Что значит мыслить концептуально. Вебинар «Концептуальное мышление для школьников

С.П.Никаноров

Основная установка концептуального мышления - полная свобода от господствующих представлений. Это не значит, что концептуальное мышление стремится заменить собой обыденное, специально-научное и философское мышление, оно только рассматривает эти типы мышления и их продукты как ограничения для решения своих собственных задач. Оно стремится к прямому пониманию проблем, а не опосредованному чуждыми проблемам представлениям. Опыт использования концептуального мышления создает мощную интуицию, которая в конкретных ситуациях сразу же указывает путь понимания проблем…”

То, что здесь мы будем называть «концептуальным мышлением» , представляет собой разновидность принудительного, нормативного мышления, имеющего существенно инструментальный и технологический характер.

Оно отличается от обыденного мышления тем что обыденное мышление «происходит», т.е. его процесс волевым актом не устанавливается, а концептуальное мышление «включается» субъектом тогда и в такой форме, в какой в этот момент необходимо.

Оно отличается от «научного» мышления тем, что оно претендует на универсальность и не может следовать познавательным нормативам данной научной дисциплины.

Оно отличается от философского мышления тем, что оно конструктивно, всецело ориентировано на получение практически или теоретически значимых результатов.

Как собственно мышление, т.е. интеллектуальные процессы (творческие и формальные), так и психология мышления, т.е. ценностные отношения и их динамика, при концептуализации предметных областей принципиально отличаются от обычного мышления и обычной психологии специалистов-предметников. Различие в мышлении заключено в том, что мышление специалиста-предметника является непроизвольной поведенческой реакцией на ту или иную профессиональную ситуацию, которая почти полностью основана на предыдущем опыте и интуиции и не сопровождается рефлексивным контролем и оценкой. Напротив, мышление при концептуализация складывается из отдельных актов, каждый из которых выбирается и дисциплинированно выполняется. Подобным образом существует различие ценностей интеллектуального процесса в каждом из этих случаев. Для предметника ценностью является истинность его профессионального суждения, а при концептуализации - способ, каким получается профессиональное суждение. Одна из важных особенностей концептуального мышления заключена в разнообразии и конкретности форм мышления, отвечающих специфике сложных предметных областей, и особенностям исследовательской ситуации.

Первоначальным стимулом для разработки приемов концептуального мышления служила необходимость теоретизации предметных областей при проектировании систем организационного управления. Именно трудность конструктивного познания и последующей разработки процедур управления фрагментами предметных областей вызывала необходимость развития технологии концептуального мышления и обеспечивающих его операциональных средств.

Концептуальное мышление отражает момент исторического развития и возникло как следствие междисциплинарности, сложности и новизны областей, где недисциплинированное и узкодисциплинированное мышление оказывались недостаточными. Оно может рассматриваться как результат осознания развития системотехники, системного анализа, теории систем и системного подхода. Оно наследует некоторые парадигмы диалектической методологии и опыт создания метадисциплин (металогики, метаматематики). Его основой является отделеление «мышления о мышлении» от самого мышления.

Концептуальное мышление имеет характер культуры, а не индивидуального достижения отдельного лица. Как и всякую культуру, его можно передавать, распространять и осваивать, и его можно совершенствовать. Восьмилетний опыт базовой кафедры прикладных концептуальных методов МФТИ показывает, что ему можно обучать. Ему можно придавать как общедоступные формы, так и высокопрофессиональные, доступные единицам.

Основная установка концептуального мышления - полная свобода от господствующих представлений. Это не значит, что концептуальное мышление стремится заменить собой обыденное, специально-научное и философское мышление, оно только рассматривает эти типы мышления и их продукты как ограничения для решения своих собственных задач. Оно стремится к прямому пониманию проблем, а не опосредованному чуждыми проблемам представлениям. Опыт использования концептуального мышления создает мощную интуицию, которая в конкретных ситуациях сразу же указывает путь понимания проблем.

Введенное в действие концептуальное мышление игнорирует языковый уровень - слова, выражения и тексты - не столько потому, что они обладают омонимией и синонимией, а потому, что в них закреплены неадекватные смыслы и отсутствуют средства его контроля. В противоположность языковой практике, состоящей в том, что идут от слова к смыслу, в концептуальном мышлении идут от определяемых независимо от слов понятий предметной области, для обозначения которой иногда используются в новом или уточненном смысле старые слова, либо, чаще, создаются неологизмы. Поэтому при концептуализации возникают языковые средства, частично или полностью независимые от сложившейся предметной терминологии .

