Русские географические открытия 18 19 веках. Географические открытия

Тема: XIX века

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Цель: Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Задачи:

Образовательные:

· Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;

· Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций

Развивающие:

· обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;

    развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе; способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках; продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы; продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».

Воспитательные:

    вызвать чувство восхищения у учащихся людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.

Планируемые результаты:

к концу урока учащиеся должны знать:

Российских изобретателей первой половины 19 века;

Научные открытия: – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога;

Географические открытия: - остров Южный Сахалин , – Антарктида.

Должны уметь:

Ориентироваться по карте;

Использовать усвоенный материал при выполнении заданий.

Основные знания: Научные открытия: – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия: , – остров Южный Сахалин, Антарктида.

Основные термины и понятия: телеграф, телефон, свита, пингвин.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, «Лента времени», карточки с датами.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Приветствие.

Отметка в журнале отсутствующих.

Психологический настрой на урок.

Сообщение плана урока.

Приветствие.

Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя.

В первой половине 19 века развивалась не только русская культура, но и наука. Русские путешественники сделали ряд географических открытий.

Сообщение темы урока: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века (слайд 1)

Сегодня на уроке вы узнаете: (Слайд 2)

российских изобретателей первой половины 19 века;

Научные открытия; Е. и М. Черепановых

Географические открытия, .

К концу урока должны уметь:

Ориентироваться по карте;

Работать с «Лентой времени»;

Использовать усвоенный материал при выполнении заданий;

Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь

Слушают учителя, следят за слайдами

Изучение нового материала.

Работа над материалом урока по плану:

I. Научные открытия.

1. Изобретение телеграфа.

2. Первые в России паровоз и железная дорога.

II. Географические открытия.

1. Первая экспедиция.

2. Второе кругосветное плавание.

Учитель рассказывает, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.

Работа с исторической картой. Показ пути следования: Япония, Китай, Аляска, Южный Сахалин.

После рассказа по каждому пункту плана заполняется таблица на доске с использованием ответов учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: таким образом, в первой половине 19 века открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Русскими исследователями были исследованы и открыты новые земли, острова и материк; составлены новые карты, написаны книги о путешествиях.

Слушают рассказ учителя, следят за слайдами.

По ходу рассказа записывают в тетрадь, заполняют таблицу.

Определяют век

Ставят дату на ленте времени.

Выполняют физкультминутку

Слушают вывод по теме

Закрепление учебного материала.

ЗАДАНИЕ 1: Ответьте на вопросы:

Кто изобрёл первый в мире телеграф? Какое изобретение сделали Черепановы? Каковы результаты двух кругосветных плаваний?

ЗАДАНИЕ 2: Реши кроссворд

1. Название корабля первой экспедиции.

2. Название корабля первой экспедиции.

3. Название материка, открытого второй экспедицией.

4. Имя русского путешественника, руководившего первой экспедицией.

5. Имя русского путешественника, руководившего второй экспедицией.

6. Название острова, открытого первой экспедицией.

САМОПРОВЕРКА – СЛАЙД

Отвечают на вопросы.

Решают кроссворд

Проверяют по слайду, ставят оценку

Подведение итогов

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Что вам больше всего запомнилось?

Во время путешествий, экспедиций иногда обнаруживают новые, неизвестные ранее географические объекты - горные хребты, вершины, реки, ледники, острова, заливы, проливы, морские течения, глубокие впадины или возвышенности на морском дне и т. д. Это - географические открытия.

В древние времена и средние века географические открытия совершались обычно народами наиболее экономически развитых стран. К таким странам относились Древний Египет, Финикия, позднее - Португалия, Испания, Голландия, Англия, Франция. В XVII–XIX вв. многие крупнейшие географические открытия были совершены русскими землепроходцами в Сибири и на Дальнем Востоке, мореплавателями в Тихом океане, в Арктике и Антарктике.

Особенно большого значения открытия были сделаны в XV–XVIII столетиях, когда на смену феодализму пришла новая общественная формация - капитализм. В это время были открыты Америка, морской путь вокруг Африки в Индию и Индокитай, Австралия, пролив, разделяющий Азию и Сев. Америку (Берингов), множество островов в Тихом океане, северное побережье Сибири, морские течения в Атлантическом и Тихом океанах. Это была эпоха Великих географических открытий.

