Бог яма в буддизме. Теория яма

Яма или Йама, Ямарадж (в переводе с санскрита - «Близнец») - бог в индуизме, Владыка Преисподней, Миродержец Юга, Царь Смерти и Справедливости, владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп (оледенение).

По древнейшему натуралистическому представлению это - божество Солнца, являющееся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами - Yami). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест, но он отказывается, мотивируя это близким родством. Этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах. Сестра Ямы — Ями является его спутницей и воплощением творческой энергии Ямы.

Солнечное значение Ямы (Йамы) выступает в некоторых гимнах Ригведы. Он представляется сыном Вивасвата (рассветающего дня), и Саранью (убегающей ночи). Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Йама являлся в их глазах царём подземного мира и пребывающих в нём умерших предков людей.

По древнейшим понятиям индусов, в царстве Йамы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Йама является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки, называемые его послами и уносящие обреченных смерти людей.

Согласно одному преданию, Яма отправляясь познавать мир, попал на небо, и люди стали смертными. Милостивый Яма древности со временем превратился в зловещую и разрушительную силу. Люди представляли его себе красно-сине-зеленокожим, вооруженным петлей и булавой, в сопровождении двух четырехглазых собак, бродящим по свету, собирая души умерших. Древние полагали, что, покинув тело, душа направляется за реку Вайтарани в страну мертвых, где ей предстоит предстать перед судом. Там Яма зачитывал список деяний души, после чего выносил приговор. Душа отправлялась в рай, в один из адов или возвращалась в страну живых, где ей предстояло возрождение.

Согласно одному из мифов, дочь царя мадров Савитри просила Яму вернуть ей мужа Сатьявану. Бог был тронут и предложил Савитри исполнение любого желания, если она больше не будет просить о возрождении Сатьяваны. Савитри пожелала родить сыновей от мужа, и Яма вернул ей Сатьявану. В буддийской мифологии Яма - владыка ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость. Ями, сестра Ямы, правила адом женщин и рассматривалась как воплощение его творческой энергии (шакти).

В «Катха-упанишадах» Яма выступает как мудрец, стремящийся раскрыть живущему смысл жизни, который заключается прежде всего в осмыслении бренности этой жизни, неизбежности смерти и последующего перевоплощения души, находящейся в вечном круговороте бытия. Люди склонны стремиться к удовольствиям, тогда как мудрый выбирает благо, предпочитая его удовольствию.


«Погрязшие в незнании, [но]

Полагающие себя мудрыми и сведущими,

Глупцы, по извилистым путям блуждающие,

Подобны слепым, имеющим слепого поводыря

Истину не может постичь

«Тот, кто лишен спокойствия и сосредоточенности,

Тот, кто не отказался от недостойного повеления,

Тот, чья мысль неспокойна»

«Но тот, кто живет разумно,

С мыслями, кто никогда не запятнан,

Тот достигнет того места,

Откуда не поддаются вновь».

Так Яма со временем превратился в бога мудрости и справедливости, нравственности (Драхму). Смерть – как наивысший судия и неизбежный.

Некоторые из ипостасей Ямы: Антака – «приносящий конец жизни», Мритью – «Смерть», Кала – «Время», Дхарма.

Небеса Ямы – Мир Вершащих Суд — Мир Владык Кармы

В трактате «Абхидхармакоша» Васубандху пишет:

«Выше [Небес] Тридцати Трёх находятся боги, которые пребывают в [«воздушных»] замках. Это [боги Небес] Яма, Тушита, Нирманарати, Паранирмитавашаварти, а также относящиеся к группе богов Небес Брахмы и другие, о которых говорилось выше. Они находятся в шестнадцати различных местах пребывания. Всего, таким образом, насчитывается двадцать два класса богов с соответствующими местопребываниями».

Небеса Ямы – Третьи Небеса в структуре небесных миров Мира Страстей. Считается, что существа Третьего Неба живут в облакообразном пространстве, находящемся над Горой Меру.

Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма. Один из эпитетов Правителя Ямы – Дхармараджа. Правитель Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют «Царь мёртвых». Душа умершего в это время находится в промежуточном состоянии после смерти, в бардо бытия, и, когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё наступает период, который буквально можно назвать судным днём.

Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада. В их число входит и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы, которые готовы отправить душу умершего в Ад Страданий или в другие области скверных миров, исполняя волю Вершащих Суд.

То, что называют облакообразным пространством, есть измерение, которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где Мир Форм и Мир Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно, что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его. Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и мгновенно перемещаться в любое место Небес. Смерть обитателей Небес Ямы не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является причиной смерти населяющих этот мир существ.

На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально познавшие жизнь и смерть, или существа, осуществлявшие правильное служение, связанное с миром после смерти (например, это может быть духовный практикующий, хорошо овладевший техникой пхова, и при жизни помогавший душам умерших с помощью неё обрести хорошее перерождение). Это служение означает накопление заслуг для мира после смерти.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в энергию бога Ямы. Если вы желаете получить энергетическую сонастройку под руководством и с поддержкой специалиста, и с помощью медитации получать от него силу — напишите сообщение через форму отправки сообщений на .
Сонастройки проходят по технологии .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Файл:Yanluo.JPG

Суд Яньло-вана

Яма - буддийское божество, распорядитель ада и определяющий судьбу умерших.

Мир Ямы (Yāma , тиб. thab.bral ) называется также «небесами без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Миром Ямы правит дэва Суяма (Suyāma); его жена - перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагирхи, которая во времена Будды была очень щедрой к монахам. Существа этого мира высотой 2,250 футов и живут 144,000,000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 160 йоджанов над Землёй.

Яма в буддизме тхеравады

Яма в китайской и японской мифологии

В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло-ван (кит. 閻羅 - Yanluo ), он является правителем ада . Имя Яньло - не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В ранней японской мифологии имя Яньло бога называли «Эмма » или Эмма-о (閻魔大王 Enma Dai-Ō , «Великий Царь Яма»).

Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.

Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес (см. боги (буддизм)) до ада (см. ад (буддизм) , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.

Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.

Яньло-ван изображается в традиционной шапочке суди. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах (см. Деньги преисподней). О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии Тайпинов , которые отождествляли его с библейским Сатаной.

Яма в тибетском буддизме

Литература

  • Nanamoli, Bhikkhu & Bodhi,Bhikkhu (2001). The Middle Length Discourses of the Buddha: A Translation of the Majjhima Nikaya . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-072-X.
  • Nyanaponika Thera & Bodhi, Bhikkhu (1999). Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya . Walnut Creek, CA: AltaMira Press. ISBN 0-7425-0405-0.

Внешние ссылки

  • Alan Baumler, «Oh hell » - фоторепортаж о «адской галерее» буддистского храма Дасиншань (г. Сиань)


Дэвалока (мир богов) , буддизм
Четыре Небесных Царя | Тридцать три бога | Яма | Тушита | Нирманарати | Паринимитра-вашавартин

dictionnaire et traducteur pour sites web

Une fenêtre (pop-into) d"information (contenu principal de Sensagent) est invoquée un double-clic sur n"importe quel mot de votre page web. LA fenêtre fournit des explications et des traductions contextuelles, c"est-à-dire sans obliger votre visiteur à quitter votre page web !

Essayer ici , télécharger le

Яма - Бог Смерти, Хозяин Смерти, Ямараджа

Первое упоминание о Яме - боге смерти - встречается в индийских Ведах. В тибетском буддизме это защитник дхармапала (усмиренный, но непросветленный демон), а во всех остальных традициях еще и судья над мертвыми, который определяет в какой из миров отправить умершее существо, а также управляет адскими мирами.

Яма весьма распространен в своей буддийской ипостаси и известен во всех странах, в которых практикуется буддизм, включая Китай и Японию, где и вовсе является интегральным образом в мифологии.

Тибетская Ваджраяна

В Тибете Яма - это сила, вращающая колесо Сансары и чтится как защитник духовной практики. В мандале Бхавачакры все сферы жизни отображены между его челюстей или в его чудовищных рука.

Иногда Яма бывает в союзе с Ями или Чамунди. Яму не следует путать с Ямантакой - другим буддийским защитником и йидамом - который однажды его победил.

