Средневековый Китай: начало истории великой империи. Китай в средние века Особенности развития средневековых обществ китайско

Феодальное общество в Китае начало зарождаться в III-IV веках, гораздо раньше, чем в Европе. Все земли были собственностью императора. Крестьяне брали землю в аренду у государства и платили за это деньги в казну. “Сильные семейства” (крупные землевладельцы), обладавшие относительной независимостью, увеличивая число зависимых от них крестьян, тем самым уменьшали число податного населения. Поэтому правительство время от времени конфисковывало земли этих семей и раздавало крестьянам. В результате в Китае развивался государственный феодализм. Государство раздавало земли и при условии службы в армии. Владельцы этих земель платили лишь арендную плату в казну, а доходы шли в их карман.
Постепенно обретающие силу феодалы с VIII века стали захватывать государственные земли. Тем временем не прекращались набеги тюркских племен с севера. В конце VI века военачальник Янь Цзань основал династию
Суй (586-618 гг.) и создал единое государство со столицей Чаньань. В 589 году он присоединил и Южный Китай. Во время правления этой династии был вырыт Великий канал длиной в 1700 км, соединивший Янцзы и Хуанхэ. Объединение всего Китая способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла и торговли. В 618 году династию Суй сменила династия Тан. Императора династии Тан называли “сыном Неба”. Эта династия захватила Корею и Вьетнам, контролировала Шелковый путь до Центральной Азии. С 751 года, после поражения от арабов, Китай лишился этого права. Существование централизованного государства в правление Суй и Тан положительно отразилось на экономике страны. Начиная с VIII века крестьяне платили оброк и в казну, и феодалу. Жизнь крестьянина была тяжела. Когда чаша терпения переполнилась, крестьяне поднялись на восстание в 874 году под руководством Хуан Чао. Восставшие захватили города Кантон и Чаньань. Провозгласив себя императором, Хуан Чао отменил налоги и раздал крестьянам зерно из государственных амбаров. Однако феодалы вызвали на помощь кочевые племена с севера, которые в 884 году разгромили восставших. Хуан Чао погиб. Но и после этого еще около 20 лет в различных частях империи продолжалась борьба крестьян. Во время восстания часть земель убитых феодалов перешла в руки крестьян. Жизнь народных масс временно облегчилась. После восстания Хуан Чао в стране развернулись междоусобные войны. На севере Китая сменилось пять династий. В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. На северо-востоке Китая племена чжурчжэней также образовали свое государство и назвали его “Империя Цзинь” (золотая). Продолжительные войны с чжурчжэнями ослабили Китай. По договору между Сун и Цзинь захваченные китайские земли остались у чжурчжэней. Китайский император признал себя вассалом чжурчжэней и обязался платить им огромную дань серебром и шелком.
С начала XIII века началось завоевание Китая монголами. И только в результате “восстания красных повязок” в 1368 году монгольскому игу был положен конец. К власти пришла династия Мин (1368-1644 гг.). В первые годы своего правления эта династия осуществила прогрессивные реформы:

  • крестьяне на три года были освобождены от налогов и повинностей;
  • земли, отнятые у монгольских феодалов, были розданы крестьянам;
  • были снижены налоги с ремесленников и купцов.

Это способствовало хозяйственному подъему в XV-XVI веках. В те годы границы Китая включали внутренние районы современного
Китая и Маньчжурию. Корея, Вьетнам и Тибет были зависимы от Китая. При правлении династии Мин земля в основном находилась в государственной собственности. Существовала форма собственности под названием “специальная”, или “народная”. Владеющие такой землей феодалы и мелкие собственники платили налог государству. Пекин и Нанкин являлись двумя столицами. Были заложены и новые города – Шанхай и др.
В 1626-1643 годах, воспользовавшись ослаблением династии Мин, чжурчжэни трижды преодолевали Великую Китайскую стену и, перебив население, заполучили большую добычу. В 1626 году началось восстание в провинции Шанси. Расширившись, это восстание положило конец династии Мин в 1644 году. Чтобы подавить восстание, китайские феодалы позвали на помощь манчжуров, которые надолго укрепились в стране. Манчжурская династия правила в Китае с 1644 по 1911 годы. Страной управляли императоры из династии Цинь. Их называли богдыханами и опирались они на “восьмизнаменное войско”. В этой армии служили манчжуры и доказавшие им свою верность китайцы.