Географические открытия всегда совершались под воздействием экономических факторов, в погоне за неизвестными землями, за новыми рынками. В эти столетия сложились мощные морские капиталистические державы, обогащавшиеся за счет захвата открываемых земель, порабощения и грабежа местного населения. Эпоху Великих географических открытий в экономическом смысле называют эпохой первоначального накопления капитала.

Фактический ход географических открытий в его главнейших этапах развивался в следующей последовательности.

В Старом Свете (Европа, Африка, Азия) многие открытия были сделаны еще в античное время египтянами, финикиянами, греками (например, во время военных походов Александра Македонского в Среднюю Азию и Индию). На основе накопившихся тогда сведений древнегреческий ученый Клавдий Птолемей во II в. составил карту мира, охватившую весь Старый Свет, правда, далеко не точную.

Значительный вклад в географические открытия на восточном побережье Африки и в Южной и Средней Азии сделали арабские путешественники и купцы VIII–XIV вв.

В поисках морских путей в Индию в XV в. португальские мореплаватели обошли Африку с юга, открыв все западное и южное побережье материка.

Предприняв плавание в поисках пути в Индию через Атлантический океан, испанская экспедиция Христофора Колумба в 1492 г. достигла Багамских, Больших и Малых Антильских островов, положив начало открытиям испанских завоевателей.

В 1519–1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль‑Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыла для европейцев Тихий океан (местным жителям Индо‑Китая и Южной Америки он был известен с древнейших времен).

Великие открытия в Арктике были совершены русскими и иностранными мореходами в XV–XVII вв. Англичане с 1576 по 1631 г. исследовали побережье Гренландии, открыли Баффинову Землю. Русские мореходы в XVI в. уже промышляли морского зверя у Новой Земли, в начале XVII в. прошли вдоль северного побережья Сибири, открыли полуострова Ямал, Таймыр, Чукотский. С. Дежнёв в 1648 г. прошел проливом Беринга из Северного Ледовитого океана в Тихий.

В южном полушарии в XVII в. голландцем А. Тасманом был открыт остров Тасмания, а в XVIII в. англичанином Дж. Куком - Новая Зеландия и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука заложили основы знаний о распределении воды и суши на Земле, завершив открытие Тихого океана.

В XVIII в. и начале XIX в. экспедиции уже организовывались со специальными научными целями.

К началу XIX в. неизученными оставались лишь Арктика и Антарктика. Наиболее крупная из экспедиций в XVIII в. была снаряжена русским правительством. Это Первая (1725–1728) и Вторая (1733–1743) Камчатские экспедиции, когда были открыты северная оконечность Азии - мыс Челюскин и много других объектов на Севере. В этой экспедиции В. Беринг и А. И. Чириков открыли Северо‑Западную Америку и Алеутские острова. Множество островов в Тихом океане обнаружили кругосветные экспедиции русских, начиная от плавания в 1803–1807 гг. И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Последний материк - Антарктида в 1820 г. открыт Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым.

В XIX в. «белые пятна» исчезли с внутренних частей материков, в особенности Азии. Экспедиции П. П. Семенова‑Тян‑Шанского и особенно Я. М. Пржевальского впервые подробно исследовали почти не известные до того времени обширные районы Центральной Азии и северного Тибета.

В Африке путешествовали Д. Ливингстон и Р. Стенли.

Оставались неисследованными Арктика и Антарктика. В конце XIX в. в Арктике были открыты новые острова и архипелаги, а в Антарктиде - отдельные участки побережья. Американец Р. Пири в 1909 г. достиг Северного полюса, а норвежец Р. Амундсен в 1911 г. - Южного. В XX в. наиболее значительные территориальные открытия сделаны в Антарктиде и созданы карты надледного и подледного её рельефа.

Изучение Антарктиды с помощью самолетов в 1928–1930 гг. проводил американец Дж. Уилкинс, затем англичанин Л. Элсуорт. В 1928–1930 гг. и в последующие годы в Антарктике работала американская экспедиция под руководством Р. Бэрда.

