Почему листья опадают осенью детям. Как объяснить доступно ребенку почему опадают листья осенью? Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Введение

С самой ранней весны по позднюю осень, наш глаз радует зеленая растительность в виде трав, кустов и деревьев.

Ведь растительный мир Земли насчитывает около полумиллиона различных видов, он занимает огромную часть нашей планеты - только леса покрывают до 40 % поверхности ее суши; растениям принадлежит существенная роль в жизни Земли.

Мы любим бывать в лесу: бродим по лесу, дышим свежим воздухом, наблюдаем за природой, собираем букеты из листьев.

Однажды на прогулке мы задумались, а почему листья именно зеленого цвета, не синего, не белого, а зеленого.

А с наступлением осени листья деревьев становятся разными по цвету: желтыми, красными, оранжевыми. Кто же этот волшебник, что красит листья деревьев?

И мы решили с учителем раскрыть эту тайну, провести исследования.

Гипотеза: что же влияет на цвет листьев летом и осенью?

Актуальность исследования: в осенний период листья стали менять цвет. Из зеленого стали превращаться в желтые, коричневые, оранжевые цвета. Какой волшебник помогает красить листья?

Цель исследования: собрать информацию о процессах, происходящих в листьях, под воздействием солнечного цвета; о значении процесса фотосинтеза в листьях.

Задачи исследования:

Познакомиться с процессами, происходящими в листе, под воздействием солнечного света;

Определить значение процесса фотосинтеза;

Развивать навыки исследовательской работы: проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы;

Изучить литературу по данной теме.

Режим работы: внеурочная деятельность.

База исследования:

    книги и справочники;

    интернет.

Методы исследования:

    сбор и анализ информации из литературы;

    эксперимент;

    наблюдение и хронометрия;

    описание;

    анализ и сравнение продуктов деятельности;

    результат работы, вывод.

Объект работы:

    листья растений.

Предмет исследования:

    изменение цвета листьев.

Оборудование и материалы:

    презентация, научно-популярная литература, справочная литература, фотографии, место для проведения опыта ;

    листья растений.

Проведение эксперимента по плану:

    Определение места проведения эксперимента и выбор растения.

    Наблюдения за проведением опыта.

    Сравнительный анализ полученных результатов. Вывод.

    Исследовательская деятельность и ее результаты

Лист – это часть побега растения, его наружный боковой орган, с помощью которого происходит функция фотосинтеза.

В зеленом листе, как говорил замечательный русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, самая сущность растительной жизни, что растение - это прежде всего лист. Не было б на земле зеленых листьев - не было бы жизни!

Вот это мы сейчас и должны выяснить. И то, что узнаем, имеет прямое отношение к солнечному лучу к окраске листьев и травы.

2.1.Воздух и растение

Мы дышим. Воздух - это смесь разных газов. Для людей, и для животных необходим кислород.

Без кислорода мы не прожили бы и трех минут.Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а газ для нас вреден, но в воздухе его всегда очень немного сотые доли, и потому мы его не замечаем. Горят дрова в топках; для того чтобы они горели, нужен кислород, а во время горения тоже выделяется углекислота. Расход кислорода огромный: сколько людей на земном шаре, сколько животных требуют его каждую секунду! Никаких запасов не хватит!

А между тем состав воздуха не меняется, в нем остается достаточно кислорода для дыхания и всегда лишь ее доли углекислоты.
Но кто же пополняет воздух кислородом, кто очищает его от излишней углекислоты?

Зеленый лист! Он вбирает в свои клетки углекислоту, а выделяет в воздух кислород, это ему нужно. А для чего?

2.2.Солнце и растение

Солнце - главный источник жизни. Луч солнца падает на лист. В клетках листа есть зеленое вещество, которое называется хлорофилл.

Зеленый лист - великая фабрика жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ - составная часть воздуха и воды - она всегда есть в растении, а энергию дает свет.

Упадет на зеленый лист солнечный луч - и «фабрика» начинает превращение воды и углекислого газа в крахмал и сахар. Нет света - и замирает работа в зернах хлорофилла.

Зелёный цвет травы и листьев - цвет хлорофилла. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый.

Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). Но дальше фотосинтез может идти и в темноте - процесс всё равно не остановится. Правда, каждую секунду на молекулу хлорофилла падает не один фотон, а очень много.

В процессе фотосинтеза учёные выделяют две фазы. Световая фаза идёт только на свету. Более длительная, темновая, в свете не нуждается.

Хлорофилл поглощает красные, синие и фиолетовые лучи, а зелёные лучи почти не поглощает, поэтому мы и видим лист зелёным.

2.3 . Листья осенью

Если осень, каждый знает,
в небе листики гуляют,
Цветом листья разные:
желтые и красные.

А. Пилатов

С приходом осени листья меняют свою зеленую окраску на - желтую или красную. Связано это с тем, что клетки здорового листа содержат как зеленый, так и желтый пигмент. Зеленый пигмент (хлорофилл), с наступлением холодов, полностью разрушается и приоритетным становиться желтый (ксантофилл), а у ряда растений происходит к тому же образование красного пигмента (каротина).


К тому же вместе с потерей зеленого пигмента, хлорофилла, лист уже больше не является «лабораторией» по производству органических веществ, необходимых для питания растения. Крахмал, белки, сахар, которые были ранее накоплены, выводятся к местам запаса, а в листья отводятся совершенно не нужные дереву минеральные вещества, от которых дерево избавляется во время листопада.

А в морские глубины красные лучи проникают плохо, поэтому в тканях красных и бурых водорослей наряду с хлорофиллом есть и другие вещества, поглощающие свет. Но, если не счи­тать некоторых бактерий, хлорофилл есть в клет­ках всех живых существ, способных к фотоситезу.

Люди издавна наблюдают за природой, замечают все, что происходит вокруг. И в народе появились приметы, связанные с изменением окраски листьев.

Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят нескоро.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к ранней осени.

2.4.Значение листвы

Нигде больше во всем мире со всем его многообразием, нигде, - только здесь, в зеленом листе, в зеленой части растения, вырабатываются важнейшие питательные вещества.

Исчезни вдруг зеленый лист - и все на нашей планете Земля вымрет!

Мы, люди, получаем белок, крахмал, сахар и от самих растений и от животных, которых мы едим и которые, в свою очередь, питаются растениями.

Корова летом щиплет траву, зимой жует сено. Мы пьем молоко коровы, едим творог, сметану, масло. Молоко потому главная пища малышей, что в нем есть все те вещества, которые необходимы для их здоровья, для их развития, роста.
Мы едим коровье мясо, а в нем тоже есть главные питательные вещества. Куры клюют зерно, а зерно - тоже растение, и мясо и яйца курицы построено из важнейших питательных веществ.

И главный наш кормилец - зеленый лист.

    Эксперимент

Потребуется:

Кусочек фольги

Разведенный спирт

Стакан с тонкими стенками

К живому, необорванному листку любого растения приложили кусочек фольги, его можно вырезать в виде звездочки или кружка. Чтобы фольга не упала, можно прикрепить ее полоской скотча.

Через неделю можно увидеть результат: «фотографию» на зеленом листочке. В том месте, где была фольга и куда, соответственно, не поступал свет, лист станет желтым.



Вывод : растения используют солнечный свет, чтобы из него «готовить» себе пищу. В листьях есть особое зеленое вещество, которое называется хлорофиллом. Он улавливает солнечную энергию. Когда наступает осень, света становится мало, и без него листья не могут «приготовить» себе пищу, они становятся желтыми, и листья опадают, потому что не могут прокормить себя.


Опыт№2.

Потребуется:

Положили зеленый листок в стакан с тонкими стенками и залили разведенным спиртом. Затем вскипятили в миске воду и осторожно опустили в нее этот стакан – получится что-то вроде водяной бани. Через некоторое время пинцетом достали листок. Перед нами удивительное превращение – лист обесцветился, а спирт стал изумрудно-зеленого цвета.







А если проводить этот опыт со съедобным растением (салатом, например, или шпинатом), то в результате получится натуральный пищевой краситель – его можно использовать для подкраски крема или соуса. Процесс можно ускорить, если сначала измельчить листья, а стакан время от времени встряхивать.

Вывод: в спирте растворился хлорофилл. Значит, в листьях имеется зеленый цвет, частички хлорофилла.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили – достигли. Мы изучили , почему листья зеленого цвета, и сравнили обоснованные и научно доказанные выводы с результатами исследования по данной теме. Узнали, что листья осенью меняют окрас из-за изменения условий на улице, т.к. температура воздуха осенью понижается и количество солнечных лучей уменьшается, поэтому вступают в «свои права» пигменты другого цвета (каротин, ксантофилл). Листья становятся красного, желтого, коричневого цвета.

Кроме этого, мы собрали фотоматериал, который может быть использован на уроках окружающего мира при знакомстве с миром природы.

Океан растений окружает нас, и все они зелены. Зелена трава, зелены листья деревьев и цветов. Даже слова «растения» и «зелень», в сущности, обозначают одно и то же. «Здесь очень зелено», - говорят люди, когда видят много деревьев, кустарников, зеленой травы «Домик утопает в зелени», «зеленая долина» - иными словами, тут много растений и все они зеленого цвета.

Список литературы

«Большая школьная энциклопедия. Т.1. Естественные науки». Автор-составитель С.Исмаилова. Москва, «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.

И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Москва, Издательский дом «Вентана-Граф», 2003.

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3- 4 класс: Учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. – М:. Вентана-Граф, 2009.

Энциклопедический словарь юного натуралиста /Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1996.

Козлова Т. И. Толковый словарь для школьников/ Под ред. Н. П. Кабановой. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.

«Почему осенью листья опадают»

Программное содержание:

Формирование умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Расширение знаний детей о листьях, их значении для деревьев; Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы; Развитие внимания, мелкой моторики руки; Воспитание любознательности, интереса к природе.

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, мешочки из белой ткани

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски, игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки», беседы об осени, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, наблюдение за деревьями на прогулке

Примерный ход НОД:

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года как зовется?

(Дети: осень)

А какие осенние месяцы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Октябрь – середина осени. В старину этот месяц называли «листопадником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я - учёный профессор биологических наук. Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле.

Осень – одно из самых ярких и красочных времён года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

А вы молодцы ребята много знаете примет осени. И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они падают?

2. Опыт №1: Строение листа

Воспитатель: Ну что ж, ребята, чтобы ответить на вопросы профессора нам нужно провести опыты.

А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: благодаря листьям дерево дышит)

А вам интересно узнать, как устроен лист?

Давайте рассмотрим. А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.

3. Опыт № 2 «Почему лист зеленый?»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему листья бывают сначала зелеными, а потом желтыми, красными или оранжевыми? (Дети: Да)

Об этом вам расскажет профессор.

Показ мультфильма

Воспитатель: Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Ребята, перед вами лежат белые мешочки. Возьмите зеленый листочек и положите в свой мешочек и прокатите несколько раз по нему деревянной палочкой. Что вы видете? (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые).

4. Физкульминутка «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(Плавное покачивание руками над головой)

(Руки в стороны, махательные плавные движения)

(Медленно присесть на корточки)

(Встать, руки в стороны)

(Кружиться)

(Присесть)

5. Графическое упражнение «Как падают листья?»

Воспитатель: На прогулках мы с вами наблюдали, как с деревьев падают листья. Давайте вспомним, какой листик падал медленно и плавно раскачивался? (Кленовый)

А какой быстро падал и красиво кружился? (Березовый, рябиновый)

А почему они по-разному падают? (Потому, что кленовый лист большой, а березовый и рябиновый маленькие)

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам зарисовать падение листьев.

