Как воевали древние славяне. Война атлантиды против славян С кем воевали древние славяне

Везде по миру мы находим странные артефакты, которые, если исключить возможность ядерной войны в прошлом, просто необъяснимы. Это – тектиты (стёкла неизвестного происхождения) Ливийской пустыни, пустыни Синнеара и других мест…

Атланты против гиперборейцев

13 тысяч лет назад, как повествует Платон со слов древнеегипетского жреца Мането, в одночасье, прекрасная Атлантида, центр цивилизации, подверглась катастрофе и сгинула в толще вод. В то же самое время город, называемый сегодня, по месту нахождения, Мохенджо-Даро, на другом конце света – в долине реки Инд – постигла столь же странная и неожиданная катастрофа. Он прекратил своё существование сразу, и жители его, огромные скелеты которых в огромном множестве обнаружили археологи, не были погребены ни тогда, ни века спустя по какой-то причине.

Анализ тысяч камней, также усеявших улицы Мохенджо-Даро, показал, что они представляют собой осколки глиняной посуды, спёкшиеся от мгновенного нагрева до 1400-1600 градусов по Цельсию. Эксперты полагают, что в городе имели место три разрушительные волны, распространившиеся на два километра от эпицентра (судя по отсутствию скелетов, валяющихся далее повсеместно, люди, находившиеся вблизи эпицентра, попросту испарились). Что самое важное – возможность извержения вулкана или падения метеорита полностью исключается.

Везде по миру мы находим странные артефакты, которые, если исключить возможность ядерной войны много лет назад, просто необъяснимы. Это – тектиты (стёкла неизвестного науке происхождения, аналогичные спёкшемуся песку на местах наземных ядерных испытаний) Ливийской пустыни, пустыни Синнеара и множества других мест.

Совсем недавно, в марте 2001 г., Ричард Б. Файрстоун, учёный из знаменитого центра атомных исследований в Беркли, сделал сенсационное сообщение. По его мнению, радиоуглеродная датировка множества памятников и находок уже на американском континенте неверна из-за того, что некоторые площади, согласно его исследованиям, подверглись… бомбардировке потоками нейтронов и других частиц, возникающих, как известно, при ядерном взрыве.

«Эти нейтроны преобразовали остаточный азот в датированных древесных углях в радиоуглерод, таким образом давая аномальные даты. Некоторые североамериканские датировки таким образом даны с ошибкой как минимум на 10 000 с лишком лет в сторону уменьшения».

В доказательство этого он приводит исследованные образцы из Джейней в Мичигане, Федфорд и Зандра – в Онтарио, Шуп в Пенсильвании, Элтон – в Индиане, Ливитт – в Мичигане и северной оконечности озера Гранта, а также на юго-западе Бейкера, Нью-Мексико. Также он указывает на аномальные отношения изобилия урана и плутония в исследованных им областях.

И, хотя учёный осторожно объясняет эти аномалии «радиацией от соседней сверхновой звезды, взорвавшейся приблизительно 12 500 лет назад (та же дата! – Ю.Ч.)», взрыв сверхновой никак не объясняет следов плутония – элемента, в природе не встречающегося вовсе, а возникающего только в ядерных реакциях урана, производимых человеком в особых условиях – в ядерном реакторе. Всё это говорит о том, что 13 000 лет назад на Земле произошла глобальная ядерная война. Война, смею это утверждать, между Гипербореей и Атлантидой.

Боги и демоны древних – это люди и вожди Атлантиды и Гипербореи!

Легенды всего мира говорят о том, что некогда на Земле и на небе велась война с использованием фантастического оружия, воздушных судов и смертельных лучей, когда исчезали города, и горы взрывались гигантскими молниями, следы которых видны до сих пор. Но говорят как-то смутно, и вот почему. Когда прошлая цивилизация была разрушена, и наступило похолодание, большинство людей погибло. Немногие выжившие погрузились в варварство. За века одичания наука была утрачена, хотя воспоминания о древней мудрости сохранялись из поколения в поколение жрецами, передававшими тайные знания внутри своих корпораций во всех странах и на всех континентах.

Сначала это были реальные воспоминания – былины, но с течением веков все меньше оставалось подробностей, всё больше напластований, приплетались наивные чаяния и верования, усугублённые постоянно снижавшимся уровнем бытия и сознания людей пост-гиперборейской эры.

Искажённая память представляла героев и вождей погибшего мира богами и демонами, обладавшими сверхъестественной силой, но они были просто людьми, управлявшими воздушными судами и имевшими оружие и технологии, в чем-то похожими на наши, в чём-то нас превосходящими. А тяготы бытия рождали мечты о безмятежной благостной жизни, спроецированные в далёкое прошлое. И в результате мы имеем то, что имеем, – смутные воспоминания, интересные только удивительными деталями, которые необходимо отсеивать из тысяч страниц текста, словно золотые песчинки из тонн пустопорожней породы религиозной чепухи.

Зато, какие песчинки!


Например, недавно в научный оборот был введён труд древнеиндийского астролога Бхасхара «Сиддханта-широмани», в котором, среди прочих единиц измерения времени, фигурирует «трутти», составляющая 0,3375 секунды, а в ещё более раннем санскритском тексте, «Брихатх Сакатха», есть единица измерения времени «кашта», равная одной трёхсотмиллионой доле секунды! Специалисты, изучающие труды древнеиндийских учёных, теряются в догадках: для каких целей нужна была в те времена такая единица, и чем её измеряли? Ведь «кашта», как и любая другая единица меры, может иметь смысл только при условии, что в ней есть практическая надобность и существуют средства для измерения с такой точностью.

Не надо ломать голову! Всё очень просто. И те, кто хранил и передавал от прошлой цивилизации знания, не могшие пригодиться последние 12 тысяч лет, прекрасно знали это.

Американский писатель Эндрюс, будучи в Мадрасе, услышал от учителя йоги – пандита Каниахи – такое признание: «Учёные-брамины с незапамятных времён были обязаны хранить немало сведений, смысла которых сами не понимали. Ещё их далёкие предки знали, что материя состоит из бесчисленных атомов, что большая часть пространства в самих атомах не заполнена материей».

Задачей браминов, как и других оккультистов всех континентов испокон века, с начала их эзотерических традиций, было просто не потерять наследия, им переданного, сохранить его для будущих поколений, передавать из рода в род, даже если в передаваемом не смыслишь ни бельмеса. Но, к сожалению, с этим они справились плохо, нашпиговав передаваемое грудами религиозно-волшебной чепухи.

С другой стороны, портила древнюю память «извечная тяга человеческая устроиться непременно вселенски» – как писал Достоевский. И к ней – вечной тенью – постоянный ужас смерти. Неготовность и нежелание принять очевидность, что со смертью всё кончается, и что мы – одни во Вселенной. Первое не требует доказательств: «плоть отделяется от костей», – хотя столько галлюцинаций наверчено теми, кто не может это принять. Доказать второе тоже просто. Хотя существует порядка 10 обоснованных доказательств, самое очевидное таково.

Если мы знаем, что законы природы во всей Вселенной одинаковы, это значит, что любая иная цивилизация, какая бы она ни была, – хоть говорящих пёсиков с Сириуса, обязана будет использовать для дальней связи радиоволны и необходимым образом – и очень вскоре, – большую часть из используемого диапазона волн будут составлять сверхкороткие, имеющие преимущества дешевизны, качества и точности, но и недостаток – уход в космос через ионосферу. А это значит, что такая планета в радиодиапазоне будет выглядеть со стороны как огромная, не меньше Веги по объёму, мощнейшая звезда – при полной невидимости в диапазоне оптическом.

Именно так и выглядит из космоса наша планета. При этом модуляции этого излучения будут сложными и непериодическими – ибо мы планета не пикающих радиомаяков, а тысяч теле- и радиостанций. Ничего подобного нигде больше нет. Радиоастрономы с 60-х гг. прошлого века слушают Вселенную и наталкиваются только на природные космические «маяки» – вроде квазаров. Мы – одни!

Так откуда взялось это тайное знание, эти удивительные сказания о последней войне, тем более подтверждающиеся археологическими находками? А ниоткуда – это наши сказания и наша история. Просто мы – не первая цивилизация на Земле, а если у нас не достанет ума, – то и не последняя.


Отсутствие прямых доказательств существования древней машинной цивилизации не опровергает этого существования. Мы настолько мало знаем о том, что лежит у нас под ногами, – что просто диву даёшься. Троя была потеряна на тысячелетия, пока Шлиман не откопал троянские стены, а до этого 30 веков над этим богатством неграмотные скотоводы пасли своих коз. Сияющая Вавилония Навуходоносора была погребена под песком Синнеара, как и Помпеи – под вулканическим пеплом, пока не начались их раскопки. Сколько городов размывается сегодня на океанском дне и сколько когда-то многолюдных метрополий лежат под песками пустынь?