Чебоксарский техникум

технологии питания и коммерции

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Всемирная история»

на тему: Китай в средние века

учащегося группы ПК-5-17

Гурьянова Александра

Руководитель:

А.Г. Ботникова

г. Чебоксары

C одержание:

Введение

Династия Тань

Династия Сун

Династия Юань

Заключение

Введение

Китай в Средние века был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну постоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал былое могущество.

В истории средневекового Китая выделяют несколько периодов, называемых по правившим тогда династиям императоров.

Династия Тань

Эпоха Тан (Династия Ли ) ( 18 июня 618 - 4 июня 907 , кит. 唐朝 , Танчао ) - китайская императорская династия , основанная Ли Юанем . Его сын, император Ли Шиминь , после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала остальные современные ей страны мира в своём развитии.

Династия Ли была основана Ли Юанем, крупным землевладельцем родом из северного пограничья Китая, населённого народностью табгач - китаизированными потомками степняков-тоба, в своё время охарактеризованными востоковедом Л. Гумилёвым как этнос, «в равной степени близкий Китаю и Великой Степи». Ли Юань вместе со своим сыном Ли Ши-минем одержал верх в гражданской войне, поводом к которой послужила жёсткая и безрассудная политика последнего суйского императора Ян-ди («Справедливая война»), и вскоре после его смерти в 618 году взошёл на престол в Чанъани под династическим именем Гаоцзу. Впоследствии он был отстранён от власти Ли Шиминем, однако основанная им династия сохранилась и находилась у власти до 907 года с небольшим перерывом в 690-705 годах (правление императрицы У Цзэтянь, выделяемое в особую эпоху Чжоу).

С самого начала династия Ли сделала ставку на совмещение исконно-китайского и степного начал. Сам основатель династии, которого Л. Гумилёв сравнивает в этом отношении с Александром Македонским, был человеком, хорошо знакомым с народами Великой Степи, их нравами и обычаями; таковыми же были и многие люди из его окружения. Первая часть правления Тан стала периодом интенсивного культурного обмена между двумя регионами; степь дала танскому Китаю передовое войско в виде тяжёлой одоспешенной кавалерии, в свою очередь, потомки кочевников были увлечены его богатством и древней, утончённой культурой. Для кочевников танский император одновременно выступал и в качестве хана / кагана равного им народа табгач; именно такое восприятие, в частности, закреплено в эпитафии тюркютскому хану Кюль-Тегину, который упоминает о себе и своём народе как о «кул» (вассалах, рабах) табгачского кагана и народа табгач, а не китайских подданных.

Имперская идея объединения Китая и Степи под властью танского императора в течение столетий определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Вместе с тем, со временем танский (табгачская) двор стал восприниматься составлявшими в Империи численное большинство этническими китайцами (хань) как нечто чуждое, а его политика по отношению к «варварам», в частности, покровительство буддизму - как неприемлемая. По мнению Л. Гумилёва, именно последовательная реализация этой идеи «сочетания несочетаемого» привела Тан и к стремительному взлёту и расцвету, и к не менее стремительному и кровавому падению.

Династия Сун

Империя Сун (кит. упр. 宋朝 , пиньинь: Sòng Cháo, палл.: Сун чао) - государство в Китае, существовавшее с 960 по 1279. Правящая династия - Чжао (), по фамилии рода государей.

Основание империи положило конец раздробленности Китая, продолжавшейся со времени падения династии Тан (唐朝 ) в 907 году. Появлению империи предшествовала Эпоха пяти династий и десяти царств (五代十国 ). Переломным моментом в истории династии является 1127 год, когда войска чжурчжэньского государства Цзинь захватили столицу империи, Бяньлян. Императорский дом был уведён в плен в Маньчжурию, но одному из сыновей отрёкшегося монарха удалось бежать на юг, в Цзяннань. Он перенёс столицу в Линьань, а его военачальник Юэ Фэй остановил дальнейшее продвижение чжурчжэней на юг. Таким образом, история Сун делится на Северный и Южный периоды, соответственно, до и после переноса столицы.

Борьба Южной Сун против государства Цзинь

После мирного договора 1141 года, империя Цзинь не оставляла надежды завоевать весь Китай, а Сун временами мечтала о реванше. В 1161 году правитель Цзинь Хайлин-ван собрал 300-тысячную армию и вторгся в Сун, но китайцы огнеметами сожгли флот Цзинь. Сухопутные войска чжурчжэней также потерпели поражение. В 1208 война возобновилась, сунцы проиграли несколько сражений и были вынуждены заключить мир. В 1217 году Цзиньцы вторглись в Сун, захватили много городов, но не смогли захватить крепость Дэань, защищаемую талантливым военачальником Чэнь Гуем. В ответ китайцы захватили южный Шаньдун. В 1234 году сунский контингент участвовал в осаде Кайфэна. Цзиньская империя пала, но в результате империя Сун оказалась один на один с воинственными и беспощадными монголами.

