Академик Анохин Петр Кузьмич: биография, открытия, достижения и интересные факты. Петр кузьмич анохин - биография и интересные факты Ютуб анохин петр кузьмич теория функциональных систем

Анохин Петр Кузьмич - знаменитый советский физиолог. Одно из его основных достижений - это создание теории функциональных систем. Являлся членом академии наук СССР, в 1972 году стал лауреатом Ленинской премии. Его вклад в науку до сих пор исследуется и оценивается последователями.

Биография ученого

Анохин Петр Кузьмич родился в Царицыне, сейчас это Волгоград. Он появился на свет в 1898 году. Он вырос в семье рабочего, в 15-летнем возрасте стал выпускником высшего начального училища, уже тогда проявляя тягу к наукам и знаниям.

Но семья у Петра Кузьмича Анохина была небогатой, поэтому вместо того, чтобы продолжать плановое образование, он был вынужден подростком идти работать на железную дорогу конторщиком. Вскоре он сдал экзамены на более престижную и высокооплачиваемую должность - почтово-телеграфного чиновника.

Несмотря на то что ему приходилось много трудиться, герой нашей статьи решил не забрасывать учебу. Он экстерном сдал экзамены сразу за шесть классов реального училища, поступив в землемерно-агрономическое училище в Новочеркасске.

Анохин Петр Кузьмич, как и большинство выходцев из рабочего класса, поддерживал революцию. Будущий академик принимал участие в Гражданской войне, а когда в стране установилась советская власть, стал комиссаром по печати, руководил выпуском газеты "Красный Дон" в Новочеркасске в должности главного редактора.

Большое влияние на судьбу Петра Кузьмича, биография которого приведена в этой статье, оказала встреча с Луначарским. Первый нарком просвещения в то время объезжал на агитпоезде войска Южного фронта. Анохин Петр Кузьмич и Луначарский обсудили перспективы изучения мозга, герой нашей статьи стремился понять материальные механизмы, которые движут человеческой душой.

Уже в 1921 году он получает официально приглашение из Петрограда поступить в Институт медицинских знаний в Ленинграде, в то время им руководит легендарный ученый Бехтерев. Анохин выделился уже на первом курсе, защитив работу, посвященную влиянию минорных и мажорных звуков на отдельные части коры головного мозга.

Работа с Павловым

В 1922 году он посещает цикл лекций академика Павлова, которые тот читает в Военно-медицинской академии, решает поступить в его лабораторию.

Параллельно продолжает обучение, а после и работу в институте. В 1926 году получает место старшего ассистента на кафедре физиологии в зоотехническом институте Северной столицы, а еще через два года становится доцентом.

В лаборатории Павлова он исследует кровообращение головного мозга, а также влияние, которое оказывает ацетилхолин на функции слюнной железы, в частности, на секреторную и сосудистую.

В 1930 году Павлов рекомендует Анохина на место заведующего кафедрой физиологии в медицинском университете Нижнего Новгорода. В том же году факультет отделяется от университета, образуя отдельный медицинский институт. Анохин продолжает работу в новом вузе, а параллельно преподает на биологическом факультете нижегородского университета.

Изучение рефлексов

Как раз в этот период ученый Петр Анохин начинает проводить смелые исследования. Он создает принципиально новый метод изучения условных рефлексов. Он предложил оригинальный метод, позволивший сделать вывод, что в центральной нервной системе формируется особый препарат, в котором существуют параметры так называемого "заготовленного возбуждения". Со временем его назвали акцептором результата действия.

В 1935 году физиолог Анохин Петр Кузьмич вводит в научный обиход понятие санкционирующей афферентации. Тогда же приблизительно дает и первое определение функциональной системы. В этом заключается важный вклад в науку Анохина Петра Кузьмича.

Позже, составляя собственную автобиографию, герой нашей статьи отмечал, что в этот период своей профессиональной карьеры, когда он уже дослужился до звания профессора, у него возникла концепция, всерьез повлиявшая на многие его научно-исследовательские интересы. Ему одному из первых в физиологии удалось сформулировать теорию функциональной системы. Таким образом, Анохин наглядно продемонстрировал, что наиболее эффективным и продуктивным для решения физиологических проблем является именно системный подход.

