Применение arm. Чем архитектура ARM отличается от x86

В связи с непрерывно увеличивающимся числом приложений, которые предъявляют повышенные требования по производительности обработки данных, намечается тенденция повышения спроса на 32-разр. микроконтроллеры. Данный вывод сделала маркетинговая компания Semico, которая прогнозирует 2-кратное преобладание емкости рынка 32-разр. микроконтроллеров над 8 и 16-разр. в 2007 году . В связи с этим, целью данной статьи является представить общие тенденции развития одного из самых распространенных 32-разр. ядер ARM и дать сравнительную оценку микроконтроллерам на их основе от наиболее доступных на рынках СНГ производителей.

Обзор архитектуры ARM

Микроконтроллерное ядро ARM было разработано одноименной английской компанией, организованной в 1990 году. Название ARM происходит от "Advanced RISC Machines". Следует заметить, что компания специализируется сугубо на разработке микропроцессорных ядер и периферийных блоков, при этом, не имеет производственных мощностей по выпуску микрокон-троллеров. Компания ARM поставляет свои разработки в электронной форме, на основе которой клиенты конструируют свои собственные микроконтроллеры. Клиентами компании являются свыше 60 компаний-производителей полупроводников, среди которых можно выделить таких популярных производителей на рынке полупроводниковых компонентов стран СНГ, как Altera, Analog Devices, Atmel, Cirrus Logic, Fujitsu, MagnaChip (Hynix), Intel, Motorola, National Semiconductor, Philips, ST Microelectronics и Texas Instruments.

В настоящее время архитектура ARM занимает лидирующие позиции и охватывает 75% рынка 32-разр. встраиваемых RISC-микропроцессоров. Распространенность данного ядра объясняется его стандартностью, что предоставляет возможность разра-ботчику более гибко использовать, как свои, так и сторонние программные наработки, как при переходе на новое процессорное ARM-ядро, так и при миграциях между разными типами ARM-микроконтроллеров.

В настоящее время разработано шесть основных семейств (см. рисунок 1): ARM7™, ARM9™, ARM9E™, ARM10™, ARM11™ и SecurCore™. Также совместно с компанией Intel разработаны семейства XScale™ и StrongARM®.

Как дополнение к ARM-архитектуре могут интегрироваться несколько расширений:

  • Thumb® - 16-разр. набор инструкций, улучшающий эффективность использования памяти программ;
  • DSP - набор арифметических инструкций для цифровой обработки сигналов;
  • Jazelle™ - расширение для аппаратного непосредственного исполнения Java-инструкций;
  • Media - расширение для 2-4-кратного увеличения скорости обработки аудио и видео сигналов.


Рисунок 1. Процессорные ядра ARM

Рекордными планками, которые пересекла ARM-архитектура, являются быстродействие свыше 1ГГц и удельное потребле-ние 1 мкВт/МГц. В зависимости от назначения ARM-процессоры разделяются на три группы (см. рисунок 2):

  • Процессоры для операционных систем с открытой платформой в приложениях беспроводной связи, обработки изображений и пользовательской электронике.
  • Процессоры для встраиваемых операционных систем реального времени для запоминающих устройств, промышленных, авто-мобильных и сетевых приложений.
  • Система защиты данных для смарт-карт и SIM-карт.

0.18мкм (0,13 мкм)
Ядро Кэш-память Площадь, мм 2 Удельное потребление мВт/МГц Частота, МГц
ARM7TDMI - 0,53 (0,26) 0.24 (0,06) 100 (133)
ARM7TDMI-S - 0,62 (0,32) 0,39 (0,11) 80-100 (100-133)
SC100 - 0,50 0.21 80
SC200 - 0,70 0.30 110
ARM7EJ-S - 1,25 (0,65) 0,45 (0,16) 80-100 (100-133)
ARM946E-S 8к + 8к 5,8 (3,25) 0,9 (0,45) 150-170 (180-210)
ARM966E-S 16к+16к TCM 4,0 (2,25) 0,65 (0,4) 180-200 (220-250)
ARM1026EJ-S 8к + 8к 7,5 (4,2) 1,15 (0,5) 190-210 (266-325)
ARM1136J(F)-S 16к/16к+ 16/16к TCM - (8,2; 9,6) 1,30 (0,4) 250-270 (333-400)

Рисунок 2. Технические данные по процессорным ядрам
ВСЭ - внутрисхемный эмулятор, РВ - реальное время, ЦСП- цифровой сигнальный процессор, SIMD - несколько данных в одной инструкции, ТСМ - плотно-связанная память (кэш), ETM - встроенные трассировочные макроячейки, VIC - векторизованный контроллер прерываний, ASB, AHB -разновидности внутренних шин

Перспективность ядра ARM становится очевидной после революционного анонса компании Atmel на конференции раз-работчиков ARM-микроконтроллеров, которая состоялась в Санта Клара (США) в октябре 2004 года . Суть анонса заключалась в намерении компании Atmel выпускать 32-разр. микроконтроллеры AT91SAM7S по цене 8-разрядных, нацеливая 8-разр. приложения на расширение функциональных возможностей по обработке информации, сохраняя при этом их конкурентоспособную стоимость на прежнем уровне.

Набор инструкций Thumb

32-разр. ARM-процессоры поддерживают предшествующие 16-разр. разработки за счет поддержки набора инструк-ций Thumb. Использование 16-разр. инструкций позволяет сэкономить до 35% памяти по сравнению с эквивалентным 32-разр. кодом, при этом сохраняя все преимущества 32-разр. системы, например, доступ к памяти с 32-разр. адресным пространством.

Технология SIMD

Технология SIMD (несколько данных в одной инструкции) используется в media-расширении и нацелена на увеличение скорости обработки данных в приложениях, где требуется малое энергопотребление. SIMD-расширения оптимизированы под широкий диапазон программного обеспечения, в т.ч. аудио/видео кодеки, где они позволяют увеличить быстродействие обработки в 4 раза.

Набор инструкций ЦСП (DSP)

Многие приложения предъявляют повышенные требования по быстродействию реально-временной обработки сигналов. Традиционно в таких ситуациях разработчики прибегают к использованию цифрового сигнального процессора (ЦСП), что увеличивает энергопотребление и стоимость, как самой разработки, так и конечного устройства. Для устранения данных недостатков в ряд ARM-процессоров интегрированы инструкции ЦСП, выполняющие 16-разр. и 32-разр. арифметические операции.

Технология Jazelle®

Технология ARM Jazelle адресована для приложений с поддержкой языка программирования Java. Она предлагает уни-кальное сочетание высокой производительности, малой системной стоимости и невысоких запросов к энергопотреблению, что не может быть достигнуто одновременно, если использовать сопроцессор или специализированный Java-процессор.

Технология ARM Jazelle является расширением к 32-разр. RISC-архитектуре, которое позволяет ARM-процессору выполнять Java-код на аппаратном уровне. При этом достигается непревзойденное быстродействие исполнения Java-кода с помощью ARM-архитектуры. Таким образом, разработчики имеют возможность свободно реализовывать Java-приложения, в т.ч. операционные системы и прикладной код, на одном процессоре.

В настоящее время технология Jazelle интегрирована в следующие ARM-процессоры: ARM1176JZ(F)-S, ARM1136J(F)-S, ARM1026EJ-S, ARM926EJ-S и ARM7EJ-S.

Традиционные ARM-процессоры поддерживают 2 набора инструкций: в режиме ARM - 32-разрядные инструкции, а в режиме Thumb наиболее популярные инструкции сжимаются к 16-разр. формату. Технология Jazelle расширяет эту концепцию, добавляя третий набор инструкций Java, который активизируется в новом Java-режиме.

Технология интеллектуального управления энергопотреблением

Одной из основных задач, которую решают разработчики портативных устройств (например, смарт-фоны, персональные цифровые помощники и аудио/видеоплееры) - оптимизация энергопотребления, что позволяет улучшить эксплуатационные характеристики готового устройства за счет продления ресурса батареи питания или уменьшения размеров устройства.

Традиционным методом снижения энергопотребления является использование экономичных режимов работы, например, холостой ход (idle) или сон (sleep), которые различаются глубиной деактивации внутренних элементов. Как правило, активный режим работы такой системы рассчитан на наихудшие условия работы и характеризуется максимальной загрузкой, тем самым неоправданно сокращая срок службы батареи. Таким образом, для дальнейшей оптимизации расходования энергии батареи питания разработчики уделяют особое внимание управлению энергопотреблением в активном режиме работы.

Для облегчения данного процесса разработана технология интеллектуального управления энергопотреблением (Intelligent Energy Manager, IEM) для процессоров ARM. Данная технология является сочетанием аппаратных и программных компонентов, которые совместно выполняют динамическое управление напряжением питания ("power scaling").

Сущность метода динамического управления напряжением питания основывается на выражении потребляемой мощности КМОП-процессоров:

где Р- общая потребляемая мощность, С - переключаемая емкость, fc - частота процессора, - напряжение пита-ния, - ток утечки в статическом режиме. Из выражения следует, что для регулировки энергопотребления могут варьироваться частота и напряжение питания.

Снижение частоты для уменьшения энергопотребления широко используется в микроконтроллерах и системах на кристаллах (PSoC), но не недостатком этого метода является снижение быстродействия. Метод динамического управления напряжением питания основан на варьировании напряжением питания, однако, если возможности регулировки исчерпаны, то как дополнительный используется метод регулировки частоты процессора.

Микроконтроллеры на основе архитектуры ARM

В таблице 1 представлена общая сравнительная характеристика ARM-микроконтроллеров наиболее известных и доступ-ных производителей: Analog Device, Atmel, Philips Semiconductors и Texas Instruments, а в таблице 2 более подробно представлены их технические данные.

