Красивые и оригинальные трафареты для пропильной резьбы. Резные наличники на окна – трафареты и узоры для резьбы лобзиком

Похожим способом были сделаны оглавления (верх) для киотов на фото внизу.
Чтобы увеличить изображение - кликните на нём мышью.

Вначале на бумаге, в соответствии с размерами и пропорциями будущего киота, рисуется эскиз оглавления в реальном размере. Определяется где будет располагаться резьба по дереву, предварительно рисуется и сам эскиз резьбы.
Затем рисунок переносится на лист ДВП или фанеры и аккуратно, как можно точнее, выпиливается лобзиком на небольшой скорости, без включения маятникового хода. Пилка с мелким зубом (я использую пилки BOCH T101 AO или Gepard Т101 АО)
Таким образом мы изготовили шаблон, по которому при помощи фрезера будем изготавливать сам верх (корону, оглавление) киота.
На фото внизу два готовых шаблона: первый из ДВП - это стенка оглавления, фон, на который будет крепиться резьба по дереву. Второй шаблон из фанеры - это карниз, арочный фриз киота, он будет изготовлен из дерева.
Все изгибы, закругления, линии шаблонов тщательно вышлифовываются наждачной шкуркой. От того насколько симметричным, ровным и аккуратным будет наш шаблон - зависит внешний вид готового оглавления киота в будущем.

Следующие фото - это шаблон для нижней и верхней части киота

Шаблон из ДВП ложим на лист фанеры и обводим карандашом.
После этого выпиливаем лобзиком близко к нарисованной линии, но не касаясь самой линии.

Прикручиваем шаблон в фанерной заготовке.
С помощью фрезера и прямой копировальной фрезы с подшипником обходим заготовку по контуру.
Подшипник на фрезе двигается по краю шаблона, а фреза убирает на заготовке лишний материал.
При этом заготовка в точности копирует профиль шаблона.
Арочный карниз тоже обводим карандашом на деревянном щите.

Вырезаем лобзиком, грубо, не касаясь линии.
Прикрепляем шаблон к заготовке и повторяем предыдущие операции.
Шаблон крепим при помощи саморезов на обратную сторону детали, не на лицевую - чтобы на готовом элементе не было видно следов от саморезов.
Хотя если и ошибётесь - шпаклёвка в помощь.

То же самое повторяем при изготовлении элемента для нижней части киота.

С помощью кромочной калёвочной фрезы выбираем нужный профиль с лицевой стороны карниза.
Затем выбираем неглубокий (5-8мм) паз внутри карниза.

Соединяем карниз со стенкой оглавления.
Можно сразу склеивать между собой две детали и красить потом в сборе, но мне удобнее лакировать и тонировать эти два элемента по отдельности.

Вид с лицевой и обратной стороны.

Эскиз, шаблон резьбы по дереву

Накладная резьба для киота

25.01.2019, 06:50

Изготовление резного декора для оглавления напольного киота.

Верх (или оглавление, корона) напольного киота представляет собой арку с накладной резьбой по дереву.
Внутри арки будет находиться православный восьмиконечный крест с резным декором.

В начале чертим саму арку в масштабе 1:1 и затем крест, вокруг которого будет размещаться наша резьба по дереву.
Первоначально эскиз рисуется "от руки", точность линий, плавность закруглений на этом этапе не играют существенной роли. Главное - расположить узор равномерно вокруг креста, соблюдая в общих чертах пропорции, создать логичный и законченный рисунок растительного орнамента.
После этого при помощи лекал выравниваем нарисованные "от руки" линии, добиваясь плавности переходов, округлости завитков, добавляем мелкие детали в эскиз.
Рисуем, как обычно, только одну левую часть узора - правая будет строго ей симметрична.
Для того, чтобы понять как будет выглядеть готовая резьба можно приложить зеркало вдоль вертикальной линии (проходящей по кресту). В зеркале отразится правая часть эскиза резьбы, то есть нам станет виден весь узор в целом.

Карандашом затушёвываю те части эскиза, которые будут резаться прямыми стамесками. Незатенённые участки - полукруглыми резцами.

Некоторые мастера вырезают эскиз и приклеивают его на деревянную заготовку. Затем по линиям эскиза с помощью лобзика удаляют ненужные части узора и режут резцами прямо по бумаге и по заготовке одновременно.
При таком способе шаблон эскиза не сохраняется и если в последствии потребуется в точности изготовить аналогичный декор - приходится заново создавать рисунок.
Я делаю иначе: ламинирую рисунок эскиза простым прозрачным скотчем с двух сторон. Затем с помощью резцов аккуратно вырезаю его и получаю шаблон для резьбы, который можно использовать много раз. Можно назвать это трафаретом.
Шаблон прикладываю к заготовке и обвожу острозаточенным карандашом или ручкой. При помощи лобзика убираю всё лишнее и получаю заготовку для резьбы. Внешне - это домовая прорезная резьба, но нам ещё предстоит поработать над ней резцами и стамесками. Для того, чтобы мне было понятно где, что и чем резать - я переношу рисунок эскиза на деревянную деталь. Тоже с помощью лекал.

