Письменная речь учителя. Речь педагога

Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»

Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Скачать конспект
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Но что же такое культура речи?
Культура речи – понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е. И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.
Требования, сформулированные Е. И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т. к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в словах.
А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки)
Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова:
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Задание 2. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, громко, умеренным голосом).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Задание 3. Подберите слова, близкие по значению, т. е. синонимы для следующих слов:
Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать)
Приказ (распоряжение, команда, предписание, указание)
Ошибка (промах, просчет, оплошность)
Задание 4. Объясните значение слов
Жизнь (физиологическое существование)
Грызун (млекопитающее с длинными передними зубами)
Буффонада (сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях)

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари. Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.
Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

Технология публичного выступления педагогического работника перед аудиторией


Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена не только на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями подачи материала по своему предмету, но также и навыками публичного выступления.
Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам. Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, учитель обязан знать технику ораторской речи, её особенностей, виды речи, требования к подготовки к речи, структуру публичного выступления.
Что же такое публичное выступление? Каковы требования к публичному выступлению? Какова его структура? Эти вопросы всегда должен задавать каждый педагог перед тем как выступать перед аудиторией публично.
Итак, рассмотрим технологию публичного выступления, которую используют педагоги МОУ С(К)ОШИ №4 города Магнитогорска.
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Учителя и воспитатели нашей школы используют следующие классификации видов публичного выступления: виды выступления по определяемой цели, виды публичных выступлений по форме.
По определяемой цели бывают такие виды речи публичного выступления: информационная, развлекательная, убеждающая.
  1. Речь называется информационной , когда цель — сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, на родительском собрании - анализ статистических данных.
  2. Развлекательное выступление . Цель — развлечь слушателей. Такова, например, задача ведущего в процессе организации и проведения какого либо развлекательного мероприятия.
  3. Убеждающая речь. Цель — убедить. Направлена показать правильность занимаемой учителем позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по данному вопросу. Например, выступления в научных конференциях, теоретических и практических семинарах.
Цели, в зависимости от темы, выступления могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Виды публичных выступлений по форме. К ним относятся:
Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10 — 15 мин до 2 — 3 ч. Доклады используются на педагогических советах, заседаниях методического объединения.
Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Обязательно должно быть короткими, содержать конкретную информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать тему. Делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу. Сообщения содержаться в представлении практического опыта педагога.
Выступление — краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3 — 5 мин, тема может быть выбрана заранее, либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы. Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.
Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Научно-популярные лекции читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные пункты. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1 —1,5 ч.
Беседа — развернутый, подготовленный диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают. Это в основном классный коллектив.
Определившись с видом публичного выступления, его целевой направленности, педагог должен подготовить свою речь.
Основные этапы подготовки публичной речи:
  1. сбор материала,
  2. отбор материала и его организация,
  3. обдумывание материала,
  4. подготовка тезисов или плана,
  5. стилистическое оформление,
  6. написание текста выступления,
  7. мысленное освоение,
  8. проба речи.
Самым важным и сложными этапом подготовки к предстоящему выступлению перед аудиторией является этап написания текста, в котором должна быть чётко выстроена композиция (структура).

Структура написания текста

Написание текста для выступления обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Остановимся на каждом этапе построения речи для выступление подробнее:
Вступительная часть. Во вступлении подчеркивается актуальность проблемы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением публичной речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы.
Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?
Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами говорящего, глубже осмыслить высказанное положение.
Эффективное средство завоевания внимания слушателей - вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.
Основная часть. Наиболее ответственная часть выступления. Её задача не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
В основной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Учителю необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
Заключительная часть. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.
Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно оправдывться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать.
Каким же должно быть заключение?
Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.
Итак, подготовка публичного выступления и написание текста речи завершены, остался 1 вечер до начала выступления.
Психологи предполагают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически.
1). Перед началом выступления необходимо отдохнуть, побыть одному;
2). Желательно еще раз мысленно представить план занятия (выступления), продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух, не напрягая, однако, голоса;
3). Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения;
4). До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 50 -100 человек в большом актовом зале.
5). Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук.
6). Может возникнуть вопрос: “Какое место выбрать для выступления (чтения лекции)?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями, можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее.
В заключении сказанного, важно заметить, что публичная речь учителя должна служить образцом, который воспринимает либо ребёнок либо его коллегам. Поэтому публичное выступление должна быть тщательно продумана, отвечать всем перечисленным выше требованиям.

