Разрешения на ввод в эксплуатацию загородного дома. Как ввести дом в эксплуатацию – пошаговая инструкция и стоимость

Частный жилой дом или как его чаще называют юристы, индивидуальное жилое строение (ИЖС) вводится в эксплуатацию с письменного разрешения муниципалитета или городской администрации. Получить такой документ могут только те собственники, у которых на руках имеются все необходимые разрешения, планы и проектная документация.

То есть, ввод в эксплуатацию можно произвести исключительно в случае законности возведения нового строения или реконструкции уже построенного дома. Согласно Гражданскому кодексу законный ввод в эксплуатацию является основанием для регистрации объекта недвижимости в государственном реестре (55-я статья, часть первая).

Следует отметить, что на основании Федерального закона, принятого в 2004 и отредактированного в 2015 году – №191 (основной) и №20 (редакция), – получать разрешение на ввод в эксплуатацию частных домов до марта 2018 года не нужно.

Также это положение касается получения технического паспорта и прохождения инвентаризации

В каждом муниципалитете установлен свой порядок получения разрешения – процесс регулируется нормативными актами администрации или муниципалитета. Поэтому для уточнения всех юридических нюансов в каждом отдельном случае следует обращаться в государственные органы по месту жительства.

Приблизительный алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • По завершении строительства собственник обращается в муниципалитет и пишет заявление с просьбой выдать разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
  • Порядок составления документа уточняется в муниципалитете.
  • Обычно требуется указать информацию о проектной документации, адрес, назначение участка и перечень , подаваемых вместе с заявлением.

Согласно 55-й статье ГК вместе с заявлением подаются документы, собранные и подготовленные владельцем заранее:

  • любой, имеющийся на руках, правоустанавливающий документ (например, договор купли-продажи или свидетельство о получении наследства);
  • план, выданный органами местного самоуправления на участок;
  • разрешение на проведение строительных работ, также выданное органом самоуправления;
  • акт о приёмке объекта;
  • технический план, подписанный специалистом из кадастрового органа (инженером);
  • документ о соответствии всем техническим нормативам (выдаётся строителями);
  • план-схема, отражающая все коммуникации и технические сооружения;
  • если был осуществлён государственный надзор, прилагается заключение от лица этого органа, подтверждающее отсутствие технических и документальных нарушений (например, отмечается соблюдение всех положений проекта);

Документы рассматривает сотрудник архитектурного или строительного отдела при органе самоуправления.

В некоторых муниципалитетах предусмотрен дополнительный осмотр объекта

Разрешение выдаётся в установленные нормативными актами сроки. Обычно это период до десяти дней. К документу обязательно прилагается технический план. После получения разрешения собственник обязан уплатить налог на имущество согласно 400-й и 401-й статье НК.

Отказ

Если был получен отказ на ввод в эксплуатацию, гражданин имеет право подать иск в суд. В документе, полученном при отказе, должны быть указаны причины принятия такого решения.

По закону причиной отказа может быть:

  • отсутствие или неправильное заполнение представленных документов;
  • несоответствие объекта проектному плану;
  • несоответствие требованиям, указанным в разрешении на строительство;
  • отсутствие копии плана, переданной в орган, выдавший разрешение на строительные работы (обычно такой рассеянностью грешат застройщики).
Любые другие причины не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию ИЖС.

При обращении в суд в случае отказа по причинам, не указанным в списке, гражданин имеет все шансы получить финансовое возмещение морального ущерба. Специалисты советуют привлечь к решению вопроса профессионального юриста и с его помощью составить грамотное исковое заявление в суд.

Для использования построенного/реконструированного сооружения по назначению необходимо получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Оно подтверждает окончание всех строительных работ, а также соответствие состояния здания требованиям положений Градостроительного кодекса и нормативам.

Разрешение на жилого дома

Как выше было сказано, этот документ подтверждает факт окончания строительных мероприятий на объекте. Объем работ должен соответствовать значениям, указанным в проекте и разрешении на их выполнение.

Статья 10 (в п. 1) ГрК устанавливает, что здания, возведение которых не окончено, считаются объектами незавершенного строительства. Все права на них должны быть зарегистрированы. Причем если строительство многоэтажного сооружения не было завершено, оно не может использоваться по своему назначению. Для этого необходимо осуществить ввод в эксплуатацию. И только после получения соответствующих бумаг может проводиться заселение собственников.

Законодательство предписывает также выполнять обследование объекта специальной комиссией, если для сооружения не предусматривается госстройнадзор.

Получение бумаги

Согласно правилам Градостроительного кодекса, а также положениям ФЗ №131, выдача разрешения на реконструкцию/строительство или ввод в эксплуатацию объекта, находящегося в пределах территории городского поселения, осуществляется местной администрацией. Для этого заинтересованный субъект обращается в уполномоченный орган, выдавший ему бумаги на возведение здания.