Переезд в Москву

Следующий этап в его карьере - переезд в Москву с частью своих сотрудников, который состоялся в 1935 году. Анохин стал работать во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Здесь ему было поручено сформировать собственный отдел нейрофизиологии, а также провести ряд важных исследований, которые были осуществлены совместно с отделом микроморфологии под руководством Лаврентьева, а также неврологической клиники Кроля.

В 1938 году Николай Бурденко приглашает Анохина возглавить психоневрологический сектор на базе Центрального нейрохирургического института, в котором герой нашей статьи начинает разрабатывать еще одну теорию. На этот раз изучает нервный рубец. К этому же периоду относятся его фундаментальные исследования, посвященные новокаиновой блокаде, которые он проводил совместно со специалистами клиники Вишневского.

Великая Отечественная война

Когда началась война, Анохина вместе с институтом экспериментальной медицины экстренно эвакуировали в Томск. В этом сибирском городе он возглавил отделение нейрохирургии, занимался вопросами периферической нервной системы.

Ему удалось систематизировать результаты своих довоенных теоретических исследований, а также важного и уникального нейрохирургического опыта. Все эти работы он объединил в монографию под названием "Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы", которая увидела свет в 1944 году. Также им было продолжено исследование теории нервного рубца, первоначально сформулированной ранее.

При этом в Москву Анохин вернулся уже в 1942 году, получив назначение на пост заведующего физиологической лабораторией. Его новым местом работы стал институт нейрохирургии. Тут он продолжает лично оперировать и консультировать других врачей, а также совместно с Бурденко проводит уникальные для того времени исследования хирургического лечения военных травм нервной системы.

Итогом этой деятельности стала статья, посвященная особенностям нервов и их хирургического лечения, которую Анохин написал вместе с Бурденко. Тогда же его избрали профессором на кафедру физиологии Московского университета.

Институт физиологии

Важным вкладом Петра Анохина в развитие науки стала работа в отделе физиологии нервной системы, который был сформирован в 1944 году на базе только что появившегося института физиологии. Ключевую роль в этом сыграла Академия медицинских наук. В тоже время он исполнял обязанности директора института, а ранее заместителя, который курировал научную работу.

После окончания войны многие работы и исследования Анохина подверглись критике. В 1950 году состоялась известная резонансная сессия, на которой обсуждались проблемы физиологического учения, которое пропагандировал Павлов. На нем резкой критике были подвергнуты многие ученые, в том числе Бериташвили, Орбели, Сперанский и многие другие. В частности, многие оказались недовольны теорией функциональных систем, автором которой был Анохин.

Например, на этой сессии профессор Асратян отмечал, что понятно, когда с критикой Павлова выступают советские исследователи, которые никогда с ним не работали и не знакомы с самим духом науки. Но особое возмущение научной общественности вызывало то, что достижения Павлова критиковал один из его самых известных учеников Анохин. Героя нашей статьи обвиняли в лженаучных и идеалистических взглядах и теориях, которые, по их мнению, формировались под влиянием буржуазного Запада.

Ссылка в Рязань

В 1913 году окончил в высшее начальное училище. Чтобы помочь семье, поступил конторщиком на железную дорогу, а затем сдал экзамены на должность почтово-телеграфного чиновника. В это же период экстерном сдал экзамены за шесть классов реального училища и осенью 1915 года поступил в Новочеркасское землемерно-агрономическое училище.

Участвовал в Гражданской войне.

В первые годы советской власти - комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А. В. Луначарским, объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга, чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учебу в Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев. Уже на 1-м курсе под руководством В. М. Бехтерева проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга».

Прослушав ряд лекций И. П. Павлова в Военно-медицинской академии, поступает работать в его лабораторию (1922).

По окончании в 1926 году ГИМЗа избирается на должность старшего ассистента кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института (с 1928 г. - доцент). Продолжая работать в лаборатории И. П. Павлова, ученый выполнил на кафедре института ряд исследований по изучению кровообращения головного мозга и влиянию ацетилхолина на сосудистую и секреторную функции слюнной железы.

В 1930 году П. К. Анохина, рекомендованного на конкурс И. П. Павловым, избирают профессором кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета. После выделения факультета из состава университета и образования на его базе медицинского института он одновременно руководит кафедрой физиологии биологического факультета Нижегородского университета.

Лучшие дня

В этот период предложил принципиально новые методы изучения условных рефлексов: секреторно-двигательный метод, а также оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, позволивший П. К. Анохину прийти к заключению о формировании в центральной нервной системе специального аппарата, в котором заложены параметры будущего подкрепления («заготовленное возбуждение»). Позже этот аппарат получил название «акцептор результата действия» (1955).