Эффективность концептуального мышления обеспечивается его инструментальным характером. Его арсеналы наполнены массой стандартных понятийных «изделий», имеющих статус концептуальных стандартов, называемых «конструктами», пригодных в самых различных областях, а также множеством готовых к употреблению технологий обработки понятий . Стоящий перед лицом проблемы исследователь имеет обширное интеллектуальное вооружение. Понимание познавательной ситуации в данной области возникает у него и считанные минуты, часы, редко - дни. Он знает, что «все проблемы одинаковы». Приступая к работе, он, прежде всего, стремится «овладеть содержанием», т.е. встать вровень с профессионалом этой области. Но при этом он сохраняет полностью независимый взгляд на существо проблем. С опытом приходит кругозор и вывод, что нельзя понимать что-то. Либо ты понимаешь все, либо ничего. Имея перед собой полную картину, он в состоянии установить границу практической целесообразности проводимого им исследования или предлагаемого решения и меру своей личной ответственности.

Концептуальное мышление используется в различных формах, различающихся степенью жесткости и операциональности. Наименее жесткой является форма концептуального мышления, при которой на первый план выступает образ того или иного класса систем, а его словесному выражению не придается значения. Эта форма весьма полезна при первоначальном знакомстве с предметной областью и сушествующими в ней проблемами.

Более жесткой является форма, в которой дается интенсиональное определение интересующему понятию в предметной области или всей предметной области. Признаки, входящие в такое определение, называются атрибутами определяемого понятия, если они удовлетворяют требованию: исключение одного (любого) признака приводит к разрушению определения, добавление одного признака приводит к образованию вида по данному в определении рода. Эта форма определения, называемая атрибутивной, полезна при первоначальной структуризации сложных предметных областей.

Следующее ужесточение концептуальным мышления достигается путем перехода к эксплицитным формам мышления. Под «экспликацией» понимается представление атрибутивного описания предметной области в терминах какого-либо математического аппарата, но в теоретико-системной литературе чаще всего используется язык теории множеств. Переход на теоретико-множественный язык обычно сопровождается использованием формы аксиоматической теории, позволяющей разделить полагаемые предположения о предметной области («неопределяемые понятия» или «ядро теории») от выводного знания («производных понятий» или «термов», совокупность которых образует «тело теории»). Экстенсионализация (т.е. описание предметной области в терминах разнообразий и их отношений) является мощным средством изучения эффектов, возникающих в предметной области (что в ней может быть, а что - не может). Совокупности эффектов образуют «экстиенсиональные миры», дающие ясное представление о предметной области. Экстенсионализация весьма полезна при исследовании относительно простых, слабо меняющихся и достаточно хорошо изученных предметных областей.

Следующий шаг усиления концептуального мышления обеспечивается приданием операциональности предметам. Становится возможным их «складывать», что позволяет строить сложные, подвергаемые изменениям описания предметных областей. Это достигается путем представления теоретико-множественных выражений в стандартной математической форме теории структур . При этом роды структур становятся операндами, над которыми можно совершать разнообразные операции, в частности, объединение родов структур, называемое «синтезом», отражающее наделение предметной области взаимодействующими аспектами. Единицей мышления становится схема синтеза терминальной теории из базисных. Синтез теорий можно рассматривать как формальный аналог классического метода восхождения от абстрактного к конкретному. Сочетание управления синтезом терминальной теории путем изменения базисных теорий с контролируемым развитием термов (тела теории) дает мощные средства понимания и описания крупномасштабных, сложных, динамично изменяющихся, плохо изученных предметных областей.

Если интересуют не единичные изменения в предметных областях, а последовательности их более или менее глубоких преобразований («развитие»), то единицей мышления становится граф типа конъюнктивной или дизъюнктивной сети, вершины которой соответствуют ступеням шкалы множеств - основным разнообразиям предметной области. Мышление происходит в терминах подшкал и их отношений, переходов от одной шкалы к другой и т.п. Манипулирование фрагментами шкалы множеств может рассматриваться формальный аналог процесса выбора «начала» для восхождения.

Перечисленные формы мышления обычно не реализуются в чистом виде, реально процесс концептуализации сложен по составу и форме. Некоторые из форм мышления могут содержать в себе в снятом виде другие, менее развитые формы. При работе с простыми предметными областями при достаточном навыке может реализовываться «сразу» экстенсиональное и даже родоструктурное мышление. В сложных предметных областях каждый переход на более высокий уровень мышления является ощутимым достижением и требует специальных усилий.

Никаноров С.П., Концептуальные методы исследования предметных областей

из книги: Иванов А.Ю., Масленников Е.В., Никаноров М.С., Никаноров С.П. ГЕНЕЗОЛОГИЯ ПСИХОСФЕРЫ. Опыт создания прототипа теоретической психологии, удовлетворяющий современным критериям личности./ Под ред. С. П. Никанорова. – М.: Концепт, 2001. – 621 с.


Перевод с английского М. Малыгиной и Т. Проваторовой
Редакторы и составители:
К. Степаненко
М. Малыгина
С. Хос

На прошлых лекциях шла речь о трех характеристиках ума. Третья из них заключается в познающей функции сознания.