Заявление и приложения к нему

Градостроительный кодекс устанавливает перечень бумаг, необходимых заявителю, осуществляющему ввод дома в эксплуатацию. Документы, которые должен предоставить субъект, следующие:

  1. Заявление.
  2. Правоустанавливающие бумаги на участок.
  3. Градостроительный план застройки.
  4. Разрешение на строительство.
  5. Акт приемки. Этот документ предоставляется в случае выполнения работ по договору.
  6. Бумага, удостоверяющая соответствие здания требованиям техрегламентов. Она подписывается застройщиком.
  7. Схема расположения сооруженного, отремонтированного или реконструированного здания, а также прилегающих к нему инженерно-технических коммуникаций и планировочная организация территории. Эти документы также подписываются застройщиком.
  8. Бумаги, удостоверяющие соответствие сооружения техусловиям. Они заверяются представителями предприятий, осуществляющих обслуживание инженерно-технических коммуникационных сетей.
  9. Заключение комиссии гостройнадзора (если соответствующая процедура предусмотрена для объекта). В данном документе указывается соответствие здания требованиям проекта и техрегламента, в том числе относительно параметров оснащенности учетными устройствами и энергетической эффективности. Для отдельных объектов дополнительно предоставляется заключение экологической контрольной комиссии.

Обеспечение инженерными коммуникациями

Чтобы осуществить ввод в эксплуатацию жилого дома, необходимо его благоустроить. В первую очередь речь идет о прокладке инженерно-технических сетей. Ввод дома в эксплуатацию осуществляется при наличии готовых к работе систем:

  • Водоснабжения - сооружение должно быть подключено к местной или центральной магистрали. В первом случае это может быть колодец или скважина.
  • Электрообеспечения - должны быть установлены ЛЭП, осуществлено подключение.
  • Канализации - специфика подключения будет зависеть от того, где располагается жилой дом. Ввод эксплуатацию может осуществляться в сельской местности или в черте города. В первом случае, как правило, централизованной канализации нет. К каждому сооружению подходит автономная система. В городе канализация является централизованной.
  • Отопления - выбор системы зависит также от места расположения. Как правило, в пригороде используется газовое, печное, бойлерное отопление.

Немаловажное значение имеет также удобный подъезд к сооружению. Это может быть асфальтовая или гравийная дорога.

ИЖС

Ввод дома в эксплуатацию осуществляется специальной комиссией. Для исключения любых претензий к сооружению следует соблюсти ряд правил. В первую очередь необходимо посетить кадастровую палату по адресу расположения объекта, чтобы вызвать инженера для уточнения существующих границ и фиксации факта возведения постройки. В доме при этом должны уже присутствовать окна, двери, крыша, крыльцо, межэтажные перекрытия.

Чтобы приехала комиссия, необходимо направить заявление в территориальный орган власти. К нему прилагается разрешение на строительство и правоустанавливающие бумаги на участок.

В градостроительный отдел следует предоставить заявление об обследовании, паспорт на сооружение. Последний выдается кадастровым инженером. В исполнительном органе необходимо взять перечень учреждений, с которыми нужно согласовать документацию. К контрольным структурам в частности относят пожарную, газовую, электрическую службу.

Получив одобрение на ввод дома в эксплуатацию, уплатив установленную пошлину за выполнение обследования, все бумаги подают в градостроительную службу.

Важные нюансы

В период ожидания специалистов, которые будут выполнять осмотр и ввод дома в эксплуатацию, целесообразно обратиться в ЕГРП для получения запроса об ограничениях, арестах и сервитутах на участок. При получении необходимо внимательно проверить все данные. В случае обнаружения неточностей либо ошибок следует незамедлительно обратиться к соответствующему должностному лицу. Обязательным для посещения является Комитет по градостроительству и архитектуре. В этот орган предоставляются:

  1. на участок.
  2. Выписка из ЕГРП об отсутствии ограничений, арестов, сервитута.
  3. Разрешение на строительство.
  4. Схема расположения объектов на участке на момент обращения.
  5. Проект.

После получения всех согласованных документов необходимо пойти в местную администрацию. Там пишется заявление. После этого нужно снова отправиться в градостроительный отдел. Здесь следует написать окончательное заявление о вводе в эксплуатацию сооружения.

Если после проверки поданных бумаг не будет обнаружено недочетов и ошибок, через месяц можно забрать акт. После этого все документы сдаются в БТИ.

Упрощенный вариант

Суть этого подхода в простоте подготовительного этапа. Такой порядок не предполагает надзора за строительством. Нет необходимости согласовывать пакет бумаг с разными структурами. Перечень документов для упрощенного и обычного ввода в эксплуатацию одинаковый.

Заинтересованному лицу также необходимо посетить градостроительный отдел в местной администрации. Все собранные документы передаются соответствующим служащим. Они их проверяют, а затем через месяц выносят решение. Заявление будет удовлетворено, если в соответствии с документацией сооружение будет построено и подключено к инженерным сетям.

Чтобы удостовериться в этом, представители власти приезжают на участок и обследуют его. Составленного по результатам осмотра акта будет достаточно для ввода сооружения в эксплуатацию.

Нормативная база

В соответствии со статьей 48 (п. 3) ГрК, для осуществления строительных работ или мероприятий по реконструкции нет необходимости разрабатывать и согласовывать проект. Статья 54 Кодекса предусматривает случаи, в которых госстройнадзор не обязателен.

