Социальный статус в психологии. Значение термина «статус

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные статусы и роли

Реферат по социологии

Выполнила

Тищенко Т.М.,

учитель истории

19.04.2014 г.

План

Введение

  1. Статусы - основные элементы социальной структуры общества:

1.1. Социальный и личный статус

1.2. Приписываемый и прирожденный статус

1.3. Достигаемый статус

1.4. Главный статус

2. Элементы статуса:

2.1. Социальная роль – поведенческая сторона статуса

2.2. Статусные права и обязанности

2.3 Имидж – статусный образ

2.4. Статусная идентификация

Заключение

Введение

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

При работе над темой нами были изучены работы С.С. Фролова [ 9 ], А.И Кравченко , , В.Г. Немировского , А.К. Сковикова, А.П. Бойко , С.С. Новиковой , работы по социологии под редакцией А.М. Визельман

[ 7 ], А.Ю. Мягкова[ 6 ], Г.В. Осипова .

А.И. Кравченко очень подробно знакомит читателей с понятием социального статуса, но о социальной роли говорит мало, кратко. А вот в работе В.Г. Немировского, наоборот, большое внимание уделяется изучению социальной роли личности в обществе в опоре на исследования социологов с мировым именем, а о социальном статусе сказано лишь несколько фраз.

В книге С.С. Новикова для объяснения понятия социальная роль автор использует пример, взятый из классической литературы – пьесы В. Шекспира, что эмоционально украсило изучение данной темы. В учебном пособии А.Ю. Мягковой об исследуемой нами проблеме говорится буквально на двух страницах, что нас несколько огорчило, поскольку стиль автора прост, доступен для понимания даже непосвященного читателя. Незаменимым подспорьем в работе стало справочное пособие для студентов в виде шпаргалки.

Некоторые затруднения вызвал понятийный аппарат, данный авторами не одинаково в разных изданиях. Одни из них вели разговор о статусной роли, другие – о социальной роли. Задавшись вопросом, являются ли эти два понятия обозначением одного явления, мы внимательно изучили мнения разных сторон и пришли к выводу, что понятия статусная роль и социальная роль являются выражением одного и того же - это ожидаемое поведения человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

  1. Статусы – основные элементы социальной

Структуры общества. Виды статусов.

1.1. С о ц и а л ь н ы й и л и ч н ы й с т а т у с

Термин «социальный статус» (от лат. status - состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции. Необходимо различать два вида статусов: социальный и личный .

С о ц и а л ь н ы й статус употребляется в двух значениях - широком и узком. В широком смысле социальный статус - это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, национальной) .

Социальные статусы - "водитель", "мать", "мужчина" и т.п. - всего лишь пустые ячейки в социальной структуре общества. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы и полезны обществу: врач нужен, чтобы лечить, учитель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте и выполняет какую-то важную общественную функцию.

Любой человек участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название статусного набора (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном) .

Л и ч н ы й с т а т у с - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы относятся к нему с подозрением или осторожностью. Потом окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный статус.

1.2. П р и п и с ы в а е м ы й и п р и р о ж д е н н ы й с т а т у с.

Кроме рассмотренных статусов существуют и другие.

Приписываемый статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится.

Возраст является приписываемым статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его. Следовательно, "сын" может быть как прирожденным, так и приписываемым статусом.

Прирожденными статусами считаются только три социальных статуса: пол (мужчина и т.п.), национальность (русский и т.п.), раса (негр и т.п.). Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. К прирожденным статусам также относятся личные статусы: "сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен".

Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол - мужской или женский - следует считать прирожденным?

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители - лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте.

Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный статус, но к нему не сводится. Биологически унаследованный статус называют прирожденным. В отличие от него социально приобретаемый статус называют приписываемым. Приписываемый статус неподконтролен индивиду.

Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним - приписываемый статус .

1.3. Д о с т и г а е м ы й с т а т у с.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупатель" и т.п. Достигаемым или приобретенным являются статусы депутата, рабочего, учителя, студента.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

1.4. Г л а в н ы й с т а т у с.

Каждая личность, как правило, имеет много статусов. Но только один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его .

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчины - и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные, независимо от того, каков набор статусов у данного индивида (например, статус чемпиона мира).

  1. Элементы статуса личности в обществе.

