Где чаще всего пишутся местоимения в предложении. Местоимение

Разряды место­име­ний - это лексико-грамматические груп­пы слов этой части речи, име­ю­щие харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в рус­ском язы­ке выде­ля­ют раз­ря­ды место­име­ний: лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Разряд - это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак место­име­ний. В зави­си­мо­сти от того, на что ука­зы­ва­ет место­име­ние (пред­мет или лицо, при­знак или коли­че­ство), их делят на раз­ря­ды по зна­че­нию.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ря­ды место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния эти сло­ва име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты - мы, вы;
  • он, она, оно - они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я - меня;
  • ты - тебя;
  • она - её;
  • они - их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. -
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

«тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на предметы, признаки и т.п., но не называющие их. В предложении местоимения могут выступать в роли различных членов предложения.

Виды местоимений :

В русском языке местоимения делятся на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, взаимные и неопределённые.

Разряды местоимений

1. Личные местоимения. Ед. ч. Мн. ч.

Личные местоимения. Ед. ч. Мн. ч.

2 л. ты, вы

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они).

Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по - падежам.

2.Возвратное местоимение

Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале).

Склоняется по падежам:

себя (рд., вн. падежи), себе (дт., пр.), собой, собою (тв.).

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.

3. Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Ед. ч. субъекта

и объекта Ед. ч. субъекта

и мн. ч. объектов Мн. ч. субъектов

и ед. ч. объекта Мн. ч. субъектов

и объектов

1 л. мой мои наш наши

2 л. твой, Ваш твои, Ваши ваш ваши

любое свой свои свой свои

Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их) не склоняются.

4. Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных, отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют.

сколько склоняются по падежам

который склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

почему не изменяются

5. Относительные местоимения

Те же местоимения, что и вопросительные. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и выполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. Например:

Спроси, какая у него оценка.

6. Указательные местоимения

Указательные местоимения

столько склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным

оный (уст.)

сей (уст.)

экий склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

вот не изменяется

7. Определительные местоимения

всё склоняются по падежам

иной склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным.

8. Отрицательные местоимения

не́чего склоняются по падежам

никако́й

ниче́й склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

никогда́

не́зачем

ника́к не изменяются

Замечание. В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением.

9. Взаимные местоимения

друг друга

10. Неопределённые местоимения

не́который

не́сколько

не́когда (неведомо когда)

неопределённые местоимения с приставкой кое- или суффиксами - то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, где-то, кому-либо, что-нибудь и т. п.

Замечание. Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не, с которой пишутся слитно.

Во французском on, в немецком man. На русский переводятся неопределённо-личной конструкцией.

Соотношения местоимений с другими частями речи

местоимения, соотносимые с существительными (обобщённо-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, оне, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;

В академической грамматике часть местоимений иногда выделяют в особую часть речи — местоименное существительное, в которую включаются местоимения разных указанных выше классов по признаку общих с именем существительным синтаксических и морфологических характеристик (например: все личные, возвратные, часть вопросительных — кто, что, отрицательных — никто, ничто, неопределённо-личных — некто, нечто и др.)

местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщённо-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;

местоимения, соотносимые с числительными (обобщённо-количественные): столько, сколько.

местоимения, соотносимые с наречиями (местоименные наречия): там, куда

Следы древней системы местоимений

В праславянском языке существовала довольно стройная система местоимений на основе сочетаний корней и суффиксов; в современном русском можно заметить лишь её остатки (в нижеприведённой таблице корни записаны по вертикали, суффиксы по горизонтали).корень — -ак -уда -ам -де -гда

т- тот так туда там — тогда

сь - сей сяк сюда сям здесь —

к- кто как куда — где когда

весь- весь всяк всюду — везде всегда

ин- иной иначе — — — иногда

В некоторых случаях произошла редупликация корня: тот (← тъ-тъ), здесь (← сь-де-сь).

Корни «он-» и «й -» выпали из этой системы и слились в единое местоимение «он, она, оно», в склонении которого наблюдается явление супплетивизма: он/его, она/её и т. д. (ср. также устаревшие «о́ный», «егда́»).

