Презентация "водоросли и их значение". Водоросли

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Водоросли

познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Актуализация знаний На какие подцарства делится царство растений? По каким признакам? Где обитают растения? Каково значение растений в природе? Как человек использует растения?

Зеленые водоросли

Бурые водоросли 1 - макроцистис грушевидный; 2 - нереоцистис Лютке; 3 - дурвиллея антарктическая; 4 - талассиофиллум решетчатый; 5 - агарум продырявленный

Красные водоросли

Среда обитания водорослей Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами.

Хламидомонада

Останавливается. Теряет жгутики (1). Её содержимое делится на 4 части (2). Каждая часть образует жгутики и собственную оболочку (2). Образовалось 4 клетки-споры или зооспоры, выполняющие функцию расселения. Оболочка материнской клетки разрывается, и маленькие хламидомонады выплывают в воду (3). Поплавав в воде некоторое время, клетки дорастают до размеров материнской (4) и вновь приступают к бесполому размножению (1-4). При благоприятных условиях

В материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы (1, 2). Выходят из оболочки материнской клетки (3). Сливаются попарно с другими особями (4, 5). Образуется зигота, покрытая плотной оболочкой и зимует (6). Весной благоприятные условия дают возможность зиготе делиться. В результате чего образуются 4 хламидомонады (7). Молодые хламидомонады питаются, растут до материнских размеров (1, 8). При неблагоприятных условиях (осенью) http://biouroki.ru/content/page/711/polovoe.png

Спирогира Нитчатые водоросли до 8-10 см. Скопления нитей спирогиры образуют тину. Нити неветвящиеся, образованные одним рядом цилиндрических клеток.

Роль водорослей в природе В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания. Пища для многих морских животных. Приют для рыб и многих других животных. Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза. Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты. Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

Роль водорослей в жизни и деятельности человека Являются продуктами питания для человека. Используются в качестве добавки к корму для скота. Изготовление удобрений. Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота). Биологическая очистка сточных вод. Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

Вред, наносимый водорослями: Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды. Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы. Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...

Строение и жизнедеятельность зеленых водорослей.

изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи...

Урок по биологии "Водоросли", 6 класс

Урок изучения нового материала. Цели урока: познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; -познакомить со средой обитания водорослей; -раскрыть особенности строения тела однокл...

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Зелёные водоросли (лат. Chlorophyta) - группа низших растений. В современной систематике эта группа имеет ранг отдела, включающего одноклеточные и колониальные планктонные водоросли, одноклеточные и многоклеточные формы бентосных водорослей. Здесь встречаются все морфологические типы слоевища, кроме ризоподиальных одноклеточных и крупных многоклеточных форм со сложным строением. Многие нитчатые зелёные водоросли крепятся к субстрату только на ранних стадиях развития, затем они становятся свободноживущими, формируя маты или шары. Самый обширный на данное время отдел водорослей. По приблизительным подсчётам сюда входит от 13 000 до 20 000 видов. Все они отличаются в первую очередь чисто-зелёным цветом своих слоевищ, сходным с окраской высших растений и вызванным преобладанием хлорофилла над другими пигментами.

4 слайд

Строение Жгутиковые клетки зелёных водорослей являются изоконтами - жгутики имеют сходную структуру, хотя они могут различаться по длине. Обычно имеется два жгутика, но их может быть также четыре или много.

5 слайд

Размножение Жизненные циклы зелёных водорослей очень разнообразны. Здесь встречаются всевозможные типы. Особенно много зелёных водорослей развивается весной, когда все камни на литорали бывают покрыты сплошным изумрудным налетом из зелёных водорослей, резко контрастирующим с белым снегом, лежащим на прибрежных камнях.

6 слайд

Красные водоросли Красные водоросли имеют эукариотические клетки. Клетки имеют пластиды, митохондрии, ядро, ядрышко, гранулы крахмала. Во время митоза и мейоза в ядре хорошо видны небольшие дискретные хромосомы. У большинства красных водорослей имеется протоплазматическая связь между дочерними клетками через особые структуры - поры, позднее пора закрывается специальной поровой пробкой. Только красные водоросли имеют поры и поровые пробки. Красные водоросли - весьма своеобразный, отличающийся от других водорослей таксон. Однако прослеживается тесная связь между красными и сине-зелёными водорослями, которая проявляется в сходстве пигментов, структуре тилакоидов, запасном веществе. В клетках красных водорослей присутствует хлорофилл «а», но у некоторых багрянок найден также хлорофилл «d», характерный для синезелёных водорослей. У красных водорослей зелёный цвет хлорофилла маскируется добавочными пигментами: красным - фикоэритрином и синими - фикоцианином и аллофикоцианином; также отмечаются каротиноиды и ксантофиллы. Цвет водорослей этой группы обычно красный или красно-фиолетовый. Пигменты находятся в телах, называемых фикобилисомами, расположенными на поверхности тилакоидов. В хлоропласте тилакоиды не собраны в стопочки, как почти у всех других эукариотных растений, а лежат одиночно или по два по периферии, параллельно оболочке хлоропласта.