Веды

Яма принадлежит к раннему срезу ведической мифологии. В этой традиции он считается первым смертным, который умер прошел по дороге в потусторонние миры, и по закону первенства стал властителем умерших. Имя Яма можно истолковать как «близнец» и в некоторых мифах он находится в паре со своей сестрой Ями.

В индийском искусстве Яма изображается с зеленой или красной кожей, в красной одежде и верхом на буйволе. В левой руке Яма держит петлю лассо, которой вытягивает душу из мертвых тел. У него есть две собаки - адские гончие с четырьмя глазами и широкими ноздрями, которые охраняют дорогу к его обиталищу. Также считается, что они бродят среди людей, как его посланники. Яма отчитывается в своих действиях перед Шивой Разрушителем.

Яма решает в какой из адов или небесных миров определить душу после смерти и перед последующим возвращением на землю, в зависимости от хороших и плохих поступков, совершенных при жизни. Противоположные поступки не уравновешивают друг друга и таким образом душа может попасть и в ад, и на небеса.

В буддизме Тхеравады

В Палийском Каноне Будда рассказывает, что человек, который плохо обращался со своими родителями, аскетами-практиками, святыми и просто старыми людьми после смерти попадает к Яме. Яма спрашивает человека, рассматривал ли тот когда-либо свои поступки в свете рождения, старения, болезни, мирского возмездия и смерти. В ответ на вопросы человек отвечает, что нет, он никогда не думал о кармических последствиях своих негативных поступков, и в результате Яма отправляет его в ад до тех пор, пока негативная карма не истощится.

В распространенных народных поверьях Яма насылает старость, болезнь, наказания и другие ненастья на людей как предупреждения о том, что нужно хорошо себя вести.


В китайской, корейской и японской мифологии

Изображается как массивный мужчина с ярко красным лицом, выпученными глазами и длинной бородой. Носит традиционную одежду и корону на голове, на которой часто присутствует иерогриф王, значащий «король».

Яма - Янлуо - это не только управитель но, но также и судья нижнего мира, который судит всех умерших. Иногда он появляется с помощником, который держит в руках кисть и книгу, в которой записана каждая душа и дата ее будущей смерти. Голова Быка и Лошадиное Лицо, ужасающие охранители ада, доставляют свежеумерших один за одним к Янлуо на суд.

Янлуо считается скорее организацией или бюрократической должностью, чем божественной личностью. В мифах описаны истории, когда честный смертный назначался на пост Янлуо и служил в качестве судьи и управителя нижнего мира.

/по материалам сети/

Ямантака (также Яма, Ямараджа, Бхайрава, в Гелукпе — Ваджра-Бхайрава) в Гелукпе является проявлением гневной ипостаси Манджушри и будды в состоянии гнева, но на самом деле, Яма или Ямараджа или Ямантака — это шиваитский культ, который просто был добавлен в стуктуру Гелукпы (синтезированную традицию с Бон, анемизмом, шиваизмом, шактизмом и с миксом из учений других тибетских школ), также как и другие сомнительные культы включая: ,

Культ Ямантаки Ваджрабхайравы взят из индуизма

Можно говорит с уверенностью, что культ Ямы взят из индуизма, точнее даже сказать, что он целиком и полностью слизан с шиваизма. То есть иерархи Гелукпы за неимением буддийского идама тупо позаимствовали его из индуизма, преступление ли это? Воровство никто не запрещал и переделки из индуизма в буддизм (и шаманизма) тоже, так ведь?

Шаманский культ Чойжила

Божество Чойжил – царь закона, правящий согласно учению. Легенда гласит, что в пространстве вокруг горы Алханай неистовствовали и визжали духи, не нашедшие своего перерождения. Они насылали засуху, наводнения, болезни и другие несчастья. Чойжил своей чудодейственной силой собрал в эту крепость злых духов и уничтожил их, совершив суровый обряд сожжения. Чойжил, как царь закона, изображается в синем цвете, с рогатой бычьей головой, тремя глазами, ожерельем из черепов, арканами для ловли душ, мечом и драгоценными талисманами. Его атрибуты – весы, книга судеб, зеркало, где видны прегрешения человека.