В гораздо более полном виде древняя система местоимений сохранилась в церковнославянском языке.

Взгляды разных школ и ученых

Позиция местоимения в составе частей речи исторически была не такой уж сильной. Включение его в ряды частей речи относится к европейской грамматической традиции, восходящей к античности. Но в ряде грамматических теорий XX века появились достаточно сильные возражения против такого подхода. В них подчеркивалась грамматическая неоднородность местоимений, которые квалифицировались как:

«указательные слова» (К. Бругман, К. Бюлер, У. Вайнрайх);

«индексы» или «индикаторы» (Ч. С. Пирс, В. Коллинсон);

«слова с непостоянной сигнификацией» (А. Нурен);

«подвижные определители» или «шифтеры» (О. Есперсен, Р. О. Якобсон);

«актуализаторы» или «средства перехода от языка к речи» (Ш. Балли, Э. Бенвенист);

слова с «субъективно-объективным» лексическим значением (А. М. Пешковский);

«заместители слов» или «субституты» (Л. В. Щерба, Л. Блумфилд, З. З. Хэррис);

«репрезенты» (Ф. Брюно);

«пережитки особой части речи» (В. В. Виноградов); и т. п.

Все имена можно разделить на знаменательные и местоименные слова.

Знаменательные - это слова с определенным постоянным лексическим значением, называющие различные явления познавательного опыта, например: дом, коллективный, пятнадцать, рано и т. п. Подавляющее большинство слов относится к этой группе - они исчисляются тысячами.

Местоименные - это слова, не имеющие постоянного лексического значения, а получающие его в зависимости от того, на какое явление действительности или на какое слово в речи оии указывают, например: Я давно тебя ищу. Словом я обозначен говорящий, словом ты - собеседник. Принеси зонтик, он висит в коридоре. Слово он указывает на слово зонтик, названное в предыдущем тексте, как бы заменяя его. Местоименных слов немного - они исчисляются десятками. Но значение их в языке огромно, потому что они очень часто употребляются.

Местоименные слова объединяются не только общим значением указания на явление действительности (ситуация) нли на слово (контекст), но и рядом частных значений, которые в знаменательных словах не встречаются.

Так, бывают местоимения личные (я, ты, мы, вы, мой, наш. и др.), возвратные (себя, друг друга, свой и др.), лично-указательные (он, она, они, оно и др.), указательные (тот, этот, такой, тут, столько, туда и др.), вопросительные (кто, какой, сколько, где и др.), неопределенные (некто, некоторый, что-то, где-нибудь и др.), отрицательные (негде, некуда и др.), усилительно-отрицательные (никто, никакой, нисколько, никогда и др.), определительные (другой, весь, всякий, везде и Др.).

Основными семантическими разрядами являются местоимения личные, вопросительные и указательные. Остальные семантические разряды по форме или по значению выводятся из этих трех разрядов. Так, отрицательные, усилительно-отрицательные и неопределенные местоимения представляют собой соединение вопросительных местоимений со словообразовательными частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, не-, ни-: что-то, кто-нибудь, какой-либо, кое-где, нечего, никогда и т. п.

Рассмотрим подробнее указательные местоимения в русском языке: это, то; этот, тот, такой, этакий, таков, сей, оный; столько, оба; там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, отсюда, так, этак, потому, поэтому, оттого, тогда, сейчас, теперь.

В определенной ситуации эти местоимения могут указывать непосредственно на предмет или явление действительности (дейктическое значение) и в этом случае обычно сопровождаются жестом: движением руки, пальца, головы, подбородка, глаз. Например, в магазине покупатель спрашивает: - А этот галстук шелковый? - и указывает рукой или движением глаз на приглянувшийся ему галстук. Дейктическое значение указательных местоимений свойственно устной разговорной речи.

В определенном контексте эти же местоимения могут указывать на слово или группу слов предыдущего, реже - последующего текста (анафорическое значение), например: После дождя пошли в лес. Там было много грибов. Там означает «в лесу».

Анафорическое значение указательных местоимений не сопровождается жестом и в равной степени свойственно и устной и письменной речи.

