Политические силы и блоки. О формировании военно-политических союзов

Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.

Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора - НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания. В 1966 г. из военной структуры вышла Франция, в 1983 г. - Испания, а в 1999 г. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 г. Цель - объединение парламентеров всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Организация Африканского единства - ОАЕ . Создана 26.05.1963 г. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).


АНЗЮС . Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель - содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.

Организация Американских государств - ОАГ . Военно-политический союз, созданный в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира - Вашингтон (США).

Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.

Амазонский пакт - торгово-экономический блок, созданный на основе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 г. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР - сформировалась в 1961 г. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами - получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель : вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста, повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира - Париж (Франция).

Союз Арабского Магриба - САМ - создан в 1989 г. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель : содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира - Рабат (Марокко).

Ассоциация Карибских государств - АКГ - основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г. В состав вошли 24 страны. Цель : содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира - Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).

Андский пакт - АП - торгово-экономический союз, образованный в 1969 г. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 г. из состава вышли Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама. Цель : либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Вышеградская четверка сформирована в 1991 г. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель - ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.

Европейская Ассоциация свободной торговли - ЕАСТ - создана в 1960 г. В состав вошли 9 стран. Цель - самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Латиноамериканская ассоциация интеграции - ЛААИ - образована на основе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 г. В состав вошли 11 стран. Цель - создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна г. Ла-Плата (1969 г.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира - Монтевидео (Уругвай).

Ла-Платская группа - торгово-экономический союз, образованный на основе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества - „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. - Парагвай. Штаб-квартира - Буэнос-Айрес (Аргентина).

Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК - организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 г., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель : координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира - Вена (Австрия).

Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА - соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 г. Состав : США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе - объединение всех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.

Черноморский район экономического сотрудничества - ЧРЕС - создан в 1990-1992 гг. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта, телевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета - Стамбул (Турция).

БЕНИЛЮКС - экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 г. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 г. Состав : Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС - создано по инициативе Австралии в 1989 г. в количестве 12 стран. В 2001 г. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель : создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 г. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.

К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН - политико-экономический союз, созданный в 1967 г. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира - Джакарта (Индонезия).

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии - СААРС - политико-экономический союз, созданный в 1985 г. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель : ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 г. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира - Катманду (Непал).

Карибское сообщество - КАРИКОМ - политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 г. на основе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель : политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира - Джорджтаун (Гайана).

Лига Арабских государств - ЛАГ - создана в 1945 г. в Каире на основе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира - Каир (Египет).

Организация „Исламская конференция” - ОИК - создана в 1971 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель : содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира - Джидда (Саудовская Аравия).

Содружество наций - добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 г. Состав (51 страна). Цель : регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира - Лондон (Великобритания).

Содружество Независимых Государств - СНГ - политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 г. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата - г. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира - Минск (Беларусь).

Организация Объединенных Наций - ООН - создана 24 октября 1945 г., на 2002 г. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна - Ватикан. Цель : поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целей. Штаб-квартира - Нью-Йорк (США).

Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) - главный орган ООН, который объединяет всех ее членов (по принципу „одно государство - один голос”). Совет Безопасности (СБ) - единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) - отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке - состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии.

Международный суд - главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 г., местонахождение - Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН - состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН - английский, испанский, китайский, русский, французский.

К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира - Вена); ВМО - Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (Женева) ; ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах - Женева ); ВПС - Всемирный почтовый союз (Берн ); ММО - Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов - Лондон ); ИКАО - Международная организация гражданской авиации (Монреаль ); МОТ - Международная организация труда (Женева ); МБРР - Международный банк реконструкции и развития; МВФ ; МСЭ - Международный союз электросвязи (радио, телефон, телеграф - Женева) ; ИФАД - Международный фонд сельскохозяйственного развития - Рим ; ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры - Париж;ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - Рим.

Военно-политические блоки являются организациями, к которым в обществе относятся довольно неоднозначно. Одни люди верят, что их главной задачей является поддержка мира и обеспечение военной защиты членов альянса, другие считают, что именно подобные организации - главный источник агрессии в мире. Кто же тут прав и существует ли однозначный ответ на этот вопрос? Давайте выясним, что же представляют собой военно-политические блоки, а заодно проследим историю их создания и развития.

Определение

Установим, что же подразумевается под определением данной организации. Военно-политический блок - союз нескольких государств, созданный для коллективной обороны или же для ведения боевых действий против общего противника. Создание блока может также преследовать цель сотрудничества по политическим и экономическим вопросам между его членами. Степень этого сотрудничества и взаимной интеграции для каждого подобного союза индивидуальна. Договоренности могут предусматривать совместные действия только при возникновении конкретной военной опасности либо же предполагать тесное взаимодействие во всех сферах даже в мирное время.

