О формировании выразительности речи у дошкольников. Самостоятельная работа над выразительностью чтения и речи

Введение…………………………………………………………………….……..3
1.Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников…..4
2.Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи………………………………………………………………..9
3.Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи….12
Заключение…………………………………………………………………...…..16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Введение
Выразительность речи - это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования, проведенные в 2011 году академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан РФ, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи
........................................

1. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин Н.Х. и др.
Исследования, проведенные Е.М. Хватцевым, свидетельствуют о том, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т.п. Они вызываются всякого рода.............................................

2.Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
I этап - формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
Задачи данного этапа: познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, ......................................................................

3.Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
II этап - формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Задачи этого этапа: формирование интонационных структур в экспрессивной речи.
Должна быть подобрана система упражнений для осознанного восприятия и использования просодических элементов на ранних этапах обучения.
Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу...................................................

Заключение
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным......................................
Список использованной литературы
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2013. – 346 с.
2. Введенская М.А. Культура и искусство речи. - М.: Феникс.- 2012. – 576 с.
3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Просвещение.- 2014. – 144 с.
4. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М.: Просвещение. - 2010. – 160 с.
5. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 2012.- 365 с.
6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2013.- 467 с.
.........................................................

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.


В основе системы речевой работы должен лежать комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе - развитие связной речи.


Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи. Педагоги начальной школы отмечают, что к моменту поступления в школу далеко не все дети овладевают умением правильно и грамотно строить высказывание, о чем-либо рассказать, описать явление, рассуждать, не все дети знакомы с правилами построения текста, его структурными частями и элементарными связями между ними.


Таким образом, при обучении родному языку необходимо опираться на знание особенностей становления и развития фонетической, лексической, грамматической сторон языка в разные возрастные периоды.



Так, в словарной работе особое внимание надо уделять семантическому аспекту, используя следующие методы и приемы: подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям; замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу; составление предложений со словами синонимического ряда; составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных частей речи; нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях - сказках, стихах, рассказах; рисование на тему многозначного слова и последующее рассказывание о нарисованном; составление рассказов на самостоятельно выбранную тему.


Задания по словарной работе тесно переплетать с задачами по формированию грамматического строя речи. Вопросы: какой заяц (пушистый, мягкий, осторожный), какая у него шуба (теплая, гладкая), какие зайчата (быстрые, шустрые), какое настроение (веселое, игривое) - требовать согласования в роде и числе существительных и прилагательных.


Или задание на подбор глаголов движения - дети сначала называют инфинитив (бегать, прыгать, ходить, ехать), затем словосочетания (идти домой, ехать на велосипеде, играть в футбол), затем составлять предложения (я спускаюсь на парашюте; я лечу стрелой), а затем - два предложения (Я учусь бегать быстро. Каждый день я играю в футбол). Такие упражнения даются на подбор слов, обозначающих действия, или слов, необходимых для общения людей, связанных с актом говорения (говорить, сказать, спросить, ответить, разговаривать, шептать, думать, размышлять, рассуждать, беседовать).


Необходимо с детьми беседовать о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Точность словоупотребления формировать в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательности (рука-ручка, нога-ножка, старый-старенький, полный-полноватый).


Смысловые оттенки глаголов в зависимости от приставки учить детей различать в таких упражнениях. Назвать глагол играть, дети должны найти разные формы этого глагола и составить предложения (я играю на гармошке; я заигрался и не заметил, как время пролетело; Миша выиграл у друга в шахматы и т.п.). После этого предложить детям придумать рассказ, т.е. развить тему. Таким образом, здесь будет прямой выход в связную речь .


Каждое занятие и все упражнения должны быть направлены на то, чтобы использовать слово, словосочетание, предложение в связном высказывании, а представление о структуре закреплялось в рассказывании по серии сюжетных картин.


Выявление уровня речевого развития нужно проводить по всем сторонам: фонетической, лексической, грамматической во взаимосвязи с развитием монологической речи.


