Что такое день ашура в исламе. 10-й день месяца Мухаррам – день Ашура

– первый месяц мусульманского лунного календаря, это означает, что начался новый год по мусульманскому летоисчислению. Сейчас мы вступили в 1441-й год мусульманской эры – а поскольку мусульманское летоисчисление ведется от хиджры, то есть, от переселения Пророка (мир ему) из Мекки в Медину, это означает, что хиджра состоялась 1441 лунный год назад (по европейскому календарю это случилось в 622 году н.э.).

Чем же знаменателен этот месяц?

Как мы уже сказали, этот месяц знаменует начало нового года исламского календаря. Традиция начинать отсчет мусульманской эры от события хиджры восходит ко второму халифу Умару (да будет доволен им Всевышний), который в 638 н.э. предложил вести отсчет времени именно от этого события. Третий халиф Усман (да будет доволен им Всевышний) предложил сделать началом нового года месяц мухаррам, поскольку к его наступлению заканчивается сезон хаджа.

Само слово мухаррам происходит от «харам», запретный, этот месяц был одним из четырех запретных месяцев у арабов, во время которых нельзя было начинать войны и развязывать конфликты. В Коране говорится об этом таким образом:

«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные…» (Сура "ат-Тауба", аят 36).

Самый знаменательный день этого месяца – это так называемый , (от слова «ашара» – десять), десятый день месяца. По различным преданиям, в этот день произошло много знаменательных событий – Ноев ковчег (пророка Нуха, мир ему) остановился возле горы Арарат (Джуди), и его обитатели наконец смогли выбраться на сушу после потопа. Пророк Моисей (Муса), мир ему и его община, бану Исраиль спаслись от преследования фараона.

Также есть предания о том, что такие значимые события из жизни других пророков – как освобождение Иосифа (Юсуфа), мир ему, из темницы или вознесение на небо Иисуса (Исы), мир ему, произошли именно в этот день. Поэтому этот день считается временем, когда желательно поминать пророков и посланников Всевышнего.

Самым желательным деянием в этот день считается пост. По некоторым сообщениям, арабы еще до ислама держали пост в этот день.

В этот день был предписан пост другим общинам – передается, что, когда Пророк (мир ему) и его сподвижники переселились в Медину, они узнали, что иудейская община держит пост в этот день в память о пророке Моисее (Мусе), мир ему. Тогда Пророк (мир ему) велел людям также держать в это время пост – единственное, желательно присоединять к нему 9-й или 11-й день (для отличия от других общин).

Более того, пока не было повеления держать пост в месяце Рамадан, пост в день Ашура считался обязательным действием для мусульман. После он был оставлен как желательный пост. В хадисе говорится об этом таким образом:

«Воистину, (день) Ашура является одним из дней Аллаха. Кто желает, может поститься в этот день, а кто не желает, может не держать пост» (Муслим).

Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» (Муслим).

В этот день также приветствуются любые благие деяния: посещение больных, взаимопомощь, раздача милостыни. Особенно приветствуется увеличение расходов на свою семью и близких, проявление щедрости к родственникам для достижения милости Всевышнего.

В этом году день Ашура приходится на 9 сентября , следовательно, пост желательно держать 8-9 или 9-10 числа.

Из других знаменательных событий этого месяца:

В 14-й день месяца мухаррам 718 года хиджры (25 марта 1318 года н.э.) родился один из знаменитых праведников, достигших познания Всевышнего, - суфийский шейх Багауддин Накшбанди , по имени которого был назван один из самых распространенных суфийских тарикатов (путей приближения к Богу). Будущий шейх родился неподалеку от Бухары в селении, которое называлось Касри-Хиндуван (индийский дворец) – впоследствии его стали называть Касри-Арифон (дворец познавших Всевышнего).

Как передается, еще в детстве родители увидели необыкновенные способности этого мальчика. Когда он подрос, он стал учеником известного в то время шейха Сайида Амира Кулали. Шейх также отметил у своего ученика необыкновенное усердие на пути приближения к Богу. Затем Багауддин, как передается, учился у Арифа Диггарани, потом у шейха Касима из суфийского тариката Ясавия. После этого он еще 12 лет обучался у ясавийского шейха Халила.

