Опасности, подстерегающие детей в интернете, и способы их избежать. Подростки и интернет, какие опасности подстерегают детей в Глобальной Сети? Какие опасности подстерегают подростков

5 мая 2018, в 19:46

Наиболее активной группой пользователей интернета являются дети. Особенно интернет-знакомства опасны для подростков. Это обусловлено их возрастной особенностью - неиссякаемой потребностью общения, причем как со сверстниками, так и с людьми постарше.


Интернет предоставляет подросткам безграничные возможности для общения, избавляя от комплексов, связанных с внешностью. Возможность общаться не видя друг друга является только кажущимся преимуществом. На самом деле, она позволяет армии интернет-мошенников втираться в доверие к менее опытным пользователям и проворачивать свои мошеннические схемы.


Распространенные виды интернет-мошенников и алгоритм их действия


Практически все они действуют по стандартной схеме: завязывают раскованное или даже откровенное общение, которое может вызвать доверие и заинтересованность в продолжении знакомства. Спустя какое-то время, основываясь на собственной симпатии, мошенники пытаются склонить жертву к какому-либо действию. И действительно, довольно часто им это удается. Иначе б их «бизнес» давно уже прогорел.


Статистика утверждает, что особенно часто в ловушку попадают особы сильного пола. Но и представительницам прекрасной половины человечества не стоит расслабляться. Если со взрослых интернет-пользователей мошенники чаще всего пытаются получить прямую материальную выгоду, то с подростков легче получить конфиденциальную информацию, подсадить их на наркотики и т.п. А это в итоге влечет за собой незаконное обогащение.


Довольно часто с помощью знакомств в интернете несостоявшиеся в личной жизни девушки и парни пытаются самоутвердиться за счет более молодого, а значит, менее критичного поколения. Должна насторожить ситуация, когда семнадцатилетний парень после дня знакомства в соцсети приглашает тринадцатилетнюю девочку встретиться. Его возрастные потребности совершенно не сочетаются с подростковыми женскими, а доверчивая девочка может поверить в сказки «мы просто пообщаемся, мы же друзья?!».


Одним из опаснейших партнеров по общению в соцсети является «охотник за детьми». Его цель: использовать их в порноиндустрии или других незаконных мероприятиях. Чтобы не попасться на удочку таких «друзей» по переписке, следует познакомиться с ними, так сказать, теоретически. В этом может помочь ниже приведенный перечень наиболее часто встречающихся нежелательных интернет-знакомых.


Нежелательные типы интернет-знакомых


О сексуально озабоченных типах уже упоминалось выше. Но есть и такие личности, которые особого физического вреда не приносят. В силу того, что очень далеко находятся. А вот моральное развращение достаточно хрупкой психики подростка они вполне могут спровоцировать. Это может выражаться в словесном описании сексуальных сцен, в том числе, в извращенной форме. В пересылке интимных фотографий и просьбах прислать свои фото в стиле «ню».


Второй тип - наиболее опасный. Психически ненормальные люди не всегда проявляют свои особенности с первых строк. Позже такие типы могут устраивать сцены ревности, угрожать, и, вообще, вести себя неадекватно. Поэтому главный рецепт, гарантирующий отсутствие проблем из-за таких знакомых - это не давать ни телефон, ни адрес тем, с кем плохо знаком. Хорошо знакомым считать можно человека, с которым тесно общался не меньше месяца и видел хотя бы в Skype.


Еще один тип - это престарелые «мальчики и девочки», которых ударил «бес в ребро». Разница в возрасте их совсем не пугает, а свои года они могут поначалу скрывать.


Некоторые девочки-подростки, рано повзрослевшие, могут попасться на удочку секс-туриста, если будут публиковать или рассылать в письмах личные откровенные фото.


«Окопники» или писатели тонкой натуры особого вреда не приносят, кроме потери большого количества времени. Их знакомство в интернете заключается в обмене длинной и запутанной перепиской. Они находят главное удовольствие в самой переписке.


К обманщикам и подозрительным типам относятся также и те люди, которые в интернете выставляет себя не тем, кем они есть на самом деле. Чаще всего, встречаются «модели», успешные «бизнесмены» и просто «любимцы противоположного пола». На самом же деле, это серые мыши, которым хочется помечтать. Увы, но за их фотографиями могут скрываться и более опасные разновидности мошенников, например, скамеры.


Интернет-мафиози, или скамер, является мошенником, который разводит на деньги. Любым способом. От просьбы одолжить деньги на визу до пополнения мобильного счета на небольшую сумму. Поскольку часто такие преступники организуются в группы, то их можно переквалифицировать из мошенников-индивидуалистов в мафиозную сеть. Схем может быть множество. И просьба получить перевод за огромные проценты, и вопрос о номере кредитки, как будто между делом. И мольба о спасении любимого человека за немалую сумму наличности. Главный рецепт - никому, ни при каких обстоятельствах не пересылать деньги и не продавать свое имущество.


