Какое требование участников европейских революций. Какие требования выдвигали кадеты по рабочему вопросу? Начало движения чартистов

1. Какие принципы были положены в основу переустройства Европы на Венском конгрессе? Почему европейским монархам не удалось добиться поставленных целей?

Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время обозначив ведущую роль стран-победительниц – России, Пруссии, Австрии и Великобритании – в международных отношениях. В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений, и был создан Священный союз европейских государств, имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.

Монархам не удалось добиться поставленных целей – противодействовать революциям, т.к. страны придерживались разных целей во внешней политике и основывали ее на разных идейно-политических принципах.

2. Какие идеи отстаивали и какие требования выдвигали участники европейских революций? В какой степени они были реализованы?

Участники европейских революций отстаивали идеи просвещения: конституционное устройство, ограничение власти монарха, переход от монархической формы к республиканской, разделение властей, гарантия гражданских прав и свобод.

3. Какие политические изменения произошли в Европе во второй половине XIX в.?

Во второй половине XIX века в Европе произошло объединение Италии и Германии в единые национальные государства

4. Сравните результаты революций во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии.

Революционные события во всех европейских странах окончились безрезультатно, за исключением Франции, где была свергнута монархия и провозглашена республика. Тем не менее, за неудавшимися революциями последовали реформы, призванные частично решить те вопросы, которые не были решены революционным путем. Так Австрийская империя, раздираемая национальными противоречиями, была преобразована в двуединую монархию – Австро-Венгрию.

5. Почему Великобритании удалось избежать революционных потрясений?

Великобритании удалось избежать революционных потрясений благодаря тому, что либерально настроенные политики своевременно убеждали правительство провести реформы и решить назревшие реформы, как это было с несколькими реформами избирательного права, когда постепенно расширялась избирательная база, даровав к концу XIX века это право всем мужчины.

6. Почему победа Севера в Гражданской войне в США дала стимул индустриальному развитию страны?

Потому что Север представлял собой промышленно развитый регион, в то время как ЮГ больше был ориентирован на плантационное хозяйство. Победа Севера над Югом позволила северной промышленности получить доступ к аграрным ресурсам юга, что стимулировало индустриальное развитие.

7. Представители буржуазии в период революции 1848 г. во Франции выдвигали следующие обвинения в отношении рабочих: «Временное правительство пыталось предоставить вам право на труд. Но при всей полноте его власти ему удалось добиться только того, чтобы послать 120 или 130 тыс. лодырей на земляные работы, которых те и не думали производить, но за которые им хорошо платили. Если они не работали, то не потому, что считали эти работы почти бесполезными, но потому, что они претендовали на то, что государство обязано кормить их даром. ...А несчастный крестьянин вносил налог в 45 сантимов, чтобы оплачивать таких превосходных рабочих. ...Крайняя нищета, которая бросается в глаза в городах, особенно в крупных, вызывается главным образом неправильным, безнравственным образом жизни рабочих. Если бы последние руководствовались духом благоразумия и искренними чувствами к своей семье, то они редко бы впадали в нужду».

Считаете ли вы данные обвинения справедливыми? Обоснуйте своё мнение.

Да, эти обвинения отчасти были справедливыми, т.к. безработные видели в организации работ лишь способ получить от государства денег, но при этом не хотели нести ответственности за свой труд, старались увильнуть от работы. С другой стороны эти обвинения не совсем справедливы, т.к. предоставляя работу, государство не заботилось о духовном просвещении рабочих, предполагая. Что ответственное отношение к труду возникает само по себе.

Одним из наиболее значимых исторических событий середины XIX века в Великобритании стало так называемое чартистское движение. Это была своего рода первая консолидация усилий рабочих в стране по отстаиванию своих прав. Размах этой политической акции пролетариев не знал до того аналогов в истории Британии. Давайте выясним причины возникновения чартизма, проследим за его ходом, а также установим, почему чартистское движение потерпело неудачу.

Предыстория

До второй четверти XIX века главной революционной силой в Великобритании оставалась буржуазия. В конце концов, добившись проведения парламентской реформы в 1832 году, которая привела к значительному расширению её представительства в Палате общин, буржуазия фактически стала одним из правящих классов. Рабочие также приветствовали проведение реформы, так как отчасти она была и в их интересах, но, как оказалось, далеко не полностью оправдала надежды пролетариев.