До нас дошло не так много достоверных сведений об этом великом человеке, поскольку он был очень скромен и не разрешал ученикам записывать его слова или поступки. Все его изречения были собраны уже после его смерти. Шейх Багауддин проповедовал аскетизм, считая, что мюриду – человеку, вставшему на путь приближения к Богу, будет грехом стремиться к мирским богатствам. Он сам выполнял всякую физическую работу – готовил еду для своих учеников, подметал улицы, ремонтировал дороги, во время строительства мечети сам носил кирпичи.

Шейх наставлял своих учеников:

«Ведите себя в одиночестве так же, как вы вели бы себя на людях».

То есть, помните, что, если люди вас не видят, вас всегда видит Господь.

Кто-то спросил шейха Багауддина: «Каким образом достигается хузур (концентрация) во время намаза?» Он ответил: «Для этого человеку следует только дозволенную (халяль) пищу, помнить о Всевышнем не только в намазе, но и вне его - во время омовения (вуду) и произнесения такбира (перед вступлением в намаз)».

Один из его самых знаменитых преемников, шейх Аляуддин Аттар рассказывал: «Когда приблизился час смерти шейха Багауддина (да будет доволен им Аллах), мы читали суру Ясин. Когда мы дошли до середины суры, вдруг появился ослепительный свет – и шейх перестал дышать».

Шейх Багауддин скончался ночью во вторник, третьего числа месяца рабиуль-авваль 791 года хиджры (1389 г. григорианского календаря) в возрасте 73 лет.

Анна Кобулова

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2019 году приходится на 9 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора - поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) - Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида - сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.

‘Ашура’ – десятый день месяца аль-Мухаррам . В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу . Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском . Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину . После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день .

Хадисы про день ‘Ашура’

Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после [поста в месяц] Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва[-намаз] после обязательных [пяти] – молитва[-намаз] ночью [до начала зари]» .

‘Аиша передала: «День ‘Ашура’ был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии [Мухаммада] . Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он [заключительный Божий посланник] прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто не желает, тот может не поститься» .

«Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день ‘Ашура’. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же ‘Ашура’?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После [обязательность] отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе» .

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься» . Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов .

Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день ‘Ашура’. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]» .

Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину [через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам] Пророк застал иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? [В чем причина вашего поста именно в этот день?]». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его [от зла их врага] именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность [Творцу]. И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы [мусульмане] более первостепененны относительно [оставленного] Мусой (Моисеем) [являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества]». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим» .

Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – ‘Ашура’, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)» , .

Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам]». Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил .

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после» .

Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый . В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным , но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего» , . Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом» .

Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Ответ на вопрос про день ‘Ашура’

Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)?

В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было сказано ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается .

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в десятый день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в практику выдуманные хадисы, якобы оправдывающие каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня.

Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны бы быть пред Богом родными душами. В Коране сказано: «И воистину, это - мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путям, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:153).

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 219; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 307.

Св. х. Ахмада. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309, 310 и 311.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130).

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 311.

Св. х. ат-Табарани. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202–(1163) и похожий по смыслу хадис № 203–(1163); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 54 и 55, хадис № 202–(1163) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2429, «сахих».

Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 243, хадисы № 739 и 740.

У ‘Икримы однажды спросили об этом. Он ответил: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отяготило их сердца. Им сказали: «Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 399.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 113–(1125); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2442, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2001; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 115–(1125).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 437, хадис № 124–(1127).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1362, хадис № 4503.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 117–(1126); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2443, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 563, хадис № 1892; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 119–(1126).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 129–(1131); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2005.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 9, хадис № 128–(1130).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2004; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2444, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2003; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 126–(1129).

Также хадисы по теме см., например: См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 439–440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 339, хадисы № 2442–2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 2. С. 470–473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983. Т. 4. С. 285–291, хадисы № 7831–7852.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 439, хадис № 133–(1134); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2445, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714 (последний риваят); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309.

Человек верующий понимает, что такого рода хадисы не допускают совершения грехов на протяжении лет, будто грехи могут быть быстро искуплены одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Хадис от Абу Катады; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701.

См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 51, хадис № 197–(1162); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 1. С. 267, 268; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 398.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 221.

Существуют такие недостоверные хадисы: «Кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Аллах (Бог, Господь) на протяжении последующего года» и «Кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть». Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 253, хадис № 2641 и пояснение к нему; аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]. В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992. Т. 2. С. 89.

