Созерцание. Проявленный мир есть не более чем чья-то мощная зафиксированная мысль


Созерцание, видение

Созерцание само по себе выше, чем действие.
Маритен Жак

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, СЮНЬ. ВЕТЕР. ПРОНИКНОВЕННОСТЬ. СТАРШАЯ ДОЧЬ. ЮГО-ВОСТОК. БЕДРО.
ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

Ключевые слова

Обзор. Медитация. Наблюдение.

Объяснение структуры

Ветер, дуя над Землей, овевает все предметы и поэтому как бы инспектирует Вселенную.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НАЧАЛЬНАЯ ШЕСТЕРКА, ИНЬ,

Не на своем месте. Все начинается с любопытства, с детской любознательности. Созерцая, мало-помалу откроешь мир.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Знание, видение открывается постепенно, но, подглядывая в щель двери, можно увидеть все, что происходит в комнате. "Третий глаз" также открывается постепенными действиями. Но если увидят, что ты подглядываешь, - будет стыд, срам.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Опираясь на опыт поколений, можно как идти вперед, так и отступать. Но путь - Дао - при этом не теряется.

ГУА ВЕРХНИЙ, СЮНЬ. ВЕТЕР. ПРОНИКНОВЕННОСТЬ. СТАРШАЯ ДОЧЬ. ЮГО-ВОСТОК. БЕДРО.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Заимствуй у лучших, достойных их качества - будет счастье.

ПЯТЫЙ ЯН,

Позиция Правителя занята янской твердостью. Инь, которые внизу, созерцают Ян, который вверху это - Великое Созерцание, верное, глубинное.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕРХНИЙ ЯН.

Заимствовать нужно и у других народов (семей, людей и др.).

Главное в гуа

Доверие, верность традициям достойны почтительного уважения. Практика медитации каждый день.

Основной тезис

Главное - созерцание себя и других. Это порождает действия.

Прорицательный аспект

Ваши действия объективны.
Положительный опыт медитации, обязательна системность.
Узнавай понемногу о главном, но "зри в корень".
Используй во благо опыт более мудрых.

Соответствие с Таро

Здесь можно было бы поставить в соответствие великий Аркан Таро - Аркан IX, Отшельник.

Существует множество способов слияния с Единым, способов просветления сознания. Пройдя все стадии, Посвященный смотрит на свое тело как на сосуд, который наполнил Бог. Тот, кто достиг высшей мудрости, понимает, как освободить душу от оков, связывающих ее с физическим телом и другими, более тонкими телами. Состояние, когда душа абсолютно свободна не только от заточения в физическом теле, но и от астрального и каузального тел, достигается Отшельником. Каузальное тело составляют разум, интеллект, тонкие ощущения и оставшиеся от прошлых жизней кармические семена или накопившиеся замыслы прошлых воплощений; все это переходит по закону кармы в будущее. Страдание, а не счастье - вот плоды жизни, прожитой только ради чувственных наслаждений. Искатели последних на склоне лет утрачивают даже саму способность наслаждаться ими. Они не видят, что эта способность лежит где-то вне и извне приходит к ним. Любовь, радость, энтузиазм, а не разочарование и боль - вот то, что необходимо для обретения Высшего в себе.

Провидец, Отшельник, обладает умением вселять надежду в тех, кто живет в невежестве. Отшельник в мире Божественном - Абсолютная Мудрость, в мире интеллектуальном - благоразумие, управляемое волей, в мире физическом - осмотрительность того, кто руководит действиями. Отшельник, поднявшийся в заоблачные дали духа, кладет предел страданиям: нет более вихря радостей и скорбей; тот, кто не боится мира, и есть истинно освобожденный, вознесенный. Этот внутренний свет и есть свет незримый, живительный, спасающий, способен возродить человека, дать ему новую жизнь неисповедимым для человека же путем. Состояние просветленности достигается практикой медитации. Само слово "медитация" происходит от латинского meditatio - "думание", "обдумывание". Во время медитации человек говорит с Богом языком интуиции. Во время медитации происходит концентрация сознания, человек "проскальзывает" в сверхсознание и "парит в вездесущности". Медитируя, человек становится более одухотворенным, ибо однажды преображенное сознание летит по небесам вездесущности, а человек сливается с вечным Космическим Разумом. Йога учит человека входить во все более глубокие слои, само слова "йога" означает "слияние". Суть человека Космического Сознания - достижение все больших высот Космического Сознания Абсолюта. А это достигается практикой медитации, углубленного сосредоточения.