Элементами статуса являются: социальная роль (социально одобряемое

поведение), права и обязанности, статусный образ (соответствие образу

своего социального и личного статуса), идентификация (психологическое

отождествление себя со своим статусом) .

2.1. С о ц и а л ь н а я р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я с т о р о н а с т а т у с а.

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э. Дюркгейм, М. Вебер, а позднее - Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Линтон и др. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С. Кон, В.А. Ядов. «Социальная роль, - пишет И.С.Кон, - это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» .

В мировой литературе распространен образ человека как актера, играющего заданные ему социальные роли, изменение которых находится в прямой зависимости от изменения его социального положения и возраста. Ярким подтверждением этого выступают слова В. Шекспира, сказанные им в пьесе «Как вам это понравится»:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки…

Потом плаксивый школьник, с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст-

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса – кошель,

В штанах, что в юности берег, широких

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта… А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы-

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего .

Заимствованное из театральной жизни понятие «роль» было введено в язык социологии и получило широкое распространение вначале среди американских социологов и социальных психологов под влиянием работ Г. Мида и Д. Морено. Надо сказать, что ролевая концепция личности довольно широко распространена как в западной (Т. Парсонс, Т. Мертон, Т. Шибутани и др.), так и в отечественной науке (И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

В настоящее время она активно используется в системе категорий современной социологии. Социальная роль - это совокупность норм, определяющих поведение людей, действующих в определенной социальной ситуации в зависимости от их статуса или позиции, и само это поведение, реализующее данные нормы. Любое общество или социальную группу можно представить как набор определенных социальных позиций (начальник, подчиненный, отец, ребенок и т.п.). Эти позиции диктуют человеку особое поведение, вытекающее из данной позиции.

Социальную роль образно можно представить как точку, в которой смыкаются индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. Социальная роль имеет как бы два полюса: с одной стороны, это ролевые ожидания - то, чего окружающие ожидают от человека при выполнении данной роли, с другой -ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках данной роли .

Содержание социальной роли складывается из ценностных ориентации личности, социальных норм, регулирующих ее деятельность в самых разных областях социальной жизни: от семейной до политической. Роль может выполняться человеком как неосознанно, автоматически, так и вполне сознательно. В основе сознательного принятия роли могут лежать и различные потребности личности (потребность в деятельности, в престиже, в материальном благополучии и т.д.), и внешняя необходимость.

В нормативной структуре социальной роли выделяются четыре элемента:

  • описание типа поведения, соответствующего данной роли;
  • предписание - требования в связи с подобным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции - социальные последствия действия в рамках требований соц. роли.

Каждая нормативная система имеет определенный «набор ролей».

Американский социолог Т. Парсонс полагал, что для описания социальной роли следует использовать пять характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача, учителя или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуации, когда люди обычно бурно проявляют свои чувства.

2. Способ получения. Ряд ролей обусловлен предписанными статусами (например, ребенка, юноши или взрослого гражданина): они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда речь идет о роли профессора, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий человека.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Так, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми на основе установленных правил. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Так, ожидается, что предприимчивый человек поглощен своими интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Парсонс считает, что любая социальная роль включает определенное сочетание перечисленных характеристик .

Роли задаются личности несколькими способами.

Во-первых, имеются устойчивые ожидания общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом. От руководителя ожидают компетентности, решительности, заботы о подчиненных, от отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания и готовности прийти на помощь.

Во-вторых, роли существуют в виде совокупности ценностных ориентации личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью.

В-третьих, существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Ни один из способов закрепления ролей не является первичным. Социальная роль формируется на их пересечении, но при этом в различных культурах и сферах общественной жизни каждый из названных способов имеет неодинаковое значение.

На принятие человеком той или иной социальной роли влияют не только социальные условия, но и природные факторы: пол, возраст, типологические особенности нервной системы, способности, состояние здоровья. Так, многие люди не могут работать по некоторым специальностям, заниматься определенными видами спорта, по состоянию здоровья выполнять роль отца или матери и т.п.

Каждый человек одновременно выполняет различные роли. Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые поведению человека различными социальными ролями не противоречили друг другу.

Для описания системы социальных ролей личности как целостности в отечественной социологии традиционной используются два понятия: «образ жизни» и «стиль жизни». Образ жизни можно определить как совокупность устойчивых форм жизнедеятельности индивида или социальной группы в единстве с их условиями.