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для педагога, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает особое значение.

Обычно выделяют 3 компонента профессиональной речи:

  • 1) нормативный -- речевая правильность;
  • 2) коммуникативный -- возможность понимания речи собеседником;
  • 3) этический - уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

К сожалению, должностное положение педагога дает ему возможность не утруждать себя необходимостью наделять речь убеждающей или познавательной функцией. Дефицит времени, и низкий уровень культуры побуждают такого руководителя обходиться и довольствоваться грубостью, иными крайними проявлениями командной речи. Уверенность в том, что независимо от содержания и формы высказывания подчиненные обязаны выслушать начальника, позволяет ему не заботиться об эстетике выражения, создает у него представление о вседозволенности в речи. Впоследствии это входит в привычку, закрепляется не только в лексическом материале, но и в способе логико-композиционного построения текста и, что самое главное, неизбежно оборачивается неуважением студентов, низким авторитетом, неэффективностью преподавания.

Подобного рода педагоги, даже не подозревают, что речь, язык являются для преподавателя могучим средством управления личным составом, выступают одним из его основных профессиональных «инструментов», оказывают огромное влияние на его авторитет. Умное, страстное слово, обращенное к человеку, будит мысль, развивает инициативу, формирует высокие чувства и помыслы.

Культура речи - это и культура мысли, и характеристика культурного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека. Чтобы хорошо писать или говорить, надо, прежде всего, правильно думать и поступать. Запутанность выражений говорит о запутанности мыслей, о нечеткости взглядов и убеждений. Бедность мышления, его противоречивость, ошибочность, иными словами, отсутствие культуры речи свидетельствуют о недостаточности общей культуры, знаний, начитанности и отрицательно сказываются как на авторитете сотрудника органов, так и на эффективности его воспитательной деятельности.

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

  • 1. Содержательность. Речь педагога должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.
  • 2. Логичность. В логичной речи все ее положения обоснованны, непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все ее ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.
  • 3. Доказательность. Доводы должны быть достоверными и обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.
  • 4. Убедительность. Цель и смысл всякой беседы заключаются не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании. Поэтому при разговоре необходимо учитывать и психологическую характеристику собеседника, и систему его взглядов и ценностей, обращаться не только к его разуму, но и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и понятными для собеседника примерами. Следует помнить, что всякое убеждение есть переубеждение, переформирование мировоззренческих или нравственных принципов, и поэтому оно не может ограничиваться простыми логическими доводами. Для этого требуются и взаимное доверие, и эмоциональный, неравнодушный взгляд, и человечное, доброе слово, и т.п.
  • 5. Ясность. Нужно говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная -- вызывает раздражение. Каждое произносимое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собеседником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли и самые содержательные идеи.
  • 6. Понятность. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику. Кроме того, необходимо убеждаться, что в употребляемые вами понятия собеседник вкладывает тот же смысл. Если этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником.
  • 7. Чистота речи. Чистота речи выражается отсутствием в ней чуждых литературному языку элементов, а также тех, что отвергаются нормами нравственности. Что разрушает чистоту речи?