Дейтинг-рецидивист. Это в целом безобидный тип, который просто находится в вечном поиске друзей, идеального партнера, второй половинки, знакомых. К счастью, долго он не станет общаться с автором одного аккаунта, поэтому вред от него будет заключаться в потере времени и крушении надежд на дальнейшее общение.


Вывод


В завершение, напрашивается вывод, что интернет-знакомства и подростки - тема достаточно неизученная. А значит, главной гарантией безопасности детей переходного возраста, которые зависают в соцсетях, являются доверительные отношения с близкими людьми. Когда ребенок делится с родителями всем, что его тревожит, даже в подростковом возрасте, тогда старшее поколение, умудренное опытом, имеет возможность предостеречь его и защитить от большинства опасностей, и не только в интернете.

Не так давно в Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что в этом году в школах должны начать преподавать основы кибербезопасности. Мы обсудили с экспертом по детской безопасности «Лаборатории Касперского» Марией Наместниковой, какие опасности подстерегают детей в Интернете.

То, что в школах решили ввести такую дисциплину как кибербезопасность, абсолютно обосновано, потому что дети на сегодняшний день «живут» в интернете и для них безопасность в сети — это часть безопасности в реальном мире.

Существует множество рисков, которые делают наше пребывание в Интернете не таким уж безопасным: часть из них в большей степени актуальна для взрослых (мошенничество, вредоносный код, попытки украсть логин-пароли и т. д.), другая — для детей, остановимся на них подробнее.

Опасности, которые подстерегают детей в интернете

Нежелательный контент

То есть информация, непригодная для возраста ребенка. Это не только порнография, но и насилие, наркотики, жестокость, применение и создание оружия, религиозные конфликты, секты. В реальности доступ детей к таким материалам ограничен, а в интернете открыт.

Мы опрашивали детей в школе, бывали ли они когда-нибудь на страницах со взрослым контентом, половина ответила утвердительно, но в большинстве случаев это были случайные переходы (клики на ссылки спамеров и т. д.), ребенок туда не хотел попадать. Вот от таких нежелательных переходов детей и нужно защищать.

Опасности, связанные с общением

Травля в сети (кибербуллинг) сегодня весьма распространенное явление. Это когда ребенку в социальных сетях отправляют какие-то неприятные изображения, шантажируют, оскорбляют, создают целые группы, чтобы гнобить его. Зачинщики таким способом просто развлекаются. Эта проблема связана с недостатком культуры общения, с ощущением безнаказанности в сети. В школе травля существует давно, но там это могут увидеть взрослые и помочь; придя домой, ребенок уже будет защищен. Если такая ситуация происходит в сети, то ему некуда спрятаться (потому что дети всегда он-лайн), и это очень большое давление на психику.

Так как цель кибербуллинга — сам кибербуллинг, главное правило — не кормить «троллей» своими эмоциями, не отвечать на их сообщения, не реагировать. Кстати говоря, чаще всего травлей занимаются знакомые люди (дворовые товарищи, знакомые по школе).

Лица, которые хотя эксплуатировать детей

Для этого они обычно втираются в доверие, чтобы уже потом договориться с ребенком. Эти маньяки чаще всего представляются сотрудниками модельного агентства, рассказывают про кастинги, но не ищут встречи, а пытаются выманить у детей фото или видео в белье или обнаженном виде. И, например, когда девочка, отправляет такие материалы, начинается шантаж. Ребенку ничего не остается, как продолжать отправлять такие снимки. Дети обычно боятся рассказать об этом взрослым, так как опасаются осуждения с их стороны. Но, если вовремя не пресечь это «общение», шантаж может длиться очень долго и привести к самым ужасным последствиям.

Проблема в том, что дети в принципе готовы отправлять такие материалы знакомым и незнакомым людям: они не понимают, чем это чревато. Был случай, когда в младшей школе девочка прислала однокласснику свое видео в белье, чтобы ему понравиться. А все почему? Это табуированная тема, родители не говорят о ней с детьми, а зря.

Опасные агрегаторы фото и видео

Сейчас много сервисов, где люди выкладывают различные видео о своей жизни. Дети и подростки часто размещают там материалы эротического характера. Этот поступок имеет отложенный эффект: если ребенок выложит такое видео в 13−15 лет, то это может повлиять на не только на его карьеру, но и на будущую жизнь.

Важно понимать: все, что попадает в интернет, остается в интернете. Даже если вы удалили свою публикацию, фото.

Площадки-шпионы

Также существуют сообщества, которые собирают компрометирующие фото, видео, надписи в виде скриншотов. Мы не знаем, куда утечет выложенная нами информация, поэтому каждый раз нужно тщательно думать, нажимая кнопку «опубликовать».

Почему дети так поступают? Не хватает знаний о том, что можно, что нельзя. Родители часто не поспевают за новинками, а когда мы не знаем о них, то и об их опасностях не подозреваем. В такой ситуации дети идут методом проб и ошибок. Причем они часто понимают, что что-то нельзя, но не понимают, почему, к каким последствиям это может привести.