А когда смелые одиночки начинают свои поиски – над ними либо издеваются, как над Шлиманом, либо к ним примазываются толпы шизофреников, видя в свидетельствах древности подтверждение своей религиозной мании, хотя археологические находки меньше всего подтверждают «переселение душ», «бытие божье» или «необходимость» вегетарианского питания. Ибо оставлены они людьми, подчинявшими (и подчинившими) своей воле физическую природу, а стало быть, – материалистами.

Если «ядерное лето» состоится, через несколько тысячелетий пещерные люди могут выползти из своих подземных нор вблизи развалин Москвы или Нью-Йорка и построить над ними новые города, понятия не имея о нашем погибшем мире.

Будущие историки зададутся вопросом: а могла ли когда-либо существовать высокомерная «глобальная» цивилизация, надменные лидеры которой вот-вот соберутся в Питере решать, как им кажется, вопросы мироустройства, а от нашего «просвещённого» века не останется ничего, кроме искажённых воспоминаний о летательных аппаратах и фантастическом магическом оружии, которые будут рассказывать как сказки детям на протяжении столетий, пока культура не поднимется вновь. Только адепты Тайной мудрости будут хранить в своих тайных учениях, постепенно дегенерирующих в пародию на самое себя, предания нашего потерянного века…

Мы – не первые…

Древнеиндийский эпос «Махабхарата» описывает 18-дневную войну между Дурьодханой, сыном Учителя Дрона или, по-санскритски, Дрона-Ачарьи, и его «кузеном» Юдхиштирой, произошедшую якобы за 14 столетий до Р.Х. С трудом верится в то, что этот величественный эпос действительно описывает цивилизацию 1400 г. до н.э., ведь кочевавшие арийцы вторглись через северные перевалы на Индийскую равнину, обладая из техники только гужевыми повозками, стрелами и бронзовыми мечами, а в песнях повествуется о дуэлях воздушных судов и применении ядерного оружия.

На самом деле «Махабхарата» содержит куски гораздо более древних легенд, некогда заучивавшихся певцами Вед наизусть и превратившихся в храмовые записи только со времени изобретения алфавита деванагари, относящегося к 1340-м гг. до Р.Х. – то есть именно к тому времени, когда якобы и произошла битва на поле Куру. Вот примеры таких описаний.

«Дрона Парва»: «Заметив в небе эту гору, выпускающую бесчисленные заряды, сын Дроны (Дурьодхана – Ю.Ч.) не дрогнул и призвал на помощь орудие «Ваджра». Поражённый Принц гор был быстро уничтожен. И ракшаса превратился в массу синих облаков на небосводе, украшенном радугой, и начал падать дождём камней». Чем вам не описание бомбардировщика, который был сбит ракетой «земля-воздух»?

«Махабхарата» повествует и о более интересных вещах, идентифицируемых как тяжёлые ракеты: «Этот Брахма-данда, или Жезл Брахмы, несравненно мощнее даже стрелы Индры (тактические неядерные ракеты? – Ю.Ч). Последняя может поразить только один раз, а первый может поражать целые страны и целые расы из поколения в поколение».

На протяжении тысячелетий это выглядело как игра поэтического воображения. Нас же поражает зловещее сходство с нашими ядерными бомбами, радиация от которых вызывает наследственные болезни и мертворождённость в ещё не рождённых будущих поколениях.

«Однажды, будучи атакован Валадэвами, разъярённый Джарасандха в желании уничтожить нас метнул жезл, способный убить всё живое. Сверкая огнём, этот жезл направился к нам, раскроив небосвод как линия, которая на женской голове разделяет косички (реактивный след! – Ю.Ч.) со скоростью молнии, пущенной Шукрой. Заметив летящий в нашем направлении жезл, сын Рохини метнул оружие «стунакарма», чтобы отбросить его. Энергия жезла была погашена энергией оружия Валадэвы, и он упал на Землю, расколов её и заставив содрогнуться даже горы» («Бхисма Парва»). Ракеты и противоракеты…


А вот описание, тоже считавшееся поэтическим бредом. До Хиросимы. Описание уничтожения Тройного Города, того самого, что сегодня почти уверенно идентифицируется археологами с Мохенджо-Даро, о котором говорилось вначале.

«…Извергающая потоки пламени убийственная Стрела Брахмы (размер её три локтя и шесть футов; её мощь – как у тысячи молний Индры, и она уничтожает всё живое вокруг) – была выпущена. Пламя, лишённое дыма, расходилось во все стороны с всесокрушающей силой. Раскалённый столб дыма и пламени такого ослепительного, как 10 000 солнц, поднялся в небо во всём своём устрашающем величии, раскрывшись как пляжный зонт от солнца… Это была Железная Молния, посланец смерти, превративший в пепел всех людей Врисхни и Андхака. Их тела были обожжены. У тех, кто остался жив, выпали волосы и ногти, гончарные изделия растрескались без видимых причин, а у всех птиц в округе побелели перья. Через несколько часов вся пища оказалась отравленной… Спасаясь от этого огня, воины бросались в реку, чтобы омыть себя и своё снаряжение…»

И ещё: «Герой Адваттаман отказался покинуть свой корабль, когда он коснулся воды, и прибёг к оружию Агни (бог огня – Ю.Ч.), перед которым не могли устоять даже боги. Сын учителя (Дроны) – этот истребитель вражеских героев нацелил на всех своих видимых и невидимых врагов полыхающее копьё, извергающее бездымный огонь, и выпустил его во все стороны. Густые снопы стрел вырвались из него в небосвод. Объятые ярким пламенем, эти стрелы охватили Парти со всех сторон. Внезапно густой мрак обволок Пандаву. Все стороны света также погрузились в темноту. Задули ветры. Облака гремели на небе, низвергая дождь крови. Птицы, звери, коровы и принявшие обет души впали в крайнее беспокойство. Заволновались, казалось, сами стихии. Слоны и другие звери, опалённые энергией этого оружия, в ужасе бежали, стремясь укрыться от этой страшной силы. Даже вода закипела, и живущие в этой стихии твари забеспокоились и, казалось, сварились.

Со всех сторон света, с небосвода и самой Земли летели снопы свирепых стрел со скоростью Гаруды. Обожжённые и сражённые этими быстрыми, как молнии, стрелами враги пали, как деревья, спаленные всепожирающим огнём. Слоны, опалённые этим оружием, падали на землю, издавали жуткие вопли, другие носились взад и вперёд, громко ревя от страха, как если бы находились в горящем лесу. Кони, о Царь, и повозки, обожжённые силой этого оружия, походили на верхушки деревьев, спаленные лесным пожаром. Тысячи повозок рассыпались в прах. В самом деле, о Бхарата, казалось, что божественный Господь Агни сжёг в той битве войско Пандава, как огонь Сома-Вартья разрушает всё в конце Юги…»

Вообще в эпосе «Махабхарата» содержится более 230 строф, содержащих подробные и весьма реальные описания конструкции ракет, самолётов, а также иных аппаратов и устройств, включая то, что мы назвали бы сегодня беспилотными аппаратами и боевыми роботами.


Каменные солдаты Гипербореи ждут своего часа

Вот что думает о возможности в далёком прошлом такой войны самый авторитетный в России исследователь памятников древней Гипербореи – руководитель Комиссии научного туризма Русского Географического общества Сергей Вадимович Голубев. Ещё раз подчеркну – реального, а не мифического, высосанного из пальца и из самых разных мест, наследия Гипербореи, подтверждённого его многочисленными находками доисторических памятников этого древнего континента.

– Возможность такой войны я не исключаю, но хочу подчеркнуть, что не стоит ожидать каких-то находок, прямо подтверждающих её: слишком много времени прошло. Ни металл, ни тем более композитные материалы не сохраняются столько времени, тем более – органика. А имеющиеся и известные тебе свидетельства говорят о том, что в древности очень многое, что мы сегодня изготавливаем из металла, «делалось» из живого или почти живого вещества. Кстати, и наши технологии стремительно приближаются к этому. Не зря же так много сейчас научных фантазий вокруг так называемых «киборгов». Мы с тобой как-нибудь подробно поговорим об этом. Сейчас же мне хотелось бы сказать, что ядерное оружие вряд ли было единственным мощным оружием той войны. Тебе, безусловно, известно, что земная кора, та твердь, по которой мы ходим, – невероятно тонка.

Если Землю представить в виде школьного глобуса и мысленно «разрезать» его, нам даже не удастся увидеть плотную кору её даже в сильную лупу – настолько она тонка. Что находится под ней – наука только предполагает, но большинство учёных сходится на том, что под ней – расплавленная масса, на которой плавают наши континенты. Это, если не больше, могло быть известно и древним, не зря же они в своих трактатах, дошедших до нас через тысячи поколений, сравнивали землю с яйцом. Уже сегодня нам доступно так называемое «геофизическое оружие», о котором много говорят в последние годы.