Постепенно пролетариат становился главной революционной и реформаторской силой в Великобритании.

Причины движения

Как можно понять из вышесказанного, причины чартистского движения крылись в неудовлетворенности рабочих своим политическим положением в стране, в ограничении их права выбора представителей в парламент. Масло в огонь подлили экономические кризисы 1825 и 1836 годов, особенно последний, который и являлся своеобразным спусковым крючком для начала движения. Следствием этих кризисов стало падение жизненного уровня и массовая безработица среди пролетариата. Особенно бедственное положение было в западном Ланкашир. Все это не могло не вызвать неудовольствие рабочих, которые хотели иметь больше инструментов влияния через парламент на экономику страны.

Кроме того, в 1834 году парламентом был принят так называемый закон о бедных, который ужесточал положение рабочих. Формально начало чартистского движения было связано с протестами именно против этого закона. Впрочем, впоследствии более фундаментальные цели вышли на первый план.

Таким образом, причины чартистского движения имели комплексный характер, объединяя политические и экономические факторы.

Начало движения чартистов

Начало чартистского движения, как уже было сказано выше, большинство историков относят к 1836 году, хотя точная дата определена быть не может. В связи с началом очередного экономического кризиса начались массовые митинги и акции протеста рабочих, иногда насчитывающие сотни тысяч людей. Возникновение чартистского движения изначально, скорее, было спонтанным и основывалось на протестных настроениях представителей, а не было организованной единой силой, четко ставящей перед собой единую цель. Как было сказано выше, первоначально активисты движения выдвигали требования отмены закона о бедных, поэтому после проведения каждого митинга подавалось огромное количество петиций в парламент об аннулировании данного законодательного акта.

Тем временем разрозненные группы протестующих стали объединяться между собой и укрупняться. Например, в 1836 году в Лондоне возникла Лондонская ассоциация рабочих, которая объединила целый ряд более мелких организаций пролетариата. Именно это объединение в будущем стало главной политической силой чартистского движения в Великобритании. Оно же первым выработало собственную программу требований к парламенту, состоящую из шести пунктов.

Течения чартистов

Нужно сказать, что практически с самого начала протестов в движении наметились два основных крыла: правое и левое. Правое крыло выступало за союз с буржуазией и придерживалось в основном политических методов борьбы. Левое крыло было более радикально настроено. Оно резко отрицательно относилось к возможному союзу с буржуазией, а также придерживалось мнения, что поставленные цели удастся добиться только насильственным путем.

Как видим, методы борьбы чартистского движения довольно сильно отличались, в зависимости от конкретного его течения. Это в будущем и послужило одной из причин поражения.

Лидеры правого крыла

Чартистское движение было отмечено наличием целого ряда ярких лидеров. Правое крыло возглавляли Уильям Ловетт и Томас Эттвуд.

Уильям Ловетт родился в 1800 году в окрестностях Лондона. Ещё в молодости переехал в столицу. Вначале он был простым столяром, затем стал президентом Общества столяров. Оказался под сильным влиянием идей Роберта Оуэна - социалиста-утописта первой половины XIX века. Ещё с 1831 года Ловетт начал участвовать в различных протестных рабочих движениях. В 1836 году был одним из основателей Лондонской ассоциации рабочих, которая и стала основным костяком чартистского движения. Как представитель так называемой рабочей аристократии, Уильям Ловетт выступал за союз с буржуазией и за политическое решение вопроса гарантии прав рабочих.

Томас Эттвуд был рожден в 1783 году. Известный банкир и экономист. С молодых лет он активно участвовал в политической жизни города Бирмингема. В 1830 году стоял у истоков партии Бирмингемский политический союз, которая должна была представлять интересы населения этого города. Эттвуд являлся одним из самых деятельных сторонников проведения политической реформы 1932 года. После неё был избран в парламент в где считался одним из самых радикальных депутатов. Сочувствовал умеренному крылу чартистов и даже принимал активное участие в движении, но потом отошел от него.

Лидеры левого крыла

Среди лидеров левого крыла чартистов особым авторитетом пользовались Фергюс О’Коннор, Джеймс О’Брайен, а также священник Стефенс.