Монгольское вторжение

Монгольское завоевание империи Южная Сун

Первые конфликты с монголами имели место в 1230-х годах. Но решительные действия начались в 1258 году - хан Мункэ начал широкомасштабное наступление. Китайская армия была разгромлена, но многие города оказывали ожесточенное сопротивление. В 1259 году умер Мункэ, и монголы отступили. Однако наследник Мункэ Хубилай поставил завоевание Сун своей основной задачей. Он в 1267 году выступил в поход, но его армия оказалась скована героической обороной городов Сянъян и Фаньчэн, затянувшейся на пять лет. В 1275 году армия Сун была уничтожена у Динцзячжоу, на следующий год пал Линьань. В 1279 году остатки сунского флота были уничтожены в Яйшане, и к 1280 году весь Китай захватила династия Юань.

Династия Юань

Импе́рия (в китайской традиции - дина́стия) Юа́нь (Их Юань монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство, Dai Ön Yeke Mongghul Ulus. Dai Ön Yeke Mongghul Ulus; кит. упр. 元朝 , пиньинь: Yuáncháo; вьетн. Nhà Nguyên (Nguyên triều), Дом (Династия) Нгуен) - монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271-1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году. Династия пала в результате восстания Красных повязок 1351-1368. Официальная китайская история этой династии записана при последующей династии Мин и носит название «Юань ши».

Поздняя Юань

Последние годы династии Юань были отмечены мятежами и голодом среди населения. Со временем наследники хана Хубилая потеряли всё своё влияние на другие земли бывшей Монгольской империи, а монголы за пределами Поднебесной видели в них китайцев. Постепенно они потеряли влияние в Китае. Периоды правления императоров Юань в этот период были короткими, наполненными интригами и соперничеством. Незаинтересованные в управлении, они были отделены и от армии и от простого народа. Китай раздирали распри и беспорядки; преступники разоряли страну, не встречая сопротивления со стороны ослабленных юаньских армий.

Несмотря на достоинства своего правления Шидэбала правил всего в течение двух лет (1321-1323); его правление закончилось в результате государственного переворота пяти князей. Они посадили на трон Есун-Тэмура, и после неудачной попытки успокоить князей он также был убит. До царствования Есун-Тэмура, Китай был относительно свободным от крупных восстаний после правления Хубилая. В начале XIV века количество восстаний росло. Появление этих восстаний и последующее их подавления усугублялось финансовыми трудностями правительства. Правительство было вынуждено принять некоторые меры по повышению доходов, таких как продажа должностей, повышение налогов, а также сокращение расходов по некоторым пунктам.

Когда Есун-Тэмур умер в Шанду в 1328 году, Туг-Тэмур был отозван в Даду командующим Эль-Тэмуром. Он был поставлен императором в Даду, в то время как сын Есун-Тэмура Раджапика вступил на престол в Шанду при поддержке Даулет-шаха, фаворита покойного императора. При поддержке князей и чиновников в Северном Китае и некоторых других членов династии, Tуг-Тэмур в конечном итоге победил в гражданской войне Раджапику (1329). Затем Tуг-Тэмур отрёкся от престола в пользу своего брата Хошилы, поддержанного чагатаидом Элджигидеем, и объявил о намерении Даду приветствовать его. Однако Хошила внезапно умер через 4 дня после банкета с Tуг-Тэмуром. Предположительно, он был отравлен Эл-Тэмуром, а Туг-Тэмур был возвращён на трон. Tуг-Тэмуру отправил своих представителей в западные монгольские ханства - Золотую Орду и государство Хулагуидов, чтобы его признали как верховного правителя Монгольского мира. Однако, по большому счёту, в последние три года своего правления Туг-Тэмур был лишь марионеткой могущественного Эл-Тэмура. Последний провёл чистку, устранив поддерживавших Хошилу, и передал власть военачальникам, чьё деспотическое правление чётко обозначило упадок династии.

В то время как чиновничий аппарат контролировался Эл-Тэмуром, Tуг-Темур известен своим культурным вкладом. Он принял ряд мер для конфуцианства и продвижения китайских культурных ценностей. Он покровительствовал китайскому языку и основал Академию Литературы (китайский: 奎章阁 学士院 ). Академия отвечала за сбор и публикацию ряда книг, но наиболее важным достижением было составление огромного институционального сборника названного «Цзинши дадянь» (кит. 世大典 ). Он поддерживал неоконфуцианство Чжу Си, а сам обратился в буддизм.

