Причиной социального поведения человека являются инстинкты считал. История становления социально-психологической мысли

Читайте также:
  1. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  2. Админ теории менед-та(А Файоль) и теория бюрократического построения орг-и(М Вебер)
  3. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  4. Ападная философия XX века: неомарксизм. «Критическая теория» Хоркхаймера, «негативная диалектика» Адорно, неофрейдизм Фромма и «Великий отказ» Маркузе.
  5. Билет № 13 Происхождения жизни. Теория Опарина-Холдейна
  6. Билет № 14 Происхождения жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни
  7. Билет № 24 Системная теория эволюции, понятие эволюции в синергетике

Связана с бихевиоризмом(поведением). Основа поведения об-ва и ч-ка – инстинкт:врожденная реакция на внешнее воздействие,психофизическое предрасположение. Любой инстинкт сопровождается соответствующей эмоцией,которые не осознаны,но определяют дальнейшее поведение.

Инстинкт борьбы - гнев, страх;

И. бегства – самосохранение;

И. приобретения – собственничество;

И. строительства – чувство созидания;

И. стадности – чувство принадлежности:самый социальный и главный инстинкт,т к благодаря ему люди группируются,деятельность приобретает коллективный характер,следствием этого является рост городов,массовые сборища и т.п.Чем отличается от животого общества тогда?

М. Даугалл выделяет групповой разум-результат эволюции.

В ходе эволюции истинкт был облогорожен интеллектом.Благодаря отличию человека от животного на основе интеллекта выделяет дух причины,который имеет 3 формы духовной взаимосвязи:

1) Симпатия

2) Внушение

3) Подражание

41. «Психология народов»

В основе лежит чисто философская концепция. Главная движущая сила истории -дух целого народа, он выражается в искусстве,религии языке, обычаях и обрядах. Самое главное-это национальное сознание,которое определяет направление деятельности. Дух индивида не является самостоятельным целым, это лишь часть общего. Все решается в пользу общества, индивид лишь звено. Затем предложил исследовать язык обычаи и мифологию. Вундт создал 1 в мире психологическую лабораторию для изучения индивидуальной психологии. Вундт противопоставил индивидуальной психологии психологию народов. Мышление и речь и другие психологические явления невозможно понять вне психологии народов. Язык, миф, обычай – это не фрагменты народного духа, но самый этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде. Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. В языке заложены великие смыслы, разные языки своеобразны (порядок слов, лексическое значение). Народы по –разному мыслят; мифы – содержание этих представлений; Под словом «миф» понимается все первобытное миросозерцание. обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. под словом «обычай» - все зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, их взаимодействие: язык – это форма мифа; обычай выражает миф и развивает его. Таким образом, методы психологии народов по В. Вундту – это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта

Биосоциальный характер инстинктов,

Определение инстинктов социального поведения.

Определение инстинктов:

Инстинкт - наследственная предрасположенность к восприятию определенных объектов внутреннего и внешнего мира, способность испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним.

Виды сложных инстинктивных процессов:

1. Инстинктивные реакции, допускаемые и восприятием стимульных объектов и представлением о них.

2. Реакции, которые могут видоизменяться и усложняться.

3. Сложные представления, возникающие одновременно, когда несколько процессов переплетаются один с другим (страх и любовь, слезы и смех).

4. Инстинктивные стремления, группирующиеся около некоторых объектов или представлений о них.

Инстинкты – первопричина человеческого действия.

Группы инстинктов:

I. Инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида. Продолжения первичных эмоций:

1. инстинкт бегства и эмоция страха;

2. инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;

3. инстинкт любопытства и эмоция удивления;

4. инстинкт драчливости и эмоция гнева;

5. инстинкт самоунижения или самоуверенности и эмоция отрицательное или положительное самочувствие.

II. Инстинкты, направленные на сохранение рода, вида, то есть социальные инстинкты:

1. родительский инстинкт;

2. половой инстинкт (инстинкт воспроизводства рода) – связан с родительским инстинктом, включает в себя ревность;

3. стадный инстинкт.

III. Социальные инстинкты, свойственные только человеку, но не имеющие особо важного значения:

1. инстинкт приобретения;

2. инстинкт строительства.

IV. Прирожденные тенденции, имеющие большое значение для социальной жизни. Они обладают общим характером, но не имеют постоянного ядра возбудителя. Псевдоинстинкты.

1. симпатия – совместное переживание эмоций с другим существом;

2. внушение – процесс усвоения переданной мысли при отсутствии логического основания для понимания этой мысли (один плачет – все плачут);

3. подражание: проходит по механизму симпатии или механизму идеомоторных реакций, основывающихся на том, что идея стремится перейти в действие, или по механизму социального подражания.

Иначе говоря, инстинкт – способность действовать целесообразно, но без сознательного видения цели и без предварительной выучки производить данное действие (т.е. импульсивно). Это импульс.

Человек, в отличие от животного, может осознавать свое поведение.

Дополнения к лекции:

Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе , предполагавшем существование некой "животной души", обеспечивавшей психические функции животных. Термин инстинкт (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков . Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений. Первое эволюционное учение было разработано Жаном Батистом Ламарком . Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованной поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой.

Первым психологом, включившем инстинкт в психологическую теорию, был Зигмунд Фрейд. Он считал, что инстинкты служат источником энергии для подсознательного и проявляются в виде желаний. Согласно представлениям Фрейда, всем живым организмам свойственны противоположно направленные стремления к саморазрушению и самосохранению. Стремление к агрессии и разрушению определяется инстинктами смерти (танатос), половое влечение, самосохранение, любовь определяются инстинктами жизни (эрос).

Согласно гормической психологии источником мотивации была особая нематериальная сила «горме», проявляющаяся в виде инстинктов. Концепция «горме» была разработана американским психологом Уильямом Мак-Дугаллом. Он же разработал собственную классификацию инстинктов (первые две группы перечисленных в лекции инстинктов).

Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала.Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию целевой или гормической (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Биосоциальный характер инстинктов.

Герин: все инстинкты биосоциальны, человек неотделим от людей.

Инстинкты.

Номер группы инстинктов. Название. Характеристика содержания инстинкта.
Существовать Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, быть счастливым
Расти Физически, духовно, интеллектуально становиться сильнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения, заводить семью, растить детей, добиваться собственной неповторимости, воспитывать
Утверждаться Занять свое место под солнцем, быть заметным, уважаемым, достигать чина, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, обладать чувством собственного достоинства 0 8 10
Защищаться Не допускать вторжения других в свою жизнь, собственную личность, оберегать свое племя, родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни, избегать ударов судьбы, природы и людей
Взаимодействовать Соединять свою жизнь с другими, создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь, диалог, делиться знаниями и опытом, привязываться к ним эмоционально, делиться радостями и горестями, быть патриотом, сохранять верность идеалу и добру, жертвовать собой ради других

Дополнение к лекциям:

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью . Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное , то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой - за разрушительные последствия - преступления, убийства, войны и др.

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления.

Человек - существо биосоциальное, ему присущи как биологические, так и социальные качества. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.


Введение

Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла

1Понятие инстинкта

1.2Влияние инстинктов на социальное поведение индивида

Глава 2. Связь между инстинктами и эмоциями

1 Семь пар эмоций и инстинктов

2 Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов

Заключение

Литература

Введение


В середине XIX в. сложились первые формы социально-психологического знания. Они еще не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии той эпохи. Концепции эти неизбежно создавались в канонах философского знания, были спекулятивны, умозрительны. Социальные явления начинают трактоваться в терминах неосознанных инстинктов, импульсов, стремлений. Появляется теория инстинктивизма, основателем которой был английский исследователь Уильям Мак-Даугалл.

Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. Поэтому не случайно под флагом разработки проблемы инстинктов стали писать об установках, аффектах, потребностях, интересах, привычках и т.д. В теории инстинктов делается акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей. Более того, она привлекла внимание исследователей к неосознаваемым аспектам психики и их роли в общественной жизни.

Актуальность темы исследования . Инстинкты как основные специфически видовые наклонности мотивируют и целенаправляют все поведение человека, инстинкт входит в структуру личности и является наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. А это значит, что инстинкт представляет собой наследственную склонность к определенному поведению, или образу действий. В экстремальных ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, как диктует нам инстинкт. Без этого человеческий род не смог бы выжить. Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они, будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожить его. Отмечая, что человек это разумное существо, мы не должны забывать, что разум - это только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, прежде всего, подчеркивали специфически видовые и биологические аспекты его изучения.

Степень изученности работы . Идеи У.Мак-Даугалла нашли развитие в современной социально-психологической теории - этогенике Р.Харре, а также в теориях личности Г.Олпорта и Р.Кэттела, выделенные У.Мак-Даугаллом три компонента инстинкта, аффективный, познавательный и когнитивный, прочно вошли в теорию социальных установок, изучение аттитьюдов. Важной заслугой У.Мак-Даугалла также была постановка проблемы мотивации социального поведения и социальных эмоций, что остается актуальным и для современной социальной психологии. В современной отечественной научной литературе можно найти упоминание имени У.Мак-Даугалла и его теории социальных инстинктов в работах Г.М.Андреевой, Е.С.Кузьмина, Л.Г.Почебута, А.Л.Свенцицкого, М.Г.Ярошевского. Ссылки на теорию У.Мак-Даугалла можно найти и в работах С.Л.Рубинштейна, в частности, в книге «Основы общей психологии» (1940). Краткую характеристику психологического наследия У.Мак-Даугалла С.Л.Рубинштейн дал в главе «История развития западной психологии», а также критически рассмотрел его теорию социальных инстинктов связи с анализом проблемы эмоций. А.Р.Лурия в 1930 году в статье «Кризис буржуазной психологии» выступил с резкой идеологической критикой теории У.Мак-Даугалла и западной психологии в целом. В работе Арининой М.В. « Проблемы социальной психологии группы в работах В. Макдаугалла. Образовательные стратегии и практика научной подготовки кадров: современный взгляд».

Цель исследования - рассмотреть связь эмоций и инстинктов в теории У.Мак-Даугалла, обозначить основные принципы теории инстинктов социального поведения.

Задачи исследования :

)изучить понятие инстинкта;

)охарактеризовать влияние инстинктов на социальное поведение индивида;

)рассмотреть семь пар эмоций и инстинктов;

)проанализировать объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов.

Объектом исследования в курсовой работе выступает теория инстинктов У.Мак-Даугалла.

Предметом исследования в курсовой работе являются эмоции и инстинкты в теории У. Мак-Даугалла.

Гипотеза - эмоции и инстинкты имеют большое влияние на социальное поведение индивида и на общественные явления в целом.

Научно - практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, социологии, психологии личности, организационной психологии на факультетах психологии и социологии университетов, педагогических вузов; в спецкурсах по истории зарубежной и отечественной психологии, могут использоваться в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий.