Если можно обозреть, то можно и соединить, поэтому переходим к знаку двадцать первому, ШИ ХЭ, ПРОКУСЫВАНИЕ НАСКВОЗЬ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Прежде чем приступить к любому виду деятельности, нужен совет более опытных, мудрых людей, учителей. Необходимо тысячу раз отмерить, прежде чем отрезать. Но если вы уже отмерили тысячу раз, режьте без опаски: ваши действия будут плодотворны и успешны. Но обязательна цикличность, последовательность. Наскоки неприемлемы.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Бизнес. Здесь также происходит медленное развитие, постепенное наращивание доходов. Взаимовыручка, опыт других людей, партнеров, ваши усилия обретают твердость.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовные отношения - в развитии. Семейные традиции. Знакомство, обещающее дальние перспективы. Симпатия.


Созерцание. Рассматривание

Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.

***

1. Начальная шестерка.

Юношеское созерцание. Низкому человеку беды не будет. благородному человеку - сожаление.

2. Шестерка вторая.

Созерцание сквозь щель. Гадание благоприятно для женщины.

3. Шестерка третья.

Созерцание своей жизни. Наступление и отступление.

4. Шестерка четвертая.

Созерцай блеск страны. Благоприятно быть принятым, как гость у императора.

5. Девятка пятая.

Созерцай свою жизнь. Для благородного человека беды не будет.

5. Верхняя девятка.

Созерцай жизнь других. Благородному человеку беды не будет.

***

1. Начальная шестерка.

Если вы несерьезны, относитесь к происходящему халатно, по-детски, то ждите беды. Чем больше на вас ответственность, тем больше с вас спросят. Чем вы образованнее и опытнее, тем непростительнее ваши ошибки. Старайтесь предупредить будущие недоразумения.

2. Шестерка вторая.

Удача женщине. Если гадает женщина, ее ждет радость личного и социального характера. Женщина может оказаться сильнее и мудрее, от женщины зависит все дело. Если собираете сведения о ком-то или обдумываете перспективы, то учитывайте все мелочи и тонкости, ничего не должно ускользнуть от вас.

3. Шестерка третья.

Чтобы принять решение, необходимо вернуться в свое прошлое, вспомнить все минусы и плюсы своей деятельности. Осмысливайте и анализируйте. Возможно, ничего нового судьба вам не дает, поэтому не стоит повторять прошлые ошибки. Ваши труды носят непостоянный характер: то активизация, то упадок. Так должно быть, не переживайте.

4. Шестерка четвертая.

Пора оторваться от собственных забот и волнений. Ваши дела зависят от состояния всего государства, законов, принимаемых правительством. Поэтому учитесь мыслить глобально, на уровне общества. Если вы занимаете пост, слушайте мнение подчиненных, будьте открыты для мыслей других. Для решения скопившихся задач пойдите на встречу к тем, от кого зависит участь вашей карьеры, сделайте подарки и т.д.

5. Девятка пятая.

Время вернуться к себе, подумать о достигнутом. Книга предсказывает удовлетворение и радость от приобретенного. Это могут быть не только материальные блага, но и духовные. Сейчас вы - отстраненный зритель, наблюдающий за собой со стороны.

6. Верхняя девятка.

***

Пора остановиться, осмотреться и подумать над всем приобретенным и над всем потерянным - это основная мысль гексаграммы. Что же нужно для этого? Отстраненность, отказ от предвзятости, холодный рассудок, отсутствие эмоций, забудьте об обидах, сделайте шаг назад или в сторону от сложившейся ситуации, будьте честны. Аналогично построена методика освобождения от негативных эмоций и проблем в НЛП. Вы представляете два круга, в одном вы со своими бедами, во втором - вы удачливы и спокойны. Переходя из одного в другой, вы изменяете и свое состояние, мысли, а значит и судьбу.

Итак, вы в размышлении: что-то вам не понравится, что-то обрадует. Ваша задача не огорчаться при первом и не возбуждаться при втором. Будьте спокойны, как будто вы смотрите фильм о чужой жизни. Тогда вы сможете объективно оценить себя. Оценки и ярлыки с успехом вам повесят знакомые, не тратьте на это силы и время.