В одних организациях коллективное решение является строго обязательным для исполнения, в других же носит рекомендательный характер, то есть каждый член вправе отказаться от выполнения постановления, при этом не выходя из блока. Существуют союзы, в которых каждая страна-участник обязана начать военные действия в случае нападения на одного из членов блока. Но далеко не во всех подобных организациях данный принцип действует в обязательном порядке. Например, если в НАТО нападение на одного из членов союза означает объявление войны всему блоку в целом, то в СЕАТО такого правила в уставе не было.

Военно-политические блоки могут создаваться для выполнения конкретной задачи и после достижения цели быть распущенными либо же действовать на бессрочной основе.

Предыстория возникновения блоков

Предшественники современных военных блоков известны ещё со времен Древнего мира. Самым первым военным союзом нескольких государств можно назвать существовавшую 10 лет коалицию греческих полисов в легендарном походе против Трои в XII в. до н.э. Но это были, скорее, легендарные времена, а не исторические, так как письменных летописей тех событий не сохранилось.

Первая коалиция в достоверной истории появляется в 691 г. до н. э. Это был союз Мидии, Вавилонии и Элама против Ассирии. Кроме того, истории известны такие союзы греческих полисов, как Пелопоннесский, Делосский, Беотийский, Коринфский, Халкидский. Чуть позже образовались Эллийский, Ахейский и Этолийский союзы. Тогда же в Средней Италии был образован Латинский союз, позже выросший в Древнеримское государство.

Все эти союзы больше напоминали конфедерации, чем военные блоки в современном их значении.

В Средние века союзы государств чаще всего ограничивались военной поддержкой в случае войны и почти не касались других сфер взаимоотношений. Зачастую это было объединение против конкретного врага. Так, цементирующей основой франко-шотландского (или Старого) союза, который был заключен в 1295 году, было враждебное отношение обеих стран с Англией. Именно в это период Англия начала свою экспансию в Шотландию, а через несколько десятков лет началась Столетняя война с Францией. Примечательно, что союз между Шотландией и Францией просуществовал целых 265 лет до 1560 года.

В 1386 году возник англо-португальский союз, оформленный Виндзорским договором. Он, в свою очередь, был направлен против усиления Испании. Впрочем, формально он существует по сегодняшний день, тем самым являясь старейшим военно-политическим союзом, но все-таки не блоком в современном понимании.

На заре Нового времени возник целый ряд военных союзов европейских государств, стремившихся объединиться в коалиции против общего противника. К таким союзам можно отнести Священные и Католические лиги под патронатом папы римского, Протестантский союз, объединявший лютеранские и кальвинистские государства и другие объединения.

В 1668 году возник Тройственный альянс Англии, Швеции и Голландии, направленный против усилившейся при Людовике XIV Франции.

В 1756 году было образовано сразу два противоборствующих союза - англо-прусский и Версальский. В последнее объединения входили Россия, Франция и Австрия. Именно вступили в противоборство в Семилетней войне. В конце концов, Российская империя, вследствие восшествия на престол Петра III, перешла на сторону англо-прусского союза.

С 1790 по 1815 год образовался целый ряд коалиций, направленных на борьбу с революционной и наполеоновской Францией. Причем зачастую силой оружия и с помощью дипломатии Франция заставляла некоторых членов данных коалиций выходить из них, или даже переходить на французскую сторону. Но, в конце концов, силам Шестой коалиции удалось одержать победу над Наполеоном.

В 1815 году между Пруссией, Россией и Австрией был образован целью которого было закрепление миропорядка, установленного после Наполеоновских войн, и недопущение революций в Европе. Впрочем, в 1832 году после очередной этот союз распался.

В 1853 году была образована коалиция между Францией, Англией, Османской империей и Сардинским королевством против Российской империи. Этот союз одержал победу в Крымской войне.

Союзы нового типа

Теперь настало время описать формирование военно-политических блоков, более близких к современному типу. Зарождение подобных организаций началось со второй половины XIX века и оформилось в конкретные структуры ближе к концу столетия. Именно формирование этих объединений стало решающим фактором, который привел к началу I мировой войны.

Основой для противоборствующих блоков стал Тройственный (1882-1915 гг.) и франко-русский союз (1891-1893 гг.), позже преобразовавшиеся в Четверной союз и Антанту.