диалектизмы - слова, свойственные не общему языку народа (литературному), а местным, территориальным говорам и диалектам;

варваризмы -- включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова и словосочетания;

жаргонизмы -- слова и обороты, присущие, прежде всего отдельным профессиональным или социальным группам (чувак, балдеть, мочить);

вульгаризмы -- бранные слова, унижающие достоинство и честь человека;

междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а и др.;

канцеляризмы - слова и обороты, типичные для делового стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле;

штампы - избитые выражения, стершиеся от частого употребления (имеет место, нельзя не отметить, необходимо подчеркнуть и пр.);

малоизвестные слова и словосочетания; если же без них нельзя обойтись, они тут же должны быть объяснены.

Все они затрудняют речь, засоряют ее, психологически негативно воздействуют на слушателей, снижают значимость информации (не говоря уже о том, что большинство из них несет единственную информацию - о речевой некультурности выступающего). Они губительны для любого доклада, лекции или беседы, ибо отпугивают своей холодностью, сухостью и безразличием к слушателю.

Выразительность речи достигается следующими условиями:

  • 1. Самостоятельность мышления говорящего -- излагаемый материал должен быть осмыслен говорящим и получить собственную окраску.
  • 2. Неравнодушие, интерес выступающего к излагаемому материалу: к тому, что он говорит, и к тем, для кого он говорит.
  • 3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей, особенностей различных языковых стилей. Знаменитый древнеримский оратор Цицерон советовал: оратор должен заботиться о трех вещах -- что сказать, где сказать и как сказать.

Для овладения речевой культурой необходима систематическая тренировка речевых навыков. Следует чаще выступать, внимательно вслушиваться в выступления людей, обладающих ораторскими способностями, учиться у них. Необходимо также сформировать психологическую целевую установку на выразительность своей речи. Весьма полезно записывать свое выступление на магнитофон (а еще лучше на видеомагнитофон) и затем его анализировать.

Немаловажную роль в ораторском искусстве играют также и показатели фонетической культуры, а именно: правильность ударения и произношения; выразительность интонации; четкость дикции.

В русском языке ударение свободно и может падать на любой слог. Поэтому надо запоминать речь дикторов. Вот наиболее типичные ошибки: каталог, диалог, средства, обеспечение, феномен, инцидент, компрометировать (правильно: каталог, диалог, средства, обеспечение, феномен, инцидент, компрометировать). В сомнительных случаях следует консультироваться с орфографическим или орфоэпическим словарем.

Интонация является эмоциональным оформлением речи, повышает ее действенность. Известный русский педагог А.С. Макаренко сумел путем тренировки разработать до 20 оттенков произносимых команд и добился того, что никто не смел не выполнить отдаваемую им команду. Огромную роль в речевом искусстве играют также паузы. Кстати, чем дольше актер умеет «держать паузу», тем выше его квалификация.

Четкость дикции заключается в умении ясно произносить все гласные и согласные, не жевать и не глотать их, особенно на концах слов. Особенное внимание при этом следует уделять именам собственным и числительным. Важен и тембр звучания -- он должен быть приятным, не резким и не глухим.

Соблюдение этих требований:

  • 1) обеспечивает полноту усвоения информации;
  • 2) демонстрирует культуру оратора и вызывает уважение к нему;
  • 3) демонстрирует уважение к аудитории.

Громадное значение имеют тон и интонация разговора. В известной степени тон говорит о воспитанности или невоспитанности собеседника, ибо одно и то же слово или фраза могут оказать совершенно различное действие, в зависимости от того, как они произносятся. Заносчивый и самонадеянный тон, свидетельствующий о переоценке собственной персоны и пренебрежении к окружающим, не допустим в деятельности сотрудника правоохранительных органов. Даже указания, носящие категорический, приказной характер, должны высказываться деловито, спокойно, ровным тоном. Особенно это имеет значение при обострении разговора, когда на сцену начинают выступать неконтролируемые эмоции. В этих случаях полезно вспоминать, что эмоции -- это не аргумент, а также древнекитайскую поговорку: «Когда человек в гневе кричит, он -- смешон, когда человек в гневе молчит, он страшен».

