История наводнений. История наводнений Что следует ждать в результате наводнений, каковы их предполагаемые последствия

Вода - непредсказуемая и изменчивая стихия. Она может быть неспешной и спокойной, и вдруг за считанные часы обратиться разрушительным наводнением, обретая грозную неодолимую мощь и уничтожая все на своем пути. Санкт-Петербург, расположенный в устье Невы, за годы своей жизни прошел через немало таких бедствий. Они, несомненно, оказывали влияние на судьбу города и его обитателей, а многие из них нашли отражение в живописи и поэзии. Давайте попытаемся разобраться, чем обусловлено возникновение этого и заодно узнаем, какими были самые разрушительные наводнения в Санкт-Петербурге.

Причины огромного бедствия

Долгое время исследователи считали, что основная природа затоплений заключается в самой Неве. Полагали, что река при сильном западном ветре задерживает свое стремительное течение и выходит из берегов. Но они заблуждались. И лишь сравнительно недавно была обнаружена истинная причина наводнений в Санкт-Петербурге. Как оказалось, всему виной атлантические циклоны. Возникая на Балтике с участием сильного западного ветра, они вызывают подъем волны, вначале небольшой и не очень мощной. Но, проходя через Финский залив, она набирает и скорость, и высоту, порой достигающую пяти метров. Приближаясь к устью Невы, волна сталкивается с речным течением, которое движется ей навстречу. Вследствие этого возникает стремительный рост усиливающийся вследствие небольшой глубины в Невской губе.

Отметим, что обычно в Санкт-Петербург наводнения приходят в осенний период. Сейчас так называется рост высоты воды больше, чем на 160 см от нормального уровня воды. Существует определенная градация этих бедствий: затопления до 2 м 10 см называются опасными, до 2 м 99 см — особо опасными, более 3 м — катастрофическими.

Первые наводнения в городе

По мнению ученых, с самых давних времен вся земля, на которой стоит современный Санкт-Петербург, периодически покрывалась водой. Летописи свидетельствуют, что с 1060 по 1066 год она покрывала все его пространство слоем более семи метров. Таким образом, наводнение в Санкт-Петербурге - это исконная проблема, которая гораздо древнее самого города.

Еще до создания там поселения, в 1691 году, было зафиксировано значительное наводнение. В летописях, оставленных шведами, говорится, что тогда вся территория центра будущего города очутилась под водой, а ее высота достигала почти восьми метров. Причем по преданиям рыбаков, подобные бедствия происходили здесь через каждые пять лет.

Начало истории города и первые стихийные бедствия

Первое наводнение в Санкт-Петербурге случилось уже спустя несколько месяцев после его создания - летом 1703 года. В тот раз уровень воды добрался до высоты более двух метров, залив А еще через три года горожане стали очевидцами нового разрушительного стихийного бедствия. Его свидетелем был и Петр I. По его описаниям, вода в его хоромах поднялась на полметра от пола, но продержалась в городе недолго, около трех часов, и больших бед не принесла.

Уже тогда были предприняты первоначальные защитные меры. А в 1715 году у Петропавловской крепости поставили первую рейку для замеров состояния воды при шторме. Благодаря этому устройству был определен ординар Невы. Так называется обычная высота воды в спокойную погоду без ветра. Впрочем, в первые два десятилетия 18-го века центр города затапливался не более чем на полтора метра. Стоит отметить, что история наводнений в Санкт-Петербурге в XVIII столетии насчитывает около восьмидесяти затоплений, среди них и крайне значительные.

Так, в 1721 году произошло бедствие, страшное по своим последствиям для города. Тогда нахлынувшей водой были затоплены многие дома, и унесены в море суда. Общие потери превысили семь миллионов рублей. После этого вода поднималась почти ежегодно.

Самый разрушительный из потопов 18-го века

Сильнейшее наводнение в Санкт-Петербурге в 18-м веке и самое трагическое по количеству пострадавших и погибших в нем людей случилось в 1777 году. За два дня до этого в городе началась страшная буря, а 10 сентября уровень воды превысил три метра. Был затоплен почти весь город. Тогда катастрофа унесла более тысячи жизней, много деревянных домов оказалось в море.

Это наводнение в Санкт-Петербурге полностью уничтожило тюрьму, находившуюся на В ней содержалось около трех сотен заключённых, и все они погибли. После этого бедствия Екатерина II стала предпринимать государственные меры по борьбе со стихией. Так, нею был издан указ о спасательных а также приказ создать службу оповещения. Кроме этого, был разработан подробный городской план, на котором отмечались самые уязвимые районы.

Стихийное бедствие 1824 года

В 19-м столетии было отмечено мощнейшее за историю города наводнение в Санкт-Петербурге. 1824 год принес ужасающее, небывалое по своей разрушительной силе бедствие. За день до катастрофы поднялся юго-западный ветер, который усилился к ночи и перерос в грозную бурю. А на следующее утро, 7 ноября, вода в Неве превзошла отметку в 421 см от нормального уровня. Затоплено было более половины территории. Наводнение в Санкт-Петербурге 1824 года отмечено как самое сокрушительное по своим последствиям. Его жертвами стали сотни людей и тысячи животных, были уничтожены практически все деревянные постройки в залитой водой части города. Общий ущерб составил почти двадцать миллионов рублей.

Наводнения в 20-м столетии

В прошлом веке стихия также не оставляла Санкт-Петербург. Наводнения, происходящие в первые двадцать лет, были хоть и нередкими, но не слишком разрушительными. Исключением стало бедствие 1903 года. В тот раз уровень воды превзошел два с половиной метра. Тогда наводнение впервые смогли запечатлеть на кинопленку.

После этого наступил период относительного покоя. Вода поднималась не очень высоко, и затопления не доставляли обитателям города серьезных неудобств. Так продолжалось до наводнения в Санкт-Петербурге 1924 года. Тогда уровень воды добрался почти до четырех метров, затопило многие районы города. Серьезно повредился порт, а также некоторые склады и фабрики. Вода снесла 19 мостов и повалила сотни деревьев. Жертвами катастрофы оказались свыше двухсот горожан, а пятнадцать тысяч человек были вынуждены оставить свои дома. Властям пришлось ввести военное положение. Это было крупнейшее наводнение в Санкт-Петербурге в ХХ столетии. После этого стихия неоднократно демонстрировала горожанам свой буйный характер. Сильными были также наводнения 1955 и 1975 годов.

А что сейчас происходит?