Формирование Четверного союза

Как было сказано выше, основой для создания Четверного союза послужил Тройственный союз, заключенный в 1882 году между Австро-венгерской империей, Италией и Германией. Страны Тройственного союза стремились утвердить свое доминирование в континентальной Европе, для чего объединились против Франции и Российской империи.

Предшествовал заключению Тройственного союза двусторонний австро-германский договор 1879 года. Именно созданная на основе королевства Пруссия, выступила с инициативой создания военно-политического блока, направленного против России и Франции. Германия была также сильнейшим в экономическом и политическом плане государством блока.

Нужно отметить, что прежде Австро-Венгрия придерживалась союзнических отношений с Российской империей, а с Пруссией как раз враждовала из-за соперничества за право главенства в германском мире. Но после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 года и во франко-прусской войне 1970 года ситуация в корне изменилась. Пруссия доказала свое доминирование на осколках бывшей Священной Римской империи, и Австро-Венгрия вынуждена была пойти на союз с ней, подписав в 1879 году в Вене договор о взаимной поддержке, срок действия которого устанавливался в 5 лет.

Договор предусматривал, что в случае атаки Российской империи на одного из подписантов второй должен прийти ему на помощь. Если на Германию или Австро-Венгрию нападет не Россия, а другая страна, то второй фигурант договора обязан как минимум соблюдать нейтралитет, но если на стороне агрессора выступит российский император, то, опять же, подписанты должны объединиться для взаимной борьбы. Этот блок двух держав принято было называть Двойственным союзом.

В 1882 году к Австро-Венгрии и Германии присоединилась Италия. Так возник Тройственный союз. Впрочем, подписание договора между этими тремя странами вначале держалось в секрете. Как и прежде, термин действия договора ограничивался пятью годами. В 1887 и в 1891 гг. он подписывался заново, а в 1902 и в 1912 гг. автоматически пролонгировался.

Нужно отметить, что союз трех стран был не очень прочный. Так, по экономическим причинам в 1902 году между Италией и Францией был подписан договор, который гласил, что в случае войны между французами и германцами, итальянцы будут соблюдать нейтралитет. Поэтому после начала I мировой войны в 1914 году Италия не выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии. В 1915 году, подписав соглашение в Лондоне со странами Антанты, Италия отказалась от участия в Тройственном союзе, и вступила в войну на стороне его противников.

Тройственному союзу пришел конец. Германии и Австро-Венгрии удалось создать новую коалицию. Вместо Италии, уже в ходе мировой войны, к союзу присоединились сразу два государства - Османская империя (с 1914 г.) и Болгария (с 1915 г.). Так возник Четверной союз. Страны, которые входили в объединение принято называть Центральными державами.

Четверной союз прекратил существование вследствие поражения в I мировой войне. В итоге Австро-Венгерская и а Германия и Болгария понесли значительные территориальные потери.

Антанта

Военно-политические блоки Первой мировой войны не ограничивались только Четверным союзом. Второй грозной силой, которая вступила в противостояние, была Антанта.

Началу формирования Антанты положил франко-русский союз, заключенный в 1891 году. Он был своеобразным ответом на образование Тройственного союза. Россия и Франция договорились, что в случае нападения членов враждебной коалиции на одну из стран, вторая должна оказать военную помощь. Данные договоренности имели силу, пока существует Тройственный союз.

В 1904 году было подписано соглашение между Великобританией и Францией. Оно положило конец многовековому соперничеству этих держав. Великобритания и Франция договорились о колониальном разделе мира и стали фактически союзниками. За данным соглашением закрепилось наименование Entente cordiale, что с французского переводится как «сердечное согласие». Отсюда же и пошло название блока - Антанта.

В 1907 году удалось преодолеть англо-русские противоречия. Между представителями государств был подписан договор о разграничении влияния. Таким образом завершилось формирование Антанты.

Военно-политические блоки в Европе - Антанта и Четверной союз - сыграли определяющую роль в развязывании I мировой. После нападения Германской империи на Россию и Францию Великобритания, верная своему союзническому долгу, объявила войну Германии. Впрочем, не у всех членов Антанты хватило сил и ресурсов довести войну до победного конца. Так, в 1917 году в России произошла большевистская революция, после чего страна заключила мир с Германией и фактически вышла из Антанты. Впрочем, это не помешало другим участникам коалиции, при помощи США и остальных союзников, одержать победу в мировой войне.

После завершения войны страны Антанты (Великобритания и Франция) предприняли интервенцию в Россию с целью свержения большевистского режима. Впрочем, на этот раз больших успехов достичь не удалось.