Таблица 1. Сравнение ARM-микроконтроллеров разных производителей по ключевым признакам

TMS 470 (Texas Instruments) AT91 (Atmel) Micro Converter (AD) LPC2000 (Philips)
Системные:
  • Ядро ARM7TDMI
  • Делитель внешней синхронизации (ЕСР) позволяет тактировать внешнее устройство нужной частотой
  • Ядро ARM7TDMI/ARM920T
  • Опциональный встроенный калиброванный RC-генератор
  • ПДП для обмена данными между периферийными устройствами и памятью существенно разгружает процессор
  • Раздельное вкл/откл синхронизации каждого периферийного устройства (250 мкА, если все откл.)
  • Встроенный стабилизатор 1,8В
  • Ядро ARM7TDMI
  • Встроенный калиброванный RC -генератор (± 3%)
  • Ядро ARM7TDMI-S (несколько хуже удельное потребление по сравнению с ARM7TDMI)
  • Версии для температурного диапазона -40…+105°C
  • Память:
  • Флэш-память до 1 Мбайт
  • Модуль защиты памяти (MSM)
  • Экономичное статическое ОЗУ (например, AT91M40800 на 40 МГц с внешним ОЗУ (12нс) потребляет 120 мА, а AT91R40807 с внутренним ОЗУ при тех же условиях потребляет 50 мА).
  • Флэш-память программ/данных до 62 кбайт с хранением данных до 100 лет и износостойкостью 100 тыс. циклов запись/стирание
  • Флэш-память с 128-разр. интерфейсом ускорителя для работы на частоте 60 МГц
  • Аналоговая периферия:
  • Многобуферный АЦП: - 10 разр., 16 каналов, 1,75 мкс (выборка-хранение, преобразование); - возможность организации групп из каналов; - модели программирования: совместимость с АЦП TMS470R1X и буферизация результата преобразования (FIFO); - режимы работы: преобразование, калибровка (поиск средней точки ошибки смещения АЦП); - самотестирование (проверка неиспр. на аналоговых входах); выключение. - три канала ПДП; - запуск преобразования, в т.ч. группового, по внешнему событию или таймеру; - выводы задания обеих границ преобразования (выводы ADREFHI и ADREFLO).
  • Встроенный датчик температуры (± 3°С)
  • 12-разр. АЦП - 1 млн. преобр. в сек - несимметричный или полный дифференциальный режимы
  • 12-разр. ЦАП - выходной сигнал: напряжение - опциональный выходной буферный усилитель; - полный размах питания (rail-to-rail)
  • Компаратор (К) - 2 входа и выход связаны с выводами микросхемы
  • 10-разр. мультиплексиро-ванный АЦП: - время преобразования 2,44 мкс (400 тыс. преобр. в сек.) - диапазон преобразова-ния 0…3В - запуск внешним сигналом или таймером
  • Цифровая периферия:
  • Высококачественный таймер (HET): - набор из 21 специализированных инструкций для управления таймером; - специализированная предопределенная таймерная микромашина, связанная с линиями ввода-вывода.
  • Аппаратный генератор углов (HWAG) для реше-ния задач управления двигателями: - совместная работа с НЕТ
  • Часы реального времени с отдельным входом резервного питания
  • Периодический интервальный таймер (PIT) для генерации прерываний, синхронизированных со временем
  • Программируемая логиче-ская матрица - два блока, связывающих 16 входов и 14 выходов - 2-х входовой логический элемент с любой задаваемой функцией преобразования
  • Трехфазный 16-разр. ШИМ-генератор для управления инверторами/ электродвигателями - противофазные выходы на каждой фазе с регулируемой паузой неперекрытия - регулируемая частота ШИМ
  • 32-разр. таймеры (каналы захвата фронтов и каналы сравнения), блок ШИМ (6 выходов), часы реального времени
  • Интерфейсы:
  • Последовательные интерфейсы 2-го класса (C2SIa и C2SIb) - прием и передач данных в многомастерной сети; - связь TMS470R1Vx с внешними аналоговыми ин-терфейсными микросхемами; - буферизация, детекция ошибок и обрывов, калибровка и др.
  • CAN -контроллеры - стандартные (SCC): почтовый ящик на 16 сообщений; - высококачественные (HECC): почтовый ящик на 32 сообщения.
  • Интерфейс с ЦСП - соединяет TMS470R1x и мегамодуль ЦСП TMS320C54x
  • Модуль расширения шины (ЕВМ): - поддержка 8 или 16-разр. внешней памяти; - функция ввода-вывода общего назначения, если внешняя шина не используется
  • Интерфейс USB 2.0
  • Интерфейс внешней памяти с конфигурируемыми выходами выбора внешних микросхем
  • Контроллер высокоскоростного программирования: - последовательные и параллельные режимы программирования флэш-памяти
  • Интерфейсы флэш-карт (RM9200)
  • Стандартные последовательные интерфейсы (УАПП, SPI, I2C)
  • УАПП, совместимый с 16C550 - поддержка модемных сигналов на одном из УАПП
  • Конфигурируемый интерфейс внешней памяти с 4 банками и разрядностью данных 8/16/32
  • Таблица 2. Технические данные по ARM-микроконтроллерам компаний Atmel, Analog Device, Texas Instruments, Philips Semiconductors

    Наименование Ядро Корпус Память Периферийные устройства В/В Макс. ч-та, МГц
    Флэш, кбайт ОЗУ, кбайт Тай-мер АЦП, кан/разр SPI/У(С)АПП/ I2C USB Dev/ Host CAN Прочее
    Микроконтроллеры семейства TMS470 компании Texas Instruments
    TMS470R1A64 ARM7TDMI 80 LQFP 64 4 13 8/10 2/2/- - 2 C2SI 40 48
    ARM7TDMI 100 LQFP 128 8 16 16/10 2/2/- - 1 C2SI 50 48
    ARM7TDMI 100 LQFP 256 12 16 16/10 2/2/- - 1 C2SI 50 48
    ARM7TDMI 100/144 LQFP 288 16 12 12/10 2/2/1 - 2 C2SI, ПДП, EBM, MSM 93 48
    ARM7TDMI 144 LQFP 512 32 32 16/10 2/2/- - 2 ПДП 87 60
    ARM7TDMI 144 LQFP 768 48 32 16/10 5/2/- - 3 ПДП 87 60
    TMS470R1A1024 ARM7TDMI 144 LQFP 1024 64 12 12/10 5/2/1 - 2 DMA, EBM, MSM 93 60
    Семейство AT91 ARM Thumb компании Atmel
    ARM7TDMI QFP100 - 8 3 -/2/- EBI 32 40
    ARM7TDMI QFP100 - 256 3 -/2/- EBI 32 70
    ARM7TDMI BGA121 512 256 3 -/2/- EBI 32 70
    ARM7TDMI BGA121 2048 256 3 -/2/- EBI 32 70
    ARM7TDMI QFP144
    BGA144
    - 8 6 2/2/- EBI, PIT, RTT 54 33
    ARM7TDMI QFP176
    BGA176
    - 8 6 8/10 1/3/- EBI, RTC, 2х10 р. ЦАП 58 33
    ARM7TDMI QFP100 256 96 6 1/4/1 1/- SSC, PIT, RTC, RTT 63 66
    ARM7TDMI BGA256 1 16 3 1/2/- EBI, инт. SDRAM, 2xEthernet 48 36
    ARM7TDMI QFP144 - 4 9 8/10 1/3/- EBI, 4 ШИМ, CAN 49 40
    ARM7TDMI QFP176 - 16 10 16/10 1/2/- 4 EBI 57 30
    ARM7TDMI QFP100 256 32 9 16/10 2/4/1 1/- 1 8 ШИМ, RTT, PIT, RC-ген., SSC, MCI 62 60
    ARM7TDMI QFP48 32 8 3 8/10 1/1/1 21 55
    ARM7TDMI QFP64 64 16 3 8/10 1/2/1 1/- 4 ШИМ, RTT, PIT, RC-ген., SSC 32 55
    ARM7TDMI QFP64 128 32 3 8/10 1/2/1 1/- 4 ШИМ, RTT, PIT, RC-ген., SSC 32 55
    ARM7TDMI QFP64 256 64 3 8/10 1/2/1 1/- 4 ШИМ, RTT, PIT, RC-ген., SSC 32 55
    ARM7TDMI QFP100 128 32 3 8/10 1/2/1 1/- 1 4 ШИМ, RTT, PIT, RC-ген., SSC, Ethernet 60 55
    ARM920T QFP208
    BGA256
    128 16 6 1/4/1 1/2 EBI, RTC, RTT, PIT, инт.SDRAM, 3xSSC, MCI, Ethernet 94 180
    AT91SAM9261 ARM7TDMI BGA217 32 160 3 3/3/1 1/2 EBI, RTT, PIT, инт.SDRAM, 3xSSC, MCI 96 200
    Микроконтроллеры семейства MicroConverter компании Analog Device
    ARM7TDMI CP-40 62 8 5/12 1/1/2 4 x 12р.ЦАП, К, ПЛМ 14 45
    ARM7TDMI CP-40 62 8 8/12 1/1/2 2 x 12р.ЦАП, К, ПЛМ 13 45
    ARM7TDMI CP-40 62 8 10/12 1/1/2 К, ПЛМ 13 45
    ARM7TDMI CP-64 62 8 10/12 1/1/2 2 x 12р.ЦАП,3ф. ШИМ, К, ПЛМ 30 45
    ARM7TDMI CP-64 62 8 12/12 1/1/2 3ф. ШИМ, К, ПЛМ 30 45
    ARM7TDMI ST-80 62 8 12/12 1/1/2 4 x 12р.ЦАП, 3-ф.ШИМ, К, ПЛМ 40 45
    ARM7TDMI ST-80 62 8 16/12 1/1/2 3ф. ШИМ, К, ПЛМ 40 45
    Микроконтроллеры семейства LPC2000 компании Philips Semiconductors
    ARM7TDMI-S LQFP48 128 16 4 1/2/1 6 кан. ШИМ 32 60
    ARM7TDMI-S LQFP48 128 32 4 1/2/1 6 кан. ШИМ 32 60
    ARM7TDMI-S LQFP48 128 64 4 1/2/1 6 кан. ШИМ 32 60
    ARM7TDMI-S LQFP64 128 16 4 4/10 2/2/1 6 кан. ШИМ 46 60
    ARM7TDMI-S LQFP64 128 16 4 4/10 2/2/1 6 кан. ШИМ 46 60
    ARM7TDMI-S LQFP64 256 16 4 4/10 2/2/1 6 кан. ШИМ 46 60
    ARM7TDMI-S LQFP64 256 16 4 4/10 2/2/1 6 кан. ШИМ 46 60
    2/2/1 6 кан. ШИМ 112 60
    ARM7TDMI-S LQFP144 256 16 4 8/10 2/2/1 2 6 кан. ШИМ 112 60
    ARM7TDMI-S LQFP144 256 16 4 8/10 2/2/1 4 6 кан. ШИМ 112 60