Возьмите карандаши и проведите линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

Работа детей

6. Рефлексия

Воспитатель: Ну, что ж, пришло время сообщить наши результаты опытов профессору

(Общение через скайп)

Из каких частей состоит лист? (у листьев есть черешок и прожилки)

Почему листья зелёные? (в листе содержится зеленое вещество - хлорофилл)

Как листья падают? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.)

Учёный: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это присваиваю Вам звания младших научных сотрудников лаборатории.

А Вам понравилось общаться со мной? Ребята, я предлагаю в следующий раз поговорить о других явлениях природы и узнать, например, почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга. До новых встреч!

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения представление о явлении природы - “Листопад”.

Задачи:

  • уточнить с детьми - почему так называется это явление природы (лист падает- “листопад”);
  • когда происходит это явление природы (осенью);
  • почему происходит это явление природы(деревья начинают готовиться к зимнему сну, соки, переносящие питательные вещества от корней дерева к листьям- перестают двигаться внутри ствола и веток, и листья постепенно начинаю высыхать, желтеть и отрываться от веток и – падать с дерева);
  • развивать у детей логическое мышление и познавательную активность при установлении причинно-следственных связей изменения времен года и природных явлений(осень-листопад); закреплять с детьми количественный счет в пределах 5;
  • формировать у детей понятие – что такое “дерево”, развивать представление детей о составных частях дерева (корни, ствол, ветви, листья);
  • активизировать в речи детей слова, обозначающие названия деревьев(клен- кленовый лист, дуб- дубовый лист), и слова осенней тематики: осень - осенний, лист- листопад;
  • способствовать развитию наглядно- образного мышления, внимания, памяти детей при разучивании стихотворения Н. Минского “Листопад” с помощью мнемотехники;
  • развивать познавательную активность, образное мышление, мелкую моторику кисти руки и творческое воображение детей в предметно-практической деятельности.

Оборудование и материалы: техническое оборудование (компьютер, настенный экран); музыкальная запись – детская песня осенней тематики “Листик, листик, листопад”; материалы: демонстрационная игрушка Ежик; игрушечное дерево елочка; 2 вазы- одна ваза с веточками клена, а вторая ваза-с веточками дуба (веточки с листьям); деревянная корзинка с вырезанными из легкой ткани желтыми листьями клена (размер-с детскую ладошку);цветные фломастеры, листы формата А4 с распечатанными изображениями со слайдов презентации (слайды №9 “Художники” и №10 “Листопад играет в прятки”); распечатка мнемотаблицы по стихотворению Н. Минского “Листопад”; бросовый материал среднего размера (камушки, ракушки) на каждого ребенка; лист ватмана, заготовки листочков клена, дуба из цветной бумаги (желтого, красного, оранжевого и коричневого цветов);клей, кисточки (или – клеящие карандаши).

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Сюрпризный момент.

Воспитатель : “Здравствуйте, ребятки, Вы слышите- что-то у нас в группе зашуршало (шур- шур- шур). Вместе с детьми- ищут “ шуршалку” и подходят к елочке. Под - елочкой виднеется куча листьев, из- под которой торчит кончик носика. Воспитатель предлагает детям догадаться- кто же это там может быть: “Кто под елочкой сидит, тихо листьями шуршит. Сам- на елочку похож. Догадались?...Это ….еж”. Достает игрушку – Ежика из – под листвы. Предлагает детям погладить ежика и рассмотреть его. Воспитатель: “Ребята, посмотрите на ежика- что у него на спинке, на колючках? (Листочки). А как вы думаете, ребята, - почему у ежика на спинке так много опавшей желтой листвы? Хотите узнать (по – секрету) - почему наш ежик в этих листочках стал похож на разноцветный шар? (Да). Тогда предлагаю всем нам, вместе с Ежиком отправиться в сказочное путешествие в лес. Дети присаживаются на стульчики.

(Слайд №3). Игра “ Осенние приметы”.

Воспитатель с Ежиком загадывают детям загадку: “Это что за время года: стала сказочной природа, с неба- капают дождинки, стали желтыми тропинки, в небе- голубая просинь”. Воспитатель предлагает детям рассмотреть на экране признаки осени- слева на экране- дождевые капли, считаем их (всего -5 больших дождевых капель); а с правой стороны экрана: внизу- рассматриваем желтую дорожку(определяем- почему она желтая (потому, что на нее падают желтые листочки); сверху – рассматриваем прямоугольник голубого цвета (просинь). Затем - определяем, что такие изменения в природе бывают, кода наступает время ода-осень.

Воспитатель : “Правильно, ребята, молодцы. Значит наступила -осень”. На экране появляются осенние картинки- котенок под дождем и птичка с зонтиком.

(Слайд №4). Игра “Листопад”.

Воспитатель читает на экране задку: “Словно бабочки порхают - листья кружатся, летят. Кто из вас, ребята, знает - что же это…..(Дети- “Листопад”).

Воспитатель : “Догадались, молодцы”. На экране появляется “ Волшебный шар” - крутящийся шар из кленовых листьев, постепенно увеличивающийся в размерах. Воспитатель предлагает детям проследить глазками за листопадом, и самим превратиться в листики (пантомимическое двигательное упражнение “ Листопад”: дети выполняют перед собой вращательное движение руками с проговариванием слов по тексту: “Листопад, листопад- листья кружатся, летят”(круговые вращательные движения выполняются детьми со сменой темпа вращения -быстро и медленно).Молодцы!

(Слайд №5). “Наглядно-образная модель “Лист и дерево”.

На экране появляется летящий, вращающийся кленовый лист.