В 1935 году П. К. Анохиным вводится понятие «санкционирующая афферентация» (с 1952 г. - «обратная афферентация», позже, в кибернетике - «обратная связь»), тогда же в предисловии к коллективной монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности» дает первое определение функциональной системы. «В этот период моей жизни, - напишет он позже в автобиографии, - когда я был уже профессором, и родилась концепция, которая на всю жизнь определила мои научно-исследовательские интересы… мне удалось сформулировать теорию функциональной системы, показав, что системный подход является наиболее прогрессивным для решения физиологических проблем».

С переходом в 1935 году с частью сотрудников в Москву в Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) организует здесь отдел нейрофизиологии, ряд исследований которого осуществлялся совместно с отделом микроморфологии, руководимым Б. И. Лаврентьевым, и клиникой неврологии М. Б. Кроля.

С 1938 года по приглашению Н. Н. Бурденко одновременно руководит психоневрологическим сектором Центрального нейрохирургического института, где занимается разработкой теории нервного рубца. К этому же времени относятся его совместные работы с клиникой А. В. Вишневского по вопросам новокаиновой блокады.

С началом Великой Отечественной войны осенью 1941 года вместе с ВИЭМ эвакуируется в Томск, где назначается руководителем нейрохирургического отделения травм периферической нервной системы. Позже результаты довоенных теоретических исследований и нейрохирургического опыта были обобщены П. К. Анохиным в монографии «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы» (1944), а также легли в основу сформулированной им теории нервного рубца.

В 1942 году возвращается в Москву и назначается заведующим физиологической лабораторией в Институте нейрохирургии. Здесь, наряду с консультациями и операциями, совместно с Н. Н. Бурденко продолжает исследования по хирургическому лечению военной травмы нервной системы. Результатом этих работ явилась их совместная статья «Структурные особенности боковых невром и их хирургическое лечение». В это же время был избиран профессором на кафедру физиологии Московского университета.

В 1944 году на базе отдела нейрофизиологии и лабораторий ВИЭМ был организован Институт физиологии незадолго до этого учрежденной Академии медицинских наук СССР, куда П. К. Анохин был назначен заведующим отделом физиологии нервной системы (и одновременно в разные годы исполнял функции заместителя директора по научной работе (1946) и директора института).

Осенью 1950 года на известной научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И. П. Павлова, критике подверглись новые научные направления, развиваемые учениками великого физиолога Л. А. Орбели, И. С. Бериташвили и А. Д. Сперанским и другими. Острое неприятие вызвала теория функциональных систем Анохина.

Профессор Э. А. Асратян: … Когда с отдельными антипавловскими недомыслиями выступают … Штерн, Ефимов, Бернштейн и им подобные лица, не знающие ни буквы, ни духа учения Павлова, это не так досадно, как смешно. Когда с антипавловскими концепциями выступает такой знающий и опытный физиолог как И. С. Бериташвили, который не является учеником и последователем Павлова, то это уже досадно. Но когда ученик Павлова Анохин под маской верности своему учителю систематически и неотступно стремится ревизовать его учение с гнилых позиций лженаучных идеалистических «теорий» реакционных буржуазных ученых, - то это по меньшей мере возмутительно…

В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань, где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института.

С 1953 год по 1955 год заведует кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей в Москве.

В 1955 году - профессор кафедры нормальной физиологии 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия). В это время им были сформулированы теория сна и бодрствования, биологическая теория эмоций, предложена оригинальная теория голода и насыщения, получила завершенный вид теория функциональной системы, дана новая трактовка механизма внутреннего торможения, отраженная в монографии «Внутреннее торможение как проблема физиологии» (1958 год).

Научную работу П. К. Анохин сочетал с педагогической деятельностью, а также был организатором и в течение ряд лет бессменным руководителем Горьковского отделения Всесоюзного общества физиологов, биохимиков и фармакологов, членом правления Всесоюзного физиологического общества имени И. П. Павлова, в конце 1960-х годов - создателем международного семинара по теории функциональных систем, а в 1970-1974 гг. - председателем Московского физиологического общества, основателем и первым главным редактором журнала «Успехи физиологических наук» (1970 год), членом редколлегий ряда отечественных и зарубежных журналов, редактором раздела «Физиология» второго издания Большой медицинской энциклопедии и членом редакционной коллегии ее третьего издания.