Некоторые указательные местоимения различают указание на близость или отдаленность в пространстве или во времени: это - то, этот - тот, здесь - там, сейчас - тогда, сюда - туда и др.

И прожитому я подвел черту,

жизнь разделив на эту и на ту,

и полужизни опыт подытожил:

та жизнь была беспечна и легка,

легка, беспечна, молода, горька,

а этой Жизни я еще не прожил.

(О. Чухонцев)

Общих грамматических признаков (форм), которые были бы характерны для всех местоимений, нет. По морфологическим (и синтаксическим) признакам одни из них примыкают к существительным (я, вы, никто, что-нибудь и под.), другие - к прилагательным [чей, какой, свой, чей-то, никакой, таков и под.), третьи - к числительным (сколько, столько, оба и под.), четвертые - к наречиям (где, там, никуда, когда-нибудь, как-то и под.) (см. Части речи).

А раз у местоимений нет единства грамматических форм, то они и не представляют собой части речн. На это обращали внимание многие ученые XIX и XX вв. (Г. П. Павский, И. И. Давыдов, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский и др.).

Итак, местоимениям свойственна двойная, перекрещивающаяся классификация: по грамматическим разрядам (частям речи) и по семантическим, местоименным разрядам. Группировать их при изучении можно по-разному в зависимости от цели изучения.

В школьной грамматике местоимения изучаются по семантическим разрядам - так удобнее понять и общую специфику местоимений, и частные особенности отдельных местоименных слов. Только не надо бы называть их частью речи. И уж, конечно, не надо забывать, что есть местоименные наречия.

Местоимения очень древний и сравнительно замкнутый круг слов. Но все же они могут пополняться новообразованиями. Например, не так уж давно появились неопределенные местоименные прилагательные энный н энский: энная сумма денег, на энском заводе и под.

Приближаются к неопределенным местоимениям разных грамматических разрядов и соединения вопросительных местоимений с частицами угодно и попало (пишутся раздельно), например: Не бросай свои тетради где попало. Думай о чем угодно, но не забывай о деле.

В 6 классе изучаем местоимения. Вроде бы все разряды усвоили, но нет-нет да и ошибёмся невзначай.

Уж очень похожи местоимения на существительные, прилагательные, числительные и наречия. Как тут не запутаться! Действительно, трудно.

Попробуем для начала понять, зачем они нужны, эти местоимения. Во-первых, без местоимений мы не смогли бы связать предложения в тексте. Во-вторых, не избавились от повторов одних и тех же слов.

Наконец, не передали бы все те лексические значения слов, которые помогают точнее выразить наши мысли.

А теперь прочитайте первый абзац ещё раз и посчитайте, сколько мне потребовалось местоимений, чтобы высказаться о пользе местоимений. Конечно, их восемь: все, они, эти, мы, тех, те, которые, наши. Некоторые из них заменяют существительные - они, мы (это личные местоимения), другие - прилагательные (все, эти, тех, те, которые, наши). В начале текста-рассуждения я использовала больше местоимений-прилагательных, потому что перечисляла их признаки. В тексте рассказа, наоборот, много местоимений-существительных.

Итак, местоимение указывает на какой-то предмет, или признак, или количество, но не называет его. Это определение нужно хорошенько помнить, ведь его придётся писать в первой части морфологического разбора каждый раз, когда мы будем разбирать местоимения.

Давайте выучим разряды местоимений. Местоимения-существительные по своим свойствам и роли в предложении ведут себя как существительные. Это хорошо видно в таблице.

Обратим внимание на приставку КОЕ-, которая содержит указание на известность лица или предмета при нежелании его уточнять. Суффикс -ТО указывает не только на неизвестность, но и на несущественность лица (вас кто-то искал; кто-то ведь должен работать). Суффикс -НИБУДЬ подчёркивает как неизвестность (меня кто-нибудь искал), так и безразличие при выборе лица (пусть кто-нибудь купит).