После обработки резцами готовый декор вручную шлифуется мелкой шкуркой.
Шкуркой убираем подпалины от пилки лобзика, сглаживаем неровности после работы стамесками.

Перевернув резьбу можно подрезать резцами в некоторых местах обратную сторону узора. Таким образом мы как бы приподнимем, отделим наш резной декор от фона, к которому он будет крепиться.

На следующих фото резьба по дереву покрыта прозрачным лаком.
Деревянный щит для заготовки клеился из разных делянок - это видно по разному цвету дощечек. В данном случае это не важно - готовый резной декор будет окрашиваться краской "под золото".
Лак играет роль грунта и несколько нанесённых слоёв позволят получить гладкую поверхность перед покрытием золотом.

Резьба по дереву на киоте окрашеная "под золото".

Напольный киот с резьбой по дереву

Резьба по дереву, эскизы, фото

14.09.2018, 04:29

Перенесение эскиза резьбы по дереву на липовую доску с помощью шаблона

Если накладная резьба симметрична в горизонтальной или вертикальной плоскости, то рисуется лишь половина эскиза (шаблона)

"Ель и дрель" - мастерская ручной резьбы по дереву в Беларуси

Панно декоративное, для церковной мебели

12.09.2018, 06:50

Панно изготавливаются нами только из дерева: ясень, дуб, берёза, ольха. Чаще всего, конечно, из липы.
При необходимости сделаем отделку: тонировка морилками или бейцем, лакирование.
Вся резьба по дереву вырезается только вручную.
Рисунок, эскиз, набросок резного орнамента предварительно обсуждается. Как и размеры.

Резные панно могут использоваться как накладная резьба по дереву для церковной мебели, например, для напольного киота или церковного иконостаса.

Резное панно для деревянного жертвенника

08.09.2018, 07:57

Декоративное панно из дерева, вырезанное вручную

На первом этапе работы над панно склеивается деревянный щит, набранный из одинаковых липовых реек (ламелей).
На щите размечается эскиз для резьбы по дереву и с помощью электрического лобзика удаляются все ненужные части орнамента. Получается прорезная или сквозная пропильная резьба.

Декоративное панно может стать элементом мебельного фасада

В нашем случае резьба по дереву (резное панно) изготавливалась для дверки деревянного жертвенника в православный храм.

У нас можно заказать изготовление и купить жертвенник с сенью, в виде напольного киота.

06.09.2018, 07:36

Резьба по дереву - от эскиза до готового изделия

Создание эскиза или рисунка - первый шаг при изготовлении резного декора.
Эскиз рисуется в масштабе 1:1.
При этом учитывается не только внешний, эстетический вид будущего изделия, но и возможности резчика, его мастерство, наличие необходимых резцов, сложность и размеры резного декора.

Для увеличения картинки - кликните на ней мышью.

Следующий шаг, после создания эскиза резьбы по дереву, его ламинирование (например, обычным прозрачным скотчем) и вырезание шаблона по контуру рисунка.

При таком способе шаблон резьбы можно использовать многократно, если предстоит вырезать несколько резных узоров.

Просто обводим карандашом шаблон по контурам.

Следующий шаг - выпиливание лобзиком прорезного узора.

Удаляем всё лишнее, оставляем то, с чем будем работать резцами.

В принципе это уже так называемая домовая резьба.
Простая прорезная накладная резьба по дереву, используемая для украшения домов.

С помощью лекал или "от руки" наносим линии реза, рисунка на заготовку.

После работы с резцами, шлифования, тонирования и покраски получается вот такой деревянный резной декор.

Этот накладной крест с резным узором вырезался для изготовленного нашей мастерской церковного аналоя.

Посмотреть его фото и описание можно в разделе "Аналои".

При копировании изображений и перепечатки статьи ссылка на сайт обязательна!

21.05.2016, 07:50

Резьба по дереву для лицевой части церковного аналоя.
Пошаговое изготовление.

Перенесение рисунка, эскиза на доску.
Перенести узор на заготовку можно через копирку или с помощью вырезанного шаблона.
При втором способе - однажды изготовленный шаблон и вырезанный, например, из плотного картона, можно использовать много раз, если надо сделать много одинаковых изделий.

Готовый прорезной узор обрабатывается резцами и стамесками различной формы.
На конечном этапе резьба по дереву шлифуется мелкозернистой шкуркой перед покраской или покрытием маслом, воском, морилкой.