Что же делать?

В первую очередь — рассказывать детям об опасностях Интернета, объяснять, что можно, а что нельзя, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Следует поднимать даже самые неприятные темы. Лучше, если вы поговорите с ребенком раньше, чем он найдет ответы на свои вопросы сам, методом проб и ошибок, иногда очень травматичных для его психики.

На следующей неделе мы поговорим об основных правилах безопасности в Сети и рассмотрим конкретные меры, которые помогут родителям защитить детей в Интернете.

Современные дети с малых лет знакомы с Интернетом. Многие родители знают, что в сети ребят подстерегают различные опасности. В статье мы собрали материал о том, какие существуют угрозы в интернете и как родители могут защитить своих детей от этих опасностей путем установления правил, бесед и при помощи специальных программ.

Чем опасен Интернет для детей и подростков: виды угроз

Основные виды угроз в интернете для детей:

  • Сайты, связанные с сексом. В интернете полно сервисов, где пропагандируют нездоровые сексуальные отношения: секс за деньги, разные развращения, гомосексуализм. От этого нужно оградить своих детей, особенно, если они еще маленькие и многого не понимают.
  • Сайты, распространяющие информацию о запрещенных вещах и понятиях. К таким относятся терроризм, сектантство, фашизм и т. д. Такой контент может сильно навредить слабой психики ребенка.
  • Игры. Во-первых, во многих играх присутствуют насилие, убийства. Во-вторых, игры начинают заменять реальный мир, ребенку все тяжелее выходить из игры, особенно, если он чувствовал себя настоящим героем в игре и у него там куча друзей.
  • Азартные игры . Они обещают большие деньги за короткий срок. А ведь ребенку гораздо сложнее устоять перед таким соблазном, чем взрослым. Под влиянием жажды выигрыша ребенок может начать спускать родительские деньги.
  • Форумы, социальные сети, сайты знакомств затягивают ребенка в виртуальный мир. У него в сети возникает дружба с кучей людей, он там отлично общается. А в реальности у ребенка могут проблемы с общением со сверстниками.
  • В сети много мошенников и им легче подобраться к нам и нашим детям. Есть много способов обмануть человека. Рассмотрим один из популярных способов обмана в сети. На сайте просят ввести номер сотового, потом приходит смс-ка о выигрыше крупной суммы денег. Чтобы их получить, мошенники просят отправить смс со своего телефона на другой номер. В итоге с вашего мобильного счета списывается приличная сумма.
  • Обман в реальном мире . Через интернет любой человек может познакомиться с вашим ребенком, например, под видом симпатичной девушки и назначить ему свидание. Ваш ребенок приходит на место встречи, а к нему подходит неизвестный мужчина, представляется отцом девушки и уговаривает отвезти его к ней, так как она заболела. В этом случае с ним может произойти всякое. Поэтому, учите своего ребенка не доверять незнакомцам.

Как обеспечить безопасность детей в интернете – советы для родителей

Таблица. Как защитить детей от опасностей интернета?

Виды опасностей в интернете Как родителям предупредить столкновение ребенка с опасностями в интернете? Как действовать родителям при столкновении ребенка с определенной опасной ситуацией в сети?
Нежелательный контент Расскажите своим детям, что в интернете много неправдоподобной информации. Научите их интересоваться у вас, если они что-то не так поняли.

Обязательно спрашивайте, что ребенок видел в Интернете. Часто происходит так, что ему становится интересен один сайт, он начинает открывать другие подобные сайты.

Стоит включить программу родительского контроля и безопасного поиска. Они помогут в борьбе с нежелательным контентом.

В семье должны быть правила по пользованию интернетом. Благодаря этому ребенок четко будет знать, что делать, если он столкнулся с нежелательным контентом.

Интересуйтесь у ребенка, что он ищет в интернете.

Интернет — знакомства Вы должны знать, с кем ребенок общается в интернете, проверяйте его контакты, чтобы знать с кем он общается.

Если вы заметили, что ребенок часто общается с людьми старше своего возраста, то следует с ним об этом поговорить.

Не стоит позволять ребенку встречаться со знакомым из интернета без вашего разрешения. Если он горит желанием встретиться с кем-то из виртуальных знакомых, то вам стоит обязательно сопроводить своего ребенка.

Вы должны знать где бывает ваш ребенок, с кем он туда ходит.

Объясните ребенку следующие правила:

1)Не стоит давать знакомому личную информацию о себе. А знакомство с виртуальным знакомым должно проходить под присмотром родителей.

2) Если становится не по себе при общении со знакомым в интернете, убедите его порвать такое общение.

Кибербуллинг Поговорите с ребенком и убедите его общаться в интернете вежливо и без грубостей.

Учите его адекватно реагировать на сообщения от других людей. Объясните ему, что не стоит продолжать общение с человеком, который проявляет агрессию.

Если ребенка обидели, то помогите ему выйти из этой ситуации. На любом форуме или сайте можно заблокировать этого человека либо написать на него жалобу модератору.