О возможности его применения говорит и геологическая летопись планеты – около 13 000 лет назад была неожиданно мощная вспышка вулканизма и геологической активности, как представляется сегодня, не могущая быть вызвана процессом постепенного остывания нашей планеты. Что-то разбудило этот вулканизм – или действительно какое-то космическое вмешательство, или земные события, человеческий фактор. Вроде того как в 60-е годы военные ведомства ядерных держав были встревожены полученным от служб геофизического мониторинга сообщением, что в Атлантике взорвана ядерная бомба – так показывали их приборы. На самом деле никакой атомной бомбы не было, геофизики-англичане в ходе эксперимента взорвали 200-килограммовый заряд на океанической коре, а эффект был тот же самый, как от детонации боевого ядерного блока большой мощности, что и засекли службы наблюдения.

Оказалось, что, когда мощный взрыв происходит на материковой коре – она гасит вызванную сейсмическую волну, а тонкая океаническая кора – нет, и вызванный резонанс приводит к сильным геологическим смещениям. Эффектом заинтересовались военные, так как замаячила перспектива создания геофизического оружия.

Гиперборейские города, если они существовали, находятся сегодня под водой – на шельфе Ледовитого океана, который опустился на дно именно в ту эпоху – около 9-11 тысяч лет до н.э., когда произошла та самая очень непонятная катастрофа, связанная и с потоплением Атлантиды. Можно, очень осторожно, предположить, что атланты и гипербореи обменялись геофизическими ударами. Об этом свидетельствует, кстати, и форма геоида, имеющего специфические вогнутости в северном полушарии, чего не наблюдается у других планетных тел Солнечной системы. Если допустить, что обмен такими ударами состоялся, то Атлантида оказалась в заведомо проигрышном положении – её метрополина находилась на острове, в зоне геоактивности, о чём свидетельствовал Платон, описывая горячие источники в Атлантиде, а колонии – на побережьях Африки, Европы, обеих Америк.


В своё время, кстати, американцы были сначала очень удивлены, а потом чрезвычайно раздражены тем, что атомные ракеты СССР, когда их было ещё очень мало, были направлены не на пусковые шахты, а вообще в море, где их и сбивать-то никто не предполагал. На самом деле наши военные тогда рассчитывали похоронить Америку, как минимум, её прибрежные города, в гигантском геофизическом катаклизме. Так же и Гиперборея располагалась большей частью в прибрежной зоне, но и на материке у неё были обширные владения. Так Атлантида была уничтожена полностью, а Гиперборея сохранилась на той части материка, которая не опустилась на дно в результате удара, и мы имеем возможность находить сохранившиеся памятники той эпохи на Кольском полуострове и в Беломорье. Хотя, конечно, катаклизм должен был разрушить и на континенте очень многое…

– Знаешь, Сергей, меня поражает искусство Гипербореи. Раз за разом, просматривая сделанные тобой фотографии, я удивляюсь идеологичности этого искусства. Памятники Гипербореи – это милитаристские памятники, лица, изображённые на них, – это лица воинов. За исключением одного. На единственном памятнике, который был уже высечен лежащим, поверженным. Я говорю о гигантском лице, удивительно напоминающем лица статуй Центральной Америки – тех мест, где были колонии Атлантиды, тогда как лица других статуй – вполне арийские. Я так и называю его – «поверженным Атлантом». Тоже – идеология, тоже монументальная пропаганда… Неужели мы обречены воевать и уничтожать достижения цивилизации, приобретаемые таким трудом за столь долгие века?

Походы и битвы предков древних славян

Приводя сражения и битвы древних славян, не будем рассуждать на тему: что такое – хорошо и что такое – плохо. Скрывать тут нечего – в древности славяне, наряду с защитой своих рубежей от ненасытных и алчных чужеземцев, сами проводили завоевательные походы в соседние земли и государства. Точнее назвать эти походы можно даже грабительскими, отряды славян шли на соседей не ради военной славы или попранной справедливости, а дабы, поживиться чужим имуществом и прихватить бесплатной рабсилы.
Термин этот следует понимать не совсем в современном смысле – рабочей силы, а в смысле - силы рабов. Хотя рабство у славян имело заметные отличительные особенности от других народов, причем в сторону его гуманности, о чем будет сказано несколько ниже.
Дети своего времени – по своим обычаям и нравам – славяне мало чем выделялись от окружающих их племен и народов. Воинская доблесть в те далекие времена заключалась, прежде всего, в количестве и качестве захваченной добычи. А уж, каковы способы добывания нужных предметов, оружия, продовольствия и прочего ценимого тогда имущества, то это уже дело – пятое, десятое. И крылатое выражение: "победителей не судят" пришло к нам из необъятной глубины веков…
Начиная уже с I века новой эры, славянские племена вели постоянные войны и стычки со своими соседями и, прежде всего, с могущественной Римской империей.
Готский историк Иордан свидетельствовал о крупном вооруженном столкновении готов и антов еще в IV веке. По его словам готы вначале терпели поражение, но в дальнейшем все же одержали победу, захватив вождя антов Божа, его сыновей и семьдесят старейшин. Пленники были казнены.
В 499 году славяне вторглись во Фракию. Против них было направлено сильное 15-тысячное войско магистра восточно-римской армии, имевшее своей задачей полный разгром и вытеснение варварских племен за Дунай. В битве на реке Цутра войско магистра потерпело сокрушительное поражение – сам он погиб, потеряв в бою около четырех тысяч своих подчиненных. Это была одна из самых первых исторически зафиксированных битв с участием славян.
К началу VI века натиск славянских племен, появлявшихся, раз за разом, из-за Дуная и вторгавшихся в римскую империю был настолько силен и постоянен, что Анастасий (император Восточной Римской империи) в 512 году был вынужден начать строительство одного из ранних прообразов Великой Китайской стены – непрерывную линию укреплений. Первоначально она имела протяжение 85 километров и простиралась от порта Селимврии на Мраморном море до Понта (Черного моря).
Укрепления, названные "Длинной стеной" проходили всего лишь в 60 километрах от столицы империи и по определению современников являлись "знаменем бессилия" и "памятником трусости".
Позже император Юстиниан построил целые укрепрайоны в приграничных областях. Всего было построено три линии обороны, состоявшие из почти 600 различных укреплений и крепостных сооружений, перемежавшихся мощными крепостями.
По сообщению Прокопия Кессарийского Юстиниан назначил начальником охраны реки Истр полководца Хильбудия, который на протяжении трех лет ежегодно переправлялся на левый берег Дуная и превентивно опустошал славянские земли.
В 534 году, однако, при очередном набеге Хильбудия, славяне сумели объединиться и дать достойный отпор. Прокопий пишет, что славяне выступили "… против него все поголовно. Битва была жестокая; пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий".
В 547 году славяне неожиданно форсировали реку Истр и стремительно овладели всей Иллирией. Наместник Иллирии с 15-тысячным войском следовал за ними, не решаясь дать генерального сражения. Наученный печальным опытом Хильбудия, он полагал свои силы недостаточными для противостояния многочисленным вторгшимся племенам чужаков.
В 551 году один из отрядов славян, числом около 3 тысяч воинов, не встречая никакого сопротивления, вновь переправился через реку Истр, после чего разделился на два отряда с целью широкого охвата территории. Римляне, располагавшие гораздо большими силами, решили воспользоваться этим делением и уничтожить противника по частям. Но славяне, по обычаю имевшие сильную разведку, разгадали этот замысел и упредили римского полководца, внезапно ударив по ним сразу с двух фланговых направлений. Римляне были наголову разгромлены. Этот факт лишний раз подтверждает наличие грамотных тактических навыков у славян и их четкое взаимодействие в бою.
Всерьез обеспокоенный военными неудачами император Юстиниан посылает на славян конную императорскую гвардию во главе со своим личным телохранителем Асбадом. Но и здесь все решила внезапность и грамотная тактика. Славяне не стали дожидаться сражения в чистом поле, где превосходно обученные и лучше вооруженные римские всадники имели бы неоспоримое преимущество. Славянский отряд атаковал их непосредственно во фракийской крепости Тзуруле, основном месте дислокации римлян и одержал решительную победу. Замкнутое пространство и внезапность позволило славянам свести на нет превосходные воинские достоинства противника – многие римляне были убиты, а сам Асбад был пленен.
Таким образом, регулярные полевые войска, находящиеся в этом районе были разбиты и рассеяны, и славяне приступили к осаде крепостей Фракии и Иллирии, надеясь, не без оснований, на богатую добычу. Не будем строгими судьями к своим далеким предкам – таковы были правила войны и их придерживались все, без исключения.
Крепость – это уже серьезно. Это не стремительный набег на, иногда беззащитные, поселения. Но и здесь славяне не ударили в грязь лицом.
Напомню лишь читателю, что речь здесь продолжается о рейде в глубокий тыл противника все того же 3-тысячного славянского отряда.
Удрученный Прокопий сообщает об этом довольно подробно. Славяне осадили мощную приморскую крепость Топер, находившуюся на фракийском побережье всего в десятке дней пути от территории непосредственно Византии. Оборонял ее весьма сильный гарнизон, о численности которого история умалчивает, но вероятно полностью укомплектованный, иначе византиец непременно посетовал бы на это обстоятельство. Кроме того, в обороне крепости были готовы принять участие около полутора десятка тысяч вооруженных и боеспособных мужчин осажденного города.
По своему обыкновению, славяне начали с военной хитрости. К самой крепости подошли лишь небольшие их силы. Основная часть отряда замаскировалась в скрытых местах по ходу их предполагаемого отступления. Подошедшие к крепостным стенам начали задирать римских солдат, находящихся на стенах и обстреливать их из луков.
Далее случилось ожидаемое. Предоставим слово уже знакомому нам Прокопию. "… Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам".
Итак, регулярные войска, составлявшие гарнизон крепости, уничтожены. Кажется, дело за малым – взять крепость штурмом. Однако горожане подготовились к осаде основательно – на головы славян полились кипящие масло и смола. Увесистые камни и стрелы причинили нападающим потери, и первый приступ был отбит.
Уяснив, что наскоком крепость не взять, славянские военачальники действовали далее чрезвычайно грамотно. Выстроившиеся вдоль стены лучники осыпали защитников города тучей стрел и заставили их временно покинуть стены. Тем временем штурмовые отряды немедленно приставили к стене длинные лестницы и захватили укрепления, а затем овладели и городом, со всеми вытекающими последствиями.