Местоимения, заменяющие имена существительные

Возвратные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Себя, себе, собой

Некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо

Никто, ничто, некого, нечего, некому, нечему, никого, ничего, никому, ничему

Указывают на лицо или предмет

Указывают на тождество

Указывают на неопределённое лицо или предмет

Указывают на отсутствие лица или предмета

Нет Им.падежа

Некто имеет только Им.п.

Нечто имеет только Им.-Вин. падежи

Некого-нечего не имеют Им.падежа

Есть число и падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Подлежащее, дополнение

Дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Со словами пишутся раздельно.

После предлогов добавляется [Н]

Входит в состав фразеологизмов, пословиц

Стоят в начале простого вопросительного предложения

Стоят в середине сложного повествова-тельного предложения

Кое, то, либо, нибудь - чёрточку не забудь!

Приставка НЕ всегда ударная.

Если у глагола есть частица НЕ, пиши приставку НИ.

Есть предлог - пиши в три слова!

Надо мной, у неё, у него

Вместо себя оставила.

Кто забыл ключ?

Кого нет?

Я знал, кто забыл ключ.

Мне сказали, кого нет.

Кое-кто, что-то, кое у кого, кое с чем

Некого винить.

Никого НЕ винить.

Не у кого жить, ни у кого НЕ жить.

Местоимения-прилагательные обладают практически всеми признаками имён прилагательных.

Можно перепутать притяжательные местоимения его, её, их с личными. Отличить легко, если определить главное слово и задать вопрос: от глагола всегда зависят личные местоимения (увидел кого? - его, её, их - дополнение), от существительного - притяжательные (дом чей? - его, её, их - определение). Сравните: Я был у него дома (у кого?). Я был у его брата (чьего?).

Указательные местоимения ближнего действия (этот, эта, это, эти) часто сочетаются с указательной частицей ВОТ (Я возьму вот этот нож.), указывают на одновременность действия (Я встал, и в этот момент раздался смех.), заменяют впереди стоящее предложение (Его долго не было дома. Это беспокоило всех без исключения.).

Указательные местоимения дальнего действия (тот, та, то, те) сочетаются с частицей ВОН (Я жил вон в том доме.), указывают на какие-либо моменты в прошлом (С тех пор я здесь живу.), находятся в главной части СПП (Я отдал то, о чём ты просила.).

Указательное слово ТАКОЙ выделяет качества предмета (Такие письма я получал давно.), бо′льшую степень признака (Такого смешного случая я не припомню.), используется с вопросительными местоимениями (Кто вы такая?) и замещает качества предметов в смежных предложениях (Я ищу плотную бумагу. Но такой бумаги я здесь не вижу.).

Как различить определительные местоимения САМ и САМЫЙ?

САМ имеет ударные окончания - самогО′ себя ругаю. Подчёркивает предмет, который непосредственно совершает действие - ты САМ виноват. Говорит о самостоятельности лица - я САМ решу пример. Показывает чью-то значительность - САМ директор меня узнал.

САМЫЙ обычно сочетается с существительными или прилагательными и указывает на границу времени и места (у СА′МОГО берега стояла хата, с СА′МОГО утра шёл дождь), выделяет что-то особенное (СА′МОЕ главное - это притаиться и ждать) и участвует в образовании превосходной степени (САМЫЙ сильный ветер). Кстати, некоторые лингвисты считают, что в последнем примере местоимение САМЫЙ переходит в разряд формообразующих частиц.

И ещё немного надо сказать об особенностях определительных местоимений. Слова ВЕСЬ, ВСЕ, ВСЁ обозначают полный охват предмета (ВЕСЬ класс в сборе, ВСЁ готово к уроку). КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ указывают на множество однородных предметов (КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ человек это любит). ВСЯКИЙ употребляется в значении разный (я люблю ВСЯКИЕ книги). ЛЮБОЙ имеет два значения: множество разнородных предметов (купи в ЛЮБОМ магазине) и указывает на предпочтение одного предмета (бери ЛЮБУЮ ручку).

Местоимения, заменяющие имена прилагательные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Чей?