Резьба по дереву, для зеркала

26.03.2016, 09:19

Выполнение эскиза резного узора

Перенос рисунка на липовую дощечку и вырезание контура лобзиком

Готовая работа... Потом шлифовка, тонировка, покраска...

Великая Кракотка на польской карте и на карте Шуберта

Среди местных жителей ходит легенда, в которой рассказывается почему деревня имеет такое название: говорят, что когда-то под Слонимом сгорела небольшая неизвестная деревня. Двое жителей этой деревни - два брата, носившие фамилию Кракот, по речке Иорданке спустились в эти места. Первый брат поселился в верховье реки Иорданка, а другой спустился по реке вниз. Место, где поселился старший брат, назвалиВеликая Кракотка , а где младший — Малая Кракотка . На сегодняшний день две эти Кракотки так и находятся одна рядом с другой....

А вот ещё одна история из того времени

Однажды решили бояр, проживающих в Великой Кракотке привлечь к обычной повседневной работе, которой занимались крестьяне. Бояре тогда начали противиться, сказав, что землю копать, сено возить — это обязанности и занятия для крестьян. А их, боярское дело, - воинская служба. Обиделись и пошли в столицу - Варшаву, к самому королюЖигимонту Ваза.
Он выслушал бояр и сказал, что с ними так никто поступать больше не будет и выдал им бумагу, в которой было написано, что бояр не до каких других работ, кроме войсковой службы, не привлекать. Не давали в обиду короли своих подданных и старались придерживаться старинных законов.

После трех разделов Речи Посполитой Кракотка оказалась в Российской империи в Слонимском повете. Есть данные, что в 1798 году в деревне проживало 31 мужчин. Дело в том, что перед этим было освободительное восстание под командованиемТадеуша Костюшко.

В 18 веке наша страна почти вся была униатская. Униаты жили тогда и вВеликой Кракотке, и в Малой Кракотке , за которой издавна было униатское кладбище.

На кладбище Кракотки

Достопримечательности

Деревня знаменита своими памятниками природы.

На самой окраине деревни располагается Республиканский геологический геоморфологический памятник природы«Кракотская гряда». Ученые говорят, что она появилась еще 220 тысяч лет тому назад в Ледниковый период! Такие гряды, говорят, появлялись из песка, камней, в проймах водных потоков в трещинах льда.

Знаменитый Кракотский валун

Когда сошёл лёд, сюда пришел человек.

На окраине Кракотки, в лесу, есть очень красиваяможжевеловая роща . Если кто-то был в Крыму, то он видел такие можжевеловые рощи. В Беларуси такие рощи встречаются редко.

На окраине можжевеловой рощи сохранилось старинное кладбище, вдоль которого разбросаны камни. Дело в том, что по местному обряду, когда хоронили того, кто сам себя лишил жизни, то камень клали над головой и в ногах, где также ставили деревянный крест. Считается, что когда будет судный день, и все будут идти на суд Божий, то ему будет легче вставать, держась за крест. Сейчас эти камни разрушены, потому что кладбище вспахали и сделали там посадку.

Про святой целебный источник

В деревне есть святая криничка с целебной водой, которая известна с древних времен.

Про криничку есть местная легенда.

Говорят, что когда-то эта земля принадлежала пану Скурату, у которого была дочка, у нее было очень плохое зрение. Однажды в деревню пришел старец, остановился возле горы, с которой текла вода.

Старец попил этой воды, ополоснул лицо, и сразу у него глаза начали видеть лучше. Они пришел в деревню, рассказал про это людям, которые все передали пану Скурату. Пан начал брать эту воду и лечить свою дочку, протирать ей глаза — вылечилась девочка. Тогда пан Скурат выкопал колодец на горе и с того времени эту криничку начали называть криничка пана Скурата.

Сейчас криничка освящена в честьПредтечи и Крестителя Господня Иоанна. Говорят, что в праздники воду здесь вычерпывают до дна, однако она быстро набирается. Вода помогает от болезней глаз и желудка. Есть примеры, что люди вылечивались этой водой. Но известно, что вода помогает тем, кто верит.

Святая криничка находится возле речки с интересным названиемИорданка . Она была глубже и шире, пока не провели мелиорацию. А когда провели мелиорацию, то она стала небольшим ручейком. Название речки загадочное. Легенда говорит, что когда-то в этих местах убили одного человека, который называл себя Иорданас. А может, есть связь речки Иорданка с той знаменитой речкой Иордан, в которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа?

Здесь совершаются водоосвятные молебны, с особой торжественностью - в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля). Воду из этого источника берут не только местные жители, но и паломники, путешественники из ближнего и дальнего зарубежья.

Известные личности Великой Кракотки

В части деревни, которая раньше называлась Малая Кракотка, родился Иван Соломевич — белорусский литературовед, фольклорист, библиограф, переводчик, энциклопедист.

Он подписывал свои произведения псевдонимом Кракотский или Ян Соломевич.

Писатель родился в Малой Кракотке, а в школу ходил в Великой.

В Великой Кракотке, кстати, родился и знаменитый белорусГригорий Окулевич.Он во время оккупации в Полоцке был активным деятелем национально-освободительного белорусского движения. Также был одним из организаторов БКРГ и ТБШ. Когда поляки начали охотиться на Окулевича, он, чтобы избежать ареста, был вынужден эмигрировать в Канаду. Но там не оставил белорусскую деятельность, а вместе с друзьями создал первую русскую газету в Канаде, которая имела свою белорусскую страничку на белорусском языке. А когда началась Вторая мировая, то Григорий Окулевич пошел добровольцем на войну. После войны он в Канаде стал главным секретарем Федерации «русские в Канаде», а позже стал главным редактором эмигрантской газеты. В Канаде Окулевич написал и выдал две книги: «50 лет Белорусской Республике» и «Русские в Канаде».

В Великой Кракотке Григорий Окулевич и его друзья на базе ТБШ создали белорусскую библиотеку и назвали её в честь Янки Купалы. А полякам не нравилось все, что было белорусским, им не нравилось здешнее белорусское движение, поэтому поляки и закрыли библиотеку. Все белорусские книги из библиотеки вывезли. Только в 1939 году в деревне была обновлена белорусская библиотека Янки Купалы.

Началась Вторая мировая война, и библиотека была уничтожена, но в 1946 году библиотека Янки Купалы в Великой Кракотке отродилась в третий раз. С этой библиотекой вела переписку жена Янки Купалы - Влада Францевна Луцевич.

Досылали книги со своими автографами в библиотеку Якуб Колас, Аркадий Кулешов, Кондрат Крапива, Иван Шамякин,МихаилЛыньков.В 1970 году в деревне построили новую библиотеку имени Янки Купалы, но на сегодняшний день её уже не существует. Активное участие в строительстве Янки Купалы принималПавелТавлай,отец знаменитого белорусского поэтаВалентинаТавлая.

Тавлай начал писать стихи в раннем возрасте. Когда он учился в Слонимской учительской семинарии, он во время переписи записался белорусом, а родным языком написал белорусский, за что и был исключен из семинарии. В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения поэта Валентина Тавлая. Он 7 лет отмучился в польских тюрьмах за свою белорусскую деятельность, но, к счастью, он не попал под советские репрессии и не сгнил в сталинских лагерях, умер он своей смертью в 1947 году. Много про Валентина Тавлая писал, исследовал его творчество, посвятил ему много стихотворений его земляк, белорусский поэт Микола Арочка.

Михаил родился в соседней деревне, но любил приезжать в Великую Кракотку, он любил эти места. В деревне гордятся своим земляком-поэтом.

Великая Отечественная Война

В 1941 году возле Великой Кракотки состоялась сильная битва. С немецкой стороны против Красной армии здесь воевал полк Гульдена. Здесь погибли 160 немецких солдат, которых похоронили на горе возле церкви. А в 1944 году, когда немцы отступали, то останки каждого своего погибшего солдата они выкопали, переложили в новые гробы и повезли в Германию.

Сколько погибло красноармейцев не может сказать сегодня никто. Только в плен попало 1600 солдат, их провели по улицам деревни. Посреди деревни Великая Кракотка в братской могиле посреди деревни похоронены 17 известных и 338 неизвестных красноармейцев. А сколько их лежит еще, засыпанных в воронках, траншеях?

В деревне недавно построили дом и нашли останки еще 4 красноармейцев. Их привезли на братскую могилу и похоронили там.

На окраинах деревни и в лесах и сейчас ещё любители, изучающие историю Великой Отечественной Войны, историю Великой Кракотки находят предметы тех времён, свидетельствующие о сильных, кровопролитных боях.

Одна из старых находок, крест найден на дороге, ведущей к храму в Малой Кракотке

Поиск у монастырского озера (раньше озеро Школьное)

Солид 1663 года. Много было найдено у дороги возле храма в Малой Кракотке

Колечко

10 пфенингов

Программа "Путешествие дилетанта" и "Надежда на село"

Интересная и познавательная программа БТ наконец-то побывала и в нашей деревне!

Великая Кракотка богата интересными достопримечательностями и людьми.
Рассказ о них и о многом другом - в предлагаемом вам видео-репортаже.

В погоне за экстравагантностью дизайнерских решений мы порой перегибаем палку. Резьба по дереву лобзиком — реальный пример того, как можно окружить себя прекрасным с помощью простых мелочей. Сегодня такой декор — это и древнее ремесло, и актуальное направление в интерьере. Резьба несёт художественную ценность, а потому резные предметы со временем только выиграют в цене — стиль будет возвращаться снова и снова.

