Мальтус вклад в биологию. Экономическое учение томаса мальтуса

Значительное внимание проблемам стоимости и реализации уделил представитель английской экономической мысли Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Имея сан священнослужителя, он одновременно преподавал в колледже Кембриджского университета, а с 1805 г. и до конца жизни занимал должность профессора истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

Мальтус получил всемирную известность своей работой «Опыт о законе народонаселения» (1798). Свои идеи в области политэкономии он изложил в работах «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815) и «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение» (1820).

Мальтус, в отличие от Сэя, не игнорировал социально-экономические противоречия, а пытался раскрыть их причину и условия. Это проявилось в его формулировке закона народонаселения, который он трактует как вечный.

Концепция народонаселения состоит из трех положений:

  1. биологическая способность человека к продолжению рода превосходит его физическую способность увеличивать свои продовольственные ресурсы
  2. любые ограничения роста населения – принудительные или предупредительные – действуют всегда
  3. конечный предел воспроизводственной способности населения определяется ограничением по продовольственным ресурсам

Эти теоретические положения Мальтус подтверждает с помощью прогрессий: геометрической – для прироста населения и арифметической – для прироста продовольствия. Увеличение продовольствия, по его мнению, невозможно, так как ресурсы земли ограничены, а техническое усовершенствование в сельском хозяйстве идет слишком медленно. Для доказательства данного положения он приводит закон убывающего плодородия почвы. Этот закон действует всегда, но ему препятствуют, по мнению Мальтуса, некоторые условия, сдерживающие рост народонаселения (предупредительные и разрушительные). Бедность – явление естественное, а в своих страданиях люди виноваты сами. Однако именно перенаселение порождает конкуренцию, ведет к росту земледелия, росту производительности труда – таков вывод Мальтуса.

Однако статистические выкладки Мальтуса опираются на данные о росте населения США в XVI – XVIII вв., что не может быть основанием для общей закономерности роста населения Земли. Что касается закона убывающего плодородия, то позже были доказаны его полная неубедительность и ограниченность.

В понимании стоимости Мальтус опирался на труды А.Смита. У него можно встретить определение стоимости товаров трудом и определение стоимости соотношением спроса и предложения. Но измерение стоимости он осуществляет трудом покупаемым, тем количеством времени, на которое можно нанять рабочего.

Предложенная концепция измерения стоимости послужила обоснованием того, что труд является источником только одной части стоимости товаров – части, соответствующей заработной плате, т.е. отделил прибыль от труда, считая ее надбавкой к стоимости товара.

Мальтус разработал оригинальную концепцию реализации, которая принципиально отличается от теории Ж.Б.Сэя и Д.Рикардо. Суть ее в следующем: в обществе, состоящем из капиталистов и рабочих, прибыль не может быть реализована, и это приводит к общему и постоянному перепроизводству и кризисам. Большинство потребителей составляют рабочие, которые не могут выкупить произведенную ими же продукцию, так как ее ценность превосходит ценность выплаченной заработной платы (исходя из его теории стоимости). Разница между заработной платой и стоимостью продукции не может быть покрыта спросом, предъявляемым капиталистами, так как они обрекли себя на бережливость, чтобы путем лишения привычных удобств и удовольствий сберегать часть своего дохода и накапливать предметы роскоши. Следовательно, перепроизводство товаров будет существовать, пока покупательная способность сдерживается дополнительным непроизводительным потреблением со стороны части общества, не принадлежащего к классам капиталистов и рабочих. Что касается заработной платы рабочих, то, по рассуждениям Мальтуса, ее рост привел бы не к росту их потребления, а к праздности.

Поэтому для производства необходимы расходы из прибыли и ренты. Эти расходы должны направляться на предметы роскоши и услуги непроизводственного характера (в частности, потребление лэндлордов).

Для смягчения последствий кризисов и безработицы Мальтус предлагал программу общественных работ, например, дорожного строительства, считая, что они не потребуют никаких дополнительных ассигнований.

В дальнейшем положения и выводы Мальтуса подвергались весьма серьезной критике, однако следует признать, что основное значение состояло в постановке самой проблемы роли сбережений в экономике и опровержений закона рынков Сэя.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории. В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор - будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем , в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение. Им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение», который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых «Начал политической экономии» его друга Д. Рикардо.

К сведению. Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени, в том числе с Д.Юмом и другими.

Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому не случайно, что, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже . При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.

Талант Т.Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Основные положения учения Т. Мальтуса:

1. Предмет и метод изучения.

Т. Мальтус , как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении богатства, благодаря , прежде всего, развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, как об этом признавали они сами, неотъемлемой частью методологической базы и Чарльза Дарвина, и Давида Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет получить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста населения и темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом.

    Теория народонаселения.

Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных представляла емкое исследование. В ее первых изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того, что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием». Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки; он смягчил и устранил многие «острые углы» своей прежней доктрины, хотя и не отказался (как мы предполагали в первых изданиях данного труда) от употребления выражения «в арифметической пропорции». Примечательно, что он стал на менее мрачную точку зрения относительно будущего рода человеческого и выразил надежду на возможность ограничения роста населения на основе соблюдения нравственных принципов и на то, что действия «болезней и бедности» - старых сдерживающих факторов - можно будет не до­пускать».

В самом деле, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвести в ранг закона положение о том, что при благоприятных условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь по арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.

Как видим, биологическую способность человека к продолжению рода Т.Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т.Мальтуса.

Наконец, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не смотря на совершенно невероятный успех, который принесла Т.Мальтусу его теория народонаселения, не освобождает его от ошибок не только в упомянутых выше расчетах. Дело в том, что, по Мальтусу, невозможность увеличивать производство продовольствия объясняется не столько медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы». Кроме того, использованная им американская статистика в пользу «геометрической прогрессии» роста численности населения более чем сомнительна, ибо не отражает разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране. Но одновременно нельзя, по-видимому, забывать оговорку самого Т.Мальтуса о том, что, познакомившись с его трудом, «всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества».