После смерти Tуг-Тэмура в 1332 году и последовавшей в конце того же года смерти Иринджибала 13-летний Тогон-Тэмур, последний из девяти наследников Хубилая, был отозван из Гуанси и вступил на престол. Баян устранил оппозицию юному императору, затем закрыл Академию Ханьлинь и отменил экзамены на должность, а в 1340 году был казнён в результате интриг. Тогто проявил себя как активный политик: возобновил экзаменацию, снизил налоги и продолжил строительство Великого канала. Когда в 1355 году он также был казнён в результате интриг при дворе, центральная власть потеряла контроль над страной. Ряд монгольских полководцев на севере вёл независимую политику (в том числе Болод Тэмур, Цаган Тэмур и Хух Тэмур).

Во второй половине правления Тогон-Тэмура страна перенесла ряд наводнений, массовый голод, эпидемии, в области государственной политики недовольство инфляцией и принудительными работами (в том числе на постройке канала). Это послужило подъёму национально-освободительного движения на основе эсхатологических настроений. В 1351 году оно вылилось в т. н. Восстание красных повязок. В 1356 году один из вождей повстанцев, Чжу Юаньчжан (будущий император Хунъу) занял Нанкин и создал государственный аппарат, распространив свою власть на юге Китая и устранив конкурентов. После этого междоусобицы среди монгольских владык на севере Китая в 1360 годах обратили на себя внимание Чжу Юаньчжана, и в 1368 году под ударами его войск Пекин пал, а Тогон-Тэмур с супругой и двором бежал в северную столицу династии, Шанду. В том же году Чжу Юаньчжан перенёс свою столицу из Нанкина в Пекин и провозгласил себя императором династии Мин. На следующий год он взял Шанду, а Тоган Тэмур бежал в Инчан (кит. ), где в 1370 году умер. На престол взошёл его сын Аюширидара, провозгласивший эру Северная Юань.

Басалаварми, князь Лян, создал отдельный очаг сопротивления силам Мин в провинциях Юньнань и Гуйчжоу, но его войска были окончательно разбиты Мин в 1381 году.

Заключение

Конец эпохи Средневековья наступил в XV веке. В это время произошли важные события: пала под ударами турок-османов просуществовавшая почти тысячу лет Византийская империя, завершилось образование единых государств в Англии и во Франции, закончилась Реконкиста, в Италии началась эпоха Возрождения, испанские и португальские мореплаватели отправились на поиски новых, неведомых земель. Эти путешественники и не догадывались, что за пределами Европы существовали сильные государства с высокой культурой, которые тоже были частью средневекового мира, – Китай, Индия, Япония, государства доколумбовой Америки. Средневековье уходило в прошлое. Мир вступал в эпоху Нового времени.

Средние века были непростым временем. Это была пора грозных войн, страшных эпидемий, пылающих костров инквизиции. Но вместе с тем именно Средним векам мы обязаны появлением парламента и суда присяжных, школ и университетов, бумаги и механических часов. Именно в ту пору были созданы выдающиеся литературные произведения – «Старшая Эдда», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде», «Божественная комедия», китайская и японская поэзия. Мы не перестаём удивляться возведённым в Средние века романским и готическим соборам, американским храмам-пирамидам, китайским пагодам, мусульманским мечетям, поражающим своей красотой, величием и изяществом.

Средневековье прошло, но не исчезло бесследно. Оно оставило глубокий след в человеческой культуре, создало фундамент, на котором стоит современный мир.

Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

1. Империя Тан. В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан, управлявшая стра­ной около 300 лет. Единое государство возглав­лял император с неограниченной властью: он считался «Сыном Неба». В его распоряжении была большая армия и много чиновников.

Империя Тан стремилась подчинить себе соседей. В зависимость от Китая на время попа­ли Корея и Вьетнам, китайская армия овладе­ла Великим шелковым путем вплоть до Средней Азии. После поражения от арабов в середине VIII века Китай потерял над ним полный кон­троль. Но торговля по этому пути с Ираном, Средней Азией и Византией продолжалась.

Китай вел и морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океа­на. В приморских городах в Китае свои посто­янные поселения создавали арабы и персы. Для облегчения перевозок внутри страны был соору­жен Великий канал длиной 1700 км. Он соеди­нил могучие реки Янцзы и Хуанхэ, связал их с юго-восточным морским побережьем, а позже его протянули далеко на север. Канал использо­вали и для орошения полей.