В частности, он не выполняется в отношении объектов ИЖС. Градостроительный кодекс, в статье 8 (п. 4), устанавливает возможность проведения упрощенной процедуры ввода сооружения в эксплуатацию. В этой же норме разъясняются особенности получения необходимой документации. При возведении здания с нуля необходим и бумаги на участок. В последних должны присутствовать характеристики надела.

Заключение

Процесс ввода сооружения в эксплуатацию достаточно трудоемкий и занимает определенное время. Сложности могут возникнуть на этапе согласования бумаг с контрольными службами.

Чтобы ввести дом в эксплуатацию, потребуются справки о соответствии сооружения санитарным, строительным, экологическим нормам. Эти бумаги подписываются инженером, ответственным за строительство. Обязательным документом является справка о соответствии пожарным нормам.

Упрощенный порядок избавляет заинтересованного субъекта от многочисленных походов в контрольные организации. Однако в любом случае обследование сооружения должно быть проведено представителями местной администрации.

Особое внимание уделяется оснащенности здания В доме должно быть водо-, электроснабжение, канализация, подключен газ (если он есть). После ввода дома эксплуатацию можно осуществлять в нормальном режиме. Владельцу при этом необходимо зарегистрировать права на здание. Получив свидетельство, собственник может осуществлять с сооружением любые законные сделки.

В теории данная процедура является обязательной в установленных законодательством случаях, но на практике не всегда здания, сооружения и оборудование начинают использоваться после оформления разрешительных документов. Как это влияет на бухгалтерский учет? Какие риски возникают при налогообложении в случае амортизации объектов, используемых в ситуации отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию?

Что такое разрешение на эксплуатацию?

Как правило, разрешение на эксплуатацию выдается в отношении объектов, которые при неправильном возведении (изготовлении) могут представлять опасность для пользователей объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды. Среди этих потенциально опасных объектов выделяются объекты капитального строительства (здания и сооружения промышленного (и не только) назначения), а также размещаемое в них различное высокотехнологичное оборудование, требующее монтажа и наладки.

За пояснениями по поводу объектов капстроительства следует обратиться к нормам Градостроительного кодекса. В частности, в ст. 55 ГрК РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий:

— выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство;

— соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или — в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию является итоговым документом, который выдается на основании перечня других документов. Он подтверждает выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. Все необходимые бумаги перечислять не будем, выделим два документа:

— заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (нужно в ситуации, когда предусмотрено осуществление государственного строительного надзора);

— заключение федерального государственного экологического надзора.

Перечисленные документы на объект можно получить лишь в том случае, если он готов к функционированию в запланированных целях, поэтому разрешение на ввод в эксплуатацию можно рассматривать как одно из подтверждений такой готовности. И хотя рассматриваемое разрешение удостоверяет соответствие объекта строительства требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при наличии разрешительного документа складываются ситуации, когда для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения на эксплуатацию.

Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.

Данный документ не всегда является итоговым, позволяющим перейти от этапа возведения объекта к этапу его полной готовности к эксплуатации в запланированных руководством целях. Он нужен скорее для контроля, а не для того, чтобы выразить мнение о полной готовности объекта к практическому использованию. Но чаще встречается обратная ситуация, когда есть производственная необходимость ввода в эксплуатацию объекта до того, как будут завершены все существенные затраты, предусмотренные проектом строительства (незавершенных объектов). Примером указанной ситуации может быть ввод в эксплуатацию скважины с момента получения первой тонны природных ресурсов, при том что работы по обустройству прилегающей территории в силу технологических причин были перенесены на ближайший климатический сезон.

И еще: при принятии решения о возможности эксплуатации объекта следует в том числе учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам. То есть виновниками могут оказаться как нерасторопные чиновники, так и подрядчик, который допустил несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что может послужить причиной для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта (п. 6 ст. 55 ГрК РФ). Это стоит взять на заметку не только для бухгалтерского учета, но и для налогообложения, в котором налоговики нередко трактуют экономическую обоснованность расходов как соблюдение требований различных сфер законодательства, о чем поговорим позже.

А сейчас обратим внимание на разрешение на ввод оборудования в эксплуатацию. Если оборудование является одной из систем обеспечения эксплуатации здания и сооружения, то отдельное разрешение на готовность функционирования оборудования может не выдаваться. Если же оборудование выполняет самостоятельные функции в здании и сооружении и представляет определенную опасность для персонала — на него может выдаваться отдельное разрешение на эксплуатацию. Тогда ввод в эксплуатацию — это документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению по назначению. Об этом сказано в ТР ТС 012/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Как правило, ввод в эксплуатацию оборудования производится специалистами поставщика, а стоимость работ по монтажу и наладке включается в стоимость контракта. Оборудование до ввода в эксплуатацию не может использоваться по предназначению, что отчасти упрощает его бухучет в составе амортизируемого имущества.

Отражается ли ввод в эксплуатацию в бухучете?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию?