Эта скала, ее происхождение, геологическая структура, местоположение представляют собой огромный интерес для науки. Это чудесное творение природы вулканического периода, сохранившее свое первозданное состояние до сегодняшних дней, хранит тайну веков. При взгляде на скалу создается впечатление, что здесь потрудился древний великан, метая наугад разноцветные растворы лавы, которые застыли в причудливых формах. Скала подобна громадному гнезду ласточки. Тот, кто не посетил природный храм божества Чойжил, то не видел Алханай.

Тибетская книга мертвых и Ямантака

«О сын благородной семьи, вслед за Буддами пяти семей появятся гневные стражи врат:

Виджая, «Победоносный»;
Ямантака, «Сокрушающий смерть»;
Хаягрива, «С лошадиной шеей» и
Амритакундали, «Спираль нектара»;»

Тибетский шаманизм и культ Ямантака-Чойджила

Яма (Ямараджа, Чойджал, Номун-хан, Эрлик) - в буддизме бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства.

В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём - ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.

Яма в тибетском буддизме как персона из индуизма

В тибетском буддизме ваджраяны Яма проявляется как Шиндже (тиб. གཤིན་རྗེ་, Вайли Gshin.rje, «владыка смерти») или полностью Шиндже Чойгьял, что соответствует санскритскому Яма Дхармараджа (Yama Dharmaraja IAST) и переводится как «владыка смерти, царь закона») (то есть в Тибете Яма играет более широкую роль чем в индуистском пантеоне). Ещё одно имя Ямы Дхармараджи - Каларупа.

Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии. По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего».Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших.

В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри, а вернее его гневной ипостасью Шинджешед (санкср.: Ямантака, «убивающий владыку смерти»). Победив Шиндже, он превратил его в дхармапалу. С тех пор Яма Дхармараджа (или Ямараджа) считается одним из восьми защитников буддийского учения в Тибете.

В практиках ваджраяны Ямараджа - божество-защитник класса ануттара-йога-тантры. Образ Ямы Дхармараджи используется теми, кто осуществляет практику Ваджрабхайравы (гневного воплощения Манджушри) в школах гелугпа, Кагью и Сакья.

Культ шиваитского бога Ямантаки в Гелукпе

Для направления Гелугпа — Яма Дхармараджа имеет особое значение, поскольку является одним из трёх основных защитников школы наряду с Махакалой и Вайшраваной , а также потому что основатель новой традиции (самой молодой на Тибете) — Гелугпы — Цонкапа считается одним из воплощений Манджушри, одолевшего Яму.

Согласно традиции гелугпа Яма Дхармараджа имеет три проявления:

Внешний (экзотерический) защитник обычно изображается с головой быка (буйвола) и призван оберегать практиков буддизма от внешних (физических) несчастий и невзгод.

Задачей внутреннего (эзотерического) защитника является противостояние внутренним человеческим слабостям (таким как страх, гордыня и другим), мешающим практику продвигаться по пути к просветлению. Обычно он изображается в форме, похожей на внешнего Ямараджу, но с устрашающим лицом человеческого типа.В рамках традиции гелугпа считается, что Цонкапа получил прямое видение внутреннего аспекта Ямараджи.Этот мистический опыт он описал в одном из своих стихотворений.

Образ тайного Ямараджи действует на уровне инстинкта, помогая практикующему проявлять внутреннюю позитивную энергию.

Согласно Р. Турману, в Гелугпа встречается и четвёртая форма - Окончательный Ямараджа (англ. Ultimate Yamaraja), с которым ум умершего встречается в момент смерти

Яма в индуизме и шиваизме

Я́ма или Йа́ма (санскр. यम - «Близнец») - бог в индуизме, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества; «Владыка преисподней», «Миродержец юга», «Царь смерти и справедливости».

По древнейшему натуралистическому представлению, это - божество Солнца, являющееся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест, но он отказывается, мотивируя это близким родством; этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах.

Солнечное значение Йамы выступает в некоторых гимнах Ригведы. Он представляется сыном Вивасвата (или Вивасванта), т. е. рассветающего (дня), и Саранью, то есть убегающей (ночи), дочери Тваштара. Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Йама являлся в их глазах царём подземного мира и пребывающих в нём умерших предков людей (питары).

По древнейшим понятиям индусов, в царстве Йамы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Йама является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки, называемые его послами и уносящие обреченных на смерть людей.