Угроза наводнения в Санкт-Петербурге сохраняется и в последнее время. Так, за период с 2000 по 2008 год их случилось четырнадцать. Последнее крупное наводнение из разряда опасных произошло в 2005 году.

К счастью, благодаря современным защитным сооружениям серьезные бедствия удается предотвратить. В Таллине создана специальная станция, отслеживающая возникновение волны. Если учесть, что она проходит Финский залив за семь-девять часов, у города появляется время для принятия срочных мер.

Как защищали свой город от наводнений

За триста лет существования города были зафиксированы самые разнообразные по силе и результатам наводнения в Петербурге. История защитных сооружений поэтому приобретает особую значимость. Как уже упоминалось, первые меры приняли сразу после того, как основали город, а серьезное внимание этому уделила Екатерина II после потопа 1777 года.

В 1804 году, при стартовала постройка В 1825 году известили о конкурсе на самый лучший проект сооружения по защите города. Однако понемногу энтузиазм утих, и вплоть до наводнения 1890 года никаких мер уже не принималось. И по-настоящему этим вопросом занялись уже после бедствия 1924 года. Был разработан чертеж защитных сооружений, и началось строительство, которое предполагалось завершить в течение четырех лет. Но вмешались репрессии, и потом война. Таким образом, защитную дамбу начали проектировать в 60-х годах, а к постройке приступили только в 1979-м. Полностью она была сдана лишь в 2011 году.

Сейчас специалисты за двое суток узнают о приближении волны, а за пять часов до предполагаемой бури закрываются все проходы, предназначенные для судов. Таким образом, город остается в безопасности.

Отображение наводнений в литературе

Грозный разгул стихии, конечно же, впечатлял творцов. Потому наводнения ярко отражаются в культуре. Наверное, наиболее известным является описание, данное Александром Пушкиным в произведении «Медный всадник». Писатель подробно воспроизводит потоп, случившийся в 1824 году. Чуть позже писатель П. П. Каратыгин выпустил свою «Летопись петербургских наводнений 1703-1879 гг.». Яркое изображение катастрофы 1777 года есть и в творении Дмитрия Мережковского «Царство зверя».

Напоминания о повторяющихся наводнениях

В городе есть несколько мемориальных знаков, свидетельствующих о потопах, случавшихся в разное время. Так, наводнение в Санкт-Петербурге 1824 года напоминает о себе гранитным обелиском, стоящим на берегу реки Мойки. Кроме этого, в стене одного из старинных домов есть табличка с указанием уровня воды, написанным по-русски и по-немецки.

В целом же информация о самых внушительных потопах Санкт-Петербурга содержится на особых линейках, врезанных в боковые стены Невских врат Петропавловской крепости. На них есть отметки с указанием уровня воды. Это так называемый музей наводнений.

К сожалению, статистика этих измерений не особо радует. С каждым новым наводнением планка поднимается все выше и выше, а это может значить только одно - Петербург медленно, но уверенно опускается ниже уровня моря. Некоторые ученые говорят о том, что всего через 100 лет Северная Пальмира может окончательно уйти под воду.

«Наводнения для Петербурга то же, что извержение Везувия для Неаполя. Одно стоит другого:
там - огонь, здесь вода; но нельзя не сознаться, что на долю Петербурга выпало из двух зол
меньшее. «Вода - вор, огонь - разбойник», - говорят у нас в простонародье: у первой все же
что-нибудь да отнимешь; но второй - пожирает все, безвозвратно.» П. П. Каратыгин

Неотъемлемой частью жизни Петербурга на протяжении более 300 лет были приходы высокой воды. Первое затопление произошло в конце августа 1703 года. Тогда вода поднялась на 2 метра выше обычного уровня.

В истории Петербурга зафиксировано три катастрофических наводнения, которые отняли тысячи людских жизней и лишили крова множество семей. Беда ни раз стучалась в городские ворота. Всего в летописи города отмечено 308 наводнений.

В случае подъёма уровня воды в дельте Невы более 3 метров выше ординара,
наводнение считается катастрофическим.

Катастрофические
наводнения Петербурга

В этот день случилось первое в городской истории катастрофическое наводнение. Вода поднялась на 321 см. Наводнение 1777 года привело к большим разрушениям и немалым жертвам. По подсчетам самой Екатерины Великой, погибли тысячи людей. По мнению императрицы, в том были повинны городские власти, проявившие нерасторопность и не принявшие соответствующих мер для облегчения участи людей. Огромный урон был нанесён дворцам, жилым домам, садам и рощам Петербурга. На Петергофской дороге две тысячи мачтовых деревьев вырвало с корнем. В Летнем саду повредило и поломало множество лип. Некоторые сохранившиеся до сих пор деревья с железными скобами и костылями пострадали именно тогда.

После наводнения 1777 года Екатерина II подписала Указ об учреждении специальных знаков и сигналов, по которым петербуржцы могли заблаговременно узнать о надвигающейся стихии.

«После сего наводнения определено было от Адмиралтейства давать впредь сигналы при случающихся чрезвычайных возвышениях воды для предостережения людей от подобных бедствий. Когда вода возвышается в большой Неве до такой высоты, что оною поемлются берега реки в Коломне, то тогда производятся там 3 пушечные выстрела, повторяемые при постепенном оной возвышении. Сколь же скоро вода начинает навод­нять город, то с Адмиралтейской крепости палят из 5 пушек и во время дня в Адмиралтейской башне по четырем углам галереи поставляются 4 белые флага, а ночью 4 фонаря; также и возвращается приумножающаяся опасность беспрестанным тихим колокольным звоном. В наиопаснейших местах всегда в готовности имеются суда для спасения людей в случае нужды».И. Г. Георги. «Описание российско-императорского города Санкт-Петербурга
и достопамятностей в окрестностях оного с планом»

Интересный факт

Великолепием гранитных набережных Петербург обязан наводнению 1777 года. После стихийного бедствия, чтобы впредь избежать разлива береговой линии на городских реках и каналах были завершены работы защите набережных гранитом.

Стихия полностью уничтожила Петергофскую дорогу, шедшую низом от Стрельны до Ораниенбаума. После наводнения была обустроена верхняя дорога, служащая нам и поныне.

Наводнение, пришедшее в город 7 ноября 1824 года, стало самым бедственным за всю историю Петербурга. К утру 7 ноября уровень воды в Неве поднялся примерно на 4 метра 21 сантиметр выше ординара и устойчиво сохранялся на этой отметке долгое время. Потери были чрезвычайны. По официальным данным погибло около 500 человек, в действительности в разы больше. Историки доводят число погибших до 5 тысяч. Велики были и разрушения.

Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало; все вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон
По пояс в воду погружен.
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет. А.С.Пушкин «Медный Всадник»
  • Первая половина дня 23 сентября выдалась спокойной, ничто не предвещало трагедии. Однако с полудня со стороны моря неожиданно налетел порывистый западный ветер. Его сила росла, что привело к подъему воды в Неве, реках и каналах города.
  • В 13 часов 20 минут — подъем воды составил 152 см. Петропавловская крепость произвела пять предупредительных выстрелов, вестников надвигающейся беды.
  • К 16 часам вода стала подниматься с необычайной быстротой, затопляя всю низменную часть города и стремясь в центр.

    Наводнение принесло огромные материальные потери. Особенно большой урон был причинен коммунальному хозяйству города. От замыкания электричества произошло много пожаров. В негодность пришли многие центральные магистрали, на которых были размыты торцевые и булыжные мостовые. Под мощным напором воды рухнуло 19 мостов.

Было испорчено 120 трамвайных вагонов; трамвайные пути оказались в аварийном состоянии. Затоплению подверглись:

  • 2040 строений в Петроградском районе,
  • 1460 - в Центральном,
  • 912 - на Васильевском острове,
  • 660 - в Московско-Нарвском районе,
  • 80 - в Выборгском,
  • 67 - в Володарском.
  • Более 15 тыс. семей остались без крова.

Пострадали крупнейшие предприятия - заводы «Красный путиловец», «Русский дизель» и «Северный кабельный завод». В Морском порту 40 судов с лесом и другими грузами затонули или оказались выброшенными на берег. Жертв, к счастью, оказалось немного. По официальным сведениям погибло 7 человек.

По подсчетам Научно-исследовательского института коммунального хозяйства, опубликованным в 1933 году, убытки от наводнения 1924 года составили 130 млн рублей или 10 процентов стоимости основных фондов ленинградской промышленности.

Противостояние города и воды - характерная черта жизни Петербурга. Менялись поколения, и каждое, в соответствии с представлениями своего времени о природе стихии и техническими возможностями для ее обуздания, вносило свою лепту в создание рукотворной защиты города от наводнений. Поиски способов защиты велись постоянно. Они затихали в периоды между наводнениями, а затем, согласно известной русской поговорке «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», оживлялись после очередного разрушительного набега высокой воды. Эта поговорка вполне может стать эпиграфом к рассказу о долгой истории рождения и развития современного проекта КЗС, истории, прошедшей через все эпохи градостроительной жизни Петербурга.

Природа петербургских
наводнений

Начиная с первых столкновений города с наводнениями, встал вопрос об их природе, о причинах, побуждающих невскую воду к быстрому подъему и выходу из берегов. Правильное определение механизма зарождения и роста стихии - важнейшая отправная точка в поиске верных и результативных ответов на угрозу. Не все удачно и легко складывалось на этом пути, неохотно раскрывала свои тайны природа. Только по мере развития науки и техники стали понятны главные причины, вызывающие к жизни свирепые силы воды.

Современники и очевидцы первых городских наводнений порой интуитивно, и все же верно, подмечали источники опасности. Уже с петровского времени резкие подъемы воды связывали с юго-западным ветром. Но систематического научного изучения наводнений еще не было, хотя и предпринимались робкие шаги в этом направлении.

Современные знания позволяют понять природу невских наводнений, их механизм. Всё начинается глубоко в Атлантике, как раз там, откуда исходит ещё одна глобальная угроза для жизни – пробуждающиеся вулканы и их пепел, летящий на разные континенты за тысячи километров. И здесь же атмосферные процессы формируют область с низким давлением воздуха. Зарождается циклон, мощный атмосферный вихрь, несущий ненастье и сильнейший ветер. Перемещаясь в привычном для себя направлении с запада на восток, циклон устремляется в Балтийское море, разбивая на своём пути равновесие водных масс. При этом возникает особого рода длинная волна. И хотя ее высота в центре Балтики не превышает пары десятков сантиметров, а длина сопоставима с длиной самого моря, именно эта волна при определенных обстоятельствах становится нашей «героиней». Так случается, когда циклон пересекает море с юго-запада на северо-восток, выбирая траекторию движения вдоль Балтийского моря.

Влекомая таким циклоном, длинная волна устремляется в Финский залив. Там она обретает четко выраженные очертания, чему способствуют периферийные восточные ветры. У горла залива наблюдается вспученность за счёт воды, согнанной из открытых балтийских просторов и отчасти из центральных районов Финского залива. Высота длинной волны здесь обычно 40-60 см, скорость распространения 40-60 км/ч. Пока залив глубок, картина меняется мало. Однако, чем выше по заливу, тем мелководнее, и высота волн растет быстрее. Неровности берегов и дна, особенно начиная от устья реки Невы, меняют и усложняют форму волны.

От 7 до 9 часов необходимо длинной волне в ее движении по Финскому заливу, чтобы достичь устья Невы. Свободная длинная волна могла бы привести к подъему воды в Неве на 200-250 см, но свободных волн почти не бывает, так как им всегда сопутствуют ветры различных направлений. Восточный ветер не опасен, а вот при попутном западном волна неминуемо увеличивается и ее возрастание особенно значительно.

Как только длинная волна доходит до устья и затем отражается Невой, колебания водных масс всего моря преобразуются в затухающие инерционные колебания – так называемые сейши. С интервалом примерно в 26 часов они повторяются, и потому еще несколько раз каждые сутки может наблюдаться высокий подъем невской воды. Обычно он не превышает 50 см. Но иногда циклоны не приходят в одиночку, а обрушиваются по очереди с интервалом в 24-28 часов. Колебания накладываются друг на друга, циклоны словно раскачивают водные массы моря, и сейши поднимают Неву до 100-150 см. В пределах Финского залива известны случаи повторений сейшеобразных колебаний каждые 7-9 часов.

Ощутимый подъем воды в Неве может происходить и без воздействия длинной волны и сейшей. Продолжительный и устойчивый сильный западный ветер на Финском заливе способен самостоятельно вздыбить реку.

Важно понимать, что ни один из приведенных природных факторов почти никогда не наблюдается в чистом виде. Разрушительным наводнение бывает только в тех случаях, когда основные причины, вызывающие подъем воды, работают одновременно. Не будем забывать и о самой Неве. Именно ее воды, останавливаемые морскими волнами, поднимаются и затопляют город. Напряжение конфликта реки и моря определяет степень катастрофы.