С точки зрения познания существует два вида ума. Первый - неконцептуальный ум, познающий напрямую, второй ум - концептуальный, познающий посредством создания промежуточных ментальных образов.

В самом начале духовной практики мы не способны напрямую познать непостоянство, пустоту, отречение. Поэтому мы должны познать их на уровне концепций.

Концепции и фантазии - это совершенно разные вещи. Если вы не поймете разницы между этими понятиями, то Махамудра и Дзогчен будут для вас не более, чем детскими играми.

Встречая в текстах понятие "неконцептуальное восприятие", вы, не понимая его смысла, будете уверены, что это просто такой вид познания, в котором отсутствует любая мысль.

Великий индийский мастер Дхармакирти очень подробно объяснил разницу между концептуальным и неконцептуальным умом, дав им четкие определения. Опираясь на ход его мыслей, я попробую дать вам разъяснения по этому поводу.

Итак, что такое прямое, неконцептуальное мышление? Возьмем простой пример. Вы видите перед собой на столе магнитофон. Посредством органов зрения ваше зрительное сознание распознает этот предмет. Здесь нет никаких концепций, просто прямое познание. Косвенное, концептуальное познание - это когда кто-то при вас говорит: "Магнитофон!", и у вас в голове возникает некий образ магнитофона. Вы познаете магнитофон через этот образ.

В будущем мы будем способны познать напрямую такие объекты как бодхчитта , непостоянство, пустота... В настоящий момент мы на это неспособны.

Далее, если мы познаем пустоту, это будет концептуальное познание пустоты. Однако не следует думать, что любое концептуальное познание неверно. Некоторые виды концептуального познания подводят нас к более правильному пониманию реального объекта.

Например, один человек побывал в Тибете и увидел Поталу собственными глазами. Затем он вернулся в Россию и встретил другого человека, знавшего о Потале только понаслышке. При слове "Потала" у них обоих в сознании возникнет некая картина. Образ Поталы, присутствующий у человека, побывавшего в Тибете, концептуален, однако близок к действительности. У второго также возникнет концептуальный образ, но к реальной Потале он будет иметь мало отношения.

Итак, концептуальное мышление может иметь под собой реальную основу, а может и не иметь. Другими словами, оно может быть достоверным или недостоверным. Это очень важно для познания пустоты. Поскольку мы не способны сразу познать пустоту напрямую, сперва мы должны постараться познать ее правильно на уровне концепций. Вначале у нас будет об этом совершенно неправильное представление - как у того, кто думал о Потале, не побывав на Тибете. Затем, благодаря учению, наши взгляды начинают постепенно меняться. И, наконец, используя логическое обоснование, мы понимаем, что такое пустота, на уровне концепций...

Говоря о познании, буддисты выделяют три вида объектов, познаваемых нашим умом, а именно: явные, скрытые и весьма скрытые объекты. К явным объектам относятся все объекты, воспринимаемые напрямую пятью органами чувств.

Второй вид объектов менее очевиден. Их можно познать только с помощью логического обоснования. Например, перед нами цветок. Мы не видели семени, из которого он вырос, однако посредством доводов можем заключить, что в основе его существования лежит некая причина. Эта причина - семя. Мы можем быть уверены в наличии семени благодаря логическому умозаключению.

К подобным скрытым объектам относится большинство понятий буддийского учения, например: пустота, непостоянство, сансара, нирвана... Их можно познать посредством логики, доводов разума. И напротив, если не пользоваться умозаключениями, то наши представления об этих объектах будут не более, чем игрой воображения, пустыми фантазиями.

Именно поэтому Дхармакирти написал свою книгу о логике - чтобы учение Будды не оказалось загрязнено ложными представлениями, а вера людей не стала слепой.

Когда в уме человека присутствует логика, то все его знания расположены в правильном порядке. В таком случае ум играет роль библиотекаря, очень опытного библиотекаря. Он никогда не перепутает полки с книгами. Он знает: исторические труды - справа, научные - слева. Порой люди очень много знают, однако в голове у них все перепутано, потому что они не владеют логикой. Они запоминают все, что слышат. Однако хороший библиотекарь не будет держать плохую книгу на полке, он ее просто выбросит.

Постарайтесь, чтобы в вашей "библиотеке" были только чистые и аутентичные знания. Тогда и ваша реализация будет чистой.

Скрытые объекты также делятся на две категории: те, которые познать нетрудно, и те, которые познать очень трудно. Пустота относится к последним. Вы не сможете познать ее полностью с помощью одной лишь цепочки рассуждений. Вы должны рассмотреть ее всесторонне.