Исходя из изложенных выше норм сформулируем выводы. Если есть уверенность, что объект капитального строительства полностью готов к эксплуатации в запланированных целях и никакие работы по достройке осуществляться не будут, а отсутствие разрешения на ввод означает задержку регламентированных процедур выдачи разрешения государственными службами, то нужно перевести объект в состав ОС независимо от наличия разрешения на ввод и факта начала эксплуатации объекта. Если есть основание полагать, что объект (в частности, технологическое оборудование) не готов к эксплуатации в текущем состоянии, то он продолжает учитываться в составе вложений во внеоборотные активы до момента начала фактической эксплуатации в соответствии с предназначением и намерениями руководства.

Заметим: эксперты БМЦ высказывают немного иную точку зрения, рекомендуя учитывать эксплуатируемые незавершенные объекты в составе вложений во внеоборотные активы. Амортизация по используемым объектам, учитываемым в составе вложений во внеоборотные активы, начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Согласитесь, этот совет — из разряда совместить несовместимое: вложения во внеоборотные активы тем и отличаются от ОС, что не амортизируются, они, наоборот, являются накопительными для связанных с ними затрат, которые в последующем формируют стоимость амортизируемого имущества.

Как бы там ни было, озвученная позиция имеет право на существование, но автор придерживается иного подхода — когда амортизации подлежит только ОС. Если бухгалтер считает, что здание (сооружение) без разрешения на ввод в эксплуатацию не готово к использованию по предназначению (например, когда фактическое использование без данного документа запрещено и карается штрафом), то такой объект отражается в составе вложений во внеоборотные активы. И пока объект ОС не будет включен в производственный процесс (в частности, в производство продукции), амортизационные отчисления не должны участвовать в формировании себестоимости продукции.

К сказанному остается добавить: начало использования объекта в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию производится на основе решения руководства организации. Бухгалтер здесь не более чем исполнитель. Причем названное решение должно быть обоснованным. Например, есть возможность проведения работ по пробной либо опытно-промышленной эксплуатации до формализованного ввода объекта в состав ОС после получения соответствующего разрешения, или же период, необходимый на получение разрешения на ввод объекта основных средств, достаточно продолжительный и может затянуться, что грозит предприятию упущенной выгодой в связи с задержкой в использовании объекта в производстве продукции. Это подталкивает хозяйствующего субъекта к использованию объекта до начала его официального ввода в эксплуатацию.

Между началом фактического использования и готовностью к нему проходит небольшой промежуток времени, поэтому автор считает, что не будет большой ошибкой в данной ситуации отразить объект в составе ОС на дату начала его использования. А амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Как вам такое мнение? Если читатель с ним согласен, то выбор следует обозначить в учетной политике.

Что нужно знать о налогообложении?

Налог на имущество

Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.

А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.

Налог на добавленную стоимость

В части данного налога предприятие может столкнуться с претензиями по налоговому вычету, если он заявлен с опозданием, а точнее, за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. То есть работы произведены, НДС предъявлен поставщиком, но налогоплательщик для применения вычета ждет того момента, когда будет получено разрешение на ввод объекта, на котором осуществлялись работы, в эксплуатацию. Конечно, три года — это много для получения названного разрешения, но подобная ситуация все же может сложиться по причине забывчивости заявителя. Пример — Постановление АС ЗСО от 18.08.2014 по делу N А75-4980/2013. В оправдание осуществления позднего вычета налогоплательщик указывал на то, что моментом окончания строительства соответствующего объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем действующее законодательство не содержит такого условия для применения вычета по НДС по объектам капитального строительства, как наличие у организации разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. Момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом принятия его к учету и периодом фактического введения объекта в эксплуатацию (готовностью к использованию) в запланированных целях.

Налог на прибыль

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).

Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.

Возведение жилых зданий, тем более, когда дело касается многоэтажных домов – весьма ответственный процесс, поскольку нарушение строительных норм может привести к трагическим последствиям в ходе эксплуатации здания. Поэтому качество проведения строительных работ в обязательном порядке контролируется государством.

Перед тем, как в новые квартиры начнут заселяться их владельцы, должен получить разрешение на ввод новостройки в эксплуатацию от государственных контролирующих структур. О том, каким образом контролируется качество проведения работ на разных этапах возведения жилого дома, какими документами подтверждается качество построенного объекта, и будет рассказано в данной статье.

Как подтверждается качество и безопасность новостройки

Для граждан, которые становятся конечными потребителями продукта от застройщика – жильцами новых квартир, реализация технологий контроля качества строительных работ представлятся весьма смутно. В большей степени их интересует вопрос несколько иного характера – когда будет можно вселяться в квартиру и начинать делать ремонт, другими словами, обживать новое жилище.

Технология контроля качества строительных работ со стороны государства организована таким образом, что до момента получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию квартиры не могут быть переданы в пользование гражданам. Полученное разрешение, в свою очередь, является для новоселов гарантией того, что все работы были выполнены должным образом, и с домом ничего плохого в дальнейшем не произойдет.

Законодательные акты и порядок оформления разрешений

Итак, после завершения строительных работ начинается пора оформления застройщиком ряда документов. Эти документы призваны подтвердить качество и безопасность использования возведенного объекта, а также являются основанием для передачи квартир их владельцам. Многие по старой привычке называют процесс проверки качества «госкомиссией», хотя на самом деле порядок сдачи объекта был изменен довольно давно.