Принципиально различные оценки основных причин наводнений были основаны на разных представлениях о роли реки и моря. Одни утверждали, что искать причины надо в верхнем течении реки, поскольку при нагоне бегущие вниз по течению речные воды запираются морем, скапливаются и стремятся вверх. Другие же, напротив, полагали, что роль речного стока при нагонах не велика, и основной вклад в запуск процесса наводнения вносит морская вода.

От различий в определении причин возникли два варианта предлагаемой защиты – «верхний» и «нижний». На самом деле, в природе взаимодействуют обе причины, хотя чаще всего главная опасность идет со стороны моря, с морским нагоном снизу. Понимание этого механизма и легло в основу проекта по созданию барьера от нагонных наводнений в Петербурге – дамбы поперек Невской губы.

Что следует ждать в результате наводнений, каковы их предполагаемые последствия?


Во время нагонных подъёмов уровня воды до 2 м затоплению подвержено 6,5 % площади центра города, до 3 м – 17,1%, до 4 м – 23,9%, до 5 м – 30%. Это дельта Невы и ее острова, а значит, вся историческая часть Петербурга с бесценными сокровищами музеев, памятниками архитектуры, ценнейшими парками. Это общественные здания, предприятия и научные центры. Это сотни тысяч жителей, их дома и имущество. Подсчеты потерь всегда относительны и не отражают всей полноты бедствия. Создание защиты – это насущная необходимость для сохранения города. Анализ проекта завершения строительства КЗС, выполненный в 2001 году, показал, что средний ежегодный ущерб от опасных наводнений составляет 69 млн долларов США.
По данным экспертов, при катастрофическом наводнении ущерб только для Эрмитажа составит более 200 млрд рублей.
В итоге специалисты считают, что предотвращение только одного катастрофического наводнения окупает все затраты на строительство Комплекса.

Укрощение стихии -
поиски решения

Проект Петра I

Впервые задумался об угрозе Петербургу со стороны водной стихии его основатель Петр I. Уже в первые годы существования города он предпринимает ряд мер для защиты от грозящей опасности. Было подмечено, что шведами и финнами, населявшими невские берега до прихода сюда русских войск, были искусственно подняты и укреплены небольшие участки земли для своих поселений, там, например, где сейчас Адмиралтейство и стрелка Васильевского острова. Это привело царя Петра к идее о подсыпке территорий Васильевского острова и Петербургской стороны для подъема их поверхности на 10,5 фута выше среднего уровня Невы, то есть до отметки 3,2 м в привычных нам единицах измерения. Несомненно, это стало одним из первых правильных решений на пути к защите города от наводнений.

Замысел Петра Великого подхватил и воплотил в первом известном нам проекте защиты от наводнений Бурхард Кристоф Миних. В 1727 году он написал «Пройакт, коим образом Санкт-Питер-Бурх противо разливания вод укрыть возможно». В этом документе Миних предложил обвалование островов дельты и низких территорий города защитными дамбами и высокими набережными, высотою до 13 фунтов (около 4 м) над ординаром дельты Невы. С тех пор подъём береговой линии на долгое время стал основным способом ограждения города от наводнений, но полностью защитить Петербург не удалось.

Проект Екатерины II

Во времена Елизаветы и Екатерины II бытовали ошибочные представления как о природе наводнений, так и о мерах защиты от них. Главной виновницей всех бед считалась Нева, и выход видели в отводе ее вод. Этому должны были служить многочисленные каналы. Особенно большое внимание их строительству стало уделяться после ужасного наводнения 1777 года.

Интересный факт

Стоковая теория», предложенная Екатериной II была ошибочна, но благодаря ей
появились такие каналы, как Екатерининский и Обводный.

Проект французского инженера
Пьера-Доминика Базена,
середина XIX века

П.-Д. Базен, служивший русскому двору, впервые после катастрофы 1824 года впервые правильно определил главное направление угрозы. Найдя основную причину опасности, а именно движение высокой воды со стороны Финского залива к дельте реки Невы, он предложил верный, но радикальный способ защиты – построить на пути движения воды заградительную дамбу через Финский залив.

Базен хотел изолировать Невскую губу, построив в Финском заливе по линии Лисий Нос - о. Котлин – Ораниенбаум 5 дамб с одним устройством для пропуска судов и одним - для пропуска воды. Общая длина барьера определялась в 23,8 км, а высота плотин над уровнем моря - 8,5 м. Для проводки судов Базен предлагал оставить проход между заведенными друг за друга плотинами. В проходе по одному из вариантов устраивался камерный шлюз. Ядро плотин составляли старинные ряжи и шпунтовые ряды, тело - каменная отсыпка. Для улучшения условий судоходства в отделенной части акватории залива намечалось поддерживать уровень воды на 3–4 фута (1,2 м) выше ординара.

Проект долго обсуждался и подвергся справедливой критике. Отмечались его негативные стороны: неизбежность подъема грунтовых вод, сложность строительства и эксплуатации разборного водопропуска длиной 1,5 км, затрудненность проводки судов через морской шлюз.

Однако величие заслуги П.-Д. Базена, несомненно, и состоит в том, что вокруг выдвинутых им идей будет в дальнейшем вращаться вся научная и инженерная мысль XIX–XX веков по созданию защиты Петербурга от наводнений. Впервые был предложен единственно верный и комплексный способ защиты от наводнений. Строительство дамбы было задумано как сложное гидротехническое сооружение.

Прошло почти 200 лет, и мы становимся свидетелями реализации замечательных идей. Построенный Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений проходит там, где предлагал Базен, и в основном воплощает его замысел.

Наводнение 1924 года впервые после революции заставило власти серьезно задуматься о мерах по защите Ленинграда от стихии и начать предпринимать конкретные шаги в этом направлении. Проектные работы остановила начавшаяся Великая отечественная война.

После окончания войны и четвертого по рейтингу (293 см) наводнения 1955 года работа над проектом защиты города от стихии больше не затихала, вплоть до принятия решения о начале строительства защитных сооружений, и велась целенаправленно и интенсивно. За основу были взяты лучшие идеи и научные изыскания предшественников. Значительно способствовало продвижению проекта утверждение в 1966 году основных положений нового Генерального плана развития Ленинграда, предусматривающего и создание защиты от наводнений.