Правильный тон разговора -- залог его успеха. Тон -- это могучее средство эмоционального и волевого воздействия на собеседника: он может оскорбить, уязвить, побудить собеседника замкнуться, но он же может создать атмосферу доверия, взаимной симпатии, вызвать у собеседника чувство уважения, желание открыться, понять и принять ваши доводы.

Речь педагога должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Особенное внимание следует уделять правильным формам обращения, поскольку ошибка, даже невольная, в приветствии или обращении расценивается как проявление неуважения. Форма обращения на «ты» может иметь место только при близких, дружеских или доверительных отношениях: она выражает взаимное уважение и недопустима ни в каких иных случаях (например, при обращении начальника к подчиненному), ибо тогда она носит пренебрежительный характер и унижает человеческое достоинство. Анонимное обращение используется только в том случае, если человек неизвестен - перед фамилией всегда следует употреблять слово «гражданин» но предпочтительнее обращаться по имени и отчеству. Третье лицо, присутствующее при разговоре, неприлично называть местоимением типа «он», «она» или «этот», но всегда только по имени или по фамилии. Воспитанный человек никогда не позволит себе говорить неуважительно, насмешливо или скверно об отсутствующих.

Обязательное условие высокой речевой культуры - умение держать себя в руках, не раздражаться, не допускать грубых или обидных выражений. Педагог должен уметь выражать любую мысль вежливо, не обижая и не оскорбляя собеседника. Одним единственным словом мы можем причинить себе и другим громадное зло, и это зло очень часто неисправимо. Мы обязаны всегда помнить, что грубость в разговоре унижает и принижает, прежде всего, того, кто ее допускает и тем самым подрывает к нему уважение. Более того: грубость свидетельствует о слабости аргументов, ибо «сила не нуждается в ругательствах» (Ф.Достоевский).

Для педагога является обязательным умение терпеливо и внимательно слушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их, даже в том случае, если содержание разговора не представляет прямого интереса. Он должен также уметь промолчать, если ответные доводы могут разжечь страсти и побудить собеседника к грубости. Кроме того, он всегда должен помнить, что молчание -- это очень выразительный речевой прием, это самый действенный ответ на грубость, на доводы, продиктованные недостойными мотивами: корыстолюбием, подлостью, завистью, трусостью и т.п.

В случае беседы с группой людей педагог ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому предпочтения. Доводы излагаются спокойно, выражения должны быть сдержанными. И если даже в спокойной и аргументированной беседе не удается полностью убедить собеседников, следует прекратить спор и перевести разговор на другую тему, посоветовав им поразмыслить над вашими доводами, с тем чтобы продолжить дискуссию в следующий раз. Это правило, разумеется, не относится к тем случаям, когда речь идет о правовых нормах, но и тогда необходимо соблюдать выдержку и такт. Нужно всегда помнить основное правило каждого речевого общения: уметь разумно спрашивать и внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда все необходимое сказано.

Педагог должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи -- одним из важнейших профессиональных качеств.

Анализируя опыт педагогической деятельности представителей педагогической школы, стоит сказать, что преподавателю недостаточно знаний основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Неоспорим тот факт, что все знания и практические умения преподавателя могут передаваться студентам только благодаря живому и непосредственному общению с ними. Для многих преподавателей очевидная истина: студенты нередко переносят отношение преподавателя на предмет, который он преподает. На этих отношениях выстраивается сложная и объемная пирамида обучения и воспитания, через них происходит проникновение педагога в душевный мир студентов, чтобы выработать у них первичные навыки создателей собственной личности. Именно эти взаимоотношения, их художественные, нравственные, психологические, технологические составляющие не всегда осознают педагоги как стоимостной средство совершенствования их педагогической деятельности.

Составной педагогического мастерства преподавателя является его речь. Это инструмент профессиональной деятельности педагога, с помощью которого можно решить различные педагогические задачи: сделать сложную тему занятия интересной, а процесс ее изучения - привлекательным, создать искреннюю атмосферу общения в аудитории, установить контакт, достичь взаимопонимания со студентами; сформировать у них чувство эмоциональной защищенности, вселить в них веру в себя.