Объемные деревянные узоры украсят мебель, станут основой для настенного панно, наличников, изголовья кровати или ширмы. Редакция издания предлагает освоить технику резьбы в несколько кликов.

Резьба по дереву лобзиком своими руками: с чего начать?

Инструменты и подготовка рабочего места

Как и любое другое занятие, резьба по дереву начинается с подготовки рабочего места:

  1. выберите удобный стул и устойчивый стол;
  2. уделите особое внимание хорошему освещению. Следует поставить стол так, чтобы свет падал в лицо, а для искусственного освещения лучше установить настольную лампу высотой не более 20 см на комфортном для глаз расстоянии;
  3. все необходимое должно быть под руками — эскиз, дощечка, инструменты.

Для выполнения орнамента потребуются:

  • лобзик (ручной или электрический);
  • специальный станок для объемной резьбы;
  • фанера или деревянная доска;
  • набор пилок;
  • шило и стамеска;
  • дрель;
  • клей для склеивания отдельных деталей;
  • кисточка;
  • морилка и лак.
Фото 3 - Деревянный узор над кроватью

Хорошие инструменты можно найти у компании Proxxon , Arbortech , Ryobi , Pfeil , Dremel , Kirjes , Foredom .

Фото 4 - Альтернатива классическому варианту — картине — над кроватью

Выбор дерева

Фото 5 - Резные элементы декора в современной кухне

ВАЖНО! Самыми практичными видами древесины считаются липа, береза, ольха, осина. Они обладают необходимыми свойствами твердости и влажности (8 ± 2 %), которые уменьшают риск растрескивания изделия.

Древесину лучше подготовить заранее, очень важно предварительно хорошо просушить и обработать поверхность наждачкой. Она должна быть однотонной, гладкой, не иметь сучков. Хвойные породы практически не используются. Размер дощечки зависит от размеров будущего изделия, а вот толщина должна быть не менее 6-8 мм и не более 15-20 мм.

Фото 6 - Этно в интерьере

Эскизы, шаблоны и трафареты

Фото 7 - Деревянные изделия хороши своей универсальностью: дерево подходит как для аскетичного интерьера, так и для витиеватого модерна

Подготовка эскиза — первый этап в создании деревянного декора. Эскизом принято называть контурный рисунок будущего изделия.

Фото 8 - Уместное дерево в дизайне комнаты

Трафарет — это специализированный шаблон, по которому выводят объемные орнаменты и узоры. Образцы с изображением для резьбы помогут с разметкой. Трафареты из картона, трехслойной фанеры, листового ПВХ можно использовать многократно, а для удобства их лучше подписать или пронумеровать.

Фото 9 - Древесное кружево в интерьере спальни

Из половинок одного или нескольких шаблонов часто создают готовые комбинированные орнаменты для дизайна длинных элементов интерьера.

Фото 10 - От выбора породы зависит цвет и фактура изделия

Как сделать правильный шаблон?

  • подбираем соответствующий эскиз;
  • с помощью циркуля и линейки переносим орнамент на картон либо бумагу.
Фото 11 - В классических вариантах интерьера с добавлением дерева лучше использовать подсветку теплых тонов

ВАЖНО! Проверьте, все ли элементы рисунка перенесены точно. Каждый элемент, узор или орнамент требует отдельного шаблона.

Резьба по дереву лобзиком осуществляется по строгой технологии. Помимо стандартного ручного, нередко используют электрический лобзик, специальные столы для объемной резьбы, стамески, резцы, столярные трубцины и зажимы, бормашины и шлифовальные станки, ложкорезы.

Фото 12 - Винтажная резная дверь в дизайне спальной комнаты

Технология резьбы по дереву

Фото 13 - Резной элемент, выполненный с помощью лобзика и стамески
  • с помощью обычной черной копирки и карандаша рисунок аккуратно переносится на дощечку. Для удобства края эскиза можно закрепить канцелярскими кнопками;
  • вставляем пилку в лобзик. Регулируем натяжение пилки;

ВАЖНО! Помните, что чрезмерное или слабое натяжение может привести к поломке пилки во время работы.

  • выпиливаем лобзиком контур изделия по намеченной ранее линии. Лобзик должен двигаться вверх и вниз без перекосов, с легким нажимом, чтобы не повредить изделие и сам инструмент. Положение пилки во время работы должно быть вертикальным. При фигурной резьбе поворачивать следует изделие, а не сам лобзик;
  • если в изделии задуманы внутренние детали, необходимо проделать дополнительные отверстия. На этом этапе работы понадобится шило и лобзик. В середине детали, которую следует удалить, нужно проколоть отверстие шилом;
  • ослабив верхний зажим лобзика, вводим пилку в проколотую дырку;
  • выпиливаем удаляемую часть рисунка;
  • изделие можно покрыть лаком, отшлифовать или разукрасить.
Фото 14 - Деревянные ложки ручного производства от J. Treverton

ВАЖНО! В домовой резьбе особенное место занимает декор наличников — на окна, карнизы, двери, идеально впишутся в интерьер дачи или беседки.