Развиваясь в антропофизическом направлении, представление Йамы, как солнечного бога, перешло в представление о нём, как о первом умершем человеке, открывшем последующим поколениям людей путь в загробный мир. Особенно ярко это представление выражается в 14-м гимне Х мандалы Ригведы. Однако низведение Йамы на степень человека не заглушило и в позднейшей мифологии индусов божественности Йамы: он считается одним из 4-х или 8-и мирохранителей, наряду с великими богами Агни, Индрой и Варуной.

Кто такой на самом деле Ямантака?

Ямантака — это образ или легенда из шивазима, которая перекочевала удивительным образом в Гелукпу создав культ идама, что довольно странный результат с позиции Сутры или той же Тантры.

Но как бы то ни было, Ямантака — это человек, вернее йогин-шиваит, которого зарезали (отрезали голову) разбойники алчные до золота и богатств, которых они не нашли у отшельника, отшельник воскрес из мертвых с головой быка и отомстил разбойникам.

Еще одна версия прафонация о Ямантаке от Гелукпы

Ваджрабхайрава или Ямантака – это гневное проявление Божества мудрости Манджушри. Считается, что истоки тантры Ваджрабхайравы лежат в стране дакинь Уддияне, лишь в Х веке махасиддха и великий пандита из монастыря Наланда — Лалитаваджра, который уделял особое внимание практике Манджушри, принёс это Учение в Индию.

Случилось это так. Однажды в тексте «Произнесение имён Манджушри » он повстречал такие слова:

«Важдрабхайрава, приводящий в ужас…»

Однако, сколько ни искал махасиддха сведения о данном божестве и тантре, он не нашёл их в комментариях мастеров. Лишь через двадцать лет усердной практики, он услышал от Манджушри такие слова: «Сын мой, иди в Уддияну, там находится тантра Ваджрабхайравы».

Лалитаваджра отправился в страну Уддияна, где получил посвящение Ямантаки от Дакини Мудрости Ваджраветалы и, подвизаясь в медитации уровней Зарождения и Завершения, в течение трёх месяцев достиг плода реализации.

Через него передача этой тантры распространилась в Индии. Реализованные мастера передавали это Учение своим ученикам, писали разъясняющие трактаты, затем и их ученики, с благословения своих наставников, даровали посвящения другим.

Так тантра Ваджрабхайравы в XI пришла в Тибет, а теперь и мы, благодаря заботе Учителей, сохранивших чистую линию преемственности, можем повстречаться с этим Учением.

Яма

Яма — в индийской мифологии бог смерти, правитель царства мёртвых и судья над людьми. Он считается одним из 4-х или 8-и мирохранителей (lokapaias), наряду с великими богами , и . Он страж южной строны света.

Сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра-близнец и спутница, а также воплощение его творческой энергии — Ями, ставшая рекой Ямуной, были первыми живыми существами, покинувшими этот мир и отправившимися в царство смерти, указав путь туда всем живущим.

По древнейшим понятиям индусов, в царстве Ямы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Яма является уже мрачным, свирепым карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы, в этом ему помогает пара огромных псов с четырьмя глазами и огромными ноздрями. Охраняя владения бога смерти, они блуждают среди живых, хватают тех, чей срок пришёл, и волокут на суд к хозяину.Его писец-привратник Читрагупта (Chitragupta) зачитывает вслух свой журнал Агра-Сандхани (Agra-Sandhani), в котором зафиксированы все земные деяния и помыслы человека. После того, как запись прочитана, Яма взвешивает добрые и злые поступки, и душа умершего человека либо возносится на Небеса (Сварга (Swarga), либо опускается в адскую обитель (Нарака (Naraka) или возвращалась в страну живых, где ей предстояло возрождение.

Считается, что через четыре часа сорок минут после того, как душа покинет тело, она предстает перед Ямой, и до этого времени тело покойного нельзя кремировать.

Согласно одному из мифов, дочь царя мадров Савитри просила Яму вернуть ей мужа Сатьявану. Бог был тронут и предложил Савитри исполнение любого желания, если она больше не будет просить о возрождении Сатьяваны. Савитри пожелала родить сыновей от мужа, и Яма вернул ей Сатьявану. В буддийской мифологии Яма — владыка ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость.