Снегоболотоход: сделать самому или купить? Разберемся!

Снегоболотоходы являются весьма полезным приспособлением, которое необходимо не только деревенским жителям, но и любителям рыбалки/охоты. После выпадения осадков большая часть проселочных дорог становится, мягко говоря, труднопроходимой, и на некоторых из них даже «Нива» не сможет проехать. Единственным спасением в таких случаях может стать вездеходное транспортное средство на шинах низкого давления, предназначающееся как раз для таких сложных условий езды.

Снегоболотоходы — это универсальные вездеходы, для которых почти нет преград

Что собой представляют такие снегоболотоходы?

В многочисленных видеороликах подчеркивается проходимость данной чудо-техники. Так, в видео, приведенном ниже, можно наглядно увидеть, что для описываемых вездеходов никаких преград нет в принципе.

И без разницы, каменистая местность, болотистая или песчаная – снегоболотоход отлично с ней справится, преимущественно благодаря этим самым колесам.

Обратите внимание! Было доказано, что предельная проходимость данного типа техники достигается при условиях, когда площадь плоской части шины, соприкасающейся с поверхностью, соответствует 1/3 или 1/4 диаметра самой шины.

Как результат – давление на поверхность под весом транспортного средства минимизируется. Более того, если давление в шинах превышает давление на них поверхности, то исчезает пластическая деформация. По таким поверхностям автомобиль передвигаться попросту не сможет, поэтому давление и снижают (в пределах разумного, конечно).

Конструктивные особенности

Отличительной особенностью всех представителей рассматриваемого класса техники является то, что рама у них шарнирно-сочлененная. Именно благодаря этому колеса способны располагаться практически под любым углом (не превышающим предусмотренный конструкцией показатель) по отношению к остальным. А это, в свою очередь, существенно повышает проходимость снегоболотоходов. Еще такая рама снижает риск переворачивания автомобиля на бок, что крайне важно в условиях экстремальной езды – к примеру, по каменистому грунту.

Вездеходы могут иметь по два или три моста, конкретное число зависит от эксплуатационных условий. Двигатель может быть двух типов:

  • дизельным;
  • карбюраторным.

Если машина будет использоваться для охоты, то предпочтение лучше отдать второму варианту.

Разновидности вездеходов на колесах низкого давления

Классификация описываемой техники основывается исключительно на том, по какому грунту она будет передвигаться. Как результат – таких разновидностей всего три, ознакомимся с ними.

  • Болотоходы. Как можно судить из названия, они предназначаются для езды по болотистой местности. Считаются универсальной техникой, поскольку для них нет никаких преград – они не боятся ни камней, ни неглубоких водоемов, ни снега.
  • Снегоходы. Эти транспортные средства используются преимущественно в северных регионах страны, где снег лежит практически круглогодично. Для столь суровой местности это, как правило, единственно возможная техника для передвижения.
  • Амфибии. Внутри колесных дисков таких автомобилей располагаются плавучие наполнители, днище полностью герметично. Для того чтобы передвигаться по водной поверхности, зачастую используется специальный водомет. К слову, у некоторых современных моделей в качестве движущей силы в данном случае выступает вращение колес.

Сколько стоит такая техника?

Существует немало видов снегоболотоходов, оборудованных шинами низкого давления. В качестве примера рассмотрим самые популярные из них.

  • Наиболее растиражированной из них является, пожалуй, «Нива» на МАРШ, созданная на базе ВАЗ-2121 в далеком 1995-м. Внешне автомобиль ничем не отличается от оригинала, изменились только колесные арки. За счет движения колес эта «Нива» способна двигаться по воде, правда, со скоростью всего в 4 км/час. До сегодняшнего дня произведено не более 400 таких вездеходов, что неудивительно, цена Нивы Марш начинается от 1 200 000 рублей за модель базовой комплектации (т. е. даже без лебедки).

  • Еще одним серийным болотоходом является ШЕРП , выпущенный в прошлом году одноименной компанией. Выглядит он компактно и необычно. Подвеска пневмоциркуляционная (иными словами, когда одно из колес натыкается на преграду, часть воздуха из него переходит в общую систему; таким образом, все шины уравновешиваются). В этом и заключается главный недостаток болотохода ШЕРПа: если будет пробито одно колесо, то спустят все четыре. Стоимость стандартной комплектации составляет примерно 3 850 000 рублей.

Обратите внимание! Некоторые умельцы делают такие вездеходы собственноручно, что вполне объяснимо, ведь это обходится как минимум в несколько раз дешевле.

Для этого требуются не только соответствующие навыки, но и специальное оборудование. Рассмотрим, как происходит данный процесс.

Снегоболотоходы своими руками – возможно ли это?

Возможно, но процедура, как отмечалось выше, непростая. Начать следует с выбора двигателя. В целях высокой проходимости подойдут такие агрегаты:

  • моторы от моделей ЗАЗ;
  • моторы от мотоциклов;
  • мотоблоки;
  • двигатели от отечественных авто.

Как правило, для этого народные умельцы используют моторы от мотоблоков. Что касается ходовой части, то здесь требуется независимая подвеска. Ее можно сделать самому из труб, углов и швеллеров, причем как сочлененной, так и цельной. Но в целом, процесс изготовления состоит из шести основных этапов.

Этап первый . Вначале подбирается основа, на которую будут устанавливаться все детали. Это может быть и рама от мотоцикла или автомобиля, и самодельная конструкция.

Этап второй . Далее создается подвеска и задний мост. Подвеска должна быть независимой – это достаточно трудоемко, зато проходимость вездехода, равно как и уровень комфорта во время езды, будет более высокой. Для соединения подвески с задним мостом используется рулевая втулка и специальная стойка.

Этап третий . После этого к подвеске устанавливаются колеса. Для крепления камер используются железные ступицы.

Обратите внимание! Здесь можно применить готовые колеса с низким давлением от КамАЗа либо «Урала». Так повысится сцепляемость самодельного транспортного средства с поверхностью, да и безопасность езды заметно увеличится.

Этап четвертый . Устанавливается выбранный ранее двигатель, также обустраивается система охлаждения для него.

Этап пятый . Устанавливается выхлопная и тормозная системы, сцепление. Параллельно сооружается корпус будущей конструкции. В конце обустраивается проводка, подключаются все источники света.

Этап шестой . Проводится пробный запуск. Так можно проверить, насколько работоспособен созданный вездеход. При наличии каких-то проблем или неполадок их нужно немедленно устранить.

Как сделать болотоход своими руками (видео)

Что важно учесть?

  1. Внимание работе следует уделять ежедневно. Если вы не уверены в том, что сможете это делать, то лучше вообще ничего не затевайте.
  2. Заранее создайте проект будущей конструкции. При необходимости используйте чертежи других изобретателей, благо в Интернете таких масса.
  3. Правильно распланируйте бюджет. Да, изготовление своими руками поможет существенно сэкономить, но для этого следует рассчитать стоимость расходных материалов и заранее их приобрести. Также нужно немного отложить на случай, если «не будет хватать».

Как видим, описываемые снегоболотоходы весьма полезны для труднопроходимой местности. Стоят они достаточно дорого, однако при наличии навыков и соответствующего оборудования можно существенно сэкономить, построив транспортное средство своими руками.