Теория превосходства. Основные принципы расистской идеологии нацистов

Расовая теория нацистов

Нацистская расовая политика - государственная политика расовой дискриминации и ксенофобии в Третьем рейхе , основанной на концепции расовой гигиены .

Во многих европейских и американских странах расизм в XIX веке и в начале XX века не находился под запретом, а в Третьем рейхе получил государственную поддержку. Евреи были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес, вступать в брак с немцами (немками) и получать образование в государственных учебных заведениях. Их собственность и предприятия регистрировались и подвергались конфискации. Постоянно совершались акты насилия, и официальная пропаганда разжигала среди «истинных» немцев чувства предубеждения и ненависти к евреям. В ходе Второй мировой войны репрессии, проводимые по национальному признаку стали проводится не только в Германии, но и на оккупированных ею землях.

Айнзатцгруппа A убивает евреев, Ковно, 1942

Идейные предтечи

Хотя термин «евгеника» был введён лишь в 1883 году Фрэнсисом Гальтоном , идея отбора людей по наследственным признакам восходит к древности, и обсуждается, например, в «Государстве» Платона .

«Опыт о неравенстве человеческих рас» Жозефа де Гобино впервые совместил идею евгеники с общими наблюдениями внешних различий людей разных народов, положив начало теориям расового неравенства (как внешнего, так и духовного), имевшим успех в Европе вплоть до окончания Второй мировой войны .

Научная поддержка антисемитизма

Антисемитские идеи были поддержаны немецкими генетиками (См. Расовая гигиена), некоторые из них затем занялись активной их пропагандой, что служило опорой для власти, проводящей расовую политику.

Основные принципы расистской идеологии нацистов

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас - над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп. Так негры были отнесены нацистами к низшей расе, а евреи, вообще исключались из иерархической лестницы и были поставлены в положение «вне закона» (Нюрнбергские законы ,холокост).

2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания. Как и в теории Чезаре Ломброзо , некоторые из этих низших представителей должны обладать врожденными криминальными склонностями.

3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта «высшая цивилизация» была названа нацистскими идеологами «тысячелетний рейх» или «Третий рейх ». Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями (появилась в евгенике)

4. Вера в законность господства высших рас над низшими.

5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)."Смертельный же удар наносит смешение с инородной кровью" (Гиммлер)

Период прихода национал-социалистов к власти

Так как расовая теория являлась лженаучной, то она подпитывалась пропагандой и была тесно с ней связана. Образ евреев, как внутренних врагов демонизировался, внешний враг - большевистская Россия, народы ее составляющие, изображались в виде неполноценных рас со звероподобным внешним обликом .

В расовую теорию нацистов входил раздел генетики - евгеника (принявшая в Германии название расовая гигиена), согласно которой строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению германской расы и остановить рост низших представителей, которые размножались гораздо быстрее, согласно сторонникам евгеники.

Продолжением развития евгенических понятий явилась реализация немецкими нацистами в 1940 году программы T-4 по стерилизации и физическому уничтожению «неполноценных элементов» - в основном, пациентов психиатрических лечебниц, в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, а также лиц, страдающих от врожденных дефектов, в том числе детей-калек. В рамках этой программы в одной только Германии было уничтожено 275 тыс. человек. .

Программы, обусловленные немецкой евгеникой, выразившиеся в нацистской расовой политике и проводившиеся в рамках предотвращения «вырождения» немецкого народа («нордической расы»):

  • Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психически больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
  • Лебенсборн - Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС , прошедших расовый отбор, то есть имеющих преимущественно нордическое происхождение и не имеющих неевропейских расовых примесей.
  • «Окончательно решение еврейского вопроса » (тотальное уничтожение евреев, См. также Холокост , Айнзатцгруппа)