Военные блоки во время II мировой войны

Военный союз нацисткой Германии, фашисткой Италии, императорской Японии и ряда других стран послужил главной причиной Второй мировой войны. Началом создания блока послужил подписанный в 1936 году договор между Германией и Японией о совместных действиях против распространения коммунизма. Он получил название «Антикоминтерновский пакт». Позже к этому договору присоединилась Италия и ряд других государств, которые принято называть странами Оси. Именно державы этого блока проявили агрессию, начав Вторую мировую войну.

Коалиция, противостоящая странам Оси, сложилась уже только в ходе II мировой войны. Она сформировалась из СССР, Великобритании и США и приняла название Антигитлеровской коалиции. Начало формирования было положено в 1941 году, после вступления в войну СССР и США. Ключевым моментом в создании блока, направленного против фашистских агрессоров, стала Тегеранская конференция глав держав в 1943 году. Только после создания прочной коалиции союзникам удалось переломить ход войны.

Блок НАТО

Создание военно-политических блоков стало элементом противостояния между странами Запада и СССР в так называемой холодной войне. От них исходила опасность развязывания новой мировой войны, но одновременно они служили и сдерживающим фактором.

Наибольшую известность приобрел Североатлантический альянс (НАТО). Он был создан в 1949 году и объединял Европы, США и Канаду. Его целью является обеспечение коллективной безопасности вышеуказанных стран. Впрочем, ни для кого не секрет, что изначально Североатлантический альянс был задуман с целью сдерживания СССР. Но даже после распада Союза блок не прекратил существования, а, наоборот, пополнился целым рядом стран из восточной Европы.

Ещё до образования НАТО в 1948 году был сформирован Западноевропейский союз. Это была своеобразная попытка организовать собственные общеевропейские вооруженные силы, но после формирования НАТО, актуальность этого вопроса отпала.

Создание ОВД

В ответ на образование НАТО в 1955 году страны социалистического лагеря по инициативе СССР создали свой военно-политический блок, который стал называться ОВД. Его целью было противостояние Североатлантическому альянсу. В состав блока, кроме СССР, входили ещё 7 государств: Болгария, Албания, Венгрия, Польша, ГДР, Чехословакия.

ОВД был ликвидирован в 1991 году, после распада социалистического лагеря.

Малые военные блоки

Военно-политические блоки 20 века существовали не только в глобальном, но и в региональном масштабе. Между мировыми войнами было создано целый ряд местных союзов, призванных решать региональные задачи, и обеспечить версальский миропорядок. К ним относились Антанты: Малая, Средиземноморская, Балканская, Ближневосточная, Балтийская.

Во времена холодной войны был создан ряд региональных блоков, целью которых было недопущение распространения коммунистических режимов. К ним относились СЕАТО (Юго-Восточная Азия), СЕНТО (Ближний Восток), АНЗЮК (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Формирование ОДКБ

В 1992 году ряд сформировали союз - ОДКБ. Это своеобразный военно-политический блок России, так как она играет в нем доминирующую роль.

Задачей ОДКБ является обеспечение безопасности её членов и стабильности на постсоветском пространстве. Кроме РФ, в блок входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Таджикистан. Ранее в него входили также Узбекистан, Грузия и Азербайджан.

Военно-политические блоки. Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из го­сударств-союзников. Главное военное противостояние разверну­лось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри бло­ков выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудниче­стве, а также в создании США и СССР военных баз и развер­тывании своих войск на территории союзных государств на ли­нии противостояния блоков. Особенно значительные силы сто­рон были сосредоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного ору­жия.

«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко­торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

Периоды «холодной войны» и международные кризисы. В «хо­лодной войне» выделяют два периода. Период 1946- 1963 гг. ха­рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кри­зиса в начале 60-х гг. XX в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 г., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г.

Берлинский и Карибский кризисы. Появление у Советского Со­юза на рубеже 60-х гг. XX в. межконтинентальных ракет способ­ствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно нара­щивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз, в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух бло­ков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. ставило мир на грань ядерной войны.



Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го­род. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была воз­ведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность прави­тельству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало воз­мущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в бое­вую готовность.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядер­ного удара, каким был Советский Союз после размещения аме­риканских ракет в Турции. Получение подтверждения размеще­ния советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противосто­яние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на гра­ни войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Берлинский и Карибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписа­но исключительно важное соглашение: США, СССР и Велико­британия прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.

Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он характе­рен переносом центра тяжести международных конфликтов в рай­оны «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновре­менно отношения США и СССР трансформировались от конф­ронтации к разрядке международной напряженности, к перего­ворам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обыч­ных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

Война во Вьетнаме. После войны (1946- 1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбь-енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалисти­ческая Республика Вьетнам.