Фергюс О’Коннор был рожден в 1796 году в Ирландии. Получил образование адвоката, активно практиковал. О’Коннор являлся одним из активных участников национально-освободительного движения в Ирландии, развернувшегося в 20-х годах XIX века. Но затем вынужден был переехать в Англию, где начал публикацию газеты «Северная Звезда». Как только началось чартистское движение, стал лидером его левого крыла. Фергюс О’Коннор являлся приверженцем революционных методов борьбы.

Джеймс О’Брайен также являлся уроженцем Ирландии, родился он 1805 году. Стал известным журналистом, используя литературный псевдоним Бронтер. Выступал в роли редактора в ряде изданий, которые поддерживали чартистов. Джеймс О’Брайен в своих статьях старался придать движению идеологическое обоснование. Изначально отстаивал революционные методы борьбы, но позже стал сторонником мирных реформ.

Таким образом, лидеры чартистского движения не имели общей позиции по методам борьбы за права рабочих.

Подача петиции

В 1838 году была выработана общая петиция протестующих, которая называлась Народной хартией (Peoples charter). Отсюда и произошло название движения, которое поддерживало эту хартию - чартизм. Основные положения петиции были закреплены в шести пунктах:

  • предоставление всем мужчинам старше 21 года;
  • отмена имущественного ценза на право избираться в парламент;
  • тайна голосования;
  • одинаковые избирательные округа;
  • материальное вознаграждение парламентариям за выполнение законодательных функций;
  • годичный срок избрания.

Как видим, в петиции были обозначены далеко не все главные задачи чартистского движения, а только те, которые касались выборов в палату общин.

В июле 1839 года петиция была передана в парламент с более чем 1,2 млн подписей.

Дальнейший ход движения

В парламенте хартия была отвергнута подавляющим числом голосов.

Уже через три дня в Бирмингеме был организован митинг в поддержку петиции, который закончился столкновением с полицией. Результатом столкновений стало множество жертв с обеих сторон, а также масштабный пожар в городе. Чартистское движение стало принимать насильственный характер.

Вооруженные столкновения начались и в других городах Англии, например в Ньюпорте. Движение было разогнано в конце 1839 года, многие его лидеры получили тюремные сроки, а сам чартизм на время затих.

Но это было только временное явления, так как сами первопричины чартизма не были устранены, а итоги чартистского движения на этом этапе не устраивали пролетариат.

Уже летом 1840 года в Манчестере была основана Центральная организация чартистов. В ней победу одержало умеренное крыло движения. Было принято постановление, добиваться своих целей используя исключительно мирные методы. Но вскоре, радикальное крыло опять стало возвращать свои прежние позиции, так как конституционные способы не давали желаемого результата.

Следующие хартии

В 1842 году в парламент была подана новая хартия. По сути, требования в ней не менялись, но преподносились в гораздо более резкой форме. На этот раз собранных подписей было более чем в два с половиной раза больше - 3,3 млн. И опять результаты чартистского движения не смогли порадовать его участников, так как и эта новая петиция была отклонена значительным большинством депутатов парламента. После этого, как и в прошлый раз, прокатилась волна насилия, но уже в меньших масштабах. Опять последовали аресты, но из-за нарушения процедуры почти все задержанные были отпущены на свободу.

По прошествии значительного перерыва, в 1848 году, поднялась новая волна чартистского движения, спровоцированная очередным промышленным кризисом. В третий раз в парламент была подана петиция, на этот раз насчитывающая 5 млн. подписей. Правда, данный факт вызывает большие сомнения, ведь в числе подписантов значились довольно известные личности, которые просто не могли подписать эту петицию, например королева Виктория и апостол Павел. После того как это открылось, хартия даже не была принята парламентом к рассмотрению.

Причины поражения движения

Впоследствии чартизм больше никогда не возобновлялся. Это было его поражением. Но почему чартистское движение потерпело неудачу? В первую очередь это было связано с тем, что его представители четко не понимали своей конечной цели. Кроме того, лидеры чартистов по-разному видели методы борьбы: одни призывали применять только политические способы, а другие считали, что цель чартистского движения может быть достигнута только революционным путем.

Немалую роль в затухании движения сыграло и то, что после 1848 года экономика Великобритании начала стабилизироваться, а уровень жизни населения расти, что в свою очередь снизило планку социальной напряженности в обществе.

Последствия

В тоже время нельзя сказать, что итоги чартистского движения были абсолютно негативными. Были и значительные прогрессивные моменты, которые можно рассматривать как уступки парламента чартизму.