Указывают на вопрос в вопроси-тельном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённый признак

Указывают на отсутствие признака

Указывают на принадлежность предмета лицу

Указывают на ближний-дальний предмет, на качество или степень признака

Указывают на определённый признак

Какой, который, чей, каков

Какой, который, чей, каков

Кое-какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, какой-либо, чей-либо, некоторый

Никакой, ничей, ни к какому, ни о каком, ни с какими, ни с чьими, ни о чьём

Мой, твой, свой, наш, ваш, их, его, её

Этот, этакий, тот, такой, таков

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Определение

Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое

Определение

Определение

Определение

Определение, подлежащее, сказуемое

Определение, подлежащее, дополнение

Дефис, контакт

Контакт, пробел

Какой сегодня день?

Который час?

Каков гусь?

Я не знал, какой сегодня день.

Спросил, который час.

Какого-то человека я видела.

Некоторые птицы уже улетели.

Никакого уговора не было.

Ни с какими уговорами не подходи!

Мой друг болен.

В своём доме не хозяин.

Его помощь была кстати.

Этот дом роднее.

Тот человек ушёл. Таковы люди.

Я сам решил задачу.

У самого леса жил старик. Есть другие темы и дела.

Местоимения-числительные похожи на имена числительные, поэтому их легко заменяют. Местоимения СКОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО не изменяются по родам и числам, но имеют окончание О. Склоняясь, местоимения требуют ставить ударение на первый слог (скО′льким, стО′льких).

Местоимённые наречия очень похожи на местоимения, но нужно знать главный способ отличия - неизменяемость, вопросы и вид словосочетания. У наречий НЕТ ОКОНЧАНИЯ. Вопросы: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Вид словосочетания - ПРИМЫКАНИЕ.

Назовём только часто встречающиеся наречия. Но подробнее о них в другой раз.

Вопросительно-относительные: где, когда, куда, откуда, как, зачем, почему.

Неопределённые: некогда, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-когда, кое-где, кое-куда, зачем-то, зачем-нибудь, откуда-то, откуда-нибудь, кое-откуда, почему-то, почему-нибудь.

Отрицательные: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, негде, некуда, неоткуда, незачем.

Указательные: так, там, тут, туда, оттуда, сюда, отсюда, тогда, затем, потому, поэтому.

Определительные: всегда, всячески, всяко, иногда, всюду, отовсюду, повсюду, везде.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика - для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени...

2. Подчеркните местоимения как члены предложения и укажите их разряд.

Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: "Мне снова легко дышится... Снова легко!" И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, - птичьей лечебницей.

Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе . Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. - 2 изд., доп. и перераб. - М.: Высшая школа, 1964. - С. 212-220.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). - 2 изд., стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 293-303.

3. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993. - С. 107-121, 190.

4. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. - 2 изд. - М.: Дрофа, 1999. - С. 61-67.

5. Вознюк Л.В. Начинаем изучать местоимение/ Русский язык в школе.- 2009. - № 10. - С. 14-17.

Местоимения, заменяющие имена числительные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Указательные

Указывают на вопрос в вопросительном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённое количество

Указывают на отсутствие количества

Указывают на количество

Сколько, насколько

Несколько, сколько-то, сколько-нибудь

Нисколько

Столько, настолько

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Обстоятельство, дополнение

Обстоятельство,

Обстоятельство, подлежащее

Обстоятельство

Обстоятельство

Самостоятельная часть речи, указывающая на объекты, их количество и признаки, но не называющая их? Конечно же, речь о местоимениях. Чтобы грамотно использовать местоимения, нужно хорошо различать их разряды - самую важную характеристику этой части речи в русском языке.

На какие разряды делятся местоимения

Рассмотрим таблицу местоимений разных разрядов с примерами их употребления в речи для большей наглядности:

Разряд Примеры местоимений Как употребляются в речи
Личные я, мы, оно, они Это ты съел шоколадку?

Они гуляют в парке.

Возвратные себя, себе Пожалей себя, отдохни.

Дай себе немного времени.

Притяжательные твой, мой, наш, их Моя бабушка курит трубку.

Смотри, их брат на доске почета.

Указательные тот, этот, столько-то, такой-то Тот диван никуда не годится.

Суть дела такова, что без специалистов не разобраться.