Требования к коммуникативных качеств речи преподавателя обусловлены прежде функциями, которые оно выполняет в педагогической деятельности. Главные из них:

  • а) коммуникативная - установление и регуляция взаимоотношений между преподавателем и студентами, обеспечения гуманистической направленности развития студентов;
  • б) психологическая - создание условий для обеспечения психологической свободы студента, проявления индивидуального своеобразия его личности, снятие социальных зажимов, которые мешают этому;
  • в) познавательная - обеспечение полноценного восприятия учебной информации студентами, формирования у них личностно-го, эмоционально-ценностного отношения к знаниям;
  • г) организационная - обеспечение рациональной организации учебно-практической деятельности студентов.

Психологическая функция речи преподавателя тесно связана с функцией коммуникативной, но имеет несколько иные задачи. Можно сказать, что эти задачи в какой-то мере психотерапевтического характера - создание условий для обеспечения психологической свободы, проявления индивидуального своеобразия, снятия социальных зажимов, которые мешают этому.

Речь прежде всего о ситуации, когда возникает потребность психологически защитить студента: подчеркнуть уважение к нему как личности, поднять его авторитет, снять страх перед возможной неудачей, поощрить усилия для достижения успеха. Речь преподавателя в этих ситуациях может быть тем инструментом, с помощью которого снимается неуверенность студента в себе, инициируемые его активность, творчество, вселяется вера в возможности самореализации, достижения положительных результатов в деятельности. Выбор речевых моделей преподавателем здесь осуществляется не с позиции «вы должны», «обязаны», а с позиции "вы имеете право».

Следующая функция педагогической речи - обеспечение полноценного восприятия учебной информации студентами. Известно, что существует прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи преподавателя и характером познавательной деятельности студентов в процессе изучения нового материала. Речь преподавателя может помочь сделать эту деятельность активной, интересной для студента, а может затруднить восприятие, поставить студента в позицию пассивного наблюдателя на занятии.

Коммуникативные способности и умения - это умение общаться, обмениваться информацией и на этой основе установление педагогически целесообразных отношений с участниками педагогического процесса. Основные средства общения - слово, речь, мимика и жесты. Иногда привлекаются различные наглядные пособия, технические средства. Основные компоненты коммуникативного процесса:

  • * восприятие и понимание другого человека, но вместе с тем и умение «подавать себя», самовыражаться;
  • * умение приближать точки зрения - свою и собеседника, настроение;
  • * умение управлять общением, вносить в него необходимые коррективы.

Эти умения выступают как обобщенная свойство личности - общительность. Педагогическое общение решает те же задачи обучения и воспитания, что и педагогическая деятельность, используя средства взаимодействия с обучаемыми, создает атмосферу труда преподавателя.

Педагогическое общение включает в себя задачи и средства взаимодействия со студентами, приемы самоанализа.

Выделяют следующие этапы общения:

  • * ориентация в ситуации общения;
  • * проявление инициативы или коммуникативная атака;
  • * самоконтроль в общении;
  • * осуществление общения, анализ его результатов.

Эти умения также являются важными психологическими показателями профессиональной компетентности педагога:

  • * интерес к личности обучаемого;
  • * одинаковое сотрудничество со всеми студентами;
  • * педагогический такт;
  • * общительность
  • * знание гуманистических норм своей профессии и соблюдение их.

Важная психологическая характеристика педагога - творчество в общении, поиск новых задач и способов взаимодействия со студентами. В процессе общения педагог овладевает новыми сторонами профессиональной позиции:

  • - «Психотерапевт»;
  • - Гуманист;
  • - Фасилитатор.

Индивидуально-психологические особенности обучаемых, и педагогических ситуаций вынуждают преподавателя высшей школы быть выдержанным, тактичным, уметь владеть собой. Совокупность всех этих качеств определяется как эмоциональная устойчивость. Ее отсутствие - один из существенных противопоказаний педагогической профессии.