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла


.1 Понятие инстинкта


Уильям Мак-Даугалл (1871 - 1938) - англо-американский психолог, один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908 г.), автор концепции гормической психологии. Образование получил в Университете королевы Виктории (бакалавр, магистр, 1890), затем учился в Кембриджском университете (бакалавр гуманитарных наук, 1894; бакалавр медицинских наук, бакалавр химии, магистр гуманитарных наук, 1897). Одновременно, с 1894 по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал в качестве врача группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил вместе с Дж.А. Миллером научную стажировку у Г.Э. Мюллера в университете Геттингена в Германии по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 по 1904 г. М.-Д. - ассистент в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, где вместе с Ф. Гальтоном работал над созданием психологических тестов. Их исследования повлияли на развитие факторного анализа, который разрабатывал совместно с Сирилом Бартоном Ч.С. Пирс. Как и М.-Д., Ч.С. Пирс работал в это время в Лондонском университетском колледже. С 1904 по 1920, М.-Д. преподавал ментальную философию в Оксфордском университете. В 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology (1905) и Body and Mind: A History and Defense of Animism (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. М.-Д. переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберстига в Гарвардском университе. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, М.-Д. перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (Основные проблемы социальной психологии), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основы. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах. Навык, по мнению М.-Д., сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях.

Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Даугаллом на термин склонность - представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом, это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально М.-Д. выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность (удивление),агрессивность(гнев),самоуничижение(смущение),самоутверждение(воодушевление),родительский инстинкт(нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, т. к. внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина об эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство - с удивлением, драчливость - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса- Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. М.-Д. пытался дать научную интерпретацию процессам в социальных группах. Трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе. Как и его предшественник, У.Джемс, М.-Д. имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г., при участии Дж. Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной, как и физическая. На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик. инстинкт эмоция маугалл поведение


1.2 Влияние инстинктов на социальное поведение индивида


В своей теории Мак-Даугалл сформулировал три аспекта инстинктов. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность <#"center">Глава 2. Связь между инстинктами и эмоциями


.1 Семь пар эмоций и инстинктов


Человеческий дух, считал Мак-Даугалл, обладает некоторыми врожденными или унаследованными склонностями, являющимися главными источниками или мотивами всякой мысли и действия. Действие инстинкта - это психофизический процесс, обнимающий собой как психические, так и физические изменения. Подобно всякому душевному процессу, он имеет три аспекта - познавательный, аффективный и волевой. Другими словами, каждый инстинктивный акт заключает, в себе сознание существования какого-нибудь предмета или объекта, эмоциональное отношение к последнему и стремление к нему или уклонение от него. Инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности и доставляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Весь сложный интеллектуальный аппарат сколь угодно развитого человеческого ума служит только средством к достижению такой цели, только орудием, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществления.

Мак-Даугалл выделял набор элементарных, или первичных, инстинктов, каждому из которых сопутствует некоторая эмоция.

Таковыми являются: инстинкт борьбы (сопутствующая эмоция - страх), инстинкт бегства (чувство самосохранения), инстинкт воспроизведения рода (ревность, женская робость), инстинкт приобретения (чувство собственности), инстинкт строительства (чувство созидания) и, наконец, стадный инстинкт (чувство принадлежности).

Существуют также сложные инстинкты, возникающие как комбинации исходных. Это, например, инстинкт смирения (эмоция - смирение, покорность), инстинкт тщеславия (самолюбование), инстинкт самоутверждения (положительное самочувствие), инстинкт любопытства (удивление).

Религия, подобно всем другим человеческим проявлениям, есть результат совокупной деятельности инстинктов, образующих в своем соединении сложную мозаику. Поскольку между инстинктами и эмоциями существует взаимнооднозначное соответствие эту картину можно представить и как мозаику эмоций. Эмоции, играющие главную роль в религиозной жизни, суть восхищение благоговение и почтение. Восхищение есть соединение удивления и отрицательного самочувствия; благоговение - смесь восхищения и страха; а почтение - благоговение, соединенное с нежностью. На ранних этапах существования религии решающую роль играл страх. Однако ему сопутствовал инстинкт любопытства, который вызывал удивление, особенно теми вещами, которые одновременно пугали. Поскольку силы, которым человек поклонялся, рисовались ему жестокими, он боялся их оскорблять: тем самым к инстинкту смирения присовокуплялось отрицательное самочувствие. Религиозное благоговение оказалось результатом тройное соединения: страха, удивления и отрицательного самочувствия.

Главная тенденция исторического развития религии проявляется в том, что страх все более уступает место инстинкту любопытства, который, в свою очередь, ведет за пределы религии и способствует развитию научного мировоззрения.

В чем состояла позиция Мак-Даугалла? Он выступал против как чисто описательной психологии сознания, так и «механистического» объяснения поведения теоретиками ассоцианизма и рефлексологии. Для него любое поведение «телеологично, целенаправлено, ориентировано на достижение намеченного будущего целевого состояния». О направленности говорят семь признаков:

1.спонтанность движения;

2.продолжительность и настойчивость движения вне зависимости от того, действует раздражитель или нет;

.смена хода целенаправленных движений;

.успокоение после достижения желаемого изменения внешней среды;

.приготовление к новой ситуации, к которой ведет совершающееся действие;

.некоторое повышение эффективности поведения при повторении его в схожих условиях;

.целостность реактивного поведения организма

Эти признаки целенаправленности поведения Мак-Даугалл объясняет с помощью инстинктов. Исходное для него понятие инстинкта является довольно сложным и охватывает три следующих друг за другом процесса:

) предрасположенность к селективному восприятию в зависимости от специфических состояний организма (например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода);

) соответствующий эмоциональный импульс (ядро инстинкта);

) активность инструментального типа, направленная на достижение цели (например, бегство при страхе).

Мак-Даугалл делает следующий вывод: «...любой образец инстинктивного поведения включает знание о чем-либо (объект), отношение к нему и устремленность к объекту или от него».