    Теория стоимости и доходов.

Выше уже отмечалось, что теория трех факторов Ж.Б.Сэя заняла важное место в теоретических воззрениях экономистов классиков XIX столетия. Это особенно очевидно из теории стоимости и доходов Т.Мальтуса. В частности, в основе стоимости, по Мальтусу, лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Поэтому можно сказать, что отличие этой затратной теории стоимости от аналогичной теории последователей Смита и Рикардо заключается в признании в качестве источника стоимости наряду с трудом еще земли и капитала.

Что касается теории доходов Т.Мальтуса, то и здесь его суждения созвучны с положениями Ж.Б.Сэя и даже Д. Рикардо. Так, в экономической литературе, как правило, отмечается, что экономисты классики постмануфактурного периода разделяли именно «железный закон заработной платы» Т.Мальтуса, вытекающий из его теории народонаселения и в соответствии с которым (законом) зарплата якобы не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

К сказанному добавим также, что Т.Мальтус фактически повторил Д. Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.

    Теория воспроизводства.

Личный вклад Т.Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи экономических процессов с природой или полемикой с Д.Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Есть также важный аспект, в котором Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры и который делает ему большую честь в истории экономической мысли, это - его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «классической школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, вo внимание не принимались и оценивались как частное преходящее явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и безработица.

Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расши­рения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы - явления временные, и в этом смысле доводы об их отступ­ничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.

Томас Роберт Мальтус является крупным исследователем экономической науки в Англии. Его труды были изданы в начале XIX века, и вызвали немало противоречий в научных кругах. Однако в некоторой степени его воззрения не потеряли своей актуальности и до сих пор.

Начало исследований Мальтуса

Томас Роберт Мальтус родился в зажиточной семье помещика недалеко от Лондона. Его отец был весьма интеллигентным и образованным человеком, который общался со многими философами и экономистами своего времени. Поскольку Томас был младшим ребенком в семье, то по традиции он должен был вступить на путь духовной карьеры. Отучившись в колледже при Кембриджском университете, он принимает духовный сан и становится местным священником.

Несмотря на это, Томас Мальтус, всегда бывший неравнодушным к научным изысканиям, начинает одновременно работать преподавателем колледжа. Практически весь свой досуг он проводит в беседах с отцом, которые посвящаются взаимосвязи природных условий и экономики.

Что изучал Мальтус?

Как и другие исследователи прошлого в области экономики, предметом своего изучения Мальтус видел механизмы приумножения богатства, способы развития материального производства. Он пытается связать между собой вопросы экономики и роста народонаселения.

Закон народонаселения Томаса Мальтуса стал основой для трудов таких ученых, как Ч. Дарвин, и других. Сама концепция в дальнейшем была изложена Мальтусом в его книге. Главная идея его теории состоит в том, что количество народонаселения оказывает прямое влияние на благосостояние общества.

Численность вида Homo Sapiens, говорит Мальтус, стала возрастать лишь около 8 тысячелетий назад, когда охоту и собирательство сменил На тот момент на всей земле насчитывается около 10 млн. человек. Затем количество начинает стремительно расти. Уже в 1820 году эта цифра достигает миллиарда человек. К 1959 году был число жителей Земли составляет уже порядка трех миллиардов. Всего лишь через 13 лет родился пятимиллиардный человек.

Краткая формулировка концепции

Закон Томаса Мальтуса гласит, что инстинкт, который имеется во всех живых существах, заставляет их стремительно размножаться - быстрее, чем это может быть допущено имеющимся в распоряжении общества количеством пищи и материальных благ. Последствиям этого закона и посвящен его труд.

Мальтус отмечает, что, несмотря на инстинктивные побуждения, у человека также срабатывает голос разума. Ведь возможно, он не будет в состоянии прокормить всех своих детей. Если человек прислушается к этому рациональному зерну, то это, как выражается Томас Мальтус, произойдет «в ущерб добродетели». Если же он прислушается к голосу инстинкта и наплодит потомства - население будет возрастать быстрее, чем это позволено имеющимися средствами, а, стало быть, начнет уменьшаться. Ученый отмечает, что недостаток пропитания должен регулировать количество народных масс.

Первая книга, которую выпустил Томас Мальтус, была анонимной. Она увидела свет в 1798 году, и вызвала немало нареканий и нападок. Для того чтобы улучшить свое творение, Мальтус отправляется в путешествие по городам Европы. По прошествии пяти лет он снова выпускает это издание - но уже под своим именем. Всего же при жизни Мальтуса его книга выходила пять раз, и всякий раз тираж был все большим.

Простота мальтузианства

Его концепции получили большой резонанс уже по той причине, что были простыми и не требовали обработки сложных фактов или сопоставления теорий. Все, что было сделано Мальтусом - это наблюдение за жизненными реалиями. Его выводы казались очевидными: ведь не является ли истинным положение, что человек может размножаться лишь постольку, поскольку способен прокормить потомство? Томас Мальтус отмечал, что прирост населения обычно выражается в тогда как увеличение экономических благ - в арифметической.

Ресурсы к существованию Мальтус отождествлял с продуктами питания. По логике его эпохи, стремительно увеличивать производственную мощность не представлялось возможным. Ведь усовершенствование техники тогда еще происходило слишком медленными темпами, а природные богатства всегда являются ограниченными.

Минусы теории

При этом Мальтус был уверен, что даже прирост капитала ни при каких условиях не мог бы компенсировать все время убывающий коэффициент плодородия почв. Страх голода - это единственное условие, которое сдерживает человека от бесконтрольного размножения, считает Томас Мальтус. Теория народонаселения при этом имела немало недочетов и взаимоисключающих пунктов. Например, противозачаточные средства исследователь считал «безнравственными», и их применение называл «недопустимым при любых обстоятельствах». Многие ученые считают, что статистические выкладки его теории не выдерживали никакого столкновения с эмпирическими показателями тех времен.

в наши дни

Считается, что концепция Томаса Мальтуса может быть полезной для общего развития. Однако для решения острых социальных вопросов, к сожалению, она практически бесполезна. Как полагают современные исследователи, проблема перенаселения сегодня не состоит в том, чтобы убрать разрыв между фактическим и оптимальным количеством населения. Необходимые шаги в социальной политике должны касаться урегулирования траектории рождаемости. Кроме того, современные исследования показывают, что прирост населения является необходимым условием и для роста материальных благ.

Введение
1. Основные положения экономической теории Т.Р. Мальтуса
2. Теория народонаселения Мальтуса
3. Роль теории Мальтуса в формировании современных научных концепций
Заключение
Список использованной литературы

Введение

С конца XVIII и до середины XIX века в экономике многих стран мира произошли существенные изменения, вызванные становлением индустриального производства, необходимой предпосылкой которого был промышленный переворот — переход от мануфактур к заводам и фабрикам. Качественные изменения в экономике обусловили небывало высокие темпы экономического развития и еще более укрепляли веру экономистов уже новой эпохи во всесилие идей экономического либерализма, воспетых А.Смитом.

Среди приверженцев учения А.Смита в постмануфактурный период следует выделить таких экономистов, как Томас Роберт Мальтус, Жан Батист Сэй и Джон Стюарт Милль.

Английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834) был священником, но одновременно занимался научной работой. С1805 г. он стал преподавать политическую экономию в колледже Ост-Индской компании. Из работ Мальтуса следует отметить «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества (1798), «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815) и «Принципы политической экономии» (1820).

В целом методология теории Мальтуса соответствовала общим принципам классической политэкономии, но по сравнению с другими ее представителями, считавшими предметом изучения в первую очередь производство (предложение), Мальтус уделял также большое внимание спросу. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория – мальтузианство – широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца XIX века.

Наиболее важный вклад, внесенный Т.Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее, но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке.

1. Основные положения экономической теории Т.Р. Мальтуса

1. Закон народонаселения.

Мальтус пытался доказать, что рост населения происходит быстрее роста производства, поэтому со временем на каждого человека будет приходиться все меньше продукта, и поэтому будут нарастать противоречия между людьми, классами и странами. Поскольку Мальтус считал, что к наибольшему деторождению имеют склонность низшие слои общества, он предлагал, с одной стороны, отменить материальную помощь беднякам, а с другой стороны, способствовать повышению их образовательного и культурного уровня. Здесь следует обратить внимание, что до Мальтуса рост населения воспринимался как положительное явление, как рост числа производителей, увеличивающих богатство народов (теория Смита). Мальтус первый обратил внимание общественности, что люди являются не только производителями, но и потребителями, а, следовательно, спрос представляет самостоятельную экономическую проблему.

2. Стоимость и распределение доходов.

Мальтус разделял теорию стоимости, определяемой издержками капиталиста, с вытекающей отсюда теорией распределения (теории Смита и Сэя)

3. Реализация.

Мальтус критиковал теорию Сэя, согласно которой спрос всегда равен предложению, и указывал, что, во-первых, равенство предложения и спроса по стоимости не обязательно должно совпадать по натуральной структуре и, во-вторых, богатые слои общества не всегда полностью используют свои доходы на потребление, а образовавшиеся сбережения не всегда являются отложенным спросом.

«Страсть к накоплению, — писал он, — должна неизбежно привести к количеству продовольственных товаров, которые общество не в состоянии потребить». Этот тезис об отставании спроса в результате склонности к сбережению стал впоследствии ключевым в теории Кейнса.

В итоге Мальтус, хотя и указывал на факторы, которые могут повредить полной реализации, признавал ее существование как равенство предложения произведенных продуктов и спроса, выраженного в доходах всех членов общества.

4. Производительный труд.

Так же как и Смит, Мальтус считал производительным только труд в сфере материального производства, хотя труд за ее пределами тоже считал полезным, поскольку он увеличивает спрос и, следовательно, реализацию результатов производства.

2. Теория народонаселения Мальтуса

Теория народонаселения, выдвинутая Мальтусом, изложена им в работе «Опыт о законе народонаселения…», вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году.

Изначальной целью своего исследования Мальтус ставит «улучшение жизни человечества». Следует заметить, что в изложении своих идей Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции.

Изложение своей теории Т.Р. Мальтус начинает с того, что постулирует некий всеобщий «биологический закон», которому подчиняются все живые существа – «великий и тесно связанный с человеческой природой закон, действовавший неизменно со времени происхождения сообществ».

Этот закон «состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Далее, ссылаясь на результаты доктора Франклина, Мальтус указывает на ограничение рассматриваемого процесса размножения, отмечая следующее: «единственной границей воспроизводительной способности растений и животных является лишь то обстоятельство, что, размножаясь, они взаимно лишают себя средств к существованию».

Однако, если у животных инстинкт размножения не сдерживается ничем, кроме указанного обстоятельства, то человек обладает разумом, который в свою очередь играет роль ограничения, накладываемого человеческой природой на действие приведенного выше биологического закона. Побуждаемый тем же инстинктом размножения, что и другие существа, человек удерживается голосом разума, внушающим ему опасение, что он будет не в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей себя и своих детей.