Сначала земля в Китае считалась собствен­ностью императора. Крестьяне получали от го­сударства небольшие наделы. Они платили на­логи в казну, работали на строительстве двор­цов, крепостей и храмов. Позднее военачальни­ки и чиновники начали присваивать земли с живущими на них крестьянами и облагали их тяжелыми оброками. Возникали имения с сот­нями крестьянских дворов. Многие крестьяне бежали из родных деревень в горы и леса, где собирались в большие отряды.

2. Крестьянская война в конце IX века. В 874 году на северо-востоке Китая началось восстание. Крестьянские отряды объединились в большую армию во главе с торговцем солью, смелым и решительным Хуан Чао. Армия кре­стьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый порт Гуанчжоу (Кантон), где произошли кровавые стычки по­встанцев с жившими в порту иностранцами.

Отсюда повстанцы направились к столице Китая - городу Чанъань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При ее приближении импе­раторские войска разбежались, а император со своим двором покинул столицу. Вступив в Чанъань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Он отменил тяжелые налоги и прика­зал выдавать бедноте хлеб из императорских амбаров. Повстанцы перебили знатных людей и высших чиновников, а их богатства и ценные вещи поделили между бедняками.

Императору удалось собрать войско, и оно осадило Чанъань. В городе начался голод, и повстанцам пришлось уйти из столицы. Власти призвали себе на помощь жестоких кочевников с севера; в народе их прозвали «черными воро­нами».


Лишь в 884 году повстанцы потерпели пора­жение. Они были рассеяны, а их вождь покон­чил с собой. Но и после этого еще долгие годы крестьяне продолжали партизанскую войну в различных частях империи, отстаивая свои пра­ва на землю.

3. Империя Сун. Завоевания монголов. В течение полувека в стране не прекращались междоусобицы. Ослабленная восстаниями и воинами, династия Тан была свергнута На севере Китая сменилось пять династий: это вре­мя было названо «Период пяти династий и де­сяти царств». В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. Ее правление прошло в борьбе с соседями и народными восстаниями.

В начале XIII века на северной границе Ки­тая появились племена монголов. Монголы сна­чала жили на территории нынешней Монголии Они были кочевниками-скотоводами, занима­лись охотой и рыбной ловлей. Монголы делились на племена и роды. Среди родичей возвысились знатные. Во главе племени стоял хан - военный вождь, передававший власть по наследству в своей семье.

В 1206 году съезд представителей монголь­ских племен выбрал правителем всех монголов Чингисхана. Он был искусным полководцем и в своем окружении нашел немало талантливых военачальников. Чингисхан создал большое, дисциплинированное войско, в основном кон­ное, которое направил в далекие завоеватель­ные походы. Войско было четко организовано: оно делилось на подразделения в 10 тысяч во­инов («тьма» - во главе с «темником»), каждое из которых делилось на тысячи (с «тысяцки­ми»), сотни (с «сотниками») и десятки. Такое деление, в известном смысле напоминавшее римскую армию, делало войско монголов хоро­шо управляемым и мобильным (подвижным).

Арабский историк писал о завоеваниях мон­голов: «Не было от сотворения мира катастро­фы, более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до скончания веков». И в са­мом деле, вторгаясь в страны с древней культу­рой, монгольские всадники вытаптывали возде­ланные поля, грабили и разрушали города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей, прежде всего ремесленников, пре­вращали в рабов. Детей, особенно мальчиков, монголы брали в свои семьи, чтобы вырастить их в своих традициях и восполнить число вои­нов, которых им нужно было очень много.

В1211 году войско Чингисхана обрушилось на Северный Китай. В течение четырех лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со сто­лицей Пекином. Монголы переняли у китайцев осадные орудия, научились брать штурмом крепости. В следующие годы Чингисхан и его полководцы совершили поход на запад: были завоеваны Средняя Азия, Поволжье, Северный Кавказ и часть Закавказья, часть Ирана. На всех завоеванных территориях Чингисхан при­нуждал боеспособных мужчин вступать в свою армию, которая становилась многочисленной и многоязычной. Но командирами были только монголы, и из них же состояли самые боевые и преданные хану отряды. После смерти Чингис­хана монголы завоевали Восточную Европу и двинулись на запад, но, уже истощив свои силы и встретив упорное сопротивление, отступили. Завоевание Китая монголы продолжали еще около 70 лет. Они заняли столицу империи Сун и с конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пеки­не. Монгольская знать захватила в Китае мно­го земель. Постепенно великие ханы перенима­ли китайские порядки и допускали к управле­нию образованных китайцев.

В середине XIII века Монгольская держава распалась на четыре государства - улусы. В них правили потомки Чингисхана - Чинги-сиды. Они перестали признавать власть велико­го хана.

4. Освобождение Китая от власти монголов.

В середине XIV века в Китае поднялось восста­ние против монголов. Оно было названо по от­личительному знаку повстанцев восстанием Красных повязок. Борьбу начали крестьяне, к ним присоединились горожане. Началась осво­бодительная война, которая продолжалась око­ло 20 лет.

Повстанцы совершили поход на север и за­няли Пекин. Последний монгольский импера­тор с остатками войска бежал в северные степи. В 1368 году Китай добился независимости.

После освобождения от власти монголов в Китае наступил хозяйственный подъем. Заново были отстроены разрушенные города. Земли, отнятые у монгольской знати, поделили на участки и передали в пользование крестьянам. Все, кто возделывал заброшенные земли, на три года освобожда­лись от повинностей.

5. Художественные ремесла. Китай славился производством шелка. Из шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из ска­зок, картины родной природы.

Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Производство фарфо­ра требовало большого опыта, знаний и мастер­ства, оно, как и производство шелка, хранилось в строгом секрете. Много изделий из фарфора вывозил Китай в далекие страны: Византию, Багдадский халифат, европейские государства, где они очень высоко ценились.

Замечательные произведения мастера изго­товляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покры­вали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

6. Изобретения. Китайцы научились печа­тать книги раньше европейцев: мастера изго­товляли их, вырезая текст на деревянных дос­ках (см. § 30), причем каждый новый текст при­ходилось вырезать на новой доске. В XI веке был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как для печатания книг требовались тысячи иероглифов.

В VIII веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник». В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газету размножали с вы­резанного на досках текста.

В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в воен­ном деле. Порохом начиняли зажигательные снаряды. В XIII веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV веке - метал­лические пушки, которые заряжались камен­ными и железными ядрами.

Китайские моряки раньше других начали применять в мореплавании компас, изобретен­ный еще в древности. Из Китая компас вывез­ли на запад арабы, а от них его заимствовали ев­ропейцы.

7. Образование и научные знания. Для уп­равления огромной страной нужно было много грамотных людей. Только сдавшие сложные экзамены могли стать чиновниками и войти в особое сословие служилых дворян. Чиновников готовили в городах в специальных школах.

Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев в ряде отраслей науки. Астрономы измерили длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на Солнце, а в XIII веке создали календарь, в котором длитель­ность года расходилась с истинной величиной лишь на 27 секунд. Китайцы представляли все­ленную в виде яйца, где Земля напоминает желток, а небо - вращающуюся вокруг него скорлупу; к небу прикреплены Солнце, Луна и звезды. Астрономы знали причины солнеч­ных и лунных затмений, умели их предсказы­вать.

Врачи хорошо знали лечебные свойства рас­тений. Издавна они применяли корень жень­шеня для лечения от переутомления и дряхлости. Большим достижением китайской медицины были прививки от оспы. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижи­гание.

Китайцы тщательно изучали историю своей страны. Они говорили: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Во времена правления каждого императора собирали и хранили его указы и другие документы, чтобы в будущем облегчить труд историков. Ученые составляли подробную, многотомную историю правления прежней династии.

Китайские путешественники побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, описали жизнь и обычаи многих народов.

Китайцы хотели овладеть морским путем вдоль южных берегов Азии. В начале XV века император снарядил 7 экспедиций во главе с опытным мореплавателем Чжэн Хэ. Китайский флот в составе 50-60 кораблей с 30 тысячами моряков, воинов и купцов посетил Зондские и Молуккские острова, Индию, Иран, юг Ара­вии. Во время одного из плаваний корабли доб­рались до восточного берега Африки. Были со­ставлены подробные карты морского побережья Юго-Восточной и Южной Азии.

8. Литература и искусство. VIII-IX века были «золотым веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов.

В XIV веке расцвело искусство историческо­го романа. Особой известностью и любовью пользовались романы «Троецарствие» и «Реч­ные заводи». Их читают и в наше время.

Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы стро­или пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загну­тые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

После освобождения Китая от власти монго­лов был полностью перестроен Пекин. В цент­ре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг - знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непре­рывном движении природных стихий.