7 слайд

митохондрии, ядро, ядрышко, гранулы крахмала. Во время митоза и мейоза в ядре хорошо видны небольшие дискретные хромосомы. У большинства красных водорослей имеется протоплазматическая связь между дочерними клетками через особые структуры - поры, позднее пора закрывается специальной поровой пробкой. Только красные водоросли имеют поры и поровые пробки. Красные водоросли имеют эукариотические клетки. Клетки имеют пластиды.

8 слайд

9 слайд

Среди бурых водорослей отсутствуют одноклеточные и колониальные формы, все особи многоклеточные. Встречаются как однолетние, так и многолетние виды, возраст которых может достигать 15-18 лет. У бурых водорослей талломы могут быть микроскопическими или достигать нескольких десятков метров (например, у Macrocystis, Nereocystis). Форма талломов самая разнообразная: стелющиеся или вертикально стоящие нити, корочки, пластинки (простые или рассечённые), мешки, ветвящиеся кустики. Прикрепление талломов осуществляется с помощью ризоидов или подошвы. Для удержания в вертикальном положении у ряда бурых водорослей образуются воздушные пузыри, заполненные газом. Наиболее сложно устроены талломы ламинариевых и фукусовых. Их слоевища имеют признаки тканевой дифференцировки со специализацией клеток. В их талломе можно различить: кору, состоящую из нескольких слоёв интенсивно окрашенных клеток; сердцевину, состоящую из бесцветных клеток, часто собранных в нити. У ламинариевых в сердцевине образуются ситовидные трубки и трубчатые нити. Сердцевина выполняет не только транспортную функцию, но и механическую, так как в ней находятся нити с толстыми продольными стенками. Между корой и сердцевиной у многих бурых водорослей может находиться промежуточный слой из крупных бесцветных клеток. Рост таллома у бурых водорослей чаще всего интеркалярный и апикальный, реже базальный. Интеркалярный рост может быть диффузный или имеется зона роста. У крупных представителей интеркалярная меристема расположена в месте перехода «черешка» в «листовую пластинку». Крупные водоросли также имеют меристематическую зону на поверхности таллома, так называемую меристодерму (своеобразный аналог камбия высших растений). Необычный тип меристемы, который встречается только у некоторых бурых водорослей, - трихоталлическая меристема, развитие клеток которой происходит в основании настоящих волосков.