Объясните ему, что в интернете нельзя угрожать либо распространять сплетни.

Следите, чем занимается ребенок в сети. Наблюдайте за его настроением после использования интернета.

Если ребенок получает на электронную почту или другие сервисы оскорбления, стоит поменять контакты в интернете.

Если вы обнаружили в сети картину киберунижения вашего ребенка, обязательно обратитесь в администрацию сервиса либо позвоните на горячую линию.

Кибермошенничество Расскажите ребенку о видах мошенничества и убедите его обращаться к взрослым за советом, если он желает воспользоваться какой-то услугой в сети.

Стоит установить на свой компьютер антивирус либо персональный брандмауэр.

Если ваш ребенок хочет сделать покупку в интернет-магазине, то расскажите ему о правилах безопасности.

Стоит проверить все данные о магазине (реквизиты, название юридического лица).

Узнайте, доставляет ли интернет-магазин кассовый чек.

Внимательно ознакомьтесь с правилами магазина.

Уточните, сколько точно надо будет заплатить за товар.

Расскажите ребенку, что не стоит давать всю информацию о себе, когда покупаешь вещь в интернет-магазине.

Игровая и интернет- зависимость Понаблюдайте за ребенком и проанализируйте, сколько времени он находится в интернете ежедневно.

Пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь чем он занят в сети. Не пренебрегает ли он своими реальными увлечениями в жизни: занимается ли любимым спортом, читает ли и др.

Посмотрите на его настроение после каждого выхода из интернета. Если он в плохом настроении, агрессивен, раздражителен и не хочет ни с кем разговаривать — это говорит об интернет — зависимости.

Почаще общайтесь с ребенком, проявляйте интерес к его личной жизни, играйте с ним.

Нельзя запрещать ему использовать интернет, но стоит ограничить его пребывание в нем.

Разрешайте ему пользоваться только своим компьютером или компьютером, который находится в общей комнате для лучшего контроля пребывания ребенка в интернете.

Если вы видите, что ребенок привязался к интернету и практически не может без него. Убедите его в том, что ничего такого не будет, если он несколько часов отдохнет от интернета.

Вредоносные программы Надо установить на все компьютеры специализированные почтовые фильтры и антивирусные программы.

Стоит использовать лицензионные программы и данные только из проверенных мест.

Поясните ребенку, что не стоит скачивать все подряд, а только проверенную информацию.

Каждую неделю проверяйте компьютеры на наличие вирусов.

Обязательно копируйте важные документы на флешку или диск.

Раз в три месяца меняйте пароли в своих аккаунтах и не пользуйтесь излишне простыми паролями.

Общайтесь с ребенком благожелательно. Расположите его к себе, он должен вам доверять.

Внимательно слушайте ребенка, если что-то произошло. Попытайтесь понять насколько сильно это повлияло на него.

Если же ребенок совершил ошибку и его взломали в социальной сети или он решил что-то купить в интернете и наткнулся на обман, то не стоит его сильно ругать. Надо просто вместе разобраться и спокойно объяснить ему правила действий в интернете.

Если ребенку угрожают в интернете, то надо узнать всю информацию об этом человеке. Спросить у ребенка, встречался ли он с ним. Обязательно стоит настаивать на том, что с незнакомыми людьми встречаться нельзя.

Можно попробовать собрать побольше информации об этом человеке, скопировать сообщения, которые он присылал и обратиться в полицию.

Если вы заметили, что ребенок чего-то не говорит или вы не можете понять, что произошло, обратитесь к специалистам, где вам подскажут, какие действия предпринять в этой ситуации.

Программа «Родительский контроль» — помощь в обеспечении безопасности ребенка в интернете

Программ для родительского контроля детей в интернете достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

  • Платная программа KinderGate Родительский контроль б локирует сайты для взрослых, есть настройки для ограничения доступа к игровым сайтам, сайтам с насилием или наркотиками и т. п. Можно установить расписание, когда ребенок сможет сидеть в интернете. Можно увидеть на какие сайты он заходит.
  • Бесплатный браузер детский интернет фильтр КиберПапа. Тут включается фильтр и ребенок заходит только на детские сайты, которые тщательно проверены. Выключить его смогут только родители, зная пароль.
  • Платная программа КиберМама. Можно создать время, когда ребенок может находиться в сети. Все это контролируется. Также можно заблокировать доступ в интернете.
  • Бесплатный детский браузер Гогуль. В этом браузере есть свои детские сайты. Здесь составляется время, когда ребенок может посидеть в интернете. Можно ограничить посещение интернета. Родители получают полный отчет, на каких сайтах были их дети.
  • NetKids. Родители просматривают все сайты, которые посещает их ребенок. Также они могут блокировать опасные сайты.
  • Платная программа KidsControl. Тут можно вручную ограничить доступ к сомнительным ресурсам, контролировать время нахождения ребенка в интернете.