Спокойствие поможет увидеть всю ситуацию в деталях и в целом, сделать анализ и синтез, вы определитесь с будущим. Возможно, вы смущены неравномерным притоком денег (то пусто, то густо) или работа идет слишком неровно. Вас это не должно смущать, идите к своей цели, веря в себя. Еще не время лля решительных шагов и не время пожинать урожай. Плоды только зреют. Вовремя делайте подарки влиятельным людям, чиновникам, напоминайте о себе.

Сейчас для вас главное - понимание происходящего, себя самого, людей, которые вас окружают, мотивы их поведения. Уступите место взрослости и мудрости, ваш внутренний ребенок пусть подаст голос в другое время и при других обстоятельствах. За то, что вы совершаете сейчас, будете отвечать, как взрослый. Для молодых людей эта гексаграмма означает первые самостоятельные шаги, переход в новую, серьезную жизнь.

Гексаграмма символизирует ветер, проносящийся над землей. Вы должны быть, подобно ветру, легким, скользящим над миром, вы касаетесь всего, что попадается вам на пути, осмысливаете это и уноситесь дальше.

Будьте "легким" в личных отношениях, но не принимайте скоропалительные решения. Ваши отношения не должны быть похожи на детскую игру в жену и мужа в песочнице. Знакомьтесь друг с другом, изучайте характер, исходя из незначительных фраз и поведенческих реакций. Гексаграмма покровительствует женщинам, им повезет в информации больше, чем мужчинам. Они способны узнать далеко спрятанные тайны.

В проявленном мире мощное дерево растет на бескрайней равнине, где гуляет ветер. Гармоничная картина растущего дерева, символизирующего красоту мирской жизни.
Дерево очень глубоко проникло корнями в землю, а тонкими ветвями в голубое небо. Человек прочно укоренился в этой жизни, и так же далеко продвинулся в духовных исканиях.
Естественным образом дерево, прожив свой век, уходит в мир иной, превращаясь в землю. Утончение и стремление к Высшему естественным образом приводят к утрате мирских интересов и проявлению вечности еще при этой жизни.
Там, где раньше цвело дерево, завтра будет бесконечная равнина. Осознание единства со всем сущим полностью вытеснит всякие волнения и эмоции по поводу течения индивидуальной жизни.

На ПОДСОЗНАНИИ вибрация аналогичная, что удваивает силу происходящего.

На бескрайней равнине возвышается прекрасная гора. Гора символизирует отличие от равнины, то есть обособленность от всего остального мира.
Время идет. Гора разрушается. Равнина наступает и поглощает гору. Гора уйдет (как обособленность) и сольётся со своим окружением, необъятной равниной. С течением времени приходит осознание всеобщего единства и уничтожаются всякие индивидуальные различия.
Вскоре останется только мощная и бесконечная равнина, как прочная опора и основа для всего сущего. Это великая трансформация слияние со всей Вселенной еще при жизни. Огромное всеобщее полностью поглощает малое индивидуальное.

Общее толкование гексаграммы №20

В проявленной действительности мирская суета стихнет, ветер страстей умолкнет, когда из глубины проявится что-то на самом деле чрезвычайно огромное, что-то очень мощное. Это индивидуальная жизнь поглощается жизнью Всеобщей. Это — ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН в проявленном мире.

На подсознании ситуация во многом аналогичная: индивидуальное сознание полностью поглощается всеобщим космическим сознанием. Индивидуальные эмоции и двойственные оценки полностью исчезают. Нет правильного и неправильного, нет белого и чёрного, нет доброго и злого. Что же тогда остаётся, что есть бескрайняя, бесконечная равнина, как единая основа, опора всего сущего? Это сейчас НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА! Такая вибрация на всех уровнях называется ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН.

Неблагоприятно уделять внимание проявлениям внешнего мира, суете. Благоприятно сосредоточится на внутреннем мире, дать возможность проявится космосу внутри себя.

Эта гексаграмма прямо говорит, что лучший способ разрешения любой ситуации Вы найдете в себе, в собственном подсознании.