Приемка дома «госкомиссией» в привычном понимании этой формулировки проводилась вплоть до конца 2004 года, когда был принят и вступил в силу Градостроительный кодекс РФ. Комиссия состояла из представителей проектных организаций, архитектурно-строительного контроля, пожарного, санитарного контроля, а также из профильных сотрудников еще ряда организаций. И разрешение было необходимо получить в каждой организации, представитель которой присутствовал в комиссии. После введения в силу нового порядка приемки оформление необходимых документов стало проходить комплексно.

После введения Градостроительного кодекса процедура приемки несколько упростилась, на сегодняшний день ввод объекта в эксплуатацию регламентируется следующими законодательными актами:

  • Статья 55 Градостроительного кодекса РФ (ФЗ №190), текст которой гласит, что приемка объектов капитального строительства осуществляется органами местной власти. Для строящихся объектов в Москве таким органом является комитет государственного строительного надзора, а для новостроек в Подмосковье – органы федеральной власти или местного самоуправления;
  • Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ (введенное постановлением правительства РФ №54 от 1 февраля 2006г.). На основании этого документа органами стройнадзора проверяются работы на каждом из этапов строительства – начиная от получения застройщиком разрешения на ведение строительства до финальных этапов работ.

Эти законодательные акты, по сути, сводят все мероприятия по приемке объекта к необходимости получения застройщиком двух документов:

  1. Заключение о соответствии (ЗОС) «Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации».

Согласно «Положению об осуществлении государственного строительного надзора в РФ» проверки проводятся в течение всего периода строительных работ, и к моменту проведения итоговой проверки накапливается целый перечень проверочных актов, которые содержат сведения о недочетах, времени и сроках их устранения.

Заключение выдается на основании итоговой проверки объекта представителями Комитета государственного строительного надзора, а также актов промежуточных проверок. В комитет входят профильные специалисты, каждый из них проверяет определенный сегмент работ, соответствующий его специализации - это электрики, сантехники, санэпиднадзор, пожарные инспекторы, пр.

  1. На основании ЗОС, а также ряда документов (не относящихся к процедуре приемки, это свидетельство собственности на землю, т.п.) застройщику выдается главный документ - Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

После того, как разрешение на ввод в эксплуатацию получено, дом считается прошедшим государственную проверку, уровень качества проводимых работ не вызвал нареканий, и жильцы могут быть спокойны относительно безопасности проживания. Это означает, что дом может быть поставлен на государственный учет (присвоен почтовый адрес), кроме того, разрешение на ввод в эксплуатацию означает, что квартиры могут быть переданы владельцам (подписаны акты приемки-передачи).

Что должно быть готово к моменту итоговой проверки

До того, как представители Комитета государственного строительного надзора появятся на объекте и приступят к своей работе, застройщик (генеральный подрядчик) должен закончить проведение следующих работ:

  • Строительно-монтажные работы;
  • Работы по организации инженерных коммуникаций;
  • Заключение договоров на обслуживание и эксплуатацию инженерных коммуникаций (лифтовое хозяйство, водоснабжение, канализация, газоснабжение, отопление, электроснабжение);
  • Благоустройство придомовой территории (асфальтированные дороги для автомобилей, освещение, стоянки для автомобилей, пр.);
  • Обмер объекта сотрудниками

Другими словами, объект должен быть полностью подготовлен для проживания. Любые недочеты могут являться препятствием для получения ЗОС и, соответственно, для получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отсутствие этого разрешения определяет невозможность передачи квартиры собственникам. То есть – застройщик оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства перед контрагентами по в установленные сроки. А это чревато судебными исками и возможными расходами для застройщика.

Заселение и ремонт

До принятия Градостроительного кодекса было обычной практикой предоставлять владельцам квартир возможность проводить ремонт до того, как дом был официально введен в эксплуатацию. На сегодняшний день порядок стал строже – заселение может происходить не раньше получения застройщиком разрешения о вводе дома в эксплуатацию.

После того, как разрешение получено, квартира передается по акту приемки-передачи (данные обмера БТИ должны быть уже готовы). В момент подписания акта, как правило, передаются ключи, и владелец может использовать жилплощадь по своему усмотрению.

Однако, от проведения капитального ремонта, затрагивающего изменения конфигурации квартиры, владельцу рекомендуется воздержаться до того момента, пока не будет оформлено свидетельство права собственности. Этот документ является подтверждением принадлежности квартиры ее владельцу, только располагая этим документом, квартиру можно продать, подарить или передать по наследству.

В законе достаточно четко указано следующее: вносить какие-либо изменения в конфигурацию квартиры до получения недопустимо. Это положение связано с процедурой оформление кадастрового паспорта (необходимого для получения свидетельства о праве собственности). Во время проведения этой процедуры может потребоваться повторный обмер площадей квартиры.

Если различные элементы оформления (отделка листами гипсокартона, сооружение декоративных элементов – простенков, ниш, пр.) будут являться помехой для обмерщиков, последние на законных основаниях могут потребовать устранения этих помех. Невыполнение этого требования является препятствием для оформления прав собственности, а выполнение (демонтаж элементов отделки) связано с ненужными расходами.