Фото: стр.44 "История воен. искусства", т.2

Не правда ли – для древних воинов весьма показательный образец тактического мастерства при захвате сильно укрепленной крепости?
В 552 году, воодушевленные успехом славяне, вновь форсировав реку Истр, вторглись во Фракию уже значительными силами. Император Юстиниан готовил в это время поход в Италию, но был вынужден отложить его. Узнав, что ближайшей целью славян является крупный и богатый город Фессалоника, византийский владыка отправил на их перехват большое войско во главе со своим племянником, сравнительно молодым, но опытным полководцем Германом.
Как всегда хорошо сработала славянская разведка. Захватив пленных и сопоставив свои силы с римлянами, славяне прервали поход, сделали большой маневр в виде крюка и отступили в Далмацию.
По сообщению Прокопия неожиданно Герман умирает. Зададимся вопросом – неожиданно ли? Не помогли ли ему умереть славянские лазутчики? Поскольку славяне, только того и ждали, находясь в полной боевой готовности, и сразу же вновь вторглись в пределы Восточной Римской империи.
И опять Юстиниан для борьбы с ними выделяет свои отборные войска во главе с испытанным полководцем Схоластиком. Разделившись, славянские отряды почти беспрепятственно идут по территории Византии. Недалеко от Адрианополя Схоластик, наконец, догоняет большой отряд славян.
Но те уже начеку, что снова свидетельствует в пользу их разведки. Отряд стал лагерем на высокой горе и был полностью готов к бою с римлянами. При таких обстоятельствах Схоластик не решился на штурм временных, но качественных славянских укреплений и, окружив врага, стал выжидать истощения его продовольственных запасов.
Но и здесь славяне оказались на высоте, видимо заранее подготовившись к длительной осаде. Недостаток продовольствия вскоре ощутили римские солдаты, под давлением которых византийский полководец все же решился на штурм. В очередной раз римские войска потерпели поражение, их остатки отступили вглубь империи.
Славяне вновь соединились, двинулись вперед и подошли вплотную к "Длинной стене". И здесь их впервые постигла неудача.
То ли на этот раз подкачала славянская разведка, то ли славянские вожди уверовали в свою непобедимость, то ли римляне имели слишком большой численный перевес – об этом можно только гадать, так как Прокопий об этом умалчивает. Но фактом является то, что славяне, вначале имея успех, затем дали напасть на себя с тыла, потерпели поражение и вынуждены были отступить за реку Истр.
Приведенные сражения свидетельствуют о высокой боевой выучке древних славян, определенном оперативно-тактическом мастерстве их вождей, умении правильно оценивать позиции и соотношение сил, а также правильном и грамотном сочетании оборонительных и наступательных действий.
Поражение в сражении у "Длинной стены" не прекратило, однако, вторжений славян на территорию империи, и в 582 году император Тиберий был вынужден для борьбы с ними заключить военный союз с аварами. Одновременно римляне предприняли несколько походов внутрь славянских земель, пытаясь лишить их опорных баз для нападений на Византию. Вначале им это удается – в 584 году славяне были рассеяны и оттеснены за Балканы.
Но уже через два года сильные славянские отряды вновь появляются под Адрианополем.
Тогда император Маврикий совершает несколько упреждающих походов на славянские земли. Славяне сопротивляются и, в свою очередь, наносят сильные и неожиданные удары. Они действуют весьма грамотно и избирательно, готовя оборонительные рубежи. Прежде всего используются естественные водные преграды.
Живописные подробности изобретательности славян приводит нам Фефилакт Симокатта. Он сообщает об интересном и поучительном эпизоде противоборства римского полководца Петра и славянского вождя Пирагаста.
Император Маврикий, сам являясь неплохим теоретиком военного дела, учел предыдущие ошибки, повлекшие поражения римских войск. Он справедливо полагал, что корни неудач римлян лежат в отсутствии надлежащей разведки и нерешительности их полководцев, не знавших истинных сил и замысла противника. В связи с этим он потребовал от Петра надлежащей осмотрительности, а затем быстрых и решительных военных действий.
Петр выполнил указания императора. И что же? Оказывается славяне, помимо разведки, имели и контрразведку…
Отряду Петра предстояло форсировать реку. Ночью двадцать лучших римских воинов скрытно двинулись в путь и к утру переправились через реку. Изнуренные тяжелым ночным переходом римляне заснули в зарослях леса возле реки, не выставив ни боевого охранения, ни просто часового.
Отслеживая ситуацию, связанную с передвижением римских войск, мобильный конный отряд славян без всякого труда пленил беспечных "разведчиков". Пытки были тогда вполне обычным делом – и Пирагасту вскоре было доложено о замыслах Петра.
Он расположил свои силы в том же лесу, точнехонько вдоль ночной переправы передового разведотряда византийцев и спокойно стал ждать приближения основных сил Петра.
Не получив никаких известий от своей разведки (!), полагая, что она беспрепятственно пошла дальше (?), Петр дал команду форсировать водную преграду…
Первая тысяча, ничего не подозревавших римских воинов, была окружена славянами и уничтожена почти мгновенно. Тем не менее, войско римлян было весьма многочисленно, и они с ходу вступили в бой.
"… Узнав об этом (об уничтожении первой тысячи – примеч. авт.), полководец велит войску переходить реку, не разделившись на маленькие отряды, чтобы переходя реку понемногу, не быть ненужной и легкой жертвой врага. Когда, таким образом, римское войско выстроило свои ряды, варвары (напомню: варварами римляне называли всех чужеземцев – авт.) в свою очередь, выстроились на берегу реки. И вот римляне стали поражать варваров со своих судов стрелами и копьями". Феофилакт Симокатта немногословен и точен. Далее он сообщает о беспорядочном отступлении славян.
Думается оно вызвано не военным преимуществом, а смертельным ранением славянского вождя Пирагаста. Славяне болезненно переносили гибель своих вождей и причиной тому были их тесные родовые и племенные связи.
Петр, якобы, не организовал их преследование, ввиду отсутствия конницы. Это весьма сомнительное утверждение. Во-первых, боевой строй византийского войска предполагал обязательное наличие конницы, тем более в далеком походе на земли славян. Во-вторых, Петр, вероятно, не без основания опасался обычной засадной тактики славян, потому и не рискнул углубляться в густые леса.
Нерешительность полководца и погубила римскую армию вторжения. Заблудившие проводники завели таки византийцев в глухие чащобы, где они в течение трех дней не имели воды и утоляли жажду вином (?). Что за римский интендант, который не имел даже необходимого запаса воды, но вина – хоть залейся. Возможно, последовавшее похмелье и сыграло свою решающую роль, когда заблудшие рати, наконец, вышли к реке Геликабии. Поскольку здесь их уже на противоположном берегу реки, в полной готовности, ждали так и не разгромленные славянские дружины.
Свидетельствует, лаконичный до предела, Феофилакт Симокатта:
"… И вот римляне, построив суда, переправились через реку, чтобы схватиться с врагами в открытом бою. Когда же войско оказалось на противоположном берегу, варвары всей массой тотчас напали на римлян и их одолели. Побежденные римляне бросились бежать. Так как Петр был наголову разбит варварами, то главнокомандующим назначается Приск, а Петр, отрешенный от командования, вернулся в Византию".
Минуточку! Сравните, что же здесь изменилось по сопоставлению с первым эпизодом? Римлянам даже дали возможность высадиться и вступить в бой…
Правильно, во втором эпизоде нет гибели славянского вождя, и поэтому воины действуют целеустремленно и решительно. Это косвенно подтверждает догадку о крайне болезненном отношении славян к гибели своих родичей-предводителей. Вероятно, в связи с этим, ломалась и какая-то система чисто воинских взаимоотношений славян внутри их отрядов.
А в 597 году славяне все же добрались и до вожделенной богатой Фессалоники.
Об осаде славянскими отрядами этого города рассказывает епископ Фессалоники Иоанн Эфесский. Осада проводилась по всем канонам осадного искусства, с применением соответствующей техники. Иоанн упоминает о наличии у осаждающих осадной машины для метания камней, "черепах", массивных железных таранов, а также громадных крючьев. Метательная машина с трех сторон была обшита досками для защиты обслуживающего ее гарнизона. "Черепахи" были покрыты сухими кожами, но поскольку это не спасало от льющейся с крепостных стен горячей смолы, то их заменили на свежие шкуры только что убитых быков и верблюдов.
Начав обстрел защитников города стрелами, славяне постепенно придвинули метательные машины, которые швыряли довольно крупные камни. Затем к стенам были вплотную придвинуты "черепахи", под прикрытием которых, славяне пытались пробить в стенах бреши для прорыва в город. Железные тараны расшатывали камни в стене, а крючья вырывали их наружу.
Так продолжалось шесть дней.
Осажденные делали вылазки, пытаясь захватить или уничтожить осадную технику, но безуспешно. На седьмой день славяне, без всякой видимой причины, неожиданно, прекратили боевые действия, бросили осадные машины возле крепостных стен и ушли в горы.
Остается лишь гадать, что помешало им продолжить осаду города. Иоанн об этом ничего не пишет, поэтому логично предположить, что виной тому были не внешние причины (в виде подошедших к осажденным подкреплений, например). И уж, конечно, не победные действия осажденных, о которых епископ непременно с гордостью бы упомянул. К тому же Иоанн Эфесский отмечал в своих записях, что славяне "… научились вести войну, лучше чем римляне".
Скорее всего, осада была снята ввиду каких-то серьезных внутренних обстоятельств. Это могла быть смерть вождя, случайно получившего смертельную рану. Но, думается, истинной причиной была случившаяся внезапно массовая болезнь, которая стала косить славянских воинов… Известно, что в те времена воинские безвозвратные потери от эпидемий и болезней многократно превышали потери в сражениях, поскольку никаких действенных лекарств не существовало.
В самом начале VII века серьезную попытку подорвать военную и экономическую мощь славянских племен стал готовить император Маврикий. И кто знает, чем бы она закончилась – византийский владыка готовил огромную армию вторжения и неплохо разбирался в воинском искусстве, в том числе и в славянских тактических хитростях.
Но в 602 году некий римский солдат, по имени Фока, спровоцировал восстание в уже сосредотачивавшейся на границе возле реки Дунай восточно-римской армии. Восстание было поддержано местным населением, недовольным императорскими поборами – сам Маврикий был схвачен и убит.
В 610 году в Византии к власти пришел император Ираклий. К этому в государстве времени была завершена, так называемая "фемная военная реформа", призванная укрепить охрану границ. Суть ее заключалась в том, что римским воинам выделялись участки земли на определенных территориях, которые назывались "фемами". Они обзаводились хозяйством на этих участках и получали с них доходы, на которые и жили. Фемом назывался и территориальный отряд, который составляли воины данной округи, возглавлял его местный военачальник. Короче говоря, был образован особый род пограничных войск для защиты рубежей. Такая практика позже существовала и в других государствах, в том числе и в России.
К началу VII века некоторые славянские племена уже обжились в глубине Балканского полуострова, создав своеобразный форпост для походов на Византию. Древние историки отмечают ряд морских военных походов славян. В 610 году ими была произведена осада Солуни, причем как на суше, так и со стороны моря. А в 623 году славянский морской десант был высажен даже на побережье острова Крит.
В 626 году византийский император Ираклий во главе большого войска совершил поход в Малую Азию для военных действий против персов. Воспользовавшись этим, славянские племена поставили своей целью захват самой столицы империи. С этой целью ими был заключен военный союз с воинственными аварскими племенами.
В июне 626 года славяне совместно с аварами обогнули "Длинную стену" и вторглись в пределы империи. Почти не встречая сопротивления, они вышли непосредственно к Константинополю (столица империи была основана императором Константином I в 324 году на месте города Византий) и осадили его с суши. В то же время славянский флот полностью блокировал город с моря. Однако столица империи была надежно защищена очень высокими и массивными крепостными стенами.