Очевидно, что здесь в рамках одного понятия связываются воедино совершенно разные вещи. Противоречивость этого высказывания усугубляется тем, что Мак-Даугалл рассматривает как врожденный и меняющийся компонент инстинкта лишь одну из трех его составляющих, а именно эмоцию (ядро инстинкта), в то время как когнитивный и моторный компоненты, с его точки зрения, могут изменяться под влиянием жизненного опыта.

«Эмоциональное возбуждение с сопровождающей его нервной активностью центральной части диспозиции есть единственная составляющая целостного инстинктивного процесса, которая сохраняет свою специфичность и остается одинаковой у всех индивидов во всех ситуациях, где пробуждается данный инстинкт».

Изучая столь сложное по содержанию понятие, Мак-Даугалл составил первоначальный перечень следующих 12 инстинктов, хотя пяти последним он не смог поставить в соответствие какую-либо определенную эмоцию (приводятся в скобках):

) бегство (страх);

) неприятие (отвращение);

) любознательность (удивление);

) агрессивность (гнев);

) самоуничижение (смущение);

) самоутверждение (воодушевление);

) родительский инстинкт (нежность);

) инстинкт продолжения рода (-);

) пищевой инстинкт (-);

) стадный инстинкт (-);

) инстинкт приобретательства (-);

) инстинкт созидания (-).

Поскольку термин «инстинкт» подвергался ожесточенным нападкам и давал основания для ошибочного толкования поведения как определяемого в основном врожденными мотивационными диспозициями, Мак-Даугалл позже стал употреблять термин «склонность». Однако содержание его почти не изменилось, за исключением того, что было отмечено различие между диспозицией и функцией, о чем свидетельствует следующая цитата из последней работы Мак-Даугалла:

«Склонность представляет собой диспозицию, функциональную единицу общей психической организации, которая, будучи актуализированной, порождает активную тенденцию, стремление, импульс или влечение к некоторой цели. Такая тенденция, сознательно направленная на предвосхищаемую цель, представляет собой желание».

Несколько склонностей могут синтезироваться в так называемые чувства (sentiments) - обусловленные опытом и научением когнитивно-эмоциональные оценки, которые связаны с отношением к предметам и обстоятельствам (с ними мы уже сталкивались у Кеттелла). Например, в восприятии и оценке понятия «отечество» участвуют многие склонности. Такие когнитивные схемы, центральную и организующую роль среди которых играет связанное с отношением к образу своего Я - чувство самооценки (self-sentiment), составляют «характер». Они тем самым в значительной степени обусловливают индивидуальные различия на фоне врожденного базового набора инстинктоподобных эмоциональных импульсов (склонностей). В таблице 1 представлен окончательный вариант постулированных Мак-Даугаллом склонностей.

При изучении этого перечня сразу становится очевидным, что его убедительное обоснование вряд ли возможно. Почему выделено именно столько, а не меньше и не больше мотивационных диспозиций? Не слишком ли много общего между «поиском помощи»(11) и «покорностью» (9)? Не является ли «страсть к бродяжничеству» (17) лишь одним из проявлений «любопытства» (5)? Можно задать эти и многие другие вопросы, поднимающие проблему эмпирических критериев классификации мотивов, отличающихся от представлений обычного здравого смысла. Насущность этой проблемы, которая и по сегодняшний день не решена, ощущалась все больше, по мере того, как под влиянием перечня инстинктов Мак-Даугалла, прежде всего в смежных дисциплинах, таких как социология и политология, стало привычным каждый поведенческий феномен объяснять через особый инстинкт по следующей схеме: войны возникают из-за инстинкта агрессивности. Но почему собственно известно, что существует инстинкт агрессивности? Да потому, что люди часто воюют. Подобная тавтологичность мышления никогда не была свойственна Мак-Даугаллу, но стала первопричиной начавшейся вскоре бурной дискуссии о природе инстинктов. Опровергнуть высказывания оппонентов можно было бы при помощи более четких критериев инстинктивно обусловленного поведения и систематических исследований. Однако увлеченные спорами исследователи до этого не дошли. Вторая, в чем-то схожая с первой причина была связана с подозрением, что под маркой инстинктов возрождается старая психология способностей, т. е. что, по сути, описывается и классифицируется само поведение. Третьей причиной была проблема подразделения поведения на инстинктивно обусловленное и основанное на приобретенных навыках. Для этого необходимо уметь различать взаимозаменяемые инструментальные активности и целевые состояния, к которым, в конечном счете, конвергируют эти формы поведения.


Таблица 1. Инстинктоподобные мотивационные диспозиции

1. Пищедобывание. Поиск (и, возможно, накопление) пищи2. Отвращение. Неприятие и избегание определенно вредных веществ3. Сексуальность. Ухаживание и брачные отношения4. Страх. Бегство и затаивание в ответ на травмирующие, причиняющие боль и страдание или угрожающие этим воздействия5. Любопытство. Исследование незнакомых мест и предметов6. Покровительство и родительская опека. Кормление, защита и укрытие младших7. Общение. Пребывание в обществе равных себе, а в одиночестве поиск такого общества8. Самоутверждение. Доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими9. Подчинение. Уступка, послушание, примерность, подчиненность тем, кто демонстрирует превосходящую силу10. Гнев. Негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции11. Призыв о помощи. Активное обращение за помощью в том случае, когда наши усилия заканчиваются полной неудачей12. Создание. Создание укрытий и орудий труда13. Приобретательство. Приобретение, обладание и зашита всего, что кажется нам полезным или почему-либо привлекательным14. Смех. Высмеивание недостатков и неудач окружающих нас людей15. Комфорт. Устранение или избегание того, что вызывает дискомфорт: например, почесывание или смена позы, местонахождения16. Отдых и сон. Склонность к неподвижности, отдыху и сну в состоянии усталости17. Бродяжничество. Передвижение в поисках новых впечатлений18. Группа примитивных склонностей, обслуживающих телесные нужды, такие как кашель, чихание, дыхание, дефекация

Наконец, четвертой причиной были существенные метатеоретические противоречия, которые подспудно питали споры, одновременно препятствуя их конкретно-эмпирическому прояснению. Для противников Мак-Даугалла понятие инстинкта отождествлялось с его убеждением в том, что поведение целенаправлено, т, е. организуется, исходя из цели. С ассоцианистской точки зрения это убеждение, однако, представлялось ненаучным, так как считалось, что Мак-Даугалл, как ранее это делали виталисты, говоря об инстинктах, подразумевает некие мистические силы. Мак-Даугалл, конечно, был далек от этого. Однако такие метатеоретические подмены подогревали дискуссии и мешали выявлению фактических критериев для разрешения разногласий. Поскольку критики понятия инстинкта не могли предложить лучшей теории, противоречие, по сути, осталось неразрешенным. Вызванные спорами утомление и пресыщение привели к тому, что с умозрительными рассуждениями было покончено. Результатом, воспринятым повсюду с одобрением, стало мнение о том, что следует больше экспериментировать, конкретизировать и детализировать.

Мак-Даугалл, как и Фрейд, привнес в объяснение поведения типичный для психологии мотивации стиль мышления. Задавшись вопросом о том, что такое мотивы и как их классифицировать, он выявил центральные проблемы, которые при попытке их прояснения по большей части путем описаний и дефиниций вызвали разногласия и в значительной мере определили эмпирический характер исследований мотивации в течение последующих десятилетий. Является ли поведение преимущественно результатом предшествовавшего научения или врожденных импульсов? Мотивация поведения - это вопрос его энергетики или его направленности и избирательности? И главное: следует ли объяснить поведение механистически, исходя, из связей «стимул-реакция», или телеологически, исходя из предвосхищающих будущее когнитивных процессов?

Слово «инстинкт» перестало употребляться для обозначения мотивационных диспозиции. Его место заняли понятия влечения и потребности. Ранее игнорировавшиеся проблемы актуализации мотива и действенности мотивации стали весьма актуальными. Однако наряду с перечнем инстинктов Мак-Даугалла и полученным с помощью факторного анализа каталогом Кеттелла была сделана еще одна серьезная и тесно связанная с измерением мотивов попытка их классификации: перечень потребностей Мюррея 1938 г.


2.2 Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов


Распространяя свою психологическую теорию на общество, Мак-Даугалл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняются предрасположенностью людей к драчливости, а накопление общественного богатства - склонностью к стяжательству и скупостью. В основе религии лежит комбинация инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными реакциями, присущими родительскому инстинкту. Наибольшее социальное значение Мак-Даугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявление стадного инстинкта - рост городов, коллективный характер человеческого досуга, массовые сборища и т. д.

Инстинкты врожденны, они обладают побудительной (энергетический аспект) и управляющей функциями, они содержат в упорядоченной последовательности процессы переработки информации (познавательный аспект), эмоционального возбуждения (эмоциональный аспект) и готовности к моторным действиям (двигательный аспект). Мак-Даугалл первоначально составил список из 12 инстинктов, а затем несколько расширил его. Позднее он заменил «инстинкты» менее определенным понятием «склонности», уже не сводившимся к представлению о стереотипном протекании действий. Его содержание в основном определялось тенденцией к целенаправленной активности:

«Склонность определяется предрасположенностью,функциональным единством общей душевной организации, и именно последняя, будучи возбужденной, порождает активную устремленность, усилия, импульс или энергичные движения к некоей цели».

Появлению работы Мак-Даугалла 1932 г. предшествовала известная дискуссия 20-х гг. об инстинктах, одна из немногих крупных дискуссий, которые когда-либо широко велись в психологии. Начало этой дискуссии положил Уотсон, еще в 1913 г. выдвинувший требование ограничить психологию исследованием того, что можно зарегистрировать при внешнем наблюдении. Широкое распространение теории инстинктов Мак-Даугалла привело к тому, что многие психологи объясняли всевозможные виды поведения только соответствующими инстинктами. Бернард, пересмотревший в 1924 г. литературу, посвященную инстинктам, обнаружил не менее 14 046 определений этого термина! Нельзя не согласиться с его мнением, что при столь неоднозначном употреблении слова легко впасть в ошибку «порочного круга», и в этом случае понятие потеряет свое объяснительное значение.

Мак-Даугалл выступал против такого расширения исследования инстинктов, его окончательный перечень содержал не более 18 "склонностей". Через несколько лет дискуссия об инстинктах, так и не приведшая к ясному решению, перестала вызывать интерес. Влияние Мак-Даугалла наиболее сильно сказалось в двух заметных областях исследований мотивации. Во-первых, его работы дали новый импульс развитию проблемы в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик. Показательны в этом отношении теория черт Оллпорта, выполненные в Германии работы Лерша, а также исследования Мюррея, чьи взгляды типичны для представителя психологии мотивации в узком смысле.