Заключение

Итак, в данной статье были перечислены все мероприятия, необходимые для получения документов, гарантирующих достаточное качество выполнения строительных и сопутствующих работ, а также безопасное проживание в квартирах новостройки.

Современная процедура получения разрешений разработана таким образом, чтобы был определен ответственный за выполнение проверки на каждом этапе. Это сделало возможным исключить «заочные проверки», проводимые за известное поощрение. Во время итоговой проверки рассматриваются акты промежуточных проверок – так можно отследить качество выполнения «скрытых» работ, а также уровень ответственности застройщика, уровень организации внутреннего контроля.

Кроме того, современная система поведения проверок позволила несколько сократить время, необходимое для оформления необходимых документов. Теперь застройщику, прилежно соблюдающему все строительные нормативы, достаточно 2- 3 месяцев для оформления необходимых документов, включая передачу квартиры владельцу.

Ввод дома в эксплуатацию регламентируют следующие нормативы:

Указанные акты сводят процесс ввода в эксплуатацию к получению двух документов:

Для получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию в г. Москве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Подготовьте необходимые документы

Заявителю необходимо подготовить следующие документы (ч. 2, 3 ст. 55 ГрК РФ; п. 2.5.1.1 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП):

  1. заявление (запрос) на предоставление государственной услуги (в заявлении следует указать способ получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию) (п. 2.11.3 Административного регламента);
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя;
  3. документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика (если заявитель не является застройщиком);
  4. правоустанавливающие документы на земельный участок (если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок не могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия);
  5. акт приемки объекта капитального строительства (если строительство, реконструкция велись на основании договора строительного подряда);
  6. документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
  7. документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии);
  8. схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство;
  9. технический план объекта капитального строительства в форме электронного документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план (если указанный документ не может быть получен в рамках межведомственного взаимодействия) (ч. 12 ст. 24 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (например, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план, представленный для получения разрешения на строительство, разрешение на строительство, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта ИЖС требованиям технических регламентов и проектной документации), могут быть получены должностным лицом органа исполнительной власти г. Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия, однако вы вправе представить их по собственной инициативе (п. п. 2.5.1.2, 2.5.1.4Административного регламента).

Примечание. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим, если иное не предусмотрено законом (п. 2.5.1.3 Административного регламента).

Обратитесь в уполномоченный орган с заявлением и подготовленными документами

С заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию следует обратиться в орган, выдавший разрешение на строительство.

В г. Москве органом, в компетенции которого находится выдача разрешений на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, является Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.

Предоставление государственной услуги в г. Москве в отношении объектов ИЖС вне зависимости от источников финансирования их строительства или реконструкции осуществляется Комитетом только в электронной форме через Интернет (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ; п. п. 1.3, 2.3.1.1 Административного регламента).

Разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию предоставляется бесплатно (п. 2.12 Административного регламента).

Объект ИЖС для осмотра

Должностное лицо Комитета осматривает объект ИЖС, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства государственный строительный надзор не осуществлялся.

В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта ИЖС должностное лицо Комитета проверяет соответствие такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (п. 3.3.3.4 Административного регламента).

Получите разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию

В течение семи рабочих дней принимается решение о выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения (п. п. 2.7.1, 2.11.1 Административного регламента).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может быть (п. 2.11.2 Административного регламента):

  • выдано лично заявителю (представителю заявителя) в форме документа на бумажном носителе;
  • направлено заявителю в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением;
  • направлено заявителю в форме электронного документа, подписанного в установленном порядке (только для запросов, поданных в электронной форме).

К разрешению на ввод объекта в эксплуатацию обязательно прилагается представленный заявителем технический план объекта капитального строительства (ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ, п. 2.11.1.1 Административного регламента).

При отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указываются причины принятого решения. Само решение об отказе можно оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 6, 8 ст. 55 ГрК РФ, п. п. 5.1, 5.18 Административного регламента).

Отказ

Если был получен отказ на ввод в эксплуатацию, гражданин имеет право подать иск в суд. В документе, полученном при отказе, должны быть указаны причины принятия такого решения.

По закону причиной отказа может быть:

  1. отсутствие или неправильное заполнение представленных документов; несоответствие объекта проектному плану;
  2. несоответствие требованиям, указанным в разрешении на строительство;
  3. отсутствие копии плана, переданной в орган, выдавший разрешение на строительные работы (обычно такой рассеянностью грешат застройщики).

Любые другие причины не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию ИЖС. При обращении в суд в случае отказа по причинам, не указанным в списке, гражданин имеет все шансы получить финансовое возмещение морального ущерба. Специалисты советуют привлечь к решению вопроса профессионального юриста и с его помощью составить грамотное исковое заявление в суд.

Когда дом считается введенным в эксплуатацию

Жилой дом признается введенным в эксплуатацию с момента регистрации права собственности на объект.

То есть само по себе разрешение на ввод в эксплуатацию, выдаваемое приемной комиссией, не означает, что дом становится жилым объектом.

