–3 года отстают от своих сверстниц: у них левое полушарие созревает медленнее. Поэтому система обучения в школах ориентирована на девочек. Позорно и унизительно, что над тобой смеются, когда отвечаешь у доски. Так развивается комплекс неудачника и появляется агрессия по отношению к сверстникам и к старшим.

Для мальчиков естественно стремление к риску, испытание на силу воли и духа, жажда быть первым, быть героем, самому принимать решения. Как воспитать настоящих мужчин, если их заставляют повторять готовые решения и сидеть смирно?

Девочки любят конкретику и четкий алгоритм

В гендерных классах учителям легче учитывать психологию полов. Девчата застенчивы в общении и прилежны в обучении. Им важны детали и сам процесс. Хотя они хорошо усваивают типовые задания, легко справляются по заданному алгоритму и успевают выполнить больше заданий, они стесняются мальчиков и порой класс напоминает пустую комнату.

В отсутствие мальчиков девчата чувствуют себя более непринужденно, не боятся поднимать руку, ошибиться, с удовольствием помогают друг другу, причем без всяких насмешек.

Мальчикам важен смысл, а не правила и готовые решения

Мальчишки должны сами добывать себе знания. Они не выполняют задание по шагам, а стараются додуматься и сделать сами, они хотят сами вывести правило из того, что сказал учитель. Поэтому каждое задание - это приключение. Их восприятие более целостное, образное, эмоциональное. Мальчику нравятся вопросы проблемного характера, и он активно вовлекается в поиск решений, чтобы ответить первым.

Девочки за «коллективные» задачи

В экспериментальных классах заметили, что девочки хорошо работают в коллективных задачах. Они сразу распределяют роли, много советуются друг с дружкой и вместе находят решение. В индивидуальных заданиях ведут себя нерешительно, даже если знают правильный ответ.

Еще учителя заметили, что девочку всегда нужно хвалить, даже за ошибки, иначе она может закрыться и в следующий раз побоится ответить. Мальчики такого подхода не поймут.

В мальчиковых классах ребята реализуют свои лидерские качества

В отсутствие девчат мальчики не стесняются говорить то, что думают, высказывать свои мысли, даже если они идут вразрез с общепринятыми. И хотя постоянный шум и выкрики - это норма, учителя заметили, что у ребят в экспериментальных классах меньше агрессии. При девочке каждый мальчик пытается самоутвердиться. Здесь же все равны и его попытки самоутвердиться можно направить на развитие лидерских качеств.

Наталья Перцевая
Особенности обучения мальчиков и девочек

Сейчас можно найти много пособий по подготовке к школе,но все они будут посвящены какому – то среднестатистическому ребенку, без индивидуальных особенностей характера и восприятия, без пола.

Большинство родителей даже не представляют себе, (а педагоги забывают или же у них нет возможности это воплотить, что есть какая – то принципиальная разница в обучении мальчиков и девочек .

Главное - стараться выполнять все положенные задания в детском саду и группе подготовки к школе – и успех гарантирован. Но мальчики в большинстве осваивают программу подготовки к школе с большими трудностями, чем девочки , да и в начальной школе часто уступают девочкам в обучении .

Природа предусмотрела для человеческого рода две разные линии поведения – мужскую и женскую. И хотя детство мальчиков и девочек протекает в одном и том же мире, для них этот мир выглядит совершенно по – разному, и постигают они его совершенно разными путями.

У мальчиков речевое развитие идет несколько медленнее. При этом их успехи зависят не столько от речевого развития, сколько от общего уровня развития интеллекта. Мальчикам интереснее искать нестандартные решения новых задач, чем копировать готовые решения. У них медленнее, чем у девочек развивается мелкая моторика, зато лучше развиты координация крупных движений, дальнее зрение, пространственное мышление. Для мальчиков важнее добиться максимально высокого места в признании сверстников, получить от значимых взрослых признания своего статуса, возможности «стать большим» .

При подготовке мальчика к школе надо делать ставку на развитие общего интеллекта, учить его игре в шахматы, конструированию. Если есть новая игра, не надо заранее рассказывать, как и что нужно делать, пусть он самостоятельно ищет решение, медленно и с ошибками. Лучше предложить ему найти и исправить ошибки самому, чем делать это за него. Мальчику необходимо больше показывать, чем рассказывать. Словесные пояснения должны быть четкими и короткими.

Не стоит добиваться от мальчика безупречной аккуратности, достаточно, чтобы задание было выполнено правильно и разборчиво. Мальчикам проще осваивать графические навыки в «крупной форме» : толстыми маркерами на большом листе, палочкой на песке, и лишь потом постепенно можно уменьшать масштаб. Как можно чаще надо вводить в занятия игру, творчество, ролевые сценки.

Важно знать, если мальчик вдруг «перестал соображать» - это признак переутомления, так что бесполезно заставлять его переделывать неверно выполненное задание. Мальчики быстро интеллектуально истощаются. Лучше сменить вид деятельности и вернуться к трудному заданию через некоторое время.

У девочек несколько раньше , чем у мальчиков , формируется речь, как устная, так и письменная. Успешность обучения девочки напрямую зависит от уровня речевого развития. Девочки с удовольствием работают по образцу, стараясь довести работу до совершенства. Но редко пытаются самостоятельно освоить новые навыки или придумать новую стратегию. Они обладают более совершенной, чем у мальчиков зрительно – моторной координацией, поэтому без труда осваивают необходимые для учебы графические навыки.

Девочки легко разделяют игровую и учебную деятельность.

Для девочек важен эмоциональный контакт со сверстниками («дружит – не дружит» ) и значимыми взрослыми. Главная учебная мотивация для девочек – одобрение учителей и родителей. Даже пойти в школу и стать ученицами они хотят потому, что это одобряется семьей, окружающими людьми

Публикации по теме:

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Весна для мальчиков и девочек» Конспект комплексного занятия: Тема: «Весна для мальчиков и девочек». 3-4 года Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного.

Занятие по гендерному воспитанию «Золотая осень для мальчиков и девочек» Тема: «Золотая осень «(для мальчиков и девочек) 3-4 года. Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного воспитания Задачи.

Наступил первый месяц зимы и в рамках нашей программы мы провели занятие по изобразительной деятельности. Тема "Украшение свитеров для мальчиков.

Гендерное воспитание девочек и мальчиков КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Гендерное воспитание мальчиков и девочек» По результатам анализа психолого-педагогических исследований,.

Консультация для родителей «Как хвалить мальчиков и девочек» Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики разные с самой колыбели. Быть любимой – жизненная необходимость каждой женщины. Эта потребность.

Консультация «Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек шестого года жизни» В жизни ребенка старшего дошкольного возраста воображение, фантазия и проявления творчества играют огромную роль: в этот период происходит.