Во-вторых, Мак-Даугалл способствовал разработке серьезного функционального анализа инстинктов, заложил основы сравнительного изучения поведения животных (этологии). Заслуга же осуществления такого анализа принадлежит, прежде всего, Конраду Лоренцу, критиковавшему положения теории инстинктов Мак-Даугалла за их неопределенность и ограничившему понятие инстинктивного поведения врожденными двигательными координациями, т. е. инвариантными звеньями, присутствующими в цепи целенаправленного поведенческого акта вплоть до «завершающего действия». Именно это последнее звено является инстинктивным действием в узком смысле слова, оно управляется центральной нервной системой всегда одинаково и жестко. «Завершающее действие», если можно так сказать, разрешается через «врожденный пусковой механизм». Предшествующие же звенья могут изменяться в соответствии с характеристиками ситуации, и чем ближе звено к началу акта, тем более оно подвержено научению, особенно начальная фаза, так называемое поисковое поведение. Было установлено, что для определенных инстинктивных действий (таких, как следование за предметом у серых гусят во время короткой сенситивной фазы в раннем онтогенезе) любой объект может стать побуждающим ключевым раздражителем («запечатлеться»).

Интенсивное изучение некоторых видов животных позволило выявить ключевые раздражители, которые приводят в действие определенные инстинкты. Если же эти раздражители долго не появляются, инстинктивные последовательности поведенческих актов могут протекать и без них как так называемые «холостые действия».

Результаты исследований позволили выделить две характеристики инстинктивных поведенческих актов; во-первых, их стереотипность и независимость от научения, во-вторых, задействованность в их возбуждении внутренних процессов, проявляющихся в виде готовности, которая со временем возрастает. Механизм действия внутренних процессов Лоренц представил в виде «психогидравлической» модели мотивационного процесса (которая, впрочем, близка ранним взглядам Фрейда). Каждому инстинкту Лоренц приписывал специфичную для данного действия энергию, которая постоянно возобновляется и заполняет некий резервуар. В противовес прежним взглядам, согласно которым инстинктивное действие всегда следует за внешним раздражителем, Лоренц утверждал, что протекание определенных инстинктов вообще не требует наличия внешних ключевых раздражителей («реакции в пустоту»).

Николаус Тинберген, продолжавший и развивавший положения Лоренца, определяет инстинкт следующим образом:

«Я хотел бы предварительно определить инстинкт как иерархически организованный нервный механизм, который восприимчив к некоторым подготавливающим, запускающим и направляющим импульсам как внешней, так и внутренней природы и который реагирует на эти импульсы координированными движениями, способствующими сохранению индивида и вида».

«Механизму» здесь противопоставляются «импульсы», которые выполняют собственно мотивирующую функцию, т. е. активизируют инстинкты.

Этология стоит в стороне от психологии мотивации. Однако она вновь и вновь привлекает внимание ученых, занимающихся вопросами мотивации. Интерес к ней связан, прежде всего, с двумя проблемами. Во-первых, с этологической критикой лабораторного эксперимента по психологии научения, поскольку исследуемые животные помещаются во время такого эксперимента не в естественное для них окружение, а в искусственную обстановку, сильно ограничивающую возможности животного. Во-вторых, с многочисленными попытками использовать данные этологии при объяснении поведения человека.

Заключение


В результате исследования достигнута его основная цель: рассмотрена связь эмоций и инстинктов в теории У.Мак-Даугалла, обозначены основные принципы теории инстинктивизма, реализованы задачи исследования, получено историко-научное и теоретическое обоснование основных положений, выносимых на защиту.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1.Важной заслугой У.Мак-Даугалла была постановка проблемы мотивации социального поведения и социальных эмоций, что остается актуальным для современной социальной психологии и социологии. Сегодня разрабатывается такое направление, как социальное разделение эмоций.

Влияние Мак-Даугалла наиболее сильно сказалось в двух заметных областях исследований мотивации. Во-первых, его работы дали новый импульс развитию проблемы в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик. Показательны в этом отношении теория черт Оллпорта, выполненные в Германии работы Лерша, а также исследования Мюррея, чьи взгляды типичны для представителя психологии мотивации в узком смысле.Во-вторых, Мак-Даугалл способствовал разработке серьезного функционального анализа инстинктов, заложил основы сравнительного изучения поведения животных (этологии). Заслуга же осуществления такого анализа принадлежит, прежде всего, Конраду Лоренцу, критиковавшему положения теории инстинктов Мак-Даугалла за их неопределенность и ограничившему понятие инстинктивного поведения врожденными двигательными координациями, т. е. инвариантными звеньями, присутствующими в цепи целенаправленного поведенческого акта вплоть до "завершающего действия".

Подробный анализ роли в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении.

Несмотря на то, что научное наследие У.Мак-Даугалла было долгие годы незаслуженно забыто коллегами, идеи автора развиваются и в современной психологии, а многие проблемы и по сей день остаются актуальными для социальной психологии.


Литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999.-376 с.

Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2001, - 286 с. Ю.Андриенко. Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт. Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 560 с.

Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьева. М.: Смысл, 1996. - 373 с.

Великие психологи. Серия «Исторические силуэты». Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576с.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест, 2004. 576 с.

Изард К. Эмоции человека Москва: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.

Каптерев П. Мак-Даугалл. Основные проблемы социальной психологии // Педагогический сборник. 1917. - №3-4. - С.285-292.

Коллектив. Личность Общение: Словарь психологических понятий / Под ред.Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.: Лениздат, 1987. - 143с.

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии (электронный учебник) // 2004, www.psyche.ru .

Красько В. Г., Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Красько. М.: Омега-Л, 2003.-365 с.

Лучинин А. С. История психологии: учеб. пособие /А.С. Лучинин. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 411 с.

Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., Космос, 1916. - 282 с. 60

Морган Л. «Привычка и инстинкт». СПб. 1889, 314с.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. - 616 с.

Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX-XX вв.): Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -156 с.

Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана,1997. - 415 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-488с.