Война в Афганистане. В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Со­ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж­данская война между сторонниками и противниками нового ре­жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контин­гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР дей­ствовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну­тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ска­залось на престиже СССР на мировой арене.

Ближневосточный конфликт. Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри­тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру­салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача­лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска

Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан-ские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» - восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства

Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.

Разрядка. С середины 50-х гг. XX в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­говор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важ­нейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы в 70-е гг. XX в. И в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной, что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отноше­ний между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х гг. XX в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.

Международные отношения в конце XX - начале XXI в. Пере­стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношений. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 -80-х гг. XX в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. XX в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Ре­шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М.С.Горбачевым и президентами США Р.Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г.

Благоприятно сказалось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х гг. XX в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 -90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

В начале 90-х гг. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. Руководство Югославии вынуждено было вывести свои войска из Косова, которое было оккупировано силами НАТО. В 2008 г. там при под­держке Запада незаконно провозгласили независимость.

Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце XX - начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупи­рованных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израиль­ской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской пробле­мы остаются безрезультатными.

Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предло­гом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борьба против оккупантов.

Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Африке периодически вспыхивают локальные войны между не­которыми странами, нередки гражданские войны, сопровождаю­щиеся массовым истреблением населения.

С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские вой­ска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания монополярного мира, где гос­подствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако со­вершенно очевидно, что даже такое могущественное государство не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же по­добным положением недовольны другие постоянно растущие цент­ры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Рос­сия, выступают за создание многополярного мира.

Завершая характеристику внешней политики России в XIX в., следует коротко остановиться на складывании военно-политических союзов в Европе в конце века.

После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизировала колониальные захваты.

К началу 80-х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические интересы помещиков требовали поддержания с ней дружественных отношений. К русско-германскому сближению подталкивала и монархическая солидарность обоих дворов.

В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия государственных переворотов, в результате которых влияние России в болгарских правящих кругах было вытеснено. Потеря влияния на болгарское правительство была серьезной неудачей царской дипломатии.

Жесткая политика Бисмарка в отношении России по созданию искусственных осложнений для российского правительства на Балканах и немецкое экономическое давление на российские буржуазно-помещичьи круги, связанные с германским режимом, не оправдала себя. Политика российского правительства все более начинала приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были изданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пошлины на ввоз металла, металлических изделий и угля, на продукцию химической промышленности и т. д.

К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали более значительными, чем противоречия с Англией. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г. Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

Русско-французское сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы.

Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в связи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.

Союз с Францией выдвинул необходимость переориентации внешней политики России в других регионах. Правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией.

Вместе с тем царизм активизировал внешнеполитическую деятельность на Дальнем Востоке.

Таким образом, как мы видим, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.

53 Объясните основные принципы политики социал-реформизма в европейских странах на рубеже Х1Х-ХХ вв. Приведите примеры такой политики в одной из стран Европы и Америки.

Теории государственного и общественного устройства в странах Европы и Америки. К началу XX в. в большинстве стран Европы и Америки существовали политические свободы, действовали парламенты, признавался принцип разделения властей. Это был результат длительного исторического развития.

Еще в XVIII в. возникло учение о естественных и неотъемлемых правах человека, которыми обладает каждый с момента рождения и которые не может отменить никакая власть. К числу таких прав, впервые провозглашенных в Декларации независимости США (1776) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), относятся "жизнь, свобода и стремление к счастью" (Декларация независимости США) и "свобода, равенство, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению" (Декларация прав человека и гражданина). Этими принципами определяются демократические свободы: свобода слова и печати (включая право на критику правительства), свобода личности от внесудебных преследований, свобода вероисповедания, право частной собственности, свобода политической и общественной деятельности.

Со времен американской войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав человека считается важнейшей задачей демократических государств.

Основные принципы государственного устройства должны были соответствовать доктрине народного суверенитета, согласно которой верховная власть (суверенитет) принадлежит народу, и народ осуществляет ее, избирая своих представителей в центральные и местные органы власти.

Высшими представительными учреждениями, выражающими интересы народа и осуществляющими его волю, считались избираемые населением собрания депутатов - парламенты (Конгресс - в США, Рейхстаг - в Германии, Дума - в России). Как правило, парламенты состояли из двух палат, но были и однопалатные парламенты.

В республиках и в конституционных монархиях (например, в Англии) действовал парламентский режим. Парламенты обладали там законодательной властью, издавали законы, определяли бюджет (т. е. государственные доходы и расходы), утверждали состав правительства. Исполнительную власть осуществляло правительство (Кабинет или Совет министров), возглавляемое президентом или премьер-министром (в Германии - канцлером).