Примечания

Литература

Нацистская расовая политика
  1. Штуккарт Вильгельм, Ханс Глобке. Комментарии к расовому законодательству. Мюнхен; Берлин, 1936.
  2. F. Kaul. Nazimordaktion, Т. 4. Ein Bericht über die erste industriemäßig durchführte Mordaktion des Naziregimes. Berlin, VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973
  3. Astel, Präsident, Prof. Dr. H. W.: Rassendämmerung und ihre Meisterung durch Geist und Tat als Schicksalsfrage der weiß en Völker. Aus: Schriftenreihe der NS.-Monatshefte, Heft 1. Zentralverlag der NSDAP. Franz Eher Nachf., München.
Нацистская расовая теория
  1. Rosenberg A. Der Mythos des 20. Jahrhunderts. - Munchen,1933. Erstes Buch.
  2. Hitler, Adolf: Mein Kampf. Zentralverlag der NSDAP. Franz Eher Nachf., München.
  3. Darre W. Blut und Boden. - Berlin, 1936; idem. Neuadel aus Blut und Boden. - Munchen-Berlin, 1939.
  4. Darre, R. Walther: Das Zuchtziel des deutschen Volkes. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  5. Graf, Dr. Jacob: Vererbungslehre, Rassenkunde und Erbgesundheitspflege. J. F. Lehmanns Verlag, München. 2. Auflage.
  6. Günther, Dr. Hans F. K.: Rassenkunde des deutschen Volkes. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  7. Günther, Dr. Hans F. K.: Herkunft und Rassengeschichte der Germanen. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  8. Günther, Dr. Hans F. K.: Führeradel durch Sippenpflege. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  9. Gütt, Rüdin, Ruttke: Zur Verhütung erbkranker Nachwuchses. Gesetz und Erläuterungen. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  10. Hundeiker, Hauptmann Egon: Rasse, Volk, Soldatentum. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  11. Kühn, Staemmler, Burgdörfer: Erbkunde, Rassenpflege, Bevölkerungspolitik. Verlag Quelle & Meyer, Leipzig. 5. Auflage.
  12. Lenz, Prof. Dr. Fritz: Menschliche Auslese und Rassenhygiene (Eugenik), Band II. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  13. Meier-Beneckenstein, Paul: Das Dritte Reich im Aufbau. Übersichten und Leistungsberichte, Bd. 3. Junker & Dünnhaupt Verlag, Berlin.
  14. Miller, Richard: Die Rassenlehre und die Weltanschauungen unserer Zeit. Verlag Kurt Stenger, Erfurt.
  15. Reche, Professor Otto: Rasse und Heimat der Indogermanen. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  16. Römpp, Dr. Hermann: Lebenserscheinungen. Franckh’sche Verlagsbuchhandlung, Stuttgart.
  17. Schultz, Dr. Bruno K.: Erbkunde, Rassenkunde, Rassenpflege. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  18. Siemens, Prof. Dr. H. W.: Vererbungslehre, Rassenhygiene und Bevölkerungspolitik. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  19. Staemmler, Dr. M.: Rassenpflege im völkischen Staat. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  20. Stoffsammlung 7 für die weltanschauliche Erziehung der Waffen-SS: Deutsches Volk. Herausgegeben vom Schulungsamt im SS-Hauptamt.
  21. Weinert, Prof. Dr. Hans: Die Rassen der Menschheit. Verlag von B. G. Teubner in Leipzig und Berlin.

Можно долго рассуждать на тему расовой нетерпимости, ксенофобиии и шовинизма. Но вышеназванные негативные явления, от этого, не перестанут существовать.

Возможно,что в корне всех проблем лежит, записанная на генном уровне, неприязнь одних людей к другим, отличающихся от них цветом кожи или расовой принадлежностью.

Очевидно, таким образом, сама природа старается уберечь "чистый расовый генофонд" от смешивания (метисации) его с другими расами.

Тем не менее, представители четырёх основных человеческих рас: европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной (и различных их комбинаций) -гордятся своей идентичностью, уникальностью и неповторимостью.

Однако, в последнее время наблюдаются попытки искусственного "преображения" монголоидов и негроидов в европеоидов. Например,среди японок и китаянок стали модными операции по "распрямлению" разреза глаз, чисто на европейский манер...

Тем самым, как бы подчеркивается, отрицаемая всеми серьёзными учеными, теория расового превосходства белого человека над представителями других рас...