Сочинения

Проблемы центра и периферии. М., 1935

Проблемы нервной деятельности. М., 1949

Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование", 1955

Внутреннее торможение как проблема физиологии,1958

Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968

Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975

Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978

Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979

Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980

Семья

Дочь - Ирина Петровна Анохина (24 мая 1932), профессор (с 1981), действительный член Российской академии медицинских наук (с 1995 года).

Награды

В 1945 году избран действительным членом Академии медицинских наук СССР, в 1966 году - действительным членом Академии наук СССР.

В 1966 году награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени «за большие заслуги в области охраны здоровья советского народа и в развитии медицинской науки и медицинской промышленности».

В 1967 году Президиумом АН СССР награжден Золотой медалью имени И. П. Павлова за разработку системного подхода в изучении функциональной организации мозга.

В 1972 году Анохину присуждена Ленинская премия за монографию «Биология и нейрофизиология условного рефлекса», опубликованную в 1968 году.

Память

Имя Анохина носит созданный по его инициативе НИИ нормальной физиологии Академии медицинских наук СССР (ныне Институт общей физиологии РАМН, на его здании (Москва, Большая Никитская улица, дом 6) - мемориальная доска.

Именем Анохина в 1980 году названа улица в Москве (район Тропарёво-Никулино).

В 1974 году Академия медицинских наук учредила премию имени Анохина за лучшие работы по нормальной физиологии.

Пётр Кузьмич Анохин
Дата рождения 14 (26) января (1898-01-26 )
Место рождения Царицын , Саратовская губерния , Российская империя
Дата смерти 5 марта (1974-03-05 ) (76 лет)
Место смерти Москва , СССР
Страна Российская империя Российская империя , СССР СССР
Научная сфера физиология , биология , медицина
Место работы
  • МГУ
Альма-матер
Учёная степень доктор медицинских наук
Учёное звание академик АН СССР ,
академик АМН СССР ,
профессор
Научный руководитель И. П. Павлов
Известен как автор теории функциональных систем
Награды и премии

Биография

Родился в семье рабочего. В 1913 году окончил высшее начальное училище. Чтобы помочь семье, поступил конторщиком на железную дорогу, а затем сдал экзамены на должность почтово-телеграфного чиновника. В этот же период экстерном сдал экзамены за шесть классов реального училища и осенью 1915 года поступил в Новочеркасское землемерно-агрономическое училище. Участвовал в Гражданской войне . В первые годы советской власти - комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А. В. Луначарским , объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга , чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев . Уже на 1-м курсе под его руководством проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга».

В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань , где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института.

Вот характеристика К. К. Платонова (психолога), который был лично знаком с П. К. Анохиным:

Пётр Кузмич был одним из тех, близость с кем убеждала, что способности человека, выраженные до уровня таланта, становятся его характером. Он был по характеру и убеждениям физиологом с большой буквы. Его увлечение наукой было столь велико, что дошло до абсурда: он выбыл из рядов партии, перестав платить членские взносы, искренне считая, что партийная работа отвлекает его от научной.

Академик, основатель знаменитой научной школы, основоположник новых отраслей науки о мозге, ставших предвестником кибернетики - прошел путь, типичный для советского ученого.

Выходец из простой, рабочей семьи, он стал всемирно известным физиологом, принеся советской науке приоритет во многих отраслях нейрофизиологии, при этом подвергаясь периодической травле за свое нежелание следовать в науке официально утвержденным, идеологически выверенным курсом.

«Я родился в Овраге»

Он вспоминал, что отец и мать были неграмотными и подписывались двумя крестиками. Это было обычным явлением среди обитателей Оврага - самой пролетарской части Царицына. Здесь, в семье железнодорожного рабочего и родился будущий академик Анохин. Дата рождения его - 27 января 1898 года. Отец - Кузьма Владимирович - суровый и - был выходцем из донских казаков. От матери - Аграфены Прокофьевны, родом из Пензенской губернии - ему достался живой и общительный характер, и главной чертой мальчика стала любознательность и стремление к знаниям.

До революции он получает среднее образование - оканчивает реальное училище (1914) и поступает в землемерно-агрономическое училище в городе Новочеркасске. Вскоре он обозначает для себя интерес к биологической науке, к знаниям о человеке, в частности, о его мозге. Он начинает активно интересоваться научной литературой на эту тему, общаться с преподавателями естествознания, которые могли хотя бы дать направление для его образовательских устремлений.