В республиках "президентского типа" (например, в США) руководителем правительства является президент, избираемый населением. В республиках "парламентского типа" президент избирался парламентом и его полномочия были ограниченными. Страной управляло контролируемое парламентом правительство во главе с премьер-министром. Оно несло ответственность перед парламентом (ответственное правительство) и было обязано уходить в отставку, если большинство депутатов парламента выражало ему недоверие (обычно голосованием специального "вотума недоверия").

Кроме законодательной и исполнительной власти, в странах с парламентским режимом действовала независимая судебная власть - система центральных и местных судов, а также Верховный суд.

В соответствии с доктриной разделения властей все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная - должны оставаться независимыми и взаимно уравновешивать друг друга, чтобы избежать чрезмерной концентрации власти, которая может привести к деспотии. Разделение властей считалось важнейшей гарантией сохранения политических прав и свобод.

Изложенные принципы правового государства представляют собой модель политической системы, с большей или меньшей полнотой утвердившейся в ведущих капиталистических странах Западной Европы и Северной Америки. Действовавшие в начале XX в. избирательные системы отстраняли от участия в выборах значительную часть населения - женщин, а часто и военнослужащих, которые не имели право голоса.

54 Опишите новый этап промышленного переворота в странах Европы и Америки, объясните его сущность.

В ХIХ в. промышленная революция, начавшись в Англии, шагнула во Францию, Германию, другие страны Европы. Огромные города и фабричные трубы преобразили континент. Индустриальная революция быстро развивалась и в США.

Достижения человеческой цивилизации в ХIХ в. стали измеряться успехами в развитии машинного производства. Технический прогресс превратился в одну из главных ценностей.

Наиболее развитой страной в области промышленного производства оставалась Англия. Именно здесь возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Быстро развивающийся внутренний рынок и внешнюю торговлю обслуживала развитая железнодорожная сеть. Промышленный переворот затронул и аграрный сектор страны, в котором стали применяться прогрессивные способы земледелия и новая техника.

К концу века страна стала «на колеса». Началось массовое автомобильное производство. Становились более доступными телефон, телеграф, облегчившие коммуникационные процессы. Технический прогресс вносил изменения в военную технику. Стало широко применяться огнестрельное оружие. На рубеже ХIХ в. в жизнь людей стало входить электричество.

Первоначальное капиталистическое развитие получило название эпохи свободной конкуренции. Предприниматели боролись за выгодные условия производства и сбыта товаров. Эта борьба не была ограничена и выступала основным стимулом к развитию экономики. Основным регулятором стихийного рынка становились экономические кризисы, после их преодоления наступал новый подъем производства.

Но применение высокоразвитой технологии, сложной техники оказалось возможным только в рамках крупных производственных структур, которые стали появляться во второй половине ХIХ в. Чтобы избежать острой конкурентной борьбы между собой, крупные промышленники стали договариваться о ценах, количестве выпускаемой продукции и даже рынках сбыта. Так возникали различные организационные формы слияния предприятий – картели, синдикаты, тресты, концерны.

В случае, если промышленная или финансовая корпорация сосредоточивала в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства, она становилась монополией. Но в обществе продолжали существовать и десятки тысяч самостоятельных средних и мелких предприятий. Но монополистический сектор хозяйства становился господствующим.

На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм. Он, с одной стороны, давал возможность внедрять новую технику и повышать производительность труда, но, с другой – господство монополий создавало угрозу свободному рынку, ограничивало возможности других структур также наращивать производство.

Индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и наемных промышленных рабочих. К началу ХХ в. они стали основными социальными группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества – дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Но эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации той или иной страны.

Так, в Англии классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в ХVIII в. Собственность сеньоров на землю во Франции уничтожила революция. В США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье хозяйство сохранялось в Австрии, Италии, германских государствах. Но после наполеоновских войн и здесь были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Процессы модернизации разрушали сословные разграничения между людьми. Внутри ведущих социальных групп шел процесс расслоения. Неоднородными были буржуазия, рабочий класс и крестьянство.

С развитием индустриального общества теряла свои лидирующие позиции старая аристократия. Многие аристократические семьи разорялись. Постепенно аристократия сливалась с буржуазией, что вело к возникновению нового «высшего класса». В ХIХ веке лидирующие экономические и политические позиции переходили к буржуазии.

55 Объясните суть термина государственно-монополистический капитализм.

В чем заключается сущность государственно-монополистического капитализма?