I группа заданий выявляет понимание ребенком значения слов (в том числе и многозначных), умение сочетать слова по смыслу и точно употреблять их в высказывании.


II группа заданий направляется на выявление умений подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (попрыгай, потанцуй, спрячься; убежал бы), владение разными способами словообразования.


III группа заданий выявит умение выстроить сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания разными способами связей, плавно излагать содержание, находя разнообразные интонационные характеристики при составлении повествовательного рассказа.


Первое задание: "Что значит слово...кукла (мяч, посуда)?" выполняют почти все дети. Определения, данные ими, свидетельствуют о понимании значения (смысла) предложенных слов: "Мяч - это такой шар надувной резиновый, посуда - стеклянный предмет, из которого едят" (Саша К.); "Кукла - значит игрушка, с ней играют" (таких ответов было большинство).


Когда в качестве исходного даётся многозначное слово (ручка, игла), из ответов детей видно, на какой смысл предъявляемых слов ориентируется ребенок. Объясняя значение слова "ручка", дети прежде всего выделяют ручку как письменную принадлежность: "Ручка - это такой предмет, чем пишут" (Саша К.); "Это обозначает, чем мы пишем" (Катя М,). Однако были и другие определения этого многозначного слова: "Когда дверь открываем, беремся за ручку"; "Это ручка от машины, у маленького ручка" (Володя З.). "Ручка может быть у малыша и ручка бывает, которой можно писать" (Оля Ц.). "Игла - она острая. Бывают иглы у ежей, у птиц" (Гена П.). "Игла швейная, у елки игла есть, у ежа" (Лиза Я.).


Приведенные примеры свидетельствуют о том, что предметом рассуждения детей в данном случае выступает само слово. При этом большой интерес представляет и сама структура ответа: его точность, краткость, умение выделить существенное.


Очень показательными становятся ответы при выполнении грамматических заданий. Названия детенышей дети дают в основном правильно. Затруднение вызвали лишь название детенышей овцы (овченок), жирафа (жирафченок), лошади (лошаденок). Далеко не все дети смогут выполнить задания на словообразование однокоренных слов. Оно даётся так: "Какие слова можно образовать от слова "снег", чтобы в слове слышалась эта часть "снег" или "снеж". Только после наводящих вопросов дети называют слова: снежок, снежный, снеговик. Еще больше затруднений вызывает образование новых слов от слова "лес" (лесок, лесной, лесочек).Отдельные дети называли слово "лиса" (Лиза Я.).


Составление предложений с глаголами повелительного наклонения выполняют большинство ребят. Детям предлагается задание: "Скажи зайчику, чтобы он попрыгал (потанцевал, спрятался)". Задание ставится таким образом, чтобы ребенок сам "находил" необходимую форму. И здесь будет много разнообразных ответов. Некоторые дети говорят: "Спрятайся, танцуй, потанцевай". Или: "Он попрыгал, зайчик спрятался, он потанцует" (Гена П.).


Далеко не все дети правильно выполняют задание на образование сослагательного наклонения: "Что сделал бы зайчик, если бы он встретил в лесу волка?" Ответ: испугался бы, убежал бы, спрятался бы - многие давали без частицы "бы" (т.е. говорили: убежал, испугался). Затем ребенку предложить 4 картинки, объединенные сюжетом. Надо разложить их в определенной последовательности и составить рассказ. Раскладывание картинок (девочка идет с корзинкой за грибами - раздвинув траву, она видит ежиное семейство - ежи помогают девочке собрать полную корзинку грибов - она прощается с ними) покажет, есть ли у ребенка представление о сюжете и насколько развито его логическое мышление. Большинство детей (70%) с этим заданием справляется, однако сам процесс рассказывания выявил некоторые особенности.

Рассказы детей оцениваются по следующим показателям.

  • Содержательность, т.е. умение придумывать интересный сюжет.
  • Композиция рассказа: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца) присутствовало в большинстве рассказов, так как само выстраивание сюжета по серии картин "помогало" детям придумывать рассказ как бы по схеме. Вместе с тем многие не знали, как начать рассказ (какой зачин выбрать) и как закончить его.
  • Грамматическая правильность. Во многих рассказах встречается прямая речь. Однако встречаются ошибки в построении предложений, простых и сложных, в правильном согласовании слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Разнообразные способы связей между предложениями и частями высказывания. Этот показатель имел больше всего отклонений. Чаще всего для связи предложений дети используют формально-сочинительные способы: союзы "и", "а", наречия "потом", "а потом". Когда эти связки используются почти в каждом предложении, текст теряет свою главную характеристику - связность.
  • Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений). У многих детей этот показатель получил хорошую оценку (дети называли день ясным, теплым, солнечным; употребляли разные глаголы, обозначающие действия: шла - посмотрела - повесила - раздвинула - спросила - разрешили - помогли - нарвали - проводили - попрощались).
  • Звуковое оформление высказываний получило высокую оценку у большинства детей: дикция, отсутствие монотона, интонационная выразительность речи.

Итак, вашему вниманию предлагается методика обследования . Предлагаемые задания позволяют выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи и степень владения лексической, грамматической, фонетической стороной речи и ее связностью при построении разных типов высказываний. Выявляется умение выполнить задание по каждой речевой задаче.


Словарная работа - понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи, выявление точности словоупотребления в рассуждениях и повествовательных высказываниях.


Грамматика - понимание понятий "слово", "словосочетание", "предложение"; согласование существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа; образование новых слов с заданной основой; определение смысловой структуры предложения; составление предложений разных типов.


Фонетика - понимание терминов "звук", "слог", звуковой анализ слова, звуковое оформление высказывания: темп речи, дикция, владение голосом, интонация законченности предложения и высказывания, плавность изложения текста, его интонационный рисунок, выразительность речи.


Связная речь - построение связных высказываний разных типов - рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.


В целом весь блок заданий выявляет ориентировку дошкольников в языковой действительности, умение дифференцировать понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", "текст". Кроме того, выявляется и умение понимать инструкцию и выполнять ее в соответствии с заданием.

Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников
  • Ты знаешь много слов. Назови любые слова.
  • Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое слово, а ты мне свое.
    • игла, звонок, молния;
    • легкий, острый, глубокий.
    • идти, падать, бежать.
  • Объясни, почему ты к слову "игла" подобрал слово "….".
  • Придумай предложение со словами "большой - громадный, секрет - загадка".
  • Подбери слова, противоположные по смыслу:
    • длинный, светлый, быстрый;
    • говорить, смеяться, спрашивать;
    • громко, много, легко.
  • Что значит слово… "шар"? "ручка"?
  • Назови, из каких звуков состоит слово "шар"? "ручка"? Какой первый звук? Второй? Третий? …Сколько слогов в слове "шар"? "ручка"?
  • Составь предложение со словом "шар", со словом "ручка".
  • Какое первое слово? Второе? Третье?…
  • У меня один красный шар, а у тебя много чего? (красных шаров). На поляне растет одна белая береза, а в роще много (белых берез). У меня одно зеленое яблоко, а у тебя много …зеленых яблок.
  • Снег, снеговик - какая общая часть слышится в этих словах? Какие еще слова образованы от слова "снег"? Лес, лесник - какая общая часть в этих словах? Назови другие слова, чтобы слышалась эта общая часть "лес".
  • Закончи предложения, когда я остановлюсь. "Гуляли зверята в лесу. Вдруг ежик закричал, потому что… Он остановился, чтобы… Зверята стали думать, как… Когда наступил вечер…"
  • Разложи картинки, чтобы у тебя получился рассказ.
    • Составь рассказ по серии картин. Придумай интересное название своему рассказу.

Обследование выявляет, что в целом дети старших групп, которые собираются поступать в школу, показывают хороший уровень выполнения двух групп заданий. У отдельных детей расходятся оценки по развитию связной речи и владению лексической и грамматической сторонами речи, однако эти различия не существенны.


Обучение языку, развитие речи должно рассматриваться не только с сугубо лингвистической точки зрения (как овладение ребенком языковыми умениями - фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослым (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является формирование не только культуры речи, но и культуры общения.


Выделяются основные задачи педагогической работы по развития речи, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач.


К числу первых принадлежат:
  • развитие связной речи;
  • развитие лексической стороны речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • развитие образной речи.
Кратко рассмотрим эти задачи.

Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.


Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.


Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.


При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.


Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.


Подпрограмма предусматривает обучение детей различным - по способу передачи информации или способу изложения - типам высказывания: описанию, повествованию, рассуждению.


Развитие лексической стороны речи. Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.


Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.


Конечно, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.


В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Например, многозначное слово "игла" в значении "лист хвойного дерева" входит в семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д.


В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремится к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.


В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.


Все названные выше аспекты лексической работы представлены в настоящей подпрограмме. Эта работа проводится в форме словесных, упражнений, выполнения творческих заданий.


Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы.


С учетом этого подпрограмма предусматривает специальную работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью особых средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).


Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи - прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д.


При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами. При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, си¬пользовать категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода (девочка сказала), мужского рода (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени. Детей под¬водят также к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения - возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).



При работе над прилагательными детей знакомят с тем, как согласуются существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише). Дети осваивают и различные способы словообразования. Так, у них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов) и др.


Овладение разными способами словообразования помогает дошкольника правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал - поехал - выехал) и т.п.


При работе над синтаксисом детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей производится в "ситуации письменной речи", когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.


Специальное внимание при обучении детей построению предложения уделяется упражнениям на употребление правильного порядка слов, на преодоление синтаксического монотонна (повторения однотипных конструкций), правильное согласование слов и др.


Наряду с этим у детей формируется элементарное представление о структуре предложения и о характере использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей.


Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка).


Линейные звуковые единицы (звук - слог - слово - фраза - текст) обладают самостоятельной протяженностью, следуют друг за другом. Одновременно с ними особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).


Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводится систематически.


Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.


Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд". Параллельно с этим осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция). Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.


В целом, работая над звуковой стороной речи, ребенок осваивает умение "подчинять" высказывание целям и условиям коммуникации с учетом предмета и темы высказывания, особенностей слушателей.


Развитие образной речи. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать при построении высказываний самые разнообразные выразительные средства. (Обратим внимание на парадокс: непосредственность тоже воспитывается! Причем - что еще более парадоксально - воспитывается в процессе овладения ребенком особыми средствами. Впрочем, в этом состоит своеобразие культурного развития человека.)


Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Подпрограмма определяет конкретные пути развития образной речи ребенка средствами литературных произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и малых фольклорных форм.


Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме.
Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, т.к. анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания.


Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно. Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция), что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей.


Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по работе над выразительностью речи

классов, руководителям художественной самодеятельности,

воспитателям детских садов, преподавателям детских театральных

школ для работы с детьми дошкольного, младшего и

среднего школьного возраста

Разработал педагог дополнительного

образования муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №4

В.П.Смирнова

пгт. Лучегорск - 2009

О выразительных возможностях живого слова немало написано в методической литературе и учебных пособиях, предназначенных для студентов театральных вузов. Но учителям общеобразовательных школ и воспитателям детских садов, не имеющим специальной подготовки по сценической речи, трудно разобраться в специфике театрального искусства. В данных рекомендациях я постараюсь изложить этапы работы над выразительностью речи в доступной форме для всех заинтересованных.

В сценическом наследии К.С. Станиславского – создателя стройного учения о творческом процессе актёра – раздел сценической речи занимает одно из важных мест. Его ответы на вопросы, как «верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя», с чего начинать работу над текстом, есть в моих рекомендациях.