Большие советские комплексные экспедиции приступили к изучению Антарктиды в связи с проведением в 1957–1959 гг. Международного геофизического года. Тогда же были учреждены специальная советская научная станция - «Мирный», первая внутриконтинентальная станция на высоте 2700 м - «Пионерская», затем -«Восток», «Комсомольская» и другие.

Масштабы работ экспедиций все расширялись. Изучалась структура и характер ледяного покрова, температурный режим, строение и состав атмосферы, движение воздушных масс. Но наиболее крупные открытия советские ученые сделали при обследовании береговой линии материка. На карте возникли причудливые очертания более 200 ранее неизвестных островов, заливов, мысов и горных хребтов.

В наше время невозможны значительные территориальные открытия на суше. Поиск идет в океанах. В последние годы исследования велись настолько интенсивно, да еще с применением новейшей техники, что уже многое открыто и нанесено на карты, которые изданы в виде атласа Мирового океана и отдельных океанов.

Теперь и на дне океанов осталось немного «белых пятен», открыты огромные глубоководные равнины и желоба, обширные горные системы.

Значит ли все это, что географические открытия в наше время невозможны, что уже «все открыто»? Отнюдь нет. И возможны они еще во многих областях, особенно Мирового океана, в приполярных районах, в высокогорьях. Но в наше время самый смысл понятия «географическое открытие» во многом изменился. Географическая наука теперь ставит задачей выявление взаимосвязей в природе и хозяйстве, установление географических законов и закономерностей (см. География).

РУССКИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ 19 ВЕК

Подготовил ученик 8 класса:

Баринов Алексей


19 ВЕК – ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

  • 19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников – землепроходцев и путешественников 17 – 18 веков, они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила свою давнюю месту: ее корабли вышли в Мировой океан.

ЭКСПЕДИЦИЯ КРУЗЕНШТЕРНА И ЛИСЯНСКОГО

  • В 1803 г. Была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Длилась она 3 года. Были исследованы остров Сахалин, один из островов Гавайского архипелага. Были собраны данные об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

КРУЗЕНШТЕРН ИВАН ФЁДОРОВИЧ

  • Иван Фёдорович Крузенштерн, при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн (8 ноября 1770 - 12 августа 1846) - российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

ЛИСЯНСКИЙ ЮРИЙ ФЁДОРОВИЧ

  • Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

ЭКСПЕДИЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И ЛАЗАРЕВ

  • Экспедиция 1819 – 1821 г. - Беллинсгаузен вместе с Лазаревым подошли к берегам Антарктиды. После стоянки в Австралии мореплаватели открыли новые острова в Тихом океане и назвали их островами Россиян.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ

  • Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен; 9 сентября 1778 - 13 января 1852, Кронштадт) - русский мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды. По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов.

ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

  • Михаил Петрович Лазарев (3 ноября 1788 года, Владимир - 11 апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) - русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

ЭКСПЕДИЦИЯ БАРАНОВА

  • А.А. Баранов изучил остров Кадьяк, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения. Закрепил за Россией побережье Северной Америки.

БАРАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

  • Александр Андреевич Баранов (3 февраля 1746, Каргополь - 16 апреля 1819, около острова Ява) - русский государственный деятель, предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке (1790-1818).

ЭКСПЕДИЦИЯ НЕВЕЛЬСКОГО И ПУТЯТИНА

  • Невельской Г. И в двух экспедициях открыл ряд новых территорий и войти в низовья Амура. Здесь основал новое поселение – Николаевский пост. Его путешествия доказали, что остров Сахалин является отдельным островом.
  • Путятин совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. Открыл острова Римского – Корсакова. Первый из русских, кому удалось побывать в закрытой Японии.

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

  • Геннадий Иванович Невельской (23 ноября1813, Дракино, Костромской губернии - 17 апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.

ПУТЯТИН ЕВФИМИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • Граф Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин (8 ноября 1803, Петербург - 16 октября 1883, Париж) - русский адмирал, государственный деятель и дипломат. В 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного вначале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). экспедиция география россия