Советы специалистов по безопасности детей в интернете

Первое, что необходимо сделать родителям, научить ребенка никому не сообщать пароли. Скажите ребенку: «Никогда не сообщай свои пароли другим, даже друзьям. Храни записанные пароли в недоступном месте. Никогда не сообщай свой пароль по электронной почте.» (А.Левченко , помощник Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, директор НП Мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещенного законодательством контент)

Немаловажно научить ребенка не делиться информацией личного характера в сети, не публиковать конфиденциальные данные. Излишняя откровенность в Интернете чревата. При этом важно помнить, что персональные сведения могут стать доступными ненамеренно: используя функции автозаполнения, разрешая приложениям отслеживать местоположение, заполняя графы с указанием адреса и телефона, ребенок подвергает себя дополнительной опасности. Контакт родителей с детьми - ключевой фактор, от которого зависит поведение подростка в виртуальной жизни. Родители должны ориентироваться в социальных сетях, знать, на каких сайтах и как проводят время их дети, а, кроме того, совершенствовать собственный уровень технической осведомленности.(Р. Вераксич, эксперт в области безопасности McAfee, подразделения Intel Security)

Побольше общайтесь со своими детьми, завоевывайте их доверие, интересуйтесь их делами, вовлекайте их в семейные игры, ходите с ними на . Тогда ваш ребенок не захочет подолгу сидеть в интернете, потому что реальная жизнь для него будет интереснее виртуальной.

1. Не забывай взять с собой полностью заряженный мобильный телефон. Проверь, что он находится в рабочем состоянии. В случае со смартфоном лучше взять с собой и зарядное устройство. Старайся не тратить батарейку на игры и приложения, если предстоит долгий путь.

2. Сообщай, куда и с кем пойдешь. Постарайся оставить родственникам их координаты. Следи за временем и не задерживайся. Если понимаешь, что опаздываешь, предупреди родителей.

3. По возможности бери с собой друга, даже если просто идешь в магазин за хлебом. Договорись с соседом вместе ходить в магазин, а с одноклассником – встречаться по дороге в школу.

4. Если неизвестный тебе человек идет за тобой, и ты думаешь, что он может за тобой следить, зайди в ближайший офис или магазин, позвони родителям и попроси сотрудников о помощи.

5. Вырывайся и кричи, если кто-то пытается увести тебя силой. Если действия человека кажутся тебе пугающими и угрожающими, убегай в людное место или на безопасное расстояние и зови на помощь.

6. Не ходи один по темным безлюдным местам (переулки, аллеи, темные подземные переходы), не выбирай лесопарки для прогулки в одиночестве или поездки на велосипеде. Если такая необходимость всё же есть, дождись людей и иди вместе с ними.

7. На остановках общественного транспорта стой в центре рядом с другими людьми, ожидающими автобус или троллейбус. Не подходи к останавливающимся машинам.

8. Если чьи-то прикосновения в транспорте кажутся тебе неприятными и навязчивыми, сообщи об этом водителю или другим пассажирам.

9. Не бойся говорить «НЕТ» незнакомым взрослым, предлагающим проводить, подвезти тебя, показать короткую дорогу, щенков или котят.

10. Не уходи с незнакомыми взрослыми, даже если они называют твое имя или имя родителей. Созвонись с родителями и спроси их разрешения. Если это невозможно сделать, отказывайся идти.

11. Если ты попал в ситуацию, которая показалась тебе неприятной, смутила тебя, не бойся рассказать об этом учителю, родителю или другим взрослым, которым ты доверяешь.

Родителям:

1. Если вы купили подростку смартфон, то лучше купить и недорогой телефон, которым он будет пользоваться только для звонков вам, чтобы под рукой у него всегда был заряженный аппарат.

2. Не стоит ругать ребенка за опоздание, разрешите ему задержаться на оговоренное время. Иначе велик риск, что ребенок всё равно будет оставаться вместе с друзьями, но уже ничего не скажет вам.

3. Не стоит легкомысленно относиться к звонку ребенка о том, что за ним следят. Лучше встретить его и проводить домой.

4. Не пытайтесь сократить дорогу, пройдя по безлюдной темной улице или аллее. Приучите ребенка своим примером к тому, что лучше пройти долгий путь по освещенной людной улице, чем сократить его по лесопарку.

5. Придумайте пароль, который будете знать только вы и ребенок. Убедите его, что ни при каких обстоятельствах не отправите за ним незнакомого человека, не знающего пароль.

Родительское собрание «Опасности современной молодежи»

Тематическая беседа «Опасности, подстерегающие современную молодежь»

Цели

1. Предостеречь старшеклассников от нежелательных поступков и действий.

2. Разобрать «ловушки», которые поджидают их на жизненном пути.

Введение

Учитель: вы знаете, что существует много вещей, на которые мы особо не обращаем внимания, не считая их опасными. Но они на самом деле могут очень сильно нам навредить: испортить отношения с другими людьми, ухудшить характер, нанести психологический и

физический ущерб. Я предлагаю сегодня поговорить о таких вещах на классном часе и серьезно поразмышлять о них.