Резьба по дереву: наличники на окна в стиле кантри

Фото 15 - Дизайн-проект Doorway to the Ozarks от Matthew Meers

Резьбу по дереву чаще выбирают для декора частных домов. Домовая резьба применяется в дизайне экстерьера – наличники на двери или окна. Тут возможна комбинация разных видов резьбы – от прорезной до рельефной.

Фото 16 - Деревянный мурал от Matthew Meers (A 26′ x 6 1/2′)

Наличники закрывают щель между оконной рамой и проемом. Они выступают защитой окна от пыли, атмосферных осадков, сквозняков и даже внешнего шума; могут изменить параметры дома – сделать его визуально выше или шире.

ВАЖНО! Наличники на окна должны быть оформлены в одном стиле, а материал — устойчивым к атмосферным осадкам. Лучше всего подойдет липа или дуб.

Фото 17 - Резьба в минимализме

При оформлении наличников не обойтись без эскизов. Их длинная конструкция требует к себе бережного отношения, поскольку состоит из множества мелких деталей. Все эти микроэлементы необходимо обозначить и учесть при резьбе — лучше заранее наметить места для отверстий внутри узора. В сложных орнаментах начинают выпиливать с внутренних узоров, а потом переходят к внешнему.

Фото 18 - Резные элементы в эклектическом интерьере

Еще один способ нанести рисунок на заготовку – копирование. Перенести рисунок можно и с помощью копировальной бумаги. Эскиз закрепляется канцелярскими кнопками. Карандашом нужно обвести контур, который копируется на фанеру.

Фото 19 - Струбцина для фиксации деревянного изделия. На заднем фоне: набор стамесок для выборки небольших углублений в древесине и контурной резьбы

Трафарет для наличников нужно изготавливать из картона. Отличается от стандартных трафаретов он тем, что его размеры делаются сразу в натуральную величину. Готовый шаблон прикрепляется к доске, контур обводится карандашом. Для создания целостного образа двери часто используют резные розетки, которые помогают стыковать наличники.

Фото 20 - Фрагмент зеркальной рамы. По такому же принципу вырезают оконные или дверные наличники

Декоративные наличники подходят для всех размеров дверей, даже самых нестандартных. Найти деревянную раму можно в каталогах производителей Saloy , Fenster Baum , DoorWood .

Фото 21 - Резная оконная рама Фото 22 - Детали с помощью стамески

Недостатки резных наличников: Фото 24 - Если вазы использовать по назначению, их необходимо пропитать олифой или подсолнечным маслом Фото 27 - Классический орнамент

ЗD-фрезеровка имеет ряд преимуществ:

  • точность передачи изображения;
  • высокая скорость изготовления;
  • меньшая стоимость в сравнении с ручной резьбой;
  • возможность создания сложных объемных конструкций.
Фото 28 - Винтажный элемент в современном дизайне

$ Станок 3D: цена на популярные модели

  • гравировально-фрезерный станок Esfero 3D для 2D/3D обработки и раскроя дерева, пластика, оргстекла и даже цветного металла. Цена: 490 000 руб;
  • станок фрезерно-копировальный для объемной резьбы MPWOOD тм. Цена: 101 930 руб.
Фото 29 - Деревянные элементы в ванной Фото 30 - Резные ящики в дизайне ванной комнаты

Мастер-класс: выпиливание лобзиком

Эскизы для резьбы по дереву:

Одним из самых роскошных , которые ценятся за оригинальность и ручную работу, по праву считаются изделия, выполненные в виде резьбы по дереву. С давних времен с помощью этого вида искусства создавали непревзойденно украшенные терема и избы.
Некоторые из них на сегодняшний момент считаются памятниками архитектуры. Данное искусство начинает возрождаться в современном мире. Отличными помощниками в данном деле являются трафареты для резьбы по дереву.

Для чего нужен трафарет

Для начала попробуем разобраться, что такое трафареты для работ по дереву. Это специальные , с помощью которых наносятся элементы узоров на поверхность древесины.

Они намного упрощают повторение одинаковых символов и позволяют ускорить работу. К примеру, самым востребованным трафаретом для являются образцы для наличников.

С их помощью выполняются довольно сложные работы по оформлению интерьера и фасада.

Трафареты подразделяются по назначению для создания элементов интерьера:

  • ленточный резной орнамент;
  • резные наличники;
  • пилястры;
  • полотенца;
  • резные балясины и прочее.

