Структурная операционализация понятия персонал. Операционализация трудовых понятий

Это необходимый, принципиальный этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить следующие задачи:

1. Выявить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

2. Вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов и рекомендаций.

3. Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Интерпретация (толкование) осуществляется через ряд последовательных этапов:

1. Теоретическая интерпретация. Формулировка проблемы исследования и его предмета использует ряд понятий, служащих ключом к теоретическому осмыслению процессов. Дело в том, что многие термины, используемые в исследованиях, мы применяем и в обыденной речи: “потребность”, “интерес”, “удовлетворенность”, где они могут иметь несколько иной смысл (толкование), – следовательно, нуждаются в научной трактовке . Здесь на помощь исследователю приходят либо общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в справочниках, энциклопедиях, толковых словарях, учебниках или специальной (научной) литературе, либо – в случае отсутствия таковых – логика, научная позиция, жизненный и профессиональный опыт самого исследователя.

2. Структурная интерпретация. “Опорные” понятия, которые “задают ход” самого исследования, имеют разный уровень абстракции . Так, если понятие “политическая информированность” довольно легко интерпретировать, то намного сложнее интерпретировать термины “социальная активность”, “девиация”, “уровень культуры”, “образ жизни” и прочие. Следует отметить, что более общие, абстрактные понятия распадаются на ряд частных понятий. Каждое понятие должно быть разложено на ряд составляющих.

Например, термин “социальная активность” включает:

· общественно – политическую активность;

· трудовую активность;

· познавательную активность;

· активность в области культуры.

“Удовлетворенность трудом” включает:

· удовлетворенность специальностью;

· удовлетворенность содержанием и характером выполняемой работы;

· удовлетворенность моральным и материальным стимулированием;

· удовлетворенность отношениями в коллективе;

· удовлетворенность отношениями с руководством;

· целостное эмоциональное состояние, отношения и т.д.

3. Структурную интерпретацию продолжает факторная интерпретация , т.е. необходимо определить систему факторов, влияющих на описываемое явление, процесс, а значит, – вычленить систему связей изучаемого объекта с внешними объектами и его субъективными характеристиками.

Факторами называют совокупность социальных условий и обстоятельств, которые благодаря их сочетанию или взаимодействию образуют существенную причину того или иного изменения. (Иногда выделение факторов уместно уже на стадии предварительного описания объекта).

Факторы бывают:

1. По характеру влияния на явление:

1.1. Прямые – непосредственно влияют на отношение к труду.

1.2. Косвенные – опосредованно влияют на отношение к труду.

2.1. Объективные – в случае отношения к труду – это стимулы, место расположения предприятия.

2.2. Субъективные – связаны с переживанием внешних условий, например труда.

Общие факторы отношение к труду Специфические

(общественно-экономические (профессия,

условия, образ жизни, отрасль,

уровень жизни) содержание труда)

Таким образом, предварительный систематизированный анализ – моделирование исследуемой проблемы (т.е. мы уже на предварительном этапе анализа должны выяснить, от чего зависит явление или процесс, и описать это в гипотезах!!!).

Цель непосредственного социального исследования – только проверить гипотезы исследования: подтверждаются ли на практике теоретические выводы и разработки, - может быть, выяснить силу влияния различных факторов на процесс, их устойчивость и т.п.

Пример: инвестиционное поведение (структурная операционализация) включает:

· установки на инвестирование (потенциальное поведение) – ожидание, мотивация;

· реальное поведение – структура инвестиций (объекты инвестирования – финансовые компании, пенсионные фонды; характер инвестирования – по срокам, частоте, объемам).

Инвестиционное поведение (факторная операционализация) включает:

1) Личностные (субъективные) факторы:

· социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение);

· уровень информированности (источники информации, интерес к ней);

· правовая культура;

· отношение к объектам инвестирования (имидж фондов и финансовых коллективов).

2) Объективные факторы:

· рыночная конъюнктура;

· деятельность объектов инвестирования;

· государственно-правовые факторы (инвестиционное законодательство, защита интересов инвесторов и прочее).

Конечная цель – максимально полно описать изучаемый предмет в понятиях и индикаторах.

4. Следующей стадией логического анализа является эмпирическая интерпретация и операционализация понятий.

Главное здесь, чтобы понятия, входящие в состав гипотез, были связаны с явлениями, доступными наблюдению, измерению, регистрации и анализу.

На этой стадии происходит перевод качественных понятий в количественные . Эта процедура связана с поиском фактов, которые могли бы служить числовой (количественной) характеристикой явления, процесса. К ним относятся: различные предметы, события, акты, поступки (реальные, потенциальные, опредмеченные), оценки и суждения людей. Такие факты и называют индикаторами .

Следует отметить, что существуют операциональные понятия, которые сами играют роль индикаторов (пол, возраст, национальная, профессиональная принадлежность и др.), но имеются и такие операциональные понятия, которые требуют не одного, а нескольких индикаторов. Например:

Отношение к труду


Процесс операционализации связан со шкалированием – построением шкал измерения.

Например: уровень удовлетворенности:

Шкалы бывают номинальными, порядковыми (ранговыми), интервальными. Существуют их модификации (см. самостоятельно!!!).

Логическая структура анкеты обычно описывается в такой таблице:

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методы сбора и обработки социологической

И маркетинговой информации.. содержание понятие социологического и маркетингового исследования виды исследования этапы социологического исследования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Операционализация переменных и гипотез представляет собой одну из наиболее важных процедур подготовки к политическому анализу - как теоретическому, так и прикладному. От того, каким образом переменные анализа будут приведены к операциональному виду, зависит дальнейший выбор методов исследования, формат информационного обеспечения, в конечном счете - характер получаемых результатов.

Операционализация (от лат. орегаИо - действие) в широком смысле представляет собой процесс приведения понятий к такому виду, который позволит работать с ними на практическом уровне, оперировать ими при решении конкретных аналитических и прогнозных задач, верифицировать или фальсифицировать гипотезы исследования. В более узком смысле операционализация - это приведение понятия к измеряемому виду, превращение его в переменную.