МНОГОМЕРНОСТЬ
(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №20)
СУЕТА СУЕТ

СУЕТА СУЕТ – поверхностное восприятие реальности, максимальное отождествление себя с телом, своей жизни с происходящими событиями. СУЕТА СУЕТ заберет все силы и наполнит жизнь бесконечными волнениями и страхами. Единственный выход — остановиться, успокоиться и обратиться внутрь себя, к причинам всего происходящего, к ПОСТИЖЕНИЮ ТАЙН бытия.

_____________________________________________________

Земля поддержит, наделит силою и раскроет все свои тайны!

ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН – это глубокое осознание устройства этого мира. Утончение своего сознания до глубины постижения тайн природы и самого себя. Если раньше мир описывался набором правил и инструкций, то сейчас самое время выйти из этого уровня понимания и шагнуть в «беспредельность».

Позиции для осознания:

1. Явлений или событий, которые мы бы не могли объяснить с помощью современной науки, практически не осталось. Мир перестает быть для людей таинственным, непознанным, а становится изученным и понятным.

2. Наше сознание посылает в мозг мысль. Мозг включается, как радиоприемник, и передает телу сигналы для реагирования. Мысль приходит к нам из сознания, области, совсем не изученной наукой.

3. Проявленный мир есть не более чем чья-то мощная зафиксированная мысль. Только такой подход и может объяснить многочисленные случаи нарушения законов естествознания под воздействием мысли.

4. Мир – это сплошная тайна. «Я знаю, что ничего не знаю», — Сократ.

5. Мир – материален и познаваем. Мозг порождает мысль, а не наоборот. Одинаковые физические закономерности пронизывают всю Вселенную. Мысль не более чем отражение физической реальности. Мысль такое же свойство живого мозга, как прозрачность у стекла. Абсурдно говорить о первичности мысли, как абсурдно рассматривать первичность прозрачности перед стеклом.

6. Все достижения современной науки не описывают и одного процента окружающих нас явлений. О чём говорить, если мы не знаем, кто мы есть на самом деле, не знаем достоверно механизма даже простого движения рукой или ногой, не знаем сути нашего энергообмена, не понимаем состояние сна, не говоря уже о более сложных вещах. Многочисленные факты и явления, противоречащие сложившейся научной концепции, просто не замечаются. Научные знания носят очень отрывочный, фрагментальный и стереотипный характер, и поэтому от них больше вреда для человечества и планеты Земля, чем пользы. Мы похожи на муравьев, научившихся строить домик, путешествовать в окрестностях, изучивших свойства растений и научившихся разводить тлю. Но, в отличие от нас, я надеюсь, муравьи не считают, что они центр мироздания и неплохо разбираются в законах всей Вселенной.

7. Человечество до сих пор не научилось поддерживать элементарное равновесие на планете Земля. Мало этого, сам человек является главным деструктивным фактором, что говорит о глубоком невежестве и неумении управлять своим сообществом и самим собой.

8. «Что является безошибочным признаком мудрого человека? Это любовь, любовь ко всему человечеству. Если Вы разовьёте любовь, Вам не нужно будет развивать что-нибудь ещё. Если Вы обретёте любовь, Вы даже сможете обходится без священных писаний, ибо цель всех писаний пробудить любовь», — Сатья Саи Баба.

9. «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький», — Конфуций.

10. «Когда поймёшь все вещи, сможешь ли ты отступиться от собственного понимания?» — Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

11. «Если ты не веришь в волшебство, то оно тебя и не коснётся. Если ты не веришь, что мир обладает собственным сердцем, то и не услышишь как оно бьётся», — Чарльз де Линт «Покинутые Небеса».

12. «Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе», - Дон Хуан.

13. «Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что имело бы значение», - Дон Хуан.

14. «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле», - Антуан де Сент Экзюпери.

15. «Я мыслю, значит я существую», - Декарт.

16. «Настоящее путешествие навстречу открытиям — это не поиск новых территорий, а способность взглянуть на окружающий мир по-новому», - Марсель Пруст.

17. «Ваше видение станет ясным только тогда, когда вы сможете заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу, спит; кто заглядывает внутрь, просыпается», — Карл Юнг.

18. «Никогда не теряй святого любопытства», — Альберт Эйнштейн.

19. «Наука без религии хромает, религия без науки слепа», — Альберт Эйнштейн.

20. «Самое непостижимое в мире — это то, что он постижим», — сказал Альберт Эйнштейн.