Загадки голубой планеты

  • …ОНИ первыми на планете начали производить кислород. Без них не было бы жизни на Земле. Но, первыми появившись, ОНИ последними покинут ее, пропустив вперед даже тараканов и сея вокруг себя гибель….
Тема урока: Водоросли и их значение Постановка задач:
  • - определить, где могут обитать водоросли,
  • - изучить особенности строения водорослей,
  • - установить характерные черты жизнедеятельности,
  • - выявить значение водорослей в природе и жизни человека.
Среды обитания и формы водорослей Строение водорослей
  • Одноклеточные водоросли
  • 1. оболочка
  • 2. цитоплазма
  • 3. вакуоли
  • 4. хроматофор
  • 5. крахмальное тельце
  • 6. светочувствительный глазок
  • 7. жгутики
Схема строения нитчатой водоросли.
  • Нитчатые водоросли
  • 1. базальная клетка
  • 2. зелёные клетки
  • 3. хроматофор
  • Талломные водоросли
  • 1. ризоиды
  • 2. стволик
  • 3. слоевище
  • ризоиды
  • стволик
  • слоевище
Питание водорослей
  • 1. Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.
  • 2. Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ.
Размножение водорослей 1. Бесполое размножение: при благоприятных условиях а) вегетативное (деление клетки, частями слоевища, распад колонии) б) образование спор или зооспор. 2. Половое размножение: при неблагоприятных условиях. Образование гамет слияние гамет формирование зиготы развитие молодого организма Значение водорослей
  • Низшие растения без вегетативных органов, тесно связанные в жизненном цикле с водой (какими являются водоросли) - наиболее разнообразный и едва ли не самый многочисленный компонент водных экосистем. Именно водоросли обеспечивают все остальные звенья трофической цепи не только органическими веществами, витаминами, но что особенно важно - кислородом. В значительной мере вследствие своей автотрофности водоросли вездесущи и обитают в самых разных типах водоемов, перенося нередко довольно неблагоприятные условия существования.
  • Участвуя в круговороте веществ, водоросли не только постоянно испытывают влияние физико-химических факторов окружающей водной среды, но в какой-то мере оказывают обратное воздействие на нее. В результате этого сложного взаимодействия альгофлора, как исторически сложившаяся совокупность видов водорослей в данной экосистеме, изменяется, при этом формируются и видоизмененные сообщества водорослей.
  • Здоровье. Водоросли келп
  • В этой удивительной морской водоросли содержится больше витаминов и минеральных веществ, чем в каких либо других продуктах. Более конкретно, в келпе содержатся витамин В2, ниацин, холин, каротин, альгиновая кислота, а также 23 минеральных веществ в следующем соотношении: Йод 0,15-0,20% Железо 0,10% Магний 0,70% Медь 0,0008% Кальций 1,20% Натрий 3,14% Сера 0,93% Цинк 0,0003% Фосфор 0,30% Калий 0,63% Хлор 12,21% Марганец 0,0008% Плюс следы бария, бора, хрома, лития, никеля, серебра, ванадия, титана, алюминия, стронция и кремния. Благодаря содержанию естественного иода, келп оказывает нормализующее действие на щитовидную железу. Другими словами, худощавые люди с проблемами щитовидной железы могут прибавить в весе, употребляя келп, а полные люди могут сбросить вес с его помощью. Врачи-гомеопаты применяют келп при ожирении, плохом пищеварении, метеоризме, постоянных запорах, и в последние годы употребление келпа, лецитина, уксуса и витамина Вб было самым модной диетой.
  • Здоровье. Морские водоросли
  • Химики Duke University и Университета Флориды (США) идентифицировали в морских водорослях состав, способный запретить рост злокачественных клеток опухоли. Антираковые свойства были найдены в молекуле ларгазол, извлеченной из сине-зеленых морских растений. Лабораторные испытания доказали, что ларгазол препятствовал росту раковых клеток, не вызывая какие-либо побочные эффекты на нормальные ткани организма.
  • Автомобили. Автомобили из водорослей
  • Японские разработчики не устают удивлять мир своим оригинальным подходом к инновациям и необычным разработкам. Компания Toyota намерена в будущем наладить производство еще более "зеленых" автомобилей, чем те, что уже были показаны ранее. По мнению компании, будущие автомобили должны быть не только экономичными и экологичными в плане выбросов вредных веществ, но и легкими, а также дешевыми. Для того, чтобы реализовать эту стратегию, в течениe предстоящих 15 лет Toyota планирует представить электромобиль, преимущественно состоящий из биопластика на основе морских водорослей. Для создания прочного и легкой биопластика автопроизводитель намерен использовать самые обычные бурые водоросли.
  • Здоровье. Вкус водорослей
  • Сегодня японская кухня буквально покорила мир. Вы уже распробовали вкус водорослей? Если нет - мы настоятельно рекомендуем. Морская капуста (ламинарии), пожалуй, известна нам лучше всех. В китайских и японских супермаркетах продается нори - водорослевая "бумага" для приготовления суши - в виде квадратных листов и ленточек. А в некоторых магазинах можно увидеть хлеб и булочки с водорослями. Кроме того, существует целый букет пищевых добавок из водорослей и с водорослями. Но это весьма скромный перечень из того огромного реестра съедобных богатств, которые добываются в морях. Помимо ламинарии и фукусов вы найдете в этом списке десма-рестию и аларию, лессонию и цистозиру бородатую, аско-филлум, сара-гассы и фур-целлярию, филлофору и анфельцию, фонд-рус, зоо-стеру и филло-спадикс.
Декоративно-прикладное искусство и водоросли Биотопливо из генетически измененных водорослей
  • Биотопливо из генетически измененных водорослей
  • Биотопливо – горючее нового поколения. Обычно его делают из специальных растений – энергетических. Среди них кукуруза и бобы. Однако для их выращивания требуются обширные плантации, гигантские расходы пресной воды для полива и многое другое, что нещадно бьет по госбюджету. Американские ученые из Северной Каролины считают, что нашли новый для науки источник биотоплива - дешевле. Это – водоросли Dunaliella. Они имеют красноватый оттенок. На разработку этой идеи Национальный научный фонд США выделил им 2 миллиона долларов. Плюсов у плантаций водорослей перед кукурузными - масса. Площадей для засева гораздо больше. Не надо отдавать сельскохозяйственные поля под посадку энергетических культур. Конкурентов на водных полях для морских водорослей нет. А о недостатке пресной воды не может быть и речи. Водоросли к тому же можно выращивать круглый год. Засухи, которыми «славится» Северная Каролина, не смогут навредить водорослям. Посему урожая будет в 100 раз больше, уверяют ученые.
  • Но исследователи не хотят на этом останавливаться. В планах – генетически изменить необходимые виды морских водорослей. Это сделает их еще более полезными для биотоплива. Жирных кислот в ГМО-водорослях будет гораздо больше. Расти они будут еще быстрее. А это означает тонны и тонны биотоплива, на котором могут ездить автомобили. Единственной проблемой биотоплива из водорослей, разработчики считают ее цену. Она должна быть конкурентоспособной. Ведь стоимость нефти нынче падает. Но экономические эксперты уверяют, что цена на новое биотопливо будет адекватной. Цифра пока неизвестна.
  • В 2013 году все научные исследования водорослей для биотоплива будут завершены. Ряд устройств может начать работать на нем. Это поможет в решении энергопроблемы планеты. Однако какой ценой? Будут ли безопасны генетически измененные водоросли для водных ресурсов Земли? Чем обернется очередное вмешательство человека? Неужели мы опять узнаем это только тогда, когда ощутим вред от него на собственной шкуре…
  • В Перу можно купить солнцезащитную одежду из водорослей (Это интересно)
  • Добавлено: 30.11.2008г.
  • Морским водорослям, которые широко используются в медицине и кулинарии, нашли новое применение в Перу. Здесь запущено производство одежды, которая блокирует вредные ультрафиолетовые лучи, тем самым препятствуя развитию онкологических заболеваний. В составе ткани – водоросли. Кепки, футболки, юбки, шорты и купальники изготавливают из хлопковой ткани с добавлением волокон gigartina chamissoi. Эта разновидность водорослей, которая в большом количестве растет в Тихом океане около побережья Перу, способна почти на 100% блокировать ультрафиолет. При этом, по результатам тестов, после 20 стирок степень защиты сократилась лишь на 1%, сообщает ИТАР-ТАСС.
  • Впервые одежда из водорослей была изготовлена в 2004 году. Затем ее использовали члены перуанских научных антарктических экспедиций, которые отметили, что плащи и бейсболки им очень пригодились для защиты от ультрафиолетовых лучей. Сейчас одежда выпускается для массового потребителя. Авторы проекта уверены, что она будет пользоваться спросом на мировом рынке, тем более что цены на нее довольно конкурентоспособные. Так, бейсболка из водорослей стоит около $12.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
  2. Объяснить способы размножения водорослей;
  3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2) Приложение 1