Относительные кто, что, каков, чей, который Мне нужен тот сервиз, который стоит на верхней полке.

Все, что могло пойти не так - уже пошло.

Определительные любой, всякий, каждый, весь Каждый ребенок любит сладости.

При свете солнца все покажется иным.

Неопределенные некоторый, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, чей-нибудь Кое-кто списал домашнее задание сегодня.

Дай мне какой-нибудь свитер из шкафа.

Отрицательные никто, никакой, никого, ничей Меня нисколько не задела ее выходка.

Никто не знал, куда она пошла.

Вопросительные кто? что? какой? чей? Сколько грамм сахара нужно для этого рецепта?

Кто съел мою порцию?

Личные местоимения

Указывают на человека, заменяя собой указание его имени, должности, положения в обществе. Делятся на первое, второе и третье лицо в зависимости от персоны, на которую указывают, а также на единственное и множественное число.

  • Ты знаешь ту девушку? Она запала мне в душу (3-е лицо, ед.ч., жен.р.);
  • Если бы вы могли представить, как это все не вовремя (2-е лицо, множ.ч.);
  • Наши отношения уже на том уровне, когда исчезает «я » и появляется «мы » (1-е лицо, ед.ч. и множ.ч.).

Личные местоимения могут склоняться по падежам:

  • Я сделал то, о чем меня попросили (я - меня);
  • Ты говоришь так только потому, что тебя не пригласили на вечеринку (ты - тебя);
  • Они совсем забыли, что их не рады видеть здесь (они - их).

Такие формы местоимений называются супплетивными.

Возвратные местоимения

Указывает на человека, который говорит. Не имеет рода и числа, но склоняется по падежам (кроме именительной формы).

  • Ему совсем не жаль себя (р.п.);
  • Позволь себе хоть немного отдохнуть (д.п.);
  • Нужно немного больше заботиться о себе (п.п.);
  • У меня есть повод гордиться собой (т.п.).

Притяжательные местоимения

Указывают на лицо, которому принадлежит действие, характеристика или предмет. Меняются согласно контексту в который попадают по правилам прилагательных.

  • Моя интуиция подсказывала мне , что случится что-то плохое;
  • Я был предупрежден о его выходках;
  • Ее громкий смех хорошо знаком всей округе.

Указательные местоимения

Выделяют и указывают один из многих предметов, действий, характеристик:

  • Мне нравится только этот чай;
  • Со мной раньше такого никогда не случалось;
  • Это очень смешная история.

Местоимения тот, этот, такой имеют грамматическую характеристику рода, числа и падеж, а местоимение таков - только род и число.

Относительные местоимения

Используются для построения сложных предложений как связующие звенья:

  • Мне сложно было понять, о чем говорит учитель;
  • Всегда жаль расставаться с вещами, которые пробуждают в тебе много воспоминаний;
  • Он часто вспоминал о своей собаке и думал о людях, в чьих руках она теперь.

Определительные местоимения

Обобщают то, о чем идет речь. Имеют грамматические характеристики рода и числа, могут склоняться по падежам, подобно прилагательным

  • Всякая работа заслуживает похвалы (ед.ч., жен.р., им.п.);
  • Мы готовы к любым новостям (множ.ч., д.п.);
  • Этот стих посвящен самому красивому мужчине (ед.ч., муж.р., д.п.).

Неопределенные местоимения

Используются для указания на неизвестные предметы, характеристики, действия:

  • Эта история произошла несколько лет назад;
  • Кто-то должен сказать правду;
  • Дай мне сколько-нибудь грамм соли, пожалуйста.

Отрицательные местоимения

Выполняют роль усилителя негативного окраса предложения, а также отрицают наличие чего-либо:

  • Никто не мог предположить, что все закончится таким образом;
  • Казалось, что она нисколько не жалела о содеянном;
  • Этот пес - ничей .

Могут появляться в речи с предлогом: не у кого, ни с кем, не из-за чего, ни под какой .

Вопросительные местоимения

Используются для генерации вопросов:

  • Который час?
  • Как пройти на эту улицу?
  • Кто посмел сделать с тобой такое?
  • Что я могу сделать для тебя?