21. «Самое прекрасное в мире – это тайна. Она источник искусства и науки», — Альберт Эйнштейн.

22. «Мы все еще не знаем и тысячной процента всего, что явила нам природа», — Альберт Эйнштейн.

23. «Понять все — значит забыть все», — Будда.

24. «Поскольку законы математики относятся к реальности, они не четко определены, и, насколько они четко определены, настолько они не относятся к действительности», — Альберт Эйнштейн.

25. «Кто бы ни предпринял попытку сделаться судьей Истины и Знания, он обречен услышать смех Богов», — Альберт Эйнштейн.

26. «Неужели Луна существует только потому, что на нее смотрит мышь?» — Альберт Эйнштейн.

27. «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние», — Альберт Эйнштейн.

28. «Единственная причина для существования времени - чтобы все не случилось одновременно», — Альберт Эйнштейн.

29. «Умение видеть никак не связано с памятью. У этого умения нет памяти. Видеть — значит смотреть прямо сейчас. В этом участвует все тело, если не думать о том, что говорит память, а восприимчиво слушать и смотреть», - Тони Пэкер.

30. «Первый вздох любви - это последний вздох мудрости», - Энтони Брет.

31. «Вера не начало, а конец всякой мудрости», - Иоганн Вольфганг Гёте.

32. «Высшая мудрость - знать самого себя», - Галилео Галилей.

33. «Кого звать мудрейшим? Того, кто принимает вещи как они есть», - Шломо бен Иехуда ибн Гвироль.

34. «Между «есть бог» и «нет бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец», - Антон Чехов, Записные книжки (1897 год)

35. «Мудрость есть не что иное, как наука о счастье», - Дени Дидро.

36. «Неразумные спорят с другими людьми, мудрые - с самими собой», - Оскар Уайль.

37. «Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное», - Фридрих Вильгельм Ницше.

38. Любовь есть высшая тайна и высшая мудрость.

40. «Красота и мудрость - в простоте», - Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ


Будьте готовы к неприятному сюрпризу. Постарайтесь рассудительно и детально осмыслить положение дел; увидеть их так, как они обстоят в действительности. Возможно, Вам придется сменить место работы и жительства. Сейчас Вам необходимо быть особенно внимательным, не позволяйте важным вещам ускользать за пределы Вашего влияния. Тщательно продумывайте все действия и тогда получите помощь оттуда, откуда меньше всего ждете. Желания исполнятся, но не так быстро, как бы Вам хотелось. Хорошенько обдумайте и проанализируйте возможности осуществления Ваших планов, а если дела пойдут успешно, не забывайте помогать другим.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ

для большей информации наведи мышку на название гексаграммы

№ 20 – Гуань. Созерцание

[Умой руки, но не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг]

I. В начале шестерка.
Юношеское созерцание.
– Ничтожному человеку – хулы не будет;
благородному человеку – сожаление.

II. Шестерка вторая.
Созерцание сквозь [щель].
– Благоприятна стойкость женщины!

III. Шестерка третья.
Созерцай продвижение и отступление собственной жизни.

IV. Шестерка четвертая.
Созерцай блеск страны.
– Благоприятно тому, чтобы быть принятым, как гость у царя.

V. Девятка пятая.
Созерцай свою жизнь.
– Благородному человеку хулы не будет!

VI. Наверху девятка.
Созерцай их (других людей) жизнь!
– Благородному человеку хулы не будет.

НАЗВАНИЕ

Гуань (Созерцание): созерцать, смотреть издалека или с большой высоты; изучать, выдвигать суждения, строить догадки; прорицание; идея, точка зрения; наставлять, сообщать, указывать, делать известным; также: даосский монастырь, обсерватория, высокая башня. Иероглиф изображает птицу в сочетании со знаком «видеть».


ОБРАЗНЫЙ РЯД

Это время созерцать вещи без активного действия, с целью постижения их внутреннего смысла и определения верной перспективы. Пусть все само появляется перед Вами. Особенно пристально смотрите на те вещи, которые Вы обычно не хотите видеть. Это время религиозной церемонии, когда совершается очищение, но жертвоприношение еще только готовится. Будьте уверены в себе. Проникновение в суть вещей даст Вам необходимое просветление. Руководствуйтесь указаниями духа. Пусть образы проходят перед Вашим внутренним взором. Избавьтесь от предвзятых идей и убеждений. Будьте в согласии с окружающим и дайте ему место в своем внутреннем мире: тогда Вы сможете охватить одним взглядом весь мир. Если Вы хорошо подготовитесь, то вещи и события, на которые Вы пытаетесь влиять, будут изменяться самопроизвольно. Об этом в Древнем Китае писали так: "Когда мудрец говорит, то весь мир слушает".