В некоторых простых случаях операционализация осуществляется посредством всего одного логического действия. Так, понятие «электоральная поддержка партии» на эмпирическом уровне соответствует переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную политическую партию» на определенных выборах.

Однако многие понятия, используемые в политическом анализе, требуют сложной, многоступенчатой процедуры операционализации. Это связано с тем, что они:

Сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержание неконкретно, допускает несколько толкований;

Являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми и, соответственно, не поддающимися непосредственному измерению.

Возьмем термин «политическая стабильность», активно употребляемый и в академической политологии, и в комментариях средств массовой информации. Представим себе, что целью анализа является сопоставление уровня политической стабильности в нескольких регионах России для консультирования инвесторов по вопросам размещения их капиталов (это будет сравнительное прикладное исследование). Сформулировав таким образом цель исследования, мы сразу сталкиваемся с обеими обозначенными выше проблемами.

Во-первых, понятие «политическая стабильность» является неоднозначным по своему содержанию. В политической науке существует целый ряд принципиально разных подходов к его интерпретации. Часть из них связывает политическую стабильность с процессами, происходящими в социальной сфере, например с уровнем социальной дифференциации или глубиной разрыва между ожиданиями и реальным благосостоянием населения. Другие подходы помещают в фокус внимания эффективность работы политической системы по преобразованию требований и поддержки общества в политические решения и действия. Третьи, делают акцент на протестном политическом поведении, силе и активности системной (действующей в рамках правового поля) и несистемной (действующей вне его) оппозиции. Четвертые отталкиваются от степени легитимности правящего режима и т. д. Поэтому на первом этапе операционализации понятия «политическая стабильность» исследователю необходимо определиться с собственным осмыслением его содержания с учетом конкретной цели исследования. Данный этап будет называться теоретической операционализацией; в качестве результата теоретической операционализации мы должны получить четкую и ясную дефиницию рассматриваемого понятия.



Во-вторых, понятие «политическая стабильность» является эмпирически ненаблюдаемым. Его невозможно измерить непосредственно, как, например, атмосферное давление по показаниям ртутного столба или время по часовой стрелке. Не существует готового общепризнанного эталона измерения стабильности. Практически это означает, что необходимо найти эмпирически регистрируемые признаки (индикаторы, показатели), которые были бы связаны с исходной переменной и служили средством ее измерения. Данная процедура получила наименование эмпирической операционализации, а эмпирически наблюдаемые признаки, отражающие основное понятие, называются операциональными определениями. Не решив задачу эмпирической операционализации, мы окажемся не в состоянии сравнивать регионы по уровню стабильности и, соответственно, не достигнем цели исследования.

Эмпирическая операционализация непосредственно связана с теоретической: выбор эмпирически наблюдаемых признаков будет обусловлен дефиницией политической стабильности, которая была сконструирована исследователем на теоретическом уровне.



Предположим, что в рамках теоретической операционализации мы сочли основным признаком политической стабильности низкий уровень протестной политической активности населения. Само по себе понятие «уровень протестной активности» еще не является эмпирически операциональным, оно не поддается прямому измерению. В то же время оно существенно конкретизирует наше понимание термина «политическая стабильность», значительно сужает область поиска его операциональных определений. Это как раз тот самый случай выбора концепции, который раньше мы рассматривали на примере теоретического исследования.

Затем мы еще более конкретизируем понятие «протестная политическая активность населения» через основные системные формы этой активности: 1) массовые акции протеста; 2) протестное электоральное поведение (голосование) . Под массовыми акциями протеста будут пониматься организованные и стихийные митинги, демонстрации, пикеты, участники которых выражают негативное отношение к деятельности властей; под протестным голосованием - электоральная поддержка избирателями региона тех партий и кандидатов, которые находятся в оппозиции к действующей власти, а также голосование против всех. На этом этапе мы перешли от абстрактных понятий к конкретным признакам. Следующий шаг - конструирование эмпирически наблюдаемых признаков, уже являющихся переменными. К ним относятся:

Частота протестных акций. Необходимо ответить на вопрос, сколько акций протеста имело место в регионе за определенный период времени (например, за последний год или пять лет);

Массовость акций протеста. Мы измеряем количество людей, принявших участие в таких акциях;

Электоральная поддержка кандидатов, находящихся в оппозиции к власти, на последних выборах главы региона. Определяется суммарное число голосов, отданных за кандидатов оппозиции (их перечень составляется конкретно для каждого региона);

Приведенный выше перечень, хоть он и неполон, отвечает основному критерию операционализации - приводит понятие к измеряемому, эмпирически регистрируемому виду. Для каждой переменной мы имеем определенную единицу измерения и можем получить конкретные значения для каждого случая, в нашем примере - для каждого региона. Эти значения мы получим из определенного набора источников информации: электоральной статистики, материалов СМИ, документов Министерства внутренних дел.

Однако работа по операционализации понятия «политическая стабильность» еще не завершена. Мы уже можем получить конкретные значения эмпирических признаков для отдельных регионов, но пока не в состоянии сравнивать эти значения между собой. Для того чтобы иметь возможность сравнивать показатели, необходимо привести их к единому виду, другими словами - стандартизировать.

Операционализация понятий - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см. Измерение; Индикатор социальный; Интерпретация основных понятий). Операционализация – позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные.
Процедура:
1. Перевод исходного понятия в показатели.
2. Перевод показателей в переменные.
3. Перевод переменных в индикаторы.
4. Определение методов сбора искомых данных.
Эмпирический индикатор позволяет:
- установить как и в какой форме надо подойти к сбору данных;
- правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария;
- определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).
Таким образом, работа с понятиями есть процедура установления связи между понятий ным аппаратом и методическим инструментарием исследования.