В данной методической работе я также опираюсь на опыт работы с живым словом известных педагогов театрального искусства М.О. Кнебель и Б.Е. Захава. Руководствуясь методическими разработками занятий по творческому развитию детей Е.И. Юдиной, я добилась хороших результатов в работе с чтецами.

Учитывая и анализируя свой личный опыт творческой работы, я пришла к выводу, что основные недостатки чтецов и актёров любого возраста – монотонность речи, бессмыслица, психофизическое напряжение, наигрыш – появляются потому, что в работе над словом пропущен начальный этап, первая ступенька к творчеству.

Почему так часто происходит: стоит лишь выучить текст, как интересное литературное произведение становится скучным? Как избежать этого нежелательного превращения?

Станиславский убеждал, что актёр может прийти к живому слову только в результате большой подготовительной работы, которая и подведёт его к тому, что авторские слова сделаются ему необходимыми для выражения мыслей действующего лица. Всякое же механическое запоминание текста приводит к тому, что слово штампуется, становится мёртвым.

Я рекомендую начать работу над стихотворением (или другим, каким бы то ни было, литературным произведением) с определения первого эмоционального впечатления . Чувства, настроение, эмоции, которые возникают сразу после чтения, и есть живое непосредственное впечатление. В дальнейшей работе чтецы должны будут считаться с этими ощущениями и стараться донести их до слушателя. Вот такую картину представила себе Катя Диденко, когда впервые прочитала стихотворение Л. Кузьмина «Гвоздь»:

«Два приятеля рядком

На крыльце сидели,

На Луну глядели».

Кажется, вот – вот зазвучит лирическая мелодия и мы услышим неторопливый разговор друзей.

Давайте же поспешим зафиксировать то воздействие, которое произвело на нас стихотворение или проза, что бы потом не пришлось восстанавливать в памяти. Конечно же, эмоции очень трудно выразить словами, тем не менее, надо попытаться их описать. Здесь поможет « копилка чувств ». Пусть фантазия педагога подскажет, как сделать эту волшебную копилку. В конце концов, это может быть шкатулка или тетрадь, в которую запишутся ощущения, мысли и чувства, которые пробудило художественное произведение. Например, одно стихотворение вызывает ощущение нереальности, опасности. Возможно, здесь речь идёт о путешествиях и приключениях. А радость и беспечность сопутствуют весёлым рассказам о детстве. Наша « копилка чувств » сбережёт эти впечатления для последующей работы.

Шутка и юмор пронизывают рассказ С. Силина «Светло – зелёная мышь».

Иллюстрация ученика 2 класса Гены Дорофеева напоминает нам весёлые комиксы.

Если дети не могут подобрать точные слова в определении своих чувств, то взрослые помогут им. Не критикуйте, примите ответы такими, какие они есть! В копилке могут храниться не только чувства, но и запахи, цвет, звуки. Не удивительно, что при слове «война» наше воображение рисует картины, где преобладают чёрные и красные краски. А лето – пахнет ягодами и цветами. В слове «ненастье» слышится шум дождя.

Следующее творческое задание «Моя картина» поможет исполнителям сохранить и усилить эмоциональные впечатления. Рисуя иллюстрации к рассказам и стихотворениям, дети учатся более глубоко и точно передавать чувства. Обычно ребята с удовольствием выполняют это задание.

Иллюстрация Влады Перевощиковой (2 класс) к стихотворению

Е. Нименко «Банановая история».

«Банан на дороге вырос с дом десятиэтажный».

Влада отобразила радость детей и негодование, протест взрослых.

Но встречаются дети, плохо владеющие кистью, не умеющие красиво рисовать фигуры людей и животных. Если они отказываются рисовать, стесняются, то я предлагаю изобразить свои впечатления в цвете: в бликах, пятнах, мазках. Однажды второклассница нарисовала котёнка из стихотворения М. Яснова «Мой котёнок» в виде радуги с рыжими, белыми и чёрными полосками. Спустя несколько месяцев, при исполнении этого стихотворения в школьном концерте с особой нежностью и любовью девочка читала те строки, которые описывали внешний вид котёнка.