Месяц Мухаррам является одним из четырёх, священных для мусульман месяцев, а 10-й день месяца называют днём ‘Ашура (от слова «ашара», что означает «десять») Относительно этого дня существует много разных историй и притч. Исторически так сложилось, что на протяжении многих тысячелетий, возможно, и миллионов лет, на этот день приходились значительные события, которые касались некоторых пророков (мир им) и Творца (Свят Он и Велик).

День ‘Ашура ‒ день поминовения пророков посланников Аллаха (мир им). В этот день Аллах оказал помощь и внимание 10 пророкам, а так же это один из десяти дней, когда Всевышний проявляет свою щедрость.

Первое историческое событие, связанное с этим днём, произошло во времена праотца всего человечества и пророка Адама (мир ему). По Своей милости, Всевышний принял покаяние у Адама в день Ашуры.

Пророк Идрис (Енох) (мир ему) был вознесён в день ‘Ашура.

Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» «А где он?» ‒ уточнил ангел смерти. «Да вот он», ‒ воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса.

св. хадисов Ибн Хаббана

Ибн Кутейба говорил, что «Идрис был вознесён ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет ». [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., 2000. Т. 8. С. 463.]

День ‘Ашура является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ноя) (мир ему). В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого потопа. Ноев Ковчег утвердился на горе аль-Джудий. (Св. Коран, 11:44)

В этот день родился пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему), в этот день он был вознесён на уровень халиля, в этот же день был спасён от огня.

Именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (Моисея) (мир ему) и его народа, от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском.

Один из величайших примеров искренней и грамотной набожности пред Богом в истории человечества ‒ пророк Юнус (Иона) (мир ему) ‒ был спасён из брюха кита в день ‘Ашура. Кит, из желудка которого он взмолил Аллаха о спасении, подплыл к берегу и, раскрыв пасть, выпустил его.

В это день Аллах принял покаяние (тавба) Дауда (Давид) (мир ему).

Аллах провёл через испытание и трудность пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему), лишив его на некоторое время власти и могущества. В день ‘Ашура Всевышний вернул своему прекрасному рабу власть.

В этот день был живым вознесён к Господу пророк Иса (Иисус) (мир ему), чтобы потом вернуться на землю до Конца Света.

Пост в день ‘Ашура

В день ‘Ашура пророки Нух и Муса (мир им), в знак благодарности Господу Миров за чудесное спасение соблюдали пост. О посте в день ‘Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот великий день соблюдали пост даже арабы во времена джахилии. Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное, и это отягощало их, им было сказано поститься в день ‘Ашура для искупления греха. [См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му’асыра. Т 1, с. 399]

В этот день курайшиты меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов.

Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

День ‘Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим поститься. После установления обязательного поста в месяц Рамадан Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься [в ‘Ашура], а кто не желает, тот может не поститься.

св. хадисов аль-Бухари (2003), Муслима (1130)

В первые годы Ислама пост в день ‘Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на Рамадан, у него осталось почётное положение.

Один из величайших сподвижников Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».

св. хадисов аль-Бухари (3397)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) показал тем самым своим сподвижникам, что эти события имели место быть, таким образом подтвердив единство корней монотеистических религий в том числе и в религиозной практике.

Пост в день ‘Ашура является желательным (мустахаб). Верующий человек всегда помнит слова Всевышнего, переданные в хадисе-кудси:

Самым любимым из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является вмененное Мною ему в обязанность. И будет раб Мой стремиться приблизиться ко мне Мне, совершая дополнительное, пока не будет проявлена к нему Моя Божественная любовь.

Аль-Бухари Рияд: Аль-Афкяр ад-давлийя,

1999. С.1247, хадис №6502

Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года.

Вот несколько хадисов о посте в день ‘Ашура:

Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день ‘Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года.

Св. хадисов Муслима (2803)

Лучший пост после рамадана - это пост в месяце Аллаха, мухарраме.

Св. хадисов Муслима (1163)

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.

Св. хадисов Муслима (2722)

Поститесь в день ‘Ашура, но не будьте [излишне] похожи на иудеев, поститесь [также] в день до него и день после.

Хадис от Ибн ‘Аббаса,

св. хадисов Ахмада (2154)

Имам Ахмад сказал: «Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘‘Ашура, пусть постится девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин ». [См. “аль-Мугъни” 4/441]

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них - это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид - это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата ». [См.: Задуль-ма’ад, 2/76]

Также относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) можно посмотреть в книгах: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

В Священном Коране сказано:

Спешите заслужить прощение от Господа вашего и райскую обитель, обширную, как Земля и небеса, что уготована для богобоязненных.