ПОНЯТИЕ – ПОКАЗАТЕЛЬ – ИНДИКАТОР – ИСТОЧНИК – ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ"

Показатели Переменные Индикаторы
I. Отношение к труду
Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде
Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность
Инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок
2. Отношение к собственности Субъективное восприятие
Реальное совладение Мое, наше, чужое
3. Отношение к производству
Субъективное восприятие как источник благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Понимание, оценки, установки, события
4. Отношение между работниками
Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Обобщение, сопереживание, симпатии, общие ценностные ориента¬ции, интересы, типы поведения.
5. Отношение к управлению Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления Мнения о способностях руководителей, соучастии.

Операционализация понятий не тождественна операциональному определению , которое, прежде всего логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации - как предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это - разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т. д., то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это - действительно поиск социальных индикаторов, а не их использование.
Процедура операционализации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так. при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятий в индикаторы, точнее в «индикаторные понятия» (используются как операциональные, так и неоперациональ¬ные определения, например, описательное); перевод индикаторов в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс группо¬вой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, к числу всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый индикатор - взаимные выборы и средство регистрации - простой подсчет.
Операционализация понятий является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием.
О том, что понятие операционализировано (а не просто определено хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. д.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методический инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе операционализации понятий осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методики и техники) будет не пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подверглось операционализации.
При исследовании операционализации понятий возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы

Использование научных понятий и категорий - не самый лучший способ общаться с участниками исследования. Чтобы быть "ближе" к ним, тебе помогут операционализация и интерпретация.

0 Нажми, если пригодилось =ъ

Как было сказано в предыдущем параграфе, операционализация связана с переформулировкой теоретических абстрактных понятий в конкретные эмпирические, т.е. выходом на аспекты, непосредственно наблюдаемые в рамках социального взаимодействия. Наивно спрашивать респондента, например, непосредственно о национальной дистанциированности (абстрактное понятие). Такого рода понятий могут быть просто непонятны респонденту. Если же исследователь спрашивает о том, насколько близко респондент готов допустить представителей той или иной национальности (как членов семьи или близких друзей, или соседей, или коллег по работе, или жителей своей страны и т.д.), то он работает на операциональном уровне, который одинаково понятен как ему, так и респонденту.
Следовательно, качественная операционализация является залогом правильной подготовки опросного инструмента.
Если рассматривать проблему операционализации целостно (т.е. не вырывая из контекста всего эмпирического исследования), то ее решение начинается на этапе определения социального феномена, подлежащего изучению. Наименование и описание социальных феноменов связано с использованием таких теоретических инструментов как концепты и конструкты. Не вдаваясь в подробности, я лишь приведу возможные варианты их соотнесения.
Во-первых, концепты могут выступать как категории, которым отвечают явления и процессы окружающей действительности и которые могут объединяться в теоретические конструкты гипотетического характера, которые подлежат эмпирической проверке. При этом концепты должны иметь более конкретный характер по отношению к более абстрактным конструктам.

Во-вторых, концепты и конструкты можно различать по критериям очевидности и доказанности — концепты являются очевидным образом интерпретируемыми, доказуемыми и общеупотребимыми категориями научной практики, а конструкты — гипотетическими построениями, которые пока не достигли статуса очевидности и подлежат исследованию и обоснованию. В-третьих, концепты и конструкты могут соотноситься как отображения двух видов реальности — сущего и возможного. Такой взгляд особенно приемлем в социальных науках. К примеру, существование общества (концепт) не подвергается сомнению, но представление о его сути и особенностях конструируется по-разному исходя из различных теоретических перспектив. Этот последний способ соотнесения и принят в дальнейшем в качестве основного.
На мой взгляд, операционализация состоит из следующих этапов:

Рассмотрим следующий пример:

Феномен/концепт

Социальная активность студентов

Теоретический конструкт

Социальная активность студентов, как составная видов активности, присущих жизнедеятельности индивида в соответствующий возрастной период и в соответствующих социальных условиях, а именно: академическая активность, научная активность, трудовая активность, общественная активность, межличностная активность.

Эмпирические индикаторы

1. Академическая активность: посещение пар, активность на лекционных занятиях, активность на практических занятиях.
2. Научная активность: (…)
3. Трудовая активность: (…)
4. Общественная активность: (…)
5. Межличностная активность: (…)

Переменные

Академическая активность:
А) Посещение пар: количество пропусков в неделю
Б) Активность на лекциях: уточняющие вопросы на лекциях
В) Активность на практических: частота подготовки
(…)

Анкетные вопросы для академической активности могут быть, например, такими:

А1. Иногда студенты вынуждены пропустить часть или все пары в университете. Скажите, если говорить о недавнем прошлом, сколько дней в неделю в среднем Вы были вынуждены пропускать частично или полностью пары в университете, не считая дней, когда Вы действительно не могли присутствовать на парах? Если Вы практически никогда не пропускаете пар, напишите 0.
___________ пропусков за неделю

А2. Скажите, насколько часто вы готовитесь к выступлениям на семинарских или практических занятиях (выберите наиболее подходящий вариант)?
1. Готовлюсь очень редко.
2. Готовлю по два-три выступления на самые важные предметы.
3. Стараюсь сделать по два-три выступления на всех предметах.
4. Довольно часто готовлюсь к выступлениям.

А3. Иногда на лекции, по ходу занятия, у студентов возникают уточняющие вопросы. Иногда лекции проходят таким образом, что вопросов не возникает вообще. Скажите, что из ниже приведенного характерно лично для Вас? Дайте один ответ, который более всего подходит.
1. Когда у меня возникают уточняющие вопросы, я стараюсь их задать.
2. У меня возникают уточняющие вопросы, тем не менее, лекции проходят в таком темпе, что задать их тяжело.
3. Лекции обычно проводятся достаточно тщательно, поэтому необходимости в уточняющих вопросах я не вижу.

Проведение операционализации характерно, прежде всего, для количественных исследований, в которых исследователь начинает с теории, а уже потом переходит к измерению социальных показателей.
Если же говорить о качественных исследованиях, то в них ситуация часто обстоит с точностью до наоборот - исследователь стремится рефлексивно наблюдать социальную действительность с тем, чтобы на основе такого наблюдения сформулировать теорию. В этом случае на первых план выходит проблема интерпретации эмпирического материала. Здесь я хочу сразу же оговориться, что далее приведено авторское понимание интерпретации. Интерпретация выступает, в некотором смысле, обратной операционализацией.