Весьма ответственно к определению функции первых впечатлений от прочитанной пьесы относятся известные режиссёры в своей работе над спектаклем. Я считаю, что с этого надо начинать и чтецам. Чтобы заразить зрителя, чтецу необходимо овладеть всеми выразительными средствами речи.

Интонация – мелодия речи – важнейшее выразительное средство. В поиске верной интонации мне помогает определение словесных действий . В жизни мы знаем, что наши слова могут обрадовать, обидеть, успокоить, оскорбить…Тоже самое должно происходить и с авторским текстом. Слова должны действовать! К интонационно – выразительным средствам речи также относятся логические (смысловые) паузы и логические ударения .

Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо каждое предложение разделить по смыслу на части, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые звенья. Эмоциональность речи, волнения и переживания автора и героев произведения усиливает психологическая пауза . К.С. Станиславский учил: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна». Паузы обозначают вертикальными чертами. Логическое (смысловое) у дарение – это выделение главных слов в предложении, наиболее важных, несущих смысловую нагрузку. При разборе текста главные слова подчеркиваются.

В качестве примера работы над художественным произведением я привожу разбор стихотворения В. Татаринова «Одолжи мне крылья»:

Одолжи мне крылья , | (просит)

Милый мотылёк . |

На листок зелёный | (советует)

Ты поспать прилёг. | |

В небе звёзды всплыли, | (мечтает, восхищается)

Свет их так далёк… | |

Одолжи мне крылья, | (торопит, умоляет)

Милый мотылёк . |

Я на них слетаю | (объясняет)

В синюю страну. |

А когда проснёшься , | (успокаивает, заверяет)

Их тебе верну . | | |

Компонентами интонации являются тембр (окраска голоса), тон (высота звучания) и темп речи (скорость произношения).

Стоит напомнить, что выразительности слова помогает и хорошая дикция . Вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга, речь часто бывает неразборчива. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот.

Не будем забывать и о том, что зрители обращают внимание и на одежду чтеца, на то, как он стоит, какое у него выражение лица, жесты. Это всё является дополнительными средствами выразительности речи, и также влияют на результативность выступления.

Использование всего многообразия выразительных средств живого слова превратит чтение литературного произведения в моноспектакль, а чтеца - в актёра.

Используемая литература:

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. –

Ростов – на – Дону: Феникс, 1995.

2. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – Москва: Просвещение, 1978.

    Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М.: Искуство,1961.

    Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.

    Станиславский К.С. Собрание сочинений, том 3, М.: Искусство,1955

6. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1995.

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности – важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения» . Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями.

Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации – унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи – комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова» , его эстетической сущности, выразительности – на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами – она специфична для каждого стиля. Для научно – учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому» , подчёркивающие причинно – следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила» . Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста – разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством» . Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация – это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла – логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову – и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса) .
  2. Пауза (временная остановка голоса в речи) .
  3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе) .
  4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени) .
  5. Изменения громкости голоса.
  6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

(Играет девочка, а не мальчик) .
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда) .
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу) .
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой) .

2, Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу.
На нашей улице открылся кинотеатр.
Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков) .

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не верь началу, верь концу.
Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.
Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам – и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов) .

7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией) .

Книга издана в Москве?

Книга издана в Москве.

К концу года завод перевыполнил план.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе?

Нет, я в Севастополе не был.

8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить – только небо коптить.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.

Человеческая речь без специальных средств, придающих ей особую выразительность, лишена тончайших нюансов эмоциональной яркости, красоты. Средства речевой выразительности демонстрируют богатство внутреннего мира человека, повышают коммуникативное взаимодействие между людьми. Человек с большим словарным запасом имеет несомненное преимущество при общении: он максимально точно может выразить свои мысли, чувства, донести информацию до слушателя и при этом быть правильно понятым. Результативность выступления человека с выразительной речью неимоверно высока.