В основу своей теории Мальтус положил результаты исследований динамики изменения численности населения Северо-Американских территорий, в то время ещё колоний Соединенного Королевства и других государств Старого Света, во второй половине XVIII века. Он заметил, что количество жителей наблюдаемых территорий удваивается через каждые 25 лет. Из этого он делает следующий вывод: «Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые двадцать пять лет и возрастает по геометрической прогрессии». Позднее критики теории Мальтуса указывали на ошибочность этого вывода; они подчеркивали, что основной причиной увеличения населения колоний Северной Америки были миграционные процессы, а не биологическое размножение.

Вторым основанием теории Мальтуса стал закон убывающего плодородия почв. Суть этого закона заключается в том, что производительность сельскохозяйственных земель убывает со временем, и для того, чтобы расширять производство продуктов питания, следует осваивать новые земли, площадь которых хотя и велика, но все-таки конечна. Он пишет: «Человек стеснен ограниченным пространством; когда мало-помалу… будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самым свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться, в то время как население, если оно находит средства существования, возрастает безгранично, и это возрастание становится, в свою очередь, деятельной причиной нового возрастания». В итоге Мальтус делает вывод о том, что «средства существования в самых благоприятных условиях для труда ни в коем случае не смогут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии».

Таким образом, Мальтус приходит к выводу о том, что жизнь человечества при сохранении наблюдаемых тенденций со временем может лишь ухудшаться. Действительно, производство средств существования расширяется медленнее, чем растет численность населения. Рано или поздно потребности населения превзойдут доступный уровень необходимых для его существования ресурсов, и начнется голод. В результате такой неуправляемой эволюции человечества по Мальтусу создаются «лишние» люди, каждому из которых уготована тяжелая участь: «На великом пиршестве природы для него нет прибора. Природа приказывает ему удалиться, и если он не может прибегнуть к состраданию кого-либо из окружающих, она сама принимает меры к тому, чтобы ее приказание было приведено в исполнение».

Однако в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения происходит не беспрепятственно. Он сам замечает, что тезис об удвоении населения каждые двадцать пять лет в действительности не имеет места. Нетрудно посчитать, что в противном случае за 1000 лет население уваличилось бы в 240 раз, то есть если бы в 1001 году нашей эры на Земле проживало бы два человека, то в 2001 году – уже более 2*1012, или два триллиона человек, что примерно в триста раз превышает фактическое сегодняшнее значение (примерно шесть миллиардов). Такое размножение, по Мальтусу, возможно лишь при некоторых специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными «преградами», которые можно классифицировать следующим образом:

1. Нравственное обуздание: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния».

2. Пороки: «Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи».

3. Несчастья: «Вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод».

Тем не менее, численность населения все же растет довольно быстрыми темпами, так что проблема голода в судьбе человечества рано или поздно станет решающей. Из своих рассуждений Т.Р. Мальтус делает следующие выводы: «Если при настоящем положении всех исследуемых нами обществ естественное возрастание населения постоянно и неуклонно сдерживалось каким-либо препятствием; если ни лучшая форма правления, ни проекты выселений, ни благотворительные учреждения, ни высшая производительность или совершеннейшее приложение труда, – ничто не в силах предупредить неизменного действия этих препятствий, тем или иным образом удерживающих население в определенных границах, то из этого следует, что порядок этот есть закон природы и что ему необходимо подчиняться; единственное обстоятельство, предоставленное в этом случае нашему выбору, заключается в определении препятствия, наименее вредного для добродетели и счастья. Если возрастание народонаселения неизбежно должно быть сдержано каким-либо препятствием, то пусть лучше таковым окажется благоразумная предусмотрительность относительно затруднений, порождаемых содержанием семьи, чем действие нищеты и страданий». В качестве одного из решений указанной проблемы Мальтус предлагал посильное «воздержание» от деторождения.

Таким образом, для достижения баланса между темпами роста населения и обеспеченностью его необходимыми ресурсами, по Мальтусу, требуется принятие политических решений, направленных на ограничение рождаемости среди отдельных категорий населения. Впоследствии эти выводы Мальтуса подверглись суровой критике с самых различных точек зрения.

Т.Р. Мальтус занимался также исследованиями в области теории ценности. Он отверг трудовую теорию стоимости в редакции Д. Риккардо. Претензии Мальтуса к ней заключались в следующем: эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Почему, например, владелец мельницы получает примерно такой же доход, что и страхователь морских грузовых перевозок или держатель королевских купонных облигаций? Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью стоимости, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, то есть очевидное нарушение законов рыночной экономики.

Как и Ж.Б. Сэ, Т.Р. Мальтус стал развивать «нетрудовой» вариант теории стоимости Адама Смита. В соответствии с этой теорией стоимость товара определяется не только затратами «живого труда», но и прочими издержками производства, к которым Смит отнес «овеществленный труд», т.е. затраты, связанные с использованием средств производства (капитальных благ), а также прибыль на вложенный капитал.

И здесь тема стоимости становится тесно связанной с проблемой реализации и перепроизводства. Т.Р. Мальтус первым в истории социально-экономической мысли осуществил постановку этой проблемы. В трактовке Мальтуса эта проблема формулируется следующим образом.

При реализации товаров возникает выручка, из которой покрываются издержки и образуется прибыль. Издержки, связанные с использованием труда, будут оплачены рабочими, а издержки, связанные с использованием средств производства – капиталистами (при продажах товаров друг другу); но кто оплатит прибыль? Ведь если прибыль не будет оплачена, то, естественно, часть товаров не будет куплена, и возникнет кризис перепроизводства.

По мнению Т.Р. Мальтуса, прибыль будет оплачена так называемыми «третьими лицами», т.е. людьми, которые только потребляют, ничего при этом не производя. К ним он относит военных, государственных должностных лиц, священников, землевладельцев и т.д. Мальтус считал, что существование указанных лиц представляет собой необходимое условие для существования рыночной, капиталистической экономики.