Участник гражданской войны

Пролетарское происхождение делало для Анохина естественным участие в революционных событиях 1917 года, а затем в гражданской войне на стороне большевиков. Во время казачьего восстания в феврале 1918-го года Царицын оказался под угрозой, и юноша участвовал в его обороне - был назначен инспектором штаба по возведению военных укреплений. В 1920 году он активно работает в коммунистической пропаганде - становится комиссаром по печати в Новочеркасске и ответственным редактором главной газеты Донского округа - «Красный Дон».

Здесь проявляется серьезный писательский талант, которым всегда отличался впоследствии академик Анохин. Пётр Кузьмич пишет большинство передовиц и массу статей для газеты. Их живой и образный язык привлекает внимание наркома просвещения А.В. Луначарского, совершавшего агитационные поездки на фронт. Он захотел познакомиться с юным автором, и происходит встреча, имевшая для будущего ученого судьбоносный характер. Анохин рассказал наркому о своем желании учиться и о своем интересе к устройству человеческого мозга, который он сохранил во время всех бурных событий в стране.

Школа Бехтерева

Вскоре пришло письмо, в котором содержалась просьба направить Анохина на учебу к знаменитому ученому - Владимиру Михайловичу Бехтереву, руководившему Государственный институтом медицинских знаний в Петрограде. В 1921 году Петр Кузьмич поступает на учебу в это учебное заведение. Как писал потом Анохин, академик Бехтерев сделал для него главное - навсегда привязал к глобальной, общечеловеческой научной проблеме - к тайне работы человеческого мозга, когда с первого курса привлек к настоящей исследовательской работе.

Однако вскоре студент Анохин понимает, что его не привлекает психиатрия - главное направление научной деятельности Бехтерева. Он видит в ней слишком много неконкретного и недосказанного, того, что выражается лишь в словесной форме. Его больше привлекает физиология работы мозга, возможность его изучения путем постановки экспериментов с получением конкретных результатов. В то время главным авторитетом в этой области был Иван Петрович Павлов. Именно в его лабораторию и поступает в 1922 году Анохин. привлекает молодого ученого к экспериментам по вопросам внутреннего торможения - самого узкого места своей теории условных рефлексов.

Верный ученик Павлова

Бояться рутинности в науке, не допускать в работе однобокого взгляда, избегать слепого следования одним и тем же выводам, даже если они являются частью кажущейся гармоничной теории - так учил своих сотрудников великий физиолог. Поэтому, когда в 1924 году появилась статья «О диалектическом материализме и проблемах психического», в которой некоторые сотрудники павловской лаборатории усмотрели покушение на основные положения учения об условных рефлексах, и автором которой был Анохин, академик сам встал на защиту молодого ученого.

По рекомендации Павлова Анохин сначала становится преподавателем кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а затем профессором медицинского факультета Нижегородского университета. На базе этого факультета был образован Горьковский медицинский институт, где на кафедре физиологии и начинает свою самостоятельную научную и педагогическую деятельность Анохин. Академик, биография которого была долгое время связана с Горьким, оставил заметный след в истории института и всего города.

Институт экспериментальной медицины

На базе кафедры физиологии Горьковского мединститута, которую Анохин превратил в одну из лучших в стране, в 1932 году был создан филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, директором которого и стал Анохин.

В 1935 году его переводят на работу во ВНИЭМ в Москву в качестве руководителя отделения нейрофизиологии, в котором он активно занимается экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Он устанавливает активные связи с клиническими учреждениями, где проводит совместные исследования совместно с практикующими неврологами и нейрохирургами. Результаты этих работ сыграли важную роль во время работы Анохина над проблемами военных травм периферической нервной системы в годы Великой Отечественной войны.

Борьба за чистоту научных рядов

Многие историки отечественной науки утверждают, что удаление Анохина из столицы на периферию - в тогдашний Нижний Новгород, было произведено по инициативе Павлова, чтобы спасти его от неизбежного преследования за слишком независимые идеи и поступки. Так многих идейных борцов шокировало решение Анохина перестать платить партийные взносы, чтобы добровольно выйти из партии. Он посчитал, что общественная работа может помешать ему в научных занятиях.