Основные научно-инженерные изыскания поручили вести генеральной проектной организации – Ленинградскому отделению Всесоюзного института «Гидропроект» им. С.Я. Жука (ныне «Ленгидропроект»). Возглавил работу С.С. Агалаков. Всего в разработке проекта приняли участие свыше 50 проектных и научных организаций. Уже к 1971 году институт «Ленгидропроект» завершил разработку технико-экономического обоснования проекта. В нём были обобщены существующие на тот период предложения по защите от наводнений и рекомендован «западный» вариант – по трассе от п. Горская через о. Котлин до п. Бронка.

Интересный факт

Одним из первых наводнений, когда высокий подъём воды был предсказан синоптиками,
считается наводнение, произошедшее 15 октября 1955 года. Тогда Гидрометеослужба Северо-Запада за 7 часов до начала наводнения провела расчёты и определила высоту
подъёма воды с точностью до 30 см. В то время наука сделала огромный шаг вперёд, после чего стало возможным прогнозировать наводнения!

2 августа 1979 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений», давшее старт грандиозной стройке.

240 лет назад, 10 сентября 1777 года, в Петербурге случилось самое масштабное по количеству жертв и убытков наводнение. Защищенные дамбой, оглянемся на те времена и попробуем представить ужас людей, столкнувшихся с небывалым разгулом стихии. Игорь Яснитский > Санкт-Петербург 8(812)33-22-140 История

О капризном характере Невы местные жители знали еще задолго до основания Петербурга. Не исключено, что наводнения были одной из серьезных причин того, что до начала 18 века на месте нашего города не было каких-либо значительных поселений.

Но характер царя оказался не менее суровым, чем у реки. Несмотря на угрозу постоянных паводков, он не отказался от мысли основать будущую столицу именно в устье Невы.

Не успело начаться строительство Петропавловской крепости, как люди стали свидетелями подъема воды. Уже в ночь с 19 на 20 августа 1703 года началось наводнение. Несмотря на то, что оно было незначительным, даже небольшой подъем воды по-настоящему испугал людей.

Но реке все же удалось внести коррективы в задумки Петра. Как известно, он хотел разместить центр будущего города на Васильевском острове. Более того, в соответствии с градостроительным планом 1717 года, эта идея стала воплощаться в жизнь. На Стрелке стали возводить здания для административных и научных учреждений. Но время показало, что остров из-за особо низкого положения над уровнем моря затоплялся сильнее других. Это стало одной из причин, почему центр города постепенно переместился на левый берег Невы.

Мысли о том, как спасать город от повторяющейся стихийной напасти, стали возникать еще в петровские времена. Был даже проект поднять уровень Васильевского острова на три метра, но из-за колоссального объема работ от него отказались.

Знаменитые каналы, ныне засыпанные и ставшие линиями, тоже были прорыты отчасти для этой цели. Предполагалось, что поднимающаяся вода будет уходить по ним обратно в Неву. Но это мероприятие не помогло решить проблему. Для этого же уже позже были прорыты Екатерининский канал (ныне – Грибоедова) и Обводный.

Несмотря на то, что самый высокий уровень воды был зафиксирован во время наводнения 1824 года, по масштабам бедствия и количеству пострадавших и погибших людей самым ужасающим стал разгул стихии 10 сентября 1777 года.

За два дня до этого началась страшная буря, а ночью 10 сентября уровень воды поднялся на три метра. Был затоплен почти весь город. Особенно пострадали злосчастный Васильевский остров и Коломна. Нетронутыми водой оказались только район Литейного проспекта и Выборгская сторона.

Наводнение было недолгим – уже к 12 часам дня природа начала успокаиваться. Но нескольких часов оказалось достаточно, чтобы нанести городу катастрофический урон.

Множество деревянных домов оказались в море. Сильно пострадали городские сады – деревья вырывало с корнем. А в Летнем саду наводнение уничтожило фонтаны. Небольшой корабль проплыл мимо Зимнего дворца прямо по набережной. Стоявшую на берегу тюрьму, в которой было около 300 человек, попросту смыло в воду, а все узники погибли. Общее количество унесенных человеческих жизней превысило 1000. К вечеру, когда вода схлынула, вокруг города на 11 верст в полях находили трупы людей и животных.

Накануне катастрофы императрица Екатерина возвратилась из Царского села в Зимний дворец и ночью оказалась в самом центре событий. Как она написала позже, «порыв ветра разбудил меня в пять часов. Я позвонила, и мне доложили, что вода у моего крыльца и готова залить его. Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима». Вскоре императрица вызвала к себе обер-полицмейстера Чичерина. Тот приплыл в Зимний дворец на ялике. Разгневанная царица обвинила чиновника в нераспорядительности властей, из-за которых наводнение стало причиной столь страшных последствий. Видимо, Чичерин настолько близко к сердцу принял слова Екатерины, что через два дня скончался.

Жители, дожившие до другого масштабного наводнения 1824 года, свидетельствовали, что, несмотря на более высокий уровень воды, события 1777 года были гораздо страшнее.

После наводнения 1777 года были изданы «Правила для жителей – что делать в минуту опасности?». Помимо прочего в них говорилось, что теперь о наступлении бедствия будут предупреждать пальбой из пушек, сигнальным флагом днем и фонарями по ночам.

Эта катастрофа значительно повысила интерес к изучению причин наводнений. Было установлено регулярное наблюдение за уровнем воды в Неве.

Долгое время считалось, что основная причина затоплений заключается в самой реке. Исследователи полагали, что при сильном западном ветре течение в реке замедляется, и она выходит из берегов. Но только недавно выяснилось, что всему виной атлантические циклоны. Они вызывают подъем волны в Балтийском море. Поначалу невысокая, проходя через Финский залив, она набирает скорость и высоту, порой достигающую пяти метров. Сталкиваясь в устье Невы с течением последней, она вызывает стремительный рост уровня воды. Это связано с небольшой глубиной залива и Невской губы.

Несмотря на многолетнюю историю работы над проектами по защите города от наводнений, более обстоятельно этим вопросом занялись только после бедствия 1924 года. Были спроектированы защитные сооружения и началось их строительство. Окончить работы предполагалось через четыре года. В силу разных причин, в том числе – войны, работы были приостановлены.

Современный комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений начали проектировать в 1960-х годах, а стройка началась только в 1979-м. Пресловутая дамба стала долгостроем – работы закончились только в 2011 году. Сейчас метеорологи узнают о приближении волны с Балтики за двое суток, и за пять часов до ее подхода закрываются все проходы для судов.

В каждый осенний период Петербург подвергается угрозам наводнения.