    Несмотря на использование в большинстве микроконтроллеров общего ядра ARM7TDMI у микроконтроллеров разных производителей вырисовывается довольно таки четкий портрет. Analog Device является бесспорным лидером по аналоговой периферии, имея в своем арсенале 12-разр. АЦП и ЦАП класса 1МГц. В этом направлении заметно отстает Atmel, которая в своих разработках отдельных АЦП уже взяла барьер 2ГГц, а вот интегрировать приличный АЦП в 32-разр. микроконтроллер, так и не смогла. Однако данный недостаток микроконтроллеров Atmel перекрывает их "дружелюбность" (при использовании встроенного RC-генератора и стабилизатора для запуска микроконтроллера потребуется только подача одного напряжения питания), экономичность, а самое главное низкая стоимость. Среди рассматриваемых микроконтроллеров, микроконтроллеры Atmel - единственные, которые содержат интерфейс USB. Для микроконтроллеров TI характерна избыточная представитель-ность при умеренной стоимости. Работая с микроконтроллерами TMS470 можно быть уверенным в достаточности периферийных ресурсов. Микроконтроллеры LPC2000 (Philips) можно назвать золотой серединой по рассматриваемым крите-риям. Отличает их наличие УАПП, выполненного в традициях Philips и который совместим со стандартным УАПП 16C550, а также имеет модемный интерфейс и режим аппаратного управления связью с FIFO-буферизацией. Среди ARM-микроконтроллеров Philips можно найти представителей для расширенного температурного диапазона -40…+105°C.

    32-разр. микроконтроллеры с альтернативными ядрами

    Когда речь идет о 32-разр. микроконтроллерах несправедливым будет не упомянуть о других 32-разр. альтернативах ядру ARM. В этом плане следует выделить ядро FR компании Fujitsu и М68000/М68300 компании Motorola.

    Ядро FR используется в обширном количестве микроконтроллеров (свыше 40), образующих несколько семейств, и имеет 16-разрядный режим набора инструкций для оптимизации использования памяти программ при минимальном ухудшении эф-фективности работы, что идентично ядру ARM. Размер ПЗУ и ОЗУ достигает до 512 кбайт, в зависимости от типа поддерживаются разнообразные стандартные периферийные устройства, в т.ч. 10-разр. АЦП, 12-разр. ШИМ, интерфейс CAN, УАПП и др. Так же, как и в случае с микроконтроллерами ARM, микроконтроллеры на основе ядра FR выделяются общими традициями, которые закладывает разработчик, и которые узнаваемы во всей линейке микроконтроллеров. В случае Fujitsu это аппаратная поддержка эндианизма, аппаратная функция поиска бита, множество каналов однотипных периферийных уст-ройств, вход немаскируемого прерывания. Во множество микроконтроллеров интегрирован довольно приличный 10-разр. АЦП (время преобразования 1,7 мкс) и ЦАП (0,9 мкс). В семействе FRLite поставлен рекорд по удельному энергопотреблению 1мА/МГц. Максимальным быстродействием обладает семейство FR 65Е, у которого тактовая частота достигает 66МГц.

    32-разр. микроконтроллеры Motorola характеризуются реализацией из набора стандартных функциональных модулей. В состав микроконтроллеров семейства 68300 входят: 32-разрядный процессор (CPU32), модули внутренней памяти, интер-фейсный модуль системной интеграции (SIM), модуль последовательного интерфейса (QSM), таймерный процессор (TPU) или таймерный модуль (GPT), аналого-цифровой преобразователь (ADC) и ряд других. Между собой модули соединяются посред-ством межмодульной шины. Процессор CPU32, используемый в микроконтроллерах семейства 68300, по своим основным функциям аналогичен 32-разрядному микропроцессору MC68020 семейства 68000. Для использования в системах связи вы-пускаются микроконтроллеры, содержащие модуль коммуникационного RISC-процессора, имеющий набор специальных средств для обмена данными. Такие коммуникационные контроллеры (68360, 68302, 68356) также входят в состав семейства 68300. Особенностью процессора CPU32 является его работа с 16-разрядной шиной данных и 24-разрядной шиной адреса (ад-ресуемая память 16 Мбайт), а основным архитектурным принципом функционирования процессоров семейства 68000 является разделение их ресурсов и возможностей в зависимости от класса решаемых задач. При этом подразумевается выполнение двух классов задач: управление работой самой микропроцессорной системы с помощью системного программного обеспечения (операционной системы - супервизора) и решение прикладных задач пользователя. От этого происходят режимы функционирования: режим супервизора или режим пользователя. В зависимости от режима при выполнении программ разрешается доступ ко всем ресурсам микроконтроллера или их части. В режиме супервизора разрешается выполнение любых команд, реализуемых процессором, и доступ ко всем регистрам. В режиме пользователя запрещается выполнение ряда команд и дос-туп к некоторым регистрам, чтобы ограничить возможности таких изменений состояния системы, которые могут помешать выполнению других программ или нарушить установленный супервизором режим работы процессора. Сильным аргументом в сторону выбора микроконтроллеров Motorola - высокая популярность в свое время семейства M68000 и программная совместимость микроконтроллеров M68000 и более современных M68300, что позволяет использовать существующие программные наработки в новых разработках, тем самым сокращая сроки проектирования.

    • Несомненным преимуществом ядра ARM является его стандартность, что позволяет использовать программное обеспечение от других совместимых микроконтроллеров, иметь более широкий доступ к средствам для проектирования или более просто осуществлять миграцию между микроконтроллерами.
    • Несмотря на использование одного и того же ядра ARM в микроконтроллерах разных производителей, все-таки каждый из них имеет свое лицо, что достигается оригинальной "рецептурой" периферийных устройств и занятие в некоторых из типов периферийных устройств лидерских позиций, например, для Analog Device это цифро-аналоговые преобразователи.
    • ARM-ядра имеют представительную номенклатуру и динамику развития, однако, из сравнения следует, что для широких масс доступны в основном микроконтроллеры на основе ядра ARM7TDMI. Объяснить это можно, например, тем, что основ-ная сфера потребления ARM-микроконтроллеров - бытовые, офисные, пользовательские электронные приборы и оборудование, которые, к сожалению, в основном выпускают зарубежные ОЕМ-производители.
    • Рынок 32-разрядных микроконтроллеров обладает высокой емкостью, которая будет динамично возрастать в ближай-шие годы, поэтому, нам остается следить за борьбой производителей микроконтроллеров за долю данного рынка, следить за анонсами и успевать осваивать новые технологии.

    Литература

    1. J. Wilbrink. Facilitation the Migration from 8-bit to 32-bit Microcontrollers/Atmel Corporation -2004.
    2. "Atmel Introduces World"s First Sub $3 ARM7 Flash Microcontroller", новость компании Atmel от 19.10.04, www.atmel.com.
    3. Processor Cores Flyer//Ref: ARM DOI 0111-4/05.03, Issued: May 2003.
    4. Материалы сайта www.arm.com

    Как устроен процессор. Почему за ARM будущее?Современного потребителя электроники очень сложно удивить. Мы уже привыкли к тому, что наш карман законно занимает смартфон, в сумке лежит ноутбук, на руке послушно отсчитывают шаги «умные» часы, а слух ласкают наушники с активной системой шумоподавления.

    Забавная штука, но мы привыкли носить с собой не один, а сразу два, три и более компьютеров. Ведь именно так можно назвать устройство, у которого есть процессор. И вовсе неважно, как выглядит конкретный девайс. За его работу отвечает миниатюрный чип, преодолевший бурный и стремительный путь развития.

    Почему мы подняли тему процессоров? Все просто. За последние десять лет произошла настоящая революция в мире мобильных устройств.

    Между этими устройствами всего 10 лет разницы. Но Nokia N95 тогда нам казалась космическим девайсом, а на ARKit сегодня мы смотрим с определенным недоверием

    А ведь все могло бы сложиться иначе и потрепанный Pentium IV так бы и остался пределом мечтаний рядового покупателя.

    Мы постарались обойтись без сложных технических терминов и рассказать, как работает процессор, и выяснить, за какой архитектурой будущее.