Третий вид объектов познания - весьма скрытые. Их нельзя воспринять напрямую посредством пяти органов чувств и нельзя познать с помощью логики. Что это за объекты? К ним относится, например, наитончайший уровень кармы... Ее может познать только будда, а обычному человеку это понимание недоступно. Чтобы понять, что такое наитончайшая карма , рассмотрим окраску павлина. В окраске его хвоста присутствует великое множество цветов. Присутствие каждого из них не случайно и обусловлено кармой. Будда может сказать, почему у него здесь зеленый цвет, а там, скажем, желтый. Мы же этого знать не можем. Другой пример - цвет наших глаз и волос. Эти закономерности также относятся к наитончайшему уровню кармы.

При этом не следует думать, что весьма скрытые объекты наиболее сложны для познания. Просто их нельзя познать с помощью рассудка...

Итак, если нечто относится к разряду феноменов, то оно также должно принадлежать к одной из трех групп объектов познания, о которых говорилось выше.

Возвращаясь к теме достоверного и недостоверного концептуального познания, приведу еще один пример. Вы все видели по телевизору лицо Бориса Ельцина. Я произношу слова "Борис Ельцин", и у вас голове возникает некая картина... Я вас спрашиваю: "Вы знаете, кто такой Борис Ельцин?" И вы все отвечаете: "Да, знаю"... В этот момент вы не познаете Бориса Ельцина напрямую. Его здесь нет. Если его здесь нет, то как вы можете познать его напрямую? Однако вы все же его познаете - опосредованно, через образ, возникший в вашем уме.

Именно такое концептуальное познание считается буддистами "достоверным", "подлинным". Почему оно достоверно? Вот теперь я вступлю с вами в дискуссию. Итак, образ в вашем уме - это не Борис Ельцин. Значит, выходит, ваше познание все же не достоверно?

А еще я могу вас спросить: "Вы были в Америке?" Вы ответите: "Да, был". "А знаете ли вы Америку?" - "Да, знаю". И в этот момент в вашем уме опять возникнет некий образ Америки. Америка ли это? Вряд ли. Это лишь отдельные "кусочки" Америки. К тому же, все ваши воспоминания относятся к прошлому. Той Америки, которую вы видели, уже не существует. Отсюда можно сделать вывод, что вы на самом деле не знаете Америку. Но не надо спешить.

Все, о чем мы говорим, является сферой дискуссий между буддийской и небуддийской философией. В древние времена люди вступали в дискуссии не для того, чтобы одержать победу, а чтобы докопаться до истины. Такой подход очень полезен. Вначале встанем на позиции небуддистов. Это поможет вам лучше понять, о чем говорят буддисты. Не случайно в буддийских текстах очень много цитат из небуддийских источников. Посредством дискуссии, рассмотрения различных позиций, вы постигаете истинное положение вещей.

Итак, некоторые небуддийские философские школы, с которыми ведут диспуты буддисты, в данном контексте вводят свою трактовку философского понятия "постоянный объект". Они говорят: "Да, ваше представление об Америке достоверно. Существует две Америки. Первая - это конкретная Америка, имеющая место быть в определенный момент времени. Такая Америка все время разрушается и рождается заново. А есть еще постоянная Америка. Она вечная. У нее нет прошлого, настоящего, будущего. Она существует вообще".

Буддисты стоят на иных позициях. Они говорят, что нет двух Америк. Иначе бы они вступили между собой в противоречие. Один и тот же предмет не может быть одновременно и вечным, и невечным. Постоянное и непостоянное - это два противоположных понятия. Постоянное в отличие от непостоянного не зависит от причины и не подвержено изменениям.

Возьмем, к примеру, человека. Если человек вечен, то мог ли он родиться от матери? Если вы ответите "да", то возникнет противоречие, так как то, что существует вечно, не может быть рождено.

Итак, когда теория дает ответ, но при этом вступает в противоречие сама с собой, она не может являться чистой. Представьте, что вы порвали одежду и, чтобы залатать дырку, вырезали кусок ткани с другого места. Эта аналогия характеризует не до конца верные теории.

Что же говорят о достоверном концептуальном познании буддисты? Они говорят о двух характеристиках феноменов - специфических и общих. Перед вами находится стол. Весьма конкретный стол с его специфическими характеристиками. Но если вы закроете глаза и представите себе просто стол, то этот образ уже будет обладать общими характеристиками.

Что из себя представляют общие характеристики феномена? Есть два вида таких характеристик. Первый вид связан с пониманием смысла того, о чем идет речь. Вы что-то осознаете и в вашем уме возникает некий образ. Или вам что-то доказывают посредством логических рассуждений и опять же в вашем уме возникает картина, имеющая отношение к реальному положению вещей. Второй вид общих характеристик не связан с пониманием смысла. Вы просто слышите объяснения и, не вдумываясь в их суть, порождаете в своем уме какой-то образ. Большинство из таких образов обманчивы.