Едва стартовала постройка крепости на так называемом Заячьем острове, как специалисты в первый раз столкнулись с таким жесточайшим природным явлением. Вода смогла подняться ночью, с девятнадцатого на двадцатое августа 1703 года. Уже в петровский период задумались над тем, как обезопасить Петербург от наводнений.

Ужасное наводнение, город, смог пережить 10 сентября 1777 года, которое принесло тяжелейшие последствия. В тот момент, ночью, начал дуть очень сильный ветер. Уже к двенадцати часам дня, вода стала медленно уходить, однако этих часов, в общем-то, было вполне достаточно, чтобы местные жители города, ощутили на себе огромное количество неприятных моментов. Особому затоплению подверглись Коломна, а также Галерная гавань, которая находится на западе Васильевского острова. В этих местах были заселены самые бедные жители, к тому же постройки здесь были не очень прочными. Петербургским садам также пришлось немало пострадать: деревья были вырваны с корнем, а вот что касается Летнего сада — напору воды удалось уничтожить красивейшие фонтаны.

Перед наводнением императрица Екатерина возвратилась из Царского села в Зимний дворец. В ночь, она оказалась в центральном месте стихии, где не на шутку разыгрывалась буря После того, как уже стало известно о количестве жертв (причем немалых), императрица вызвала к себе главного представителя полиции Петербурга, Чичерина, и высказала ему претензии в том, что по причине неэффективности властей, наводнение имело такие вот тяжелейшие последствия. По всей видимости, обвинения Екатерины были настолько сильными, что через 2 дня Чичерин по неизвестным причинам скончался. Это заинтересовало многих людней, однако никому не хотелось ввязываться в это дело.

После произошедшего наводнения были созданы определенные правила, которые звучали так: «Правила для жителей — что делать в минуту опасности?» В этих правилах, в свою очередь сообщалось, что теперь о возможном стихийном бедствии будут предупреждать пальбой сигнальным флагом, а также фонарями. Хотелось бы отметить, что такой вот способ стал очень и очень эффективным.

Теми из местных жителей города, кому удалось дожить до следующего страшнейшего наводнения 1824 года, говорилось, что наводнение семьдесят седьмого года было наиболее плачевным.

Похожие материалы:

В шестьдесят пятом году, восемнадцатого столетия, в Санкт-Петербурге смогло основаться Вольное экономическое общество - ...

Лишь только Нева, а также другие речки использовались для снабжения города водой, причем с первых дней существования Петербурга. Самые первые...

В Петербурге, а также его основных окрестностях по приказу, такого правителя, как Петр I, было реализовано несколько так называемых дворцовых...

Основами больших городов России зачастую были гостиные дворы. Еще в период правления Петра I Гостиный двор смог появится...

Эта церковь была построена 29 июня 1703 года в честь святых Павла и Петра. Первая молитва произошла 1 апреля 1704, торжественная часть произошла 14 ...

Санкт-Петербург, расположенный в дельте Невы, за триста лет своего существования пережил 323 наводнения , которыми принято считать подъем воды на 1,6 м выше ординара, установленного в районе Горного института. Обычно они происходят в сентябре-декабре - такая специфика Балтийского моря.

Зимой возможно повышение уровня воды в Неве до метра из-за забивания шугой русла реки при наступлении сильных морозов, весной схожие явления иногда наблюдаются при заполнении русла проходящим льдом при ледоходе. Повышения же уровня воды в результате паводка наблюдались в 1903, 1921 и 1956 годах, но причиной именно наводнений считаться они не могут.

Причиной подъема воды в Неве становились атлантические циклоны: юго-западные ветры вызывали нагонную волну из Финского залива, и она препятствовала свободному течению реки. Чаще всего наводнения наблюдались осенью — в сентябре и ноябре, крупнейшие из них случились в 1777, 1824 и 1924 годах.

Первое в истории С.-Петербурга наводнение произошло 30 августа 1703 года. Вода поднялась на 2,5 м, затопила Заячий остров и смыла часть леса, заготовленного для строительства крепости. Были приняты первые меры безопасности против внезапных подъемов уровня воды: «Так как при наводнении Заячий остров покрывался водою, то при построении крепости его несколько возвысили и даже увеличили насыпкою земли», — сообщает «Летопись Петропавловской крепости 1703-1789 гг.», хранящаяся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

Вестовая пушка, установленная на Государевом бастионе Петропавловской крепости в 1703 году, выстрелом предупреждала о надвигающемся бедствии. С середины XVIII в. сигнал об опасном подъеме воды подавали пушки Адмиралтейства. В 1873 году сигнальные орудия вновь перенесли в Петропавловскую крепость. Ежедневно с бастиона Нарышкина они давали полуденный залп, а при опасном подъеме воды несколькими выстрелами оповещали горожан о начале наводнения. Традиция сохранялась до 1920-х годов.

В 1706 году Петр I стал свидетелем одного из наводнений и оставил его описание в письме к А. Д. Меншикову: «Третьего дня ветром вест-зюйд такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм и по городу и по другой стороне по улице свободно ездили на лодках. И здесь было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям, будто во время потопа, сидели — не тлько мужики, но и бабы».

В 1715 году в Петропавловской крепости была установлена водомерная рейка-футшток для измерения уровня воды в устье реки при штормовых нагонах. С его помощью академик И. Г. Лейтман в 1726 году определил ординар Невы — нормальный уровень воды при безветренной погоде. Первые научные исследования невских наводнений, опубликованные в конце XVIII века, основывались на показаниях этого футштока у Невских ворот Петропавловской крепости. Летопись самых катастрофических наводнений, когда вода поднималась более чем на 3 м, запечатлена на памятных досках, укрепленных под аркой ворот.

Васильевский остров — одно из самых низменных мест города — по замыслу Петра I должен был стать центром столицы. В 1716-1717 годах был разработан проект его застройки. Чтобы предотвратить частые затопления острова, архитектор Д. Трезини предлагал поднять уровень почвы на 3 м, выкопать прямоугольную сеть каналов по образцу голландских и соорудить дамбы вдоль береговой линии. Проект был осуществлен частично. Каналы, прорытые вдоль линий Васильевского острова, оказались слишком узкими, и их вскоре засыпали.