Воспитатель читает детям загадку: “Кто, ребята, догадался- лист откуда оторвался? Где же он весной родился, летом- крепким становился,а, почуяв холода- спрыгнул с ветки навсегда? (Дети- строят догадки, что лист мог оторваться с дерева).

Воспитатель : “Молодцы! У каждого листа – свой дом, Его мы-…деревом зовем”!

На экране с правой стороны появляется (вырастает снизу) черный силуэт дерева, а- слева- появляется цветное изображение дерева с падающими листочками.Дети, совместно с воспитателем- рассматривают картинки, уточняют строение дерева (корни, ствол, ветви, листья). С детьми уточняется, что осенью - становится холодно, дерево начинает готовиться к зимнему сну, соки, которые движутся внутри дерева и питают листочки - замедляются, листочкам не хватает питания и они начинают постепенно - засыхать, желтеть и опадать на землю. С детьми закрепляется, что падение листов с дерева вниз, на землю и называется – “листопад”.

(Слайд №6).Игра “Шуршалки”.

Воспитатель читает на экране: “В парк осенний мы пойдем- листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят и –
летят, летят, летят!
Ежик ходит по тропинке- собирает он “шуршинки”.
Мы ладошки все потрем,
и “шуршинки” - соберем:
“Шур- шур- шур –шур- шур”!

Затем – воспитатель предлагает детям поиграть с Ежиком в осеннюю игру “Шуршалки” Детям предлагается пальчики в жесткие ладошки и подвигать ими вперед-назад, подражая звукам опавшей листвы с одновременным проговариванием слогов: “Шур-шур-шур”, “Шур-шур-шур” (тихо и громко). Умнички!

(Слайд №7) Игра “Краски осени”

Воспитатель читает на экране: “Осень с красками играла и листочки - украшала.

Расскажите (по-секрету) листопад - какого цвета?” На экране появляется картинка листопада с разноцветными листочками. Дети – рассматривают падающие листочки и называют предполагаемые “краски осени”. При назывании детьми правильно цвета - он появляется на экране в виде цветных кружочков (по щелчку на клавише компьютерной мышки): красный, желтый, зеленый, оранжевый. Затем - на экране появляются еще 2 цвета - синий и черный. Воспитатель: “Кто будет внимательным - найдет тот обязательно, без всякой подсказки - лишние краски! Догадались? Молодцы! Синий цвет – морей и рек, ну а черный - для земли, над которой в путь далекий пролетают журавли!”

(Слайд №8) Игровое упражнение “ Клен и дуб”.

Воспитатель читает на экране: “Отгадайте-ка, ребятки, листопадную загадку:

“Лист кленовый, лист дубовый- дружно за руки взялись, в вальсе плавно закружились - на тропинки понеслись. А потом, вдруг, спорить стали- чей дом слева, чей дом – справа? Так запутались они- кто с какой был стороны. Может слева - дуб растет? Или- все наоборот? Может справа - клен растет? Где - чей дом определите, и листочкам - помогите”! Дети рассматривают деревья на экране, определяют, где какое дерево стоит. Затем воспитатель предлагает поиграть с ежиком. На стол выставляются 2 вазы - с листьями клена - слева, а с листьями дуба - справа. Проводится игровое упражнение: “Где спрятался Ежик” (попеременно-то под вазой – слева, то под вазой - справа).

Воспитатель : “Умнички! Никак вас Ежик не смог перехитрить”! Игровое упражнение с Ежиком “ Назови ласково”. Ежик предлагает детям назвать слова ласково: дерево - деревце; лес - лесочек; дуб - дубочек; клен- кленочек; лист-листочек.

(Слайд №9) Коррекционно-развивающее упражнение “Маленькие художники”.

Воспитатель : “Ребята, рассмотрите листочки на картинке. Какие листочки вам уже знакомы (лист клена и лист дуба). Давайте посчитаем - сколько всего листочков закружилось в листопаде(всего - 5 листочков). Детям раздаются листы формата А4 (с распечатками листочков со слайда №9).

Воспитатель : “Ребята, давайте превратимся в художников и поможем осени раскрасить листочки (на экране появляется подсказка: около листа дуба - кружочек коричнево цвета, а около листа клена - кружочек желтого цвета). Дети раскрашивают листочки.

Воспитатель : “Молодцы! Мы ваши листочки подарим Ежику, и он расскажет своим друзьям из осеннего леса, что не клене растут (Какие листья? - Кленовые), а на дубе растут (Какие листья? - Дубовые). Умнички”!

(Слайд №10). “Листопад играет в прятки” (зашумленные картинки).

Воспитатель на экране читает:

“В прятки листики играют и на землю – опадают.
Вы- внимательно смотрите, где их больше - назовите.
По дорожкам мы пойдем - листья клена мы найдем,
а теперь - дубовый лист, выходи, да на ленись”!

Дети - просматривают изображение на экране и зрительно выделяют заданные листочки, вместе с Ежиком определяют-де их больше, де их меньше.

(Вариант - можно предложить детям распечатки со слайда №10 на формате листа А4 - и выложить по контуру заданные “спрятавшиеся” листочки бросовым материалом- камушками, ракушками).

Воспитатель : “Молодцы, ребята, - какие вы все зоркие: все листочки нашли”!

(Слайд №11) Зрительная релаксация. Музыкальная двигательная деятельность “Веселая полянка”.

Воспитатель читает на экране: “Чтобы глазки не устали- мы немного поморгаем;
головою покиваем - вверх и вниз, налево, вправо. Осень, как по волшебству - кружит в танце всю листву. Листья кружатся, летят. Это чудо - ….Листопад”. На экране вновь появляется картинка с “Волшебным шаром - Листопадом” (в измененном варианте).Детям предлагается понаблюдать за вращающимся шаром, а затем - Ежик предлагает детям выйти к нему, на “Волшебную полянку” и самим превратиться в осенние листочки: каждому ребенку он дает из своей корзинки по кленовому листочку из легкой ткани, и под музыкальное сопровождение – песню “Листик, листик, листопад” (1 куплет и припев) - дети выполняют танцевальные движения на свой творческий выбор.