Св. Коран, 3:133

Пусть же Всевышний поможет нам понять суть нашего бренного бытия, извечного и вместе с тем конечного предназначения человека, и выбрать тот путь, который соответствует Его Слову и ведёт к достижению счастья и благополучия в обоих мирах ‒ в мире земном и в мире вечном! Амин.

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Использованные источники:

Ш. Аляутдинов «Ответы на ваши вопросы об Исламе»

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству»

Приходится значимый в исламе – День Ашура . Наступает он с заходом солнца сегодняшнего дня (пятница, 29 сентября) и продлится ровно один день.

Слово Ашура образовано от слова «ашара», что значит «десять», так как этот день является десятым днем одного из четырех запретных месяцев в исламе - месяца Мухаррам.

День Ашура важен не только в настоящем, но и событиями, которые произошли в этот день, а их не мало и являются они свидетельством огромной милости и милосердия Всевышнего Аллаха Субхану ва Тагаля. Это – знамения для нас, повод для размышлений и выражения бескрайней благодарности Аллаху за то, что устроил все наилучшим образом.

События, которые по преданиям, произошли в день Ашура связаны с пророками (мир им) :

1. Было принято покаяние Адама (а.с.)

2. Пророк Нух (а.с.) и его последователям спасен от гибели в водах великого потопа

3. Пророк Юнус (мир ему) был вызволен из чрева кита

4. Пророки Иса и Идрис (мир им) вознеслись на небо

5. Пророк Аюба (мир ему) исцелился от болезни

6. Пророк Якуб (мир ему) встретился с сыном

7. Пророк Сулейман (мир ему) стал царем

8. Пророк Юсуф (мир ему) вышел из тюрьмы

9. Пророк Муса (мир ему) спасен от преследователей фараона

Кроме того, важно, что в этот день произошло сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека Адама. Конец света также наступит в этот день .

Также как и в любой другой день, в этот благословенный день сердце верующего должно устремиться к благому в поклонении (усердствовать в поклонении), в своем нраве, отношениях с людьми, и избеганию запретного, воздержанию от грехов, совершению покаяния. Важно совершать дуа с искренним сердцем и просить Всевышнего о сокровенном, спасении от Ада, обретения Его довольства и счастья в обоих мирах.

Какое особое поклонение можно совершить в День Ашура?

В этот день следует соблюдать пост , но важным моментом является то, что наряду с днем Ашура пост должен соблюдаться за день до этого или день после этого .

В хадисе сказано: «Когда Посланник Аллах (мир ему) прибыл в Медину, нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): «Это великий день, в котором спасся Муса (мир ему) и Его народ от Фараона, поэтому Муса (мир ему) соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Аллаху». Тогда Пророк (мир ему) сказал: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к Пророку Мусе (мир ему) в знак благодарности Аллаху »,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим). С этого дня, по милости Аллаха пост в День Ашура стал сунной для мусульман.

Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан » (Имам Муслим).

О достоинстве поста в день Ашура сказано в хадисе: «Он служит искуплением грехов прошедшего года » (Муслим).

Какую-то часть ночи этого дня желательно провести в поклонении, совершать тахаджуд намаз . В хадисе сказано: «Лучший месяц для поста после месяца Рамадан – месяц Мухаррам – и лучший намаз после обязательных намазов и намаза, совершенного в глубине ночи, т.е. тахаджуд намаза, – намаз совершаемый в день Ашура» (Муслим).

В этот день также следует давать садака своим близким. Как сказано в хадисе: «Тот, кто щедр к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы » (аль-Хайсами).

Есть особенно благословенные дни и ночи, месяцы и периоды, которые дарованы нам в награду и являются огромной милостью Аллаха. В эти моменты расстояние между Творцом и его творениями сокращается, двери милости Аллаха открываются, дуа принимаются, грехи прощаются, если верующий, с искренним сердцем отнесется к этому дару от Аллаха с особым трепетом и усердием ради Его довольства. Аллах Всевышний даровал нам еще одни такой прекрасный день, и упускать его, или обрести его достоинства зависит только от человека…

Благословенного Дня Ашура!