Так, в 1842 году был введен подоходный налог. Теперь граждане облагались соответственно их доходу, а значит, и возможностям.

В 1846 году были отменены хлебные пошлины, которые делали хлеб значительно дороже. Их снятие позволило снизить цену на хлебобулочные изделия, а соответственно, уменьшить расходы бедняков.

Главным же достижением движения считается законодательное снижение в 1847 году рабочего дня для женщин и детей до десяти часов в день.

После этого рабочее движение надолго замерло, но снова возродилось в конце 60-х годов XIX века в виде тред-юнионов (профсоюзное движение).

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы , либералы и радикалы . У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы . Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х годов , а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства — основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев , Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы . Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.


Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была Конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин , Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Социальную основу консерватизма в России составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. В пореформенный период консервативная идеология продолжала развиваться в рамках теории «официальной народности». Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ, укрепление позиций дворянства, помещичье землевладение. Они отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Идеологами консерватизма были: обер-прокурор Синода Победоносцев, министр внутренних дел Толстой, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь, реакционная печать.

Социальную основу либеральной идеологии составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути развития России. Они выступали за введение конституционных начал, демократических свобод, продолжение реформ. Политическим идеалом их была конституционная монархия. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития России, через реформы. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Главной формой их протеста были адреса и ходатайства на имя царя с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов были ученые, публицисты, земские деятели (Чичерин, Кавелин, Родичев и др.). Их организационной опорой являлись земства, научные общества, журналы «Вестник Европы» и «Русское богатство». Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции самодержавию. Они, как и консерваторы, боялись народного бунта и действий радикалов.

Либеральное народничество

Либеральные народники . Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма.

Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»), С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский , Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

Радикалы в 80-90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д. И. Благоева, Н, Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Рабочее движение в 70-90 гг. XIX в. Зарождение социал-демократии (80-90 гг. XIX в)

Рабочее движение в 60-70 гг. По мере развития промышленности рос пролетариат, пополняясь за счет разорившихся крестьян и кустарей, со временем - детей рабочих. Постепенно формировался отряд кадровых пролетариев. Условия труда и быта рабочих в России были невероятно тяжелыми. Аграрное перенаселение и наличие резервной армии труда обусловливали дешевизну рабочей силы.

Продолжительность рабочего дня в 1860-1870 гг. составляла 13-14 часов, на отдельных производствах до 15-17 часов. Широко применялся женский и детский труд (12-14 часов), оплачиваемый гораздо ниже. Правительственный закон 1882 г. ограничил, но не запретил детский труд. Заработки произвольно устанавливались хозяевами предприятий. Штрафы отнимали 25-40% платы. Ни страхования, ни пенсионного обеспечения не существовало. Рабочие платили за жилье (углы и койки) в перенаселенных фабричных бараках и продукты, которые их вынуждали брать в фабричной лавке.

Невыносимые условия и полное бесправие толкали их на борьбу. В 60-е гг. преобладали неорганизованное и пассивное сопротивление (прошения к администрации, побеги). Но началось и стачечное движение: с 1861 по 1869 гг. в России произошло 63 стачки. Они имели форму бунта: бастующие ломали оборудование, избивали администраторов.

В 70-х гг. борьба активизировалась: с 1870 по 1879 гг. - 326 стачек. Особо известна стачка на Невской бумагопрядильной фабрике в Петербурге (1870 г.). Отказ повысить зарплату привел к полной остановке предприятия. Власти подали на забастовщиков в суд, но там открылась столь ужасная картина эксплуатации, что приговоры оказались минимальными: несколько дней ареста. Крупной была и стачка на Кренгольмской мануфактуре в Нарве в 1872 г. (6 тыс. стачечников), подавленная войсками.

Первые рабочие организации. Первой из них в России стал "Южнороссийский союз рабочих" (организован в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Заславским). Устав "Союза" воспринял некоторые положения документов 1 Интернационала, но не был свободен от народнических взглядов. В задачи "Союза" входили "пропаганда идей освобождения рабочих из-под гнета капитала" и "борьба с установившимся экономическим и политическим порядком". Ядро организации составляли 60 рабочих и около 200 сочувствующих. В декабре 1875 г. “Союз” был разгромлен полицией, 15 его участников, включая Заславского, преданы суду.