Основная часть

Опасности, с которыми молодежь уже сталкивается

1. Лень. Кто-то сказал, что этот порок свойствен каждому человеку и победить его просто невозможно. Он требует ежедневной победы. Вы согласны с таким высказыванием?

Сегодня лень чаще называют стремлением как можно больше развлекаться. Но такое определение существенно снижает эмоциональную окраску этого качества и уменьшает моральную ответственность за его проявление.

Самое интересное, что лень в большинстве случаев программируема. Это значит, что она редко проявляется просто так, сама по себе и без желания человека.

Между тем большинство людей по своей натуре склонны к лености. Очень часто нам необходимы угрызения совести, сила воли, некий интерес или стимул, даже порой контроль и другие мотивы, чтобы мы приступили к работе. Однако основное проявление лености обостряется дома, особенно, когда человек молодой.

Первый вопрос для обсуждения. Что можно сказать о ленивом человеке? (Выслушать ответы учеников и затем их дополнить).

1. Люди, склонные к лени, не могут сконцентрироваться на чем-то, не могут приложить усилий для достижения поставленной цели.

2. Ленивые люди обычно вырастают в семьях, где родители служат ребенку, угождают ему, заботятся только об его удовлетворении. И постепенно у него формируется убеждение, что он особенный, что ему должны

угождать все окружающие. В результате он ищет не того, чем мог бы послужить другим, а того, чем другие могут послужить ему. Такой настрой естественным образом приводит к лености.

3. Люди, склонные к лени, как правило, вырастают в таких семьях, где у них нет домашних обязанностей, их не приучали к труду, к уважению чужого труда и не отказывали в удовлетворении никаких потребностей.

4. Одной из причин того, что ребенок вырос ленивым, может стать то, что он рос в неполной семье или родители уделяли ему мало внимания.

(Этот перечень при желании можно дополнить).

Второй вопрос для обсуждения. Как победить лень?

Школьники могут подумать и дать свои рекомендации по преодолению лени. Самостоятельный поиск ответов закрепит новые мысли.

После ответов школьников их можно дополнить и систематизировать.

Борьба с ленью включает в себя несколько этапов.

1. Понимание своей ответственности и признание проблемы.

2. Прилежание, т. е. проявление усилий против естественного ленивого нежелания что-либо сделать.

3. Привычка дисциплинирует и помогает выполнять определенные действия независимо от наличия желания.

4. Помощь других. В компании всегда веселее что- либо делать, чем в одиночку. Некоторый контроль со стороны (например, родительский) тоже помогает быть более дисциплинированным и ответственным.

2. Любовь к удовольствиям. Сами удовольствия не всегда несут в себе что-то плохое. Но опасность заключается в том, что они морально ослабляют человека. Большинство же удовольствий, которые манят современных молодых людей, очень рискованны и опасны для жизни. Любовь к удовольствиям убивает наши души, нанося непоправимый ущерб психике, разрушая нравственные устои, низводя человеческое существование до уровня животных инстинктов.

3. Низкая мораль общества (избыток секса, насилия и лжи). В современном мире все перевернуто с ног на голову. Ценности и взгляды людей извратились. Не стоит искать в обществе особую мораль или нравственность. Эти понятия давно уже были проданы в угоду зрителю, деньгам и успеху. Наш мир развращен.

И вы, молодые люди, вырастаете в таком в обществе, где мораль и нравственность находятся на весьма низком уровне. И главная опасность заключается в том, что раннее знакомство с пороками зачастую вызывает у школьника не отвращение, а интерес. Порочное, безнравственное поведение, как опасный вирус, заражает молодежь. И впоследствии он заметно проявляется в их жизнях, поступках и поведении.

Первый вопрос для обсуждения. Как вы считаете, вредно ли для психики смотреть фильмы ужасов?

Выслушав мнение учеников, учитель должен высказать свое мнение, но не навязчиво. При этом стоит отметить, что при просмотре фильма ужасов человек переживает стресс. Страшные образы откладываются где-то в подсознании, в результате чего они потенциально могут когда-нибудь всплыть оттуда при стечении определенных обстоятельств в жизни. Все это может привести к развитию психических отклонений и заболеваний.

Второй вопрос для обсуждения . Как вы чувствуете себя, когда в просматриваемом фильме возникает сексуальная сцена и при этом с вами в одной комнате находится отец или мать? Как ваши родители реагируют в такой ситуации?

Воспитание нравственности начинается еще в родительском доме. Если отец спокойно продолжает смотреть фильм с сексуальными сценами в присутствии дочери, то у девушки возникает чувство незащищенности. В дальнейшем она будет слаба перед настойчивыми непристойными требованиями парней, которые захотят использовать ее для своего удовлетворения.

Когда юноша видит спокойное отношение родителей к сексуальным сценам по телевизору, у него сложится впечатление, что ничего плохого в таком поведении нет. Это не только классно, но и можно. Родители не против. Хотя это может быть совсем не так.

За пределами родительского дома большинству людей и вовсе нет дела до вашего нравственного воспитания, правильное ли у вас понимание человеческих ценностей или нет.