Государственно-монополистический капитализм - современная форма существования капитализма. Сущность его заключается в соединении в особый механизм силы монополий с силой государства для поддержки жизнеспособности капиталистического строя.
В современных условиях характерна тенденция к возрастанию экономической роли государства под влиянием роста обобществления производства, интернациализации хозяйственной жизни, научно-технической революции. Отличительной чертой ГМК является сочетание рыночного механизма хозяйствования с государственным регулированием. Экономической роли государства присущи три основные функции, обеспечивающие стабильность, справедливость и эффективность в обществе.
Стабилизационная функция состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также в стимулировании экономического роста.
Распределительная функция связана с достижением более справедливого распределения доходов в обществе.
Функция эффективности направлена на рациональное размещение ресурсов в рыночной экономике.
Государство поддерживает и стимулирует те сферы деятельности, которые под действием рыночных сил развиваются недостаточно, одновременно выполняет роль координатора, воздействующего на развитие экономики, сглаживая действия чисто рыночных сил и чрезмерной монополизации.

Какие основные формы проявления государственно-монополистического капитализма?

Сущность ГМК проявляется в следующих формах:
1. Развитие предпринимательской деятельности государства и формирование на этой основе государственно-монополистической собственности.
2. Государственно-монополистическое регулирование и программирование экономики.
4. Перераспределение валового национального продукта с помощью государственных финансов.
5. Милитаризация экономики и формирование военно-промышленного комплекса.
6. Интеграционные процессы и развитие международных форм ГМК.

Особое значение приобретет финансирование государственных предприятий и политика «ускоренной амортизации» как средство содействия техническому прогрессу. Одной из организованных форм современного ГМК являются государственно-моннополистические комплексы. Они позволяют связать производственные мощности, научно-технические потенциалы многих монополий и государства. Государственно-монополистические комплексы сложились в военном производстве, атомной промышленности, агропромышленной сфере, в аэрокосмической сфере.
Совокупность различных форм образует общий хозяйственный механизм посредством которого реализуется система ГМК. Хозяйственный механизм - совокупность всех форм регулирования экономики и организационно-правовых основ, которые обусловливают распределение производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры, прежде всего эффективность экономического развития. ГМК органически соединяет план и рынок, используя рекомендательный характер планирования на основе долгосрочных прогнозов.

56 Сравните основные экономические показатели стран Европы и Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв.

К началу Новейшего времени страны Запада переживали период бурного экономического подъема. Только за последние три десятилетия XIX в. объем мировой промышленной продукции и оборот мировой торговли выросли более чем в 3 раза. Добыча нефти увеличилась в эти годы в 25 раз. выплавка стали в 56 раз. Слагаемыми этого «экономического чуда» являлись ускорение технического и технологического прогресса, концентрация производства, наращивание его общей капиталоемкости. Но главной причиной ускорения экономическою бума стало оформление в ведущих странах Запада целостной системы индустриального воспроизводства. Промышленный переворот, произошедший на протяжении XIX в. в Великобритании, Франции и США, к концу столетия завершился в Германии, Австро-Венгрии, России и Италии, а в самом начале XX в. - в Японии. Индустриальная экономическая модель, основанная на капиталистическом предпринимательстве, свободной рыночной конкуренции, использовании квалифицированной наемной рабочей силы, ускоренном технологическом прогрессе, динамичном экономическом росте, сопряженном с увеличением нормы накопления и быстрым расширением спектра производственных функций, стала преобладающей не только в странах Запада, но и в мире.

Важным фактором утверждения индустриальной экономической модели стало изменение динамики научно-технического прогресса. Его темпы и направленность в значительной степени стали определяться потребностями производства, ориентироваться на разработку новейшей промышленной технологии. Финансирование прикладных научно-технических исследований со стороны предпринимательских кругов и целенаправленный, ускоренный характер внедрения их результатов укрепляли эту тенденцию. В итоге, на протяжении всего нескольких десятилетий на рубеже Х1Х-ХХ вв. произошла качественная трансформация всей технико-технологической базы промышленности. Наиболее масштабные изменения коснулись отраслей группы «А», связанных с добычей и переработкой сырья, машиностроением, химическим производством, обеспечением транспортной инфраструктуры. Революционные изменения произошли в области энергетики.

Создание принципиально новой энергетической базы и разветвленной транспортной инфраструктуры, широкое внедрение в производство новейших технических достижений и конвейерной системы, стандартизация продукции обеспечили крупным предприятиям необычайно высокую рентабельность. Последним препятствием для мощного рывка в концентрации производства оставался быстрый рост его капиталоемкости. На ранних стадиях развития капиталистической экономики инвестирование осуществлялось преимущественно индивидуальными предпринимателями. Отсутствовала и развитая система долгосрочного кредита. Теперь же создание промышленных гигантов и постоянное обновление технологической базы производства требовало такой финансовой мощи, которая превосходила возможности даже наиболее состоятельных инвесторов.