В связи с этим, уже совсем любопытными кажутся сведения, о желающих "вылинять" в белую расу - неграх:

ЮАР представляет себя миру как страна, в которой покончено с расизмом, а все граждане вне зависимости от цвета кожи гордятся своей расой и культурой.

Но реальность далеко не всегда совпадает с таким представлением. Исследования, проведенные недавно социологами из университета Кейптауна, показали, что каждая третья женщина в стране отбеливает свою кожу.

Причины для этого указываются различные, но большинство опрошенных женщин говорят, что хотят иметь белую кожу.

Как рассказывает доктор Лестер Дэвидс из Кейптаунского университета, за последние пять-шесть лет на местных рынках наблюдается приток нелегальных средств по отбеливанию кожи.

Дерматологи в ЮАР все чаще сталкиваются с кожными заболеваниями, вызванными многолетним употреблением таких средств.

"Ко мне обращаются пациентки из разных стран Африки с жалобами на охроноз, - рассказывает Дэвидс. - Мы почти ничем не можем им помочь, но многие ничего не хотят знать о побочных эффектах применения этих продуктов".

Во многих странах Африки и Азии светлокожие женщины считаются более привлекательными, более социально успешными и имеющими большие шансы на удачный брак. Исследователи полагают, что корни такого отношения к цвету кожи таятся в колониальном прошлом континента.

В июне прошлого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала доклад, в котором говорится, что жители Нигерии чаще других африканцев пользуются средствами для отбеливания кожи - 77% нигерийцев применяют их регулярно. В Того эта цифра составляет 59%, в ЮАР - 35%, а Мали - 25%.

В последнее время мода на осветление кожи распространилась и на мужчин, а среди сексуальных меньшинств она существовала в течение многих десятилетий.

В сознании многих африканцев с ранних лет закрепляется убеждение, что черная кожа сопряжена с низким социальным положением, и даже с опасностью.

И пока это не изменится, никакие пропагандистские кампании, которые время от времени проводят власти, не смогут помешать южноафриканским женщинам и мужчинам рисковать своим здоровьем ради белой кожи.

Что интересно: обратные явления (желания европеоидов почернеть, пожелтеть или скосить глаза на переносицу), нигде в мире не отмечаются...

"Белая кожа" не принесла счастья поп-идолу Майклу Джексону...

Расы - это исторически сложившиеся территориальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.

Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также версия, что термин этот связан с итальянским rassa, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они были вызваны к жизни колониальной политикой, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов.

Расисты утверждают, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации . Этим расисты пытались оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую грабительскую колониальную политику в отношении других стран.

Как откровенно реакционная идеология расизм выступает особенно отчетливо в XIX в. Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры - низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки.

В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Ж.А. Гобино печально знаменитой книги «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой - желтую. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту - «арийскую расу». Желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии.

Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии, прежде всего, для оправдания расового и этнического угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.

На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс» . Не только люди, но и целые расы и народы, не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон. В «расовых теориях» принято, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая - на два, а черная - на три порядка.

В XX в. идеология расизма получила дальнейшее развитие и практическое осуществление . В гитлеровской Германии расизм был официальной идеологией фашизма, его политической практикой. Взяв на вооружение «теорию высшей германской расы» и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной им второй мировой войны, фашизм широко прибегал к ликвидации «неполноценных народов». Гитлеровские расисты преступно уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, чехов, евреев, цыган и людей других национальностей.

Следует отметить, что указанные расистские «теории» вызвали ответную реакцию и обратное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. В противовес белому расизму их идеологи создали собственные теории о своей расовой исключительности - появились идеи превосходства индейской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами . Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло новое общественное течение «индеанизм» , ставившее своей целью улучшение положения индейцев. Однако от тезиса «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к утверждению о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, т. е. оказались на позиции «индейского расизма». В XX в. сторонники индеанизма уже считали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

В Африке в 60-х годах XX в. после освобождения африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л. Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на «черном расизме» . Первоначально (в 20 - 30-е гг. XX в.) в основе концепции негритюда, направленной против французской колониальной доктрины ассимиляции, лежали идеи эмансипации черной расы и реабилитации самобытной африканской культуры, протест против колониального рабства и духовной «диктатуры» европейской культуры. Начиная с 60-х годов в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение негритюд приобретает характерные черты идеологии и практики «черного расизма». Основанная на анологии этнической и культурно-исторической общности негроидных народов, концепция негритюда проповедует идеи об «историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира».