До того, как я приехал в Россию, я слышал о ней немногое. Красная площадь, красный флаг... В моих представлениях о России было очень много красного. А получилось так, что "красным" оказался здесь лишь один я... Я ношу красные монашеские одежды, а вы предпочитаете черный, желтый, зеленый цвета...

Дхармакирти говорит, что образ стола, возникающий в нашем уме, - это нечто, что, в действительности, противоположно "не-столу". Мы отсекаем все, что не есть стол. На основе понимания общего смысла, то есть сути стола, мы создаем его обобщенный образ.

Я видел Ельцина по телевизору. Поэтому у меня возникает правильный образ Бориса Ельцина. Через этот образ я его познаю. Этот "портрет" Бориса Ельцина - противоположное тому, что не есть Борис Ельцин. Этот "портрет" - обобщенная характеристика Бориса Ельцина, через которую я познаю конкретного Бориса Ельцина с его специфическими характеристиками. Поэтому этот образ - достоверен. Разглядывая через телескоп Луну, мы видим на самом деле не Луну, а ее отражение в линзе телескопа. Если мы скажем, что это отражение - Луна, то это не будет правдой. Однако, если мы будем утверждать, что познаем Луну через это отражение, то это будет верно.

Все то же самое можно отнести и к нашему примеру с Америкой. Пусть образ, который возникает у вас в уме, имеет отношение к Америке годичной давности. Это не образ конкретной, существующей в настоящий момент Америки. Это образ, противоположный тому, что не является Америкой. Через этот обобщенный образ я познаю Америку в ее общих чертах, не привязываясь к ее специфическим характеристикам.

Вопрос: Скажите пожалуйста, есть ли разница между "умом" и "сознанием"?

Ответ: В буддийской терминологии это одно и то же.

Вопрос: А может ли прямое, неконцептуальное познание быть недостоверным?

Ответ: Прямое познание также бывает достоверным и недостоверным. Когда вы видите, к примеру, желтый свет - это прямое познание, но оно не достоверно. Критерии достоверности - действительно ли объект таков, каким он вам видится. У различных школ разные воззрения на этот счет. С точки зрения Мадхьямики Прасангики, любая видимость предметов обманчива. Наше восприятие этих предметов с точки зрения того, как они нам видятся, недостоверно. Однако, с точки зрения познания этих объектов, достоверность присутствует. Это - уже рассуждения на более глубоком уровне.

Созвучные материалы:

Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно Шереметьев Константин

Глава 3 Концептуальное мышление

Концептуальное мышление

В этой главе мы рассмотрим мышление более высокого уровня, которое как раз и помогает добиваться феноменальных результатов. Это концептуальное мышление. В чем его отличие от других видов? В том, что здесь структурируется сам процесс мышления. То есть перед началом мыслительного процесса мы задаем порядок того, о чем мы будем думать.

Наше внимание будет последовательно переходить от одного важного элемента ситуации к другому, что позволит мыслить намного эффективнее.

Основной элемент концептуального мышления называется концепцией . Концепция – это согласованный набор понятий, которые позволяют влиять на окружающий мир. Или, иначе, концепция – это некоторая модель мира, которая рассматривает ситуацию с определенного ракурса.

Каждая концепция состоит из трех частей:

Текущее состояние;

Целевые возможности;

Приемы влияния.

Простейший пример применения концепции – потекший кран.

Текущее состояние – кран течет.

Целевые возможности – временное устранение течи, замена прокладки, замена крана.

Концепция

Приемы влияния – замотать изолентой, поменять прокладку, вызвать сантехника.

В столь простой ситуации прибегать к концептуальному мышлению нет смысла, потому что все и так очевидно.

Но как только ситуация становится чуть сложнее, все меняется.

Допустим, вы пришли покупать автомобиль. Вариантов множество. Но если применить концептуальный подход, то выбор можно существенно сократить.

Например, вы можете хотеть, чтобы в автомобиле вам было удобно, чтобы он мало тратил бензина и был экономичен в обслуживании. Это первая концепция, ее можно назвать «экономичный автомобиль».

Второй вариант: вы хотите «пустить пыль в глаза», то есть купить престижный автомобиль и продемонстрировать высокий социальный статус.

Третий вариант: вы хотите машину с мощным двигателем, которая позволит вам быстрее всех срываться со старта и быть первым в любой гонке. Назовем эту концепцию «я – первый!».

Каждая концепция рассматривает ситуацию с определенного ракурса.

Сведем варианты в таблицу.

Просто так назвать автомобиль «лучшим» нельзя. Нужно определиться, исходя из какой концепции он «лучший». Уже по этой таблице видно, что «лучший» автомобиль в одной группе может стать худшим в другой.