Вот как описывает целесообразное коммуникативное поведение педагога И.А. Зязюн: «Речь преподавателя должна соответствовать ряду педагогических требований, а именно: быть логичным, доступным, четким, убедительным. И дело тут не только в том, чтобы обеспечить активное восприятие его студентами. Педагогическая целесообразность речи преподавателя на определенном этапе занятия состоит в том, чтобы не только передать студентам знания, но и сформировать у них эмоционально-ценностное отношение к ним, вызвать потребность руководствоваться этими знаниями в жизни, сделать их основой своих убеждений, Решить эту задания преподаватель сможет только тогда, когда он будет не просто информировать, транслировать знания, но и влиять на сознание, чувства студентов, побудить их к спивроздумив и сопереживаний при восприятии учебного материала. Основным средством деятельности преподавателя при этом есть речь »8. коммуникативный преподаватель речь эмоциональный

Поставим вопрос: «всегда можно встретить такого преподавателя, который обладает соответствующей техникой общения?». К сожалению, в массовом преподавательской практике - не всегда. Мы можем наблюдать занятия, на которых речь преподавателя перенасыщен штампами, сухими фразами из учебника, оно не направлено на студентов, не обращено к их разуму, сердцу, а в лучшем случае ориентирует на усвоение минимума учебной информации. Знания студентов остаются формальными. Смутная речь преподавателя, несоответствие его невербального поведения (мимики, пантомимики, позы) содержанию того, о чем он говорит, не способствуют активизации учебного слушания студентов. В таких случаях говорят, что преподаватель не создал условий для того, чтобы студенты смогли осмыслить знания как личную ценность. Преподаватель не побуждал их к размышлениям над услышанным, не разбудил эмоциональных переживаний, чувств, которые сопровождали бы процесс познания нового. Скажем так - личность студента, его мотивы обучения, ориентации, интеллект, эмоционально-волевая сфера не были включены полностью в процесс восприятия новых знаний. Какую-то новую информацию студенты получили, но эти знания остались в их сознании лишь как сумма абстрактных понятий, не связанных с их реальным бытием, интересами, хотя отметим, что формально преподаватель свою функцию выполнил, изложив студентам программный материал.

На эффективность познавательной деятельности студентов влияет также их самочувствие на занятии, психолого-эмоциональное состояние. Студенты, которые чувствуют себя уверенно, спокойно, раскованно, активны в познании, имеют больше возможностей для творческой деятельности. Поэтому понятна мысль современных ученых о том, как важно создать на уроке каждому условия для успеха. В решении этих задач большое значение имеет речь преподавателя, стиль его коммуникативного поведения. Если она строится на принципах корректности, уважения к студенту, понимание индивидуальности, то лучше обеспечивается его развитие, потому что он чувствует себя личностью, в его деятельности заинтересованные преподаватели, другие студенты.

Противоположный эффект возникает тогда, когда речь преподавателя перенасыщен приказами, запретами, сопровождающееся интонациями недовольства, раздражения «учительские» выражения со словами «помолчите», «перестаньте», «сидеть тихо», «прекратите», «закройте рты». Не оказывает вдохновения студентам и привычка некоторых преподавателей перебивать ответы оценочными репликами негативного характера "Вы, как всегда, ничего не делаете», «И куда только смотрят ваши родители?», «Вам этого не понять» и др.). На первый взгляд эти безвинные преподавательские выражения дисциплинарного характера имеют целью предостеречь студентов от непродуманных действий. Однако такое восприятие речи учителя ошибочно. Оно приводит не только к разрушению отношений между преподавателем и студентом, но и к снижению познавательной активности студентов, а иногда и интереса к учебе вообще. Нередко студенты, зная особенности такого речевого поведения преподавателя, уже никак не реагируют на замечания даже если они целесообразны.