Найти фото. стр.65 "Истории воен. иск." т.2

Союзники прямо на месте изготовили множество метательных машин, но главное – ими были, буквально за неделю, сооружены двенадцать больших штурмовых башен, равных по высоте крепостным стенам, окружающим весь город. Жителей столицы охватила паника. Византийский епископ живописал так: враги "… наполнили море и сушу дикими племенами, для которых жизнь – война". Однако в городе оставался сильный гарнизон, а из многих жителей было составлено воинское ополчение – византийцы решили держаться до конца. Они прекрасно понимали, чем чреват захват города жаждавшими добычи воинами.
Наконец, после долгих осадных дней, 31 июля состоялся решающий штурм. Однако попытка высадки морского десанта в тыл противника оказалась неудачной. Фронтальная атака, в центре которой шли авары, а на флангах отряды славян, также не принесла успеха. Некоторые штурмовые башни были разрушены осажденными. Обороняющиеся умело отбивали валы штурмующих. Столица устояла.
Но даже неудачный штурм показал высокую техническую оснащенность славян, умелую организацию взаимодействия различных родов войск и готовность для достижения ближайшей цели объединиться с любым союзником.
Дело в том, что авары, в принципе, были врагами славян и многие годы совершали грабительские набеги на их земли. В конце концов, славянские племена моравов, чехов, сербов и хорутанцев объединились в мощный племенной союз, который возглавил уже известный нам моравский князь Само. Несколько крупных сражений аварами было проиграно, и они были оттеснены.
Впрочем, и византийцы в некоторых войнах были союзниками славян, а многие из последних служили, на постоянной основе, в элитных императорских частях регулярной армии.
А в 630 году союзное войско в кровопролитном трехдневном сражении у Вогатисбурга разгромило и армию, наступающего на славян с запада, франкского короля Дагоберта, о чем уже говорилось выше.
Войны славян в конце VII – X веков прослеживаются на западе лишь на примерах военных действий обоих славянских моравских государств, что было предметом рассмотрения в одной из предшествующих глав. Кроме того, с франками и византийцами воевали дунайские болгары.
На северо-востоке и на востоке же уже зарождались новые мощные славянские государства: Новгородская земля и Киевская Русь.
Но их военные действия не станут предметом нашего изучения, поскольку мы отслеживаем непосредственных предков древних белорусов, а не родственные им племена.
Продолжение следует

И Древней Руси не могла не отразить в себе важнейшие этапы истории.

Русь провела большую часть своего существования в войнах, что позволило накопить огромный опыт боевого искусства. О воинских традициях древних славян и Руси нам могут рассказать греческие, римские, византийские и арабские источники, а также народные танцы, обряды, символы, славянские былины. Считается, что в отечественной литературе впервые о ратном искусстве славян упоминается в «Слове о полку Игореве». Корнями древнерусского воинского дела являются воинские искусства праславянских племен. Интерес представляет военное дело славян – антов, венедов и склавенов в начале нашей эры, когда они завоевывали города на Балканском полуострове, переходя реку Дунай, определявшую северо-восточную границу Рима .

Более подробные сведения о войнах славянских племен относятся к VI – VIII вв., когда славяне вели борьбу с Восточной Римской империей. Так, в 517 г. крупные силы славян вторглись в пределы Восточной Римской империи. В 610 г. славяне с моря и с суши осадили Солунь. В 623 г. славянская флотилия появилась у берегов острова Крит и успешно высадила там свои войска . Славянские племена были настолько искусны в военном мастерстве, что византийские монархи даже содержали отряды гвардии из русо-славян.

В VI в. император Маврикий Стратег так характеризовал славян - воинов: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... Племена славян... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием» .
Славяне, уступая Риму и Византии в вооружении и строевом умении, превосходили их в мастерстве маневра, использовании условий местности, в гибкости тактики, в оперативной разведке и внезапных нападениях. Они достаточно успешно воевали и с пешим войском империи, и с конницей. Славяне научились брать неприступные крепости, применяя военные хитрости .