    1. С чего все началось

    Первые процессоры были абсолютно не похожи на то, что вы можете видеть, приоткрыв крышку системного блока вашего ПК.

    Вместо микросхем в 40-е годы XX века использовались электромеханические реле, дополненные вакуумными лампами. Лампы выполняли роль диода, регулировать состояние которого можно было за счет понижения или повышения напряжения в цепи. Выглядели такие конструкции так:

    Для работы одного исполинского компьютера нужны были сотни, иногда тысячи процессоров. Но, при этом, вы не смогли бы запустить на таком компьютере даже простенький редактор, как NotePad или TestEdit из штатного набора Windows и macOS. Компьютеру банально не хватило бы мощности.

    2. Появление транзисторов

    Первые полевые транзисторы появились еще в 1928 году. Но мир изменился лишь после появления так называемых биполярных транзисторов, открытых в 1947-м.

    В конце 40-х физик-экспериментатор Уолтер Браттейн и теоретик Джон Бардин разработали первый точечный транзистор. В 1950 его заменил первый плоскостной транзистор, а в 1954 году небезизвестный производитель Texas Instruments анонсировал уже кремниевый транзистор.

    Но настоящая революция наступила в 1959 году, когда ученый Жан Энри разработал первый кремниевый планарный (плоский) транзистор, который стал основой для монолитных интегральных схем.

    Да, это немного сложно, поэтому давайте копнем немного глубже и разберемся с теоретической частью.

    3. Как работает транзистор

    Итак, задача такого электрического компонента как транзистор заключается в управлении током. Проще говоря, этот немного хитрый переключатель, контролирует подачу электричества.

    Основное преимущество транзистора перед обычным переключателем в том, что он не требует присутствия человека. Т.е. управлять током такой элемент способен самостоятельно. К тому же, он работает намного быстрее, чем вы бы самостоятельно включали или отключали электрическую цепь.

    Задача компьютера заключается в том, чтобы представить электрический ток в виде чисел.

    И если раньше задачу переключения состояний выполняли неповоротливые, громоздкие и малоэффективные электрические реле, то теперь эту рутинную работу взял на себя транзистор.

    С начала 60-х транзисторы стали изготавливать из кремния, что позволило не только делать процессоры компактнее, но и существенно повысить их надежность.

    Но сначала разберемся с диодом

    Кремний (он же Si - «silicium» в таблице Менделеева) относится к категории полупроводников, а значит он, с одной стороны, пропускает ток лучше диэлектрика, с другой, - делает это хуже, чем металл.

    Хочется нам того или нет, но для понимания работы и дальнейшей история развития процессоров придется окунуться в строение одного атома кремния. Не бойтесь, сделаем это кратко и очень понятно.

    Задача транзистора заключается в усилении слабого сигнала за счет дополнительного источника питания.

    У атома кремния есть четыре электрона, благодаря которым он образует связи (а если быть точным - ковалентные связи) с такими же близлежащими тремя атомами, формируя кристаллическую решетку. Пока большинство электронов находятся в связи, незначительная их часть способна двигаться через кристаллическую решетку. Именно из-за такого частичного перехода электронов кремний отнесли к полупроводникам.

    Но столь слабое движение электронов не позволило бы использовать транзистор на практике, поэтому ученые решили повысить производительность транзисторов за счет легирования, а проще говоря - дополнения кристаллической решетки кремния атомами элементов с характерным размещением электронов.

    Так стали использовать 5-валентную примесь фосфора, за счет чего получили транзисторы n-типа. Наличие дополнительного электрона позволило ускорить их движение, повысив пропуск тока.

    При легировании транзисторов p-типа таким катализатором стал бор, в который входят три электрона. Из-за отсутствия одного электрона, в кристаллической решетке возникают дырки (выполняют роль положительного заряда), но за счет того, что электроны способны заполнять эти дырки, проводимость кремния повышается в разы.

    Предположим, мы взяли кремниевую пластину и легировали одну ее часть при помощи примеси p-типа, а другую - при помощи n-типа. Так мы получили диод - базовый элемент транзистора.

    Теперь электроны, находящиеся в n-части, будут стремится перейти в дырки, расположенные в p-части. При этом n-сторона будет иметь незначительный отрицательный, а p-сторона - положительный заряды. Образованное в результате этого «тяготения» электрическое поле –барьер, будет препятствовать дальнейшему перемещению электронов.

    Если к диоду подключить источник питания таким образом, чтобы "–" касался p-стороны пластины, а "+" - n-стороны, протекание тока будет невозможно из-за того, что дырки притянутся в минусовому контакту источника питания, а электроны - к плюсовому, и связь между электронами p и n стороны будет утеряна за счет расширения объединенного слоя.

    Но если подключить питание с достаточным напряжением наоборот, т.е. "+" от источника к p-стороне, а "–" - к n-стороне, размещенные на n-стороне электроны будут отталкиваться отрицательным полюсом и выталкиваться на p-сторону, занимая дырки в p-области.

    Но теперь электроны притягивает к положительному полюсу источника питания и они продолжаются перемещаться по p-дыркам. Это явление назвали прямым смещением диода.

    Диод + диод = транзистор

    Сам по себе транзистор можно представить как два, состыкованных друг к другу диода. При этом p-область (та, где размещены дырки) у них становится общей и именуется «базой».

    У N-P-N транзистора две n-области с дополнительными электронами - они же «эмиттер» и «коллектор» и одна, слабая область с дырками - p-область, именуемая «базой».

    Если подключить источник питания (назовем его V1) к n-областям транзистора (независимо от полюса), один диод получит обратное смещение и транзистор будет находиться в закрытом состоянии.

    Но, как только мы подключим еще один источник питания (назовем его V2), установив "+" контакт на «центральную» p-область (базу), а "–" контакт на n-область (эмиттер), часть электронов потечет по вновь образованной цепи (V2), а часть будет притягиваться положительной n-областью. В результате, электроны потекут в область коллектора, а слабый электрический ток будет усилен.

    Выдыхаем!

    4. Так как все-таки работает компьютер?

    А теперь самое главное.

    В зависимости от подаваемого напряжения, транзистор может быть либо открыт, либо закрыт. Если напряжение недостаточное для преодоления потенциального барьера (того самого на стыке p и n пластин) - транзистор будет находится в закрытом состоянии - в состоянии «выключен» или, говоря языком двоичной системы - «0».

    При достаточно напряжении транзистор открывается, а мы получаем значение «включен» или «1» в двоичной системе.

    Такое состояние, 0 или 1, в компьютерной индустрии назвали «битом».

    Т.е. мы получаем главное свойство того самого переключателя, который открыл человечеству путь к компьютерам!

    В первом электронном цифровом вычислителе ЭНИАК, а проще говоря - первом компьютере, использовалось около 18 тысяч ламп-триодов. Размер компьютера был сопоставим с теннисным кортом, а его вес составлял 30 тонн.

    Для понимания работы процессора нужно понять еще два ключевых момента.

    Момент 1. Итак, мы определились с тем, что такое бит. Но с его помощью мы можем лишь получить две характеристики чего-либо: или «да» или «нет». Для того, чтобы компьютер научился понимать нас лучше, придумали комбинацию из 8 битов (0 или 1), которую прозвали байтом.

    Используя байт можно закодировать число от нуля до 255. Используя эти 255 чисел - комбинаций нулей и единиц, можно закодировать все что угодно.

    Момент 2. Наличие чисел и букв без какой-либо логики нам бы ничего не дало. Именно поэтому появилось понятие логических операторов.

    Подключив всего два транзистора определенным образом, можно добиться выполнения сразу нескольких логических действий: «и», «или». Комбинация величины напряжения на каждом транзисторе и тип их подключения позволяет получить разные комбинации нулей и единиц.

    Стараниями программистов значения нулей и единиц, двоичной системы, стали переводить в десятичную для того, чтобы мы могли понять, что именно «говорит» компьютер. А для ввода команд привычные нами действия, вроде ввода букв с клавиатуры, представлять в виде двоичной цепи команд.

    Проще говоря, представьте, что есть таблица соответствия, скажем, ASCII, в которой каждой букве соответствует комбинация 0 и 1. Вы нажали кнопку на клавиатуре, и в этот момент на процессоре, благодаря программе, транзисторы переключились таким образом, чтобы на экране появилась та самая, написанная на клавише буква.

    5. И началась транзисторная гонка

    После того, как в 1952 году британский радиотехник Джеффри Дамер предложил размещать простейшие электронные компоненты в монолитном кристалле полупроводника, компьютерная индустрия сделал семимильный шаг вперед.

    От интегральных схем, предложенных Дамером, инженеры быстро перешли на микрочипы, в основе которых использовались транзисторы. В свою очередь, нескольких таких чипов уже образовывали сам процессор.

    Разумеется, что размеры таких процессоров мало чем схожи с современными. К тому же, вплоть до 1964 года у всех процессоров была одна проблема. Они требовали индивидуального подхода - свой язык программирования для каждого процессора.

    1964 год IBM System/360. Компьютер, совместимый с универсальным программным кодом. Набор инструкций для одной модели процессора мог использоваться и для другой.

    70-e годы. Появление первых микропроцессоров. Однокристальный процессор от Intel . Intel 4004 - 10 мкм ТП, 2 300 транзисторов, 740 КГц.

    1973 год Intel 4040 и Intel 8008. 3 000 транзисторов, 740 КГц у Intel 4040 и 3 500 транзисторов при 500 кГц у Intel 8008.

    1974 год Intel 8080. 6 мкм ТП и 6000 транзисторов. Тактовая частота около 5 000 кГц. Именно этот процессор использовался в компьютере Altair-8800. Отечетсвенная копия Intel 8080 - процессор КР580ВМ80А, разработанный Киевским НИИ микроприборов. 8 бит.

    1976 год Intel 8080. 3 мкм ТП и 6500 транзисторов. Тактовая частота 6 МГц. 8 бит.

    1976 год Zilog Z80. 3 мкм ТП и 8500 транзисторов. Тактовая частота до 8 МГц. 8 бит.

    1978 год Intel 8086. 3 мкм ТП и 29 000 транзисторов. Тактовая частота около 25 МГц. Система команд x86, которая используется и сегодня. 16 бит.

    1980 год Intel 80186. 3 мкм ТП и 134 000 транзисторов. Тактовая частота - до 25 МГц. 16 бит.

    1982 год Intel 80286. 1,5 мкм ТП и 134 000 транзисторов. Частота - до 12,5 МГц. 16 бит.

    1982 год Motorola 68000. 3 мкм и 84 000 транзисторов. Этот процессор использовался в компьютере Apple Lisa.

    1985 год Intel 80386. 1,5 мкм тп и 275 000 транзисторов. Частота - до 33 МГц в версии 386SX.

    Казалось бы, продолжать список можно было бы до бесконечности, но тут инженеры Intel столкнулись с серьезной проблемой.

    На дворе конец 80-х. Еще в начале 60-х один из основателей компании Intel Гордон Мур формулировал так называемый «Закон Мура». Звучит он так:

    Каждые 24 месяца количество транзисторов, размещенных на кристалле интегральной схемы, удваивается.

    Назвать этот закон законом сложно. Вернее будет окрестить его эмпирическим наблюдением. Сопоставив темпы развития технологий, Мур сделал вывод, что может сформироваться подобная тенденция.

    Но уже во время разработки четвертого поколения процессоров Intel i486 инженеры столкнулись с тем, что уже достигли потолка производительности и больше не могут разместить большее количество процессоров на той же площади. На тот момент технологии не позволяли этого.

    В качестве решения был найден вариант с использованием рядом дополнительных элементов:

    кэш-памяти;

    конвейера;

    встроенного сопроцессора;

    множителя.

    Часть вычислительной нагрузки ложилась на плечи этих четырех узлов. В результате, появление кэш-памяти с одной стороны усложнило конструкцию процессора, с другой - он стал значительно мощнее.

    Процессор Intel i486 состоял уже из 1,2 млн транзисторов, а максимальная частота его работы достигла 50 МГц.

    В 1995 году к разработке присоединяется компания AMD и выпускает самый быстрый на тот момент i486-совместимый процессор Am5x86 на 32-битной архитектуре. Изготавливался он уже по 350 нанометровому техпроцессу, а количество установленных процессоров достигло 1,6 млн штук. Тактовая частота повысилась до 133 МГц.

    Но гнаться за дальнейшим наращиванием количества установленных на кристалле процессоров и развитии уже утопической архитектуры CISC (Complex Instruction Set Computing) чипмейкеры не решились. Вместо этого американский инженер Дэвид Паттерсон предложил оптимизировать работу процессоров, оставив лишь самые необходимые вычислительные инструкции.

    Так производители процессоров перешли на платформу RISC (Reduced Instruction Set Computing]. Но и этого оказалось мало.

    В 1991 году выходит 64-битный процессор R4000, работающий на частоте 100 МГц. Через три года появляется процессор R8000, а еще через два года - R10000 с тактовой частотой вплоть до 195 МГц. Параллельно развивался рынок SPARC-процессоров, особенностью архитектуры которых стало отсутствие инструкций умножения и деления.

    Вместо борьбы за количество транзисторов, производители чипов стали пересматривать архитектуру их работы. Отказ от «ненужных» команд, выполнение инструкций в один такт, наличие регистров общего значения и конвейеризация позволили оперативно наращивать тактовую частоту и мощность процессоров, не извращаясь с количеством транзисторов.

    Вот лишь некоторые из появившихся с период с 1980 по 1995 год архитектур:

    В их основе лежала платформа RISC, а в некоторых случаях и частичное, совмещенное использование CISC-платформы. Но развитие технологий вновь подталкивало чипмейкеров продолжить наращивание процессоров.

    В августе 1999 года на рынок выходе AMD K7 Athlon, изготовленный по 250 нанометровому техпроцессу и включающий 22 млн транзисторов. Позднее планку подняли до 38 млн процессоров. Потом до 250 млн Увеличивался технологический процессор, росла тактовая частота. Но, как гласит физика, всему есть предел.

    7. Конец транзисторных соревнований близко

    В 2007 году Гордон Мур выступил с весьма резким заявлением:

    Закон Мура скоро перестанет действовать. Устанавливать неограниченное количество процессоров до бесконечности невозможно. Причина тому - атомарная природа вещества.

    Невооруженным глазом заметно, что два ведущих производителям чипов AMD и Intel последние несколько лет явно замедлили темпы развития процессоров. Точность технологического процесса выросла всего до нескольких нанометров, но размещать еще больше процессоров невозможно.

    И пока производители полупроводников грозятся запустить многослойные транзисторы, проводя параллель с 3DNand памятью, у упершейся в стену архитектуры x86 еще 30 лет назад появился серьезный конкурент.

    8. Что ждет «обычные» процессоры

    «Закон Мура» признан недействительным еще с 2016 года. Об этом официально заявил крупнейший производитель процессоров Intel. Удваивать вычислительную мощность на 100% каждые два года чипмейкеры больше не состоянии.

    И теперь у производителей процессоров есть несколько малоперспективных вариантов.

    Первый вариант - квантовые компьютеры. Попытки построить компьютер, который использует для представления информации частицы, уже были. В мире существует несколько подобных квантовых устройств, но они способны справляться лишь с алгоритмами небольшой сложности.

    К тому же, о серийном запуске подобных устройств в ближайшие десятилетия не может идти и речи. Дорого, неэффективно и… медленно!

    Да, квантовые компьютеры потребляют намного меньше энергии, чем их современные коллеги, но при этом работать они будут медленнее до тех пор, пока разработчики и производители комплектующих не перейдут на новую технологию.

    Второй вариант - процессоры со слоями транзисторов. О данной технологии всерьез задумались и в Intel, и в AMD. Вместо одного слоя транзисторов планируют использовать несколько. Похоже, что в ближайшие годы вполне могут появится процессоры, в которых будут важны не только количество ядер и тактовая частота, но и количество транзисторных слоев.

    Решение вполне имеет право на жизнь, и таким образом монополистам удастся доить потребителя еще пару десятков лет, но, в конце концов, технология опять-таки упрется в потолок.

    Сегодня же, понимая стремительное развитие ARM-архитектуры, Intel провела негромкий анонс чипов семейства Ice Lake. Процессоры будут изготавливаться по 10-нанометровому технологическому процессу и станут основой для смартфонов, планшетов и мобильных устройств. Но произойдет это в 2019 году.

    9. Будущее за ARM Итак, архитектура x86 появилась в 1978 году и относится к типу платформы CISC. Т.е. сама по себе она предполагает наличие инструкций на все случаи жизни. Универсальность - главный конек x86.

    Но, в тоже время, универсальность сыграла с этими процессорами и злую шутку. У x86 есть несколько ключевых недостатков:

    сложность команд и откровенная их запутанность;

    высокое потребление энергии и выделение теплоты.

    За высокую производительность пришлось попрощаться с энергоэффективностью. Более того, над архитектурой x86 сейчас трудятся две компании, которых можно смело отнести к монополистам. Это Intel и AMD. Производить x86-процессоры могут только они, а значит и правят развитием технологий только они.

    В тоже время разработкой ARM (Arcon Risk Machine) занимаются сразу несколько компания. Еще в 1985 году в качестве основы для дальнейшего развития архитектуры разработчики выбрали платформу RISC.

    В отличие от CISC, RISC предполагает разработку процессора с минимально необходимым количеством команд, но максимальной оптимизацией. Процессоры RISC намного меньше CISC, более энергоэффективны и просты.

    Более того, ARM изначально создавался исключительно как конкурент x86. Разработчики ставили задачу построить архитектуру, более эффективную чем x86.

    Еще с 40-х годов инженеры понимали, что одной из приоритетных задач остается работа над уменьшением габаритов компьютеров, а, в первую очередь - самих процессоров. Но вряд ли почти 80 лет назад кто-либо мог предположить, что полноценный компьютер будет меньше спичечного коробка.

    Скептически настроенным пользователям, которые пройдутся по топовым строчкам Geekbench лишь хочется напомнить: в мобильных технологиях размер - это то, что прежде всего имеет значение.

    Установите на стол моноблок с мощным 18-ядерный процессором, который «в клочья разрывает ARM-архитектуру», а затем положите рядом iPhone. Чувствуете разницу?

    11. Вместо вывода

    Объять 80-летнюю историю развития компьютеров в одном материале невозможно. Но, прочитав данную статью, вы сможете понять как устроен главный элемент любого компьютера - процессор, и чего стоит ждать от рынка в последующие годы.

    Безусловно, Intel и AMD буду работать над дальнейшим наращиванием количества транзисторов на одном кристалле и продвигать идею многослойных элементов.

    Но нужна ли вам как покупателю такая мощность?

    Вряд ли вас не устраивает производительность iPad Pro или флагманского iPhone X. Не думаю, что вы недовольны производительностью расположившейся на кухне мультиварки или качеством картинки на 65-дюймовом 4K-телевизоре. А ведь во всех этих устройствах используются процессоры на ARM-архитектуре.