Хайнц Хенхаузен. Мотивация и деятельность.2003.-860 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Развитие теории инстинктов

Последним из великих открытий Фрейда является его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 году, при работе над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд приступил к фундаментальному пересмотру всей своей теории инстинктов. Он отнес характеристики инстинкта к «принудительным повторениям» и в первый раз сформулировал новую дихотомию «Эрос – инстинкт смерти», природу которой подробно обсудил в работе «Я и Оно» (1923) и в последующих сочинениях. Эта новая дихотомия «инстинкт жизни (Эрос) – инстинкт смерти» заняла место исходной дихотомии «Эго – сексуальные инстинкты». Хотя теперь Фрейд попытался отождествить Эрос с либидо, новая полярность представляла собой совершенно иную концепцию побуждений.

Работая над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд еще совершенно не был убежден в том, что его новая гипотеза валидна. «Можно спросить, – писал он, – насколько уверен я сам в справедливости изложенных на этих страницах гипотез. Мой ответ мог бы быть следующим: сам я не уверен и не стремлюсь принудить других в них верить. Точнее, я не знаю, насколько я убежден в них» . Учитывая, что Фрейд пытался разработать новую теоретическую доктрину, угрожающую валидности многих более ранних концепций и потребовавшую огромных интеллектуальных усилий, его искренность, столь блестяще проявляющаяся во всех его работах, особенно впечатляет. Последующие восемнадцать лет он посвятил разработке новой теории и все больше испытывал убежденность в ее верности, которой ему сначала не хватало. К такому результату привело не добавление совершенно новых элементов, а скорее интеллектуальная «проработка»; это, должно быть, еще более усилило его разочарование тем, что лишь немногие его последователи поняли и разделили его взгляды. Новая теория нашла полное изложение в работе «Эго и Ид».

Чрезвычайной важностью обладает следующее предположение: «С каждым из двух классов инстинктов следовало бы связать особый физиологический процесс (анаболизма или катаболизма): обе разновидности инстинктов должны были бы быть активны в каждой частице живой материи, хотя не в равных пропорциях, так что какая-то одна субстанция была бы главной представительницей Эроса. Эта гипотеза совершенно не проливает свет на то, каким образом два класса инстинктов соединяются, смешиваются, сплавляются друг с другом, однако то, что это происходит регулярно и весьма широко, – допущение, необходимое для нашей концепции. Как результат объединения одноклеточных форм жизни в многоклеточные, инстинкт смерти у единственной клетки может успешно нейтрализоваться и деструктивные импульсы могут быть направлены во внешний мир при помощи особого органа. Этот особый орган представлялся бы мускульным аппаратом, и таким образом инстинкт смерти выразился бы – хотя, возможно, лишь частично – в инстинкте разрушения, обращенного на внешний мир и другие организмы» .

Этими формулировками Фрейд более эксплицитно выразил новое направление своей мысли, чем в книге «По ту сторону принципа удовольствия». Вместо механистического физиологического подхода, содержащегося в прежней теории, которая строилась на модели химически вызываемого напряжения и необходимости ослабить это напряжение до нормального уровня (принцип удовольствия), новая теория имеет биологический характер; предполагается, что каждая клетка организма наделена двумя базовыми свойствами живой материи: Эросом и стремлением к смерти. Впрочем, принцип ослабления напряжения сохранен в более радикальной форме: редукции возбуждения до нуля (принцип нирваны).

Годом позже, в «Экономической проблеме мазохизма» (1924) Фрейд сделал еще один шаг: проясняя отношения между двумя инстинктами, он писал: «Задача либидо – сделать инстинкт разрушения безвредным, и эту задачу оно выполняет, в значительной мере обращая его – при помощи особой органической системы, мускульного аппарата – наружу, на объекты внешнего мира. Тогда этот инстинкт получает название инстинкта владычества или жажды власти. Часть инстинкта напрямую служит сексуальной функции, где играет важную роль: это и есть садизм. Другая часть не участвует в этой обращенности наружу: она остается внутри организма и, при помощи сопутствующего сексуального возбуждения, описанного выше, делается либидозно связанной. Именно в этой части мы узнаем исходный, эротогенный мазохизм» .

В «Новых вводных лекциях» (1933) Фрейд придерживался той же позиции. Он говорил об «эротических влечениях, которые стремятся объединить все больше живой материи во все бо?льшие Единства, и об инстинкте смерти, который противится такой попытке и переводит живое обратно в неорганическое состояние» .

В тех же лекциях Фрейд писал об исходном инстинкте разрушения: «Мы может воспринять его лишь при двух условиях: если он объединяется с эротическими влечениями в мазохизм или если – с гораздо меньшим эротическим добавлением – он направлен против внешнего мира как агрессивность. Следует отметить важность возможности того, что агрессивность может оказаться не в силах найти удовлетворение во внешнем мире, столкнувшись с реальными препятствиями. Если так случится, она, возможно, отступит и увеличит само-деструктивность, господствующую внутри. Мы рассмотрим, как это на самом деле происходит и насколько важен этот процесс. Задержанная агрессивность наносит тяжелое увечье. Действительно, представляется, что нам необходимо уничтожить какой-то предмет или человека, чтобы не уничтожить себя, чтобы защититься от импульса самоуничтожения. Печальное открытие для моралиста! .