Очевидный недостаток теории реализации Т.Р. Мальтуса состоит в том, что он не объяснил, откуда «третьи лица» возьмут финансовые средства для оплаты прибыли. Если, например, предположить, что такие средства поступят им в виде ренты, налогов и прочих платежей, то это означает ничто иное, как вычет из доходов рабочих и капиталистов; суммарный спрос (или, в терминах современной макроэкономики, величина совокупного спроса) в итоге не изменится.

Иными словами, отделив прибыль от труда, Мальтус пришёл к выводу о том, что прибыль имеет своим источником продажу товара выше его стоимости (напомним, что в марксизме источником прибыли является прибавочная стоимость, и она неразрывно связана с трудом). В результате Мальтус утверждал, что реализация любого количества товаров и услуг не может быть обеспечена за счёт совокупного спроса рабочих и капиталистов вследствие продажи товаров на рынке выше их стоимости. Решение проблемы реализации Мальтус видел в постоянном росте непроизводительного потребления упомянутых «третьих лиц», якобы могущих создать необходимый дополнительный спрос на всю массу производимых в обществе товаров.

Уместно заметить также, что такая точка зрения чрезвычайно близка некоторым современным отечественным экономистам, предлагающим правительству для стимулирования потребительского спроса со стороны населения и «разогрева», таким образом, российской экономики выпустить побольше денег и раздать их, очевидно, тем же «третьим лицам».

По мнению современных исследователей и историков экономической науки, основная заслуга Т.Р. Мальтуса состоит здесь в самой постановке проблемы реализации, нашедшей развитие в трудах последующих поколений экономистов, главным образом приверженцев и продолжателей кейнсианства.

3. Роль теории Мальтуса в формировании современных научных концепций

Следует заметить, что предложенное Мальтусом решение проблемы дисбаланса между потреблением и возможностями производства пищи через ограничение рождаемости является малоэффективным. Дело в том, что население растет не только за счет естественного прироста, но и за счет увеличения средней продолжительности жизни и других факторов. Ограничение рождаемости в совокупности с ростом продолжительности жизни приводит к старению общества, уменьшению доли экономически активного населения. И тогда здесь возникают проблемы пенсионного обеспечения большого количества престарелых граждан, решать которые приходится за счет остальной части общества.

По всей видимости, решение поднятых Мальтусом проблем существенно выходит за рамки экономической теории. Теория Мальтуса оказала большое влияние на развитие некоторых научных концепций – начиная от теории эволюции и естественного отбора Чарльза Дарвина и заканчивая концепцией устойчивого развития, предложенной Римским клубом. Немалую роль теория Мальтуса сыграла также в формировании концепции «золотого миллиарда» – именно в такую величину оценивается оптимальное количество людей, населяющих землю. И уже за саму постановку вопроса о том, что делать с остальными пятью миллиардами, противники этой концепции обвиняют Мальтуса в человеконенавистничестве. Между тем проблема очевидна: потребности человечества в пищевых ресурсах могут очень скоро превзойти возможности биомассы Земли по их удовлетворению. Как отмечает Н.Н. Моисеев, неизбежным для человечества становится введение самоограничений, прежде всего на производство и потребление.

В современной экономической, социологической и философской проблематике вопросы эволюции человека как господствующего в общепланетарном масштабе биологического вида приобретают все более возрастающее значение. Это обусловлено, прежде всего, осознанием отчетливо проявляющихся противоречий между возможностями окружающей среды и теми антропогенными тенденциями, которые, будучи заложены в самой природе человека или приобретены им в процессе многовекового развития, начинают носить глобальный характер, существенно превышающий предел устойчивости регуляционных механизмов биосферы. В широкое научное рассмотрение этот круг проблем ввели В.И. Вернадский, Ле Руа и Тейяр де Шарден. Этими учеными были предложены различные пути решения указанных проблем, опирающиеся на концепции ноосферы и коэволюции человека и природы. Они связаны с необходимостью изменений в мировоззрении и ценностных ориентирах человечества, в его действительном понимании своей ответственности за состояние планеты и осознании своего прогрессирующего влияния на нее. Свой вклад в такое осознание и изменение мировоззрения, несомненно, внес и Т.Р. Мальтус.

Классики марксизма дали уничтожающую критику мальтузианского «закона» народонаселения, раскрыли его реакционную роль. Маркс показал, что основное содержание этого «закона» основано на подмене специфических социально-экономических законов капитализма несуществующими «вечными» и «непреложными» законами природы.

В противоположность Мальтусу Маркс доказал, что нет закона народонаселения вообще, что каждой общественной формации присущ свой специфический закон народонаселения. Нет и не может быть абсолютного перенаселения, есть перенаселение относительное как специфическая особенность капитализма, порожденная действием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса, Маркс и Ленин показали несостоятельность перенесения на общество законов природы. Мальтус не прав уже по одному тому, что если растения и дикие животные только потребляют, а потому их существование в какой-то мере ограничивается наличием места и пищи, то отличительной особенностью человеческого общества является его производственная деятельность. Человеческое общество само для себя создает средства существования и в этом смысле не зависит от милостей природы. Больше того, человек подчиняет себе природу.

Заключение

В последнее время активное распространение концепций неомальтузианства, таких как теория «оптимума населения» Г. Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г. Тейлора и П. Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса и т.п., связано с ускоренным ростом народонаселения Земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами.