Так, в ходе интерпретации исследователь непосредственно наблюдаемые аспекты эмпирической действительности стремится выразить в наиболее подходящих теоретических терминах. Процедура интерпретации, в отличии от процедуры операционализации, не является однозначной, т.е. может принимать различный вид, в зависимости от используемого подхода, опыта и предпочтений исследователя. К основным качественным подходам относятся обоснованная теория (grounded theory), кейс-стади, этнография, нарративное исследование, феноменология и дискурс-анализ. В каждом из них проблема интерпретации решается по-своему. В дальнейшем, при подготовке соответствующих глав сайта, я остановлюсь на этой проблеме более подробно.

Выполнение функций по управлению персоналом предприятия, как было установлено ранее методами социальной диагностики, зависит от внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности.

Во многом это является определяющим в необходимости построения структур управления персоналом, адаптированных к этим условиям, зачастую ситуативным, неустойчивым, кризисным и т. п.; что в конечном итоге является признаком гибкости и мобильности этих структур к изменяющимся условиям. Заметим, что процесс гибкости и мобильности структур управления может быть достигнут за счет сегментации элементов или факторов внешней среды и выделения из них таких блоков управления, которые могут стать ответственно-определяющими как за состав изменений в содержании управленческого воздействия, так и адаптивность организационных структур управления персоналом к внешним воздействиям. Другое направление решения поставленной задачи состоит в регламентации направлений и способов воздействия структурных блоков внешнего воздействия на систему управления персоналом. Эти исходные позиции позволяют обозначить основные требования к формализации организационных структур управления персоналом, в числе которых следующие: -

выполнение строго определенной цели функционирования системы управления персоналом; -

совместимость организационных структур управления персоналом с аналогичными структурами управления средствами и предметами труда; -

возможность гибкого использования элементов организационных структур управления персоналом в любых сочетаниях, программно-целевых постановках и т. д.

Подобные требования, по сути, дают возможность выделения соответствующих структурных моделей, в рамках которых устанавливаются основные признаки оргструктурных преобразований; количественных и качественных характеристик элементов каждого из модулей; определения типовых моделей взаимодействия оргструктурных модулей, а также принципа и механизма их взаимодействия в процессе выработки и решения управленческих задач.

Модульный подход к формализации организационных структур управления персоналом предприятий создает предпосылки построения операционной системы, которая обеспечивает взаимодействие различных управленческих модулей, а именно определяющих и воздействующих на эффективное использование персонала предприятия, средств и предметов труда (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Операционная система управления персоналом предприятия

Операционная система управления персоналом предполагает множество решений в части совместимости ресурсов хозяйственной деятельности. Количество этих решений достаточно велико для того, чтобы обеспечить реализацию управленческих функций, их работоспособность. Основной признак работоспособности - разнообразие разрешительных аспектов в возникающих проблемных ситуациях. Именно в этой связи в операционной системе в блоке «В - система управления персоналом» целесообразно выделять: персонификацию ответственности персонала, которая обеспечивает решение проблемных вопросов; оперативность, благодаря которой обеспечивается включение персонала управления в исполнительские процедуры по разрешению проблемных вопросов; гибкость, которая адаптивизирует в структуре управления персоналом предприятия различные управленческие процедуры и методы управленческого воздействия.

Управленческие решения в системе управления персоналом, как подчеркивают Л.

А. Базилевич, Д.В. Соколов, Л.К. Франева, подразделяются на функции «объемную и структурную»33, т. е. специализируются на обеспечении определенных характеристик хозяйственной деятельности. Но одновременно управленческие решения определяют и такие функции, как преобразование и формализация системы управления, выбор инструментария функционирования, защита от воздействия, повышающего конфликтность в реализации управленческих решений, и т. п.

Множество характеристик управленческих решений предполагает использование общих принципов моделирования систем управления персоналом, а именно: -

формирование эталонной модели; -

разработка классификаторов-инвариантов;

Основой формализации организационных структур управления персоналом предприятий может стать и некая нормативная модель, в процессе преобразования которой возникают комбинационные модели, удовлетворяющие основным требованиям.

Для построения нормативной модели управления необходимо, как нам представляется, совместить три вопроса, а именно: -

отражение в операционной нормативной модели всех основных свойств хозяйственной деятельности; -

прогнозирование разнообразия положительных и отрицательных результатов видов деятельности; -

определение или персонификация экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности.

Любой субъект управления персоналом как объект хозяйственной деятельности, несомненно, является носителем индивидуальных и коллективных интересов. Их наличие проявляется как в возникновении различных хозяйственных ситуаций, так и в упорядочении деятельности, управленческих воздействиях и т. д.

Разрешение хозяйственных ситуаций осуществляется на основе системы информационного обслуживания при формализации организационных структур управления персоналом и системы информационного обеспечения. Чем же это вызвано?

В процессе хозяйственной деятельности могут возникнуть ситуации управления, целесообразность разрешения которых вовсе не очевидна.

Чтобы изучить все возможные преобразования в хозяйственной системе представляется необходимым ее описать в режиме так называемого «черного ящика», назначение которого состоит в формулировании решений, которые могут иметь положительный результат на выходе.