В пагодах помещали статуи и рельефы - изображения божества. Образы Будды, его уче­ников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека-мудреца в его величии и спокойствии.

В средневековом Китае главным видом искус­ства была живопись. Художники получали обра­зование в специальных школах, а в столице была открыта академия живописи. Здесь часто устра­ивали выставки картин лучших художников.

Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Они изображали пейзажи - виды природы, которые китайцы называли «горы и воды». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным и светлым. Потрясения, пережи­тые страной в сунское время, внесли в пейзажи щемящую грусть, воспевание тишины и покоя. Природа предстает как единственное надежное прибе­жище человека в мире войн, мятежей и бедствий.

Пейзаж всегда был тесно свя­зан с человеком, выражал его чувства; через состояние приро­ды передавалось и настроение мастера. Кроме пейзажей, художники писали также плоды, нежные цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины называ­лись «цветы и птицы». В картинах большую роль играли красиво выписанные и расположен­ные иероглифы.

В Средние века культура Китая была очень высокой. Она оказала большое влияние на куль­туру Кореи, Индокитая, Японии.

Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая. Eще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога.

При периодизации истории Китая в средние века необходимо учитывать периодические смены царствующих династий и становления крупных империй. Государство непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах.

Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне - податными держателями государственных наделов:

  • податные первого разряда - мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие "наделы в пользование" и "податные наделы", урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю;
  • податные второго разряда - все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получивших наделы в половинном размере.

Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

Новый вариант надельной системы (система "равных полей") был введен в 485 году в Северном Китае при династии Северная Вэй , а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан . Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению.
Танское законодательство формально запрещало продажу надела, но многочисленные оговорки (надел можно было продать в случае переезда семьи, с целью совершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собственников.

Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратизма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и пр. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резервов казенных земель, предназначенных для раздачи сельскому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие и предотвратить социальный взрыв, в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам своего землевладения. Одновременно были сняты запреты с продажи, отменены переделы земли, что создавало новые возможности для роста основанного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.
Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьянских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань . Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую организацию, приспособленную для выкачивания налогов с податного крестьянства. Интересно отметить, что именно в это время резко возросла в Китае численность рабов, оброчных невольников.

Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые установили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции1911-1913 гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем.

Сословно-классовая структура Китая в средние века

На всем протяжении средневековой истории Китая в низовых территориальных единицах сохранялись органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидворок, созданной для сбора налогов, несения трудовых повинностей и пр.

В состав минской империи включались удельные княжества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора. Они не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия. Им шла определенная часть местных налогов.
На особом положении в империи были некоторые самоуправляющиеся провинции, населенные представителями других народов. Местные вожди этих территорий, расположенных вдоль юго-западных границ Китая, оставались правителями после утверждения их китайским императором. Они включались тем самым в особую группу местных чиновников, которым по образцу китайских чиновников присваивались ранги, но не выплачивалось жалованье от императора.

Суд в средневековом Китае

В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни.

Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник .

В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию , где действовали особые судебно-правительственные органы :

  • "управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел;
  • "управа по военным делам", где расследовались дела военных;
  • "управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения.

Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять , а также смягчать наказание.

Армия средневекового государства в Китае

Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов.

В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью.

С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии , содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена.

В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти.
Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.
Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особые войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.

В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.

220 —266 Царство Вэй.

221 — 263 Царство Шу.

222 — 280 Царство У.

581—618 Империи Суйи.

618—907 Правление императорской династии Тан. Основана Ли Юанем. Господство Тан было подорвано крестьянской войной 874—901 и борьбой между различными группировками феодалов.

907 Начало эпохи «Пяти династий и десяти царств», периода междуусобной борьбы в Китае.

916—1125 Образование киданьского государства Ляо (кидани — племена монгольской группы) на севере Китая.

960— 1279 Увеличилось число городов, расцвели новые ви- ды ремёсел. Императорская династия Сун в Китае. Пала в результате монгольского завоевания.

1211 - 1217 Монголы во главе с Чингисханом захватили значительную часть государства Цзинь.

1231 — 1234 З авершение завоевание монголами государства Цзинь.

1276 Завоевание монголами Южного Китая.

1280—1368 Правление в Китае монгольской династии Юань. Основатель — монгольский хан Хубилай.

1351 —1368 Восстание «Красных войск» («Красных повязок») в Китае, приведшее к свержению монгольской династии Юань; отличительный знак повстанцев — красный платок.