В рамках международной неправительственной организации, объединяющей в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира – Римский клуб – обоснован тезис о том, что человечество к середине двадцатого века достигло «пределов экспоненциального роста в ограниченном пространстве» (первый доклад Римскому клубу под руководством Д. Медоуза в 1972 году). Во втором докладе Римскому клубу М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» (1974) обосновывается одна из моделей решения глобальных проблем, концепция развития мировой системы в координатах «ограниченного роста». Под «ограниченным ростом» понимается процесс структурной дифференциации, существенно отличающийся от чисто количественного недифференцированного возрастания. Авторы применяют это понятие к росту мировой системы по аналогии с ростом (точнее было бы сказать, развитием) организма, при котором наблюдается как специализация различных частей органической системы, так и функциональная взаимозависимость между ними. Необходимость именно такого подхода определяется, по их мнению, взаимозависимостью кризисных ситуаций: кризиса перенаселения, окружающей среды, продовольственного, энергетического, сырьевого и т.п.

На сегодняшний день, в начале XXI века внутрисемейное планирование охватило почти все население Земли, и если это ограничение будет происходить на уровне 2,2–2,5 детей на каждую брачную пару, то есть основание считать, что в конце XXI века наступит стабилизация численности населения на уровне 11–12 миллиардов человек. Важнейшей предпосылкой решения проблемы регулирования роста народонаселения выступают глубокие социальные и духовные преобразования, подъем материального и культурного уровня народов. При этом речь идет не о принудительном мальтузианском ограничении рождаемости, а о целом ряде продуманных мер, благодаря которым в одних регионах и странах рост народонаселения должен ускориться, а в других – несколько замедлиться. Диктуемая экологическим императивом объективная потребность сознательного регулирования роста населения обуславливает обращение к неомальтузианским идеям.

Список использованной литературы

  1. Бедрина Б.Б., Козлова О.А. Введение в экономическую теорию. Учебное пособие. – М., 2009.
  2. Болдырев В.А. Экономический закон населения при социализме. — М., 1999.
  3. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. Конспект лекций. – М., 2009.
  4. Ефимова Е.Г. Экономика. Учебное пособие. – М., 2005.
  5. Елисеева Е.Л., Роньшина Н.И. История экономических учений. Конспект лекций. – М., 2008.
  6. Горяинова Л.В. История экономических учений. – М., 2007.
  7. Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. – М., 2009.
  8. Костюк В.Н. История экономических учений. — М.: Центр, 2007.
  9. Липсиц И.В. Экономика. – М., 2006.
  10. МальтусТ.Р. Опыт о законе народонаселения. — Петрозаводск, 1993.
  11. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. Учебное пособие. – М., 2008.
  12. Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. – М., 2009.
  13. Рубин Я.И. Теория народонаселения (мальтузианское и антимальтузианское направления). — М., 2008.
  14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник. – М., 2007.
  15. Хрестоматия по экономической теории. / Составитель: д.э.н., проф. Е.Ф. Борисов. – М.: Юрист, 2006.
  16. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Выдающимся представителем классической политической экономии в Англии был Томас Мальтус (1766-1834). Он родился в дворянской семье, но как младший сын не мог рассчитывать на наследство и поэтому ему была уготована духовная карьера. После окончания колледжа при Кембриджском университете работал сельским священником, а с 1793 года после получения богословского степени одновременно и преподавателем этого колледжа. Там проявился его интерес к философии и политэкономии

Творчество этого незаурядного исследователя относится к первой четверти XIX в., но результаты Его научных изысканий имеют ценность и для современной экономической науки.

Первая работа Мальтуса - "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" (1798), где он изложил некоторые свои взгляды на закономерности и взаимозависимости экономического и демографического процессов - была опубликованная им анонимно. Она вызвала бурную, в основном негативную реакцию, подвергалась нападкам со стороны многих ученых, политиков, общественных деятелей. В частности, современник Мальтуса писатель Томас Карлейль. прочитав ее, назвал экономику "мрачной наукой". Для улучшения своего труда Мальтус в 1799-1802 годах совершил поездку по странам Европы, а через некоторое время (в 1803 году) подготовил второе, исправленное издание своей книги, на этот раз под своим именем. За его жизнь было совершено еще несколько переизданий этой пращей, которая из небольшого памфлета превратилась в немалый трактат, а его автора превратила в одиозную личность.

Кроме "Опыта", который сделал его автора известным и даже знаменитым, Т. Мальтус написал еще несколько значительных трудов, среди которых нужно выделить "Исследование о природе и рост земельной ренты" (1815), "Теоретические основы политики ограничения ввоза иностранного хлеба" (1815), "Понятие политической экономии" (1827). Однако главной работой ученого стали "Принципы политической экономии, рассмотренные в плане их применения" (1820). Современники считали Мальтуса выдающимся экономистом за его исследования многих основополагающих проблем экономической теории. Однако в истории экономической мысли он вошел прежде всего как автор теории народонаселения.

Работа "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" была посвящена критике утопических теорий социалиста Годвина и одного из идеологов французской буржуазной революции Кондорсе, в которых доказывалась возможность построения общества идеальной ровности при условии государственного вмешательства в сферу распределения общественных доходов.

Мальтус рассматривает общественное развитие во взаимодействии и взаимозависимости экономических и природных факторов. К природным факторам он относит и народонаселения, влияние которого на стабильность общественного развития и рассматривается в его работе. Теория народонаселения опровергала представление о возможности усовершенствования общества с помощью социального законодательства и регулирующего вмешательства государства, а также создала предпосылки для разработки ряда экономических и социальных доктрин основатели классической экономической теории (Петти, Смит) в росте трудоспособного населении видели предпосылку богатства страны. Мальтус не отрицает, что многочисленное население - одно из условий богатства, но при этом видит и обратную сторону роста численности населения.

Он исходил из следующих основных положений:

1) общество находится в равновесном состоянии, когда производит достаточное количество продовольствия для потребления соответствующей численности населения;

2) в случае нарушения этого равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесному состоянию;

3) цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения;

4) существует закон народонаселения, по которому и население, и продовольствие при отсутствии препятствий неограниченно растут, но скорость роста населения выше, чем скорость роста продуктов питания.