Стиль жизни - понятие более узкое и описывает те виды жизнедеятельности человека (в совокупности с их условиями), которые выбраны им самостоятельно, без внешнего принуждения. Иными словами, если образ жизни человека характеризует ту сторону системы его социальных ролей, которая принята под воздействием социальных норм и требований, то стиль жизни - социальные роли или их элементы, выполняемые им в соответствии с внутренней предрасположенностью.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой индивидом социальной позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Социальная роль -поведенческая сторона статуса. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "администратор", "клерк", "автор научных статей", "специалист в своей области знаний" и другие. Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называют

Р о л е в ы м н а б о р о м.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса.

Модель поведения, ориентированная на конкретный социальный или личный статус, называется статусной ролью или социальной ролью, или просто ролью. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. Подданные же должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.

Итак, социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, обусловленных его местом в системе общественных отношений и социальным статусом, является своего рода связующим звеном между обществом и личностью. Именно в системе выполняемых личностью социальных ролей персонифицируются общественные отношения.

При анализе ролевого поведения личности важно учитывать, что человек – не пассивная марионетка в руках судьбы. Люди свободны в выборе не только своих социальных ролей, они могут существенно отступать, отклоняться от следования предписаниям социальной роли. Человеку предоставляются широкие возможности для выбора того или иного варианта поведения в рамках объективной необходимости и, следовательно, создает основу для возникновения ответственности за свои поступки [ 3, с. 113].

2.2. С т а т у с н ы е п р а в а и о б я з а н н о с т и.

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист или священник.

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осуществление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "академическими свободами": независимость суждений, свободный выбор темы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных особенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя совсем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением.

Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгнания из своей среды. В дореволюционной России существовал особый институт - суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения .

2.3. И м и д ж - с т а т у с н ы й о б р а з.

Статусные права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статуcе .

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на садовом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусному образу.

2.4. С т а т у с н а я и д е н т и ф и к а ц и я.

Статусная идентификация - это отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом. Так, обязательным атрибутом сегодняшнего профессора должен быть костюм с галстуком.

Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистанцироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фамильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая дистанция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную ногу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают.

Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он также фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчиненным не фамильярничает, а грубит.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам .

Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свидетельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знающий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации.

Чиновник, берущий взятки, - пример низкой идентификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост. Но обходится без служебной машины, то это пример низкой идентификации с социальным статусом.

Заключение

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли ), обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Различают социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе (профессия, класс, национальность). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Примеры личного статуса: муж, сын, дядя, душа компании, друг. Социальный статус также можно разделить: 1)на приписываемый (т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения - пол, возраст, национальность, раса), например: русский, мужчина; 2) на достигаемый (т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида), например: депутат, рабочий, учитель, студент; или который назначается ему по прошествии времени, например: взрослый человек, теща, зять, безработный.

Каждая личность имеет множество статусов, но только один из них г лавный - наиболее характерный для данного индивида статус.

Социальная роль - это ожидаемое поведение человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой.

Т. Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли:

Эмоциональность (одни роли требуют раскованности, другие - сдержанности); -способ получения (одни предписывают, другие - завоевывают);

Масштабность (часть ролей строго сформулирована, другая - размыта);

Формализация (действие в строго установленных правилах, либо произвольно); -мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.).

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Престиж - это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении, и разделяемая обществом. Общество, в котором существует необоснованная заниженность престижа одних статусов и, наоборот, необоснованная завышенность престижа других, не может нормально функционировать.

Например, в современной России статус ученого, студента, учителя, врача занижен, т.е. утрачено равновесие статусов. При этом наблюдается несоответствие между реальной значимостью некоторых индивидов и социальных групп и их социальным положением, между трудом и вознаграждением за него. Данное явление можно характеризовать как социальную несправедливость.

Итак, социальный статус - это права и обязанности, а социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной социальной системе, т.е. совокупность требований, предъявляемых обществом к личности, обладающей тем или иным статусом.