1368—1644 Правление императорской династии Мин в Китае. Основана Чжу Юаньчжаном (одним из руководителей восстания «Красных войск»). Свергнута крестьянскими повстанцами под руководством Ли Цзычэна.

1644 Установление господства маньчжуров в Китае, их династия правила до 1911.

Китай в средние века.

Рабовладельческий строй в Китае был разрушен народными восстаниями. В III веке на месте древней империи образовалось несколько враждовавших между собой государств. Слабостью Китая воспользовались кочевые племена, которые жили к северу от Великой Китайской стены. Одно вторжение кочевников сменялось другим. На протяжении нескольких веков китайскому народу пришлось вести борьбу с завоевателями.

В III-IV веках в Китае начал устанавливаться феодальный строй. В большой, густонаселённой стране землевладельцам сложно было в одиночку подавлять восстания закрепощаемых крестьян. Они сами не могли организовать строительство каналов и плотин на - всём, протяжении многоводных китайских рек - Янцзы м Хуанхэ. Раздробленный Китай не мог дать отпора кочевникам. Всё это требовало создания единого государства с сильной властью императора и большой армией.

В конце VI века произошло объединение Китая. Цельное государство возглавил император, который обладал неограниченной властью.

После объединения северная часть страны была освобождена от кочевников. Постепенно возрождалось хозяйство. Крестьяне восстанавливали каналы, укрепляли плотины, засевали пустующие поля. В VIII веке границы Китая расширились. Империи платили дань Корея, Монголия, Тибет, Вьетнам.

Крепостные крестьяне.

Долгое время вся земля в Китае считалась собственностью императора. Крестьяне получали от государства маленькие наделы, за пользование которыми они платили в казну налоги.

Труд крестьянина был тяжёлым. На крошечном поле он трудился от зари до зари, заботливо оберегал посевы, терпеливо ждал урожая. А когда наступала осень, являлись сборщики налогов и отбирали у него большую часть продуктов. Кроме постоянных поборов чиновники тысячами сгоняли крестьян на постройку дворцов, храмов и крепостей. Крестьяне работали бесплатно, подгоняемые ударами бамбуковых палок.

Большие наделы земли император раздавал своим военачальникам и чиновникам, которые становились феодалами.

С VIII века военачальники и чиновники начали захватывать государственные земли, а крестьян превращали в своих крепостных. Возникали поместья с сотнями крестьянских дворов. Дома феодалов были обнесены глинобитными стенами и охранялись стражей из наёмных воинов. Крестьяне обязаны были платить феодалам оброк, доходивший до двух третей урожая. В неурожайные годы и после наводнений сотни тысяч людей умирали от голода. Спасаясь от гнёта феодалов, крестьяне бежали из родных деревень. В горах и лесах они собирались в большие отряды.

Крестьянская война в Китае в IX веке.

В 875 году на северо-востоке Китая отдельные крестьянские отряды объединились в большую армию. Восставших возглавил крестьянин Хуан Чао. Хуан Чао был человеком смелый и решительный; он хорошо владел копьём и метко стрелял из лука.

Занимая область за областью, восставшие расправлялись с ненавистными феодалами и чиновниками, а их земли и богатства раздавали беднякам. У правительства не хватало сил для подавления восстания. Тогда один из местных начальников предложил Хуан Чао перейти на службу к императору и обещал назначить его генералом, если он предаст своих сторонников. Но Хуан Чао с негодованием отказался и продолжал борьбу.

Армия крестьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый город Гуанчжоу (Кантон). Пополнив свои силы, восставшие выступили в поход на север, к столице Китая - городу Чанань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При её приближении императорские войска в страхе разбежались. Император тайком покинул столицу.

Войдя в Чанань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Другой власти, кроме императорской, они не знали. Чиновники и крупные феодалы, захваченные восставшими, были перебиты. Хуан Чао отменил большие налоги и приказал выдавать бедноте хлеб из государственных амбаров.

Спасая свои богатства, император и феодалы призвали на помощь врагов китайского народа - жестоких кочевников с севера. В народе их прозвали «чёрными воронами». Конница кочевников ворвалась в столицу и сожгла большую часть города. Хуан Чао был вынужден оставить Чанань. При отступлении его войска потерпели несколько поражений. В 884 году восставшие были рассеяны, а их вождь погиб. Но и после этого ещё около 20 лет крестьяне продолжали вооружённую борьбу в различных частях империи.

Во время крестьянской войны многие феодалы и чиновники погибли, часть их земель перешла в руки крестьян. Народные массы добились временного облегчения своего положения.