Один из сотрудников журнала «За рулем» как-то написал, что его раздражает вопрос «какую машину лучше купить?». Он слышит его постоянно, всякий раз, как собеседник узнает, что он работает в автомобильном журнале. При этом никто не задумывается, что на выбор автомобиля влияют десятки факторов: бюджет, водитель, размер семьи, для чего будет использоваться и т. д. Но в конце концов журналист нашел решение. На вопрос «что купить?» он теперь отвечает: «Купите Maybach !» Этот автомобиль считается самым дорогим в мире, поэтому можно считать, что он лучший. Правда, собеседники обижаются, потому что они явно не ждали такого ответа.

Поэтому концептуальный выбор автомобиля достаточно прост:

Определитесь, сколько вы можете потратить на покупку;

Выберите подходящую вам концепцию автомобиля;

Подберите бренд с той же концепцией.

Конкретная модель уже не столь важна. Как правило, автомобили одного класса и ценового диапазона весьма близки по характеристикам.

В Интернете распространено явление, получившее название холивар (англ. holy war – священная война). Это споры участников, которые придерживаются противоположных мнений и не собираются их менять. Холивары ведутся чаще всего об операционных системах, о браузерах, о фотоаппаратах, о мобильных телефонах и т. д. Они практически никогда не кончаются. Например, споры о преимуществах Windows или Linux идут годами. На форумах непрерывно добавляются аргументы за или против использования одной или другой операционной системы.

С точки зрения концептуального мышления хорошо понятно, почему такие холивары возможны. Люди вроде бы говорят об одной вещи, однако придерживаются разных концепций .

Одни используют операционную систему как инструмент для работы, поэтому для них самое важное – это возможность дополнительного функционала. Другим важна простота использования. Как ни парадоксально это звучит, но в холиварах и та и другая сторона правы. Только каждая права в рамках своей концепции.

Если вы попытаетесь понять концепцию человека, то выяснится, что спорить в общем-то не о чем. Любопытно, что если участникам холивара задать не абстрактный вопрос «какая ОС лучше», а конкретный – например, установщик какой операционной системы занимает меньше места, – то они дадут одинаковый ответ. Почему? Потому что вопрос задан из другой концепции, и они эту концепцию понимают. Таким образом договориться можно довольно быстро.

Вы удивитесь, но, как только вы привыкнете мыслить концептуально, желание спорить у вас отпадет. Абстрактные рассуждения в терминах «лучше» или «хуже» потеряют для вас значение. Вам будет интересно выяснить, что эффективнее с точки зрения результата.

Сейчас мы поговорим о том, как взять мышление в свои руки. Первое, что важно понять: большинство людей делают что-то или думают о чем-то только с одной целью – получить похвалу других людей. Но похвала – это нечто нематериальное, неосязаемое, поэтому люди совершенно не задумываются о том, что, поменяв принцип мышления, они могут достичь намного больших результатов.

Умный человек в жизни ориентируется не на чужие оценки, а на материальные результаты. Ошибка здесь в том, что нам часто кажется, что если нас хвалят, то потом что-то хорошее дадут. Но ведь это вовсе не факт. Обычно вся похвала проходит по сценарию «сегодня хвалили – завтра забыли».

Как ориентироваться на материальные результаты?

Когда вы думаете о своей будущей жизни, привычные мысли выглядят так:

« Я стану уважаемым человеком »;

« Я получу известность »;

« Я все буду делать идеально ».

Такие формулировки вызывают много вопросов, потому что непонятно, куда двигаться и как оценить результат. Поэтому начните думать по-другому:

« Я хочу написать книгу »;

« Я хочу жить в просторной квартире »;

« Я хочу иметь красивую машину »;

« Я хочу много путешествовать ».

Заметьте, что теперь мысли конкретнее и понятно, куда двигаться. Но все равно еще не ясно, что именно нужно сделать для достижения цели.

Вот здесь и поможет концептуальное мышление. Вы начинаете мыслить не абстрактными понятиями, а определенными мысленными конструкциями – концепциями .

Концептуальное мышление состоит из трех этапов.

1. Диагностика ситуации. Вы отвечаете на вопрос: «Что я сейчас имею?»

2. Выбор цели: «Что я хочу иметь?»

3. Приемы: «Как я хочу это получить?»

Как только вы поняли, что у вас сейчас есть и куда вы хотите прийти, вы автоматически получаете вектор движения. Сам факт того, что вы задумались над этими вопросами, уже делает ваше мышление целенаправленным. На этом основании вы сможете оценить, правильно ли вы мыслите. Если в вашей жизни что-то начнет меняться, то есть вы получите некий, пусть даже небольшой, материальный результат, это будет означать, что вы мыслите правильно.

Например, вы решили зарабатывать больше денег. Вы увидели, каков ваш доход в настоящий момент, определили желаемый доход и можете продумать первые шаги для его достижения. Далее вы действуете. Если ваш доход увеличился – вы движетесь в верном направлении.