Список использованной литературы

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию. –М.: Новая школа, 1995. –с.93-112.
  2. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1996.
  3. Немировский В.Г. Общая социология. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. –с. 105-113.
  4. Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России.- М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.с. 270-273.
  5. Сковиков А.К., Бойко А.П. Шпаргалки по социологии. Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов: Учебно- практическое пособие - М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.
  6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Издательство «Флинта», 2003. – с. 65-67..
  7. Социология. Основы социологических учений: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.М. Визельман. – М.: СГУ, 1999. –75 с.
  8. Социология. Учебник ддля вузов / Под ред. Г.В. Осипова и др. – М., 1995.
  9. Фролов С.С. Основы социологии. М., : Юрист, 1997, с. 228-250

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

Социальный статус

Социальный статус - это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь).

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные).Приписанный статус получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка).Достигнутый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат - приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть.

В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность "красиво жить". В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения. Например, ребенок из семьи среднего класса (приписанный статус) имеет большие возможности стать врачом или ученым (достигнутый статус), чем ребенок из низших слоев общества. В этой связи в обществе растет сопротивление созданию учебных элитных заведений, качество учебы в которых покупается за деньги, лишает значительную часть молодежи возможности иметь равные стартовые позиции в жизни.

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей ил их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф.Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологический особенности индивида, по Знанецкому, есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность.

Ролевая теория личности

Роль - это тип поведения личности, обусловленный её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Не исполняющий роли в соответствии с ожиданием вступает в конфликт с обществом, навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Рассматривая свойства роли, Т.Парсонс сформулировал следующие её характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени (школьник, студент), другая - размыта, неопределенна (членство в общественных организациях, в группах по интересам), третья часть длительна по времени действия (роль работника в течение всей трудовой жизни, отцовство, материнство и т.д.).

Не меньшее значение приобретает то факт, что часть ролей требует соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации), для другой части эти требования устанавливаются достаточно произвольно (член музыкального клуба или общественной организации).

Выполнение роли связано также с её мотивационной характеристикой: в одном случае роль ориентирует на получение личной выгоды (владелец частной собственности), в другом - на общественные, социальные интересы (член политической партии, член кооператива т.д.).

И наконец, важен и тот факт, что выполнение некоторых ролей жестко регламентировано (роль охранника, пожарного, дежурного), а другие роли могут обогащаться или терять некоторые черты, что наиболее наглядно происходит в процессе продвижения по служебной или профессиональной лестнице.

Социальные роли и их значение для человека по-разному интерпретируются в научной литературе. Бихевиористская концепция социальной роли ограничивает предмет исследования непосредственно наблюдаемым поведением людей, взаимодействием индивидов: действие одного оказывается стимулом, вызывающим ответную реакцию другого. Это позволяет описать процесс взаимодействия, но не раскрывает внутренней стороны личности, характера общественных отношений, ролей и социальных ожиданий. Внутренняя структура личности (идеи, желания, установки) располагает к одним, но не способствует выбору других ролей. Ролевые ожидания также представляют собой неслучайные ситуационные факторы: они вытекают из требований социального окружения.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества."Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуется спросом, то у него нет вообще никаких качеств..." (Э. Фромм,1969).

Вот почему деятельность следует рассматривать с социальных позиций, проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как в соответствии с её социальным статусом, так и с социальной ролью.

Разрешение ролевых конфликтов

Организационные методы решения ролевых конфликтов

Чтобы убедится в том, что имеет место именно ролевой конфликт можно пронаблюдать за сотрудниками и выделить ряд признаков: ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и другие. Индивидуально-психологические особенности сотрудников дают возможность проанализировать ранние симптомы скрытого конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации.

При разрешение различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд управленческих решений.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавал себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.

Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

Между санитарно-гигиеническими, психофизическими и эстетичными условиями труда и возникновением внутриличностных отношений существует тесная органическая связь. То, что вызовет отклонения, нарушения нормальной деятельности человеческого организма, обязательно - прямо или опосредствованно, рано или поздно - повлияет на расположение духа человека, на его восприятие собственной роли а значит - на эффективность его работы. Шум и вибрации на рабочем месте, загазованность и загрязненность, несоответствующие стандартам нормы температуры и влажности окружающего воздуха, недостаточное или неравномерное освещения рабочих мест вызовет у работников утомленность и раздраженность, причины и источника которых они не сознают. Такое состояние отрицательно влияет на работу, снижает восприятия к эстетичным мероприятиям. Характерным примером может быть взаимосвязь между освещением рабочего места и выкрашенным оснащением. Известно, что освещенность относится к санитарно-гигиеническим условиям работы, а цвет - к эстетичных. Тем не менее, когда производственные помещения плохо освещены, не радует даже подбор цветов. При плохом освещении краски тускнеют: голубое кажется серым, зеленое - грязно-серым.

Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов

В некоторых случаях целесообразно использовать психотерапевтические методы разрешения ролевого конфликта. Сотрудники направляются на прохождение психотерапевтического курса. Основным видом ролевой психотерапии, как средства решения психологических проблем, связанных с ролевым развитием личности является психодрама. Этот метод дает возможность моделировать жизни человека, переживать события минувшего, настоящего и будущего, как существующие, так и такие, которых не было и не могло быть, воссоздавать любые, даже самые фантастические, роли. Средствами психодрами можно корректировать жизненные роли и сценарии, определять такие личностные роли, которые вследствие ролевой социализации оказались заблокированными, вытесненными или неразвитыми. Для этого существует специфическая психодраматическая техника "антироли", что помогает не только анализировать ролевой репертуар, но и развивать его, высвободив те сферы личности, которая были репрессированными.

Психодрама принадлежит к методам действия. Это означает, что ситуации, связанные с личностным выбором, принятием решения, репетицией будущего, могут быть чудесно смоделированными и обработанными таким образом, что человек сам найдет решения или сделает выбор, увидит преимущества и недостатки разных вариантов, осознает психологические трудности, которые сопровождают выбор (внутренние барьеры, ошибочные стереотипы, страхи или несознаваемое нежелание и т.п.). Этот подход дает возможность по-иному посмотреть на системы ценностей человека, пересмотреть их, отказаться от ошибочных ценностей, обратить внимание на те ценности, которые до этого не замечались, или считались незначащими. Техники психодрамы оказывают содействие раскрытию спонтанности и креативности личности, а также развитию ролевой компетентности, то есть способности личности оперативно владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности и работы, что дает возможность решать разные жизненные проблемы, в том числе и связанные с ролевыми конфликтами.

Существует много вариантов и подходов психодрамы, в зависимости от характера психологических проблем, состава психотерапевтической группы и других психологических и клинических показаний.

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение. Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя психодраматическую технику "обмена ролями". Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность "посмотреть" на себя со стороны и побыть в образе другого человека.

Могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Социа́льный ста́тус - социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн .

Социальный статус - это место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей ; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ . Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей .

Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям .

Социальный статус - это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.

Виды статусов

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирождённый статус - статус, полученный человеком при рождении (пол , раса , национальность , биологическая страта , сексуальная ориентация). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус - статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Критерии социального статуса

Большинство социологов придерживаются многомерного подхода, учитывая такие признаки, как:

  1. собственность
  2. уровень дохода
  3. образ жизни
  4. отношения между людьми в системе общественного разделения труда
  5. отношения распределения
  6. отношения по потреблению
  7. место человека в иерархии политической системы
  8. уровень образования
  9. этническое происхождение и др.

Кроме того, в социологии существует так называемый главный статус , то есть наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью .

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает лишь при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

История социальных статусов в России

В Российской Империи выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах и указывавшиеся как «звание»:

  • личный почётный гражданин
  • потомственный почётный гражданин

При этом, если имелся какой-либо чин, то вместо указанных категорий населения указывался именно чин.

В Советском Союзе выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах, и указывавшиеся как «социальное положение»:

  • крестьянин
  • рабочий
  • служащий

К категории служащих относились все, кто имел высшее образование или окончил техникум . К категории рабочих относились все, кто не имел указанного образования. К категории крестьян относились жители сельских населенных пунктов, занятых в сельском хозяйстве, не имевшие вышеуказанного образования.

При поступлении на работу (службу) заполнялся «личный листок по учёту кадров», в котором имелась графа (№ 6) «Социальное происхождение». Обычно данную графу заполняли одним из следующих вариантов: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.

Социальный статус человека - это социальное положение, которое он занимает в структуре общества . Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах . Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

  1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.
  2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.
  3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например - возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой - низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой - двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая - это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

Понятие социальной роли.

Социальная роль - это комплекс действий , который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус - понятие статичное, а социальная роль - динамичное; как в лингвистике: статус - подлежащее, а роль - сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра - это роль.

Виды социальной роли.

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В структуре социальной роли немаловажный момент - ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.