В двух своих последних статьях, написанных за год или два до смерти, Фрейд не внес существенных изменений в те концепции, которые развивал в предыдущие годы. В работе «Конечный и бесконечный анализ» он еще более подчеркивал силу инстинкта смерти. Как писал Джеймс Стрэчи в редакторских примечаниях, «самый мощный препятствующий фактор из всех, полностью находящийся вне нашего контроля, – это инстинкт смерти » . В «Очерке истории психоанализа», написанном в 1938, а опубликованном в 1940 году, Фрейд подтвердил систему прежних предположений без каких-либо важных изменений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Формирование и развитие технической теории Основные фазы формирования технической теории Первые технические теории формировались как приложение физических теорий к конкретным областям инженерной практики, как правило, в две фазы. На первой фазе образуется новое

Из книги Физика и философия автора Гейзенберг Вернер Карл

Эволюционное и революционное развитие технической теории Развитие технической теории проходит двумя основными способами – эволюционным и революционным. В первом случае происходит выделение новых исследовательских направлений и областей исследования в рамках одной

Из книги Том 26, ч.2 автора Энгельс Фридрих

V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА В СРАВНЕНИИ С СОВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ В КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ В течение двух тысяч лет, последовавших за расцветом греческой науки и культуры V - VI веков до н. э., человеческая мысль была занята прежде всего проблемами, сильно

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

Положением Андерсона (которое отчасти встречается также и у А. Смита) - о том, что «не рента, получаемая с земли. определяет цену ее продукта, а цена этого продукта определяет земельную

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

Глава четвертая. Опыт революции и развитие теории (1848 –

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

II. Развитие теории познания В «Опыте о человеческом разуме» Локка теория познания начиналась психологическим рассуждением о происхождении понятий, но Локк не развил подробно своего представления об их происхождении из внешних и внутренних чувств. Большая часть второй

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Развитие теории инстинктов Последним из великих открытий Фрейда является его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 году, при работе над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд приступил к фундаментальному пересмотру всей своей теории инстинктов. Он отнес

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Из книги Энгельс – теоретик автора Кедров Бонифатий Михайлович

Критика фрейдовской теории инстинктов Фрейд оставался пленником образа мыслей и чувств общества, в котором жил, и выйти за его пределы был неспособен. Когда ему открылось новое понимание, только часть его – как и его следствий – оказалась осознанной, в то время как

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

Глава десятая. Развитие материалистической диалектики как теории и метода

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Обобщение опыта революции и дальнейшее развитие теории Революция 1848 – 1849 гг. явилась первой исторической проверкой марксизма. Результат этой проверки был двоякий. Главное – она подтвердила правильность новой теории. Вместе с тем она показала ее недостаточность. Теория

Из книги Философия права [Курс лекций] автора Моисеев Сергей Вадимович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Одной из важнейших идей марксистской философии, выдвинутых и обоснованных Лениным, является идея о том, что материалистическая диалектика, понимаемая прежде всего как

Из книги автора

2. Дальнейшее развитие и реализация ленинских идей о диалектике как логике и теории познания Период развития советской философии, начинающийся примерно со второй половины 50-х годов и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется прежде всего тем, что

Из книги автора

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭНГЕЛЬСОМ ТЕОРИИ МАРКСИЗМА В ПРЕДДВЕРИИ НОВОЙ ЭПОХИ (конец 80 – середина 90-х годов XIX

Из книги автора

Развитие теории революционного перехода к социализму В произведениях 90-х годов Энгельс уделял большое внимание теоретическим проблемам пролетарской революции, развитию ее предпосылок, формам революционной борьбы. В работах «К критике проекта социал-демократической

Из книги автора

Классические теории естественного права: их происхождение и развитие Идеи естественного права пришли к нам из глубины веков. Они коренятся в древних представлениях о единстве социального и природного (естественного) порядка.Мир, космос представлялся людям древности и

Возникла в США. Первым серьезным центральным трудом считается книга английского психологического работавшего в США Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» (1920). В течение ряда лежит эта книга использовалась как учебник в американских университетах. Согласно его теории психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

Главной причиной социального поведения индивидов является врожденные инстинкты, т.е. врожденная предрасположенность к воспринимаемости окружающего и готовность реагировать тем или иным образом. Он считал, что каждому инстинкту соответствует определенная эмоция. Особое значение он придавал социальному инстинкту, который порождает чувство принадлежности к той или иной группе.

Эта теория была ведущей в США. Понятие инстинкта со временем заменилось понятием предрасположенность, но основными движущими силами человеческого поведения, основой общественной жизни все равно считались потребность в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении и т.д. Большое значение для развития этой теории приобрели работы Фрейда особенно структура личности и движущих сил развития, также важными оказались механизмы снятия стресса. Созданная им теория психологической защиты получила дальнейшее развитие в социальной психологию в настоящее время выделяют 8 способов психологической защиты:

1)Отрицание проявляется в бессознательном отказе от негативной для самооценки информации. Человек как бы слушает, но не слышит, не воспринимает то, что угрожает его благополучию…

2)Вытеснение – активный способ предотвращения внутреннего конфликта, предполагает не только выключения из сознания негативной информации, но и особые действия по сохранению позитивного я образа, т.е. человек не только может забывать не приемлемые для него факты, но и выдвигает ложные, но приемлемые объяснения его поступков. 3)Проекция – бессознательное приписывание другому лицу собственных желаний и стремлений личностных качеств, чаще всего негативного свойства.

4)Замещение – снятие внутреннего напряжения путем переноса, переадресовки действия направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию.

5)Идентификация – установление эмоциональной связи с другим объектом отождествления себя с ним. Часто позволяет преодолеть чувство собственной неполноценности.

6)Изоляция – защита от травмирующих фактов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми. Утрата способности к сопереживанию. И самыми эффективными являются:

7)Рационализация проявляется в форме снижения ценности недостижимого. 8)Сублимация – это перевод нереализованных желаний (сексуальных) в социальное приемлемое русло.

9)Регресс – это возврат к прошлым (детским) формам поведения. Идеи Фрейда относительно человеческой агрессивности и способов психологической защиты нашли новое развитие в работах американского психолога Эрика Фромма (1900-1980) (2Бегство от свободы»).