Теперь перейдем к конкретным шагам – как мыслить концептуально.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

Глава 9 Мышление 9.1. Мышление как процессВ отличие от восприятия и ощущения, связанных с органами чувств человека, мышление является рациональной формой познания реальности. С помощью мышления человек оказывается в состоянии познать явления или предметы, которые

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Что такое Универсальные принципы и Концептуальное ядро Силу и универсальность Синтез-технологии дает наличие в ней Концептуального ядра. Концептуальное ядро - это ограниченное число четко сформулированных универсальных принципов, делающих эффективной человеческую

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава X МЫШЛЕНИЕ Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Глава 3. Позитивное мышление Тренинг ассертивности может принести огромную пользу как средство саморазвития. Люди с хорошо развитыми навыками самоутверждения всегда обладают также прекрасным самосознанием, большой уверенностью в себе и чувством собственного

автора Шереметьев Константин

Глава 3 Концептуальное мышление В этой главе мы рассмотрим мышление более высокого уровня, которое как раз и помогает добиваться феноменальных результатов. Это концептуальное мышление. В чем его отличие от других видов? В том, что здесь структурируется сам процесс

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Как концептуальное мышление работает каждый день? Самое главное, что вы должны понять: если вы неправильно думаете, то есть направляете свое мышление не в ту сторону, то в любой области вашей жизни вы получите проблемы. И наоборот, если вы думаете концептуально,

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Переход на концептуальное мышление Когда вы только начинаете применять концептуальное мышление, у вас не может быть никаких ограничений. Как вы можете ставить какие-то ограничения в теме, о которой еще не думали? Вы попадете в ту самую ловушку недооценки своих

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 4 РАДИАНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ В настоящей главе суммируется информация из глав 1, 2 и 3, и читатель знакомится с радиантным мышлением – крупным шагом в сторону познания тайн мозга, использования его с большей эффективностью и развития таящихся в нем возможностей. Радиантное

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 16 ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В настоящей главе в фокусе внимания оказывается использование интеллект-карт в творческом процессе мышления. Вы выясните, почему интеллект-карты – столь эффективное подспорье для творческой личности и каким образом их использовать для

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 22 МЫШЛЕНИЕ В настоящей главе рассматриваются три основных применения интеллект-карт при изложении собственных мыслей в письменном виде, как, например, при подготовке и написании сочинений, экзаменационных работ, проектов и отчетов. Написание сочинений В то время

Из книги Занимательная психология автора Платонов Константин Константинович

Глава 5 Мышление Что такое миллион– Какое сегодня звездное небо, – сказала Лена, – наверное, миллион звезд видно!– Ну нет, звезд на небе невооруженным глазом видно только около двух с половиной тысяч, – возразил любящий математику и точность Вася.А миллион все-таки

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Глава 14 Мышление Нам не раз доводилось слышать, будто разум – это слепой поводырь, который не приводит, а уводит людей от истины. Если бы это было правдой, нам было бы лучше оставаться невеждами или поглупеть и убедить других поступить так же. Однако мы уже выяснили, что

Книга о наиболее запутанной и сложной области решений в менеджменте – о решениях концептуального уровня.

А.Г. Теслинов. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. – СПб: “Питер”, 2009. – 288 с

В этой области соединяются высокая неопределенность, размытость представлений о ситуациях, в которых принимаются решения, и их глубокое влияние на успех последующей деятельности. Мастерство здесь проявляется в умении «мыслить по понятиям». Речь идет о прогрессивной современной форме экспансивного в познавательном плане мышления порождающего типа – о концептуальном мышлении и о концептуальном проектировании решений. В книге на примерах раскрываются основания и редкостные возможности концептуального мышления как одной из высоких форм интеллектуального мастерства успешных менеджеров, проверенного на практике.

Книга представляет собой попытку, с одной стороны, вскрытия, уточнения и философского обобщения существа мощных интеллектуальных проходов, которые совершены в отечественной школе концептуального мышления. С другой стороны, это результат методической огранки и любовного истолкования способов научения концептуальному мышлению. Последнее усиливается описанием упражнений для тренинга «мышления по понятиям».

Сегодня, в век доступности любой информации, победу в бизнесе способен одержать лишь тот, кто использует передовые технологии принятия решений. В предлагаемой читателю книге речь пойдет об одной из таких технологий – технологии концептуального мышления и концептуального проектирования. Вы узнаете о том, чем обычное представление решений отличается от концептуального, постигните логику построения концептов и концепций, ощутите богатые возможности представления сложного через простое и научитесь выходить из самых серьезных и запутанных проблем. Значительную часть книги составляет практикум.

Книга предназначена, в первую очередь, аналитикам. Тем, кто ориентирован на глубокий исследовательский поиск и тщательную работу с понятиями.