Свою верность основополагающим положениям павловской теории провозглашали и Анохин-студент, и Анохин-академик. Ученый утверждал, что наибольший вред отечественной науке принесли те толкователи наследия великого физиолога, кто в разряд по неразумению занес идеи, высказанные Павловым в качестве лишь предположений или возможных допущений, не влияющих на содержание и истинность основных постулатов теории.

Впоследствии ему многое припомнится на знаменитой Павловской сессии - совместном собрании Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, происходившем летом 1950 года. На ней, вслед за генетикой, была подвергнута чистке советская физиология. Нескольких ведущих ученых, уважаемых во всем научном мире, подвергли жестокой травле за «отклонения от учения академика Павлова» и за преклонение перед буржуазными идеалистскими направлениями физиологической науки. Остракизму подверглись самые близкие и верные ученики Павлова - Л.Орбели, А. Сперанский, И. Бериташвили, Л.Штерн. Жесткой критике подверглись и взгляды, которые высказывал академик Анохин. Пётр Кузьмич, биография которого была связана с созданным им в 1944 году Институтом физиологии при АМН СССР, был отстранен от руководства и до 1953 года - до смерти Сталина - работал профессором кафедры физиологии мединститута в Рязани.

Главный научный вклад

Теория функциональных систем - закономерный результат развития павловской теории. Эту теорию многие считают главным научным достижением ученого, его важнейшим вкладом в мировую науку о человеческом мозге. Она заключается в описании процессов жизнедеятельности организма за счет существования в нем особых частных объединений и организаций, действующих с помощью нервных и гуморальных (осуществляемых через жидкие среды) регуляций.

Такие системы называют саморегулирующимися, поскольку происходит постоянное совершенствование. Результатом действия таких систем становится поведенческий акт, для оценки которого существуют обратная афферентация - обратная связь. Это понятие является основополагающим для науки о методах получения, передачи, хранения и преобразования информации - кибернетики. Отец этой науки - Норберт Винер - высоко ценил работы, автором которых был академик Анохин. Фото, сделанное во время совместной прогулки Винера и Анохина по Москве, стало символом тесной взаимосвязи двух наук.

Биологические бодрствования и сна, голода и насыщения, механизмы внутреннего торможения - этими проблемами Анохин активно занимался в последние годы. Он совмещал научные исследования с организационной деятельностью в отечественных и зарубежных научных обществах, участием в редколлегиях многочисленных изданий и т.д.

П.К. Анохин окончил жизненный путь 5 марта 1974 года, оставив добрую славу о своих человеческих качествах и огромное научное наследие.

(1898-1974) - академик, советский физиолог.

Ученик И.П. Павлова. В отличие от И. П. Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об ее адекватности или неадекватности (обратная афферентация).

Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс.

На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем. В основе теории лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой..

Согласно теории, в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности.

Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между "стимулом" и началом "реакции" выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия), достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой.

Трактовка нейро-механизмов поведения как функциональных систем была выдвинута И. М. Сеченовым и развита Л. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна.

П. К. Анохин - академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук - крупнейший русский физиолог XX столетия. Создатель теории функциональных систем. Автор 6 монографий и более 250 научных статей. На протяжении многих лет был представителем СССР в Международной Организации исследований мозга (IBRO) Среди учеников П.К. Анохина - крупные сейчас ученые-физиологи в Германии, Египте, Югославии, Чехословакии, Румынии, Китае, Монголии, прежних республиках СССР.