Можно отметить силу древнерусского войска, особенно при решении оборонительных задач. Наступательную стратегию и тактику выработал и развил Святослав. Он умело сочетал применение большого войска с маневренными молниеносными действиями конной княжеской дружины. Причем, можно сказать, что от него исходит стратегия бить врага на его землях .

Как сообщают византийские источники, русские предпочитала биться пешими. Они чаще ходили в походы на ладьях. Лошади брались в поход главным образом для обоза, без которого было не обойтись. Конница была немногочисленна, ее составляла княжеская дружина. У князей и «светлых бояр» для военных надобностей на вольных пастбищах выпасались табуны лошадей .

Славяне осознавали свою военную мощь в Европе. В качестве примера, подтверждающий данный факт, можно привести послание славянских старейшин аварам, которые требовали их подчинения, дошедшее к нам из «Истории» Менандра: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли владеть, и в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи» . Также можно вспомнить слова Святослава, сказанные им в адрес византийского императора Цимисхия: «Мы сами скоро поставим шатры перед византийскими воротами, обнесем город крепким валом, что он (Цимисхий) решится вступить в бой, мы храбро его встретим, покажем ему на деле, что мы… храбрые воины, побеждающие врагов оружием» .

Можно сделать вывод, что отвага, знание военного дела были изначально присущи славянским племенам, они стали традиционными как для них, так и для их врагов. В качестве подтверждения данного тезиса можно привести слова Святослава, сказанные им своим дружинникам: «Итак, с храбростью предков наших и с той мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в Отечество… не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, то промыслите собой» . Издавна начали складываться и традиции, связанные с открытостью и осознанием чувства собственного достоинства. Так, во время своих походов князь Святослав Игоревич предупреждал своих врагов: «Иду на вы» .

При рассмотрении воинских традиций нельзя обойти стороной оружие. Во все времена бой с оружием имел огромное преимущество по отношению к невооруженному единоборству. Оружие являлось обязательной частью религиозных обрядов древних воинов, а танец с оружием, изображающий боевые движения, имел культовый характер и передавался как знание из поколения в поколение, сохраняя преемственность воинских традиций.
Оружие имеет священную ценность для воинов, которое символизирует божественное начало. Оружие дается в дар юноше-воину в возрасте совершеннолетия. Оно - свидетельство его повзрослевшего состояния.

Такую оценку оружию славян дал Прокопий Кесарийский, византийский летописец VI в., в своем труде «Война с готами» писал про вооружение славян той эпохи: «Щиты у воинов из бычьей кожи, легкие, и все оружие легкое – копья из крепкого дерева, которому они распариванием и гнутьем умеют придавать прямизну, луки обычные, а колчаны для стрел плетут из ремешков, которые не намокают, мечи длиною в локоть и короткие ножи, а также ножны для них делают искусно... Железо звонкое и такое, что наш меч может рубить, но само не зазубривается... Против нападающих врагов в длинных закрытых колчанах они хранят стрелы, отравленные таким сильным ядом, что если стрела поранит и ухо, с жизнью не успеешь проститься...».

На Руси с IX в. собирались значительные войска, осуществлявшие походы на Восток и Византию. Была сформирована многотысячная тяжеловооруженная армия, оснащенная всеми видами наступательных и защитных средств. Благодаря труду и искусству русских ремесленников, киевский князь мог снабдить свою дружину разнообразным оружием. Воин умел не только действовать оружием, но и чинить его. В снаряжение ратника входили инструменты, помимо разнообразных походных целей, предназначенные для ремонта оружия .
Мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и на внешних рынках: в странах Европы и Азии. Арабский писатель ибн Хордадбех в середине IX в. писал: «Что же касается купцов русских – они же суть племя из славян, – то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румейскому морю» .

Хочется отметить традиции, встречающиеся в воинских союзах (на примере «звериных» союзов и дружины).
Вообще воинские сообщества почти всегда окружались ореолом силы и таинственности. Для того чтобы попасть в них, необходимо было пройти обучение, ряд испытаний и процедуру инициации (посвящения). Посвящение в мужчин-воинов происходило через определенные ступени, проходя которые молодые люди становились полноправными членами племени (общины). Одним из важнейших моментов юношеской инициации было ритуальное перерождение в тотемных животных (волка, медведя, вепря, лося, рыси), после чего молодые люди становились членами соответствующих «звериных» союзов. Молодые воины, избирая своим тотемом определенного зверя, перенимали его повадки и приемы, что затем использовалось в ратном деле (например, «волчья поступь» или «медвежий» удар оплеухой).

Все подростки племени, рода в период приобщения к миру взрослых жили «по-волчьи», то есть отдельно от прочих сородичей, они обучались войне и охоте, шли в бой в первых рядах племенного ополчения и считались принадлежащими воинскому братству и грозным богам, а не общине. «Волчьи союзы» полноценно сохранялись у славян до VII века. Остатки этих обрядов нашли отражение в малой княжеской дружине .
Княжеская дружина оформилась в эпоху складывания Древнерусского государства в X – XI вв. Она делилась на старшую, состоящую из «лучших», «княжьих мужей», или бояр (обладающими большой яростью – отвагой), и молодшую – из княжьих, боярских отроков, которые набирались с 10 – 12 лет и выполняли вначале роль прислужников, в военное время – воинов, а затем постепенно занимала место старшей дружины .
В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были и воинские обряды, например, поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Помимо тризны и общих календарных праздников, дружина участвовала в кулачных боях на княжеских потехах.

Воинская подготовка дружинников была весьма серьезной. Они были искусны в любом виде конного и рукопашного боя, могли действовать в строю и индивидуальных единоборствах, владея всеми видами оружия. Чему способствовало воинское посвящение, которое происходило в несколько Кругов (этапов): Первый Круг – проверка на физическую и духовную выносливость, стойкость к испытаниям и истязаниям. Вторым Кругом была проверка 3 стихиями: Огнем, Водой, Землей. Новичку нужно было пройти босиком по огненной реке – дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног или хотя бы не показать вида боли. Сильные ожоги и жалобы говорили о недостаточной силе духа посвящаемого. Испытание Водой заключалось в умении плавать и подолгу скрываться в воде и под водой. И наконец, испытание Землей. Здесь человека помещали в яму, которую забрасывали ветвями, в ней необходимо было провести без еды хотя бы сутки. Третьим Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли вести бой с опытными дружинниками, скрываться от погони, догонять самому. Бой велся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он ловок и не поддается ли панике.

Если новичок проходил с честью все три Круга, то в назначенный день вся дружина собиралась на капище, где жрец проводил над ним обряд Воинского посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, что знаменовало новое рождение человека. После того, как будущий воин доказал свою пригодность, он дает клятву-присягу богам или князю, олицетворяющему божественную власть, и приносит жертву. Затем новичка награждали оружием, конем, упряжью, одеждой и защитными доспехами . Все воины были связаны войсковым братством, традициями взаимовыручки. Как свидетельствует летописец, они говорили Святославу: « Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Ещё бы хотелось отметить значение боевых танцев и плясов. Русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.), с воинской составляющей жизни. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев. Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев . Вполне возможно, что танцы служили первой системой накопления боевых знаний. Обучение проводилось либо устно, либо в виде показа движений. Совместный танец, единовременность, такт – условия объединения людей. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой...»

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию. Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени . Испокон веков русский народ бережно охранял, беззаветно и стойко защищал от многочисленных врагов свою родную землю. Веками складывались воинские традиции, определявшие исход кровопролитных битв и делающие военное дело древних славян и Руси.

Список литературы:

  • Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. – М.: Военное издательство, 1992. – 143 с.
  • Воронцов А. В. Русская воинская доблесть. – Ленинград, 1959. – 55 с.
  • Греков Б. Д. Киевская Русь. – Ленинград.: Госполитиздат, 1953, - 569 с.
  • Каторин Ю. Воинская слава России. Энциклопедия. – М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2005, - 447 с.
  • Кирпичников А. Н. «Вооружение на Руси в IX – XII вв.» // «Вопросы истории», №1, 1970.
  • Лев Диакон. История; пер. М. М. Копыленко; ст. М. Я. Сюзюмова; ком. М. Я. Сюзюмова; С. А. Иванова; отв. Ред. Г. Г. Литаврин. – М.: Наука, 1988. – 240 с.
  • Максимов С. Г. Русские воинские традиции. – М.: Вече, 2010. – 320 с.: ил. – (Тайны Земли Русской).

Согласно ряду источников – арабских, персидских, византийских - воины русов, славян были в дохристианский период Руси-России грозой для огромных регионов: от самых западных частей Европы до южных стран, лежащих за Средиземным и Чёрным (тогда его называли Русским) морями. Так, в 844 году «язычники, которые зовутся ар-рус» ворвались и разграбили Севилью, в арабской Испании. В 912 году флот русов из 500 ладей огненным смерчем прошёлся по берегам Каспийского моря.

Что известно о воинских приёмах русов того времени?