Разрешение только свидетельствует, что препятствия для дальнейшего оформления отсутствуют и никаких противоречий существующим нормам не выявлено.

Таким образом, объект завершенного строительства необходимо поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в Росреестре.

А вот для этого как раз и потребуется документ, разрешающий эксплуатационное использование здания в качестве жилого объекта.

Что для этого нужно

До того как представители комиссии приступят к осмотру объекта необходимо закончить проведение следующих этапов:

  • строительно-монтажные работы;
  • организация инженерных коммуникаций;
  • заключение договоров на обслуживание инженерных коммуникаций;
  • благоустройство придомовой территории;
  • обмер объекта сотрудниками БТИ.

То есть объект должен быть полностью готов для проживания. При этом речь идет обо всех основных элементах здания.

Может быть не окончена внутренняя отделка, но все необходимые коммуникации должны присутствовать в обязательном порядке.

Не должно присутствовать недостроенных стен, отсутствующих полов, дверей и окон. Любой недочет может стать препятствием для выдачи ЗОС, а, следовательно, и получения разрешения.

Необходимые документы

Все документы, подаваемые в орган, уполномоченный на принятие объектов в эксплуатацию, можно поделить на несколько групп.

Документом, который заявитель должен представить самостоятельно, является заявление.

Составляется оно по форме, утвержденной муниципальным образованием. Подать заявление можно лично или почтой на адрес соответствующего органа.

К числу документов, какие уполномоченные органы могут получить, в порядке межведомственного взаимодействия, в иных ведомствах относятся правоподтверждающие документы на земельный участок, занятый под строительство.

При этом запрашивается и выписка из ЕГРН.

Если по какой-либо причине сведения о правах на землю в реестре отсутствуют, то заявитель обязан самостоятельно предоставить подтверждающие документы, в том числе:

Важно, что непредставление заявителем указанных документов, а также несвоевременное их предоставление по запросу иными ведомствами не может становиться основанием для отказа в выдаче разрешения.

Если строительство осуществлялось на основании договора подряда, то подаются следующие документы:

  • акт о приеме-передаче объекта;
  • акт соответствия сооружения техническим условиям;
  • документ о соответствии параметров объекта техническим регламентам;
  • схема размещения строения и инженерно-технических сетей в границах участка;
  • планировочная организация земельного участка (может быть разработана заявителем самостоятельно).

Перечисленные бумаги визируются подрядчиком. Приведенный перечень является исчерпывающим, и запрос иной документации является неправомерным.

Требования к дому, вводимому в эксплуатацию

  • Дом должен иметь окна и двери, быть пригодным для жилья.
  • Стены с черновой штукатуркой сдать проблематично, следует их хотя бы оштукатурить под чистовую отделку (сама отделка необязательна). Данное требование продиктовано изменением размеров комнат после завершения основных строительных работ.
  • Стены неотапливаемого подвального помещения можно не штукатурить, пол не бетонировать. Однако если высота подвала составит 2,1 м и выше, будут предъявлены требования как к полноценному жилью, также потребуется пересмотреть этажность дома. Вследствие чего не стоит спешить очищать подвал от лишнего песка либо грунта.
  • Полы в санузлах должны быть сделаны под ключ, в остальных помещениях стяжки вполне будет достаточно. Дощатое покрытие предъявляется в полной готовности. “Тёплый пол”, увеличивающий стоимость дома, ставку налога и страховку, нужно показать в готовом виде.
  • Потолок – допустима черновая отделка.
  • Балконы и террасы должны быть с обязательным ограждением.
  • Лестница в многоэтажном доме предъявляется в готовом виде, замена её стремянкой недопустима.
  • Разводка отопления, электроснабжения и водосток должны быть выполнены согласно проекту. Функционирование системы обмерщиков не интересует, главное – её наличие.
  • Если предусмотрен гараж, то без установки ворот техпаспорт оформлен не будет.
  • Наличие хозяйственных построек, дорожек на территории, проездов, забора, озеленения для ввода в эксплуатацию частного жилого дома в сельской местности необязательно.

Последняя проверка – кто и что проверят?

Представители архитектурного управления, санстанции и пожарной охраны должны зафиксировать выполнение требований по их профилю в акте ввода в эксплуатацию частного дома.

  • Архитектор проверит совпадение геометрических размеров строения с проектными.
  • Представитель санстанции, в первую очередь, проверит действующую канализацию. Затем его заинтересует отопление, водопровод, электроснабжение, наличие договора на вывоз мусора. Также к его приходу нужно обязательно убрать строительный мусор с придомовой территории.
  • Пожарник проверит вентиляционные каналы, дымоходы, наличие предусмотренных проектом устройств для извещения о пожаре и гибких “рукавов” для транспортирования огнетушащих веществ.