В контактах со средой хозяйственная система реализует подражательное поведение структуры: иначе свойства среды не найдут отражения в поведении системы и совместимость среды и системы управления не станет возможной. С этой точки зрения в модели нормативной организационной структуры управления персоналом выделяются части внешней среды Х1, Х2, Х3, Хп...., в которых осуществляется деятельность данного предприятия и его структурных элементов У1, У2, У3, Уп, которые приспосабливаются к соответствующим частям среды. Отметим, что процессы, к использованию которых прибегает хозяйственная система- предприятие с целью введения в свою структуру среды, называются адаптивными. К ним в первую очередь относятся такие составляющие как: прогнозирование и планирование, обучение персонала, выбор различных видов среды. Но есть и обратная зависимость, когда система формирует среду. Это своего рода манипулятивные процессы, которые включают в себя региональный, отраслевой и межотраслевой маркетинг, заключение хозяйственных договоров, создание различных ассоциаций и консорциумов, переподготовка работников и повышение их образовательного ценза. Манипуляционные процессы представляются нами следующим образом:

Х1 - совокупность элементов, составляющих инфраструктуру, внешнюю по отношению к данному предприятию;

Х2, Хп - совокупность экономических факторов среды, составляющих эксплуатационную зону системы более высокого управленческого уровня, если в качестве хозяйственной системы рассматривается единичное предприятие;

Х3 - совокупность научно-технических факторов среды, составляющих инновационную зону системы более высокого уровня;

У1 - инфраструктурная сфера хозяйственной деятельности;

У2, Уп - эксплуатационная сфера предприятия;

У3 - инновационная сфера предприятия.

По отношению к функции хозяйственной системы, инновационная сфера является своего рода «модельным цехом» хозяйственной системы, в ней создается образец нового вида изделия, продукта или услуги. В инфраструктурной среде определяются объем продуктов, услуг и условия их реализации. В эксплуатационной зоне данный объем товаров и услуг производится.

Рассмотрим теперь дифференциацию блоков У1,У2,У3,У4. Признаком деления по-прежнему выступают элементы функционирования системы (вход, выход, процессор).

Блок У1. Любая система функционирует в рамках системы большего масштаба, что, естественно накладывает определенные ограничения на ее деятельность. Формой ограничений в современной хозяйственной практике выступает план, в котором согласованы производство и потребление определенных изделий (продуктов, услуг). Это согласование объективно необходимо в хозяйстве, построенном на структурном критерии. План, с точки зрения экономических отношений, которые он регулирует в данной системе, формирует три класса ограничений: ограничения на входы, ограничения на выходы и ограничения на процессор. Соответственно этому в блоке У1 выделяются три типа структурных модулей:

Ун - связанные с формированием ограничений по входам системы (например, на предприятиях - отдел комплектации);

У12 - связанные с формированием ограничений по выходам системы (например, планово-диспетчерский отдел на предприятии);

У13 - связанные с формированием ограничений по процессору системы (например, производственный отдел, отдел главного механика на предприятии).

Особое положение занимает группа структурных модулей 2(У^, в которой осуществляется синтез ограничений.

Блок У4. Данный блок связан с адаптацией входа системы. На вход хозяйственной системы поступают различные элементы, являющиеся результатами деятельности других систем и служащие условиями работы данной хозяйственной системы. Основным назначением звеньев блока У4 является обеспечение условий, во-первых, преобразования образца изделий (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделий (продуктов, услуг) и, во-вторых, замены одного образца изделия (продукта, услуги) другим.

Очень велико разнообразие материальных входов, обеспечивающих производственные процессы на отдельных предприятиях.

Экономическая теория различает такие типы производственных связей между предприятиями, как материально-техническое снабжение и кооперирование. К МТС относят поставки массовой стандартной продукции, например, сырья, материалов, топлива, причем предполагается однородность товарной массы по ее свойствам в каждом виде, то есть независимость этих свойств от места производства и потребления. В этом случае выбор поставщика безразличен с точки зрения производственного потребления.

Предметом кооперационных связей являются полуфабрикаты и комплектующие изделия. В отличие от МТС продукция в этом случае изготовляется по техническим условиям данного потребителя и не может быть использована другими.

По своему назначению (получение, доставка, накопление, хранение, распределение и снабжение) структурные элементы блока У4 могут иметь дело с самыми разными полезными результатами, являющимися продуктами деятельности как других систем, так и звеньев данной систе-

мы.34 Все эти полезные результаты в соответствии с признаком используемой технологии могут быть разделены на результаты, для которых имеются единственный адрес в рассматриваемой системе (виды продуктов, которые никому, кроме, например, одного цеха не нужны), и на результаты, которые имеют не единственный адрес, не единственный вариант потребления (например, детали и полуфабрикаты широкого или регулярного массового применения). По отношению к этим результатам блок У4 сталкивается с двумя главными задачами; задачей регулирования режима работы структурных элементов и с задачей формирования резервов на защиту заданного уровня реализации функции системы.

В случае, когда результат является одноадресным, возможность регулирования связывается с планированием распределения результатов внутри системы во времени (например, календарное согласование отдельных стадий производственного процесса) в силу того, что потребление одноадресной продукции зависит от производственного ритма. Следовательно, именно задача регулирования во времени становится основным

условием защиты интересов структурных элементов по входу в случае одо т~х о

ноадресной продукции. В ситуациях, когда различные хозяйственные единицы нуждаются в одном и том же виде продукции или в одном и том же виде услуг, но с неравномерной по времени интенсивностью, средством защиты интересов соответствующих структурных звеньев является накопление и распределение многоадресных условий в рамках хозяйственной системы.35

Третьим элементом входа является оснащение.36 Появление оснащения в структурном элементе приводит к изменению состава свойств и их распределения по элементам системы, т. е. к росту сложности. Рост сложности приводит к изменению множества потенциально возможных связей, следовательно, в составе контролируемых связей появляются новые элементы. Возникновение новой группы связей приводит к необходимости их проверки на эффективность и выгодность, следовательно, необходимо некоторое время, в течение которого осуществляется перебор возможных вариантов взаимодействия, порожденных изменением сложности. Увеличение организованности хозяйственной системы обусловлено выбором наиболее эффективного набора связей. Длительность во времени решения замены оснащения, его важность с точки зрения организованности системы в целом требуют наличия в системе специальных звеньев, ответственных за создание предварительных условий, облегчающих выбор эффективных связей. Совокупность такого рода условий называется резервированием по оснащению. В рамках отрасли, например, это подразделение, которое занимается строительством и реконструкцией предприятия от монтажа оборудования до вывода предприятия на проектную мощность. Отсутствие такого резервирования по оснащению в действующих структурах порождает затягивание освоения производственных мощностей, растягивание сроков строительства, удорожание строительства и т. п.