Все разновидности считаются профессиональными шаблонами. По ним можно создать несколько орнаментов для резьбы по дереву объемного характера и существенно облегчить задачу, которая поставлена перед мастером. Нет необходимости их создавать самостоятельно. На страницах Интернета можно найти и скачать понравившийся вариант.

Как выбрать трафарет

Рисунки для резьбы по дереву настолько разнообразны, что их можно использовать как начинающим мастерам, так и высоким профессионалам. С их помощью создаются и незатейливые орнаменты, и произведения искусства высокого уровня.

Главное, правильно осуществить выбор. Для этого необходимо придерживаться определенных правил:

  • если резцами начали пользоваться совсем недавно, то не стоит выбирать замысловатые орнаменты , так как по ним работать довольно трудно, и можно испортить заготовку;
  • для каждого вида резьбы по дереву выбирают свой трафарет;
  • перед началом работы необходимо нанести рисунок по трафарету на заготовку, линии должны быть аккуратными и четкими.

Найти трафареты сегодня несложно. Это можно сделать, воспользовавшись электронными библиотеками.

Каждый декоратор оценит удобство и богатый выбор данного источника. Здесь можно подобрать рисунки как из минувшей эпохи, так и современные шедевры.

Выполняя выбор, обязательно соизмеряют габариты заготовки и непосредственно изображения .

Также необходимо выбрать образец, который будет уместно смотреться на элементе интерьера. Обращаем внимание на нюансы:

  • для крупного изделия не нужно выбирать трафарет с мелкими элементами или ажурными узорами;
  • для мелких предметов неуместны трафареты с крупными рисунками;
  • необходимо всегда соблюдать пропорции.

Все эти советы касаются любых рисунков.

Виды резьбы по дереву

Резьба по дереву не имеет узкого направления, наоборот, она насчитывает несколько разновидностей:

  • прорезная;
  • плоскорельефная;
  • рельефная.

Прорезная резьба по фанере

Залог успеха при выполнении прорезной резьбы – правильный выбор орнамента. Благодаря ему резьба по фанере задает общую концепцию и придает эстетику изделию.

Рисунки и орнаменты на флористическую или анималистическую тематику – стандартные представители классического стиля и подойдут для любого направления в интерьере.

Очень часто используются прорезные надписи . В этом случае готовые трафареты трудно найти, так как они создаются индивидуально для каждого случая. Это обусловлено тем, что необходимо выдерживать размер, стиль шрифта, да и набор слов всегда разный.

Важно! Совсем по-другому обстоит дело с узорами растительного, животного и фантазийного стиля. Множество вариантов данной тематики можно найти в Интернете. Некоторые варианты представлены на фото ниже.

Домовая резьба по дереву

Домовая – основная направленность оформления изб, которая очень распространена в Нижегородском крае. Именно она может похвастаться различными кружевными узорами . Для самостоятельно исполнения следует выбрать соответствующие эскизы.

Основное условие домовой резьбы – избегать мелких деталей. Они будут теряться на фасаде дома, да и прослужат совсем недолго.

Варианты домовой резьбы можно выбрать на сайтах, посвященных резьбе по дереву. Но есть мастера, которые могут выполнить шаблон под заказ. В этом случае можно реализовать именно свою идею и получить оригинальный узор.

Внимание! Узоры для домовой резьбы наносятся с помощью ленточных трафаретов.

Сквозная резьба по дереву

Отличительной чертой сквозной резьбы является полное удаление древесины из внутренней части рисунка.

Сквозная резьба бывает разных стилей:

  • простой, при котором вырезаются элементы по контуру рисунка;
  • ажурный, когда рисунок создается с объемным эффектом за счет разноуровневого вырезания.

С помощью сквозной резьбы изготавливаются рамки, различные накладки, полотна дверей, элементы для декорирования.

Сквозная резьба в восточном стиле выполняется посредством лобзика.

Выпиливание лобзиком

Выпиливание лобзиком в основном осуществляется по фанере. Для выполнения качественных работ необходимо иметь хотя бы малейший опыт работы с инструментом . Также немаловажным фактором является наличие оригинально трафарета с изображением животных.

Часто используемые трафареты:

  • пара лебедей;
  • голова оленя, волка;
  • петушки на спице;
  • лошадь, вставшая на задние ноги;
  • бабочки.

Все зависит от стиля интерьера, который необходимо дополнить декоративными элементами. Найти примеры шаблонов легко можно на страницах Интернета.

Самый подходящий материал для выпиливания – березовая фанера толщиной 3–10 мм . Кроме этого, для работы необходимо подготовить:

  • копировальную бумагу для перебивки узора;
  • специальную бумагу для шлифовки деталей;
  • столярный клей для соединения деталей;
  • прозрачный лак для придания достойного внешнего вида.