В 1878 г. в Петербурге возник "Северный союз русских рабочих" - около 200 членов и столько же сочувствующих. Руководители - Обнорский и Халтурин. В нелегальной программе "К русским рабочим" выдвигались требования политической борьбы с "существующим политическим и экономическим строем", ликвидация сословности, введение обязательного и бесплатного обучения, ограничение рабочего времени, запрещения детского труда, обеспечения свободы слова, печати, собраний. "Северный союз" попытался издавать нелегальную газету (первый и единственный номер "Рабочей зари"). В 1879 г. он прекратил свое существование. Обнорский был арестован, Халтурин примкнул к "Народной воле", занявшейся террором.

Рабочее движение в 80-е гг. еще более усилилось. С 1880 по 1884 г. произошла 101 стачка (99 тыс. рабочих), в 1885 - 1889 гг. - 221 стачка (223 тыс. рабочих). Центры движения - Петербургский и Центральный промышленные районы, но включились и рабочие других районов, национальных окраин.

Широко известны события на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве (январь 1885 г.). Здесь была изощренная система штрафов, а зарплата рабочих в 1882- 1884 гг. снижалась 5 раз. Когда ее вновь снизили (на 25 %), началась стачка. После разгрома фабричной лавки, квартир администрации стачка усилиями руководителей (Моисеенко, Волков) стала организованной. Среди требований особенно важным было о государственном контроле за зарплатой и условиями найма на работу. Последовала вооруженная расправа. Суд оправдал 33 рабочих, поскольку открылись факты чудовищного притеснения.

Широкой размах стачечного движения в России заставил правительство в 80-90 гг. издать ряд законов, регламентирующих условия труда женщин и детей, взимание штрафов (должны использоваться на нужды рабочих), выплату зарплаты и увольнения; введена фабричная инспекция.

Марксистское течение получило оформление с момента создания Г.В. Плехановым группы «Освобождение труда» (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии. В 80 - 90-е гг. в разных городах России возникают социал-демократические кружки и группы, марксистские положения увлекают социалистически ориентированную интеллигенцию. Распространение марксизма в России явилось следствием процесса модернизации страны, утверждения в сознании интеллектуальной элиты общества необходимости следования западно-европейской модели исторического развития.

Распространение марксизма отражало процесс европеизации русской общественной мысли. Среди сторонников марксизма в этот период оказались и представители утверждающейся социал-демократии, и будущие либералы - «легальные марксисты», позже порвавшие с социал-демократией. Однако марксизм ими воспринимался по-разному. Если первые абсолютировали революционно-политическую сторону марксизма, брали на вооружение идею неизбежной социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, то вторые увлекались философией экономического материализма, реформистской стороной марксизма.

Утверждение в России воинствующего марксизма, начало которому положил Г.В. Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, признав тезис о рабочем классе как основной преобразующей силе общества, В.И. Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма, в его соединении с рабочим движением, в создании российской социал-демократии. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП. Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную - в установлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества.

Конспект по истории России

Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения . Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка "К молодому поколению", написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы "Великорусс". Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля " с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла - после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление. Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. "Земля и воля" прекратила свое существование.

Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад" . Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.

В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники . Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.

Революционное народничество разделялось на три основных направления : бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих "Исторических письмах" и издании "Вперед" он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое "хождение в народ" , предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. "Хождение" закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт "хождения в народ" способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

В 1876 г. была создана тайная революционная организация "Земля и воля " - централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель - передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г. раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году "Земля и воля" распадается на две организации "Черный передел" и "Народную волю". Первая остается на позициях пропаганды. "Народная воля" переходит к массовому террору против сановников и царя.

Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия , введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя - подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) - заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.

Российский либерализма середины 50-х - начала 60-х гг.

Общественная атмосфера середины 19 века была такова, что и консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права , смягчение политического режима и возлагали надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее собственным представлениям о реформах. И когда эти представления и реальные шаги правительства не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правящие круги.

В начале царствования Александра II были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил. В середине 50-х гг. видные либералы-западники К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин установили связи с А. И. Герценом. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

Основными положениями этой программы были:

Свобода совести;
- свобода от крепостного состояния;
- свобода выражения общественного мнения;
- свобода книгопечатания;
- свобода преподавания;
- публичность всех правительственных действий;
- публичность и гласность суда.

Не было только требования о введении конституции в России.