Выразительность речи представляет собой понятие, у которого нет чёткого определения, при этом оно многогранно, включает множество определений и отличительных черт. Вот перечень средств, формирующих выразительность речи:

  • Богатый словарный запас.
  • Нет шаблонов, речевая чистота и качество.
  • Применение художественных речевых оборотов, специфический прием.
  • Использование иносказательных средств (тропы и фигуры), образность.
  • Употребление крылатых фраз, цитат, пословиц, поговорок.

Окружающее человека явление или предмет обозначаются словом. Слова передают информацию, образно создают что-то или кого-то.

Речевые стили достигают выразительности, используя специальный стилистический прием для вызова требуемых чувств. Примеры: для художественного стиля характерна яркость, эмоциональность, новизна выражений, неповторимость описаний. Научный стиль изобилует научными терминами, понятиями причинно-следственных связей, характерна логичность описания, присутствует анализ, сравнение.

Когда закладываются основы и чистота выразительной речи

База для последующего развития выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. В дальнейшем у дошкольника появятся трудности с обучением: научить его читать и писать практически невозможно.

Задача педагога во время работы с дошкольниками развивать высшие отделы детской психики и интеллект при помощи речи, так как она инструмент подобного развития. Воспитатели в процессе работы с детьми объясняют, что такое чистота речи, развивают образность мышления, уделяют внимание мимической активности во время разговора.

Если речи у дошкольника не уделяется должного внимания, то отстают в развитии логическое мышление, внимание, память, восприятие. Задержка психического развития у детей предполагает задержку в развитии форм речи, вербальные контакты происходят со сложностями, малыши не могут задать вопрос или ответить на него. По этой причине у детей с задержкой психического развития важно поощрять коммуникативное поведение.

Методика развития речи у дошкольников

Формирование звуковой выразительности речи дошкольников представляет собой совокупную работу, предполагающую развитие творческих способностей в разных направлениях, используя при этом индивидуальный подход и воспитание эстетического понимания слова. Это подготавливает почву для будущего выразительного чтения, развитие, эмоционально обогащает на всю жизнь, учит получать удовольствие от восприятия красоты словесных образов, речь такого человека отличается правильностью.

Методика развития речи дошкольников предполагает движение от простого к сложному. На сегодняшний день распространение в детских дошкольных учреждениях получили:

  • Пособие, которое используют воспитатели – книга «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Авторами являются О. С. Ушаков и Е.М. Струнин.
  • Для педагога и родителя подойдёт «Методика развития речи детей дошкольного возраста», авторами которой являются Л.П. Федоренко, В.К. Лотарева и Г.А. Фомичева. Здесь рассматривается развитие детей от двух месяцев до семилетнего возраста, даются рекомендации.

Главной задачей педагога при воспитании дошкольников является проведение работы с артикулярными навыками, развитие речевого слуха, умения слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.

Основу навыков общения составляют умение модулировать голос при общении, владеть интонацией, собственным голосом. Навык модулирования голоса впоследствии сделает речь эмоциональной, выразительной, богатой.

Занятия проводятся в форме игры. Вербальные и невербальные процессы психического онтогенеза тесно связаны друг с другом.

Развитие невербальных средств общения

Невербальные средства – это мимика, эмоции, жесты, которые помогают понять настроение человека, основные желания, увидеть его внутренний мир. Невербальные способы общения используются детьми, которые ещё не научились говорить и способствуют их психическому развитию. Невербальные формы общения в большинстве своём являются врождёнными и позволяют контактировать не только с людьми, но и с животными.

Миссия педагога на занятиях состоит в объяснении малышам, что с помощью пантомимической выразительности движений, мимической мускулатуры лица и экспрессивности жестов осуществляется передача информации, показывается сила эмоциональной реакции, проявления переживаний человека. Интонационная выразительность речи достигается благодаря приобретённому навыку выражения чувств.