В 1720 году на Петербургский остров явился некий предсказатель, который пророчил: «Быть Питербурху пусту», на остров хлынет вода и затопит весь город до метки на верхушке высокого дерева, росшего на берегу. Многие горожане стали спешно переселяться из низин на более высокие места. Петр I, узнав об этом, велел срубить дерево, а «пророка» наказать кнутом. С 1721 по 1724 год действительно случилось три крупных наводнения. В эти годы Петр I издал несколько указов о защите от «прибылой воды»: жители прибрежных территорий были обязаны подсыпать и укреплять берега, повышать фундаменты строившихся зданий. В конце 1724 года во время наводнения государь, спасая утопающих рыбаков, сильно простудился, от чего скоро умер.

Очередное бедствие чуть навсегда не решило судьбу Петербурга: после наводнения 13 октября 1729 года император Петр II перенес столицу в Москву. Императрица Анна Иоанновна вернула С.-Петербургу его столичный статус в 1732 году.

В царствование Елизаветы Петровны значительных подъемов воды не было, но регулярные подтопления приносили немало неприятностей, поэтому императрица в течение всего царствования издавала указы о строительстве фундаментов «на фут выше прибылой воды».

В 1764 году генерал-инженер И. М. Кутузов, отец великого полководца, представил проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения». На плане Петербурга, воспроизводящем градостроительный проект 1760-х годов, обозначен этот канал, названный Екатерининским (ныне — Грибоедова). Его строительство было завершено в 1790 году, но «гибельных последствий наводнений» не предотвратило.

Особенно бедственным было для столицы наводнение 1777 года: погибло около тысячи жителей, были разрушены многие деревянные дома и лавки, повреждена строившаяся гранитная Дворцовая набережная, уничтожены фонтаны Летнего сада. 10 сентября вода поднялась на 3,21 м и залила город. Императрица Екатерина II наблюдала разгул стихии из окон Зимнего дворца и так описала наводнение: «Порыв ветра разбудил меня в пять часов. Я позвонила, и мне доложили, что вода у моего крыльца и готова залить его. Я сказала: если так, отпустите часовых с внутренних дворов, а то пожалуй они вздумают бороться с напором воды и погубят себя... Желая узнать поближе в чем дело, я пошла в Эрмитаж. Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима. По набережной, которая еще не окончена, громоздились трехмачтовые купеческие корабли. Я сказала: Боже мой! Биржа переменила место, графу Миниху придется устроить таможню там, где был Эрмитажный театр».

Наводнением 1777 года был разрушен острог, стоявший на берегу Невы. Все 300 заключенных погибли. Происшествие породило легенду о потоплении арестантов Петропавловской крепости, в том числе самозванки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. В XIX веке ее отождествили с княжной Таракановой, другой авантюристкой, также жившей в екатерининскую эпоху. Предание послужило сюжетом нескольких романов и известной картины К. Д. Флавицкого. На самом деле узница умерла от чахотки двумя годами раньше — в 1775 году.

Весть о беде, постигшей Петербург, дошла до Европы. М. И. Пыляев на страницах книги «Старый Петербург» воспроизвел немецкую гравюру конца XVIII века, изображавшую наводнение 1777 года. Видимо, художник пользовался словесным описанием или беглым наброском места происшествия.

Извилистая река, текущая среди холмов, не похожа на Неву, а в архитектурном пейзаже городка с рядами островерхих крыш трудно узнать Петербург. Подтопленная башня на первом плане — это форт Кроншлот, расположенный в Финском заливе у острова Котлин.


7 ноября 1824 года на площади у Большого театра

Самое опустошительное наводнение, 79-е по счету, произошло 7 ноября 1824 года. Вода поднялась на 4,1 м выше ординара. Больше всего пострадали Галерная гавань, Васильевский остров и Петербургская сторона. На Невском проспекте вода доходила до Троицкого переулка (ныне улица Рубинштейна). Были залиты водой селения вокруг Екатерингофа и казенный чугунный завод. Погибло несколько сотен людей и тысячи голов домашнего скота, разрушены почти все деревянные строения на затопленной территории.


Наводнение 7 ноября 1824 года

Генерал-губернатор С.-Петербурга граф М. А. Милорадович и генерал-адъютант граф А. X. Бенкендорф принимали участие в спасении жителей города. Император Александр I 8 ноября осмотрел все места, пострадавшие от потопа, и распорядился о выдаче горожанам, оставшимся без средств к существованию, «одного миллиона рублей из сумм, составленных от сбережений хозяйственным устройством военных поселений».

Стихийное бедствие 1777 года положило начало научным исследованиям проблемы. По указанию императрицы Екатерины II генерал-инженер Ф. В. Баур составил план Петербурга с обозначением мест наводнения, а академик Л. Ю. Крафт опубликовал научную работу, перевод которой был издан в 1795 году под названием «Известия и примечания о разлитиях воды в Санкт-Петербурге».

При императоре Александре I в 1804 году по проекту генерал-лейтенанта И. К. Герарда, архитектора Императорских водных строений, началось сооружение Обводного канала. В 1816 году строительство возглавил П. П. Базен — выдающийся французский инженер и ученый, математик и механик, член-корреспондент и почетный член Мюнхенской, Петербургской, Стокгольмской и Туринской академий наук. Строительство Обводного канала было завершено в 1834 году. На «Плане столичного города Санкт-Петербурга», опубликованном в 1820 году, уже обозначен этот канал, названный Новым.

В 1824 году А. С. Пушкин не был в Петербурге, но великое бедствие стало темой поэмы «Медный всадник». Поэт документально воспроизвел картину петербургского потопа, о чем сообщил в предисловии: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине... Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом». Морской инженер и историк флота В. Н. Берх в 1826 году опубликовал «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге». Пушкин воспользовался также статьей «Письмо к приятелю о наводнении, бывшем в С.-Петербурге 7 ноября 1824 года» Ф. В. Булгарина, известного петербургского журналиста и издателя.

Воспоминания о наводнении 1824 года оставили А. С. Грибоедов, И. И. Мартынов — известный ученый и журналист, актер Императорского театра В. А. Каратыгин и другие очевидцы. Поэтическое описание катастрофы, сочиненное графом Д. И. Хвостовым, было посвящено четвероногим жертвам потопа:

Свирепствовал Борей,
И сколько в этот день погибло лошадей!
И представлялась страшная картина,
как: ...по стогнам валялось много крав,
Кои лежали там ноги кверху вздрав...