Александр II, приступив к разработке крестьянской и иных реформ , фактически стал выполнять программу либералов. Поэтому представители этого движения стали поддерживать правительство. Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 50-х гг. многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

К тому же многие либералы полагали, что в России еще не созрели условия для введения конституции. И если даже об этом будет объявлено, считали они, то она либо останется лишь на бумаге, либо усилит влияние консерваторов, так как большинство мест в парламенте неизбежно займут дворяне, а это может привести к свертыванию либеральных преобразований.

Но это не означало, что русские либералы отказались от идеи принятия конституции и введения народного представительства. Они считали, что страну необходимо готовить к этому шагу: проводить реформы государственного управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать хозяйство, поднимать материальный и культурный уровень жизни народа, т.е. создавать основы гражданского общества.

Значительную помощь в выполнении этих задач оказал влиятельный журнал «Русский вестник», созданный в 1856 г. М. Н. Катковым. На его страницах пропагандировалась необходимость отмены крепостного права и наделения крестьян землей, введения независимого суда и местного самоуправления. В качестве необходимого условия осуществления реформ журнал выдвигал принцип постепенности преобразований и выступал против революционного пути развития страны.

Свой вклад в разработку либеральной программы вносил и основанный в 1856 г. орган славянофилов «Русская беседа», редактором-издателем которого являлся А. И. Кошелев. Особое внимание журнал уделял национальным проблемам, выяснению роли и значения «народности» (русской самобытности) в различных сферах жизни общества. И хотя взоры славянофилов были обращены в допетровскую Россию, примеры для подражания, извлеченные ими из того времени, были пропитаны либеральным духом. Признавая православие, самодержавие и крестьянскую общину исконными, необходимыми устоями русской жизни, они не допускали в частной жизни и в общинном быте никакого вмешательства государственной власти, в религиозных вопросах требовали полной свободы совести, выступали за свободу слова. Политическое устройство, за которое ратовали славянофилы, укладывалось в формулу К. С. Аксакова, содержавшуюся в его записке Александру II: сила власти должна принадлежать царю, но сила мнения - народу.

Либеральные идеи звучали также на страницах «Отечественных записок» А. А. Краевского, «Библиотеки для чтения» А. В. Дружинина и ряда других изданий.

Главным видом деятельности либералов всех направлений в конце 50-х гг. стала работа в дворянских губернских комитетах по выработке условий крестьянской реформы. На комитетских заседаниях в открытых спорах с противниками реформ приобретались навыки политической борьбы, умение отстаивать свои взгляды. Именно тогда и сложился самый радикальный вариант либеральной программы. Он во многом отличался от требований Кавелина, Чичерина, Каткова.

Центром создания такой программы стала Тверская губерния. В 1857 г. предводителем местного дворянства был избран автор либерального проекта отмены крепостного права А. М. Унковский. Он сумел увлечь своими идеями большинство Тверского комитета. В конце 1859 г. Унковский был сослан в Вятку за то, что дворянство губернии заявило протест против запрещения обсуждать крестьянский вопрос в печати. В дальнейшем Унковский продолжил свою деятельность в Тверской губернии.

Земское движение конца 70-х гг.

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 70-х - начало 80-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т. п.

Не найдя понимания у властей, некоторые радикально настроенные представители земств (И. И. Петрункевич, Д. И. Шаховской, Ф. И. Родичев, П. Д. Долгоруков и др.) обратили внимание на «революционные возможности масс» и взяли на вооружение нелегальные методы борьбы. В декабре 1878 г. по предложению И. И. Петрункевича была предпринята попытка заключить своеобразное соглашение с революционными организациями. Основой такого соглашения могло стать согласие революционеров «временно приостановить всякие террористические акты» в обмен на обязательства земцев «поднять в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики. Однако соглашение не состоялось.

Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879 г. тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступления земских собраний с требованиями политических реформ. В том же году земцы попытались наладить нелегальное издание литературы.

Надежды на возвращение доверия между земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М. Т. Лорис-Меликова. Он не только провозгласил курс на сотрудничество власти и общества, но и стал претворять его в жизнь.Однако после гибели Александра II шанс для сотрудничества либералов с властью оказался утерянным.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой - интеллигенция да незначительная часть дворянства.

Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

Консерваторы.

Противники существенных перемен в жизни общества оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х - начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище Петр IV. С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников. Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал человек, весьма далекий от царского двора, - публицист и издатель, в прошлом видный либерал М. Н. Катков.