  • * 1898 г. 14(27) января родился в г. Царицыне.
  • * 1921-1926 гг. Студент Ленинградского государственного института медицинских знаний (ГИМЗ). Под руководством В.М. Бехтерева на 1-м курсе проводит первую научную работу "Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга".
  • * 1926-1930 гг. Старший ассистент, доцент кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института. Продолжал работать в Павловской лаборатории. На кафедре выполнил исследования по изучению особенностей кровоснабжения головного мозга, влияния ацетилхолина на сосудистую и секреторную функции слюнной железы.
  • * 1930-1935 гг. Заведующей кафедрой физиологии Горьковского медицинского института и кафедрой физиологии биологического факультета Нижегородского университета. Предложил принципиально новые методы изучения условных рефлексов: секреторно-двигательный метод, а также оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления. Этот метод позволил П.К.Анохину прийти к заключению о формировании в центральной нервной системе специального аппарата, в котором заложены параметры будущего подкрепления (модель будущего результата - «заготовленное возбуждение»). Позже этот аппарат получил название «акцептор результата действия». В это же время вводится понятие «санкционирующая афферентация», позже «обратная афферентация». Приступил к исследованиям центрально-периферических отношений в нервной деятельности с помощью метода гетерогенных анастомозов нервов. В предисловии к коллективной монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности» (1935) дает первое определение «функциональной системы».
  • * 1935-1944 гг. Заведующий отделом нейрофизиологии ВИЭМ. В отделе продолжил углубленные исследования проблемы центра и периферии в нервной деятельности не только в общебиологическом, но и в эмбриологическом аспекте.
  • * 1944-1950 гг. Заведующий Отделом Физиологии нервной системы Института Физиологии АМН СССР, с 1946 г. - заместитель директора Института по научной работе, с 1949 - директор Института. 1945 г. Избран действительным членом Академии медицинских наук СССР. 1949 г. Издание коллективной монографии "Проблемы высшей нервной деятельности". 1950 г. На Павловской сессии АН СССР и АМН СССР обвинен в ревизии идейных основ материалистического учения И.П. Павлова и освобожден от всех постов.
  • * 1950-1952 гг. Заведующий кафедрой физиологии Рязанского медицинского института.
  • * 1951-1958 гг. Заведующий лабораторией физиологии и патологии Института хирургии им. А.В. Вишневского АМН СССР. В лаборатории продолжил исследования по высшей нервной деятельности, патогенезу гипертонической болезни, исследовал вопросы гипотермии, роль ретикулярной формации в механизме наркоза, болевых ощущениях и т.д. Работы по изучению закономерностей компенсации нарушенных функций обобщил в брошюре «Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование» (1955).
  • * 1955-1974 гг. Заведующий кафедрой нормальной физиологи 1-го Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова. Руководитель Сеченовского института физиологии. В этот период разрабатывает и окончательно формулирует основные положения теории функциональных систем, включает в операциональную архитектонику функциональной системы ряд основных узловых механизмов, развертывающихся в определенной динамической последовательности: афферентный синтез, стадию принятия решения, акцептор результата действия, программу действия, результат деятельности, обратную афферентацию от результата действия. На основе теории функциональных систем разработал теорию системогенеза. Предложил новую трактовку роли ретикулярной формации в механизмах сна и бодрствования, механизмах боли и избирательного действия наркотических средств, нейрохимическую трактовку различных компонентов вызванного потенциала, экспериментально обосновал конвергентную теорию замыкания условного рефлекса, предложил гипотезу интегративной деятельности нейрона и др.
  • * 1966 г. Избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени "за большие заслуги в области охраны здоровья советского народа и в развитии медицинской науки и медицинской промышленности".
  • * 1972 г. Присуждена Ленинская премия за монографию "Биология и нейрофизиология условного рефлекса", опубликованную в 1968 г.
  • * 1974 г. Публикация работы "Системный анализ интегративной деятельности нейрона", где были сформулированы основные идеи о внутринейрональной переработке информации.
  • * 5 марта 1974 г. скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Николай Евгеньевич Введенский своими исследованиями физиологии нервно-мышечного аппарата внёс огромный вклад в общую сокровищницу мировой науки. Родился он 16 апреля 1852 г. в селе Кочково Вологодской губернии, в семье сельского священника. Вначале он учился в Вологодской духовной семинарии, а затем в 1872 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Арестованный осенью 1874 г. царским правительством по политическому процессу 193-х, Н. Е. Введенский более трёх лет провёл в тюрьме. По отбытии заключения он ещё долгое время находился под надзором полиции. Лишь с 1878 г. он смог продолжить своё университетское образование и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета, по окончании которого остался работать в лаборатории знаменитого русского физиолога И. М. Сеченова. В 1883 г. Н. Е. Введенский начал читать лекции по физиологии животных и человека на Высших женских курсах, а в 1884 г., защитив магистерскую диссертацию, приступил к чтению лекций в Петербургском университете. В 1887 г. он защитил диссертацию на степень доктора, а когда И. М. Сеченов оставил в 1889 г. Петербургский университет, Николай Евгеньевич Введенский как ближайший его ученик и выдающийся сотрудник был избран профессором университета.

Всю свою жизнь Н. Е. Введенский провёл в лаборатории над выяснением основных закономерностей работы нервно-мышечной системы, и когда он умер, о нём писали: "Введенский перестал работать в лаборатории, Введенский - умер".