1.Русы, славяне были отличными мореходами, их флотилии, флоты прекрасно себя чувствовали как на реках, так и в море. Они были хозяевами на Каспийском, Черном, Варяжском (Балтийском), Северном морях, совершали походы и в Средиземное море. Их корабли – ладьи (лодьи) вмещали от 40 до 100 бойцов в полном вооружении и нескольких лошадей, при необходимости. Поэтому, совершенно непонятно, почему, историю Русского флота ведут от Петра I. Русскому флоту как минимум полторы тысячи лет. Причём традиция не прерывалась – русские ушкуйники, казаки полностью повторяли маршруты своих пращуров. Использование лодий давало нашим предкам большую мобильность, позволяя наносить неожиданные удары прямо в сердце владений противника и перевозить при необходимости большие группы войск. Флотилии дополнялись сухопутными войсками, которые передвигались по суше.


2.На вооружении славянских воинов были, по сообщению ромейского автора Маврикия Стратега: лук со стрелами (причём луки были сложные, а не простые, они обладали большой дальнобойностью – средний «перестрел» 225 метра, и пробивной мощью – на этом же расстоянии стрела пробивала 5-сантиметровую дубовую доску; для сравнения: современные спортсмены прицельно бьют на 90 м; рекорд средневековой Западной Европы поставил Генрих VIII – около 220 метров; среднестатистический выстрел азиатского стрелка был равен 150 метрам), причём обучали мастерству стрельбы из лука чуть ли не с пеленок. Уже в 8-9 лет, а то и раньше, мальчик ходил и ездил с отцом, старшими братьями на охоту. Можно сделать вывод, что русы были лучшими «стрельцами» («лучниками» называли мастеров, делающих луки) Евразии того времени. Кроме того, в вооружение входили два копья – метательное(типа дротика) и тяжёлое для боя в «стене»; «труднопереносимый» щит, закрывавший все тело бойца от ног; кожаный доспех в ранний период, затем появились кольчуги; конические и полукруглые шлёмы-шеломы. У всех были ножи – «засапожники» и длинные боевые ножи типа «акинаков». Часть воинов могла биться топорами, булавами, мечи в ранний период были только у знати и отличившихся витязей.

3.В отличие от скандинавов русы, славяне знали и использовали конный бой. Тяжеловооруженные конные дружины князей были мощной ударной силой, которая могла внести перелом в бою, как в Куликовском сражении. Их мощь усиливали союзные легковооруженные отряды кочевых племен – печенегов, торков, берендеев, их ещё называли «чёрные клобуки»(по головному убору). Не надо думать, что Русь только воевала с племенами степи, мудрые князья, такие, как Святослав, успешно использовали их в борьбе с врагами. Откровенная вражда началась только после крещения Руси – вплоть до «крестовых походов» Владимира Мономаха в степь.


4.Русы использовали в сражении «стену», которой были обучены с самого детства. Бои «стенка на стенку» - это отголосок той практики. Чтобы понять, что такое «стена», надо вспомнить образы спартанской или македонской фаланги. Этому бою были обучены все мужчины Руси: «стена», закрывшись «труднопереносимыми» щитами, ощетинившись копьями, принимала на себя главный удар врага, с задних рядов врага осыпали стрелами стрельцы. Фланги и тыл прикрывала тяжёлая конница княжеской дружины и отряды союзных степняков. «Стена» выдерживала удар, а потом начинала шаг за шагом теснить противника, с флангов наносила удар конница, завершая разгром врага.

5.Русы и славяне считались специалистами в т.н. «партизанской войне» - нападения из засад, различные диверсии. Так, в византийских источниках описан случай, когда славянский разведчик из армии Велизария(полководца императора Юстиниана), проник во вражеский лагерь и выкрал одного из вождей готов, доставив его к Велизарию. Фактически это первое упоминание т.н. «пластунов», войсковой разведки Руси-России того времени.

6.Судя по всему, наши пращуры владели и основами т. н. «боевого транса», боевыми психотехниками. Описаны случаи, когда они вступали в бой в «божественной наготе», или только в шароварах. На Севере Европы таких воинов называли «берсерками» (в «медвежьей рубашке»), да и мифы о волколаках родились не на пустом месте. Речь идёт о боевом трансе, когда воин «преображается» в волка, медведя и не чувствуя страха, боли, резко повышает пределы возможностей человеческого тела. Противник, столкнувшись с такими воинами, чувствует мистический ужас, панику, теряет боевой дух. Запорожские казаки таких воинов называли «характерниками». Была и коллективная психотехника: воины русов, славян были прямыми потомками «богов», поэтому не имели равных в бою. Можно сказать, что эта воинская традиция очень живуча: Суворов превращал своих солдат в «чудо-богатырей», которые могут практически всё. Можно упомянуть еще и принцип ВДВ – «Никто, кроме нас».

7.Русы, славяне были лучшими мастерами рукопашного боя, к сожалению христианизация, запреты царей, императоров почти прервали традиции массовой боевой культуры русов. Но в настоящее время идут интенсивные поиски и постепенная реконструкция многих видов русского рукопашного боя.

1)деревянная основа лука:

а - концы с вырезом для тетивы

б – сухожилия

в - березовая планка

г - можжевеловая планка

и - узел или место соединения концов, планок и сухожилий

к - узел или место соединения сухожилий и костяных накладок рукояти лука

2)вид деревянной основы лука с внутренней стороны и схема расположения костяных накладок:

д - концевые накладки с вырезом для тетивы

е - боковые накладки рукояти

ж - нижние накладки рукояти с внутренней стороны лука

3)схема расположения костяных накладок на луке(вид сбоку):

д - концевые накладки

е – боковые

ж – нижние

и - место соединения у концов лука

к - место соединения у рукояти лука

4)закрепление стыков деталей лука путем обмотки сухожильными нитями по клею и оклейка лука берестой

5)лук с тетивой после оклейки

6)лук в поперечном разрезе:

а - берестяная оклейка

б – сухожилия

в - березовая планка

г - можжевеловая планка;

Источники :
Мандзяк А. С. Боевая магия славян. М., 2007.
Седов В.В. Славяне в древности. - М., 1994.
Селидор (Александр Белов). Кулачное дело на Великой Руси. 2003.
Серебрянский Ю. А. Боевая магия славян. Путь волхва. М., 2010.
http://silverarches.narod.ru/bow/bow.htm

"Они принялись убивать пленных"... Приступая к изучению дошедших до нас материалов, сразу сталкиваешься с явным противоречием.
Так, византийский придворный летописец Прокопий Кесарийский, описывая новых врагов империи, отмечает: "Вступая в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют ни плаща, ни хитона..."

Похожую оценку неприятелю дает византийский полководец Маврикий: "Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые и щитами крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными ядом". Итак, основной ударной силой славян, по единодушному мнению древних авторов, была пехота.

) Однако трудно представить, как это убого экипированное, практически полуголое и к тому же пешее воинство могло быстро и глубоко проникать на территорию оборонявшегося государства и громить армию империи, вполне справедливо претендовавшей тогда на роль сверхдержавы. Современник позорных поражений недоуменно сетовал: "И они выучились воевать лучше, чем ромеи (византийцы), они, люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и не знали, что такое оружие, кроме двух или трех лонхидиев (метательные копья)" Разделяя подобное изумление, попробуем пролить свет на эту загадку.

Главное, что славяне в совершенстве овладели военными хитростями. Это отмечают чуть ли не все древние авторы: "ведь эти варвары искуснее всех умеют сражаться в труднодоступной местности", а нападения на противника любят устраивать "в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями..."

Прекрасное описание этой тактики дошло до нас в "Истории лонгобардов" Павла Диакона, где говорится о нападении славян на герцогство Беневентское, а это ни много ни мало Италия. Диакон отмечает, что славяне устроили свой лагерь на берегу, окружив его скрытыми ямами. Местный герцог Айо, бросившийся с дружиной в атаку, упал в такую яму вместе с конем и был убит.

Еще более трагическая судьба ждала Лигурийского герцога. Дабы снискать себе славу победителя славян, он не придумал ничего лучше, как подкупить некоторых из них, чтобы организовать нападение... на собственную страну! Желание честолюбца исполнилось - небольшой отряд славян, перейдя рубеж, разбил лагерь на господствующей высоте. Когда войско амбициозного герцога с ходу атаковало славян "в лоб", они, "сражаясь больше камнями и топорами, чем оружием", перебили почти всех.

Герцогу стоило бы заранее ознакомиться с трактатом "Страте-гикон" того же Маврикия, который предупреждал: нападать на славян нужно не только с фронта, но и с других сторон, а если, "занимая более укрепленное место и будучи защищенными с тыла, они не допускают возможности для того, чтобы подвергнуться окружению или нападению с флангов либо с тыла, необходимо одним устроить засаду, а другим изобразить бегство на виду у них, чтобы, охваченные надеждой на преследование, они оставили укрепление".