    Windows уже официально заявила, что с интересом смотрит в сторону ARM. Поддержку этой архитектуры компания включила еще в Windows 8.1, а ныне активно работает над тандемом с ведущим ARM-чипмейкером Qualcomm.

    На ARM успела посмотреть и Google - операционная система Chrome OS поддерживает эту архитектуру. Появились сразу несколько дистрибутивов Linux, которые также совместимы с данной архитектурой. И это только начало.

    И лишь попробуйте на минутку представить, каким приятным будет сочетание энергоэффективного ARM-процессора с графеновым аккумулятором. Именно эта архитектура позволит получить мобильные эргономичные гаджеты, которые смогут диктовать будущее.

    Всем привет. В сегодняшней статье мы с Вами познакомимся с архитектурой ARM. И в последующих записях будем работать с данными микроконтроллерами, повышая производительность и функциональность проектов. Рассмотренные уже нами мк AVR, и задействованные в различных устройствах, например последний, как USB-устройство, в дальнейших проектах будут использоваться как промежуточные звенья.

    Что же такое ARM? Начнем с истории. Расшифровуется аббревиатура как Advanced RISC Machine - усовершенствованная RISC-машина, либо - AcornRISC Machine. Где Acorn — название объединенного предприятия, а Advanced — отдельный процессорный бизнес. Acorn – переименованная фирма CPU, которая выпустила в 1979 году свой первый компьютер Acorn System 1, в этом же году и переименована. Формально фирма ARM Holdings была создана в 1990 году, а конкретнее - в тот момент, когда было подписано соглашение между тремя компаниями: Apple Computer, Acorn Computers и VLSI Technology. Более подробно об истории можно почитать в статье по следующей ссылке: https://xakep.ru/2014/10/04/arm-history/.

    ARM - семейство 32-битных и 64-битных микропроцессорных ядер, которые широко используются в потребительской электронике. Появилась при изучении документации проекта RISC. Официальный проект Acorn RISC Machine был начат в октябре 1983 года. И первый процессор ARM1 был произведен 26 апреля 1985 года. Через год появились серийные процессоры arm2. Далее было семейство ARM3. ARM6 в 1992 году. И так далее. Сама компания не производит микросхемы и на данный момент не производит процессоры. Основной бизнес это продажа лицензий. Например обладатели «архитектурную лицензию» имеют право разрабатывать собственные микропроцессорные ядра, реализующие инструкции ARM и использующие патенты ARM. А в 2016 году японская компания Softbank (третий по величине оператор Страны восходящего солнца) приобрела британскую компанию ARM за $32 млрд.

    Если сравнивать ARM c х86 , то последняя позиционируется как обработчик ресурсоемких задач, а ткакже CISC (Complex Instruction Set Computing), т.е. реализованы инструкции на все случаи жизни, в отличии от, RISC - набором минимально необходимых для работы команд. Минусом х86 можна назвать энергоемкость, соответственно выделения большого количества теплоты ну и сложность команд. ARM — минимальное энергопотребление, низкая цена, и низкая производительность работы по сравнению с x86. В последнее время грань между обоими архитектурами стирается. ARM процессоры становятся более производительными и быстрыми. В общем стоит отметить что эти две архитектуры представляют основной процент продаж на рынке.

    Архитектура развивалась с течением времени, и начиная с ARMv7 были определены 3 профиля:
    — ‘A’(application) - для устройств, требующих высокой производительности (смартфоны, планшеты)
    — ‘R’(real time) - для приложений, работающих в реальном времени,
    — ’M’(microcontroller) - для микроконтроллеров и недорогих встраиваемых устройств.
    M-профиль (версии ARMv6-M и ARMv7-M, ядра Cortex-M), строго говоря, не относится к «настоящим» ARM-процессорам. Во-первых, он кардинальным образом отличается по системной архитектуре от всех прочих разработок фирмы ARM, а соответственно, на системном уровне несовместим ни с более ранними процессорами, ни с другими профилями 7-й версии архитектуры. Во-вторых, в этих кристаллах реализована только система команд Thumb (ARMv6-M, ядра Cortex-M0 и -M1) или Thumb-2 (ARMv7-M, все прочие ядра Cortex-M), а команды набора ARM не поддерживаются. Предназначена эта серия для использования в качестве микроконтроллеров малой и средней производительности. Благодаря низкой стоимости и энергопотреблению они могут успешно конкурировать с намного более слабыми по вычислительными возможностям 8- и 16-разрядными микроконтроллерами. Заметим, что принадлежность ядер Cortex-M0 и -M1 к 6-й версии архитектуры является чисто формальной. Всю интересующую документацию можна скачать на официальном сайте https://developer.arm.com/
    Забегая на перед, мы с Вами будем работать с архитектурой ARMv7Е-M, ядро Cortex-M. В процессе работы с ним изучим все тонкости.
    Ниже таблица семейства Cortex-M.

    И последнее рассмотрим набор инструкций Thumb. Это режим процессоров ARM (начиная с ARM7TDMI), где используется сокращенная система команд. Состоит из 36 команд, взятых из стандартного набора 32-разрядных команд архитектуры ARM и преобразованных до 16-разрядных кодов, т.е. выполняет альтернативный набор 16-битных команд. Длина команд Thumb составляет половину длины стандартных 32-разрядных команд, что позволяет существенно сократить необходимые объёмы памяти программ (порядка 30 %), а также использовать более дешёвую 16-разрядную память. При выполнении эти команды дешифруются процессором в эквивалентные операции ARM, выполняемые за то же количество тактов. Более короткие коды операций в целом дают большую плотность кода, хотя некоторые операции требуют дополнительных команд. В ситуациях, когда порт памяти или ширина шины ограничены 16 битами, более короткие коды операций режима Thumb становятся гораздо производительнее по сравнению с обычным 32-битным ARM-кодом, так как меньший программный код придется загружать в процессор при ограниченной пропускной способности памяти. Thumb-2 (являющийся смесью ARM и Thumb) - технология, стартовавшая с ARM1156 core, анонсированного в 2003 году. Он расширяет ограниченный 16-битный набор команд Thumb дополнительными 32-битными командами, чтобы задать набору команд дополнительную ширину. Цель Thumb-2 - достичь плотности кода, как у Thumb, и производительности, как у набора команд ARM на 32 битах. Можно сказать, что в ARMv7 эта цель была достигнута. Thumb-2 расширяет как команды ARM, так и команды Thumb ещё большим количеством команд. Язык «Unified Assembly Language» (UAL) поддерживает создание команд, как для ARM, так и для Thumb из одного и того же исходного кода. Версии Thumb на ARMv7 выглядят, как код ARM. Все кристаллы ARMv7 поддерживают набор команд Thumb-2, а некоторые кристаллы, вроде Cortex-m3, поддерживают только Thumb-2. Остальные кристаллы Cortex и ARM11 поддерживают наборы команд как Thumb-2, так и ARM.

    Архитектура ARM имеет много версий, на сегодняшний день (2017) последняя это ARMv8-A семейства Cortex-A50, кстати весной 2017 года компания ARM представила два процессорных ядра Cortex-A75 и Cortex-A55. Мы с Вами не рассматриваем разработки сторонними компаниями, владеющими архитектурной лицензией от ARM, которая разрешала реализацию запатентованных инструкций. Мы с Вами познакомимся с архитектурой ARMv7E-M на ядре Cortex-M4, работая с микроконтроллером STM32F303VCT6 на отладочной плате STM32F3 Discovery. Выше я писал, о переходе на arm ради производительности и функциональности, но также мы расширим немного кругозор, изучим новую технологию и научимся ее интегрировать в проекты, совмещая с другими технологиями. В следующей записи познакомимся с микроконтроллером STM32F303VCT6, рассмотрим его архитектуру, и научимся с ним работать. На этом сегодня и остановимся. Всем пока.

    Подавляющее большинство современных гаджетов используют процессоры на архитектуре ARM, разработкой которой занимается одноимённая компания ARM Limited. Что интересно, компания сама не производит процессоры, а только лицензирует свои технологии для сторонних производителей чипов. Помимо этого, компания также разрабатывает процессорные ядра Cortex и графические ускорители Mali, которых мы обязательно коснёмся в этом материале.

    ARM Limited

    Компания ARM, фактически, является монополистом в своей области, и подавляющее большинство современных смартфонов и планшетов на различных мобильных операционных системах используют процессоры именно на архитектуре ARM. Производители чипов лицензируют у ARM отдельные ядра, наборы инструкций и сопутствующие технологии, причём стоимость лицензий значительно разнится в зависимости от типа процессорных ядер (это могут быть как маломощные бюджетные решения, так и ультрасовременные четырёхъядерные и даже восьмиядерные чипы) и дополнительных компонентов. Годовой отчёт о прибыли ARM Limited за 2006 год показал выручку в 161 миллион долларов за лицензирование около 2,5 миллиардов процессоров (в 2011 году этот показатель составил уже 7,9 млрд), что означает примерно 0,067 долларов за один чип. Впрочем, по озвученной выше причине, это очень усреднённый показатель из-за разницы в ценах на различные лицензии, и с тех пор прибыль компании должна была вырасти многократно.

    В настоящее время ARM-процессоры имеют очень широкое распространение. Чипы на этой архитектуре используются повсюду, вплоть до серверов, но чаще всего ARM можно встретить во встраиваемых и мобильных системах, начиная с контроллеров для жёстких дисков и заканчивая современными смартфонами, планшетами и прочими гаджетами.