(Слайд №12) Чтение стихотворения Н. Нирович “Листопад”. Игровое упражнение “Чей лист улетит дальше”.

Дети находятся на “Волшебной полянке”

Воспитатель предлагает им посмотреть на экран и читает стихотворение В. Нирович “Листопад”. Появляется картинка с падающими с дерева листьями. Далее - Ежик предлагает детям поиграть на “Волшебной полянке” в игру: “Чей лист улетит дальше” (дети, стоя на полянке, кладут листик клена себе на ладошки (попеременно - то на левую, то - на правую) , набирают носом воздух, складывают губы “трубочкой” и сдувают листочки с ладони. Кто сильнее подует на листочек - у того он улетит дальше. Во время “полета” листьев- дети прослеживают за ними глазами. Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель: “ Вот видишь, Ежик – какие у нас дружные ребята, какой красивый листопад тут устроили”! Предлагает детям вернуться на свои места (на стульчики).

(Слайд №13) Рассматривание картинок “Осень-зима”.

Воспитатель читает на экране: “Ребята, посмотрите на картинки и определите- какие времена года на них изображены. Как, по каким признакам вы догадались, что это - зима и осень? Где (сверху или снизу) находится картинка со снегопадом, а где - с листопадом? Далее – Ежик предлагает детям определите последовательность времен года: что за чем идет (осень, зима, весна, лето) на “Календаре природы”.Поощряет их похвалой за правильные ответы.

(Слайд №14) “Осень в картинах русских художников” Исаак Левитан “Золотая осень”.

Воспитатель :“Ребята, хочу открыть вам один секрет-время года осень, признаки осени- ее разноцветная листва, листопад - нравились не только поэтам (чьи стихи мы сегодня читали), музыкантам (под чью музыку с песенкой мы сегодня танцевали на “Волшебной полянке”) , но еще и – художникам. Например, художник Исаак Левитан написал картину, которая так и называется “Золотая осень”. На экране появляется репродукция картины.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Уточняет с детьми: Какое время года изображено на этой картине? Почему эту картину назвали так? Какого цвета листья на картине? Какими еще словами можно описать листья на этой картине (листья-какие: золотые, желтые, оранжевые, расписные, нарядные, пестрые, осенние).

(Слайд №15) Мнемотаблица по стихотворению Н. Минского “Листопад”.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть данную мнемотаблицу. Читает стихотворение “Н. Минского “Листопад”: “Листопад! Листопад! Лес осенний конопат. Налетели конопушки - стали рыжими опушки. Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал: “Ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу, Все рыжинки оборву, побросаю их в траву”. Уточняет с детьми понятие “Листопад”. Затем - Ежик предлагает детям начать разучивать это стихотворение с помощью данной мнемотаблицы. Распечатку мнемотаблицы Ежик дарит детям в центр “Волшебный мир природы” (где они могут подходить, рассматривать ее

(Слайд №16) Итоговое обобщение. Чтение авторского стихотворения “Зачем природе листопад”? Проблемная ситуация “Что было бы зимой с деревьями, если бы с них осенью не опадала бы листва”.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и рассмотреть картинки - листопада с падающими листьями и картинку с “зимним сном деревьев”. По ходу просмотра - читает авторское стихотворение: “Зачем природе - листопад”?

Воспитатель :

“Зачем природе листопад? Деревья - голые стоят.
Но зиму всю, и до весны - им снятся сказочные сны.
Под разноцветным покрывалом опавшей осенью листвы-
им зимовать теплее будет, до пробужденья, до весны.
Ковер из листьев - согревает, как одеяло на пуху,
и корни дерева - не мерзнут в метель и в стужу, и в пургу.
А по весне, когда прогреется лучами солнышка земля -
вновь пробудится к жизни деревце – наряд зеленый всем даря”!

Подводится итог развивающей занимательной деятельности: во время обсуждения проблемной ситуации – уточняют, что если бы осенью листья не опадали бы с деревьев, то зимой – под тяжестью снега и листьев на ветках - дерево могло бы сломаться, а без ковра из листьев, который укрывает землю- корни дерева бы замерзали в холода и деревья – погибали; уточняется понятие “листопад”, и его природная важность в процессе жизнедеятельности деревьев при смене времен года. Детям предлагается рассказать - что больше всего их заинтересовало, что им запомнилось во время занимательной деятельности, во что бы им хотелось поиграть, что интересно они узнали и что им бы захотелось узнать еще.

(Слайд №17) Мастерская “Волшебные ручки”. Поделки

Прошло щедрое лето, наступила осень. Календарное ее начало - 1 сентября, астрономическое - в день равноденствия, 23 сентября, а в природе она, как и весна, приходит в разные сроки. Рекомендуем вам вместе с детьми прочитать, почему желтеют и опадают листья осенью с деревьев . Информация будет полезной как для маленьких любопышек, так и для взрослых 😉

Березы желтеют первыми

Первыми вестниками осени считаются желтые листья на березах. Смешанные леса северного и умеренного пояса становятся неузнаваемыми. Однотонная зеленая летняя окраска сменяется ярким многоцветьем. Листья грабов, кленов и берез теперь светло-желтые, дуба - буровато-желтые, вишни, рябины, барбариса - пунцовые, осины - оранжевые, а бересклета- фиолетовые.

Очаровательно каждое дерево само по себе, а сочетание их сказочно прекрасно. Окрашиваются не только деревья, но и кустарники, травы. В лесу яркий их наряд меньше бросается в глаза, но в безлесных местах мохнатые пестрые ковры восхищают многоцветьем.