Канонический текcт

Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.

  1. Юношеское созерцание. — Ничтожному человеку — хулы не будет; благородному человеку — сожаление.
  2. Созерцание сквозь (щель) . — Благоприятна стойкость женщины.
  3. Созерцай продвижение и отступление нашей жизни.
  4. Созерцай блеск страны. — Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.
  5. Созерцай нашу жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
  6. Созерцай их (других людей) жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.

Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение, охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме, сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только момент, все-таки он тоже имеет свои специфические черты. Это момент, противоположный деятельности во внешнем. Все для нее уже подготовлено, но человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания характеризуется полной правдивостью внутри и ее внешним проявлением — строгостью и искренностью. В тексте эти характеристики выражены следующим образом: Созерцание. Умой руки, но не приступай к жертвоприношению. Владей правдой, будь нелицеприятен и строг.

1

Если на языке «Книги Перемен» «ничтожные люди» и противопоставляются «благородному человеку» с этической точки зрения, то их низкий моральный уровень здесь рассматривается как функция их познавательной недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости, ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания обладает «благородный человек». Для него она есть результат недомыслия, т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие недальновидности может привести благородного человека только к сожалению. Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание юноши, о котором в тексте сказано: В начале слабая черта. Юношеское созерцание. Ничтожному человеку не будет хулы. Благородному человеку — сожаление.

2

Недальновидность созерцания — это его замкнутость в узкой сфере своего эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена, окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на этой ступени еще возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания. Поэтому в тексте мы находим: Слабая черта на втором месте. Созерцание сквозь щель. Благоприятна стойкость женщины.

3

Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь собственная жизнь предстает человеку, как обширная панорама, и в ней человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и отступления вовнутрь для собственного усовершенствования. Эту широкую созерцательную мысль текст облекает в лаконическую формулу: Слабая черта на третьем месте. Созерцай наступление и отступления собственной жизни.

4

Созерцание должно расшириться еще более. Уже и рамки целой жизни для него должны стать более тесными, ибо хотя это и целая жизнь, но все лишь индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за пределы. Объектом созерцания здесь должны стать «блеск всей страны», лучшие стороны жизни общества, то, что в нем выработано как ценности, перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям, быть приятым как гость у царя. Текст об этом говорит следующим образом: Слабая черта на четвертом месте. Созерцай блеск страны. Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.

5

При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с созерцаемой жизнью общества. На нее он должен смотреть, как на собственную жизнь, и ее недостатки принимать на свою ответственность. Поэтому текст опять говорит: Сильная черта на пятом месте. Созерцай собственную жизнь. Благородному человеку не будет хулы.

6

На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода. Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях. Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения такого рода, он был бы лишен содержания, стал бы внутренне пустым, если бы он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему, не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного развития, однако это только кажется на первый взгляд. Поэтому и текст говорит: Наверху сильная черта. Созерцай их жизнь. Благородному человеку не будет хулы.

Во внешнем — Утончение и проникновение, во внутреннем — Исполнение и самоотдача. Если созерцаем с полной самоотдачей, то проникаем в проявления Абсолюта и наш мир становится более утонченным.

Интерпретация Хейслип

Вам надо быть готовым к возможным и неожиданным неприятностям. Постарайтесь спокойно и рассудительно обдумать и проанализировать положение дел. Возможно, что вам необходимо будет сменить место жительства и работу. Старайтесь ничего важного не упустить, вам нужно быть сейчас особенно внимательным. Помощь вы можете получить оттуда, откуда меньше всего ждете, для этого нужно только тщательно продумывать все свои действия. Желания ваши исполнятся, может быть, не так быстро, как вам хотелось бы. Вам необходимо хорошо обдумывать возможности осуществления ваших планов. Ну, а если дела ваши пойдут успешно, то не забывайте помогать другим.