Он принимал деятельное участие в мировых конгрессах физиологов и медиков, представляя русскую физиологическую науку. В 1900 г. он был избран почётным президентом Парижского конгресса медицины, а затем представителем России в Бюро по организации международных съездов физиологов.

Нервно-мышечным аппаратом Н. Е. Введенский стал заниматься сразу после своих первых юношеских работ - о влиянии света на рефлекторную возбудимость и о дыхании - и уже до конца жизни не покидал этой области исследования, дав ряд классических работ и обосновав теорию основных вопросов общей физиологии. Он начал свои работы с телефонического выслушивания нервного процесса. Ещё в начале 19-го столетия физиологи заметили, что мышцы во время сокращения издают так называемый "мышечный тон" - звук, показывающий, что в основе естественного возбуждения мышцы лежит ритмика отдельных одиночных возбуждений. Но никто не мог уловить подобной же ритмики непосредственно с нерва. Впервые это сделал Н. Е. Введенский. Выслушивая в телефон импульсы, которые передаются по нерву во время его работы, он нашёл, что нервное возбуждение есть процесс ритмический. Теперь, когда в физиологических лабораториях имеются мощные усилители с катодными лампами и весьма совершенные осциллографы, этот ритм нервного возбуждения записывают в виде электрограмм на фотобумаге. Электрофизиологический метод исследования нервной системы человека и животных является одним из наиболее тонких и объективных методов современной науки, но он покоится на данных Н. Е. Введенского, сумевшего с простым телефоном сделать гениальное открытие ритмического характера нервного возбуждения.

Своими опытами с торможением скелетной мышцы частыми и сильными раздражениями нерва, описанными в основной работе Н. Е. Введенского "О соотношениях между раздражением и возбуждением при тетанусе", он подошёл по-новому к важнейшей проблеме физиологии - связи между возбуждением и торможением как основными процессами нервной системы.

В физиологии торможение какого-либо органа не есть покой; только по внешнему выражению оно может быть смешано с покоем. Торможение есть деятельное успокаивание, "организованный покой".

Открытие самого факта, что нервная система (центры) могут создавать торможение в периферических органах, принадлежит учителю Н. Е. Введенского, основателю русской физиологии - И. М. Сеченову. Но Н. Е. Введенскому впервые удалось установить, что "деятельное успокаивание" органа с подходящего к нему нерва может быть результатом самого же возбуждающего этот орган раздражения и не требует существования специального тормозящего центра, как было принято считать до него.

На основе долгих лет работы с нервно-мышечным аппаратом Н. Е. Введенский дал свою теорию нервного торможения, широко известную в мировой физиологической литературе как "торможение Введенского". В одном случае нерв, подходящий к мышце, возбуждает её, в другом случае тот же самый нерв её тормозит, деятельно успокаивает, ибо сам он именно в это время возбуждается сильными и частыми раздражениями, которые на него падают. Иными словами, Н. Е. Введенский показал, что противоположные по своему эффекту процессы нервной системы - возбуждение и торможение, связаны взаимными переходами один в другой и при прочих равных условиях являются функциями от количества и величины раздражения.

Своими классическими исследованиями Н. Е. Введенский внёс огромный вклад в сокровищницу мировой физиологии. Имя его стоит в одном ряду с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова - основоположников русской физиологии.

Введение:

Физиология -- наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, его различных органов и систем, их взаимодействие друг с другом и внешней средой.

Уже в древние времена были сформулированы элементарные представления о деятельности организма человека. Гиппократ (460- 377 гг. до н.э.) представлял человеческий организм в виде единства жидких сред и психического склада личности. В средние века господствовали представления, основанные на постулатах римского анатома Галена.

Во второй половине XIX и начале XX в. значительное развитие получили физиологические исследования и в России благодаря исследованиям И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и других российских ученых.

Важная заслуга в физиологии принадлежит И.М. Сеченову, который впервые обнаружил наличие процессов торможения в центральной нервной системе и на основании этого создал учение о рефлекторной деятельности организма. Его труд «Рефлексы головного мозга» послужил основой формирования учения о нервизме. В этой работе он высказал предположение, что различные проявления психической деятельности человека в конечном счете сводятся к мышечному движению. Идеи ИМ. Сеченова позднее успешно развивал знаменитый русский физиолог И.П. Павлов.

На основании объективного изучения поведенческих реакций он создал новое направление в науке -- физиологию высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и животных позволило углубить теорию рефлекторной деятельности мозга.