Причины осеннего разноцветья

Известно, что зеленая окраска листа зависит от зеленого пигмента - хлорофилла. Но хлорофилл не единственный пигмент в клетках листьев. В листьях и желтые, оранжевые пигменты - ксантофилл, каротин. К осени хлорофилл разрушается; другие, до того замаскированные им пигменты выступают во всей своей красе, развиваются пигменты антоцианы, окрашивающие листья в красноватые и лиловые тона.

Листопад, листопад, листья желтые летят…

Недолговечен чудесный наряд деревьев. Начинается листопад; процесс этот совершенно необходимый. И вот почему. Листья испаряют влагу, а зимою вода из корней не поступает в кроны деревьев. Останься листва на дереве, оно бы засохло. Кроме того, листья, отяжеленные снегом, сгибали бы и ломали ветви, что иногда и бывает при ранних осенних снегопадах. За лето в листьях накопляется много ненужных растению минеральных солей. При листопаде растение избавляется от них. Наконец, опавшие листья - это удобрение.

Но почему листья так крепко держались на ветвях деревьев летом и так легко опадают осенью ?

Еще до изменения цвета листьев их питательные вещества перемещаются в ветки, ствол, корни. Одновременно появляется в основании черешка листа слой особых тонкостенных клеток, своего рода перегородка между веточкой и черешком листа. У клеток этого слоя гладкие стенки, и связь между ними легко нарушается. Лист к началу листопада держится на ветках лишь благодаря сосудистым пучкам. Эта связь непрочна. Достаточно выпасть обильной росе, повеять ветерку, и лист отрывается.

После листопада к деревьям приходит глубокий покой. У различных растений он разной продолжительности. У тополя, сирени, черемухи кончается к декабрю, у дуба, березы, липы продолжается до февраля. Веточки, срезанные с дерева во время покоя, обычно не распускаются в воде.

Осень — капризная золотая красавица!

Чудесна золотая осень! Она печальна и красива и в пору увядания. «Унылая пора, очей очарованье!»

Вот осенний луг. Он стал шире, просторнее. Кое-где доцветают желтая пижма, голубые соцветия цикория, дикие анютины глазки. И в октябре можно собрать скромный букет.

А как хороша осенняя роса! Осенью много паутины, иногда она образует целые стены между кустарниками и высокими травами. Паутина за каплями росы не просматривается, и капли точно висят в воздухе.

Удивительны осенние белые хрустящие утренники. Тихо. Все засыпано инеем, точно блестящей сахарной пудрой. Все в природе дышит свежестью, чистотой, бодростью.

У осени свой неповторимый аромат. В лесу пахнет грибами, а в саду даже после уборки яблок долго держится их запах.

Сколько прекрасного в обнаженном лесу! Под ногами шуршат листья. Они не знают покоя - дрожат, кружатся по земле, а подхваченные ветром несутся в его потоке.

Капризна поздняя осень. Все реже дарит она яркие теплые дни. Все чаще тихо плачет мелкими каплями дождя. Порой бесшумный дождь вдруг сменяется бурей. Рассерженный ветер ворошит свинцовые тучи, рвет последние листья с деревьев, клонит к земле травы. Но он не страшен. Деревья охотно отдают ненужные им листья, а травы давно высылали свои семена. Не боятся ветра с холодом и животные: они подготовились к зиме.

А зима уже ведет разведку. Пришел черед зазимкам. Неожиданно выпадает снег. Раз покроет землю, два… С каждым разом он обильнее. И лежит все дольше. Наконец мороз остановил реки. Кончилась осень. Пожаловала зима!

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….2

    Мои наблюдения…………………………………………………………3

    Анкетирование одноклассников ………………………………………..3

3. Роль листьев в жизни дерева………………….........................................4

4. Почему листья меняют цвет? ....................................................................4

5.Народные приметы………………………………………………………..5

6. Как наступает листопад?..........................................................................6

7. Зачем деревья сбрасывают листья?..........................................................7

8. Значение опавших листьев в природе…………………………………..8

Заключение ………………………………………………………………….10

Список использованных источников информации.………………………11

Приложение…………………………………………………………………12

Введение

В золотой карете, что с конём игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница всё переиначила,

Ярко – жёлтым цветом землю разукрасила .

Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев - одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, клёны желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года я люблю бродить по осеннему парку, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, багряными, лиловыми красками.

Однажды, я собирал листву для поделок, и мне стало интересно. Почему листья осенью изменили цвет? Почему летом их не мог сорвать даже сильный ветер, а осенью они отрываются сами? Что произошло?

И тут появились предположения:

1. Листья на деревьях постарели, им холодно, поэтому они опадают.

2. Листьям становится темно.

3. Листья падают от ветра.

Что бы проверить свои предположения, я поставил перед собой следующие цели и задачи:

Цель: Узнать – почему листья падают?

Задачи:

1. Выяснить значение листа в жизни растения.

2. Понаблюдать за изменениями листьев осенью.

3.Установить причины листопада.

4. Изготовить гербарий из осенних листьев.

Чтобы решить эти задачи, мне пришлось прочитать литературу по этому вопросу, обратиться по этому вопросу к учителю биологии, изучить интернет- источники.

1. Мои наблюдения

Я наблюдал за изменениями листьев осенью.

В сентябре на некоторых деревьях появились жёлтые листья, но связь с ветвями была еще прочной. (см. приложение 1)

В октябре почти все листья поменяли зелёный цвет на жёлтый, бурый, красный и начался листопад. (см. приложение 2)

В ноябре, практически все, листопадные деревья сбросили листву.

Последней избавилась от листьев – ива. (см. приложение 3)

2.Анкетирование одноклассников и учащихся школы.