Соответственно этому в блоке У4 выделяются следующие типы структурных модулей:

У41 - многоадресной комплектации;

У42 - одноадресной комплектации;

У43 - резервирования по оснащению

Блок У3. Данный блок получен соединением исходных условий с инвестиционным видом деятельности. Элементы этого блока связаны с научно-технической политикой, кадровой политикой и организационной политикой на местах. Их деятельность направлена на изменение состава и разнообразия результатов. Достижение этих целей связано с устранением ограничений собственной материальной базы и ограничений, обусловленных квалификационным потенциалом. Преодолеваются они за счет того, что адаптируются научно-технические открытия вне системы (использование результатов фундаментальных и прикладных наук) и обновляется квалификация работников. Например, знания, зафиксированные в теоретической, научно-методической и учебной литературе, конструкторско- технологической, проектной и нормативно-технической документации, разработанной специализированными отраслевыми и ведомственными организациями, в информационно-обзорных и реферативных фондах о передовом научно-техническом и организационном опыте, в технической документации, уже использовавшейся в производстве, в стандартах, в описаниях изобретений, в документации, приобретенной по лицензиям, и в другой, получаемой производственно-хозяйственными организациями документации, вместе со знаниями, определяющими квалификацию персонала, а также материализованными в приобретаемых со стороны средствах производства (материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, инструменте, оборудовании, сооружениях), представляют собой научно-технический потенциал промышленных предприятий и объединений.

Задачей последних является освоение всех этих знаний и материализация

их в выпускаемой продукции и производственных процессах.37

Элементы блока по условиям деятельности являются инновационными. Инновационная деятельность приводит к изменениям и усовершенствованиям во всех остальных видах деятельности системы. Это могут быть нововведения в продуктах и процессах, в количестве и типах ресурсов, используемых системой. Это могут быть нововведения в организации производства, методах планирования и управления. Инновационная деятельность системы может вызвать также изменения в ее среде. Конкретно в сферу деятельности элементов инновационного блока попадают задачи обновления видов продукции, поиска типов оборудования, подлежащих замене, разработки новых технологических процессов и видов материалов, повышения квалификации работников, изменения структуры профессиональной деятельности, совершенствования внутренних, хозяйственных механизмов и т. п. Деятельность в инновационной сфере связана либо с модификацией существующего образца изделия (продукта, услуги), либо с получением принципиально нового образца изделия (продукта, услуги) и требует изменений в составе элементов оснащения (оборудования) катализатора и входов хозяйственной системы. Если система функционирует без таких изменений, то она выпускает условно-постоянные изделия (продукты, услуги). Нововведения в продукты и (или) процессы ведет к изменению и содержания труда, способствуя духовному и профессиональному росту работающих, к преобразованию «процесса производства из простого процесса труда в научный процесс, ставящий себе на службу силы природы и заставляющий их действовать на службе у человеческих потребностей.. ,»38

Изменение состава элементов оснащения (оборудования) предполагает решение вопросов разработки новых моделей оборудования, оснастки для технологических процессов, новых видов инструментов и т. п. На крупных машиностроительных предприятиях существуют специальные подразделения (например, отделы главного технолога), специализированные цехи (например, инструментальные), занимающиеся решением соответствующих вопросов.

Изменение состава элементов катализатора связывается с повышением квалификации распорядителей хозяйственной системы с совершенствованием механизмов хозяйственной заинтересованности (оплата труда, стимулирование). В существующей системе повышения квалификации на предприятии имеются звенья, управляющие ее изменением (переподготовка кадров, обучением на рабочих местах и т. п.).

Изменение состава элементов входа связано с необходимостью поиска новых видов сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п. Особую роль в инновационной сфере играет группа звеньев, ответственных за синтез образцов изделий (продуктов, услуг). Собственно, эта группа звеньев обеспечивает разнообразие элементов выхода хозяйственной системы. Процесс синтеза образцов изделий (продуктов, услуг) предполагает взаимосогласованное изменение элементов оснащения, катализатора и входов хозяйственной системы. Создание образцов изделий (продуктов, услуг) - самостоятельная область деятельности на всех предприятиях массового производства. Следует заметить, что действующие в настоящее время критерии специализации, основанные на объемных характеристиках, в структурном плане привели к обособлению звеньев, ответственных за синтез образцов, в самостоятельной организации. Например, в легкой промышленности появились общесоюзные и республиканские дома моделей, которые для всех предприятий создают образцы изделий. Такое стремление к экономии обернулось очень дорогими потерями от затоваривания, связанного с несовпадением по времени появления модели на рынке и спроса на нее. При решении соответствующих вопросов специализации нужно руководствоваться основополагающим принципом организации, заключающимся в том, что чем более массовым является производство продукции, чем крупнее тираж, тем ближе к выпуску тиражных образцов должны быть соответствующие звенья, отвечающие за синтез образцов, и наоборот, чем более уникальными являются экземпляры, тем больше оснований для организационного обособления соответствующих звеньев. То что эффективно, например, в авиационной промышленности, не оправданно в легкой.

Таким образом, в сфере У3 выделяются четыре типа структурных модулей.

У31 - отвечающие за изменение элементов оснащения (оборудования);

У32 - отвечающие за изменение элементов катализатора;

У33 - отвечающие за изменение элементов входа;

2(У3)- ответственные за синтез образцов изделий (продуктов, услуг).

Блок У2. Элементы данного блока обслуживают выходы системы. Здесь получают окончательное завершение результаты деятельности всех других структурных элементов системы. Влияние элементов блока У2 на уровень реализации функции системы носит непосредственный характер, так как здесь выпускаются продукты и предоставляются услуги, представляющие собой материализацию результатов согласования интересов данной системы с потребителями. Все остальные элементы структуры могут налаживать свои взаимодействия в рамках внутренних отношений, рассматриваемой структуры и не имеют прямого выхода через продукты и услуги на те системы потребности, удовлетворение которых связано с реализацией системы. Все они оказывают воздействие на эти потребности опосредованно, через элементы блока У2.

Элементы блока У2 связаны с замыкающими результатами хозяйственной деятельности в системе. Каждый вид продукта (услуги) может оказаться приемлемым для других систем, если он отвечает их интересам, следовательно, по отношению к каждому произведенному продукту или каждой представляемой услуге, возникает некоторая совокупность экономических отношений, взаимодействий, критериев выбора, которыми с одной стороны пользуются звенья рассматриваемой системы, а с другой - пользуются потребители их продукции. Характер этих взаимоотношений, виды связей могут быть положены в основу классификации элементов блока У2.

В традиционном представлении при проектировании структур основной классификации выпускаемой продукции выступают технологические условия ее производства. Если рассмотреть, например, структуру любой отрасли, то в ней четко прослеживается разделение предприятий по признакам однородности применяемой технологии.

Исходя из примата организационно-экономических решений над техническими необходимо в основу классификации положить экономическую типизацию продуктов, полученную на основе базовых теоретических предположений о признаках структурного разделения хозяйственных систем. Поэтому признаком классификации является экономический тип продукции, который характеризует сферы экономических воздействий, по тем видам общественных потребностей, в удовлетворении которых будет участвовать созданная в данной системе продукция.

Необходимость ориентации всей хозяйственной деятельности на конечные результаты позволяет заключить, что для данной хозяйственной системы и ее элементов нет и не должно быть других общественных потребностей, кроме тех, которые обусловлены деятельностью ее непосредственных потребителей. Для нее общественные потребности материализуются в нуждах тех потребителей, которые установлены общественной инфраструктурой - планом кооперированных поставок.

Промежуточные результаты классифицируются на одноадресные, многоадресные продукты и услуги, связанные с оснащением.

В блоке У2 решается задача защиты свойств (продукта, услуги) в объеме от влияния внешних возмущений. В условиях многоадресных поставок звенья блоков У2 занимаются решением специфических задач, связанных со стандартизацией требований к выпускаемой продукции. Экономическим содержанием поставленной задачи является сведение разнородных требований потребителей к некоторым унифицированным характеристикам. Таким образом, задачами звеньев, связанных с многоадресными поставками, являются обеспечение снижения технологического разнообразия результатов и повышение комбинаторного разнообразия путем соединения разных унифицированных элементов. Если этого не удается сделать внутренними средствами, то прибегают к воздействию на элементы среды - потребителей данной системы путем их отбора и рекламы. Функция рекламы заключается не только в том, чтобы увеличить спрос на свой продукт, но и в том, чтобы сделать однородными ожидания относительно продукта или услуг данной системы.39

При одноадресных поставках возникают другие экономические задачи, главной из которой является задача согласования интересов поставщиков и потребителей. Эта задача решается путем совершенствования хозяйственного механизма, процессов ценообразования и т. п. Одноадресные и многоадресные поставки рассматриваются только по тем изделиям, продуктам или услугам, которые у потребителей используются для преобразования образца в тираж. Таким образом, эти изделия, продукты или услуги становятся элементами новых изделий, продуктов или услуг потребителей.

Существует специальный класс поставок, которые у потребителя не преобразуются в тираж, а служат источником обновления или замены его оснащения. Отметим, что с позиций системы более высокого уровня поставки оборудования на замену оснащения или на его обновление играют для нее разную роль. При поставке оборудования для замены оснащения у потребителей материально-технические условия реализации функции системы более высокого уровня не изменяются. Функция не реконструируется. Обновление оснащения означает изменение материально-технических условий, т. е. реконструкцию функции системы более высокого уровня.

Таким образом, если деятельность системы связана с формированием промежуточных результатов, то в блоке У2 выделяются три типа структурных модулей:

У21 - отвечающие за многоадресные поставки;

У22 - отвечающие за одноадресные поставки;

У23 - отвечающие за обновление или замену оснащения.

Блок Ъ представляет собой сферу руководства. Одной из форм руководства является власть. Власть рассматривалась, как признанное право давать дополнительные задания без выделения дополнительных ресурсов. Было показано, что власть необходима для компенсации возмущений либо по элементам входа, либо по элементам выхода, либо по элементам процессора. Власть координирует деятельность людей, работающих на один класс задач.

Соответственно в блоке Ъ выделяются два типа структурных модулей:

Ъ1 - ответственные за использование ресурса власти;

Ъ2 - обслуживающие Ъ1.

Исходя из изложенного базовая кибернетическая модель управлении персоналом предприятия может быть представлена схемой на рис. 3.4. Хі \ Уі Х4 У4 Ъ У2 Х2 Уз \ Хз Рис. 3.4. Кибернетическая базовая модель управления персоналом

предприятия

В заключение заметим, что исходя из выделенных направлений деятельности инновационной инфраструктурной и эксплуатационной сферы можно наметить определенную цепочку преобразований в базовой структуре деятельности, характеризующих движение информации в системе (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Система преобразований в управлении персоналом предприятий

уз? Ъ(уз) ?

Как видно из схемы (рис. 3.5), вся внутренняя цепочка преобразований определяется без власти, без административного воздействия, только на основе структурного и информационного механизмов реализации.

В модели базовой структуры деятельности определены условия функционирования каждого из пяти блоков структуры. Дальнейшая дифференциация блоков структуры, выявление направлений деятельности выделенных частей и области их взаимодействий возможны на основе разделения решений по законченности экономического цикла получения полезного результата и группировки решений по их отношению к условиям реализации функции системы управления персоналом предприятия.

Можно полагать, что операционализация деятельности организационных структур управления персоналом позволяет установить устаревшее представление о кадровой службе предприятия, которое связано со следующими ее задачами: -

документальное оформление персонала на работу; -

ведение документации личных дел; -

учет квалификации работающих.

Одновременно процесс операционализации раскрывает понимание процессов трансформации деятельности службы управления персоналом, которая ориентирована на решение следующих задач: -

поиск персонала; -

проведение адаптации принятого персонала; -

организацию и проведение обучения работающих; -

периодическую аттестацию персонала; -

ведение компьютерной информационной базы данных по персоналу; -

определение рисков, связанных с деятельностью персонала; -

прогнозирование девиантного поведения персонала при изменении условий его деятельности; -

создание системы оценки персонала; -

отслеживание ситуаций на рынке труда; -

планирование перемещений персонала на предприятии; -

планирование деловой и профессиональной карьеры персонала; -

руководство службой физической, экономической и информационной безопасности персонала и т. п.

В деятельности службы управления персоналом решаются и такие задачи, как адаптация работников к условиям деятельности предприятия. Адаптация персонала - это скорейшее введение работника в организацию работы на рабочем месте, знакомство с принципами и традициями в деятельности предприятия, начальное обучение. Должно пройти определенное время, прежде чем человек активно включится в процесс деятельности коллектива. Адаптацию определяют как процесс познания механизма власти, идеологии, правил деятельности в организации, а также должностных обязанностей. К мероприятиям, ускоряющим адаптацию нового сотрудника относятся:

реалистическая вербовка (полное информирование об условиях труда);

всестороннее информирование на рабочем месте (характеристика предприятия, кадровая политика, режим труда, перспективы роста, коллеги, справочные данные);

предоставление подробной должностной инструкции с описанием основных видов работ;

проведение ритуала посвящения;

проведение ознакомительных семинаров;

наставничество (помощь со стороны равного по положению);

использование шефства (помощь со стороны более высокого по положению);

помощь в планировании деятельности и контроль за содержанием и сроками работ.

Вновь принятым работникам вручают Правила поведения на предприятии, Принципы культуры организации, Справочник работника и другие поддерживающие информационные материалы.

Мероприятиями, обеспечивающими безопасность труда, являются:

информирование об опасностях;

учебное проигрывание последствий нарушений условий труда;

тренировка методам труда;

повышение надежности оборудования

приспособление конструкции оборудования к способностям человека;

сокращение вредного воздействия на окружающее пространство;

улучшение эргономики рабочего места;

создание специальных тренажеров;

повышение квалификации работающих;

разработка системы и курирование подразделений обеспечения физической, экономической и информационной безопасности персонала.

Поддержка работающих более старшего поколения включает:

предоставление чрезвычайного отпуска;

перерыв в карьере (временный уход с работы, временный перевод на другую должность, перерыв в работе на предприятии;

предоставление гибкого рабочего графика;

предоставление неполного рабочего дня;

совмещение должности, работ;

работу на дому.

В системе управления персоналом предприятия решаются вопросы формирования социальной архитектуры, которая представляет собой подбор оптимального соотношения различных социальнопрофессиональных групп работников, функциональных подразделений и органов управления функциональной структурой предприятия.

Совместно со структурными подразделениями служба управления персоналом предприятия осуществляет:

демографические исследования;

прогнозирование изменения структуры персонала;

планирование изменения состава персонала;

подбор резерва на ключевые должности;

организацию довузовской подготовки;

организацию обучения персонала;

сотрудничество с учебными заведениями;

аттестацию кадров;

анализ движения и изменения состава персонала;

ведение документации личных дел работающих;

организацию деятельности социальной базы;

подготовку документов по персоналу;

рассмотрение трудовых взаимоотношений и юридических споров, консультирование;

планирование и учет расходов на трудовые ресурсы;

тарификацию рабочих мест;

оценку уровня безопасности труда;

согласование правил оплаты труда.

Служба управления персоналом предприятия при взаимодействии с другими структурными подразделениями выполняет следующие виды работ:

разрабатывает перспективные планы работы с персоналом, определяет необходимое финансирование по его реализации и источники комплектования кадрами;

анализирует состояние текучести рабочих кадров и вырабатывает предложения по ее сокращению;

составляет статистическую отчетность по формам «Специалисты» и «Научные кадры»;

осуществляет оформление приема, увольнения и перевода внутри подразделений работников, проводит собеседования и консультирование по социально-трудовым вопросам;

проводит профориентационную работу в школах, обеспечивает на договорной основе профессиональную подготовку молодых рабочих и специалистов в технических училищах, колледжах и вузах; осуществляет связь с вузами и техникумами по подбору молодых специалистов для работы на предприятии;

организует производственную практику студентов-вузов, техникумов и учащихся технических училищ, а также целевую подготовку специалистов;

формирует списки резерва руководящих кадров и организует его профессиональную подготовку; принимает участие в проведении аттестации руководителей и специалистов, обеспечивает их необходимой методической и организационной документацией;

оформляет документы (загранпаспорта, визы, анкеты и др.) для командирования, специалистов объединения за границу;

организует учет нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка, обеспечивает взаимодействие с внешними организациями по этому направлению, анализирует состояние трудовой дисциплины в подразделениях объединения и представляет рекомендации по организации работы с нарушителями;

обеспечивает механизированный учет кадрового состава, ежемесячный анализ движения кадров по каждому подразделению и объединению в целом; ведет базу данных по персоналу для счета заработной платы рабочих и служащих;

подготавливает комплекты материалов к представлению работников для награждения правительственными наградами и почетными званиями;

выполняет работы по ведению и хранению трудовых книжек, определению всех видов трудового стажа для начисления пенсий и различных выплат;

ведет прием граждан по вопросам социального обеспечения;

ведет учет военнообязанных и призывников в армию, организует начальную военную подготовку призывной и допризывной молодежи;

обеспечивает контроль за выполнением руководящим составом структурных подразделений трудового законодательства и Закона Российской Федерации «О занятости населения»;

осуществляет связь с районными исполнительными органами и общественными организациями;

обеспечивает юридическое консультирование руководителей по вопросам трудового права, формам и методам работы с персоналом;

собирает и обобщает заявки подразделений на подбор кадров, подбирает преподавательский состав, разрабатывает целевые программы, обеспечивает аудиториями и техническими средствами обучения, заключает договоры с другими учебными заведениями; организует производственную практику студентов на предприятии;

  • 3.3. Процедурное обеспечение системы управления персоналом предприятия