Что делать после сдачи дома в эксплуатацию

  • Следующей стадией легализации жилья будет получение кадастровых документов. Для этого необходимо обратиться в БТИ. Сотрудники организации проведут дополнительный осмотр здания и оформят два паспорта - технический и кадастровый.
  • Далее со всеми документами идем регистрировать право собственности в кадастровой палате. Заявление будут рассматривать в течение месяца.
  • Если вы строили без разрешения администрации, например по дачной амнистии, то перед регистрацией права необходимо подать заявление в отдел архитектуры и градостроительства. В этом случае к заявлению прилагают: проект, эскиз дома и схему ИТС.
  • После регистрации собственности в Росреестре - владелец становится официальным пользователем. Это означает, что он обязан осуществлять все коммунальные платежи в соответствии с официальным подключением к сетям. Согласно ст.153 ЖК РФ, обязанность осуществлять платежи по жилищно-коммунальным услугам возложена на лиц, являющихся собственниками недвижимости или её нанимателями. Это означает, что сразу после введения жилого помещения в строй, об этом необходимо оповестить все коммунальные службы, зафиксировать показания счетчиков и осуществлять регулярные платежи.
  • Появление в стране еще одной единицы недвижимости означает и появление единицы налогообложения.

Любой собственник обладает тремя видами прав - пользования, владения и распоряжения. Завершение процедуры ввода дома в эксплуатацию делает все виды прав едиными.

В России действует ФЗ № 20, который определяет упрощённый порядок сдачи индивидуальных жилых домов.

Теперь чтобы зарегистрировать жилое строение необходимо подать в Росреестр следующие документы:

Технический паспорт на новый дом, оформленный по выше приведенной схеме. Именно этот документ подтверждает факт перехода недвижимости в новое состояние.
Свидетельство, подтверждающее право собственности на земельный участок.

Упрощенный порядок позволяет оформить ввод в эксплуатацию, как только что построенное жилье, так и давно существующий самострой.

Слово «самострой», конечно, сленговое, но обладатель зданий с таким статусом несет реальную юридическую ответственность. Правовой смысл сводится к простой логике: поскольку объект не прошел государственную проверку, никто не может гарантировать его безопасности и вероятности нарушения прав других граждан.

Владелец самостроя не может продать, передать, завещать свою недвижимость.

Более того, в любой момент такое жилье могут снести, а земельный участок под строением изъять на законных основаниях. Легализация частного самостроя процесс сложный, но почти всегда выполнимый. С многоквартирными домами и коммерческими объектами придется повозиться.

Стоимость процедуры

Подготовка и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию производится на безвозмездной основе.

Учитывая, что при упрощенном порядке ввод объекта ИЖС в эксплуатацию производится на этапе регистрации возникновения права собственности на вновь образованный объект недвижимого имущества, то согласно положениям Налогового кодекса РФ указанная процедура облагается государственной пошлиной в размере 2 000 рублей.

АКТ ВВОДА

Оформление акта ввода здания в эксплуатацию - прерогатива специальной комиссии, состоящей из специалистов в своей сфере. Чтобы исключить проблемы и претензии со стороны проверяющих органов, стоит учесть несколько простых правил:

  • Для начала посетите кадастровую палату, находящуюся по адресу сооружения. В этой организации стоит найти инженера и воспользоваться его услугами в сфере уточнения действующих границ земельного надела и закрепления факта строительства объекта ИЖС. На этот момент здание должно быть полностью завершено. Наличие крыльца, крыши, дверей, перекрытий, окон и других атрибутов обязательно.
  • После этого подайте заявление в территориальный орган управления, а к нему приложите разрешение на возведение объекта и бумаги, подтверждающие право строительства.
  • В градостроительный отдел передайте заявление по обследованию, а также технический паспорт на объект (оформляется и предоставляется кадастровым инженером).
  • В органе исполнительной власти уточните список организаций, в которые стоит обратиться для согласования собранной документации. Как правило, речь идет о посещении газовой, пожарной, электрической и других служб.
  • Получите одобрение на ввод здания в эксплуатацию, после чего заплатите положенную пошлину за обследование объекта и передайте бумаги в градостроительный орган.

Акт ввода в эксплуатацию - документ, который выдается только при наличии подписей каждого из членов комиссии, принимающего участие в осмотре. Если у любого из членов имеется персональное мнение, он оформляет свое заключение, где указывает имеющиеся недоделки и дефекты, требующие исправления. Далее комиссия определяет сроки, в течение которых выявленные проблемы должны быть устранены. Как только владелец выполняет возложенные на него требования, проверка объекта ИЖС производится повторно.

Подписанный акт ввода подается на утверждение главе архитектурного комитета, который ставит подпись собственноручно или передает это полномочие своему заместителю. Решение комиссии по приемке можно обнародовать через судебный орган. Сам акт представляет собой официальный документ, который составляется на специальном бланке государственного образца. В нем содержится следующая информация:

  • Состав комиссии с перечнем специалистов, принимающих участие в процессе приемки объекта ИЖС. Все члены проверки ставят свои подписи под документом, удостоверяя этим персональную ответственность за состояние готового к вводу в работу здания.
  • Дата выполнения проверки.
  • Местонахождения сооружения.
  • Характер здания (хозяйственный, административный или жилой объект).
  • Структурные элементы постройки. Этот раздел означает, что участники осмотра (члены комиссии) отвечают не только за все здание в целом, но и за каждый его элемент по отдельности.