В начале исследования я решил провести анкетирование

своих одноклассников и учащихся нашей школы, чтобы выяснить, знают ли они, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают. (см. приложение 4,5,6)

Результаты были следующие: на вопрос, зачем дереву листья, среди одноклассников правильно ответили только 2% учащихся, среди 1 – 4 классов правильный ответ назвали 12% , учащиеся 5 – 9 классов утвердительно ответили 25 %, а 10 – 11 классы – 32%.

На вопрос, почему листья меняют свой цвет, смогли правильно ответить одноклассники -5%, 1 – 4 классы -14%, 5 – 9 классы - 28%, 10 – 11 -классы- 41%.

Почему листья осенью опадают, правильно ответили одноклассники -4%, 1 – 4 классы - 18%, 5 – 9 классы- 22%, 10 – 11 классы - 37%.

Анализируя результаты анкетирования, я выяснил, что большинство учащихся не знают причины изменения цвета осенних листьев и причины их опадания.

    Роль листьев в жизни дерева

Я изучил строение листа и узнал, что лист состоит из двух частей: листовой пластинки - это то, что мы привыкли называть листом, и черешка - это его стебелек. (см. приложение 7)

С помощью черешка лист прикрепляется к ветви.

На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Они переходят в черешок. Оказывается жилки – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества. Но если заглянуть в середину зеленого листа, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зелёных хлорофилловых зёрен. (см. приложение8) Зёрна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зёрнышко - как бы крохотный заводик. Они готовят пищу всему дереву. Эти заводики берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зёрнышки и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики. Зелёным заводикам энергию даёт солнце. Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. В зеленый цвет их окрашивает хлорофилл, который постоянно разрушается и опять восстанавливается благодаря солнечному свету.

Вывод: зеленый лист необходим дереву, так как он готовит пищу и новый строительный материал для всего растения. Жёлтый лист мешает дереву. Он потребляет много влаги, но дерево не питает.

    Почему листья меняют цвет?

Изучив литературу, я узнал, почему листья осенью меняют цвет. Летом солнце светит долго, образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листе убывает, и заметнее становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода (см. приложение 9,10).

Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать

погоде - сочными, яркими.

С ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет. (см. приложение 11)

    Народные приметы

Люди издавна наблюдают за природой, замечают все, что происходит вокруг. И в народе появились приметы, связанные с изменением окраски листьев.

    Лист, хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.

    Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

    Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к ранней осени.

    Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снега не выпало - зима не наступит.

    листочки костяники Перед плохой погодой они загибаются вверх, а перед хорошей закручиваются вниз.

    Если берёза листья вперёд опускает, то жди сухого лета, а если ольха и клён, то - мокрого.

    Если весной береза раньше ольхи листья выкинет, лето будет ветреным, а если ольха раньше распустится, то холода и дожди летом будут частыми.

    Если осенью листья у березы начинают желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранней, а если снизу - то поздней.


Если дуб распустит почки и листья раньше, чем ясень, то лето будет влажным и прохладным. Если раньше распустится ясень, то лето должно быть сухим и теплым.

    Как наступает листопад?

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях изменяют зеленый цвет. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества.

В черешках листьев тоже происходят изменения. Черешок состоит из "кирпичиков"(клеток) и тонких трубок (сосудов), по ним из дерева поступают питательные соки. Они нужны листикам для роста и развития. Летом «кирпичики» крепко соединены между собой и так же крепко крепят лист к ветке.

Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить без каких-либо повреждений.

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки.

Осенью связи между кирпичиками в черешке разрушаются потому, что разрушились хлорофилловые зерна, которые вырабатывали строительный материал для всего дерева. Образуется особый пробковый слой. Он, словно, перегородка между черешком и веткой. Лист держится только на тонких трубочках. (см. приложение 12)

Чтобы доказать этот научный факт, я провел эксперимент.

Взял две ветки: сломанную ветром летом, и осенью. Попробовал оторвать лист от первой. Листья на ней уже давно засохли, легко крошились, но отрывались плохо. Попробовал оторвать лист с неповреждённой летом ветки. Лист очень легко отделился.
Рассмотрев с помощью лупы осенние веточки разных деревьев я не нашел на них ранки от опавших листьев.

Вывод: листья не обрываются с веток, а отделяются в определённом месте – там, где черешок прикрепляется к ветке, и где осенью образуется пробковый слой. (см. приложение13)

7. Зачем деревья сбрасывают листья?

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают», всего один сезон.

В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

Солнце нагревает лист, а испарение – охлаждает. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у деревьев листьев – нет и такого обильного испарения воды. (см. приложение 14)

Кроме того, нужен листопад деревьям в лечебных целях.

Оказывается,что растение получает из почвы не чистую воду, а растворы различных солей. Эти соли, проходя вместе с водой через все растение, попадают и в листья. Часть их идет на питание растения, часть же, остающаяся не использованной, откладывается в клетках листа. В результате этого к осени листья становятся как бы минерализованными, обильно пропитанными солями, отложения которых в некоторых случаях удается даже рассмотреть под микроскопом. Большое количество минеральных солей, отлагающихся к осени в листьях, нарушает нормальную их работу и становится вредным для растения. (см. приложение 15)

В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частицы сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется. Лист утяжеляется внутри - минеральными солями, а снаружи - городской сажей и легкий порыв ветра без труда обрывает его.

(см. приложение 16)

Я провел эксперимент. Сорвал с дерева осенний лист и протёр листовую пластину чистым, влажным тампоном. Тампон стал грязным.

Вывод: листья улавливают пыль, городскую сажу и различные вещества из воздуха, а значит, засоряются устьица листа, замедляется испарение. Внутри листа скапливается избыток минеральных солей. Лист становится тяжелее, легкий порыв ветра срывает его. Сбрасывая листву, деревья защищают себя от «зимней засухи», механических повреждений под напором снега и от отравлений вредными веществами, скопившимися в листе.

8. Значение опавших листьев в природе

Опавшие листья действительно имеют огромное значение в природе.