Это первая книга из серии “Мастерская концептуального мышления”. В том же издательстве вышла вторая книга “Концептуальное проектирование сложных решений”. Книгу можно купить в электронном формате в издательстве ЛитРЕС

Книга для медленного чтения.

Концептуальное мышление

Концептуальное мышление - методология анализа и проектирования сложных систем . Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.

Подобное мышление сродни своего рода медитации, направленной на проникновение в суть вещей. В отличие от традиционной медитации подход использует конкретную интеллектуальную технологию, оснащенную к тому же удобным аппаратом структурной математики и при необходимости поддерживаемую программно-компьютерными средствами. Отличительные особенности концептуального мышления:

  1. Единицей мышления выступает концептуальная схема - система взаимосвязанных по определенным правилам понятий (а не единичное понятие). Если единицами мышления человека в быту являются обыденные понятия, специалиста на производстве - понятия, обозначаемые профессиональными терминами и жаргонизмами, то единицей мышления концептуалиста выступают так называемые концептуальные схемы - системы понятий, связанных между собой определенными правилами.
  2. В концептуальной схеме понятия связаны отношениями (а не операциональными действиями). Принципиальное отличие от распространенного способа мышления состоит в том, что если люди обычно мыслят операционально, то есть в терминах действий, то концептуальное мышление осуществляется в терминах отношений, которыми связаны понятия одной концептуальной схемы.
  3. Используемые понятия носят экстенсиональный характер и обозначают классы объектов (а не единичные объекты). Человеку, как правило, свойственно мыслить в терминах единичных объектов, будь то конкретные или абстрактные понятия. Подобное мышление называется интенсиональным. Профессиональное мышление концептуалиста основано на манипулировании классами объектов, оно экстенсионально по своей природе, так как связано с анализом понятийно-логических закономерностей, а не уникальных событий и ситуаций.

Подобный выбор отправных точек методологии обусловлен следующими обстоятельствами.

  • Нельзя понять, осмыслить и правильно использовать нечто (объект, процесс, явление), не поставив его в отношение с другими и не осознав его как элемент в разнообразии подобных.
  • Нельзя правильно спланировать и произвести сложноорганизованную последовательность действий, тем более таких, как подготовка, выработка и реализация решений, распределенных по многочисленным исполнителям, если предварительно не будет глубоко понята и понятийно освоена предметная область, в которой предстоят действия.
  • Нельзя говорить о законах управления в предметной области, имея дело с единичным, а не с общим, характеризующим целые совокупности подобных объектов.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Концептуальное мышление" в других словарях:

    Мышление концептуальное - мышление посредством логических операций с понятиями и идеями разного типа, включая самые общие и отвлечённые. В отчётливом виде тенденция к активности такого мышления становится преобладающей в возрасте, начиная с 11 12 лет. Преимущество данного …

    Понятие, содержание которого фиксируется способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане П.М. предполагает радикальный отказ от жесткого рационализма, не… … История Философии: Энциклопедия

    Андрей Георгиевич Теслинов [[Файл … Википедия

    Типология мышления встречающаяся в психологической науке классификация видов и типов мышления. В различных концепциях и отраслях психологии встречается различные классификации и типологии мышления. Содержание 1 Классификация по психическим… … Википедия

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768 1834) нем. теолог и философ. Мышление и бытие, по Ш., скоррелированы, причем двояко. Мышление, во первых, может сообразовываться с бытием, как это происходит в теоретической мысли. Бытие,… … Философская энциклопедия

    Родился в городе Анапа в 1966 году. Учился в МИФИ. Но ни инженерным физиком, ни физическим инженером работать ему не привелось. Нагрянула перестройка. И физик лирик стал писателем и главным редактором издательства "МиК". Впрочем,… …

    - (р. 27.05.1952) спец. в обл. истории филос. и соц. филос. Род. в Свердловске. Окончил филос. ф т Уральского гос. ун та (1974), асп., Уральского политехн. ин та (1979). Ст. н. с. (докторантура) УПИ в 1986 1989. С 1991 по 1999 зав. кафедрой… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Deleuze) Жиль (1925 1995) французский философ. Изучал философию в Сорбонне (1944 1948). Профессор в университете Париж VIII (1969 1987). Покончил жизнь самоубийством. Основные работы: ‘Эмпиризм и субъективность’ (1952), ‘Ницше и философия’… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Учебник по развитию интеллекта , Эренберг Мириам, Эренберг Отто. Что такое интеллект? Как он развивается? Какое у вас мышление - концептуальное, образное, логическое или творческое? Если вам вынесен приговор с помощью теста IQ, можно ли его обжаловать?…
  • Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем , Андрей Георгиевич Теслинов. Сегодня, в век доступности любой информации, победу в бизнесе способен одержать лишь тот, кто использует передовые технологии принятия решений. В предлагаемой читателю книге речь пойдет об…