В этом заключается большая опасность.

4. Отсутствие или недостаток гуманистического образования. Сегодняшнее образование не просто исключает Бога и религиозную мораль и этику, но оно, по сути, является враждебным по отношению ко всему этому. С одной стороны, различные религии в России вроде бы становятся все более открытыми и доступными для общества, но в том же самом обществе над истинными верующими иногда посмеиваются, унижают и считают их фанатиками.

Подавляющее большинство преподавателей школ, техникумов, вузов являются атеистами и не придерживаются духовных принципов, провозглашаемых в христианстве или иных вероисповеданиях. Соответственно этому они в процессе своего преподавания, имея определенное влияние на молодежь, заражают их популярными атеистическими идеями, уводящими их от духовных ценностей.

А ведь именно в этом юном возрасте у человека закладывается фундамент личностных ценностей и мировоззрение, которыми он будет руководствоваться во всей последующей жизни.

Вопрос для обсуждения. Если рассматривать школу и СМИ, равноценно ли по объему получаемое от них количество информации, которая представляет атеистическую точку зрения и религиозную позицию?

Здесь даже нечего обсуждать. Настолько мизерное количество информации получаем мы о религии! Например, живя в России, которая на протяжении многих веков являлась православной страной, и даже зачастую будучи крещеным, человек очень часто понятия не имеет о самом христианском учении, даже несмотря на то, что оно, возможно, было религией его предков. Потому что человека в основной массе окружают люди, исповедующие атеизм. Следует признать, что атеизм - это тоже своего рода религия со своим учением и поклонниками, порой даже фанатиками. Засилье атеизма - это просто не демократично, это нарушение свободы человека, особенно когда это учение просто внушается со школьной скамьи. Как и религию, человек должен сам выбрать атеизм. А чтобы сделать выбор, нужно предоставить варианты. Этого пока нет.

5. Отсутствие правильных отношений в семье. Семья оказывает на человека огромное влияние, особенно на подсознательном уровне и путем примера. Мы можем не любить наших родителей, но мы так много перенимаем от них, больше, чем мы думаем.

Но семейные ценности в настоящее время очень скудны. В семьях нередки скандалы, равнодушие, нецензурные ругательства, неуважительное отношение друг к другу и т. д. Но есть некоторые вещи, которым человек должен обязательно научиться в своей семье. Это уважение старших, почитание родителей, взаимопомощь, трудолюбие и т. п.

6. Компьютерные игры. Компьютерные игры появились с изобретением первого компьютера. Игра на компьютере зачастую вызывает психические сдвиги у подростков. Причина в том, что в виртуальной реальности он может убивать, превращаться в вампира, оборотня, супермена и т. д. Для некоторых молодых людей наступает такой момент, когда они не могут отличить виртуальную реальность от реальной жизни. И если у такого молодого человека окажется в руках оружие, последствия могут быть непредсказуемы. Такие случаи уже были, о них все чаще говорят в новостях: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, начинают убивать в реальной жизни.

Специалисты-психологи отмечают, что темы и краски детских рисунков в последнее время становятся все мрачнее. Наблюдается увеличение детей с психическими отклонениями. По статистике, среди детских неврозов сейчас доминируют неврозы тревожности и страха. Резко возросло число аутичных детей, которые полностью замыкаются в себе. Развитие такого ребенка либо приостанавливается, либо протекает в каком-то неожиданном направлении. Компьютерная игра с ее виртуальным миром во много раз опаснее для подростка, чем просмотр телевизора. Игрок с головой окунается в искусственную реальность. Таким образом он привыкает убегать и прятаться от жизненных проблем, вместо того чтобы решать их, и это неминуемо осложнит ему жизнь в будущем.

7. Юношеский максимализм. Он находит свое выражение в:

1) завышенной или заниженной самооценке;

2) ложном взгляде на уровень своего понимания жизни.

Один пожилой человек сказал, что до 20 лет он думал, что все хорошо и прекрасно понимает. Но, уже перевалив за 20-летний рубеж, он начал осознавать, как многого не знает, да и то, что знал, было неполным и несовершенным

Иными словами, проблема юношеского максимализма заключается в том, что молодой человек начинает думать следующим образом: «Я буду относиться к себе хорошо, если все будут относиться ко мне хорошо». Но это не так. Ценность человека не зависит от мнения о нем окружающих людей.

8. Незрелость - мало серьезных размышлений и отсутствие анализа поступков. Незрелость порой даже может создавать проблемы. Но самое страшное, если она укореняется в молодом человеке и влияет на формирование его характера, что впоследствии организует его жизнь неправильным образом, направит по неправильному пути.

В юности искушения зачастую очень сильны, и у молодых людей недостаточно опыта для борьбы с ними. Нередко отсутствует и само понимание того, что с ними нужно бороться.