1. Мы заметил, что листья под действием солнца высыхают, начинают рассыпаться, превращаясь в труху. Под действием дождей, снега, а также благодаря работе определённых микроорганизмов они гниют, постепенно смешиваясь с землёй, образуют перегной. Получается, что опавшие листья - это ценное органическое и минеральное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! (см. приложение 17)

2. Установлено, что подстилка из листьев очень плохой проводник тепла. И вместе с толстым слоем снега на протяжении всей зимы утепляет корни деревьев, защищая их от мороза, сохраняет семена растений. Служит для дерева одеялом. Если раскопать снег, то можно увидеть сквозь слежавшуюся листву небольшие ростки. И в каждом ростке различаются будущие листья, слившиеся со стеблем и даже бутоны цветов. (см.приложение 18)

3. Весной в толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустарников, питая их, снабжая ценной для их роста влагой и минеральными солями. Питательные вещества из перепревших листьев вновь поглощаются корнями. Замечено, что земля, лишенная лесной подстилки, более сухая. Почва после дождя быстро высыхает на открытых участках. А под листьями долго остаётся влажной.

4. Летом подстилка из листьев спасает почву от опасного уплотнения. Ведь почва должна быть рыхлой, богатой воздухом и влагой. Только тогда на ней будут расти растения. Если уничтожить листья – почва быстро уплотняется, истощается.

5. Необходимо упомянуть, что во время перепревания листва выделяет физиологически активные вещества, которые способствуют выздоровлению больных. Деревья и кустарники, лишенные лесной подстилки, ослабевают, становятся более уязвимыми для вредителей и подвержены болезням.

6. В опавших листьях прячутся живые существа:

Божьи коровки

Муравьи

Жужелицы

Дождевые черви

Они истребляют различных вредителей растений и участвуют в процессах образования почвы. (см. приложение 19)

7. Не могут обойтись без опавших листьев и ежи. Зимой ежи впадают в спячку. Осенью они строят для будущей зимовки избушку, которую сооружают часто между выпирающими из земли конями деревьев, в дуплах пней, иногда в норах или в небольших естественных углублениях в земле, или просто на ровном месте – среди массы принесённых побегов и листьев растений. Утепляя будущую зимнюю квартиру, ежи натаскивают туда осенью побольше опавших листьев, стебли растений, сухую траву и рыхлый мох. (см. приложение 20)

8. Не смогут обойтись без лесной подстилки грибы. Она для них является жизненно важной основой. Ведь грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. Листва и мох защищают её от высыхания. Собирая грибы, нельзя раскидывать в стороны листву, под которой они прячутся. Нужно лишь аккуратно выкручивать гриб или срезать ножичком. (см. приложение21)

9. Опавшая листва необходима многим лесным животным. Под ней, например, долго хранятся жёлуди и побеги растений, которыми питаются кабаны.

10. Косвенно лесная подстилка необходима и птицам. Они разгребают листья с целью отыскать в них мелких насекомых и личинки, а также сохранившиеся семена растений.

11. Нам, школьникам, листопад тоже приносит много радости. Из листиков можно сделать красивую картину, наклеив их по своему желанию на картон, можно сплести прекрасные венки, сделать поделки. Подобные работы развивают творческое воображение, будят фантазию. (см. приложение 22)

А ещё опавшие листья здорово шуршат под ногами. А как весело собрать листья в кучу и потом прыгать в неё! Эта игра приносит радость, развивает ловкость и быстроту.

Есть ещё утверждение, что запах прелой листвы благоприятно действует на нервную систему, снимает усталость. Я люблю осень за её краски и особенный аромат!

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, могу сделать вывод, что цель, которую я ставил – достиг. Я изучил, почему осенью листья с деревьев так легко опадают, и сравнил обоснованные и научно доказанные выводы с результатами исследования по данной теме.

Гипотезы, которые я выдвигал в начале исследования, не подтвердились. Листья опадают с деревьев не потому, что им холодно и они постарели.

Настоящие причины листопада в следующем:

1. Недостаток солнечного света

Хлорофилл разрушается, в листе не производится новый строительный материал, связи между клетками в черешке разрушаются. Образуется пробковый слой. Лист держится только на тонких трубочках.

    Недостаток влаги

Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается. Это мешает правильной работе листа и жизнедеятельности дерева. Если бы дерево не сбросило листву, ему бы грозила засуха.

3. Избыток минеральных веществ

Лист утяжеляется и едва держится за ветку, ветер легко срывает его.

Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые могли бы его отравить.

Опавшие листья приносят огромную пользу лесу, животным, насекомым, а значит и нам – людям. Ведь мы – часть природы, и об этом никогда не должны забывать. (см. приложение 23)

В ходе исследования я собирал, изучал листья деревьев. Изготовил гербарий и композиции из данного природного материала.

Список использованных источников информации.

1.Большая энциклопедия школьника/ пер. с франц. Богатыревой Е., Земцовой Т., Лебедевой Н. – М.: ООО «Издательство «Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 711;

2.Большая энциклопедия эрудита, - М: Махаон, 2004, с. 487;

3.Детская энциклопедия «Мир леса»; Москва «Махаон», 2006

4. Отчего и почему/ энциклопедия для любознательных под ред. Покидаевой Т., Фроловой Т., - М.: Махаон, 2007, с. 255 ;

5. Почему осенью – листопад?/Г.Граубин, - М: Издательство «Малыш»,1990

6.Твоя первая энциклопедия «Жизнь леса»; Москва «Махаон» ,2004

7.Почему осенью – листопад?/Г.Граубин, - М: Издательство «Малыш»,1990

8.http://go.mail.ru/search

9.http://www.ezosite.ru/token/pogoda/pogoda_658.html

10.http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000068/st015.shtml

11.http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000053/st019.shtml

12.