Перед началом работы заготовку тщательно шлифуют стеклянной бумагой, только потом начинают переносить рисунок.

Растительный орнамент

Зачастую растительные или лиственные узоры выполняются в виде полос или каймы, состоящих из повторяющихся орнаментов. Может быть выполненным в индивидуальной композиции, которая содержит изображение деревьев, плодоносящих растений, различных цветочных элементов и прочее.

Работа выполняется различными способами:

  • отображение в натуралистическом виде;
  • упрощенные растительные элементы.

Растительный орнамент для вырезания дереву по своей популярности находится на втором месте после геометрического узора. Излюбленные тематические элементы во все времена – лилии, виноградные листья и ягоды, дуб, хмель, плющ и прочее.

Эскизы для узоров

По своей тематике трафареты для резьбы по древесине довольно разнообразны. Некоторые их варианты используются в узком направлении, а некоторые можно встретить на любых элементах интерьера.

Приведем несколько вариантов эскизов, которые можно использовать с определенной целью:

  1. Деревянное узорочье служит для украшения фасадной части домов . Оно идеально смотрится как на дверях, так и на стенах.
  2. Резка художественного стиля применяется для украшения посуды и мебели.
  3. Особенно в почете изделия, выполненные с применением замысловатой ажурной резки. Чаще всего она используется для бытовых предметов.

Важно! Правильно подобранный эскиз поможет выполнить резьбу по дереву быстро и аккуратно.

Полезное видео: шаблоны для резьбы по дереву


Для каждого вида резки существует своя технология обработки, выдерживаются подробные элементы. В некоторых случаях одновременно применяется несколько техник, которые впоследствии преобразуются в объемное полотно с присутствием мельчайших фрагментов. Это и характеризует настоящего мастера.

Все фото из статьи

Как только деревянные дома вновь стали входить в моду, возродилась и тенденция украшать их фасады всевозможными узорами и орнаментами. применяется людьми уже много веков и на сегодняшний день благодаря множеству технологичных новинок становится доступной всё большему числу домовладельцев. Далее мы рассмотрим основные виды данного направления и нюансы обработки древесины своими руками.

Разновидности

Стоит отметить, что резные орнаменты могут украшать вообще любое изделие из дерева, будь то шкатулка, карниз, беседка или фасад жилого дома. Так что, если желаете поэкспериментировать, то для этого необязательно строить деревянное здание, для первого раза достаточно будет, например, лестничного перила или дверцы старой тумбочки.

Сквозная резьба

Это весьма распространённый метод создания узоров, который в процессе украшения домов применяется наиболее часто. При нём подразумевается полное сквозное удаление некоторых элементов деревянной поверхности. Если раньше все необходимые работы выполнялись по большей части стамесками и резцами, то сейчас задача выполняется преимущественно лобзиком.

Глухая резьба

При осуществлении такого метода нанесения узоров резцы не проходят деревянное полотно насквозь, что удобнее всего выполнять фрезой.

В свою очередь глухую резьбу также разделяют на несколько видов:

  1. Плосковыемчатая . В этом случае есть плоскость фона, а орнамент углубляется уже в него. Подвиды:
Название резьбы Описание
Контурная Наиболее простая инструкция исполнения, которая заключается лишь в вырезании по контуру рисунка ровной канавки, не меняющей своего размера.
Скобчатая Здесь главным элементом уже является не канавка, а полукруглая насечка, создаваемая стамеской в два подхода. Именно из таких своеобразных скобок и создаётся орнамент.
Геометрическая В этом случае присутствует два фрагмента: заглубляемая внутрь полотна трёхгранная пирамидка и колышек. Сначала осуществляется наметка обрабатываемого места, а затем срезается всё лишнее согласно задуманной фигуре.
Чернолаковая В отличие от первого варианта здесь первичная плоскость предварительно покрывается чёрным лаком, а уже затем осуществляется выем канавок, что в результате даёт потрясающую игру света и тени.

  1. Рельефная . Здесь фрагменты орнамента оказываются либо на одном уровне с фоном, либо даже выше его. Сам метод схож с контурной резьбой, но при его осуществлении края канавок меняют свои очертания, вписываясь в общую задумку.

Сквозная — делится на сквозную и накладную резьбу, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом электролобзик.

При прорезной резьбе удаляют фон. В сочетании с рельефной или создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.

Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам.

Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200—250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

Накладная резьба — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны.

Домовая резьба по дереву, орнаменты

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на:

Зооморфный,

Антропоморфный,

Геометрический и растительный.

Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.

По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку.

Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья.

Домовая резьба на Руси

В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал.

Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей».

Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII-XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два-четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух-трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы.

Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги.

Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.