Незрелость слабо удерживает его от подобных ошибок. Молодые, неопытные люди доверяют многому, потому что еще не обожглись. В юности все считают себя непобедимыми, устойчивыми. Между тем у них недостаточно опыта и понимания жизни, чтобы правильно оценивать ее и не попасть в ее ловушки. Это очень опасное время.

Рассмотрим сложности, с которыми предстоит столкнуться.

1. Реальность не такая, какой казалось, когда я был в школе. Для многих молодых людей этот факт становится шоком. После окончания школы, когда молодой человек вступает в широкий мир, не ограниченный ничем, он видит, что в обществе господствуют иные взгляды, чем те, которым их учили преподаватели.

По этой причине у молодого человека возникает внутренний конфликт, давление внутри его самого нарастает, побуждая начать жить так, как живут все вокруг. Хотя мир для молодого человека в социальном плане расширяется, тем не менее, появляется желание быть таким, как все, иметь то же, что имеют другие, и стремиться к тому же, к чему стремятся все люди.

2. Очень трудно в это время не потерять свою индивидуальность. Взрослея, человек все больше склоняется выбрать и принять чей-то уже существующий образ, а не трудиться над созиданием собственного неповторимого образа.

3. Ответственность за себя, финансовая свобода. С одной стороны, многие молодые люди не приучены к ответственному отношению к деньгам. Но они уже вступают в мир взрослых, где необходимо начинать заботиться о себе. Важно подготовить себя к этому.

Другой опасностью является чрезмерное стремление к обогащению. Оно может подменить собой все остальные цели, сделав их незначительными, несущественными. Между тем чисто материальные помыслы духовно обедняют личность.

4. Последствия прежних проступков. Последствия неправильного поведения в прошлом или каких-то ошибок могут привести к серьезным проблемам и конфликтам в будущем. Необходимо стараться сразу разрешать все негативные ситуации, чтобы они не принесли своего горького плода в будущем.

5. Свобода. Она приводит также к потере хорошего влияния и разрушению сдерживающих родительских барьеров. Молодой человек (или девушка) наконец-то вырвался из-под родительской опеки и стремится жить так, как ему хочется, и получать удовольствие от жизни, не задумываясь о будущем и возможных негативных последствиях.

6. Виртуальная реальность. Если в подростковом возрасте игра остается игрой и развлечением, то во взрослом мире виртуальная реальность несет в себе намного большую опасность для человека. Она заключается в том, что вчерашний школьник может с головой уйти в виртуальную жизнь, тем самым пытаясь скрыться от реалий собственной жизни.

Такое отношение к жизни приводит к тому, что недавний выпускник теряет саму ее суть, с головой окунаясь в ее искусственный заменитель. В результате личность человека, ее познание окружающего мира становятся неважными. Сознание с безумием увлекается нарастающим многообразием форм бытия, которые теперь человек моделирует для себя сам. Это затягивает не слабее наркотиков.

Что побуждает людей бежать от реальности, предпочитая ей жизнь в Сети? В нашем мире, пропитанном погоней за материальными ценностями, люди задыхаются от нехватки душевного - нормальных дружеских отношений, верности, любви. Невидимая рука направляет людей всеми силами стремиться достигать материального благополучия, обещая счастье. Не достигая успеха на этом пути, люди начинают ломаться внутренне, чувствуют себя «лузерами» в обществе. А те, кто достиг определенных успехов, не чувствуют обещанного душевного удовлетворения. Материальные ценности не могут сделать человека счастливым, каким бы алчным и корыстным он ни был. Человеческой душе требуется нечто большее, чем одежда, дорогая техника, квартира, машина и отдых на элитных курортах.

Духовная, внутренняя пустота заставляет человека искать ту среду, которая могла бы создать хотя бы иллюзию полноты и удовлетворенности. Однако такая виртуальная реальность напрямую влияет на душевное состояние человека, нанося ему непоправимый ущерб.

7. Эффективность неправильных методов воздействия. Мы живем в мире, в котором люди часто руководствуются мелкими, эгоистичными и безнравственными взглядами. Молодой человек невольно начинает брать с них пример. У него нет стимула поступать иначе, лучше. Тем более что неправильные методы часто более эффективны, чем честные и достойные.

В качестве примера можно привести попытку поступить в вуз: абитуриент, сумевший «найти подход» к членам вступительной комиссии, зачастую имеет больше шансов на успех, чем тот, кто этого сделать не смог или не захотел.

Заключение

Итак, мы рассмотрели проблемы, с которыми вы можете столкнуться в скором будущем. Войдут они в вашу жизнь или нет, зависит лишь от вашего личного выбора. Чем вы при этом будете руководствоваться - здравым смыслом или внутренними желаниями, - дело за вами, как и ответственность. Я призываю вас все же быть разумными и размышлять уже сейчас о вещах более важных, чем сиюминутные удовольствия и мелкие подростковые трагедии.

Всегда помните пословицу, что «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Сейчас вы строите свою жизнь. Вы еще в начале пути, когда все возможно. Старайтесь обдумывать каждое свое решение. Потому что будете вы счастливы в жизни или нет, зависит только от вас