В процессе работы педагога используется прием пантомимы, мимической демонстрации чувств. После игры обязательно выясняются трудности, которые возникали у детей во время выполнения заданий, что они чувствовали и чего хотели. Это помогает обнаружить проблемы, сопровождающие невербальные формы общения у детей.

Развитие вербальных средств общения

Определение «вербальные средства общения» подразумевает обычную речь. В процессе работы педагога у детей вырабатываются навыки контактов со взрослыми и сверстниками, появляется опыт диалогической и ролевой речи, формируется понятие о речевой культуре, развивается качество и выразительность речи. Во время занятий совершенствуется речевая чистота и образность мыслей, коммуникативное поведение, внимание и слуховое восприятие.

Понятие основные вербальные формы общения подразумевает умение писать, говорить, слышать и воспринимать информацию. Примеры проявления чувств, в которых задействованы вербальные средства общения, встречаются повсеместно: это и устное признание в любви, и письменное сообщение в социальных сетях с пометкой «мне нравится».

Вербальные формы общения в виде письменных сообщений имеют преимущество перед устной коммуникацией. Когда человек пишет письмо, у него есть время обдумать свои слова, что позволяет сделать качество общения выше, словообразовательные характеристики, стилистический прием отличаются большей совершенностью в сравнении с устной речью. Применяя словообразовательные способы, имеющиеся в русском языке, которые оказывают усиливающий понятие переживаний чувств эффект можно добиться большего воздействия на эмоциональную сферу, чем при устной речи.

Чтение

Навык чтения в современном мире – необходимость. Он помогает ориентироваться в огромном потоке информации, проводить аналогии и сравнение, служит залогом успеваемости в школе.

Методика характеризует навык чтения правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью:

  • Размеренное чтение без ошибок, влияющих на смысл читаемого, называется правильностью чтения.
  • Сознательность – понятие замысла автора текста, а также собственного отношения к прочитанному произведению.
  • Количество печатных знаков, прочитанное за единицу времени (чаще это количество слов в минуту), скорость чтения, определяющая понимание прочитанного называется беглостью.
  • Выразительность подразумевает устный пересказ главной мысли текста, собственного отношения к произведению.

В процессе работы педагога над правильностью и беглостью чтения применяются специальные приёмы, направленные на отработку этих характеристик:

  • Первый прием заключается в использовании специальных упражнений, которые развивают зрительное восприятие, регулируют дыхание.
  • Второй прием состоит в использовании принципа многочтения, когда перечитываются важные отрывки произведения.

Что способствует и мешает правильному развитию речи

Чтобы развить выразительность речи у детей в процессе работы педагога применяются вспомогательные материалы: картинки, игры, кинокомпозиция.

Средства массовой информации также вносят вклад в развитие речи детей. В русском мультипликационном фильме по мотивам сказки используется общеупотребительная, разговорная лексика и лексика, ограниченная сферой употребления (голова – репа, рот – хлебало). Часто в фильме можно услышать просторечное слово – упрощённое, грубоватое, применяемое для отрицательных оценок происходящего (выпивка, жулик). Употреблять этот прием даже в обыденной речи нежелательно, так как при этом нарушается чистота речи.

Современные работы режиссёров не всегда отличает высокое качество произведения, образность, чистота языка, сила чувств. Иногда в фильме обнаруживается присутствие ненормативной лексики. Поэтому телевидение, интернет не всегда формируют у детей качество речи на русском языке, не позволяют развиваться и мыслить образно.

  • Средства выразительности речи усваиваются в дошкольном возрасте. Если не было речевого общения на этом этапе, речь не развита, в более позднем возрасте сделать это не удастся, какой бы прием для формирования навыка ни использовался.
  • Методика работы педагога призвана сделать вербальные формы общения детей доставляющими им удовольствие и привлекательными. Она направлена на развитие основы интеллекта в детском возрасте, её долг – сделать словарный запас богатым, при этом чистота речи должна быть на высоком уровне, образность мышления – развитой.