Подготовка к опросу – 3 минуты.

2. Проверка домашнего задания:

  • Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
    – размеры растений – рис.30 (Приложение 3 , Приложение 4 )
    – разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (Приложение 2 )
    – работа с классом мини– футбол (слайд 3, 4, 5)
  • Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека)
    – ботаника – это…..
    – низшие растения – это…..
    – высшие растения – это…
    – таллом, или слоевище – это…
  • Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6) . Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

3. Активизация знаний учащихся

Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

– Что изучает ботаника?

– Почему растения выделили в самостоятельное царство?

– Какое значение имеют растения в природе?

– Какое значение имеют растения в жизни человека?

– Почему нужно охранять растения?

Оценивание ответов учащихся

4. Изучение нового материала (25 мин)

9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).

Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

Водоросли произошли от различных предков.

1) Одноклеточные водоросли

(Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).

Обитание или распространение (слайд 8)

Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9) . “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10) .

В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор (слайд 11) .

* Размножение хлореллы (слайд 12) .

* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на влажных почвах, (слайд 13)

Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

* Размножение, (слайд 16, 17)

В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

Динамическая пауза (движение водорослей при течении)

2) Многоклеточные водоросли

Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение (слайд 18, 19).

У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями (слайд 20).

Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Черное море).

Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров (слайд 21).

В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?

Почему они разные?

? проблемный вопрос (слайд 22)

А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

Какое значение водорослей для человека?

  1. Питаются рыбы и другие животные.
  2. Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
  3. Удобрение и корм скоту.
  4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской, бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
  5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни водоема.

(Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)

6. Закрепление материала

  • Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(Приложение 7 )
  • Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (Приложение 5 , Приложение 6 )

7. Оценивание работы учащихся на уроке.

  • За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей “ Витаминный” (Приложение 8 ).

8. Объяснение домашнего задания.

На дом § 12, упр. 40, 41, 42 в рабочей тетради.

9. Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).