57 Сформулируйте основные причины создания коалиций перед первой мировой войной.

Ситуация перед Первой Мировой Войной.

В 1882 году Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали договор о создании Тройственного союза . Германия играла в нем ведущую роль. С момента образования агрессивного блока стран в него входящие начали активную подготовку к будущей войне. У каждого государства были свои планы и цели.

Германия стремилась разгромить Великобританию, лишить её морского могущества, расширить "жизненное пространство" за счет французских, бельгийских и португальских колоний и ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив её границ по Балтийскому морю, поработить Европу и превратить ее в свою колонию. Немцы признавали за собой "историческую миссию обновления дряхлой Европы" способами, основанными на "превосходстве высшей расы" над всеми остальными. Эта идея с величайшей настойчивостью и систематичностью проводилась и пропагандировалась в массах властью, литературой, школой и даже церковью.

Что касается Австро-Венгрии, то ее цель была намного умереннее: "австрийская гегемония на Балканах" - основной лозунг ее политики. Она рассчитывала захватить Сербию и Черногорию, отнять у России часть польских губерний, Подолию и Волынь.

Италия желала проникновения на Балканский полуостров, приобретения там территориальных владений и усиления своего влияния.

Турция, впоследствии поддержавшая позицию центральных держав, при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

В 1904 - 1907 годах сформировался военный блок Антанта , состоящий из Великобритании, Франции и России . Он был основан в противовес Тройственному союзу (центральным державам). Впоследствии, во время Первой мировой войны, он объединил боле 20 государств (среди них - США, Япония, и Италия, перешедшая в середине войны на сторону антигерманской коалиции).

Что касается стран Антанты, то они тоже имели свои интересы.

Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Великобритания рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 году, и захватить Саарский угольный бассейн.

Россия тоже имела определенные стратегические интересы на Балканах, желала присоединения Галиции и нижнего течения Немана, а также хотела иметь свободный выход черноморского флота через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.

Также ситуация осложнялась жесткой экономической конкуренцией европейских стран на мировом рынке. Каждая из них хотела устранить соперников не только экономико-политическими методами, но и силой оружия.

58 Охарактеризуйте причины, задачи, пути проведения и итоги реформ первого десятилетия ХХ в. в России.

Революционная ситуация в России в 1905–1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких хозяев (кулаков, фермеров – каждая политическая доктрина называет их по-своему).

Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество по поддержанию мира и безопасности на территориях и в целом в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора - НАТО (Nord Atlantic Treaty Organization - NATO). Это военно-политический союз 26 стран, создан 4 апреля 1949 года в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии, в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Чехия, Польша, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.

В 1966 году Франция вышла из военной структуры НАТО, но продолжает оставаться его членом в политическом сотрудничестве. То же самое в 1983 году сделала Испания.

Высшие органы: сессия Совета НАТО (между сессиями - Постоянный совет), Комитет военного планирования, Военный комитет, Комитет ядерной обороны. Рабочий орган НАТО - Международный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека.

Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Это международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы, создана в 1889 году.

Цель: объединение парламентов всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами.

Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Африканский Союз - АС (African Union - AU). Был создан 26 мая 1963 на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе под названием Организация Африканского Единства (ОАЕ), современное название получил 11.07.2000 года. Объективными причинами возникновения АС стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время существования ОАЭ (1963 - 2000 гг) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, которые были поставлены перед ОАЕ на время его создания.

В состав Африканского союза входят все 53 страны Африки: Алжир, Ангола, Буркина, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Египет, Замбия, Западная сахара, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д"Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦАР, Чад.

Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости, ликвидация всех форм колониализма, согласование сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры.

Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).

АНЗЮС (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United States - ANZUS). Это трехсторонний союз Австралии, Новой Зеландии и США. Действует с 1952 года.

Цель: коллективная оборона в Тихоокеанском регионе.

АНЗЮК (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United Kingdom - ANZUK). Это пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Сингапура.

Цель: содействие коллективной обороне в Тихоокеанском регионе.

Постоянной штаб-квартиры не имеет.

Организация американских государств - ОАГ (Organization of American States - OAS). Военно-политический союз, созданный в 1948 году на 9-й Международной конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ.

Состав (35 стран): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Эквадор, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Ямайка.

Цель: поддержание мира и безопасности в Америке, пресечение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками, организация совместных действий при отражении агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем, содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран- участников.

Штаб-квартира - Вашингтон (США).