В 1888 году вышла в свет «Летопись петербургских наводнений 1703-1879 гг.», составленная П. П. Каратыгиным, известным литератором и племянником знаменитого актера. В книге собраны воспоминания очевидцев и предания, связанные с катастрофой 1824 года: «Наводнение врезалось в память петербургских жителей, на много лет оставив по себе неизгладимые печальные следы. Напоминанию о нем способствовали, быть может, доныне сохранившиеся пометки на стенах домов в виде жестяных, а кое-где и мраморных досок с надписью: 7 ноября 1824 года. Осталось также множество страшных эпизодических рассказов и преданий о таинственной связи этого наводнения с жизнию императора Александра Первого: оно 12-ю месяцами и 12-ю днями предшествовало его кончине, а наводнение 10-го сентября 1777 года — тремя месяцами и двумя днями его рождению». Сохранились также изображения наводнения 1824 года, созданные по зарисовкам с натуры петербургскими художниками Ф. Я. Алексеевым, С. Ф. Галактионовым, Г. Г. Чернецовым.

«Панорама наводнения» Иоганна Фридриха Тилькера сочетает личные воспоминания о происшествии с точностью научного наблюдения. Изображен один из моментов бедствия после полудня 7 ноября, когда уровень подъема воды достиг максимума. До горизонта разлилось море, в котором отдельными островами возвышаются Зимний дворец, Адмиралтейство, Биржа. Утесом в пенной пучине стоит Медный всадник.

В феврале 1825 года Александр I объявил конкурс на лучший проект защиты Петербурга от наводнений. П. П. Базен, один из пяти участников конкурса, предлагал отделить Невскую губу от Финского залива каменной плотиной. Дамба должна была пересечь залив между Лисьим Носом и Ораниенбаумом через остров Котлин. Для прохода судов между заходящими друг за друга оконечностями плотины предполагалось оставить широкий канал, перпендикулярный направлению западных ветров.

Проекты обсуждались почти 30 лет, но губительные наводнения в это время не повторялись, и интерес к защитным мерам постепенно угас. В 1890 году вновь произошел подъем невской воды. Считается, что именно тогда Обводный канал предохранил город от катастрофического разлива Невы.

В 1891 году обсуждение проектов защитных сооружений возобновилось, но из-за отсутствия средств и опасности загрязнения Невской губы планы не получили поддержки. К проектированию приступили лишь после наводнения 1924 года, взяв за основу проект П. П. Базена, разработанный столетием раньше.

В 1897 году была создана постоянно действующая метеорологическая служба при Физической обсерватории, в задачу которой входило своевременное предсказание опасности наводнения. Тем не менее и в начале XX века многие горожане узнавали о предстоящих бурях и угрозе наводнения по показаниям барометров. В Петербурге производством популярного устройства занимались несколько фирм.


Садовая улица у бывшего Никольского рынка во время наводнения 25 ноября 1903 года

В год 200-летия С.-Петербурга произошло крупное наводнение. 12 ноября 1903 года уровень воды достиг 2,58 м выше ординара. Впоследствии это стихийное бедствие рассматривали как «предупреждение свыше» о начале неблагополучного для России периода войн и революций. Разрушения запечатлели петербургские фотографы. Впервые в истории города событие удалось снять на кинопленку. В память о наводнении были выпущены открытки с видами районов города, пострадавших от потопа.


Большая Подьяческая ул. во время наводнения 25 ноября 1903 года

Последнее катастрофическое наводнение произошло в Ленинграде 23 сентября 1924 года. Около полудня подул порывистый ветер, и начался быстрый подъем воды. В 13.20 из Петропавловской крепости раздались первые пять предупредительных выстрелов. Вода поднялась на 1,52 м, а к 15.00 начала заливать город. Ураганный ветер с корнями вырывал деревья, срывал крыши, валил телеграфные столбы, выбрасывал на берег баржи. Над городом пронеслось несколько смерчей — явление необычайно редкое для северных широт. С 16.30 ветер начал ослабевать, но подъем воды продолжался и достиг уровня 3,8 м выше ординара. Погас электрический свет, прервалась телеграфная и телефонная связь, остановилась работа городского водопровода. К 21.00 Нева вновь вошла в берега.


Передвижение на лодках по улицам Васильевского острова во время наводнения 23 сентября 1924 года

Жительница Васильевского острова А. Н. Полухина так описала этот день: «Трава посреди двора стала покрываться водой. К воротам прибило целую россыпь антоновских яблок, вероятно, уплывших с Андреевского рынка. Полосатая будка сторожа, упав набок, поплыла по двору к 3-й линии; за ней потянулась громадная, лохматая сторожевая шуба, там они долго напирали на ворота и, когда те поддались, победоносно выплыли на улицу. Идти было невозможно... Вода хлынула в парадные и стала подниматься, заливая все новые и новые ступеньки. В подвальном помещении домконторы бухгалтерша, как княжна Тараканова, стояла, оцепенев, на столе, прижимая к груди пачку ведомостей».


Владимирская улица (Владимирский проспект) после наводнения 1924 года.

Во время наводнения 1924 года почти две трети территории Ленинграда находились под водой. В районе затопления оказались также Лахта, Лисий Нос, Стрельна, Петродворец, Ломоносов, Сестрорецк и Кронштадт. Было повреждено более 5000 зданий, разрушено 19 мостов, 40 судов в морском порту затонули или были выброшены на берег. Сильно пострадали заводы «Красный путиловец» и «Русский Дизель», были залиты водой архивы Главного штаба и Петропавловской крепости. В Летнем саду погибло 550 вековых деревьев. Точных сведений о количестве жертв наводнения не сообщалось. Как и при прежних катастрофах, во внезапном подъеме невских вод искали высший смысл и зловещие предзнаменования.

Два наводненья, с разницей в сто лет,
Не проливают ли какой-то свет
На смысл всего?..
И с детства, помню, душу волновала
Двух наводнений видимая связь...

А. С. Кушнер

Руководство Ленинграда извлекло уроки из катастрофы 1924 года. Институт коммунального хозяйства в 1932 году представил проект защитных гидротехнических сооружений, основанный на разработках П. П. Базена. Строительство предполагалось завершить к 1938 году, но после убийства С. М. Кирова в 1934 году наступила пора тотальных репрессий, затем война, блокада. Строительство защитных сооружений в этот период перестало быть актуальным. К проекту дамбы вернулись в начале 1960-х годов после крупного наводнения 15 октября 1955 года (2,93 м выше ординара) и в связи с разработкой нового Генерального плана развития Ленинграда. Работы над проектом велись почти 20 лет.


У причала Морского пассажирского вокзала во время наводнения 18 октября 1967 года


У Горного института во время наводнения 18 октября 1967 года

Чтобы предотвратить постоянную угрозу нагонных наводнений был построен