    Ядра Cortex

    ARM разрабатывает несколько семейств ядер, которые используются для различных задач. К примеру, процессоры, основанные на Cortex-Mx и Cortex-Rx (где “х” — цифра или число, обозначающее точный номер ядра) используются во встраиваемых системах и даже бытовых устройствах, к примеру, роутерах или принтерах.

    Подробно на них мы останавливаться не будем, ведь нас, в первую очередь, интересует семейство Cortex-Ax — чипы с такими ядрами используются в наиболее производительных устройствах, в том числе смартфонах, планшетах и игровых консолях. ARM постоянно работает над новыми ядрами из линейки Cortex-Ax, но на момент написания этой статьи в смартфонах используются следующие из них:

    Чем больше цифра — тем выше производительность процессора и, соответственно, дороже класс устройств, в которых он используется. Впрочем, стоит отметить, что это правило соблюдается не всегда: к примеру, чипы на ядрах Cortex-A7 имеют большую производительность, нежели на Cortex-A8. Тем не менее, если процессоры на Cortex-A5 уже считаются чуть ли не устаревшими и почти не используются в современных устройствах, то CPU на Cortex-A15 можно найти во флагманских коммуникаторах и планшетах. Не так давно ARM официально объявила о разработке новых, более мощных и, одновременно, энергоэффективных ядер Cortex-A53 и Cortex-A57, которые будут объединены на одном чипе с применением технологии ARM big.LITTLE и поддерживать набор команд ARMv8 (“версию архитектуры”), но в настоящее время они не применяются в массовых потребительских устройствах. Большинство чипов с ядрами Cortex могут быть многоядерными, и в современных топовых смартфонах повсеместное распространение получили четырёхъядерные процессоры.

    Крупные производители смартфонов и планшетов обычно используют процессоры известных чипмейкеров вроде Qualcomm или собственные решения, которые уже успели стать довольно популярными (к примеру, Samsung и её семейство чипсетов Exynos), но среди технических характеристик гаджетов большинства небольших компаний зачастую можно встретить описание вроде “процессор на Cortex-A7 с тактовой частотой 1 ГГц” или “двухъядерный Cortex-A7 с частотой 1 ГГц”, которое обычному пользователю ничего не скажет. Для того, чтобы разобраться, в чём заключаются отличия таких ядер между собой, остановимся на основных.

    Ядро Cortex-A5 используются в недорогих процессорах для наиболее бюджетных устройств. Такие устройства предназначены только для выполнения ограниченного круга задач и запуска простых приложений, но совершенно не рассчитаны на ресурсоёмкие программы и, тем более, игры. В качестве примера гаджета с процессором на Cortex-A5 можно назвать Highscreen Blast, который получил чип Qualcomm Snapdragon S4 Play MSM8225, содержащий два ядра Cortex-A5 с тактовой частотой 1,2 ГГц.

    Процессоры на Cortex-A7 являются более мощными, чем чипы Cortex-A5, а кроме того, больше распространены. Такие чипы выполняются по 28-нанометровому техпроцессу и имеют большой кэш второго уровня до 4 мегабайт. Ядра Cortex-A7 встречаются, преимущественно, в бюджетных смартфонах и недорогих устройствах среднего сегмента вроде iconBIT Mercury Quad, а также, в качестве исключения, в Samsung Galaxy S IV GT-i9500 с процессором Exynos 5 Octa — этот чипсет при выполнении нетребовательных задач использует энергосберегающий четырёхъядерный процессор на Cortex-A7.

    Ядро Cortex-A8 не так распространено, как его “соседи”, Cortex-A7 и Cortex-A9, но всё же используется в различных гаджетах начального уровня. Рабочая тактовая частота чипов на Cortex-A8 может составлять от 600 МГц до 1 ГГц, но иногда производители разгоняют процессоры и до более высоких частот. Особенностью ядра Cortex-A8 является отсутствие поддержки многоядерных конфигураций (то есть, процессоры на этих ядрах могут быть только одноядерными), а выполняются они по 65-нанометровому техпроцессу, который уже считается устаревшим.

    Сortex-A9

    Ещё пару лет назад ядра Cortex-A9 считались топовым решением и использовались как в традиционных одноядерных, так и более мощных двухъядерных чипах, например Nvidia Tegra 2 и Texas Instruments OMAP4. В настоящее время процессоры на Cortex-A9, выполненные по 40-нанометровому техпроцессу не теряют популярность и используются во многих смартфонах среднего сегмента. Рабочая частота таких процессоров может составлять от 1 до 2 и более гигагерц, но обычно она ограничивается 1,2-1,5 ГГц.

    В июне 2013 года компания ARM официально представила ядро Cortex-A12, которое выполняется по новому 28-нанометровому техпроцессу и призвано заменить ядра Cortex-A9 в смартфонах среднего сегмента. Разработчик обещает увеличение производительности на 40% по сравнению с Cortex-A9, а кроме того, ядра Cortex-A12 смогут участвовать в архитектуре ARM big.LITTLE в качестве производительных вместе с энергосберегающими Cortex-A7, что позволит производителям создавать недорогие восьмиядерные чипы. Правда,на момент написания статьи всё это только в планах, и массовое производство чипов на Cortex-A12 ещё не налажено, хотя компания RockChip уже объявила о своём намерении выпустить четырёхъядерный процессор на Cortex-A12 с частотой 1,8 ГГц.

    На 2013 год ядро Cortex-A15 и его производные является топовым решением и используется в чипах флагманских коммуникаторах различных производителей. Среди новых процессоров, выполненных по 28-нм техпроцессу и основанных на Cortex-A15 — Samsung Exynos 5 Octa и Nvidia Tegra 4, а также это ядро нередко выступает платформой для модификаций других производителей. Например, последний процессор компании Apple A6X использует ядра Swift, которые являются модификацией Cortex-A15. Чипы на Cortex-A15 способны работать на частоте 1,5-2,5 ГГц, а поддержка множества стандартов сторонних компаний и возможность адресовать до 1 ТБ физической памяти делает возможным применение таких процессоров в компьютерах (как тут не вспомнить мини-компьютер размером с банковскую карту Raspberry Pi).

    Cortex-A50 series

    В первой половине 2013 года ARM представила новую линейку чипов, которая получила название Cortex-A50 series. Ядра этой линейки будут выполнены по новой версии архитектуры, ARMv8, и поддерживать новые наборы команд, а также станут 64-битными. Переход на новую разрядность потребует оптимизации мобильных операционных систем и приложений, но, разумеется, сохранится поддержка десятков тысяч 32-битных приложений. Первой на 64-битную архитектуру перешла компания Apple. Последние устройства компании, например, iPhone 5S, работают на именно таком ARM-процессоре Apple A7. Примечательно, что он не использует ядра Cortex – они заменены на собственные ядра производителя под названием Swift. Одна из очевидных причин необходимости перехода к 64-битным процессорам — поддержка более 4 ГБ оперативной памяти, а, кроме того, возможность оперировать при вычислении намного большими числами. Конечно, пока это актуально, в первую очередь, для серверов и ПК, но мы не удивимся, если через несколько лет на рынке появятся смартфоны и планшеты с таким объёмом ОЗУ. На сегодняшний день о планах по выпуску чипов на новой архитектуре и смартфонов с их использованием ничего не известно, но, вероятно, именно такие процессоры и получат флагманы в 2014 году, о чём уже заявила компания Samsung.

    Открывает серию ядро Cortex-A53, которое будет прямым “наследником” Cortex-A9. Процессоры на Cortex-A53 заметно превосходят чипы на Cortex-A9 в производительности, но, при этом, сохраняется низкое энергопотребление. Такие процессоры могут быть использованы как по одиночке, так и в конфигурации ARM big.LITTLE, будучи объединенными на одном чипсете с процессором на Cortex-A57

    Perfomance Cortex-A53, Cortex-A57

    Процессоры на Cortex-A57, которые будут выполнены по 20-нанометровому техпроцессу, должны стать самыми мощными ARM-процессорами в ближайшем будущем. Новое ядро значительно превосходит своего предшественника, Cortex-A15 по различным параметрам производительности (сравнение вы можете видеть выше), и, по словам ARM, которая всерьёз нацелена на рынок ПК, станет выгодным решением для обычных компьютеров (включая лэптопы), а не только мобильных устройств.

    ARM big.LITTLE

    В качестве высокотехнологичного решения проблемы энергопотребления современных процессоров ARM предлагает технологию big.LITTLE, суть которой заключается в объединении на одном чипе ядер различных типов, как правило, одинакового количества энергосберегающих и высокопроизводительных.

    Существует три схемы работы ядер различного типа на одном чипе: big.LITTLE (миграция между кластерами), big.LITTLE IKS (миграция между ядрами) и big.LITTLE MP (гетерогенный мультипроцессинг).

    big.LITTLE (миграция между кластерами)

    Первым чипсетом на архитектуре ARM big.LITTLE стал процесссор Samsung Exynos 5 Octa. В нём используется оригинальная схема big.LITTLE “4+4”, что означает объединение в два кластера (отсюда и название схемы) на одном кристалле четырёх высокопроизводительных ядер Cortex-A15 для ресурсоёмких приложений и игр и четырёх энергосберегающих ядер Cortex-A7 для повседневной работы с большинством программ, причём в один момент времени могут работать ядра только одного типа. Переключение между группами ядер происходит практически мгновенно и незаметно для пользователя в полностью автоматическом режиме.

    big.LITTLE IKS (миграция между ядрами)

    Более сложная реализация архитектуры big.LITTLE — объединение нескольких реальных ядер (как правило двух) в одно виртуальное, управляемое ядром операционной системы, которое решает, какие задействовать ядра — энергоэффективные или производительные. Разумеется, виртуальных ядер также несколько — на иллюстрации приведен пример схемы IKS, где в каждом из четырёх виртуальных ядер находятся по одному ядру Cortex-A7 и Cortex-A15.

    big.LITTLE MP (гетерогенный мультипроцессинг)

    Схема big.LITTLE MP является наиболее “продвинутой” — в ней каждое ядро является независимым и может включаться ядром ОС по необходимости. Это значит, что если используются четыре ядра Cortex-A7 и столько же ядер Cortex-A15, в чипсете, построенном на архитектуре ARM big.LITTLE MP, смогут работать одновременно все 8 ядер, даже несмотря на то, что они разных типов. Одним из первых процессоров такого типа стал восьмиядерный чип компании Mediatek — MT6592, который может работать на тактовой частоте 2 ГГц, а также записывать и воспроизводить видео в разрешении UltraHD.