в Частности, при благоприятных обстоятельствах населения будет расти в геометрической прогрессии (1, 2,4,8,16, 32,64 и т.д.), а производство продовольствия - в арифметической (1,2,3,4, 5,6, 7,8 и т.д.). Из этого следует, что если население удваивается каждые 20-25 лет, то производство продуктов питания за этот же период возрастает всего на 20-25%. В результате через два столетия количество населения будет співвідноситись к средствам существования как 256 к 9, через три столетия - как 4096 к С.

Именно в перенаселении английский пастор усматривал основную причину роста разврата, болезней, нищеты, голода и безработицы и других бед общества. "из-За перенаселения, - писал Мальтус, - бедность может стать жалким и горькой судьбой всего человечества". Поэтому эта книга является анализом того, как достичь желаемого равновесия между населением и производством достаточного количества продуктов питания.

Мальтус соглашался со Смитом, что рост богатства может происходить неограниченно, однако подчеркивал, что тормозом этого процесса может стать более быстрый рост населения. Он не возражал против роста населения, но предлагал "установить между населением и продовольствием такое отношение, которое бы не вызвало борьбы между ними". То есть он доказывает, что прирост населения саморегулируется прежде всего ограниченностью средств существования. Как только количество этих средств растет, увеличивается и население, если этому возрастанию не будут препятствовать чрезвычайные обстоятельства. Необычайными он считает моральные преграды, пороки и несчастья, которые не имеют объективно-экономической природы, но которые, в свою очередь, могут быть следствием чрезмерного роста населения. Речь идет о достижении состояния экономического равновесия общества.

Именно методы и способы достижения экономического равновесия и определили суть его закона народонаселения. В его основу были положены две составляющие:

Биологическая способность человека к продолжению рода, которую считал естественным инстинктом;

Действие закон убывающей плодородия земли.

Мальтус отмечал, что природная страсть к быстрому размножению наталкивалась на действие закона убывающей плодородия земли и, как следствие, к ограниченности ресурсов для производства предметов потребления. Этим объясняется бедность и страдания народа. Поэтому для сохранения равновесия необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось. В примитивных обществах это достигалось через болезни, голод и войны, а в рыночном обществе - через регулирование заработной платы и "моральное сдерживание" рождаемости. Регулирование заработной платы происходит автоматически в том смысле, что чрезмерный рост населения снижает заработную плату и тем самым ограничивает рост населения в следующем поколении. Наоборот, рост заработной платы приводит к росту населения и тем самым - к росту бедности следующего поколения. В частности, богатый урожай повлечет следующий голод: "изобилие, поощряя браки, порождает избыток в населении, потребности которого уже не могут довольствоваться урожаем обычного года."

Мальтус считал, что человек, который не способен прокормить семью, должна отложить свой брак, а если такая готовность не наступит никогда - вообще отказаться от него. Он часто повторял, что попытки побороть нищету с помощью государственных субсидий или частной благотворительности, могут только помешать каждому самому заботиться о себе. Никто из способных к труду не масс "права на пропитание, если он не может прокормить себя собственным трудом". При этом бедный человек не может посягать на собственность богатых, ведь частная собственность необходима для роста производства потребительских товаров и тем самым для улучшения положения бедных.

Британский ученый осуждал разделение общества на очень богатых и очень бедных, однако понимал, что и социальное равенство людей невозможна. Поэтому основой роста населения без бедности считал роста производства и "среднего класса", который должен стать основой общества. "Не чрезмерные роскоши небольшого количества людей, а умеренные роскоши всех классов общества, - подчеркивал Мальтус, - составляют богатство и благосостояние народа". Вместе с тем, по мнению Мальтуса, в обществе должна быть умеренная социальное неравенство. "Если отнять у человека надежду на повышение и опасность снижения, то не было бы тех усердия и рвения, которые заставляют каждого человека улучшать свое положение и которые являются главным двигателем общественного благосостояния", - резонно отмечал ученый.

Подытоживая, отметим, что идеи Мальтуса в принципе справедливы и актуальны. Научное предвидение британца впоследствии подтвердились, хотя, к счастью, его мрачные прогнозы не оправдались. Это объясняется игнорированием Мальтусом научно-технического прогресса, который оказался способным значительно повысить производительность труда, в частности в сельском хозяйстве.

Такая система взглядов на народонаселение получила в экономической науке название мальтузіанства. Современных сторонников теории народонаселения Мальтуса называют неомальтузіанцями.

Теория народонаселения породила справедливые обвинения в пессимизме, но для Мальтуса она стала основой обстоятельного исследования различных взаимосвязанных экономических проблем.

Важное значение в экономической системе Т. Мальтуса занимала теория заработной платы, которая вытекала из его закона народонаселения. Зарплату он определял минимальной стоимостью средств Существования рабочего. Но ученый отмечал, что этот минимум в разных странах существенно отличается. В Англии основу питания рабочих составляет пшеница, а я Ирландии - картофель, - приводит пример Мальтус. - Поскольку рыночная цена пшеницы выше рыночной цены картофеля, то и заработная плата английского рабочего выше, чем ирландского, результатом чего является "ирландские лачуги и лохмотья".

Мальтус особенно отличает не номинальную, а реальную заработную плату, которую он определял цене продовольствия. Поэтому считал, что бедность не удастся преодолеть денежной помощью, поскольку нехватка определенного товара приведет к повышенной цены на него. Когда чувствуется недостаток в продовольствии, сравнительно с населением, то совершенно все равно, какую денежную помощь будут получать низшие классы - "два шиллинга или пять".