Требования к речи учителя

Остановимся подробно на интерпретации основных качеств речи учителя.

Правильность и чистота. Правильность – это соответствие речи нормам литературного языка. Среди отступлений особенно часты:

а) нарушение управления, например: «указал о необходимости» (вместо: на необходимость): «это касается к учебнику» (вместо: учебника) и др.;

б) произносительные ошибки, например: «красивее» (вместо: красивее), «повторим» (вместо повторим) и др.;

в) наличие неоправданного повторения «лишних» слов типа «так сказать», «ну», «мне», «значит» и др.

Точность речи учителя – это прежде всего терминологическая точность. Так, некорректно говорить «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрягаться, при этом по своему лексическому значению слово не изменяется).

Уместность речи учителя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, различных способов привлечения внимания учащихся, в четкой постановке вопросов и т. п.

Коммуникативно-целесообразная речь учителя не допускает грубости и бестактности, например таких замечаний: «Сиди и молчи!», «Ну, что сидишь, я же вошла в класс» и др.

Учитель не может позволить себе говорить многословно (учебное время ограниченно) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо. Именно поэтому считается нарушением неполный стиль произношения («мо-эт быть» вместо может быть).

Требование коммуникативно-целесообразной речи учителя начальных классов предполагает учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания младшими школьниками (отобрать языковые средства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-речевой ситуации).

Речевая этика предполагает употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных), воспроизведение (акцептование мыслей учащихся, в том числе цитирование) слов ученика, собственных объяснений (с их уточнением и дополнением) темы и целей урока.

Чтобы предупредить неуважительное отношение к учащимся, действует система запретов. Их цель – помочь участникам общения избежать конфронтации, противостояния, создать в классе благоприятный психологический климат.

Объясните смысл каждой группы запретов. Составьте и запишите памятку из 3-5 пунктов. Подготовьте сообщение на тему «Культура речевого поведения учителя».

Понаблюдайте за учителем во время его рабочего дня. Вот он входит в дверь школы и сталкивается с преподавателем химии. Они – коллеги. Входит в класс, где пока еще только дежурный. «Как дела, Игорь? Дома все в порядке? (Учитель знает, что у мальчика болела сестра.) Ты помирился с Димой? (Мальчик кивает.) Молодец, я рада за тебя!» - выступает в роли старшего друга. Но вот начинается урок, и перед классом строгий, но доброжелательный учитель. Он приветствует детей, ведет опрос, комментирует ответы учащихся, объясняет новый материал, организует и координирует работу детей по заранее составленному плану урока.

В каждой своей роли учитель ведет себя по-разному и по-разному строит речь. Но все равно есть в его поведении какие-то общие черты.

Качества речи

Остановимся подробно на интерпретации основных качеств речи применительно к речи учителя-словесника.

Правильность и чистота речи. Правильность - это соответствие речи нормам литературного языка.

Среди отступлений от норм литературного языка, как показывают многолетние записи учебной речи учителей русского языка, особенно частотны:

1) нарушения управления. Например:

«имела в виду о том, что...» (вм.: имела в виду, что);

«нужно отметить о таких фактах, как...» (вм.: ...такие факты),

«подчеркивает о том, что...» (вм.: ...подчеркивает, что);

«эта таблица показывает о том, что...» (вм.: ...показывает, что);

«нужно дать себе ясный отчет о том, что...» (вм.: ...отчет в том);

2) произносительные ошибки. Например:

«повторим» (в.м. повторим), «приведенный пример» (вм. приведённый).

Говоря о чистоте речи учителя, следует отметить такие недочеты и ошибки, как:

1) наличие неоправданного повторения «лишних» слов типа так, так сказать, ну, мне, значит и некоторых других. Например:

«Мы сегодня должны, так сказать, узнать, чем же отличаются, так сказать, союзы от предлогов. Для этого мы воспользуемся сравнением, чтобы в конце концов сделать вывод, так сказать».