    Будущее

    По имеющейся на данный момент информации, в ближайшее время ARM совместно с другими компаниями планирует наладить выпуск big.LITTLE чипов следующего поколения, которые будут использовать новые ядра Cortex-A53 и Cortex-A57. Кроме того, бюджетные процессоры на ARM big.LITTLE собирается выпускать китайский производитель MediaTek, которые будут работать по схеме “2+2”, то есть, использовать две группы по два ядра.

    Графические ускорители Mali

    Помимо процессоров, ARM также разрабатывает и графические ускорители семейства Mali. Подобно процессорам, графические ускорители характеризуются множеством параметров, например, уровнем сглаживания, интерфейсом шины, кэшем (сверхбыстрая память, используемая для повышения скорости работы) и количеством “графических ядер” (хотя, как мы писали в прошлой статье, этот показатель, несмотря на похожесть с термином, использующимся при описании CPU, практически не влияет производительность при сравнении двух GPU).

    Первым графическим ускорителем ARM стал ныне неиспользуемый Mali 55, который был использован в сенсорном телефоне LG Renoir (да-да, самом обычном сотовом телефоне). GPU не использовался в играх — только для отрисовки интерфейса, и обладал примитивными по нынешним меркам характеристиками, но именно он стал “родоначальником” серии Mali.

    С тех пор прогресс шагнул далеко вперёд, и сейчас немалое значение имеют поддерживаемые API и игровые стандарты. К примеру, поддержка OpenGL ES 3.0 сейчас заявлена только в самых мощных процессорах вроде Qualcomm Snapdragon 600 и 800, а, если говорить о продукции ARM, то стандарт поддерживают такие ускорители, как Mali-T604 (именно он стал первым графическим процессором ARM, выполненным на новой микроархитектуре Midgard), Mali-T624, Mali-T628, Mali-T678 и некоторые другие близкие к ним по характеристикам чипы. Тот или иной GPU, как правило, тесно связан с ядром, но, тем не менее, указывается отдельно, а, значит, если вам важно качество графики в играх, то имеет смысл посмотреть на название ускорителя в спецификациях смартфона или планшета.

    Есть у ARM в линейке и графические ускорители для смартфонов среднего сегмента, наиболее распространёнными среди которых являются Mali-400 MP и Mali-450 MP, которые отличаются от своих старших братьев сравнительно небольшой производительностью и ограниченным набором API и поддерживаемых стандартов. Несмотря на это, указанные GPU продолжают использоваться в новых смартфонах, к примеру, Zopo ZP998, который получил графический ускоритель Mali-450 MP4 (улучшенную модификацию Mali-450 MP) вдобавок к восьмиядерному процессору MTK6592.

    Предположительно, в конце 2014 года должны появиться смартфоны с новейшими графическими ускорителями ARM: Mali-T720, Mali-T760 и Mali-T760 MP, которые были представлены в октябре 2013 года. Mali-T720 должен стать новым GPU для недорогих смартфонов и первым графическим процессором этого сегмента с поддержкой Open GL ES 3.0. Mali-T760, в свою очередь, станет одним из наиболее мощных мобильных графических ускорителей: по заявленным характеристикам, GPU имеет 16 вычислительных ядер и обладает поистине огромной вычислительной мощностью, 326 Гфлопс, но, в то же время, в четыре раза меньшим энергопотреблением, чем упомянутый выше Mali-T604.

    Роль CPU и GPU от ARM на рынке

    Несмотря на то, что компания ARM является автором и разработчиком одноимённой архитектуры, которая, повторимся, сейчас используется в подавляющем большинстве мобильных процессоров, её решения в виде ядер и графических ускорителей не пользуются популярностью у крупных производителей смартфонов. К примеру, справедливо считается, что флагманские коммуникаторы на Android OS должны иметь процессор Snapdragon с ядрами Krait и графический ускоритель Adreno от Qualcomm, чипсеты этой же компании используются в смартфонах на Windows Phone, а некоторые производители гаджетов, к примеру, Apple, разрабатывают собственные ядра. Почему же в настоящее время сложилась именно такая ситуация?

    Возможно, часть причин может лежать глубже, но одна из них — отсутствие чёткого позиционирования CPU и GPU от ARM среди продуктов других компаний, вследствие чего разработки компании воспринимаются как базовые компоненты для использования в устройствах B-брендов, недорогих смартфонах и создания на их основе более зрелых решений. К примеру, компания Qualcomm почти на каждой своей презентации повторяет, что одной из её главных целей при создании новых процессоров является уменьшение энергопотребления, а её ядра Krait, будучи доработанными ядрами Cortex, стабильно показывают более высокие результаты по производительности. Аналогичное утверждение справедливо и для чипсетов Nvidia, которые ориентированы на игры, ну а что касается процессоров Exynos от Samsung и A-серии от Apple, то они имеют свой рынок за счёт установки в смартфоны этих же компаний.

    Вышесказанное совершенно не значит, что разработки ARM значительно хуже процессоров и ядер сторонних компаний, но конкуренция на рынке в конечном итоге идет покупателям смартфонов только на пользу. Можно сказать, что ARM предлагает некие заготовки, приобретая лицензию на которые, производители могут уже самостоятельно их доработать.

    Заключение

    Микропроцессоры на архитектуре ARM успешно завоевали рынок мобильных устройств благодаря низкому энергопотреблению и сравнительно большой вычислительной мощности. Раньше с ARM конкурировали другие RISC-архитектуры, например, MIPS, но сейчас у неё остался только один серьёзный конкурент — компания Intel с архитектурой x86, которая, к слову, хотя и активно борется за свою долю рынка, пока не воспринимается ни потребителями, ни большинством производителей всерьёз, особенно при фактическом отсутствии флагманов на ней (Lenovo K900 сейчас уже не может конкурировать с последними топовыми смартфонами на ARM-процессорах).

    А как вы думаете, сможет ли кто-нибудь потеснить ARM, и как дальше сложится судьба этой компании и её архитектуры?

    Наверняка каждый из вас задавался вопросом: что же такое ARM? Очень часто можно услышать эту аббревиатуру, когда речь заходит о процессоре устройства. И порой не каждому до конца ясна её суть.

    Скажем сразу, ARM — это компания, но ARM еще и архитектура процессора, которую разработала компания ARM.

    ARM-процессор — это ЦПУ, основанное на RISC-архитектуре, разработанной компанией Acorn Computers в 1980-х годах, а в настоящее время разрабатывается компанией Advanced RISC Machines, к слову, отсюда и аббревиатура «ARM». При этом аббревиатура ARM по отношению непосредственно к архитектуре процессора означает Acorn RISC Machine. Другими словами, имеется два значения аббревиатуры ARM.

    Advanced RISC Machines — это компания, расположенная в Великобритании, которая разрабатывает, проектирует и лицензирует ARM-архитектуру процессоров. ARM разрабатывает метод построения ARM-процессоров и такие компании, как , Apple и Samsung, разрабатывают свои процессоры на основе ARM. В настоящее время практически все устройства, имеющие небольшие габариты и оснащенные аккумулятором, имеют процессоры, построенные на ARM-архитектуре.

    Имеется несколько типов архитектуры процессора: CISC, RISC, MISC. Первая отличается большим набором команд, то есть CISC рассчитана на работу со сложными инструкциям неодинаковой длины. RISC, напротив, имеет сокращенный набор команд, которые имеют один формат и отличаются простой кодировкой.

    Чтобы понять разницу, представьте, что на вашем персональном компьютере установлен процессор от AMD или Intel с архитектурой CISC. СISC-процессоры генерируют больше MIPS (миллион инструкций в секунду, то есть число определённых инструкций, выполняемых процессором за одну секунду).

    RICS-процессоры имеют меньше транзисторов, что позволяет им потреблять меньше энергии. Уменьшенное количество инструкции позволяет проектировать упрощенные микросхемы. Уменьшенный размер микросхемы приводит к небольшому размеру кристалла, что позволяет располагать на процессоре больше компонентов, это делает процессоры от ARM маленькими и гораздо более энергоэффективными.

    ARM-архитектура отлично подходит смартфонам, для которых главное — энергопотребление, при этом по производительности ARM-процессоры, конечно, существенно уступают топовым решениям от Intel и AMD. При этом ARM-процессоры нельзя назвать слабыми. ARM поддерживает как 32-битную архитектуру, так и 64-битную, имеется также поддержка аппаратной виртуализации, продвинутое управление питанием.

    Главным параметром при оценке ARM-процессоров является отношение производительности к потреблению энергии, здесь ARM-процессоры показывают себя лучше, чем, например, x86-процессор от Intel на базе архитектуры CISC.

    Таким образом, в случае с суперкомпьютерами более привлекательным станет использование миллиона ARM-процессоров вместо тысячи процессоров на архитектуре x86.

    По материалам androidcentral