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1858 Умер Жан Батист Феликс Лажар - французский археолог, составил богатую коллекцию вавилонских цилиндров, находящихся в настоящее время в Парижской национальной библиотеке. Особое значение имеют труды Лажара, посвященные митраизму.
  • 1971 Умер Уильям Фоксуэлл Олбрайт - американский востоковед, эпиграфист, один из основоположников библейской археологии.
  • 2001 Умер Борис Андреевич Фоломеев - советский и российский археолог, музейный работник, исследователь эпохи бронзы лесной полосы европейской части России, организатор современного этапа археолого-географических работ на территории Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
  • Открытия
  • 1991 Двое альпинистов - супружеская пара Эрика и Хельмут Симон - в Этцальских Альпах обнаружили останки древнего человека эпохи неолита, прозванного позднее .

Современные исследователи тоже немало потрудились в области теории превосходства. Теперь мы знаем, что чем выше статус у объекта их шутки, тем громче над ним смеются. Большинство не считает забавным, если инвалид поскользнулся на банановой кожуре, но замените его на инспектора дорожного движения, и любой из нас просто взорвется от хохота. Потому и героями анекдотов так часто становятся люди, облеченные властью, к примеру политики и судьи («Как вы назовете юриста с 1Q, равным 15?» – «Ваша честь»).

Люди, стоящие у власти, часто не видят ничего смешного в таких анекдотах и рассматривают их как реальную угрозу своему авторитету. К примеру, Гитлер был настолько обеспокоен подобного рода проблемой, что организовал специальные «Суды Третьего рейха по делам о юморе», которые наказывали всех, кто острил неподобающим образом, в частности называл свою собаку Адольфом.

Результаты некоторых исследований показывают, что шутки, которые описывает теория превосходства, часто имеют весьма серьезные последствия. В 1997 году психолог Грегори Майо из Кардиффского университета в Уэльсе и его коллеги изучали вопрос, формируют ли подобные анекдоты негативное представление об их «героях». Работа проводилась в Канаде, и поэтому главным предметом исследования стали жители острова Ньюфаундленд (или «ньюфы»), которых канадцы чаще всего изображают недалекими людьми.

До начала эксперимента его добровольных участников наугад распределили по двум группам и попросили прочитать на диктофон несколько анекдотов якобы для того, чтобы исследователи смогли выявить характерные особенности голоса, из-за которых он смешно звучит. Добровольцам из первой группы дали прочесть анекдоты, в которых ньюфы не упоминались (такие как материалы комедийного телесериала «Сайнфелд»), тогда как второй группе достались анекдоты, где островитяне являлись предметом насмешек.

Затем всем добровольцам предложили высказать свои мысли по поводу личностных особенностей жителей Ньюфаундленда. Так вот, те, кто читал анекдоты о ныофах, назвали островитян бездарными и бестолковыми, а вот добровольцы из другой группы отозвались о них куда более доброжелательно.

Другое исследование показало, что анекдоты, основанные на превосходстве, оказывают сильное влияние на то, как люди смотрят на самих себя. Профессор Йене Фёрстер из Бременского университета в Германии протестировал умственные способности 80 женщин с различным цветом волос. Половину из них попросили прочитать анекдоты, в которых блондинки изображены умственно ограниченными. Затем все участницы прошли тест оценки интеллекта.

Блондинки, прочитавшие анекдоты, получили гораздо более низкие оценки за этот тест, чем блондинки в контрольной группе. Это говорит о способности юмора влиять на поведение людей и их самооценку и создавать таким образом мир, в котором стереотипы, изображенные в анекдотах, становятся реальными персонажами.