Трактат византийского полководца косвенно подтверждает, что у наших древних предков существовали и своя тактика, и определенное боевое построение, ведь у беспорядочно бьющейся толпы варваров не могло быть ни фронта, ни флангов. Судя по всему, у них была хорошо организованная армия, так что воевать с ними было далеко не просто. Даже византийцы, до тонкостей изучившие славянские военные привычки, не всегда добивались успеха. Так, под Адрианополем большое войско императора Юстиниана не смогло выманить славян из их укрепленного лагеря на горе, а штурм обернулся полным разгромом.

Славянская армия никогда не действовала шаблонно. Если у опустошавших имперские земли славян не было времени или"условий для создания стационарных укреплений, они строили оборону иначе.

Сохранилось описание того, как тысяча византийских солдат натолкнулась на 600 славян, возвращавшихся из набега с большой добычей. Огромное множество повозок везло трофеи и пленников. Источник (Феофилакт Симокатта) сообщает: "Как только варвары увидели приближающихся ромеев, они принялись убивать пленных. Из пленников-мужчин были убиты все, способные носить оружие". Шаг жестокий, но оправданный с военной точки зрения. Затем славяне составили укрепление из повозок, в середине поместив детей и женщин. Византийцы долго не решались пойти в рукопашную: они боялись дротиков, которые славяне метали в коней. Когда же ромеи все-таки стали разрушать укрепление, славяне вырезали поголовно всех оставшихся пленных, - женщин и детей.

"Они подготовили огромнейшие камнеметы".

Но оставим в стороне шокирующий факт хладнокровной резни. Для нас важно то, что уже в древности славянские воины в совершенстве владели приемами сооружения укреплений из повозок. Достаточно вспомнить "вагенбурги" чешских гуситов или казачьи курени, чтобы понять: ценный тактический прием пережил века. А вот древнеславянская техника осады, увы, со временем была забыта. Между тем когда-то ей могли позавидовать и римские легионеры. Описывая осаду несколькими славянскими племенами города Фес-салоники, византийский хронист пишет: "Они подготовили гелеполы (осадные башни на колесах), железных "баранов" (тараны), огромнейшие камнеметы и "черепах" (укрытия для пехоты), покрытых для защиты от огня шкурами свежеободранных быков". Более того, в осаде был активно задействован флот - связав попарно свои корабли в некоторое подобие к атамаранов, славяне и на них ухитрились поставить метательные машины!

Приступы начинались с боевого клича - "единодушно издали вопль, что земля затряслась". После такой психологической обработки противника войска, разделенные по типу вооружения: копьеметатели, щитоносцы и мечники,- шли в атаку, поддерживаемые огнем лучников, чьи стрелы хронист поэтично сравнивает с "зимней пургой" или "снежными облаками". Невольно кажется, что описываются слаженные действия римских легионов, но речь-то идет о варварах, которые чуть ли не вчера выбрались из своих лесных дебрей!

"Взяли осадой множество крепостей" Благодаря военному мастерству славяне в древности одерживали многочисленные победы над профессиональными частями византийцев. Тут интересно вот что: невозможно вести успешные захватнические войны, опираясь исключительно на умение обороняться и осаждать. Кто-то должен был сначала атаковать! Между тем автор, описавший осаду Фессалоник, отметил наличие у славян отборных воинов, которые, собственно, и начинали "звериное нападение" в "зверином безумии" без поддержки основных сил.

Такие воины были и у скандинавов. Их называли берсерками (воины в медвежьих шкурах), и они имели обыкновение перед боем "злобно выть и кусать свой щит", впадая, таким образом, в боевой транс, как считается, не без помощи грибов-галлюциногенов, что позволяло им мобилизовать в критический момент психо-физические резервы организма. Выглядело это довольно жутко. (Кстати, подобные превращения описаны и в кельтском эпосе. Вот как преображается перед схваткой герой ирландских саг Кухулин: "Все суставы, сочленения и связки его начинали дрожать... Его ступни и колени выворачивались... Все кости смещались, и мускулы вздувались, становясь величиной с кулак бойца. Сухожилия со лба перетягивались на затылок и вздувались, становясь величиной с голову месячного ребенка... Рот растягивался до ушей..." Возникает впечатление, что сага подробно описывает превращение человека в зверя.)

Но вернемся к древним славянам. У Прокопия Кесарийского сохранилось яркое описание способностей и привычек звероподобных "гвардейцев"-славян, воевавших не числом, а умением. Итак: "Войско склавинов численностью не более чем три тысячи перешло реку Истр (Дунай); перейдя сразу и реку Гебр (совр. река Марица в Болгарии. Ред.), они разделились надвое. Архонты римского войска в Иллирике и Фракии, вступив в бой и с теми, и с другими, потерпели поражение. А когда полководцы позорно бежали от обоих варварских станов, хотя те сильно уступали им в численности, одно вражеское подразделение схватилось с Асвадом.

Был этот человек телохранителем императора Юстиниана и командовал многочисленными и отборными отрядами конницы. И ихсклавины опрокинули безо всякого труда, Асвада же в тот момент взяли живым, а потом сожгли его, бросив в пламя костра, предварительно из спины этого человека нарезав ремней. Сотворив это, они взяли осадой множество крепостей, хотя раньше они не штурмовали стен. Те, которые победили Асвада, дошли до моря и штурмом захватили город Топир, хотя он имел воинский гарнизон".

Любопытно, что эти воины не нуждались в какой-либо осадной технике для взятия укреплений. Взятие Топора наглядно может проиллюстрировать их тактическую смекалку и физические способности: оставив ударные силы в засаде, небольшая группа варваров раздразнила начальника гарнизона возможностью легкой победы. Покинувшие город солдаты были вырезаны, не успевшие опомниться горожане были сметены со стен тучей стрел, славяне на веревках взобрались на парапет и...

Здесь уместно вновь вернуться к источнику: "Всех мужчин, числом до 15 тысяч, они тут же убили, а детей и женщин обратили в рабство. Впрочем, вначале они не щадили никакого возраста, но убивали поголовно всех. Убивали же не мечом, не копьем и не каким-либо другим привычным способом, но, крепко вбив в землю колья, с большой силой насаживали на них несчастных. Кроме того, вкопав в землю четыре толстых столба, привязывая к ним руки и ноги пленных, а потом, непрерывно колотя дубинами по голове, варвары эти убивали людей наподобие собак... А иных они, запирая в сараях... безо всякой жалости сжигали".

Но вот что странно. С одной стороны, перед нами "профи", легко расправляющиеся с элитными имперскими частями, с другой, - стая опьяненных кровью головорезов, практически не заботящихся о своей выгоде (за одного Асвада можно было получить неплохой выкуп). Это странное противоречие исчезает, если понять, с кем именно не повезло столкнуться императорскому телохранителю.
"Перекликаются между собою волчьим воем".

Здесь мы подходим к самому интересному моменту, так как в многочисленных источниках лучшие славянские отряды именуются не просто звериными, но определяются как "волки". И тут стоит вспомнить мифологию, в первую очередь индоевропейских народов. Из неведомых глубин первобытности до сегодняшних дней дошли мифы об оборотнях, напрямую связанных у славян с загадочным культом волка. Вероятно, волк почитался как тотемный предок -родоначальник племени. Возглавлявший племя вождь должен был обладать способностью воплощаться в своего тотемного зверя. (Подобные религиозные представления существовали в древности у многих индоевропейских народов, в частности балтов, германцев, кельтов, индоиранцев и др.) Любопытно, что берсерков тоже считали оборотнями: во время боя они психологически перерождались в волка).

Этнографические данные говорят о том, что у славян "звериный" культ был теснейшим образом связан с обрядами инициации, то есть испытаний и тайного посвящения юношей, вступающих во взрослую жизнь. В ходе таинств испытуемый переживал ритуальную смерть, "перерождался" в волка и становился воином - членом тайного мужского союза, после чего должен был какое-то время жить вдали от поселений родичей "волчьей жизнью", то есть проливая кровь, убивая. Неудивительно, что о наших предках у византийцев сложилось не самое лестное впечатление: "живут в строптивости, своенравии, безначалии, сплошь и рядом убивая", "перекликаются между собою волчьим воем". А их самым лакомым блюдом были якобы женские груди.

"Превращение" в свирепого волка-оборотня совершалось, когда человек надевал волчью шкуру и особый пояс с магическими узлами-оберегами. Судя по всему, чтобы впасть в ритуальное бешенство, воины употребляли галлюциногены - грибы или растения вроде белены. Крайне интересен дошедший до нас рассказ о допросе славян византийским полководцем: "Устроив допрос, Александр начал допытываться, откуда пленники родом. Но варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей".

Неудивительно, что с таким зверским духом и такой военной организацией славяне захватили огромные территории, которые потом назовут словом "Русь".