Мальтус Выступал против закона о помощи бедным, поскольку это приводит к уравниловке в доходах: "Равенство не создает достаточно сильного мотива к труду и не способствует победе над природными ленью... Неизбежна бедность, к которой очень быстро должно привести любая система равенства..." - не без оснований утверждал англичанин. Из этого следует, что лишь минимальный уровень заработной платы обеспечит оптимальную пропорцию между ростом населения и увеличением производства предметов потребления. В этом и заключается суть закона заработной платы Т. Мальтуса, Поэтому заработная плата в обществе не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

Наиболее плодотворным в теоретической наследии английского пастора была теория издержек производства. С дуалистической трактовки стоимости Смита Мальтус отвергает тезис великого шотландца о том, что стоимость создается лишь трудом, а пристает к другой тезисы своего учителя - величина стоимости товара определяется издержками его производства. Именно на этом утверждении и построена теория издержек производства Мальтуса, которую впоследствии положительно восприняли большинство западных экономистов. Среди ее сторонников был и выдающийся британский экономист XX века. Дж. М. Кейнс.

Достаточно противоречивым, исходя из теории издержек производства, стало трактовки Мальтусом прибыли, который он определял как избыток стоимости над потерями производства, который возникает не в производстве, как утверждали Смит и Рикардо, а в обороте-при реализации товаров по ценам, превышающим издержки производства. Такой своеобразный и весьма сомнительный подход привел Мальтуса к необходимости формулировать собственную теорию реализации. ведь необходимо было объяснять проблему полной реализации произведенного продукта, которая не возможна при такой трактовке прибыли.

Ученый рассуждал, что наемные рабочие вследствие низкой заработной платы не в состоянии закупить все произведенные товары, поэтому к их реализации должны иметь отношение другие группы населения. Большое количество продукции потребляют сами капиталисты, но размеры непроизводительного потребления ограничены стремлением капиталиста к накоплению, расширение производства. Проблему реализации избытке, по мнению Мальтуса, решает росте непроизводительного потребления так называемых "третьих лиц", к которым он относит потребителей, не участвующих в производстве товаров, но получают доходы, например, землевладельцев и их прислужников, торговцев, офицеров, попов и тому подобное. Самое непродуктивное потребление невиробляючими классами в обществе, по его мнению, является основой обеспечения спроса и стабильности экономического развития.

Только при таком условии будет выкуплен весь продукт, в котором воплощен прибыль. Эта сомнительная и плохо обоснована тезис неожиданно привела Мальтуса до гениального утверждения, оцененного значительно позже Кейнсом. Он утверждал, опять же отрицая Смита, что существует еще одна граница роста капитала (первой чертой, напомним, рассматривался перенаселения страны) - недостаточный спрос на товары. "Капитализировать доход тогда, когда нет достаточного спроса на продукты, - - писал Мальтус, - так же нелепо, как нелепо поощрять браки и размножение населения, когда нет спроса на рабочие руки и фонда для прокорма нового населения".

Этим утверждением Мальтус подверг сомнению казалось бы неоспоримое тезис своих предшественников и современников, создателей классической политической экономии, что источником роста богатства является бережливость, а производство всегда должно превышать потребление. В целом соглашаясь с этими выводами, он отмечал, что чрезмерная бережливость подрывает стимулы к производству: "Если бы каждый довольствовался простой пищей, самым скромным одеждой и жильем, то, очевидно, и не существовало бы никаких других видов пищи, одежды и жилья...".

В современной экономической литературе Мальтуса называют ученым, который на века раньше Кейнса открыл закон эффективного спроса, опираясь на определение ограниченности ресурсов в обществе. "Если бы Мальтус, а не Рикардо, был основоположником политической экономии XIX века,- писал сам Кейнс,- насколько мудрее и богаче был бы сейчас мир".

Выдающимся стал также вклад Мальтуса в формировании закон убывающей отдачи ресурсов, который относится к триаде фундаментальных экономических законов, куда еще относят закон спроса и предложения и закон убывающей полезности. Его суть заключается в том, что каждый дополнительный прирост одного из производственных ресурсов - капитала, труда или земли - при неизменном количестве других с определенного момента приводит к уменьшению прироста произведенного продукта.

Действие этого закона он ярко проиллюстрировал, анализируя плодородие почв, в частности в работе "Исследование о природе и рост ренты". Этот анализ дал основания сформулировать закон падения плодородия почв. Суть его заключается в том, что основой производства продуктов потребления является наличие земельных ресурсов, плодородие земли и производительность труда в сельском хозяйстве. Поскольку существует ограниченность земельных участков с достаточным уровнем плодородия почвы, то под давлением растущего народонаселения до обращения включаются земли с низким уровнем отдачи. Расходы же капиталов на возделывание таких земель в менее продуктивные, а последовательные дополнительные затраты капитала ведут к уменьшению их отдачи, то есть происходит относительное снижение их производительности. Следовательно, производительность труда в сельском хозяйстве имеет не только физическую, как следствие заложенного в земле потенциала, а также и экономическую границу, что приводит к росту цен на сельскохозяйственную продукцию.

В результате образуется разница в доходах на землях неодинаковой плодородия, которая стала основой земельной ренты. Особое внимание Мальтус уделяет анализу дифференциальная ренты, которая, по мнению ученого, возникает в связи с переходом к обработке худших земель, который является следствием роста народонаселения. Исследуя природу ренты, ученый понимает, что она возникает также в результате экономической деятельности, то есть дополнительных вложений капиталов с целью искусственного улучшения качества почв (речь идет о дифференциальную ренту ). Однако эффективность использования капиталов в земледелии также имеет свой предел, поскольку согласно закону убывающей отдачи ресурсов, всякое последующее вложение капитала дает меньшую отдачу, чем предыдущее, прирост плодородия почв относительно прироста инвестиций снижается.

Закон убывающей отдачи показывает, что возрастающая отдача ресурсов, то есть увеличение их полезного эффекта, возможна только при условии их качественного улучшения и роста эффективности применения. Впрочем, этот вывод сделали последователи Мальтуса уже значительно позже.