«Кто мне вспомнит правило... Кто прочтет мне... Скажите мне, как называется эта часть речи? Зачем ты мне написала это предложение?»

Мне не просто лишнее слово. Его употребление неоправданно, так как в классе идет общая работа, диалог учителя с классом, а не с одним учеником;

2) выражения, которые можно квалифицировать как профессиональное просторечие или профессиональные жаргонизмы. Например: «Ты хорошо с места работал» (выделенные слова не сочетаются); «Ты не сказала пример» (вм. не привела); «Расскажи правило правописания разделительных знаков» (правило не рассказывают, а отвечают, формулируют. Возможная формулировка данного задания: «Объясни (сформулируй) правило… Знаешь ли ты правило о...? Слушаем твой ответ»); «Отвечайте на вопрос целыми предложениями» (вм. полными); «Скажи значение этого слова» (вм. раскрой лексическое значение…, или: что обозначает данное слово); «Какую оценку поставить тебе?» (вм. отметку). «Нужно расширять кругозор знаний у учащихся» (вм. кругозор учащихся).

Точность - применительно к рассматриваемому аспекту - это прежде всего терминологическая точность, терминологическая культура речи учителя. Так, точнее сказать «подчеркни сочетание букв чэ эн» (а не «пары букв»); лингвистически некорректно сказать: «Фразеологизм бить баклуши двусмыслен, так как, помимо своего прямого значения, имеет ярко выраженный иносказательный смысл» (в высказывании неточно характеризуется данный фразеологический оборот «с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений, составляющих их слов». Также лингвистически некорректно употреблять такие задания, как «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрятаться, но при этом по смыслу слово не изменяется).

Уместность, коммуникативная целесообразность речи учителя предполагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. В ситуации сообщения нового материала - заинтересованный тон, различные способы привлечения внимания, в ситуации опроса - четкую постановку вопросов, доброжелательный тон и т.д.

Коммуникативно-целесообразная речь в условиях педагогического взаимодействия учителя и учащихся имеет свою специфику. Учитель не может позволить себе грубости и бестактности, например, таких замечаний, как «Сиди молчи», «Закройте рты», «Ну, что сидишь? Я же вошла в класс» и т.п., таких обращений, как «Ну, ты, скажи», как, впрочем, и недужной вежливости: «Прочти нам, пожалуйста, предложение с вопросительной интонацией», «Скажи, пожалуйста, какая гласная пишется в корне слова преподаватель». (Здесь учитель предлагает ученику выполнить обычные учебные действия.) Или: «Разреши(те) задать вопрос (спросить, прочитать сочинение)». Стремясь к тому, чтобы речь оптимально способствовала решению образовательно-воспитательных задач, учитель может позволить себе говорить многословно (учебное время ограничено!) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо. Требование коммуникативно-целесообразной речи предполагает также учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, что отразится на отборе языковых средств и приспособлении речи к определенной учебно-речевой ситуации («Функционально-стилистические разновидности речи»).

Педагогические стили общения

Психологи (например, А.С. Золотнякова, В.А. Кан-Калик) выделяют следующие типичные стили общения педагогического характера, суть которых отражается в их наименованиях:

общение-заигрывание (при котором учитель стремится понравиться, «снимая» между собой и детьми необходимую дистанцию);

общение с четко выраженной дистанцией (в этом случае дети очень отдаляются от учителя, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается в их высказываниях на свободные темы);

общение дружеского расположения, когда между учителем и учениками устанавливаются дружеские отношения (вспомним учительницу литературы из кинофильма «Ключ без права передачи»);

общение совместной увлеченности познавательной деятельностью.

Несомненно, желательно разрабатывать свой индивидуальный стиль общения, взяв за основу два последних типа (стиля) общения, хотя в каких-то случаях необходимо «держать дистанцию», например, чтобы младшие школьники серьезно относились к тем требованиям, которые предъявляет учитель, чтобы дети отчетливо понимали, что не имеют права не выполнить домашнее задание, и т.д.